Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат №19»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«РАДУГА БИСЕРА»
художественной направленности
Уровень сложности программы: базовый
Возраст обучающихся: дети с ОВЗ 10 – 14 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель
программы:
Иванова Ольга Гумеровна
педагог дополнительного образования
п. Березовый
2022 г.
Содержание
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Нормативно-правовая база Пояснительная записка |
33
3 |
|
Актуальность программы | 3 | |
Отличительная особенность программы | 4 | |
Педагогическая целесообразность программы
Формы организации образовательной деятельности |
5
7 |
|
Цель и задачи программы
Учебный план Содержание программы |
8
9 9 |
|
Планируемы результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий: Материально-техническое обеспечение для реализации программы Методическое обеспечение для реализации программы Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Кадровое обеспечение Критерии оценки результатов |
10
15 15 15 16 16 |
|
3.Список источников
Приложение 1, 2.Календарный учебный график |
19
20 |
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка Данная программа художественной направленности.
Направление программы: декоративно-прикладное искусство.
Нормативно-правовое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебство спиц»:
-Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
–СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
-Устав КГКОУ ШИ 9;
Актуальность программы
Программа обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности. В процессе изготовления красивых вещей очень важно – воспитывать у обучающихся детей «нравственное» начала любви и уважения к творческому труду.
Занятия по обучению учащихся бисероплетению создает благоприятные условия для воспитания художественной культуры, развития воображения, познавательной и творческой активности, интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. В ходе работы дети знакомятся с основами дизайна, у них развивается 3 эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности детей играет большую роль в их воспитании.
Отличительные особенности программы, новизна
В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка.
Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями.
Отличительные особенности программы
- Содержание программы построено с учетом психологических и физиологических особенностей детей школьного возраста.
- Знания, умения, навыки, полученные в процессе освоения программы, в дальнейшем будут применяться на занятиях по технологии.
- Использование технологий дифференцированного обучения.
- Индивидуализация образования.
- Включение в содержание элементов национально-регионального компонента.
- Наличие оценочно-результативного блока, позволяющего оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребенка.
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся с ОВЗ в возрасте 10 -14 лет.
При комплектовании формируются группы с постоянным разновозрастным составом. В группу принимаются все желающие. Количественный состав группы 6-8 человек, это обусловлено размерами кабинета и требованиями техники безопасности.
Объем и сроки освоения программы
Объем программы – 272 часа
Программа рассчитана на 2 года обучения
1 год обучения: 136 час
2 год обучения: 136 час
Форма обучения – очная
Режим занятий
Класс | Продолжительность занятия | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во занятий в год | Кол-во часов в год |
8 класс | 2 ч | 2 | 4 ч | 36 | 72 | 136 ч |
Итого | 136 ч |
Для 8 класса занятие состоит из одного урока продолжительностью 45 минут с 15-минутным перерывом 2 раза в неделю.
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному приказом директора КГКОУ ШИ 19, проходят в учебных кабинетах, соответствующих требованиям СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 и условиям соблюдения техники безопасности.
Формы организации образовательной деятельности: групповые, подгрупповые, индивидуальные, парные, дистанционное обучение с использованием электронных ресурсов (Дневник.ру), средств телефонии (Watsapp, Telegram, СМС).
В программе используются дистанционные технологии образования с учетом выходных и праздничных дней.
Типы занятий:
-комбинированные занятия (сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, практические упражнения, самостоятельная работа, проверка, подведение итогов; теоретическая часть – сообщение нового)
-практические занятия (формирование и закрепление умений и навыков – основное внимание уделяется практической деятельности, упражнениям).
Формы проведения занятий:
-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
-демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал (готовые поделки, вышивки, фотографии, презентации);
-метод непосредственного показа;
-организация итоговых выставок, конкурсов, ярмарок;
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-проведение мастер-классов;
-аудио, видео консультация.
