Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ОВЗ «РАДУГА БИСЕРА»

ФИО: Иванова О.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1820
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ОВЗ «РАДУГА БИСЕРА»
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №19»

Дополнительная общеобразовательная 

общеразвивающая программа

 «РАДУГА БИСЕРА»

художественной направленности

Уровень сложности программы: базовый

Возраст обучающихся: дети с ОВЗ  10 – 14 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель

 программы:

                                                                   Иванова Ольга Гумеровна

                                                                   педагог дополнительного образования

п. Березовый

2022 г.

Содержание

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Нормативно-правовая база

Пояснительная записка                                                                              

33

3

Актуальность программы                                                                             3
Отличительная особенность программы 4
Педагогическая целесообразность программы

Формы организации образовательной деятельности

5

7

Цель и задачи программы

Учебный план

Содержание программы

8

9

9

Планируемы результаты

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

Материально-техническое обеспечение для реализации программы

Методическое обеспечение для реализации программы

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Кадровое обеспечение

Критерии оценки результатов                                                                                                                               

10

15

15

15

16

16

3.Список источников

Приложение 1, 2.Календарный учебный график 

19

20

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка Данная программа художественной направленности

Направление программы: декоративно-прикладное искусство.

Нормативно-правовое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебство спиц»:

-Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Устав КГКОУ ШИ 9;

 

Актуальность программы 

Программа обусловлена ее практической значимостью: человек  рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность  проявить себя,  раскрыть  неповторимые  индивидуальные способности.  В процессе изготовления красивых вещей очень важно –   воспитывать у обучающихся детей «нравственное» начала любви и уважения к творческому труду.

Занятия по обучению учащихся бисероплетению создает благоприятные условия для воспитания художественной культуры, развития воображения, познавательной и творческой активности, интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. В ходе работы дети знакомятся с основами дизайна, у них развивается 3 эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности детей играет большую роль в их воспитании.

Отличительные особенности программы, новизна

В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять  себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. 

Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями.

Отличительные особенности программы

  1. Содержание программы построено с учетом психологических и физиологических особенностей детей школьного возраста. 
  2. Знания, умения, навыки, полученные в процессе освоения программы, в дальнейшем будут применяться на занятиях по технологии. 
  3. Использование технологий дифференцированного обучения. 
  4. Индивидуализация образования. 
  5. Включение в содержание элементов национально-регионального компонента. 
  6. Наличие оценочно-результативного блока, позволяющего оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребенка. 

 

Адресат программы: программа рассчитана на  учащихся с  ОВЗ в возрасте  10 -14 лет. 

При комплектовании формируются группы с постоянным разновозрастным составом. В группу принимаются все желающие.  Количественный состав группы 6-8 человек, это обусловлено размерами кабинета и требованиями техники безопасности.

Объем и сроки освоения программы

Объем программы – 272 часа

Программа рассчитана на 2 года обучения

1 год обучения: 136 час

2 год обучения: 136 час

Форма обучения – очная

Режим занятий

Класс Продолжительность   занятия Кол-во занятий в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во недель Кол-во занятий в год Кол-во часов в год
8 класс 2 ч 2 4 ч 36 72 136 ч
Итого 136 ч

Для 8 класса занятие состоит из одного урока продолжительностью 45 минут с 15-минутным перерывом 2 раза в неделю. 

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному приказом директора КГКОУ ШИ 19, проходят  в учебных кабинетах, соответствующих требованиям СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 и условиям соблюдения техники безопасности.

Формы организации образовательной деятельности: групповые, подгрупповые, индивидуальные, парные, дистанционное обучение с использованием электронных ресурсов (Дневник.ру), средств телефонии (Watsapp, Telegram, СМС).

В программе используются дистанционные технологии образования с учетом выходных и праздничных дней.

Типы занятий: 

-комбинированные занятия (сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, практические упражнения, самостоятельная работа, проверка, подведение итогов; теоретическая часть – сообщение нового) 

 -практические занятия (формирование и закрепление умений и навыков – основное внимание уделяется практической деятельности, упражнениям).

