Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Солнышко»
Конспект в подготовительной группе:
«Большая и малая Родина»
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко»
Верещагина Н.Н.
Аннотация.
Методическая разработка направлена на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Патриотические чувства у детей: любовь к Родине, родной земле, краю необходимо воспитывать с дошкольного возраста, для того чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее.
Данная методическая разработка может быть полезна для педагогов дошкольных учреждений.
Введение.
Тема патриотизма очень важная тема для нашей страны, для русских людей. Именно поэтому необходимо взрастить и усилить в ребёнке чувство к Родине. Любовь эту надо в детях воспитывать. С первых лет жизни мы учим детей отличать, плохое от хорошего, учим, чтобы стремления детей были направлены на созидание, развитие тех качеств, благодаря которым мы можем сказать, что это – патриот и гражданин своей Родины. В сложившихся жизненных условиях, система образования формирует воспитательный потенциал и это приобретает особую актуальность сейчас. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма.
Президент Российской Федерации В.В.Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее». От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально – нравственный климат в обществе в целом. Поэтому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Поэтому мы – педагоги должны воспитать детях человека : образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения, обладающего чувством ответственности за судьбу своей страны.
Поэтому нравственно – патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с воспитания любви к малой Родине. В детском саду в основу патриотического воспитания входит любовь к своему родному краю, к своей малой Родине. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребёнка, создаются условия для формирования нравственных чувств, поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.
Краеведение играет огромную роль в деле патриотического воспитания, оно неоценимо в приобщении ребёнка к миру добра, в воспитании хорошего вкуса, высоких норм поведения в обществе. Мы не должны забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях. Малая Родина у каждого своя. Свою любовь к родным местам взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Таким образом, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – важная задача всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны обучаемость и податливость педагогическим влиянием. Поэтому всё, что усвоено в этот период складывающиеся в черты характера оказываются наиболее прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.
Список используемых источников:
- Вишневская В. Н. Программа духовно – патриотического воспитания детей 5 – 7 лет «Свет Руси». – М.:АРКТИ, 2004.
- Виноградова Л. Дорогая моя столица// Дошкольное воспитание. -1997.
- Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей // Управление дошкольным образованием учреждением. -2005. -№1
- Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – №1
- Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. –М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Цветкова И.М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005.
Цель: закрепить представления детей о том, что такое Родина и малая родина; обобщить представления о государственных символах (герб, гимн, флаг), воспитывать любовь к родному краю.
Материал: слайды с городами и природой России, глобус, фотографии города Москвы и Рассказово, детали к играм «Выложи флаг», «Выложи герб города», гербы России, Москвы, Рассказово, иллюстрации с рыцарями с вооружением.
Ход занятия:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о Родине. Кто мне скажет, что такое Родина?
Дети. Страна, в которой ты живёшь.
Воспитатель. А как называется наша Родина?
Дети. Россия.
Воспитатель. А задумывались ли вы, что означают слова: Русь, русский, Россия, россияне? Некоторые исследователи полагают, что слово Русь происходит от слова «русло» – углубление. По которому течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и деревни, и сёла, наши предки строили на берегах водоёмов. А может быть, слово Россия связано со словом «роса»? утренняя, светлая, свежая роса. Есть предположение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рус», известного ещё в 4 веке до нашей эры.
Посмотрите на эти фотографии.
Воспитатель демонстрирует слайды с городами и природой России.
Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки. Светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Если проехать нашу страну с севера на юг. Можно заметить, как изменяется климат, растительность, облик деревень, сёл и городов.
Демонстрация фотографий о тундре (карликовые деревья, мох, лишайники), тайге (густые хвойные леса), степи (луга, ковыль), Чёрное море, населённых пунктах (большой город, маленький, деревня).
Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для кого – то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица и зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя!
1 ребёнок:
– Что мы родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
2 ребёнок:
– Малая родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая малая родина моя.
Воспитатель. У нас в группе есть глобус. На котором изображены все страны мира. Давайте найдём на нём нашу страну.
Дети на глобусе показывают Россию.
На глобусе также отмечены и некоторые города. На свете их немало – больших и малых. Шумных и тихих, прекрасных и заурядных. Но у каждой страны есть свой центр, своё сердце. Кто знает, что это за города?
Дети. Это столицы.
Воспитатель. Назовите столицу нашей Родины.
Дети. Москва.
Воспитатель показывает на глобусе город Москву.
Воспитатель. А как называется наш город?
Дети. Рассказово.
Воспитатель. Наш город большой или маленький?
Дети. Маленький.
Воспитатель. Верно, маленький, его нет на глобусе. А вы сможете его угадать на фотографии?
Дети. Да!
Воспитатель. У меня есть много фотографий с разными городами. Я предлагаю вам выбрать из них изображения нашего города и столицы нашей страны Москвы. Фотографии Москвы отнесите на стол, который от меня справа, а фотографии нашего города – на стол, расположенный слева от меня.
Д/и: «Угадай город»
Дети выбирают фотографии.
Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Давайте назовём, что изображено на фотографиях города Москвы.
Дети. Красная площадь. Памятник А.С.Пушкину, Царь – пушка, Царь – колокол.
Воспитатель. А теперь давайте назовём, что изображено на фотографиях нашего города.
Дети. Церковь Иоанна Богослова, памятник Ленину, площадь города, памятник Бородинскому хлебу.
Воспитатель. Молодцы, ребята, знаете достопримечательности и столицы нашей Родины Москвы и нашего города. А ещё я хотела бы поговорить с вами о символике нашего государства. Предлагаю вам поучаствовать в викторине «Символика России». Давайте разделимся на две команды: одна команда сядет за стол, на котором лежат фотографии Москвы, вторая – за стол с фотографиями нашего города.
