«Духовно-нравственное образование и воспитание в ДОУ»
Замечено, что впечатления, какие мы получаем в детстве,
бывают всегда чрезвычайно сильны, живы и долговечны,
оставляя в душе неизгладимые следы
на всю оставшуюся жизнь
(Добролюбов Н.А.)
Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда формируются ощущения собственных возможностей, складываются представления об окружающем мире, о добре и зле в нем, об обществе людей, семейном укладе и о родной земле. И важно не упустить это ценное время в воспитании ребенка, чтобы заложить фундамент его взрослой личности.
Проблема современности в том, что нравственные ориентиры в обществе сейчас размыты, активное влияние средств массовой информации часто носит негативный характер. Поэтому получается, что у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, трудолюбии, нарушаются понятия «любовь» и «красота».
В деятельности образовательного учреждения необходимо создать условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, включить во все виды деятельности дошкольников, а также в их повседневную жизнь, с обязательным взаимодействием с семьей ребенка, различные занятия, мероприятия, встречи и т.д., направленные на решение задач по формированию доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; на воспитание ребенка мыслящим человеком; «развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Для того, чтобы спланировать мероприятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (в рамках проекта «Идем к истокам той земли, где посчастливилось родиться!», было разработано направление деятельности по трем линиям, определяющим суть образовательно-воспитательных устремлений.
Примерная схема обоснования планирования
кратко представлена в таблице
Основы нравственности | ||
то, что лежит в
основе нашей русской культуры – Духовный опыт поколений |
основа моральных
устоев жизни и человеческих взаимоотношений |
Восприятие и
воссоздание окружающего мира и уклада жизни |
ИСТИНА | ДОБРО | КРАСОТА |
Познание истории;
Приобщение к православной культуре; Интерес к традициям и обычаям русского народа; Любовь к близким людям; Привязанность к родному городу, дому, своей семье; Гордость за свою страну и народ; Мужество; Трудолюбие; Ответственность за свое будущее |
Уважение к старшим
и друг к другу; Честность; Милосердие; Отзывчивость; Искренность; Доверие; Чуткость; Терпение; Доброжелательность; Сострадание; Справедливость; Оптимизм
|
Любовь к природе, восхищение ее красотой;
Бережное отношение к окружающему миру; Забота о сохранении богатств земли и культуры людей; Сохранение традиций бытовой и православной культуры, традиций русского фольклора и искусства; Мастерство в деле; Творчество; Культура человеческих взаимоотношений |
Формы деятельности в образовательной области детского сада | ||
Тематические занятия, беседы, чтения;
Встречи в музеях и исторических местах города; Экскурсии; Викторины; Квесты;
|
Тематические чтения;
Ситуативные беседы; Акции доброты; Просмотр презентаций, видеофильмов; Встречи с интересными людьми; Спортивные соревнования; |
Прогулки в природе;
Игры-путешествия; Досуги, развлечения, праздники; Музыкальные встречи; Тематические вечера, посиделки; Художественно-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, ручной труд); Выставки детского творчества; |
Формы взаимодействия с родителями | ||
Чтение и обсуждение тематической и детской литературы;
Просмотр мультфильмов и видеофильмов; Прогулки выходного дня; Семейные экскурсии; Поддержание в семье здорового образа жизни; Домашние задания: наблюдения, составление рассказов, рисунки по темам или фантазийные, фотографии; Участие в выставках, конкурсах; Совместный труд; Совместная подготовка к праздникам, развлечениям (костюмы, атрибуты, элементы оформления и т.п.), участие в праздниках; Отражение впечатлений в совместном творчестве |
Полноценное духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста имеет комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников и поддерживается положительной атмосферой доверительных детско-родительских отношений и опытом совместной творческой деятельности.
Таким образом, в опоре на три линии воспитания (Истина, Добро и Красота) создается нравственная основа личности и формируются духовно-ценностные ориентиры, необходимые человеку во взрослой жизни.