Реализация программы осуществляется по двум ступеням (годам) образовательного процесса:
1 ступень (год) – начальная: техника безопасности; знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов; хранение бисера; материалы и инструменты; создание бисерного изделия; умение подобрать цвет для изделия; умение работать по схемам; качество работы;
2 ступень (год) – основная: техника безопасности; умение определять форму и размеры изделия; уметь и продумывать в целом его конструкцию и художественное решение; умение работать по схемам; составлять простые схемы; умение определять количество пропорций отдельных элементов и способы их соединения; качество работы; техника безопасности;
1.2.Цель и задачи программы.
Цель программы: обучение детей основам бисероплетения путем вовлечения их в активную творческую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить детей с историей и современными направлениями развития бисерного рукоделия;
-обучить технологии изготовления различных изделий из бисера;
-научить детей владеть различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером;
Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление− доводить начатое дело до конца развитие коммуникативных навыков, культуры общения со− сверстниками воспитание у детей интереса и любви к культуре своей− Родины
Развивающие:
– развивать творческие способности, фантазию, эстетический и художественный вкус;
– создавать условия для самоутверждения и самореализации;
– формировать потребности в самопознании и саморазвитию – развивать мелкую моторику рук, образное и логическое мышление.
Особенности организации образовательного процесса
Для более эффективной реализации программы «Бисероплетение» предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего, это занятия в группах и подгруппах. Групповые занятия помогают освоить детям теоретический материал, формировать определенные умения и навыки в области рукоделия. По подгруппам целесообразно проводить занятия по сложным темам, требующим многократного повторения и закрепления пройденного материала. По подгруппам проводятся занятия с учащимися, которые работают над собственным авторским проектом, коллективной работой.
Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей ребенка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает отстающему ребенку наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.
По дидактическим целям и задачам обучения занятия делятся на следующие виды:
Занятие – знакомство с историей бисероплетения, русским народным декоративно-прикладным искусством, основам цветоведения и т.д. (занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала курса).
Занятие – практическая работа, задание, упражнение (занятие освоения практических умений и навыков курса).
Занятие – викторина, конкурс, смотр, выставка (занятие контроля и оценки полученных детьми знаний, умений и навыков).
Занятие – беседа, диспут, игра (занятие решения воспитательных задач).
Особенностью данной программы является использование в методике игр по развитию у детей зрительной памяти, глазомера, внимания, мелкой моторики, мышления и т.д.
В процессе обучения по программе «Бисероплетение» педагог оставляет за собой право использовать и другие формы, методы проведения занятий, руководствуясь принципами целесообразности и мобильности самого образовательного процесса.
Механизм оценки получаемых результатов.
При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание на правильность и качество выполненных работ, поощряет творческую активность детей, учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка. Обращается внимание на малейшие проявления инициативы, самостоятельности и творческого мышления каждого учащегося.
При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты, которые давались ребенку с трудом, но он смог выполнить задание.
Лучшие изделия демонстрируются на выставках, конкурсах, фестивалях и награждаются грамотами, дипломами, призами, благодарностями.
Материально-техническое оснащение.
1.3.Содержание программы
Учебный план
1 год обучения
№
п/п |
Название раздела, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Водная часть | |||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | 0 | Желание приобретать новые знания; соблюдать правила по технике безопасности; принимать и сохранять учебную задачу; вести диалог с учителем и товарищами; |
2 | Бисерная азбука. | 4 | 4 | 0 | |
Работа с проволокой. | |||||
3 | Плоское параллельное плетение на проволоке. | 14 | 2 | 12 | Положительное отношение к учению; соблюдать правила организации рабочего места научатся различным приемам работы с бисером; работать по плану; вести диалог с учителем и товарищами; работать в парах и рабочих группах. |
4 | Метод низания дугами (французская техника плетения). | 14 | 2 | 12 | |
5 | Объёмные изделия на основе параллельного плетения проволокой: | 14 | 2 | 12 | |
Работа с ниткой и иголкой | |||||
6 | Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек. | 17 | 1 | 16 | Положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; основные базовые формы низания бисером; научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; работать по плану; вести диалог с учителем и товарищами; задавать вопросы. |
7 | Элементы плетения бижутерии. Подвески. | 17 | 1 | 16 | |
Работа леской. | |||||
8 | Ажурное плетение. | 17 | 1 | 16 | Положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; основные базовые формы низания бисером; научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; работать по плану; вести диалог с учителем и товарищами; задавать вопросы. |
9 | Техника низания крестом | 17 | 1 | 16 | |
Итоговая часть. | |||||
10 |
Выставочные работы | 6 | 2 | 4 | Развивать толерантное отношение к окружающим; извлекать полезную информацию; ориентироваться в своих знаниях и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания. |
11 | Воспитательная работа | 4 | 2 | 2 | |
12
13 |
Познавательно – досуговая | 6 | 2 | 4 | |
Итоговое занятие деятельность | 4 | 1 | 3 | ||
Итого часов | 136 | 23 | 113 |
Содержание тематического плана на 1-й год обучения.
