Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат №19»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«ВЕСЕЛЫЙ КРЮЧОК»
художественной направленности
Уровень сложности программы: базовый
Возраст обучающихся: дети с ОВЗ 12 – 15 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель
программы:
Иванова Ольга Гумеровна
педагог дополнительного образования
п. Березовый
2022 г.
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка Данная программа художественной направленности.
Направление программы: декоративно-прикладное искусство.
Нормативно-правовое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебство спиц»:
-Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
–СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
-Устав КГКОУ ШИ 9;
Актуальность программы
Заключается в воспитании и развитии личности ребенка, важным направлением в развитии личности является нравственно – эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умения организовать свой досуг. В процессе обучения, ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир вязания крючком, превратить его в предметы быта. Вязание позволяет снять эмоциональное напряжение после школы, стрессовое состояние от нагрузок, которыми чревата современная жизнь ребенка.
Одним из действенных средств развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. Оказывая огромное влияние на его духовное развитие через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность, оно формирует у ребенка чувство собственного достоинства, полноценности, радости жизни, оптимизма, воспитывается уверенность в реализации своих способностей.
Отличительные особенности программы, новизна.
Отличительные особенности программы
- Содержание программы построено с учетом психологических и физиологических особенностей детей школьного возраста.
- Знания, умения, навыки, полученные в процессе освоения программы, в дальнейшем будут применяться на занятиях по технологии.
- Использование технологий дифференцированного обучения.
- Индивидуализация образования.
- Включение в содержание элементов национально-регионального компонента.
- Наличие оценочно-результативного блока, позволяющего оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребенка.
Новизна программы заключается в ее вариативности и модульности. Учебный план состоит из нескольких разделов (блоков), что позволяет учащимся, освоив определенный вид рукоделия, перейти к следующему, новому блоку. Это позволяет сохранить интерес к дальнейшей работе в объединении. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей программа имеет следующие уровни сложности: стартовый и базовый. Содержание программы соблюдает один из принципов Концепции – принцип приобщения детей через вариативные программы дополнительного образования к различным традиционным и инновационным ремеслам, искусствам и технологиям.
Педагогическая целесообразность определена возможностью выбора учащимися одного из видов рукоделия и наиболее полной реализации в нем своих способностей. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к декоративно-прикладному творчеству. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, обучающиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. В этом заключается практическое значение программы. Содержание занятий строится с учетом возрастных особенностей обучающихся, регионального компонента, местных традиций, народного костюма и характерных ремесел.
Вариативность, доступность содержания и многоуровневая структура программы позволяет заниматься в объединении воспитанникам, имеющим задержку в развитии, проблемы со здоровьем и, в тоже время, программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым учащимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу); предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся:
Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого обучающегося, с учетом их психолого-возрастных особенностей, области их интересов, уровня интеллектуального и творческого развития.
При этом используются различные педагогические методы, формы и приемы организации занятий с обязательным деятельным подходом. Выполнение операций, отработка навыков, в группе обучающихся проходят неравномерно: кто то уже выполнил задание и при это качественно, т.е. готов к усвоению дальнейших знаний и отработке навыков, а другим на отработку одного навыка требуется многократное повторение с индивидуальным показом, демонстрацией и внешнем контролем.
Занятия раздела могут быть представлены как в форме посиделок, так и как учебное занятие, или комбинированное занятие. Главное, чтобы занятие было интересным для обучающихся, давало простор для проявления творческой самостоятельности, основывающийся на полученных знаниях и умениях. Проводя работу по освоению раздела, педагог неоднократно применяет методы демонстрации, показа, сочетая их со словесными методами. Цель такой работы – активизировать развитие речевого аппарата, внутреннего плана действий, самоконтроля. Достаточно большой временной отрезок отводится на практические методы: практические упражнения, самостоятельная работа, практическая работа, это позволяет на должном уровне отработать навыки вязания крючком воздушной петли и косички из воздушных петель. При таком подходе достаточно высок уровень освоения раздела «Техника вязания и виды петель»
Адресат программы
Программа «Волшебный крючок» предназначена для детей интересующихся декоративно – прикладным искусством. Набор в группу – свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания крючком, основан на желании детей заниматься вязанием, изготовлением различных вещей и предметов для дома своими руками.
