“Духовно-нравственное образование и воспитание в ДОУ”

ФИО: Бескровная Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1754
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: "Духовно-нравственное образование и воспитание в ДОУ"
Итоговая оценка: 2 место,  69 баллов(-а)



«Духовно-нравственное образование и воспитание в ДОУ»

Замечено, что впечатления, какие мы получаем в детстве,

                             бывают всегда чрезвычайно сильны, живы и долговечны,

                                                                 оставляя в душе неизгладимые следы

                                                      на всю оставшуюся жизнь    

(Добролюбов Н.А.)

Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда формируются ощущения собственных возможностей, складываются представления об окружающем мире, о добре и зле в нем, об обществе людей, семейном укладе и о родной земле. И важно не упустить это ценное время в воспитании ребенка, чтобы заложить фундамент его взрослой личности.

Проблема современности в том, что нравственные ориентиры в обществе сейчас размыты, активное влияние средств массовой информации часто носит негативный характер. Поэтому получается, что у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, трудолюбии, нарушаются понятия «любовь» и «красота».

В деятельности образовательного учреждения необходимо создать условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, включить во все виды деятельности дошкольников, а также в их повседневную жизнь, с обязательным взаимодействием с семьей ребенка, различные занятия, мероприятия, встречи и т.д., направленные на решение задач по формированию доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; на воспитание ребенка мыслящим человеком; «развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Для того, чтобы спланировать мероприятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (в рамках проекта «Идем к истокам той земли, где посчастливилось родиться!», было разработано направление деятельности по трем линиям, определяющим суть образовательно-воспитательных устремлений.

 

Примерная схема обоснования планирования

кратко представлена в таблице

Основы нравственности
то, что лежит в

основе нашей русской культуры – Духовный

опыт поколений

основа моральных

устоев жизни и человеческих взаимоотношений

Восприятие и

воссоздание

окружающего мира

и уклада жизни

ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА
Познание истории;

Приобщение к

 православной культуре;

Интерес к традициям

и обычаям русского

народа;

Любовь к близким

людям;

Привязанность к родному городу, дому, своей

семье;

Гордость за свою страну

и народ;

Мужество;

Трудолюбие;

Ответственность за

свое будущее

Уважение к старшим

и друг к другу;

Честность;

Милосердие;

Отзывчивость;

Искренность;

Доверие;

Чуткость;

Терпение;

Доброжелательность;

Сострадание;

Справедливость;

Оптимизм

 

Любовь к природе, восхищение ее красотой;

Бережное отношение к окружающему миру;

Забота о сохранении богатств земли

и культуры людей;

Сохранение традиций бытовой и

православной культуры, традиций русского фольклора и искусства;

Мастерство в деле;

Творчество;

Культура человеческих взаимоотношений

Формы деятельности в образовательной области детского сада
Тематические занятия, беседы, чтения;

Встречи в музеях и исторических местах города;

Экскурсии;

Викторины;

Квесты;

 

Тематические чтения;

Ситуативные беседы;

Акции доброты;

Просмотр презентаций, видеофильмов;

Встречи с интересными людьми;

Спортивные соревнования;

Прогулки в природе;

Игры-путешествия;

Досуги, развлечения, праздники;

Музыкальные встречи;

Тематические вечера, посиделки;

Художественно-продуктивная деятельность

(рисование,

аппликация, ручной труд);

Выставки детского творчества;

Формы взаимодействия с родителями
Чтение и обсуждение тематической и детской литературы;

Просмотр мультфильмов и видеофильмов;

Прогулки выходного дня;

Семейные экскурсии;

Поддержание в семье здорового образа жизни;

Домашние задания: наблюдения, составление рассказов,

рисунки по темам или фантазийные, фотографии;

Участие в выставках, конкурсах;

Совместный труд;

Совместная подготовка к праздникам, развлечениям (костюмы, атрибуты, элементы оформления и т.п.), участие в праздниках;

Отражение впечатлений в совместном творчестве

 Полноценное духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста имеет комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников и поддерживается положительной атмосферой доверительных детско-родительских отношений и опытом совместной творческой деятельности.

 

Таким образом, в опоре на три линии воспитания (Истина, Добро и Красота) создается нравственная основа личности и формируются духовно-ценностные ориентиры, необходимые человеку во взрослой жизни.