- Вводное занятие (2 ч.).
Знакомство с программой обучения.
Теория: Правила техники безопасности при работе с бисерной иглой, ножницами, проволокой. Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению. Беседа «История возникновения бисера. Бисероплетение – один из старинных видов рукоделия».
Рассказ об истории возникновения бисера и бисероплетения, вызвать интерес к искусству бисероплетения, желание заниматься этим рукоделием.
- Бисерная азбука (4 ч.).
Теория: Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из которого изготовлен, хранение).
Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция.
Основные правила при работе с бисером.
Просмотр фотографий выставочных работ, музейных экспонатов.
- Плоское параллельное плетение на проволоке (14 ч.).
Теория: Знакомство с видом низания бисера – плоским параллельным плетением с использованием проволоки.
Практика: Обучение плетению с использованием схемы выполнения работы. Выполнение плоских игрушек на проволоке. Беседа о правильном подборе цветов для выполнения игрушек. Объяснение понятий: яркость, цвет, тон, насыщенность, теплые, холодные тона. Цель: закрепление цветовой гаммы сочетания цветов, развитие детского творчества и фантазии.
Изготовление миниатюр, цветов из бисера параллельным низанием.
- Метод низания дугами (французская техника плетения) (14 ч.).
Теория: Выставка книг о французской технике плетения цветов. Демонстрация цветов из бисера – выполненной по французской технике плетения. Цель: прививать эстетические чувства, любовь к природе, заинтересовать выполнением цветов из бисера. Беседа об истории появления метода низания дугами, знакомство с искусством бисероплетения во Франции.
Практика: Выполнение цветов способом низания дугами по схемам. Выполнение работ по предложенным схемам на закрепление новой техники плетения по выбору обучающегося.
- Объёмные изделия на основе параллельного плетения проволокой (14 ч.).
Теория: Продолжение обучению параллельному плетению уже с использованием лески и придания объёма изделиям из бисера.
Практика: Изготовление брелков, объёмных игрушек проволоке. Выполнение поделок с опорой на схему плетения. Выполнение коллективной работы: «Корзина с цветами».
- Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек (17 ч.).
Теория: Обучение выполнению несложных цепочек, как основы для изготовления украшений:
Простые цепочки из бисера и бусин; Цепочка с «пупырышками»; Цепочка с «бугорками»; Цепочка с «петельками»; Цепочка «зигзаг»; Цепочка «змейка»; Цепочка «крестик» в одну, две нити; Цепочка «цветы»; Плетение в технике «мозаика».
Беседа об истории появления украшений из бисера и бусин, традициях русского народа в изготовлении украшений.
Практика: Выполнение индивидуальных работ по изготовлению фенечек, колье, серёг. Знакомство с фурнитурой для изготовления бижутерии: швензы, пуссеты, застёжки для колье.
- Элементы плетения бижутерии. Подвески (17 ч.).
Теория: Выставка книг по изготовлению бижутерии из бисера и бусин. Рассматривание бижутерии. Цель: заинтересовать детей изготовлением бижутерии, развивать эстетический вкус детей.
