Конспект НОД в средней группе «Птицы весной»
Задачи:
– закрепить знания детей о перелетных птицах, умение классифицировать зимующих и перелетных птиц;
– развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение делать выводы, мелкую моторику пальцев рук;
– воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
Ход НОД.
1 часть.
– Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро. Давайте поприветствуем друг друга словами:
«Доброе утро, скорей проснитесь, солнцу шире улыбнитесь!»
– Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю вам отгадать загадку:
«Вернулись раннею весной
Через моря, долины,
Певцы пернатые домой
На родину с чужбины»
Ребята, я сегодня проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц?
(Ответы детей: ……….)
Воспитатель: -Почему птицы прилетели именно к нам? (Потому что они у нас жили. Они вернулись на свою родину, наступила весна, появились насекомые.)
Воспитатель: -Ребята, а весна наступила? Назовите мне пожалуйста признаки весны. (растаял снег, стало тепло, лопаются почки и появляются листочки, трава, подснежники, солнце греет, день становится длиннее).
Воспитатель: – Какие чудеса происходят весной в природе? (Снег превращается в воду, появляются первоцветы, подснежники, тюльпаны, нарциссы распускаются почки, и появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробивающейся травки и т.д.)
Воспитатель: -Но самое главное чудо-это то, что именно весной к нам возвращаются наши пернатые друзья. И самая первая птица, которая прилетает к нам в марте – это скворец. В народе говорят: «Скворцы прилетели, значит весна пришла!»
-Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелётные)
Презентация «Перелетные птицы»
Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем в словесную игру «Хорошо- плохо»
Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.
-Что хорошего в том, что птицы улетают от нас (зимой холодно в наших краях. Им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, т.к. все насекомые зимой спят, а в тёплых странах насекомые водятся круглый год.)
-Что плохого в том, что птицы улетают от нас (Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги и т.д.)
Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелетных птиц?
Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовем так же. (Дети заводят хоровод и произносят слова игры- заклички)
Игра «Закличка»
«Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам»
Дидактическая игра «Рассели птиц»
– Ребята, посмотрите на это волшебную березу. На правой стороне распустились листья – здесь у нас будут жить перелетные птицы, а на левой стороне еще зима. Там будут жить зимующие птицы. Будьте внимательны, не перепутайте зимующих и перелетных птиц.
На столе лежат картинки перелётных и зимующих птиц. Сейчас каждый возьмёт по 1-й птице.
Рассмотрите их, и определите, какие они- зимующие или перелётные. Давайте всех зимующих птиц пригласим на дуб, на котором изображена снежинка (зимующие: синичка, сорока, голубь, дятел, воробей.). А всех перелётных птиц пригласим к берёзе, на которой изображено солнышко. (перелётные: ласточка, скворец, иволга, соловей, кукушка)
Вопитатель: – Что за чудо- деревья! Какие красивые птицы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали? (Перелётные: ласточка, скворец, иволга, соловей, кукушка; зимующие: синичка, сорока, голубь, дятел, воробей.)
Воспитатель: – Как, одним словом, можно назвать этих птиц (Перелётные)
-Ребята, а как, одним словом, можно назвать птиц, которые остаются зимовать. (Зимующие).
2 Часть
Дидактическая игра «Каждой птичке своё место»
– Ребята, вы знаете, что каждая птичка весной возвращается на своё место. Посмотрите внимательно и скажите, правильно ли прилетели эти птицы. (Показываю изображения птиц и под ними неправильное место прилёта).
- Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(грач – пашня)
- Кто прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(ласточка – гнездо под крышей дома)
- Есть на дереве дворец.
Во дворце живёт певец.
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет.
(скворец – скворечник)
- Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый.
А затылок голый, красный.
Ходит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(журавль – болото)
Подвижная игра «Стайка»
– Давайте превратимся в птичек и полетаем стайкой.
Вылетайте, птички, на лужок, быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка, полетай-ка!
Полетели птички,
Птички – невелички.
Птички летают, устали не знают.
Стоп! Сели птички на дорожку,
Поклевали птички крошки.
(Дети выполняют двигательные движения, указанные в тексте.
Бежать на носочках по кругу друг за другом.
Размахивать руками, как крыльями.
Присесть, развернувшись лицом в круг.
Стучать указательными пальцами по полу).
3 Часть.
Анализ занятия
– Что нового вы узнали о перелетных птицах?
– Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?
–Предлагаю детям создать альбом перелетных птиц с фотографиями и наблюдениями.
– Ребята, мне понравилось, как вы работали на: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!