Программа “Я -лидер”

ФИО: Летягина Ю.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1737
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Программа "Я -лидер"
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



                                      

 

Программа  дополнительного образования  для психологического сопровождения

Участников студенческого совета «Я – лидер»

среднего профессионального образовательного учреждения 

 

Образовательная программа разработана и утверждена Организацией.

Образовательная программа дополнительного образования – дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Легкая атлетика» рассмотрена  на заседании Педагогического совета, протокол от 30.08.2018 № 135, утверждена приказом директора СПб ГБПОУ КПСС  Ивиляном Имелсем Артемовичем от 29.05.2018 № 29-од.

Представленная образовательная программа «Легкая атлетика» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом российской Федерации от 29.12.2012 (ред. от 05.12.2017) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003 № 28-02-484/16 
  • «Концепцией развития дополнительного образования детей», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  •  «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
  • Приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2014 № 31102)
  • Распоряжением Комитета по образованию Санкт – Петербурга от 01.03.2017. № 617-р  Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных учреждениях Санкт –Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию 
  • Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 4.06.2014 № 453 «О государственной программе Санкт-Петербурга “Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы
  • Уставом Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж «ПетроСтройСервис», утвержденным распоряжением Комитета по образованию от  03.09.2013 № 2024-р.

В соответствии с пп.3 и 4 Статьи 75. «Дополнительное образование детей и взрослых» Главы 10. «Дополнительное образование» Федеральный закон российской Федерации от 29.12.2012 (ред. от 05.12.2017) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  • К освоению дополнительной общеобразовательной программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования.
  • Содержание дополнительной общеобразовательной программы и сроки обучения по ней определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной Организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительной общеобразовательной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы обеспечивает обучение, воспитание, развитие детей. 

Дополнительная образовательная программа включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист

2.Общие положения

2.1.Нормативная база разработки Программы

3.Цели и задачи реализации программы

4.Общая характеристика программы

5.Планируемые результаты освоения программы

6.Организационно-педагогические условия

7.Содержание и организация образовательного процесса

7.1.Учебный план

7.2.Учебно-тематический план

7.3.Содержание изучаемого курса.

7.4.Календарный учебный график

7.5.Кадровое обеспечение реализации Программы

7.6.Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации Программы

  • Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
  • Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,  дополнительной литературы:

– Основные источники 

– Интернет-ресурсы

7.7. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

8.Оценочные материалы

Представленные документы согласованы Педагогическим советом СПб ГБПОУ КПСС  (протокол от 30.08.2018 № 135) и утверждены приказом директора от  29.05.2018 № 29-од

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

 Основная задача данной программы оказать помощь учащимся  в приобретении нового эффективного опыта и знаний в области социальной психологии. В развивающемся современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть активной, творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем страны, вести за собой в созидательной деятельности. В связи с этим особую важность приобретает развитие лидерских качеств в подростковом возрасте,  так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. 

Данная программа  развивает интеллектуальную и эмоциональную сферу учащегося, оказывает непосредственное влияние на формирование  отношения к себе, к однокурсникам, к значимым  взрослым, помогает  приобрести и укрепить свой  социальный статус.  Готовит учащихся к реальной жизни: учит  общению,  быть более уверенными  в себе, разрешению конфликтных ситуаций,  даёт возможность  позитивно проявить себя.  

Педагогическая целесообразность:

 Программа позволяет решать проблему занятости свободного времени учащихся, пробуждает интерес к новой деятельности, к новой области знания, способствует личностному, интеллектуальному и творческому развитию.  Знания и навыки приобретенные при обучении по данной программе помогают учащимся  найти опору в жизни внутри себя,  готовят подростка к будущей самостоятельной жизни.   

 

Цель программы – Развитие личности, готовой к эффективному позитивному самовыражению через овладение  новыми знаниями, навыками и умениями, знакомство с основами социальной психологии.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Знакомство с понятием «лидерство»
  • Обнаружение и развитие в себе лидерского потенциала
  • Обучение приемам эффективного социального взаимодействия

Развивающие:

  • Развитие коммуникативного потенциала учащихся: умение устанавливать социальные контакты,  навыки эффективного  слушания; учить позитивному поведению в конфликтных ситуациях;           
  • Развитие навыка восприятия  и передачи информации, навыка ведения переговоров, проведения презентаций;
  • Развитие уверенности в себе, креативного мышления, эмоционального интеллекта;
  • Развитие лидерских качеств объединять, вдохновлять и вести за собой.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства ответственности;
  • Воспитание высоконравственной жизненной позиции;
  • Воспитание желания вести здоровый образ жизни и личностно развиваться;
  • Воспитание терпимость к мнению собеседника; 
  • Способствует профилактике асоциального поведения.