Практика: Знакомство с техникой выполнения подвесок для бижутерии: бахрома, веточки, листочки,
цветы. Зарисовывание в тетради схем выполнения подвесок.
- Ажурное плетение (17 ч.).
Теория: Знакомство с техникой ажурного плетения. Выполнение плетения по схеме.
Практика: Зарисовывание схем ажурного плетения в тетрадь. Выставка новогодних игрушек из бисера. Цель: заинтересовать детей выполнением новогодних игрушек своими руками, развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус.
- Техника низания «Крестом» (17 ч.).
Теория: Низание крестом – иногда этот метод называют низанием квадратиками, применяют для изготовления достаточно плотных цепочек, ожерелий, поясов и салфеток. Это сложный метод, требующий повышенного внимания и сосредоточенности во время работы. При использовании круглых бусин получается изделие с ровной красивой структурой. Изделия из мелкого бисера на ощупь напоминают тяжелый плотный шелк. Низание крестиками выполняются на две нити, проволоки или леской.
Практика: При низании крестом предусматриваются изготовление следующих работ – фенечки, очки, браслеты и т.д.
- Выставочные работы (6 ч.).
Выставка прикладного творчества детей, участие в различных конкурсах прикладного искусства.
11.Воспитательная работа (4 ч.).
Теория: Беседы о культуре поведения, этикете и эстетике. Цикл бесед о нормах морали и права. Беседы о духовном воспитании подрастающего поколения. Просмотр фотографий выставочных работ.
Практика: Посещение выставок декоративно-прикладного искусства. Цели: расширение кругозора детей о видах декоративно-прикладного искусства, приобщать детей к миру разной культуры, традициям народа, формирование художественного и эстетического вкуса, культуры поведения.
12.Познавательно-досуговая деятельность (6 ч.).
Проведение дней именинника, внутри кружковых досуговых мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий в ДДТ.
- Итоговое занятие.
Выявление знаний по выполнению различных техник плетения бисером путем повтора пройденных тем. Подведение итогов работы детей за учебный год.
1.4.Планируемые результаты
Предметные результаты:
Должны знать:
- Правила техники безопасности;
- Основы композиции и цветоведения;
- Классификацию и свойства бисера;
- Основные приемы бисероплетения;
- Условия обозначения;
- Последовательность изготовления изделий из бисера;
- Правила ухода и хранения изделий из бисера.
Метапредметные результаты:
Познавательные
обучающиеся научатся:
- Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- Составлять композиции согласно правилам;
- Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
- Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;
- Четко выполнять основные приемы бисероплетения;
- Выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
- Прикреплять застежки к украшениям;
- Рассчитывать плотность плетения;
- Хранить изделия из бисера согласно правилам.
Личностные результаты:
-формирование и развитие интереса к творческой деятельности, художественному искусству.
-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе творческой деятельности.
– формирование и развитие художественного вкуса.
-формирование основ гражданской идентичности, чувства патриотизма.
– формирование интереса к истории своего народа, его культуре и традициям в процессе создания художественных работ.
-формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов в процессе знакомства с национальным творчеством разных стран.
-формирование нравственных норм, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
1.3.Учебный план:
2 год обучения
№ | Название раздела | Всего часов | Формы промежуточной аттестации/контроля | ||
всего часов | теория | практика | |||
Водная часть | |||||
1 | Вводное занятие. | 5 | 2 | 3 | Желание приобретать новые знания; соблюдать правила по технике безопасности; принимать и сохранять учебную задачу; вести диалог с учителем и товарищами; |
Работа с проволокой. | |||||
2 | Изготовление листочков и веточек по технике параллельного низания | 30 | 4 | 26 | Положительное отношение к учению; соблюдать правила организации рабочего места научатся различным приемам работы с бисером; работать по плану; вести диалог с учителем и товарищами; работать в парах и рабочих группах. |
3 | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения. | 30 | 4 | 26 | |
4 | Ажурное плетение | 30 | 1 | 29 | |
Работа леской. | |||||
5 | Кирпичный стежок. Изготовление сувениров. | 25 | 1 | 24 | Положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; основные базовые формы низания бисером; научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; работать по плану; вести диалог с учителем и товарищами; задавать вопросы. |
Итоговая часть. | |||||
6 |
Выставочные
работы |
4 | 2 | 2 | Развивать толерантное отношение к окружающим; извлекать полезную информацию; ориентироваться в своих знаниях и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания. |
11 | Познавательно- досуговая | 5 | 0 | 5 | |
12
13 |
Воспитательная работа | 5 | 5 | 0 | |
Итоговое занятие деятельность | 2 | 0 | 2 | ||
Итого часов | 136 | 19 | 117 |
Должны знать:
- Правила техники безопасности;
- Основы композиции и цветоведения;
- Классификацию и свойства бисера;
- Основные приемы бисероплетения;
- Условия обозначения;
- Последовательность изготовления изделий из бисера;
- Правила ухода и хранения изделий из бисера.