Возраст детей: 12 -15 лет;
Предполагаемый состав: 6-8 человек;
Программа составлена так, что, учащийся имеет возможность свободного выбора формы занятия, тем самым, самовыражаясь в определенном виде деятельности; проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Обучая и развивая творческие способности воспитанника, педагог формирует предметные компетенции, которые становятся фундаментом развития общих и ключевых компетенций.
Общие компетенции определяются адаптацией, социализацией, интеграцией в социум, самореализацией личности.
Ключевые компетенции многофункциональны: имеют надпредметный и междисциплинарный характер, профессиональную значимость; требуют интеллектуального развития, абстрактного мышления, саморефлексии, критического мышления.
Объем и сроки освоения программы
Объем программы – 340 часов
Программа рассчитана на 2 года обучения
1 год обучения: 170 час
2 год обучения: 170 час
Форма обучения – очная
Режим занятий
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному приказом директора КГКОУ ШИ 19, проходят в учебных кабинетах, соответствующих требованиям СанПин и условиям соблюдения техники безопасности.
На базовом уровне: 1-2 раза в неделю, 1-2 занятия по 45 минут в день на каждую группу (подгруппу и индивидуально). Количество часов в неделю – 4 академических часа (по 45 минут), в год – 136 часов.
Формы организации образовательной деятельности: групповые, подгрупповые, индивидуальные, парные, дистанционное обучение с использованием электронных ресурсов (Дневник.ру), средств телефонии (Watsapp, Telegram, СМС).
В программе используются дистанционные технологии образования с учетом выходных и праздничных дней.
Типы занятий:
-комбинированные занятия (сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, практические упражнения, самостоятельная работа, проверка, подведение итогов; теоретическая часть – сообщение нового)
-практические занятия (формирование и закрепление умений и навыков – основное внимание уделяется практической деятельности, упражнениям).
Формы проведения занятий:
-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
-демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал (готовые поделки, вышивки, фотографии, презентации);
-метод непосредственного показа;
-организация итоговых выставок, конкурсов, ярмарок;
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-проведение мастер-классов;
-аудио, видео консультация.
1.2.Цель и задачи программы.
Цель – создание условий для социальной адаптации, творческой реализации и полноценного развития личности детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества, для формирования эмоционально-отзывчивой, творчески-активной личности посредством поддержания интереса к вязанию крючком, желания творить, созидать, украшая мир вокруг.
Задачи:
Обучающие:
– обучать особенностям работы с крючком и пряжей при изготовлении поделок разнообразных видов;
– обучать способам вязанию крючком
– обучать технике выполнения изделий
Развивающие:
– Развивать у ребенка такие качества как эстетический вкус, аккуратность, последовательность в работе, умение доводить начатое дело до конца, видеть перспективу своего труда, стремиться к достижению намеченной цели.
– Формировать у детей уверенность в себе, стремление преодолевать собственную скованность и закомплексованность, умение общаться со сверстниками.
– Развивать творческие способности детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества.
Воспитательные:
– Воспитывать патриотизм через приобщение к народному творчеству, осознание своей сопричастности к судьбе своего народа.
– Создание ситуации успеха.
– Воспитывать у подростков позитивную психологическую позицию по отношению к социуму;
– Воспитывать у подростков нравственные ценности и принципы самореализации;
– Воспитывать трудолюбие, экономичное отношение к используемым материалам, общую культуру труда.
Мониторинги:
– входной (выявление первоначальных знаний, умений и навыков в той или иной области деятельности);
– промежуточный (контроль, осуществляемый посредством наблюдения за деятельностью учащихся в процессе занятий);
– итоговый (проверка знаний, уме6ний и навыков, которые учащиеся получили в течение года). Это может быть контрольная работа, самостоятельная практическая деятельность.
