Конспект занятия “Секреты бабушкиного сундука”

ФИО: Кибардина О.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1734
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия "Секреты бабушкиного сундука"
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Каракулинский детский сад № 1»

Конспект по духовно – нравственному воспитанию

«Секреты бабушкиного сундука»

Выполнила: Кибардина Октябрина Минеравгатовна 

воспитатель 

с. Каракулино, 2022 год

Программа: «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы)

 

Цель образовательной деятельности: Приобщать детей к истории национальной культуры.

Задачи:

 Образовательные:  

Закрепить знания детей о русском национальном костюме.

Расширить представление о цветном колорите русского костюма.

Продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и детьми;

 побуждать детей интересоваться смыслом новых слов.

Развивающие:  

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

 Создавать условия для воспитания интереса к русской культуре.

Воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.

 

Словарная работа:

 Обогащать и активизировать словарь детей. (кокошник, косоворотка порты)

 

Предметно пространственная среда – оборудование и материалы:

Столы, лавка, картина бревна, сундук, куклы в народных костюмах (мальчик и девочка), презентация, запись со звуками , фигурки кукол: красная девица в красном сарафане, красная девица в синем сарафане.

 

Предварительная работа: Чтение К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривание иллюстраций по тексту; Проведение бесед на тему «Как одевались в старину», беседа о русском народном костюме,

 

Методические приемы: показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, игровая ситуация, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми и т.д.

 

Ход образовательной деятельности

Организационный момент. Приветствие.
Звучит русская народная мелодия «Народная» Гости входят в группу, украшенную в народном стиле. Песня №1
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рады видеть вас у себя в гостях!
Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!
Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!
Воспитатель: Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома!

Горница у меня небольшая да красивая какая!

Воспитатель: Ну, что же, гости, проходите, на меня все посмотрите,

Я сегодня не проста, а загадочно ярка!

Ребята, вы любите путешествовать?

Да 
Тогда я вам предлагаю отправится в далекое прошлое.
Как вы думаете, что такое – прошлое?
Ответы детей
– Ребята, а возможно человеку оказаться в прошлом? (нет)

-Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть нельзя).

-А что нам может помочь вернуться в прошлое?

(рассуждение детей)

-Посмотрите, какой красивый старинный сундучок. Он  то и поможет нам!
Воспитатель: Сундучок то не простой, он волшебный, расписной.

Сундучок открывается, путешествие начинается!

Дети присаживаются на стульчики.

Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.

Посмотрите, ребята, а сундучок то не пустой, там, что – то есть.

ИГРА «Отгадай и покажи»
Воспитатель: Это часть костюма

Не мужской кафтан.

Носит красна девица

Длинный ….. (Сарафан)

Он украшает голову, на цветок похож.

Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

А зовут такой убор (Кокошник)

Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь. (Рубаха)

Надену – ободом сведет,                                                                                                                          Сниму – змеею упадет,                                                                                                                          Тепла не дает,                                                                                                                              А без него холодно. (Пояс)                                                                                   

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

Их веревкой привязали. (Лапти)

Воспитатель: Как вы думаете о чем мы с вами будем сегодня говорить?
Ответы детей: О русских костюмах, о старинной одежде……..
аудиозапись Вдруг откуда-то слышится: «Помогите! Помогите!»

Песня №2

Воспитатель: Ребята, это вроде голос раздается из сундука
Воспитатель открывает сундук достает кукол, мальчика и девочку, в перепутанных костюмах. 
Воспитатель: Маша и Ваня что вы здесь делаете? Зачем Ваня ты надел сарафан? Маша почему ты в косоворотке? Маша ты же девочка?

Ребята разве мальчики носят сарафаны?

Ответы детей: Нет.
Какую одежду в старину носили мужчины?
Ответы детей: Рубаху с поясом и штаны.
Воспитатель: Правильно, мужчины носили штаны, которые назывались порты. Давайте вместе проговорим это слово ПОРТЫ. (Арина как назывались штаны в старину? Тарас, что такое ПОРТЫ?) Мужскую рубаху называли– косоворотка. Повторите и запомните это слово. «Косоворотка»  Данил как называлась в старину рубаха? Косоворотка подпоясывали поясом.  

На ноги мужчины одевали сапоги. Сапоги  считались праздничной обувью А повседневной обувью были лапти. Приглашаю вас поиграть в русскую народную игру «Лапти»

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением мужского русского народного костюма.
Русская народная игра «Лапти» Песня №6
Воспитатель: Ребята, а что носили женщины?
Ответы детей: Женщины носили длинные рубахи, сверху надевали сарафан.
Воспитатель: Женщины в старину носили длинную рубаху до пола. Поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами. На ногах женщины носили лапти. На голове носили платок, кокошник. В старину платки не только носили, с ними еще играли. Приглашаю всех поиграть в игру «Наш платочек голубой».

Подвижная игра «Наш платочек голубой».

Дети идут по кругу со словами:

Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок, по кругу, выбирай скорее друга.

(В это время водящий ходит с платком по внешней стороне круга. После слов он роняет платок. Участник, за спиной которого упал платок, поднимает его и бежит в противоположную от водящего сторону. На свободное место встает тот, кто быстрее добежит).

Песня №6

Воспитатель: Молодцы, ребята, весело играли, а теперь

давайте поможем Ване и Маше правильно одеться.

Ребята давайте вспомним, что носили мужчины и женщины в старину.

Дети одевают кукол правильно

Воспитатель: Посмотрите, какие цвета использовали для пошива одежды? (Белый, синий, жёлтый, красный, коричневый).

Вы знаете, что символизирует каждый цвет? 

Дети: Нет
Воспитатель: Хотите узнать? 
Дети: Да
Воспитатель: Белый цвет – это свет и чистота; 

Жёлтый цвет – это солнце, богатство;

Синий цвет – символ неба, молодости; 

Красный цвет- символ тепла, праздника, радостного настроения. Коричневый цвет – означает землю-кормилицу.

аудиозапись Из сундучка слышится русская народная мелодия.
Воспитатель: Ребята, слышите?… Музыка играет…

Песня №5

Воспитатель: Да это же волшебный сундучок… Сейчас посмотрим, что он нам еще припас: «Сундучок мы открываем, что внутри сейчас узнаем».

Это подарки для вас, ребята, куколки в «Русских костюмах».

Воспитатель раздает, кукол

Воспитатель: Сундучок мой закрывается, путешествие завершается.
Воспитатель: Все сегодня молодцы, хорошо отвечали.
Ребята, где мы сегодня с вами побывали? 

Кому помогали? (ответы детей) 

Какую, одежду, носили мужчины и женщины в прошлом?

С какими новыми словами мы познакомились?

Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

 

Рефлексия

Ребята, если вам было сегодня интересно, и вы со всем справились – возьмите девицу в красном сарафане

– Если вам было не интересно, и у вас ни чего не получилось –  возьмите – девицу в синем сарафане

Подумайте и выберите. 

Дорогие гости до свидания, до следующей встречи.