Формы проведения занятий:

-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

-демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал (готовые поделки, вышивки, фотографии, презентации);

-метод непосредственного показа;

-организация итоговых выставок, конкурсов, ярмарок;

-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-проведение мастер-классов;

-аудио, видео консультация.

Реализация программы осуществляется по двум ступеням (годам) образовательного процесса:

 1 ступень (год) – начальная: техника безопасности; знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов; хранение бисера; материалы и инструменты;  создание бисерного изделия; умение подобрать цвет для изделия; умение работать по схемам; качество работы;

2 ступень (год) – основная: техника безопасности; умение определять форму и размеры изделия; уметь и продумывать в целом его конструкцию и художественное решение; умение работать по схемам; составлять простые схемы; умение определять количество пропорций отдельных элементов и способы их соединения; качество работы; техника безопасности;

1.2.Цель и задачи программы.

Цель программы: обучение детей основам бисероплетения путем вовлечения их в активную творческую деятельность. 

Задачи:

 Обучающие

-познакомить детей с историей и современными направлениями развития бисерного рукоделия;

 -обучить технологии изготовления различных изделий из бисера;

 -научить детей владеть различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером; 

Воспитательные:  

– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца  развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками  воспитание у детей интереса и любви к культуре своей Родины 

Развивающие

– развивать творческие способности, фантазию, эстетический и художественный вкус; 

– создавать условия для самоутверждения и самореализации;

 – формировать потребности в самопознании и саморазвитию – развивать мелкую моторику рук, образное и логическое мышление.

    

Особенности организации образовательного процесса

Для более эффективной реализации программы «Бисероплетение» предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего, это занятия в группах и подгруппах. Групповые занятия помогают освоить детям теоретический материал, формировать определенные умения и навыки в области рукоделия. По подгруппам целесообразно проводить занятия по сложным темам, требующим многократного повторения и закрепления пройденного материала. По подгруппам проводятся занятия с учащимися, которые работают над собственным авторским проектом, коллективной работой.

Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей ребенка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает отстающему ребенку наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.

По дидактическим целям и задачам обучения занятия делятся на следующие виды:

Занятие – знакомство с историей бисероплетения, русским народным декоративно-прикладным искусством, основам цветоведения и т.д. (занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала курса).

Занятие –  практическая работа, задание, упражнение (занятие освоения практических умений и навыков курса).

Занятие – викторина, конкурс, смотр, выставка  (занятие контроля и оценки полученных детьми знаний, умений и навыков).

Занятие – беседа, диспут, игра (занятие решения воспитательных задач).

Особенностью данной программы является  использование в методике  игр по развитию у детей зрительной памяти, глазомера,  внимания, мелкой моторики, мышления и т.д.

       В процессе обучения по программе «Бисероплетение» педагог оставляет за собой право использовать и другие формы, методы проведения занятий, руководствуясь принципами целесообразности и мобильности самого образовательного процесса.

    

Механизм оценки получаемых результатов. 

При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание на правильность и качество выполненных работ, поощряет творческую активность детей, учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка. Обращается внимание на малейшие проявления инициативы, самостоятельности и творческого мышления каждого учащегося.

При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты, которые давались ребенку с трудом, но он  смог выполнить задание.

Лучшие изделия  демонстрируются на выставках, конкурсах, фестивалях и награждаются грамотами, дипломами, призами, благодарностями.

Материально-техническое оснащение.

1.3.Содержание программы

Учебный план

 1 год обучения 

п/п

Название раздела, темы Количество часов Формы промежуточной аттестации/контроля
всего  теория практика
Водная часть
1 Вводное занятие. 2 2 0 Желание приобретать новые знания; соблюдать правила по технике безопасности; принимать и сохранять учебную задачу;
вести диалог с учителем и товарищами;
2 Бисерная азбука. 4 4 0
Работа с проволокой.
3 Плоское параллельное плетение на проволоке. 14 2 12 Положительное отношение к учению; соблюдать правила организации рабочего места научатся различным приемам работы с бисером;  работать по плану; вести диалог с учителем и товарищами; работать в парах и рабочих группах.
4 Метод низания дугами (французская техника плетения). 14 2 12
5 Объёмные изделия на основе параллельного плетения проволокой: 14 2 12
Работа с ниткой и иголкой
6 Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек. 17 1 16 Положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; основные базовые формы низания бисером;
научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; работать по плану;
вести диалог с учителем и товарищами;
задавать вопросы.
7 Элементы плетения бижутерии. Подвески. 17 1 16
Работа леской.
8 Ажурное плетение. 17 1 16 Положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; основные базовые формы низания бисером;
научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; работать по плану;
вести диалог с учителем и товарищами;
задавать вопросы.
9 Техника низания крестом 17 1 16
Итоговая часть.
 