Должны уметь:
- Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- Составлять композиции согласно правилам;
- Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
- Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;
- Четко выполнять основные приемы бисероплетения;
- Изготовлять украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов;
- Выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
- Прикреплять застежки к украшениям;
- Рассчитывать плотность плетения;
- Хранить изделия из бисера согласно правилам.
Содержание учебного плана на второй год обучения
1.Вводное занятие (5 ч.).
Теория: Обсуждение творческих планов на год, разработка расписания занятий. Инструктаж по ТБ и ПБ.
Практика: Беседа об искусстве бисероплетения с использованием наглядного материала: выставки изделий из бисера, просмотр фотографий выставочных работ прикладного творчества, поделок, панно.
- Изготовление листочков и веточек по технике параллельного плетения (30 ч.).
Оформление букетов.
Теория: Беседа: «Цветы в нашей жизни». Демонстрация фотографий выполненных цветов из бисера.
Практика: Закрепление выполнения цветов в технике параллельного плетения. Усложнение выполнения: новый способ соединения деталей. Обучение искусству составления букетов. Оформление букетов. Контроль: самостоятельное выполнение букета по схеме.
- Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения (30 ч.).
Теория: Выставка поделок, выполненных в смешанной технике плетения: цветы, игрушки, плоские миниатюры. Объяснение выполнения работ в смешанной технике низания.
Практическая работа: рыбки, бабочки, цветы и.т.д.
Контроль: изготовление бабочек для декора штор в смешанной технике плетения.
- Кирпичный стежок. Изготовление сувениров (25 ч.).
Теория: Обучение новому приему – «Кирпичный стежок» на примере изготовления броши «вишенка».
Практика: сувенир «Русалочка».
Контроль: коллективная работа «Лукошко ягод».
- Изготовление цветов, сувениров и игрушек в технике низания дугами с добавлением других техник плетения (смешанная техника, ажур) (30ч.)
Теория: Выставка книг о французской технике плетения цветов. Демонстрация цветов из бисера – выполненной по французской технике плетения. Цель: прививать эстетические чувства, любовь к природе, заинтересовать выполнением цветов из бисера. Беседа об истории появления метода низания дугами, знакомство с искусством бисероплетения во Франции. Выполнение цветов способом низания дугами по схемам. Выполнение работ по предложенным схемам на закрепление новой техники плетения по выбору обучающегося.
Практика: Выставочные работы. Участие детей в выставках прикладного творчества в школе, участие в различных конкурсах прикладного искусства.
- Выставочные работы (4 ч.).
Выставка прикладного творчества детей, участие в различных конкурсах прикладного искусства
- 7. Воспитательная работа (5 ч.).
Нравственно-эстетические беседы. Беседы о культуре поведения, этикете и эстетике. Цикл бесед о нормах морали и права. Беседы о духовном воспитании подрастающего поколения. Просмотр фотографий выставочных работ, музейных экспонатов. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства. Цели: расширение кругозора детей о видах декоративно-прикладного искусства, приобщать детей к миру разной культуры, традициям народа, формирование художественного и эстетического вкуса, культуры поведения.
