Программа дополнительного образования для психологического сопровождения
Участников студенческого совета «Я – лидер»
среднего профессионального образовательного учреждения
Образовательная программа разработана и утверждена Организацией.
Образовательная программа дополнительного образования – дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Легкая атлетика» рассмотрена на заседании Педагогического совета, протокол от 30.08.2018 № 135, утверждена приказом директора СПб ГБПОУ КПСС Ивиляном Имелсем Артемовичем от 29.05.2018 № 29-од.
Представленная образовательная программа «Легкая атлетика» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом российской Федерации от 29.12.2012 (ред. от 05.12.2017) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003 № 28-02-484/16
- «Концепцией развития дополнительного образования детей», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
- Приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2014 № 31102)
- Распоряжением Комитета по образованию Санкт – Петербурга от 01.03.2017. № 617-р Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных учреждениях Санкт –Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию
- Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 4.06.2014 № 453 «О государственной программе Санкт-Петербурга “Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы
- Уставом Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж «ПетроСтройСервис», утвержденным распоряжением Комитета по образованию от 03.09.2013 № 2024-р.
В соответствии с пп.3 и 4 Статьи 75. «Дополнительное образование детей и взрослых» Главы 10. «Дополнительное образование» Федеральный закон российской Федерации от 29.12.2012 (ред. от 05.12.2017) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
- К освоению дополнительной общеобразовательной программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования.
- Содержание дополнительной общеобразовательной программы и сроки обучения по ней определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной Организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительной общеобразовательной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы обеспечивает обучение, воспитание, развитие детей.
Дополнительная образовательная программа включает следующие структурные элементы:
- Титульный лист
2.Общие положения
2.1.Нормативная база разработки Программы
3.Цели и задачи реализации программы
4.Общая характеристика программы
5.Планируемые результаты освоения программы
6.Организационно-педагогические условия
7.Содержание и организация образовательного процесса
7.1.Учебный план
7.2.Учебно-тематический план
7.3.Содержание изучаемого курса.
7.4.Календарный учебный график
7.5.Кадровое обеспечение реализации Программы
7.6.Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации Программы
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
– Основные источники
– Интернет-ресурсы
7.7. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
8.Оценочные материалы
Представленные документы согласованы Педагогическим советом СПб ГБПОУ КПСС (протокол от 30.08.2018 № 135) и утверждены приказом директора от 29.05.2018 № 29-од
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Основная задача данной программы оказать помощь учащимся в приобретении нового эффективного опыта и знаний в области социальной психологии. В развивающемся современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть активной, творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем страны, вести за собой в созидательной деятельности. В связи с этим особую важность приобретает развитие лидерских качеств в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.
Данная программа развивает интеллектуальную и эмоциональную сферу учащегося, оказывает непосредственное влияние на формирование отношения к себе, к однокурсникам, к значимым взрослым, помогает приобрести и укрепить свой социальный статус. Готовит учащихся к реальной жизни: учит общению, быть более уверенными в себе, разрешению конфликтных ситуаций, даёт возможность позитивно проявить себя.
Педагогическая целесообразность:
Программа позволяет решать проблему занятости свободного времени учащихся, пробуждает интерес к новой деятельности, к новой области знания, способствует личностному, интеллектуальному и творческому развитию. Знания и навыки приобретенные при обучении по данной программе помогают учащимся найти опору в жизни внутри себя, готовят подростка к будущей самостоятельной жизни.
Цель программы – Развитие личности, готовой к эффективному позитивному самовыражению через овладение новыми знаниями, навыками и умениями, знакомство с основами социальной психологии.
Задачи программы:
Образовательные:
- Знакомство с понятием «лидерство»
- Обнаружение и развитие в себе лидерского потенциала
- Обучение приемам эффективного социального взаимодействия
Развивающие:
- Развитие коммуникативного потенциала учащихся: умение устанавливать социальные контакты, навыки эффективного слушания; учить позитивному поведению в конфликтных ситуациях;
- Развитие навыка восприятия и передачи информации, навыка ведения переговоров, проведения презентаций;
- Развитие уверенности в себе, креативного мышления, эмоционального интеллекта;
- Развитие лидерских качеств объединять, вдохновлять и вести за собой.
Воспитательные:
- Воспитание чувства ответственности;
- Воспитание высоконравственной жизненной позиции;
- Воспитание желания вести здоровый образ жизни и личностно развиваться;
- Воспитание терпимость к мнению собеседника;
- Способствует профилактике асоциального поведения.