Система мониторинга ориентирована на исследование количественных и качественных показателей учебно-воспитательного процесса и охватывает такие стороны образования, как обучение, воспитание и развитие.
В мониторинге образовательного уровня воспитанников учитываются количественные и качественные показатели.
1.3.Содержание программы
Учебный план
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 3 | 3 | – |
2. | Основные приемы вязания крючком | 71 | 10 | 61 |
3. | Вязание кружев | 62 | 10 | 52 |
Итого: | 136 | 23 | 113 |
Содержание учебного плана
- «Вводное занятие» (3 ч.)
Теория: Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей вязания крючком, основными правилами вязания крючком, особенностями выбора крючка и пряжи.
- «Основные приемы вязания крючком» (71 ч.)
Теория. Условные обозначения. Понятие «раппорт». Правила чтения схем. Понятия «цепочка из воздушных петель», «полустолбик без накида», «столбик без накида», «полустолбик с накидом», «столбик с накидом», «столбик с двумя накидами», «витой столбик», «пышный столбик», «лицевой рельефный столбик с накидом», «изнаночный рельефный столбик с накидом», «накладной рельефный столбик», «ракушка», «ракушка на ножке», «пучок из двух недовязанных столбиков с накидами». Особенности вязания различных узоров.
Практика Обучение основным приемам вязания крючком. Обучение вязанию узоров на основе столбиков и воздушных петель, узоров на основе «ракушки» и «короны», узоров, связанных с возвращением в предыдущие ряды, узоров, связанных пышными столбиками, узоров с перемещенными и крестообразными столбиками, узоров на основе рельефных столбиков, узоров с вытянутыми петлями.
- «Вязание кружев» (62 ч.)
Теория. Ознакомление со способами прибавления и убавления петель, особенностями вязания круга и многоугольников, особенностями вязания кружев из отдельных мотивов.
Практика. Обучение вязанию круга, многоугольников, кружев из отдельных мотивов; вязание салфетки; вязание прихватки; оформление выставки работ учащихся.
1.4.Планируемые результаты:
Предметные результаты:
К концу первого года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:
- Историю техники вязания крючком;
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;
- Условные обозначения, понятие «раппорт»;
- Основные приемы набора петель и вязания крючком.
Метапредметные результаты:
Познавательные
Обучающиеся научатся
- соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами;
- правильно пользоваться крючком, ножницами;
- правильно читать условные обозначения;
- подбирать материалы для вязания;
- выполнять основные узоры;
- свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.
- Регулятивные
- обучающиеся научатся:
- планировать предстоящую практическую работу с учетом поставленной цели, устанавливать порядок и последовательность действий для успешного достижения запланированного результата.
- осуществлять самоконтроль практических действий, корректировать их при необходимости.
- самостоятельно организовывать свое рабочее место.
обучающиеся получат возможность:
- формулировать задачи, находить наиболее эффективные пути их решения в процессе совместной деятельности.
- действовать конструктивно в любых ситуациях, решать их с учетом имеющихся условий.
- Коммуникативные
- обучающиеся научатся:
- организовывать совместную работу по группам или в паре, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь.
- формулировать свое мнение, иметь варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать варианты решения своих товарищей, учитывать их при организации своей деятельности и совместной работе.
- проявлять интерес к деятельности своих товарищей, результатам их работы, оценивать их в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
учащиеся получат возможность:
- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретенный опыт общения.
- Личностные результаты:
- -формирование и развитие интереса к творческой деятельности, художественному искусству.
- -формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе творческой деятельности.
- – формирование и развитие художественного вкуса.
- -формирование основ гражданской идентичности, чувства патриотизма.
- – формирование интереса к истории своего народа, его культуре и традициям в процессе создания художественных работ.
- -формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов в процессе знакомства с национальным творчеством разных стран.
- -формирование нравственных норм, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Учебный план
2 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 3 | 3 | – |
2. | Основные приемы вязания крючком | 71 | 10 | 61 |
3. | Вязание кружев | 62 | 10 | 52 |
Итого: | 136 | 23 | 113 |
2 год обучения
Содержание учебного плана
- «Вводное занятие». (2 ч.)