Условия реализации образовательной программы:

  • Возраст: от 14 лет
  • Условия набора:  собеседование, анкетирование.
  • Условия формирования групп: группы формируются из юношей и девушек

Срок реализации:

1 год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа.

Формы занятия, предусмотренные программой:

  • Мини-лекции, свободная творческая дискуссия, мозговой штурм, модерация;
  • Деловые игры, презентации, просмотр видео-материалов;
  • Выполнение творческих заданий – создание презентаций, выполнение практических заданий   

 в виде тестов. 

Ожидаемые результаты.

знать: 

  • понятия «личность», «лидер», «партнёрское общение», «конфликт»;
  • приёмы эффективного слушания, и ведения беседы;
  • эффективные  способы приёма и передачи информации;
  • эффективные стратегии поведения в конфликтной ситуации;
  • понятия  «уверенность», «креативность»;
  • стадии креативного мышления;
  • определение и способы развития эмоционального интеллекта.

уметь:

  • вести дискуссию, обмениваться мнениями, уважая права оппонентов; 
  • эффективно проводить презентацию;
  • проводить самопрезентацию;
  • уверенно публично выступать;
  • эффективно разрешать конфликтные ситуации.

 

Подведение итогов реализации:

  • Презентации, тесты;
  • Выступление-презентация с использованием приобретенных знаний и навыков .  

 

                                                                      

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

 

№ п\п Наименование разделов тем Количество часов
Всего Теория  Практика 
1. Введение. Инструктаж по технике безопасности. 2 2
2. Понятие лидерства. Развития навыков эффективного социального взаимодействия с окружающими 48 15 33
2.1 Понятие лидерства и выявление лидерских качеств учащихся.  16 4 12
2.2  Освоение навыков эффективного общения. Конфликт и навыки эффективного разрешения конфликтных ситуаций 22 7 15
2.3. Понятие «команда». Распределение ролей в команде. Признаки эффективной команды 10 4 6
3. Развитие личности учащихся 66 21 45
3.1 Развитие уверенного поведения 22 7 15
3.2 Развитие креативного мышления 22 7 15
3.3 Развитие  эмоционального интеллекта 22 7 15
4. Освоение знаний и навыков 24 6 18
4.1 Определение и развитие навыка целеполагания 14 4 10
4.2 Развитие навыка проведения презентации  10 2 8
5. Итоговое занятие. 4 4
Итого: 144 44 100

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема 1: Введение, инструктаж по технике безопасности.

Теория: Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий «Я-лидер».

Тема 2: Понятие лидерства. Развития навыков эффективного социального взаимодействия с окружающими.

Тема 2.1.  Понятие лидерства и выявление лидерских качеств учащихся.

Теория:    Понятие лидерства, теории лидерства.  Подходы к изучению лидерства.  Психологические качества лидера. Функции лидера. Власть, делегирование. Отличие лидера от руководителя. Формальное и неформальное лидерство. Авторитет. Делегирование полномочий.

Практика: Тесты на обнаружение в себе лидерского потенциала. Тренинговые занятия. Игры: «Представь себя – постер», «Моё достижение в жизни», «Публичное выступление». Групповая дискуссия на тему «Лидерами рождаются или становятся».  Подготовка презентаций на тему «Лидер – кто он?». Обсуждения, дискуссии.

Тема 2.2. Освоение навыков эффективного общения. Конфликт и навыки эффективного разрешения конфликтных ситуаций

Теория: Раскрываем понятия:  общение, восприятие человека человеком. Рассматриваются понятия: невербальное поведение  и вербальное поведение. Составляющие невербального поведения.  Понятие конфликта, современные теории, классификация конфликтов, виды конфликтов. Перечень техник повышающие и понижающие напряжение в конфликте.  

Практика: Тренинговые занятия на тему «Представления себя», «Создание первого впечатления». Игры: «Глаза в глаза», «Кто готов к контакту», «Поменяйтесь местами». Ролевые игры: «Возьмите щенка», «Знакомство на конференции». Тренинговые занятия и ролевые игры на тему вербального и невербального общения: «Молча поздороваться», «Отгадай чувство».  Дискуссия  на тему «Что помогает, что мешает при контакте с человеком». Заполнение тестов «Моё поведение в конфликте», стратегии поведения в конфликте («тест Томаса»). Игры «Свободный стул», «Рисунок вдвоём»,  «Разожми кулак». Дискуссия на тему – эффективное поведение в конфликте. Работа в парах на тему «Личные качества помогающие в решении конфликтов». Ролевые игры на установление контакта и понимание состояния. Получение обратной связи – мои сильные и слабые стороны при разрешении конфликтной ситуации.

