Проект по финансовой грамотности

ФИО: Белоусова В.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1817
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Проект по финансовой грамотности
Итоговая оценка: 2 место,  59 баллов(-а)



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 

«Карагайлинский детский сад»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Финансовая грамотность»

Автор проекта:

Белоусова В.И.

2019

 

 

 

Содержание

  1. Паспорт проекта
  2. Этапы реализации проекта
  3. Результаты
  4. Выводы
  5. Список литературы

 

 

 

 

Паспорт проекта

Тема проекта

«Маленький финансист»

Автор

Белоусова В.И.

Тип проекта:

Краткосрочный, групповой. информационно-практико-ориентированный

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Дети старшей  разновозрастной  группы «Смешарики», воспитатели, родители воспитанников.

 

Возраст участников

Воспитанники старшего разновозрастного возраста (5 -7 лет)

 

Сроки реализации:

октябрь 2019г. – ноябрь 2019г.

Проблема:

 

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Актуальность

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

 

Гипотеза

 

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Цель

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи

 

  • расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
  • укрепление семейных связей;
  • получение навыков совершения реальной покупки в магазине.

Принципы реализации проекта

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;

принцип прочности;

  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка

Этапы реализации проекта

 

  • Подготовительный
  1. Знакомство с темой проекта
  2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
  3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
  4. Подбор методического материала по данной теме;
  5. Создание развивающей среды для работы;
  6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
  • Основной

Практический – в результате чего был реализован проект:

  1. Коммуникативная деятельность
  2. Восприятие художественной литературы
  3. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
  4. Художественно-эстетическая деятельность
  5. Игровая и познавательная деятельность
  6. Трудовая деятельность
  7. Работа с родителями
  • Заключительный

Обобщение и анализ результатов работы.

Новизна

 

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования

Условия реализации

Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: наблюдение, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, труд.

Методы и приёмы реализации проекта:

  • организационные;
  • мотивирующие;
  • словесные;
  • игровые;
  • наглядные;
  • нетрадиционные

 

Продукт проектной деятельности

 

Изготовление « Лепбука»

 

В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:

Рассматривание иллюстраций « Семейный бюджет»

Рассматривание иллюстраций «Схема трат»

НОД  «Путешествие в страну финансов»

сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;

 «Банк», «Кассир», «Почта»

Поделка  «Портмоне»

Изготовление атрибутов для супермаркета

Выставка рисунков « Моя будущая профессия»

Выставка рисунков «Моя копилка»

 

Ожидаемый результат

 

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  • дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
  • педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.

 

Способ оценки достижения планируемых результатов

  • Разыгрывание ситуаций;
  • Познавательные нод;
  • Наблюдения;
  • Чтение художественной литературы по теме;
  • Беседы;
  • Сюжетно ролевые, дидактические игры;
  • Трудовая деятельность.

 

Содержание проекта

 

Этапы реализации проекта:

 

1.Этап Информационно-аналитический,  подготовительный – октябрь

Месяц

Тема

Цели, задачи

Совместная деятельность

октябрь

 

1-2-3-4 недели

 

Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».
  • Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Демонстрация презентации «История денег»

Диагностика знаний детей

Задания, игры, упражнения,

анкеты. Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара

 

 

 

ноябрь

2 этап основной

1.НОД «Что мы знаем о деньгах».

НОД «Дом, в котором «живут» деньги»

2.Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»

3.Беседа с родителями «В чем нам деньги помогают».

4.Экскурсия в продуктовый магазин

  1. Игра «Купи другу подарок»

6.«Презентация семейный бюджет»

7.НОД «Путешествие денежки»

8.Д\и «Что быстрее купят?»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).

На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

 

3 этап заключительный

  1.Подведение итогов реализации проекта в форме игры  «путешествие в страну финансов»

Ожидаем, что дошкольники, за этот период получат необходимые знания, и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

2.Изготовление «Лепбука»

 

 

 

Работа с родителями

Консультации и рекомендации для родителей.

Анкетирование по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм

 

 

Результаты работы:

   1.Значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта;

     2.Дети приобрели ценный опыт поведения и деятельности в общественных местах;

      3.Получения детьми удовольствия от общения друг с другом;

      4.Заинтересованность детей темой проекта, проявление их познавательной активностью: рассказывают и делятся своими знаниям с другими детьми, с родителями.

  1. Считаем, что главный результат, на который и направлена наша работа, – усвоение ребенком

 

       6.Повышается компетентность родителей    в вопросах семейного воспитания.