Теория: Знакомство с планом работы кружка, техникой безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания крючком»
- «Повторный курс» (24 ч.)
Теория. Основные приемы вязания крючком. Особенности вязания круга и многоугольников.
Практика. Повторение основных приемов вязания крючком.
- «Продольные и поперечные кружева». (55 ч.)
Теория. Виды кружев. Возможности использования продольных и поперечных кружев в оформлении одежды и интерьера. Правила выполнения продольных и поперечных кружев.
Практика. Вязание продольных и поперечных кружев. Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу.
- Техника филейного вязания (55 ч.)
Теория. Филейное полотно. Основные правила вязания в филейной технике. Способы прибавления и убавления клеток. Схематическое изображение филейного кружева. Косая филейная клетка.
Практика. Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике.
1.4.Планируемые результаты:
Предметные результаты:
К концу второго года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Особенности вязания продольных и поперечных кружев;
- Понятие «прошва»;
- Особенности вязания в филейной технике.
Метапредметные результаты::
- Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе;
- Вязать продольные и поперечные кружева;
- Вязать в филейной технике.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график (Приложение к программе № 1, 2).
2.2.Условия реализации программы
Работа кружка вязание крючком ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима КГКОУ «Школа-итернат 19». Специально оборудованный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям и эргономическим подходам. Помещение для занятий должно иметь хорошее, качественное освещение. Удобная для рукоделия мебель: высота стула соответствует высоте стола. Столы и стулья должны быть удобными, соответствовать возрастным особенностям обучающихся детей. Программа может быть реализована при наличии минимального набора инструментов, приспособлений, материалов для вязания.
Материально-техническое обеспечение
Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает:
– помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;
– материалы и инструменты, которые приобретаются самими учениками и имеются у педагога (крючки для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);
– учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.
С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.
Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, выполнять все задания преподавателя.
Информационное обеспечение:
- Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
- Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
- Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео)
Кадровое обеспечение
Данную программу может реализовывать педагог, имеющий среднее специальное образование. Педагог дополнительного образования работает согласно учебному плану, осуществляет организационную работу в коллективе и с родителями по всем возникающим вопросам в области обучения, организации показательных выставок, участия в конкурсах разных уровней.
2.3.Формы аттестации учащихся
В соответствии с поставленными задачами и планируемыми результатами для выявления стартовых возможностей и оценки результатов обучения, качественных личностных изменений обучающихся были определены следующие критерии оценки:
- учебно-организационные умения;
- познавательная активность в творческой деятельности;
- теоретические знания;
- практические умения и навыки;
- творческая активность;
- навыки межличностных отношений, коммуникативные качества.
Уровни освоения программы разные, как и дети которые их осваивают. Каждый критерий и уровень характеризуется своими показателями.
Система контроля уровня знаний, умений, навыков детей и качественных изменений личности обучающегося предусматривает определение начального уровня (октябрь); промежуточный контроль (январь); итоговый контроль (май).
Формы подведения итогов освоения разделов программы
Мониторинг личностного развития и результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе проводится три раза в год: октябрь (предварительный), январь (промежуточный), май (итоговый). При этом оцениваются следующие показатели:
- Теоретическая подготовка учащегося (по основным разделам учебного плана)
- Практическая подготовка учащегося (творческие навыки, практические умения)
- Общеучебные умения и навыки (коммуникативные, организационные)
- Организационно-волевые качества
- Ориентационные качества
- Поведенческие качества
Степень выраженности оцениваемых показателей оценивается по определенным критериям и по уровням (низкий, средний, высокий). Используются методы диагностики:
– наблюдение;
– анкетирование;
– тестирование;
– опрос;
– собеседование;
– контрольные задания.
Формы подведения итогов:
– участие в выставках, результативность;
– участие в конкурсах разного уровня;
– мастер-классы;
– защита творческого проекта.
Результатом эффективности данной программы и успешной деятельности учащихся является стабильная посещаемость занятий, взаимоуважение в коллективе, активная гражданская позиция, сформированность художественного вкуса и соблюдение учащимся морально-этических норм.