10

Выставочные  работы 6 2 4 Развивать толерантное отношение к окружающим; извлекать полезную информацию; ориентироваться в своих знаниях и осознавать необходимость нового знания;  делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания.
11 Воспитательная работа 4 2 2
12

13

Познавательно – досуговая 6 2 4
Итоговое занятие деятельность 4 1 3
Итого часов  136 23 113

Содержание тематического плана на 1-й год обучения.

  • Вводное занятие (2 ч.).

Знакомство с программой обучения.

Теория: Правила техники безопасности при работе с бисерной иглой, ножницами, проволокой. Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению. Беседа «История возникновения бисера. Бисероплетение – один из старинных видов рукоделия».

Рассказ об истории возникновения бисера и бисероплетения,  вызвать интерес к искусству бисероплетения, желание заниматься этим рукоделием.

  1. Бисерная азбука (4 ч.).

 Теория: Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из которого изготовлен, хранение).

Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция.

Основные правила при работе с бисером.

Просмотр фотографий выставочных работ, музейных экспонатов.

  1. Плоское параллельное плетение на проволоке (14 ч.).

Теория: Знакомство с видом низания бисера – плоским параллельным плетением с использованием проволоки. 

Практика: Обучение плетению с использованием схемы выполнения работы. Выполнение плоских игрушек на проволоке. Беседа о правильном подборе цветов для выполнения игрушек. Объяснение понятий: яркость, цвет, тон, насыщенность, теплые, холодные тона. Цель: закрепление цветовой гаммы сочетания цветов, развитие детского творчества и фантазии.

Изготовление миниатюр, цветов из бисера параллельным низанием.

  • Метод низания дугами (французская техника плетения) (14 ч.).

Теория: Выставка книг о французской технике плетения цветов. Демонстрация цветов из бисера – выполненной по французской технике плетения. Цель: прививать эстетические чувства, любовь к природе, заинтересовать выполнением цветов из бисера. Беседа об истории появления метода низания дугами, знакомство с искусством бисероплетения во Франции. 

Практика: Выполнение цветов способом низания дугами по схемам. Выполнение работ по предложенным схемам на закрепление новой техники плетения по выбору обучающегося.

  • Объёмные изделия на основе параллельного плетения проволокой (14 ч.).

Теория: Продолжение обучению параллельному плетению уже  с использованием лески и придания объёма изделиям из бисера. 

Практика: Изготовление брелков, объёмных игрушек  проволоке. Выполнение поделок с опорой на схему плетения. Выполнение коллективной работы: «Корзина с цветами».

  1. Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек (17 ч.).

Теория: Обучение выполнению несложных цепочек, как основы для изготовления украшений:

Простые цепочки из бисера и бусин; Цепочка с «пупырышками»; Цепочка с «бугорками»; Цепочка с «петельками»; Цепочка «зигзаг»; Цепочка «змейка»; Цепочка «крестик» в одну, две нити; Цепочка «цветы»; Плетение в технике «мозаика».

Беседа об истории появления украшений из бисера и бусин, традициях русского народа в изготовлении украшений. 

Практика: Выполнение индивидуальных работ по изготовлению фенечек, колье, серёг. Знакомство с фурнитурой для изготовления бижутерии: швензы, пуссеты, застёжки для колье.

  • Элементы плетения бижутерии. Подвески (17 ч.).

Теория: Выставка книг по изготовлению бижутерии из бисера и бусин. Рассматривание бижутерии. Цель: заинтересовать детей изготовлением бижутерии, развивать эстетический вкус детей.