Условия реализации образовательной программы:
- Возраст: от 14 лет
- Условия набора: собеседование, анкетирование.
- Условия формирования групп: группы формируются из юношей и девушек
Срок реализации:
1 год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы занятия, предусмотренные программой:
- Мини-лекции, свободная творческая дискуссия, мозговой штурм, модерация;
- Деловые игры, презентации, просмотр видео-материалов;
- Выполнение творческих заданий – создание презентаций, выполнение практических заданий
в виде тестов.
Ожидаемые результаты.
знать:
- понятия «личность», «лидер», «партнёрское общение», «конфликт»;
- приёмы эффективного слушания, и ведения беседы;
- эффективные способы приёма и передачи информации;
- эффективные стратегии поведения в конфликтной ситуации;
- понятия «уверенность», «креативность»;
- стадии креативного мышления;
- определение и способы развития эмоционального интеллекта.
уметь:
- вести дискуссию, обмениваться мнениями, уважая права оппонентов;
- эффективно проводить презентацию;
- проводить самопрезентацию;
- уверенно публично выступать;
- эффективно разрешать конфликтные ситуации.
Подведение итогов реализации:
- Презентации, тесты;
- Выступление-презентация с использованием приобретенных знаний и навыков .
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№ п\п | Наименование разделов тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | – |
2. | Понятие лидерства. Развития навыков эффективного социального взаимодействия с окружающими | 48 | 15 | 33 |
2.1 Понятие лидерства и выявление лидерских качеств учащихся. | 16 | 4 | 12 | |
2.2 Освоение навыков эффективного общения. Конфликт и навыки эффективного разрешения конфликтных ситуаций | 22 | 7 | 15 | |
2.3. Понятие «команда». Распределение ролей в команде. Признаки эффективной команды | 10 | 4 | 6 | |
3. | Развитие личности учащихся | 66 | 21 | 45 |
3.1 Развитие уверенного поведения | 22 | 7 | 15 | |
3.2 Развитие креативного мышления | 22 | 7 | 15 | |
3.3 Развитие эмоционального интеллекта | 22 | 7 | 15 | |
4. | Освоение знаний и навыков | 24 | 6 | 18 |
4.1 Определение и развитие навыка целеполагания | 14 | 4 | 10 | |
4.2 Развитие навыка проведения презентации | 10 | 2 | 8 | |
5. | Итоговое занятие. | 4 | – | 4 |
Итого: | 144 | 44 | 100 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1: Введение, инструктаж по технике безопасности.
Теория: Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий «Я-лидер».
Тема 2: Понятие лидерства. Развития навыков эффективного социального взаимодействия с окружающими.
Тема 2.1. Понятие лидерства и выявление лидерских качеств учащихся.
Теория: Понятие лидерства, теории лидерства. Подходы к изучению лидерства. Психологические качества лидера. Функции лидера. Власть, делегирование. Отличие лидера от руководителя. Формальное и неформальное лидерство. Авторитет. Делегирование полномочий.
Практика: Тесты на обнаружение в себе лидерского потенциала. Тренинговые занятия. Игры: «Представь себя – постер», «Моё достижение в жизни», «Публичное выступление». Групповая дискуссия на тему «Лидерами рождаются или становятся». Подготовка презентаций на тему «Лидер – кто он?». Обсуждения, дискуссии.
Тема 2.2. Освоение навыков эффективного общения. Конфликт и навыки эффективного разрешения конфликтных ситуаций
Теория: Раскрываем понятия: общение, восприятие человека человеком. Рассматриваются понятия: невербальное поведение и вербальное поведение. Составляющие невербального поведения. Понятие конфликта, современные теории, классификация конфликтов, виды конфликтов. Перечень техник повышающие и понижающие напряжение в конфликте.
Практика: Тренинговые занятия на тему «Представления себя», «Создание первого впечатления». Игры: «Глаза в глаза», «Кто готов к контакту», «Поменяйтесь местами». Ролевые игры: «Возьмите щенка», «Знакомство на конференции». Тренинговые занятия и ролевые игры на тему вербального и невербального общения: «Молча поздороваться», «Отгадай чувство». Дискуссия на тему «Что помогает, что мешает при контакте с человеком». Заполнение тестов «Моё поведение в конфликте», стратегии поведения в конфликте («тест Томаса»). Игры «Свободный стул», «Рисунок вдвоём», «Разожми кулак». Дискуссия на тему – эффективное поведение в конфликте. Работа в парах на тему «Личные качества помогающие в решении конфликтов». Ролевые игры на установление контакта и понимание состояния. Получение обратной связи – мои сильные и слабые стороны при разрешении конфликтной ситуации.