Формы контроля
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью учащегося, содержательная оценка – рецензия педагогом, само – и взаимоконтроль.
Промежуточный контроль: выполнение индивидуальных творческих работ по темам.
Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки, презентации и защиты проекта.
Контроль знаний осуществляется дифференцированно, исходя из возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного учащегося. Кроме этого, в течение года воспитанники участвуют в выставках и конкурсах по направлению обучения, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.
Критерии отбора работ на выставку и/или конкурс:
– аккуратность исполнения;
– соблюдение технологии;
– творческий подход к работе.
2.5.Методические материалы
Методы и формы организации образовательного процесса:
- Словесные (рассказ, объяснение).
- Наглядные (демонстрация моделей готовых изделий, показ образцов вязаных узоров, показ иллюстраций из журналов и Интернет сайтов).
- Практические (вязание образцов, расчеты петель для вязания изделий). Формы подведения итогов реализации программы:
- Ведение диагностических карт по результатам тестов.
- Участие в выставках, конкурсах.
Ожидаемым результатом изучения программы происходит культурологическое развитие учащихся путем приобщения их к культурным ценностям, овладение учащимися технологией вязания изделий на себя, формирование высоких художественно- эстетических вкусов в декоративно-прикладном творчестве.
Учебно – методический материал:
- журналы по вязанию, книги по вязанию для просмотра узоров, изделий;
- демонстрация готовых вязаных изделий
- схемы вязания крючком петель: столбика, полустолбика, столбика без накида и с накидом, пышный столбик, плоский столбик, выпуклый столбик, длинные петли
- схемы: варианты введения крючка в основание ряда, вязание
- схемы «Вязание по кругу», «Прибавление столбиков внутри полотна», «Прибавление столбиков с края полотна», «Убавление столбиков внутри полотна», «Убавление столбиков с края полотна», «Вязание квадратного полотна»
- таблица «Условные обозначения», раздаточный материал.
- схемы вязания петель спицами: лицевая петля, изнаночная петля, петля с накидом.
Техническое оснащение
– толстые и тонкие металлические крючки;
– иглы штопальные; ножницы;
– спицы;
– ленты атласные
– нитки шерстяные, полушерстяные, бумажная штопка, ирис, гарус краше, нитки катушечные №10;
– доска гладильная, утюг;
– альбом, карандаши, акварельные краски;
– компьютер с выходом в сеть интернет
Список литературы.
Литература для педагога:
- Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.
- Белая Н.П. Кружевная ностальгия. – Минск, 1999.
- Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
- Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993.
- Гребѐнкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагического образования. – Рязань, 2000.
- Гурбина Е. А. «Технология поурочные планы по разделу вязания» – Изд.
«Учитель» 2006г. 200 страниц.
- Дирвянскене Я. Декоративное вязание. – М., 1998.
- Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».
- Карельская И.Ю. Власова А.А. Лепина Т.Т. «Для тех, кто вяжет»
- Кириянова С.А. «Волшебный клубок»
- Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. – М., 1991.
- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
- Кристании Дж., Страбелло В. Цветы вяжем крючком. – М., 2006.
- Литвина О. С. Модели модной одежды, связанные крючком. – М., 2007.
- Лущик Л. И. Свежие идеи для вязания крючком. – М., 2006.
- Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.
- Максимова М.В. «Энциклопедия Вязания»
- Небухина Ю.А. «Кружевные фантазии»
- «Первые уроки вязания» АСТ Астрель 2001г.
- Программа образовательной области «Технология». – М.,1994.
- Технология: Учебник для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под ред. Симоненко В.Д.- М.,2000.
- Технология: Учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Под ред. Симоненко В.Д.- М.,1999.
- Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.
- Чиотти Д. «Вяжем крючком» – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008.-96 стр. Дирвянскене Я. Декоративное вязание. – М., 1998.
- Экснер Ева. Цветы и фрукты круглый год. – М., 2005
Литература для воспитанников:
- Дирвянскене Я. Декоративное вязание. – М., 1998.
- Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».