Практика: Знакомство с техникой выполнения подвесок для бижутерии: бахрома, веточки, листочки,

цветы. Зарисовывание в тетради схем выполнения подвесок.

  • Ажурное плетение (17 ч.).

Теория: Знакомство с техникой ажурного плетения. Выполнение плетения по схеме. 

Практика: Зарисовывание схем ажурного плетения в тетрадь. Выставка новогодних игрушек из бисера. Цель: заинтересовать детей выполнением новогодних игрушек своими руками, развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус.

  1. Техника низания «Крестом» (17 ч.).

Теория: Низание крестом – иногда этот метод называют низанием квадратиками, применяют для изготовления достаточно плотных цепочек, ожерелий, поясов и салфеток. Это сложный метод, требующий повышенного внимания и сосредоточенности во время работы. При использовании круглых бусин получается изделие с ровной красивой структурой. Изделия из мелкого бисера на ощупь напоминают тяжелый плотный шелк.  Низание крестиками выполняются на две нити, проволоки или леской. 

Практика: При низании крестом предусматриваются изготовление следующих работ – фенечки, очки, браслеты и т.д.

  1. Выставочные работы (6 ч.).

Выставка  прикладного творчества детей, участие в различных конкурсах прикладного искусства.

11.Воспитательная работа (4 ч.).

Теория: Беседы о культуре поведения, этикете и эстетике. Цикл бесед о нормах морали и права. Беседы о духовном воспитании подрастающего поколения. Просмотр фотографий выставочных работ. 

Практика: Посещение выставок декоративно-прикладного искусства. Цели: расширение кругозора детей о видах декоративно-прикладного искусства, приобщать детей к миру разной культуры, традициям народа, формирование художественного и эстетического вкуса, культуры поведения.

12.Познавательно-досуговая деятельность (6 ч.).

Проведение дней именинника, внутри кружковых досуговых мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий в ДДТ.

  1. Итоговое занятие.

Выявление знаний по выполнению различных техник плетения бисером путем повтора пройденных тем. Подведение итогов работы детей за учебный год.

1.4.Планируемые результаты

Предметные результаты:

Должны  знать: 

  1. Правила техники безопасности; 
  2. Основы композиции и цветоведения; 
  3. Классификацию и свойства бисера; 
  4. Основные приемы бисероплетения; 
  5. Условия обозначения; 
  6. Последовательность изготовления изделий из бисера; 
  7. Правила ухода и хранения изделий из бисера.

Метапредметные результаты:

Познавательные 

обучающиеся научатся:

  1. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; 
  2. Составлять композиции согласно правилам; 
  3. Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам; 
  4. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками; 
  5. Четко выполнять основные приемы бисероплетения; 
  6. Выполнять отдельные элементы и сборку изделий; 
  7. Прикреплять застежки к украшениям; 
  8. Рассчитывать плотность плетения; 
  9. Хранить изделия из бисера согласно правилам.

Личностные результаты:

-формирование и развитие интереса к творческой деятельности, художественному искусству.

-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе творческой деятельности.

– формирование и развитие художественного вкуса.

-формирование основ гражданской идентичности, чувства патриотизма.

– формирование интереса к истории своего народа, его культуре и традициям в процессе создания художественных работ.

-формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов в процессе знакомства с национальным творчеством разных стран.

-формирование нравственных норм, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

1.3.Учебный план:

2 год обучения

 

Название раздела Всего часов Формы промежуточной аттестации/контроля
всего часов теория практика
Водная часть
1 Вводное занятие. 5 2 3 Желание приобретать новые знания; соблюдать правила по технике безопасности; принимать и сохранять учебную задачу;
вести диалог с учителем и товарищами;
Работа с проволокой.
2 Изготовление листочков и веточек  по технике параллельного низания 30 4 26 Положительное отношение к учению; соблюдать правила организации рабочего места научатся различным приемам работы с бисером;  работать по плану; вести диалог с учителем и товарищами; работать в парах и рабочих группах.
3 Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения. 30 4 26
4 Ажурное плетение 30 1 29
Работа леской.
5 Кирпичный стежок. Изготовление сувениров. 25 1 24 Положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; основные базовые формы низания бисером;
научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; работать по плану;
вести диалог с учителем и товарищами;
задавать вопросы.
Итоговая часть.
 

