Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Каракулинский детский сад № 1»
Конспект по духовно – нравственному воспитанию
«Секреты бабушкиного сундука»
Выполнила: Кибардина Октябрина Минеравгатовна
воспитатель
с. Каракулино, 2022 год
Программа: «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы)
Цель образовательной деятельности: Приобщать детей к истории национальной культуры.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о русском национальном костюме.
Расширить представление о цветном колорите русского костюма.
Продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и детьми;
побуждать детей интересоваться смыслом новых слов.
Развивающие:
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
Создавать условия для воспитания интереса к русской культуре.
Воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.
Словарная работа:
Обогащать и активизировать словарь детей. (кокошник, косоворотка порты)
Предметно пространственная среда – оборудование и материалы:
Столы, лавка, картина бревна, сундук, куклы в народных костюмах (мальчик и девочка), презентация, запись со звуками , фигурки кукол: красная девица в красном сарафане, красная девица в синем сарафане.
Предварительная работа: Чтение К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривание иллюстраций по тексту; Проведение бесед на тему «Как одевались в старину», беседа о русском народном костюме,
Методические приемы: показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, игровая ситуация, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми и т.д.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент. Приветствие. Звучит русская народная мелодия «Народная» Гости входят в группу, украшенную в народном стиле. Песня №1 |
|
Дети: | Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рады видеть вас у себя в гостях! |
Девочки с поклоном: | Здравствуйте, добрые молодцы! |
Мальчики с поклоном: | Здравствуйте, красны девицы! |
Воспитатель: | Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома!
Горница у меня небольшая да красивая какая! |
Воспитатель: | Ну, что же, гости, проходите, на меня все посмотрите,
Я сегодня не проста, а загадочно ярка! Ребята, вы любите путешествовать? |
Да | |
Тогда я вам предлагаю отправится в далекое прошлое. | |
Как вы думаете, что такое – прошлое? | |
Ответы детей | |
– Ребята, а возможно человеку оказаться в прошлом? (нет)
-Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть нельзя). -А что нам может помочь вернуться в прошлое? (рассуждение детей) |
|
-Посмотрите, какой красивый старинный сундучок. Он то и поможет нам! | |
Воспитатель: | Сундучок то не простой, он волшебный, расписной.
Сундучок открывается, путешествие начинается! Дети присаживаются на стульчики. Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем. Посмотрите, ребята, а сундучок то не пустой, там, что – то есть. |
ИГРА «Отгадай и покажи» | |
Воспитатель: | Это часть костюма
Не мужской кафтан. Носит красна девица Длинный ….. (Сарафан) Он украшает голову, на цветок похож. Весь расшит узорами, уж очень он хорош. А зовут такой убор (Кокошник) Что же это за одежда: С четырьмя отверстиями. В одно входишь, А в три выходишь. (Рубаха) Надену – ободом сведет, Сниму – змеею упадет, Тепла не дает, А без него холодно. (Пояс) Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них ходили раньше люди И плели из лыка. А чтоб с ножки не спадали, Их веревкой привязали. (Лапти) |
Воспитатель: | Как вы думаете о чем мы с вами будем сегодня говорить? |
Ответы детей: | О русских костюмах, о старинной одежде…….. |
аудиозапись | Вдруг откуда-то слышится: «Помогите! Помогите!»
Песня №2 |
Воспитатель: | Ребята, это вроде голос раздается из сундука |
Воспитатель открывает сундук достает кукол, мальчика и девочку, в перепутанных костюмах. | |
Воспитатель: | Маша и Ваня что вы здесь делаете? Зачем Ваня ты надел сарафан? Маша почему ты в косоворотке? Маша ты же девочка?
Ребята разве мальчики носят сарафаны? |
Ответы детей: | Нет. |
Какую одежду в старину носили мужчины? | |
Ответы детей: | Рубаху с поясом и штаны. |
Воспитатель: | Правильно, мужчины носили штаны, которые назывались порты. Давайте вместе проговорим это слово ПОРТЫ. (Арина как назывались штаны в старину? Тарас, что такое ПОРТЫ?) Мужскую рубаху называли– косоворотка. Повторите и запомните это слово. «Косоворотка» Данил как называлась в старину рубаха? Косоворотка подпоясывали поясом.
На ноги мужчины одевали сапоги. Сапоги считались праздничной обувью А повседневной обувью были лапти. Приглашаю вас поиграть в русскую народную игру «Лапти» |
Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением мужского русского народного костюма. | |
Русская народная игра «Лапти» | Песня №6 |
Воспитатель: | Ребята, а что носили женщины? |
Ответы детей: | Женщины носили длинные рубахи, сверху надевали сарафан. |
Воспитатель: | Женщины в старину носили длинную рубаху до пола. Поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами. На ногах женщины носили лапти. На голове носили платок, кокошник. В старину платки не только носили, с ними еще играли. Приглашаю всех поиграть в игру «Наш платочек голубой».
Подвижная игра «Наш платочек голубой». Дети идут по кругу со словами: Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой. Ты беги, платок, по кругу, выбирай скорее друга. (В это время водящий ходит с платком по внешней стороне круга. После слов он роняет платок. Участник, за спиной которого упал платок, поднимает его и бежит в противоположную от водящего сторону. На свободное место встает тот, кто быстрее добежит). Песня №6 |
Воспитатель: | Молодцы, ребята, весело играли, а теперь
давайте поможем Ване и Маше правильно одеться. Ребята давайте вспомним, что носили мужчины и женщины в старину. Дети одевают кукол правильно |
Воспитатель: | Посмотрите, какие цвета использовали для пошива одежды? (Белый, синий, жёлтый, красный, коричневый).
Вы знаете, что символизирует каждый цвет? |
Дети: | Нет |
Воспитатель: | Хотите узнать? |
Дети: | Да |
Воспитатель: | Белый цвет – это свет и чистота;
Жёлтый цвет – это солнце, богатство; Синий цвет – символ неба, молодости; Красный цвет- символ тепла, праздника, радостного настроения. Коричневый цвет – означает землю-кормилицу. |
аудиозапись | Из сундучка слышится русская народная мелодия. |
Воспитатель: | Ребята, слышите?… Музыка играет…
Песня №5 |
Воспитатель: | Да это же волшебный сундучок… Сейчас посмотрим, что он нам еще припас: «Сундучок мы открываем, что внутри сейчас узнаем».
Это подарки для вас, ребята, куколки в «Русских костюмах». Воспитатель раздает, кукол |
Воспитатель: | Сундучок мой закрывается, путешествие завершается. |
Воспитатель: | Все сегодня молодцы, хорошо отвечали. |
Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
Кому помогали? (ответы детей) Какую, одежду, носили мужчины и женщины в прошлом? С какими новыми словами мы познакомились? Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Рефлексия Ребята, если вам было сегодня интересно, и вы со всем справились – возьмите девицу в красном сарафане – Если вам было не интересно, и у вас ни чего не получилось – возьмите – девицу в синем сарафане Подумайте и выберите. Дорогие гости до свидания, до следующей встречи. |