Тема 2.3. Понятие команда. Распределение ролей в команде. Признаки эффективной команды.

Теория:  Понятие «команда», типы команд. Распределение ролей в команде. Признаки эффективной команды. Критерии эффективного лидерства в команде.  

Практика:  Тренинговое занятия. Групповые дискуссии: сильные стороны командной деятельности. Упражнения и игры: «Необитаемый остров», «Рисунки в  парах», «Вавилонская башня».  Игры на достижение  целей.

Тема 3. Развитие личности учащихся

Тема 3.1. Развитие уверенного поведения. 

Теория: Определение уверенности в себе. Проявление уверенного поведения. Мимика, эмоции, жесты, позы, характеристики речи уверенного и неуверенного поведения. Понятие агрессии в психологии. Виды агрессии. Проявление агрессии в речи и невербальном поведении, отличие агрессивного поведения от уверенного поведения. Личность  – уверенная в себе, примеры.

Практика:   Групповая дискуссия на тему уверенного поведения. Упражнение: «Мало кто  знает, что я». Упражнения «Здороваемся и говорим комплименты», «Не хочу хвастаться но…». Групповая дискуссия – «Агрессивное поведение его причины». Диагностика агрессии по тестам. Тренинговое занятие – работа в парах «Причины моей агрессии». Упражнения «Как  я справляюсь со своей агрессией». Тренинговые занятия «Мои ресурсы», «Биржа качеств». Упражнение в парах «Как я повёл себя уверенно в ситуации…». Игры: «Ассоциации»,  «Собираем чемодан – проявления уверенного поведения».  Обратная связь – как проявлялось  уверенное поведение учащихся программы.

  

Тема 3.2. Развитие креативного мышления.

Теория: Понятие и теории «креативного  мышления». Отличие креативного мышления от других типов мышления. Характеристики креативного мышления. Виды барьеров креативного мышления и пути их преодоления.   

Практика: Творческая работа: создание коллажа «Творческое мышление». Тренинговые занятия «Развитие спонтанности творческого мышления». Упражнения, направленные на развитие спонтанности мышления: «Что это?», «Изменение контекста», «Спонтанная иллюстрация», «Две минуты на творчество». Упражнения: «Молекулы», «Всеобщее внимание», «Прогноз погоды», «Самый –самый мой плакат», «Передача движения по кругу», «Пересядьте те, кто…», «Фраза по кругу» и т.д. Обратная связь – в каких качествах характера, и как именно проявлялась креативность мышления учащихся группы.

Тема 3.3. Развитие эмоционального интеллекта.

Теория: Понятие сенситивности и эмпатии в психологии. Виды сенситивности. Значение развития сенситивности для эффективных межличностных отношений. Развитая сенситивность и эмпатия – характеристики зрелой личности. Проявлении этих качеств в  характере главных героев литературы и кино. Определение стереотипов, предрассудков и предубеждений. Виды стереотипов.  Проявление эмпатии в жизни.

Практика:  Тренинговые занятия. Работа в парах – какие личностные качества мешают мне развивать сенситивность и эмпатию.  Упражнения «Мой стереотип», «Жертва предубеждений». Групповая дискуссия – что мешает в жизни проявлению эмпатии к людям? Упражнение «Эмоции», «Подарки», «Рисуем эмпатию и сенситивность», «Умеем слушать и слышать». Ролевые игры : «Помоги в разрешении проблемы», «Помоги подруге (другу) справится с бедой».  Обратная связь в каких качествах характера, и как именно проявлялась на группе сенситивность и эмпатия  учащихся группы.

Тема 4. Развитие знаний и навыков учащихся

Тема 4.1. Развитие навыка целеполагания

Теория: Определении воли, мотива, цели. Теория потребностей Маслоу. Целеполагание и жизненные  ценности.

Практика: Диагностические тесты. Тренинговые занятия. Коллаж мои жизненные цели. Упражнения и игры «Атомы – молекулы», «Часы», «Что я могу дать миру», «Сила цели». Индивидуальная работа: «Мои цели на месяц, год…  5 лет». Обратная связь и рекомендации участникам занятий.

 

Тема 4.2. Развитие навыков проведения презентации.

Теория: Основы создания презентации, эффективное отражение себя как, своей идеи, продукта.  План создания презентации.

Практика: просмотр и обсуждение презентаций учащихся, рецензирование, рекомендации для участников.

Тема 5. Итоговое занятие.