6

Выставочные 

 работы

4 2 2 Развивать толерантное отношение к окружающим; извлекать полезную информацию; ориентироваться в своих знаниях и осознавать необходимость нового знания;  делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания.
11 Познавательно- досуговая  5 0 5
12

13

Воспитательная работа 5 5 0
Итоговое занятие деятельность 2 0 2
Итого часов  136 19 117

 Должны знать: 

  1. Правила техники безопасности; 
  2. Основы композиции и цветоведения; 
  3. Классификацию и свойства бисера; 
  4. Основные приемы бисероплетения; 
  5. Условия обозначения; 
  6. Последовательность изготовления изделий из бисера; 
  7. Правила ухода и хранения изделий из бисера.

Должны  уметь: 

  1. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; 
  2. Составлять композиции согласно правилам; 
  3. Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам; 
  4. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками; 
  5. Четко выполнять основные приемы бисероплетения; 
  6. Изготовлять украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов; 
  7. Выполнять отдельные элементы и сборку изделий; 
  8. Прикреплять застежки к украшениям; 
  9. Рассчитывать плотность плетения; 
  10. Хранить изделия из бисера согласно правилам.

Содержание учебного плана на второй год обучения

1.Вводное   занятие (5 ч.).

Теория: Обсуждение творческих планов на год, разработка расписания занятий. Инструктаж по ТБ и ПБ. 

Практика: Беседа об искусстве бисероплетения с использованием наглядного материала: выставки изделий из бисера, просмотр фотографий выставочных работ прикладного творчества, поделок, панно.

  • Изготовление листочков и веточек по технике параллельного плетения (30 ч.).

Оформление букетов.

Теория: Беседа: «Цветы в нашей жизни». Демонстрация фотографий выполненных цветов из бисера. 

Практика: Закрепление выполнения цветов в технике параллельного плетения. Усложнение выполнения: новый способ соединения деталей. Обучение искусству составления букетов. Оформление букетов. Контроль: самостоятельное выполнение букета по схеме.

  1. Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения (30 ч.).

Теория: Выставка поделок, выполненных в смешанной технике плетения: цветы, игрушки, плоские миниатюры. Объяснение выполнения работ в смешанной технике низания.

Практическая работа: рыбки, бабочки, цветы и.т.д.

Контроль: изготовление бабочек для декора штор в смешанной технике плетения.

  1. Кирпичный стежок. Изготовление сувениров (25 ч.).

Теория: Обучение новому приему – «Кирпичный стежок» на примере изготовления броши «вишенка».

Практика: сувенир «Русалочка».

Контроль: коллективная работа «Лукошко ягод».

  1. Изготовление цветов, сувениров и игрушек в технике низания дугами с добавлением других техник плетения (смешанная техника, ажур) (30ч.)

Теория: Выставка книг о французской технике плетения цветов. Демонстрация цветов из бисера – выполненной по французской технике плетения. Цель: прививать эстетические чувства, любовь к природе, заинтересовать выполнением цветов из бисера. Беседа об истории появления метода низания дугами, знакомство с искусством бисероплетения во Франции. Выполнение цветов способом низания дугами по схемам. Выполнение работ по предложенным схемам на закрепление новой техники плетения по выбору обучающегося.

Практика: Выставочные работы. Участие детей в выставках прикладного творчества в  школе, участие в различных конкурсах прикладного искусства.  

  • Выставочные работы (4 ч.).

Выставка  прикладного творчества детей, участие в различных конкурсах прикладного искусства

  1. 7Воспитательная работа (5 ч.).

 Нравственно-эстетические беседы. Беседы о культуре поведения, этикете и эстетике. Цикл бесед о нормах морали и права. Беседы о духовном воспитании подрастающего поколения. Просмотр фотографий выставочных работ, музейных экспонатов. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства. Цели: расширение кругозора детей о  видах декоративно-прикладного искусства, приобщать детей к  миру разной культуры, традициям народа, формирование художественного и эстетического вкуса, культуры поведения.                                                                                       

  1. Познавательно-досуговая деятельность (5 ч.).