- Познавательно-досуговая деятельность (5 ч.).
Практика: Проведение дней именинника, внутри кружковых досуговых мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий в ДДТ, художественные выставки.
- Итоговое занятие ( 2 ч.).
Теория: Выявление знаний по выполнению различных техник плетения бисером путем повтора пройденных тем. Подведение итогов работы детей за учебный год.
1.4.Планируемые результаты
Ожидаемые результаты 1 год обучения это ознакомительный этап. Дети знакомятся с историей возникновения бисероплетения, получают элементарные навыки о предмете. Идет освоение простейших приемов и способов работы по готовым образцам и схемам, происходит ознакомление обучающихся с материалом, цветом. Формируются основные навыки работы с бисером. Дети приобщаются к коллективной творческой деятельности. В 1 год обучения дети приобретают навыки аккуратности и трудолюбия, правильного поведения на занятиях, основные навыки работы в группе.
На 2 году обучения происходит закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков при выполнении заданий более высокого уровня сложности. Осуществляется изготовление изделий по готовым схемам, дети имеют возможность выбора в изготовлении изделий. Происходит развитие вкуса, чувства взаимопомощи, сотрудничества, ответственности, активизация творческого мышления. Ребята активно включаются в выставочную и конкурсную деятельность.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график (Приложение к программе № 1, 2).
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в хорошо освещённом помещении за удобными столами, на столе – салфетка из ткани (для удобства работы с бисером).
Для проведения занятий для каждого года обучения собрана необходимая обучающая литература.
Подготовлены образцы схем выполнения различных поделок из бисера.
Подготовлены образцы изделий с различными видами низания бисера.
Имеются в наличии образцы изделий с различными способами плетения из бисера на леске.
Собраны образцы изделий различного направления: игрушки из бисера, панно, вышивка бисером на ткани, украшения, ёлочные игрушки, сувениры, цветы из бисера и др.
Подобрана литература по технике выполнения различных методов низания и плетения из бисера. Разработана инструкция по технике безопасности работы.
Занятие проводится согласно тематическому плану. Игра, беседа, викторина – могут быть частью занятия, физминутка для глаз остальное время занимает теоретическая и практическая части. Планируются развлекательные мероприятия по воспитательному плану – беседы, календарные праздники, конкурсы, дни именинника и обще ДДТ мероприятия.
Планируется ведение индивидуальной работы соответственной способностям и достижениям обучающегося, т. к. данная программа требует индивидуальной работы с каждым ребёнком: показ техники выполнения низания бисера различными способами, оформление выполненной работы и т. д.
Информационное обеспечение:
- Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
- Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
- Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео)
2.3.Формы аттестации учащихся
Формы аттестации – выставка, итоговая презентация изделия в конце учебного года, участие в конкурсах.
2.4.Оценочные материалы
Условия реализации программы
Группы комплектуются с учетом возраста детей.
К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:
– помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;
– материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся у педагога (бисер, салфетка, леска и проволока, круглогубцы, тейп-лента, емкости под бисер и т.д.);
– учебно-наглядные пособия: образцы узоров плетения из бисера, готовые изделия, журналы и книги по бисероплетению.
С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.
Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педагога.
Литература для педагога и обучающихся
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. Триста творческих конкурсов [электронный ресурс] — Кострома, МЦ «Вариант», 2000 г. — 112 с.
- Ляукина М.В. Бисер. – М.: Дрофа Плюс, 2008. – 144 с.
- Ляукина М.В. Бисер. – М.: Дрофа Плюс, 2005. – 144 с.
- Стольная Е. А. Цветы из дерева и бисера. – М.: «Мартин», 2006. – 124 с.
- Ликсо Н. Л. Бисер. – Минск: Харвест, 2010. – 256 с.
- Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. / Пер. с англ. – М.: Мой мир, 2007. – 120 с.
- Донателла Ч. Фантазии из бисера. – Словакия: Контент, 2006.
- Ляукина М.В. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 160 с.