Тема 2.3. Понятие команда. Распределение ролей в команде. Признаки эффективной команды.
Теория: Понятие «команда», типы команд. Распределение ролей в команде. Признаки эффективной команды. Критерии эффективного лидерства в команде.
Практика: Тренинговое занятия. Групповые дискуссии: сильные стороны командной деятельности. Упражнения и игры: «Необитаемый остров», «Рисунки в парах», «Вавилонская башня». Игры на достижение целей.
Тема 3. Развитие личности учащихся
Тема 3.1. Развитие уверенного поведения.
Теория: Определение уверенности в себе. Проявление уверенного поведения. Мимика, эмоции, жесты, позы, характеристики речи уверенного и неуверенного поведения. Понятие агрессии в психологии. Виды агрессии. Проявление агрессии в речи и невербальном поведении, отличие агрессивного поведения от уверенного поведения. Личность – уверенная в себе, примеры.
Практика: Групповая дискуссия на тему уверенного поведения. Упражнение: «Мало кто знает, что я». Упражнения «Здороваемся и говорим комплименты», «Не хочу хвастаться но…». Групповая дискуссия – «Агрессивное поведение его причины». Диагностика агрессии по тестам. Тренинговое занятие – работа в парах «Причины моей агрессии». Упражнения «Как я справляюсь со своей агрессией». Тренинговые занятия «Мои ресурсы», «Биржа качеств». Упражнение в парах «Как я повёл себя уверенно в ситуации…». Игры: «Ассоциации», «Собираем чемодан – проявления уверенного поведения». Обратная связь – как проявлялось уверенное поведение учащихся программы.
Тема 3.2. Развитие креативного мышления.
Теория: Понятие и теории «креативного мышления». Отличие креативного мышления от других типов мышления. Характеристики креативного мышления. Виды барьеров креативного мышления и пути их преодоления.
Практика: Творческая работа: создание коллажа «Творческое мышление». Тренинговые занятия «Развитие спонтанности творческого мышления». Упражнения, направленные на развитие спонтанности мышления: «Что это?», «Изменение контекста», «Спонтанная иллюстрация», «Две минуты на творчество». Упражнения: «Молекулы», «Всеобщее внимание», «Прогноз погоды», «Самый –самый мой плакат», «Передача движения по кругу», «Пересядьте те, кто…», «Фраза по кругу» и т.д. Обратная связь – в каких качествах характера, и как именно проявлялась креативность мышления учащихся группы.
Тема 3.3. Развитие эмоционального интеллекта.
Теория: Понятие сенситивности и эмпатии в психологии. Виды сенситивности. Значение развития сенситивности для эффективных межличностных отношений. Развитая сенситивность и эмпатия – характеристики зрелой личности. Проявлении этих качеств в характере главных героев литературы и кино. Определение стереотипов, предрассудков и предубеждений. Виды стереотипов. Проявление эмпатии в жизни.
Практика: Тренинговые занятия. Работа в парах – какие личностные качества мешают мне развивать сенситивность и эмпатию. Упражнения «Мой стереотип», «Жертва предубеждений». Групповая дискуссия – что мешает в жизни проявлению эмпатии к людям? Упражнение «Эмоции», «Подарки», «Рисуем эмпатию и сенситивность», «Умеем слушать и слышать». Ролевые игры : «Помоги в разрешении проблемы», «Помоги подруге (другу) справится с бедой». Обратная связь в каких качествах характера, и как именно проявлялась на группе сенситивность и эмпатия учащихся группы.
Тема 4. Развитие знаний и навыков учащихся
Тема 4.1. Развитие навыка целеполагания
Теория: Определении воли, мотива, цели. Теория потребностей Маслоу. Целеполагание и жизненные ценности.
Практика: Диагностические тесты. Тренинговые занятия. Коллаж мои жизненные цели. Упражнения и игры «Атомы – молекулы», «Часы», «Что я могу дать миру», «Сила цели». Индивидуальная работа: «Мои цели на месяц, год… 5 лет». Обратная связь и рекомендации участникам занятий.
Тема 4.2. Развитие навыков проведения презентации.
Теория: Основы создания презентации, эффективное отражение себя как, своей идеи, продукта. План создания презентации.
Практика: просмотр и обсуждение презентаций учащихся, рецензирование, рекомендации для участников.
Тема 5. Итоговое занятие.
Практика: Публичное выступление. Деловые игры: «Портрет лидера», «Моя мечта», «Карта целей», «Сбор чемоданов». Обратная связь участникам занятий.