 Практика: Проведение дней именинника, внутри кружковых досуговых мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий в ДДТ, художественные выставки.                                                      

  • Итоговое занятие ( 2 ч.).

Теория: Выявление знаний по выполнению различных техник плетения бисером путем повтора пройденных тем. Подведение итогов работы детей за учебный год.

 

1.4.Планируемые результаты

Ожидаемые результаты 1 год обучения это ознакомительный этап. Дети знакомятся с историей возникновения бисероплетения, получают элементарные навыки о предмете. Идет освоение простейших приемов и способов работы по готовым образцам и схемам, происходит ознакомление обучающихся с материалом, цветом. Формируются основные навыки работы с бисером. Дети приобщаются к коллективной творческой деятельности. В 1 год обучения дети приобретают навыки аккуратности и трудолюбия, правильного поведения на занятиях, основные навыки работы в группе. 

На 2 году обучения происходит закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков при выполнении заданий более высокого уровня сложности. Осуществляется изготовление изделий по готовым схемам, дети имеют возможность выбора в изготовлении изделий. Происходит развитие вкуса, чувства взаимопомощи, сотрудничества, ответственности, активизация творческого мышления. Ребята активно включаются в выставочную и конкурсную деятельность.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Календарный учебный график (Приложение к программе № 1, 2).

2.2.Условия реализации программы 

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в хорошо освещённом помещении за удобными столами, на столе – салфетка из ткани (для удобства работы с  бисером).

Для проведения занятий для каждого года обучения собрана необходимая обучающая литература.

Подготовлены образцы схем выполнения различных поделок из бисера.

Подготовлены образцы изделий с различными видами низания бисера.

Имеются в наличии образцы изделий с различными способами плетения из бисера на леске.

Собраны образцы изделий различного направления: игрушки из бисера, панно, вышивка бисером на ткани, украшения, ёлочные игрушки, сувениры, цветы из бисера и др.

Подобрана литература по технике выполнения различных методов низания и плетения из бисера. Разработана инструкция по технике безопасности работы.

Занятие проводится согласно тематическому плану. Игра, беседа, викторина – могут быть частью занятия, физминутка для глаз остальное время занимает теоретическая и практическая части. Планируются развлекательные мероприятия по воспитательному плану – беседы, календарные праздники,  конкурсы, дни именинника и обще ДДТ мероприятия.

Планируется ведение индивидуальной работы соответственной способностям и достижениям обучающегося, т. к. данная программа требует индивидуальной работы  с каждым ребёнком: показ техники выполнения низания бисера различными способами, оформление выполненной работы и т. д.

Информационное обеспечение:

  1. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
  2. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
  3. Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео)

2.3.Формы аттестации учащихся

Формы аттестации  – выставка, итоговая презентация изделия в конце учебного года, участие в конкурсах.

2.4.Оценочные материалы

Условия реализации программы

Группы комплектуются с учетом возраста детей.

К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:

– помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

– материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся у педагога (бисер, салфетка, леска и проволока, круглогубцы, тейп-лента, емкости под бисер и т.д.);

– учебно-наглядные пособия: образцы узоров плетения из бисера, готовые изделия, журналы и книги по бисероплетению.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педагога.

 

Литература для педагога и обучающихся

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. Триста творческих конкурсов [электронный ресурс] — Кострома, МЦ «Вариант», 2000 г. — 112 с. 
  2. Ляукина М.В. Бисер. – М.: Дрофа Плюс, 2008. – 144 с. 
  3. Ляукина М.В. Бисер. – М.: Дрофа Плюс, 2005. – 144 с. 
  4. Стольная Е. А. Цветы из дерева и бисера. – М.: «Мартин», 2006. – 124 с. 
  5. Ликсо Н. Л. Бисер. – Минск: Харвест, 2010. – 256 с. 
  6. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. / Пер. с англ. – М.: Мой мир, 2007. – 120 с. 
  7. Донателла Ч. Фантазии из бисера. – Словакия: Контент, 2006.  
  8. Ляукина М.В. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 160 с. 
  9. Энциклопедия рукоделия. Бисер. Лучшие украшения. [электронный ресурс] – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. – 287 с. 
  10. Юрова Е.С. Эпоха бисера в России. Альбом. [электронный ресурс] – М.: Интербук-бизнес, 2003. – 164 с. 
  11. Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. [электронный ресурс] – Саратов: Научная книга, 2007. – 37 с. 