- Энциклопедия рукоделия. Бисер. Лучшие украшения. [электронный ресурс] – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. – 287 с.
- Юрова Е.С. Эпоха бисера в России. Альбом. [электронный ресурс] – М.: Интербук-бизнес, 2003. – 164 с.
- Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. [электронный ресурс] – Саратов: Научная книга, 2007. – 37 с.
Приложение 1
Календарный учебный график
1 год обучения
Месяц | Дата | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля | Примечания |
Сентябрь | 1 неделя | Введение | Лекция, беседа с учащимися | 4 | Текущая | |
2 неделя | Плоское параллельное плетение на проволоке | Лекция, Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Плоское параллельное плетение на проволоке | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Плоское параллельное плетение на проволоке | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Плоское параллельное плетение на проволоке. Метод низания дугами (французская техника плетения) | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Октябрь | 1 неделя | Метод низания дугами (французская техника плетения) | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Метод низания дугами (французская техника плетения) | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Метод низания дугами (французская техника плетения) | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Объёмные изделия на основе параллельного плетения проволокой | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Ноябрь | 1 неделя | Объёмные изделия на основе параллельного плетения проволокой | Практическое занятие | 4 | Промежуточная | |
2 неделя | Объёмные изделия на основе параллельного плетения проволокой | Лекция | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек | Лекция | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Декабрь | 1 неделя | Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Январь | 1 неделя | Элементы плетения бижутерии | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Элементы плетения бижутерии | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Элементы плетения бижутерии. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Элементы плетения бижутерии. | Лекция, практическое занятие | 4 | Промежуточная | ||
Февраль | 1 неделя | Элементы плетения бижутерии. | Лекция. Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Элементы плетения бижутерии. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Ажурное плетение | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Ажурное плетение | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Март | 1 неделя | Ажурное плетение | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Ажурное плетение | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Техника низания крестом | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Техника низания крестом | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Апрель
Май |
1 неделя | Техника низания крестом | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Техника низания крестом | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Практическое занятие | 4 | Текущая | |||
4 неделя | Выставка | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
1 неделя | Воспитательная работа. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
2 неделя | Воспитательная работа. Позновательно-досуговая деятельность | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Позновательно-досуговая деятельность | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Итоговое занятие | Лекция, практическое занятие | 4 | Итоговый контроль |
Приложение 2
Календарный учебный график
2 год обучения
Месяц | Дата | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля | Примечания |
Сентябрь | 1 неделя | Введение. | Лекция, беседа с учащимися | 4 | Текущая | |
2 неделя | Изготовление листочков и веточек по технике параллельного низания | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Изготовление листочков и веточек по технике параллельного низания | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Изготовление листочков и веточек по технике параллельного низания | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Октябрь | 1 неделя | Изготовление листочков и веточек по технике параллельного низания | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Изготовление листочков и веточек по технике параллельного низания | Практическое занятие. Лекция | 4 | Промежуточная | ||
3 неделя | Изготовление листочков и веточек по технике параллельного низания | Лекция | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Изготовление листочков и веточек по технике параллельного низания | Лекция, практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Ноябрь | 1 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Практическое занятие | 4 | Промежуточная | ||
Декабрь | 1 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Лекция. Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Лекция.
Практическое занятие |
4 | Текущая | ||
3 неделя | Практическое занятие | 4 | Текущая | |||
4 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Январь | 1 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Лекция, практическое занятие | 4 | Промежуточная | ||
4 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Лекция, практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Февраль | 1 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Март | 1 неделя | Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Кирпичный стежок. Изготовление сувениров. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Кирпичный стежок. Изготовление сувениров. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Кирпичный стежок. Изготовление сувениров. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Апрель | 1 неделя | Кирпичный стежок. Изготовление сувениров. | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Кирпичный стежок. Изготовление сувениров. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Кирпичный стежок. Изготовление сувениров. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Выставка | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Май | 1 неделя | Познавательно-досуговая деятельность | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Воспитательная работа | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Воспитательная работа. Итоговое занятие. | Лекция, практическое занятие | 4 | Итоговая |