Практика: Публичное выступление. Деловые игры: «Портрет лидера», «Моя мечта», «Карта целей», «Сбор чемоданов». Обратная связь участникам занятий.

 

Методическое обеспечение образовательной программы:

Название темы Форма проведения занятия Методы и приемы проведения занятий Техническая оснащенность Форма подведения итогов
1 Введение, инструктаж по технике безопасности Групповая Лекция Наглядный материал, литература Беседа
2 Понятие лидерства. Развития навыков эффективного социального взаимодействия с окружающими Индивидуально-групповая Лекции, мини-лекции, 

групповые дискуссии, упражнения, деловые игры, психологическая диагностика

Плакаты, схемы, наглядные пособия, слайды, литература Педагогическое наблюдение, Беседа,

Дискуссия

2.1. Понятие лидерства и выявление лидерских качеств учащихся. Индивидуально-групповая Мини-лекции, 

групповые дискуссии, упражнения, деловые игры, психологическая диагностика

Плакаты, наглядные пособия, литература Педагогическое наблюдение, Беседа
2.2. Освоение навыков эффективного общения. Конфликт и навыки эффективного разрешения конфликтных ситуаций Индивидуально-групповая Мини-лекции, 

групповые дискуссии, упражнения, деловые игры, психологическая диагностика

Плакаты, литература, Педагогическое наблюдение, Беседа
2.3. Понятие «команда». Распределение ролей в команде. Признаки эффективной команды. Индивидуально-групповая Мини-лекции, 

групповые дискуссии, упражнения, деловые игры

Плакаты, схемы, наглядные пособия, слайды, литература Педагогическое наблюдение, Беседа
3 Развитие личности учащихся Индивидуально-групповая Мини-лекции, 

групповые дискуссии, упражнения, деловые игры

Плакаты,  наглядные пособия, литература Беседа, Педагогическое наблюдение
3.1. Развитие уверенного поведения Индивидуально-групповая Мини-лекции, 

групповые дискуссии, упражнения, деловые игры

Плакаты,  наглядные пособия, литература Беседа, Педагогическое наблюдение
3.2 Развитие креативного мышления Индивидуально-групповая Мини-лекции, 

групповые дискуссии, упражнения, деловые игры

Плакаты,  наглядные пособия,

литература

Беседа, Педагогическое наблюдение
3.3 Развитие  эмоционального интеллекта Индивидуально-групповая Мини-лекции, 

групповые дискуссии, упражнения, деловые игры

Плакаты,  наглядные пособия, литература Беседа, Педагогическое наблюдение
4 Освоение знаний и навыков Индивидуально-групповая Мини-лекции, 

групповые дискуссии, упражнения, деловые игры

Плакаты,  наглядные пособия, литература  Беседа, Педагогическое наблюдение
4.1 Определение и развитие навыка целеполагания Индивидуально-групповая Мини-лекции, 

групповые дискуссии, упражнения, деловые игры

Плакаты,  наглядные пособия,  литература Беседа, Педагогическое наблюдение
4.2 Развитие навыка проведения презентации  Индивидуально-групповая Мини-лекции, 

тренинговые занятия

Плакаты,  наглядные пособия,  литература Беседа, Педагогическое наблюдение
5 Итоговое занятие – презентация с использованием приобретенных знаний и навыков Групповая Тренинговое занятие Презентации учащихся Беседа, Педагогическое наблюдение

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  ДЛЯ  ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: 

 

  1. Психогимнастика в тренинге 1 2 3 части / под ред. Н.Ю.Хрящевой. – СПб, 1999
  2. Искусство вести за собой…  дополнительное образование –М , 20007
  3. Е.В. Сидоренко Тренинг коммуникативной компетентности  Спб -2003
  4. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб, 2004
  5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2003
  6. Евтихов О.В. Тренинг лидерства. – СПб: Речь, 2007
  7. Практикум по возрастной психологии: под ред. Л.А. Головей. – СПб, 2001
  8. Современный студент в поле информации и коммуникации/ коллектив авторов. – 2000
  9. Прутченков А.С, Социально- психологический тренинг в школе. – 2001
  10. Лидерские игры/ сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией : Молокановой Т.В.- СПб, 2006

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

 

  1. Вуджек Т. Тренировка ума. – СПб, 2000
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб, 1997
  3. Халперн Д. Психология критического мышления. – 2000
  4. Игры – обучение, тренинг, досуг. – 1998
  5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.- 2001

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • ученая мебель (столы, стулья, доска);
  • тетради, ручки, письменные принадлежности;
  • интерактивная доска, проектор, ноутбук, принтер;
  • наглядные материалы;
  • светлое и просторное помещение