 

Приложение 1

Календарный учебный график 

1 год обучения

Месяц Дата Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Форма контроля Примечания
Сентябрь 1 неделя Введение Лекция, беседа с учащимися 4 Текущая
2 неделя Плоское параллельное плетение на проволоке Лекция, Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Плоское параллельное плетение на проволоке Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Плоское параллельное плетение на проволоке Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Плоское параллельное плетение на проволоке. Метод низания дугами (французская техника плетения) Практическое занятие 4 Текущая
Октябрь 1 неделя Метод низания дугами (французская техника плетения) Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Метод низания дугами (французская техника плетения) Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Метод низания дугами (французская техника плетения) Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Объёмные изделия на основе параллельного плетения проволокой Практическое занятие 4 Текущая
Ноябрь 1 неделя Объёмные изделия на основе параллельного плетения проволокой Практическое занятие 4 Промежуточная
2 неделя Объёмные изделия на основе параллельного плетения проволокой Лекция 4 Текущая
3 неделя Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек Лекция 4 Текущая
4 неделя Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек Практическое занятие 4 Текущая
Декабрь 1 неделя Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек Практическое занятие 4    Текущая 
Январь 1 неделя Элементы плетения бижутерии Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Элементы плетения бижутерии Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Элементы плетения бижутерии.  Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Элементы плетения бижутерии.  Лекция, практическое занятие 4 Промежуточная
Февраль 1 неделя Элементы плетения бижутерии.  Лекция. Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Элементы плетения бижутерии.  Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Ажурное плетение Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Ажурное плетение Практическое занятие 4 Текущая
Март 1 неделя Ажурное плетение Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Ажурное плетение Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Техника низания крестом Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Техника низания крестом Практическое занятие 4 Текущая
Апрель

Май

1 неделя Техника низания крестом Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Техника низания крестом Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Выставка Практическое занятие 4 Текущая
1 неделя Воспитательная работа. Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Воспитательная работа. Позновательно-досуговая деятельность Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Позновательно-досуговая деятельность Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Итоговое занятие Лекция, практическое занятие 4 Итоговый контроль

 

Приложение 2

Календарный учебный график 

2 год обучения

Месяц Дата Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Форма контроля Примечания
Сентябрь 1 неделя Введение.  Лекция, беседа с учащимися 4 Текущая
2 неделя Изготовление листочков и веточек  по технике параллельного низания Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Изготовление листочков и веточек  по технике параллельного низания Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Изготовление листочков и веточек  по технике параллельного низания Практическое занятие 4 Текущая
Октябрь 1 неделя Изготовление листочков и веточек  по технике параллельного низания Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Изготовление листочков и веточек  по технике параллельного низания Практическое занятие. Лекция 4 Промежуточная
3 неделя Изготовление листочков и веточек  по технике параллельного низания Лекция 4 Текущая
4 неделя Изготовление листочков и веточек  по технике параллельного низания Лекция, практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Практическое занятие 4 Текущая
Ноябрь 1 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Практическое занятие 4 Промежуточная
Декабрь 1 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Лекция. Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Лекция.

Практическое занятие

4 Текущая
3 неделя Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Практическое занятие 4 Текущая
Январь 1 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Лекция, практическое занятие 4 Промежуточная
4 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Лекция, практическое занятие 4 Текущая
Февраль 1 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Практическое занятие 4 Текущая
Март 1 неделя Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Кирпичный стежок. Изготовление сувениров. Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Кирпичный стежок. Изготовление сувениров. Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Кирпичный стежок. Изготовление сувениров. Практическое занятие 4 Текущая
Апрель 1 неделя Кирпичный стежок. Изготовление сувениров. Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Кирпичный стежок. Изготовление сувениров. Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Кирпичный стежок. Изготовление сувениров. Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Выставка Практическое занятие 4 Текущая
Май 1 неделя Познавательно-досуговая деятельность Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Воспитательная работа Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Воспитательная работа. Итоговое занятие. Лекция, практическое занятие 4 Итоговая