       7.Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

 

Список литературы

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, – СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

 

приложение № 1

Игры с экономическим содержанием

 

Игра «Хочу – надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

 

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

 

«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

 

«Угадай, где продаются»

 

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

 

«Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

 

«Почта»

 

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

«Монополия»

 

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях

 

приложение № 2

«Путешествие в страну финансов»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений.

Задачи:

Образовательные: познакомить с понятием «потребности человека»; закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; уточнить от чего зависят потребности человека; подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; закреплять умение решать простые арифметические задачи, на сложение в пределах 10; способствовать формированию коммуникативных и социальных навыков.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств; воспитывать социально-личностных качеств и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Словарная работа:

активизация словаря – паспорт, монеты, купюры, касса, копилка;

обогащение словаря – потребности, финансы, бюджет, купюра.

Оборудование: паспорт, сумочка на веревочке, купюры денег, билеты, касса, одежда (кассира, проводницы, схема потребностей, монеты (1и 2 рубля, обручи-4шт., кукла «Рублик».

Нод

Я:  какие вы все красивые, нарядные, и в группе у вас красиво, столько много игрушек, разных игр. Ой, ребята смотрите, а что это такое?

Нахожу паспорт на полу и показываю детям. (Ответы детей.)

Я: Да, ребята это настоящий паспорт, а можем ли мы его забрать себе?

(Ответы детей)

Я: Конечно же, нет, это же чья – то чужая вещь, а чужие вещи оставлять себе нельзя. И что же мы должны с вами сделать? Давайте откроем его и посмотрим, чей же это паспорт.

Открываем паспорт, находим документы с фотографией «Рублика», и адрес проживания.

Я: Ребята, смотрите здесь чья то фотография, деньги и адрес проживания.

Читаю документы: Это «Рублик» он проживает в стане Финансов, по адресу: Экономическая, 22.

Ой, какой же Рублик рассеянный потерял паспорт и деньги.

-Ребята, а что нам теперь делать? (Ответы детей.)

Я: давайте отправиться в страну «Финансов» и что бы отыскать «Рублика». Согласны? – ДА.

Воспитатель: – Ребята ВНИМАНИЕ! А что такое финансы?

Дети: Деньги, монеты.

Воспитатель: – Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?

(Ответы детей) Вы правы. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно! А нам для путешествия сейчас они понадобятся?

Ответ детей: чтобы купить билеты.

– У меня есть всего 6 денежных купюр, для того чтоб купить билеты.

Раздаю по одной купюре каждому.

– Ребята, а где же можно купить билеты? (В кассе.)

– А мне то, не хватило купюры, ни чего страшного, я вас провожу до вокзала, а там вас встретит кассир, и вы у него сможете купить билеты.

Я: Давайте сложим в сумочку паспорт Рублика (отдаю ребенку) и доверим ее Ване, а наши деньги на билеты – Свете (отдаю другому ребенку).

Отправляемся на вокзал за билетами.

За морями, за лесами.

Есть огромная страна, страною «Финансов» зовется она!

Хотите побывать в этой стране? – ДА.

В путь дорогу собираемся.

На вокзал мы отправляемся.

Я: Вот мы с вами подошли к кассе, где можно купить билеты. Ребята, как только встретите Рублика, не забудьте отдать ему его паспорт и деньги в целостности и сохранности. А я пойду, позову кассира, и отправлюсь обратно. А вы пока разберите, по одной купюре. До скорых встреч, пока!

Переодеваюсь в кассира

Кассир: Здравствуйте дети! (Ответ детей.) Я работаю Кассиром, продаю билеты. Куда вам нужны билеты? В какую страну?

Дети: «Финансов»

Вы хотите вернуть «Рублику», его потерянный паспорт. У нас есть на вокзале билеты на самолете за 5 рублей и поездка на поезде за 3 рубля.

– Ребята, так на каком, виде транспорте вы поедете?

Кассир: занимайте места согласно купленным билетам, ваш билет должен совпадать с геометрической фигурой и цифрой вагончика.

Дети покупают билеты на поезд. Кассир выдает билеты, забирает деньги.

До свидания ребята, сейчас к вам придет проводница и проверит, как вы правильно заняли места.

Дети занимают свои места. Кассир переодевается в проводницу.

Проводница: Здравствуйте ребята, я проводница, и сейчас проверю как вы правильно сели на свои места.