Методическое обеспечение образовательной программы:
№ | Название темы | Форма проведения занятия | Методы и приемы проведения занятий | Техническая оснащенность | Форма подведения итогов |
1 | Введение, инструктаж по технике безопасности | Групповая | Лекция | Наглядный материал, литература | Беседа |
2 | Понятие лидерства. Развития навыков эффективного социального взаимодействия с окружающими | Индивидуально-групповая | Лекции, мини-лекции,
групповые дискуссии, упражнения, деловые игры, психологическая диагностика |
Плакаты, схемы, наглядные пособия, слайды, литература | Педагогическое наблюдение, Беседа,
Дискуссия |
2.1. Понятие лидерства и выявление лидерских качеств учащихся. | Индивидуально-групповая | Мини-лекции,
групповые дискуссии, упражнения, деловые игры, психологическая диагностика |
Плакаты, наглядные пособия, литература | Педагогическое наблюдение, Беседа | |
2.2. Освоение навыков эффективного общения. Конфликт и навыки эффективного разрешения конфликтных ситуаций | Индивидуально-групповая | Мини-лекции,
групповые дискуссии, упражнения, деловые игры, психологическая диагностика |
Плакаты, литература, | Педагогическое наблюдение, Беседа | |
2.3. Понятие «команда». Распределение ролей в команде. Признаки эффективной команды. | Индивидуально-групповая | Мини-лекции,
групповые дискуссии, упражнения, деловые игры |
Плакаты, схемы, наглядные пособия, слайды, литература | Педагогическое наблюдение, Беседа | |
3 | Развитие личности учащихся | Индивидуально-групповая | Мини-лекции,
групповые дискуссии, упражнения, деловые игры |
Плакаты, наглядные пособия, литература | Беседа, Педагогическое наблюдение |
3.1. Развитие уверенного поведения | Индивидуально-групповая | Мини-лекции,
групповые дискуссии, упражнения, деловые игры |
Плакаты, наглядные пособия, литература | Беседа, Педагогическое наблюдение | |
3.2 Развитие креативного мышления | Индивидуально-групповая | Мини-лекции,
групповые дискуссии, упражнения, деловые игры |
Плакаты, наглядные пособия,
литература |
Беседа, Педагогическое наблюдение | |
3.3 Развитие эмоционального интеллекта | Индивидуально-групповая | Мини-лекции,
групповые дискуссии, упражнения, деловые игры |
Плакаты, наглядные пособия, литература | Беседа, Педагогическое наблюдение | |
4 | Освоение знаний и навыков | Индивидуально-групповая | Мини-лекции,
групповые дискуссии, упражнения, деловые игры |
Плакаты, наглядные пособия, литература | Беседа, Педагогическое наблюдение |
4.1 Определение и развитие навыка целеполагания | Индивидуально-групповая | Мини-лекции,
групповые дискуссии, упражнения, деловые игры |
Плакаты, наглядные пособия, литература | Беседа, Педагогическое наблюдение | |
4.2 Развитие навыка проведения презентации | Индивидуально-групповая | Мини-лекции,
тренинговые занятия |
Плакаты, наглядные пособия, литература | Беседа, Педагогическое наблюдение | |
5 | Итоговое занятие – презентация с использованием приобретенных знаний и навыков | Групповая | Тренинговое занятие | Презентации учащихся | Беседа, Педагогическое наблюдение |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ:
- Психогимнастика в тренинге 1 2 3 части / под ред. Н.Ю.Хрящевой. – СПб, 1999
- Искусство вести за собой… дополнительное образование –М , 20007
- Е.В. Сидоренко Тренинг коммуникативной компетентности Спб -2003
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб, 2004
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2003
- Евтихов О.В. Тренинг лидерства. – СПб: Речь, 2007
- Практикум по возрастной психологии: под ред. Л.А. Головей. – СПб, 2001
- Современный студент в поле информации и коммуникации/ коллектив авторов. – 2000
- Прутченков А.С, Социально- психологический тренинг в школе. – 2001
- Лидерские игры/ сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией : Молокановой Т.В.- СПб, 2006
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
- Вуджек Т. Тренировка ума. – СПб, 2000
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб, 1997
- Халперн Д. Психология критического мышления. – 2000
- Игры – обучение, тренинг, досуг. – 1998
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.- 2001
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- ученая мебель (столы, стулья, доска);
- тетради, ручки, письменные принадлежности;
- интерактивная доска, проектор, ноутбук, принтер;
- наглядные материалы;
- светлое и просторное помещение