Дети рассаживаются за столы.
Итак, первый вопрос: что является отличительными знаками государства?
Дети. Флаг, герб, гимн.
Воспитатель. Что означает Государственный флаг?
Дети. Единство страны.
Воспитатель. Какое ещё есть назначение у флага?
Дети. Служит знаком или символом власти.
Воспитатель. Как выглядит Российский флаг?
Дети. Он прямоугольной формы, состоит их трёх полос белого, голубого и красного цветов.
Воспитатель. Я приготовила для вас полосы данных цветов и предлагаю сложить из них российский флаг. Обратите внимание на точное расположение каждого цвета.
Д/и: «Выложи флаг»
Воспитатель. С этим заданием справились. Теперь поговорим о гимне. Для чего нужен стране гимн?
Дети. Это главная песня страны, торжественная, принятая как символ государственного единства.
Воспитатель. Как слушают гимн страны?
Дети. Стоя.
Воспитатель. И с этим заданием справились. Теперь поговорим о гербе. Что обозначает герб нашей страны?
Дети. Это знак или символ власти. Он обозначает единство страны т её независимость от других государств.
Воспитатель. – давно, в рыцарские времена, когда шли бои, рыцари сражались мечами, а от вражеского меча и стрел защищались щитом (показ иллюстраций). Для того, чтобы воины знали, где свои рыцари, а где чужие, на щитах делались изображения. Обычно это были животные или птицы, те, с кем сравнивал себя рыцарь. Например, одно войско имело в сражении щит с изображением орла, а другое – льва. И тогда во время сражения можно было не перепутать где свой воин, а где вражеский. И вот щит стал в основе герба страны и города. Ребята, а кто знает, как выглядит щит России?
Дети. На красном щите изображён двуглавый орёл, на головах у птиц и между ними три короны, перевитые лентой, в когтях скипетр и держава.
Воспитатель. Как я уже сказала, города также имеют свой герб. На щите герба города Москвы в центре находится Святой Георгий Победоносец, который поражает своим копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Наш город также имеет свой герб. Кто знает, как он выглядит?
Дети. Герб города Рассказова представляет собой щит красного цвета. В центре расположена выделанная кожа, на её фоне – клубок чёрной пряжи. Как лучи, отходят от этой композиции золотые колосья. Сверху герб украшает корона, по которой знающий человек сразу поймёт статус населённого пункта – городское поселение.
Воспитатель. Что означает все эти части герба?
Дети. Красный цвет означает силу, любовь, мужество, храбрость и красоту. Кожа и клубок говорят о том, что здесь почти трёхвековые традиции выделки шкур, скотоводства, производства шерсти и изделий из неё. Серебряный цвет выделанной шкуры – символ покоя, мира, взаимопонимания, чистоты, совершенства. Чёрный цвет клубка говорит о благоразумии, мудрости, скромности, честности рассказовцев. Двадцать четыре колоса, расходящиеся лучами символизируют, во – первых, земледелие, которым занимались как первые поселенцы, так и современные жители, во – вторых, колосков столько же, сколько часов в сутках – это указывает на течение времени, преемственность поколений, продолжение традиций. Колосья золотые, что символизирует богатство, постоянство, плодородие, солнечный свет.
Воспитатель. Вот сколько смысла вложено в герб нашего города! Я предлагаю 1 команде выложить из деталей герб Москвы, а 2 команде – герб города Рассказово.
Игра: «Выложи герб города»
Воспитатель. Наш город имеет также и свой флаг. Кто знает. Что общего у флага и герба одного и того же города?
Дети. У флага и герба есть общие символы.
Воспитатель. Верно. Флаг Рассказова красного цвета, в центре флага выделанная шкура, на ней клубок шерсти чёрного цвета, вокруг золотые колосья. А сейчас поиграем в игру «Герб – флаг». Если, я покажу герб, вы показываете ладони, если флаг – поднимите реку вверх и покачивайте ими из стороны в сторону, как будто флаг трепещет на ветру.
Игра «Герб – флаг»
Воспитатель. О любви к Родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и такие: «Русский человек без родины не живёт», «Родная сторона – мать родна, чужая сторона – мачеха». Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину, на чужбине. И сначала кажется ему всё новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдёт немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку. Где всё так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по любимой стороне сердце ноет».
Ребята, мы с вами много беседовали о нашем городе, и я хочу проверить, что вы запомнили из наших бесед. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые я буду задавать по очереди командам:
- Кто основал наш город? (Крестьянин Степан Рассказ)
- Он один его основал? (С родственниками и друзьями)
- Где он поселился? ( На слиянии рек Арженка и Лесной Тамбов)
- Назовите улицы нашего города. (Клубная, Ремесленная, Гоголя…)
- С чем связано название улицы Лесной? (С местом возникновения – рядом с лесом)
- С чем связано название улицы Ремесленной? (От рода деятельности людей – ремесленников)
- Какие предприятия есть в нашем городе? (Завод НВА, Кожевенный завод, биохимзавод)
- Каких знаменитых людей города вы знаете7 (Врач Макаров Даниил Александрович, его брат физик Моисей Александрович, врач Петэн Александр Иосифович, хирург Донской Павел Николаевич)
- Какие достопримечательности есть в нашем городе? (Храм Иоанна Богослова, Храм Великомученицы Екатерины, памятник воинам, погибшим в Афганистане. Чечне, памятник бородинскому хлебу)
Молодцы, много знаете о нашем городе! А вы любите свой город? А почему? Что нужно делать, чтобы наш город с годами становился всё краше? (Ответы детей). Предлагаю каждой команде прочитать стихотворение, которое мы выучили о нашем городе.