– Предъявите мне свои билеты. – Молодцы, все заняли места верно.

– Ребята, а чтоб нам ехать было не скучно, я предлагаю вам познакомиться с новым словом, который часто встречается в стране Финансов и заработать немного денег, которые нам понадобятся для дальнейшего путешествия.

Это слово «Потребности».

Проводница: Потребности – это то, без чего человек не может жить. Ребята, а как вы думаете, без чего человек не может жить?

(Ответы детей) За правильные ответы дети получают монеты, которые складывают в копилку

Проводница: человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет. Человеку нужна вода. А кому ещё нужна вода для существования? (Животным, растениям) Какие же ещё потребности у человека? (Ответы детей) У человека есть потребность в одежде. Для чего существует одежда? (Она защищает человека от холода, от жары) А какая бывает одежда? (Осенняя, зимняя и т. д.). А животные испытывают потребность в одежде? А что их защищает от холода, от жары? (Шерсть, шкура, мех.) Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе. Молодцы ребята, вот так, мы своими знаниями заработали деньги. Проводница: уважаемые пассажиры у нас остановка на станции «Флеш-моб», прошу выйти и отдохнуть

Флеш-моб с показом на экране

Проводница: Ребята, наши родители зарабатывают деньги на работе, потом складывают их вместе и это – называется семейный бюджет. А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? (Ответы детей)

Проводница: да, все верно, невозможно иметь все, что хочешь, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет. Ребята, а у вас тоже есть бюджет, который вы заработали, в предыдущей игре, давайте мы с вами попробуем распределить бюджет, поиграем в игру «Хочу и надо».

Игра «Хочу и надо»

Перед вами схема потребностей. Ваша задача экономно распорядиться деньгами, распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять самые важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

Проводница: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить в копилку на следующую покупку.

Вам нужно посчитать свой бюджет, совместно принять решение, на что вы его потратите. Будьте внимательны, ведь потраченные деньги вернуть нельзя.

(Дети выполняют задание и объясняют свой выбор.)

Проводница: Вот мы с вами и приехали в страну «Финансов» Прошу покинуть вагоны.

«Рублик»: Здравствуйте ребята! Я «Рублик», мне позвонили с вокзала сказали что вы меня ищете для того чтобы мне отдать мой потерянный паспорт и деньги, это правда? –ДА!

Дети отдают паспорт.

– Как хорошо, что вы честные, справедливые, а самое главное смелые, что решили ко мне приехать в стану «Финансов», для того чтобы отдать мне мой паспорт и деньги! Теперь я всегда буду бережно относиться к документам и деньгам. Взамен я хочу вам рассказать несколько полезных правил, которые нужно знать, если жить в моей стране Финансов. А что это такое? (Ответы детей.)

Рублик : ребята, давайте подумаем и скажем, как же нужно обращаться с деньгами.

  1. Экономно распоряжаться деньгами.
  2. Потраченные средства уже не вернешь.
  3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
  4. Невозможно иметь все, что хочешь.
  5. Деньги можно накопить или потратить.
  6. Бережно относиться к деньгам.

А как вы думаете, ребята, все ли можно купить за деньги? (Дружба, забота, ласка, любовь.)

Рублик: спасибо вам ребята, за то, что вернули мне мой паспорт, надеюсь, я тоже вам помог своими правилами, а я хочу с вами поиграть, это новая игра называется: «В моем кошельке.»

достает кошелек детям раздаются монетки 4шт – по 1 рублю и 2шт по 2 рубля. (8 рублей).

– Ребята, покажите у кого какие монеты: у Пети 1 рубль, у Вити 2 рубля и т. д. Сейчас вы будете под музыку бегать, кружиться, как только музыка остановится, я произнесу фразу сколько денег лежит в моем кошельке: «в моем кошельке 3 рубля» и вы должны встать в обручи-кошелки так, чтобы в сумме получилось 3 рубля (показывается пример).

играют 2 раза (2 рубля и 4рублей).

Рублик: ребята Вам пора возвращаться обратно. примите от меня в знак благодарности мои монетки! (шоколадные монеты достает из кошелька)

До свидания ребята, до скорых встреч… (уходит-снимает куклу марионетку)

Воспитатель: Ой, ребята вы уже вернулись, ну что вы нашли Рублика?А что нового вы узнали? Кого встречали? Чем занимались? Вам понравилось ваше путешествие? (Ответы детей)

Ваше приключение подошло к концу, до свидания ребята.