НОД “Птицы весной”

ФИО: Королева Н.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1736
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: НОД "Птицы весной"
Итоговая оценка: 2 место,  76 баллов(-а)



                  Конспект НОД в средней группе «Птицы весной»

 

Задачи:

– закрепить знания детей о перелетных птицах, умение классифицировать зимующих и перелетных птиц;

– развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение делать выводы, мелкую моторику пальцев рук;

– воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

 

Ход НОД.

     1 часть. 

– Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро. Давайте поприветствуем друг друга словами:

«Доброе утро, скорей проснитесь, солнцу шире улыбнитесь!»

– Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю вам отгадать загадку:

               «Вернулись раннею весной 

                Через моря, долины, 

               Певцы пернатые домой

              На родину с чужбины»

 

Ребята, я сегодня проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц? 

(Ответы детей: ……….)

 

Воспитатель: -Почему птицы прилетели именно к нам? (Потому что они у нас жили. Они вернулись на свою родину, наступила весна, появились насекомые.) 

 

Воспитатель: -Ребята, а весна наступила? Назовите мне пожалуйста признаки весны. (растаял снег, стало тепло, лопаются почки и появляются листочки, трава, подснежники, солнце греет, день становится длиннее).

 

Воспитатель: – Какие чудеса происходят весной в природе? (Снег превращается в воду, появляются первоцветы, подснежники, тюльпаны, нарциссы распускаются почки, и появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробивающейся травки и т.д.) 

 

Воспитатель: -Но самое главное чудо-это то, что именно весной к нам возвращаются наши пернатые друзья. И самая первая птица, которая прилетает к нам в марте – это скворец. В народе говорят: «Скворцы прилетели, значит весна пришла!»

 

-Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелётные)

                     Презентация «Перелетные птицы»

Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем в словесную игру «Хорошо- плохо»

Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. 

 

-Что хорошего в том, что птицы улетают от нас (зимой холодно в наших краях. Им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, т.к. все насекомые зимой спят, а в тёплых странах насекомые водятся круглый год.) 

 

-Что плохого в том, что птицы улетают от нас (Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги и т.д.) 

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелетных птиц? 

 

Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовем так же. (Дети заводят хоровод и произносят слова игры- заклички)

                              Игра «Закличка»

«Уж вы пташечки, щебетушечки, 

Прилетайте к нам. 

Весну ясную, весну красную

Принесите нам»

Дидактическая игра «Рассели птиц»

– Ребята, посмотрите на это волшебную березу. На правой стороне распустились листья – здесь у нас будут жить перелетные птицы, а на левой стороне еще зима. Там будут жить зимующие птицы. Будьте внимательны, не перепутайте зимующих и перелетных птиц.

На столе лежат картинки перелётных и зимующих птиц. Сейчас каждый возьмёт по 1-й птице.

Рассмотрите их, и определите, какие они- зимующие или перелётные. Давайте всех зимующих птиц пригласим на дуб, на котором изображена снежинка (зимующие: синичка, сорока, голубь, дятел, воробей.). А всех перелётных птиц пригласим к берёзе, на которой изображено солнышко. (перелётные: ласточка, скворец, иволга, соловей, кукушка) 

 

Вопитатель: – Что за чудо- деревья! Какие красивые птицы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали? (Перелётные: ласточка, скворец, иволга, соловей, кукушка; зимующие: синичка, сорока, голубь, дятел, воробей.)

 

Воспитатель: – Как, одним словом, можно назвать этих птиц (Перелётные)

 

                        -Ребята, а как, одним словом, можно назвать птиц, которые     остаются зимовать. (Зимующие).

 

2 Часть

Дидактическая игра «Каждой птичке своё место»

– Ребята, вы знаете, что каждая птичка весной возвращается на своё место. Посмотрите внимательно и скажите, правильно ли прилетели эти птицы. (Показываю изображения птиц и под ними неправильное место прилёта).

  1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(грач – пашня)

  1. Кто прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(ласточка – гнездо под крышей дома)

  1. Есть на дереве дворец.

Во дворце живёт певец.

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет.

(скворец – скворечник)

  1. Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый.

А затылок голый, красный.

Ходит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(журавль – болото)

Подвижная игра «Стайка»

– Давайте превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок, быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички,

Птички – невелички.

Птички летают, устали не знают.

Стоп! Сели птички на дорожку,

Поклевали птички крошки.

(Дети выполняют двигательные движения, указанные в тексте.

Бежать на носочках по кругу друг за другом.

Размахивать руками, как крыльями.

Присесть, развернувшись лицом в круг.

Стучать указательными пальцами по полу).

 

3 Часть. 

                                    Анализ занятия

– Что нового вы узнали о перелетных птицах?

– Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?

–Предлагаю детям создать альбом перелетных птиц с фотографиями и наблюдениями.

 

– Ребята, мне понравилось, как вы работали на: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!