- Кристании Дж., Страбелло В. Цветы вяжем крючком. – М., 2006.
- Литвина О. С. Модели модной одежды, связанные крючком. – М., 2007.
- Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.
- Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.
- Экснер Ева. Цветы и фрукты круглый год. – М., 2005.
Приложение 1
Календарный учебный график
1 год обучения
Месяц | Дата | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля | Примечание |
Сентябрь | 1 неделя | Введение. Техника безопасности. Знакомство с планом работы кружка | Лекция, видеоматериал и раздаточный материал | 4 | Текущая | |
2 неделя | Основные приемы вязания крючком | Лекция | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Пряжа, крючки, аксессуары (нити и пряжа, выбираем правильно крючок, практичесские аксессуары, организация и хранения пряжи | Лекция | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Пряжа, крючки, аксессуары (нити и пряжа), выбираем правильно крючок | Лекция | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Практичесские аксессуары, организация и хранения пряжи. Разные виды петель. | Лекция, практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Октябрь | 1 неделя | Разные виды петель. | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Разные виды петель. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Разные виды петель. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Разные виды петель. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Разные виды петель. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Ноябрь | 1 неделя | Варианты выполнения петель. Основные техники. | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Варианты выполнения петель. Основные техники. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Варианты выполнения петель. Основные техники. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Варианты выполнения петель. Основные техники. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Варианты выполнения петель. Основные техники. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Декабрь | 1 неделя | Варианты выполнения петель. Основные техники. | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Варианты выполнения петель. Основные техники. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Варианты выполнения петель. Основные техники. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Варианты выполнения петель. Основные техники. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Вязание кружев. (Брюггское кружево) | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Январь | 1 неделя | Брюггское кружево – основная техника | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Брюггское кружево – основная техника | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Брюггское кружево – основная техника | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Брюггское кружево – основная техника | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Брюггское кружево – основная техника | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Февраль | 1 неделя | Брюггское кружево – основная техника | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Брюггское кружево – основная техника | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Брюггское кружево – основная техника | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Брюггское кружево – основная техника | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Брюггское кружево – основная техника | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Март | 1 неделя | Брюггское кружево (волнистая тесьма) | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Брюггское кружево (волнистая тесьма) | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Брюггское кружево (волнистая тесьма) | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Брюггское кружево (волнистая тесьма) | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Брюггское кружево (волнистая тесьма) | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Апрель | 1 неделя | Брюггское кружево (большие круги) | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Брюггское кружево (большие круги) | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Брюггское кружево (большие круги) | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Брюггское кружево (большие круги) | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Брюггское кружево (большие круги) | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Май | 1 неделя | Вязание салфетки в технике Брюггского кружева | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Вязание салфетки в технике Брюггского кружева | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Вязание салфетки в технике Брюггского кружева | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Вязание салфетки в технике Брюггского кружева | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Вязание салфетки в технике Брюггского кружева | Практическое занятие | 4 | Итоговая |
Приложение 2
Календарный учебный график
2 год обучения
Месяц | Дата | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля | Примечание |
Сентябрь | 1 неделя | Введение. Техника безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания крючком» | Лекция, видеоматериал и раздаточный материал | 4 | Текущая | |
2 неделя | Основные приемы вязания крючком. Особенности вязания круга и многоугольников. | Лекция | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Повторение основных приемов вязания крючком | Лекция | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Повторение основных приемов вязания крючком | Лекция | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Повторение основных приемов вязания крючком | Лекция, практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Октябрь | 1 неделя | Повторение основных приемов вязания крючком | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Повторение основных приемов вязания крючком | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Повторение основных приемов вязания крючком | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Повторение основных приемов вязания крючком | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Вязание продольных и поперечных кружев | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Ноябрь | 1 неделя | Вязание продольных и поперечных кружев | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Вязание продольных и поперечных кружев | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Вязание продольных и поперечных кружев | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Декабрь | 1 неделя | Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Январь | 1 неделя | Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Филейное полотно. Основные правила вязания в филейной технике. Способы прибавления и убавления клеток. Схематическое изображение филейного кружева. Косая филейная клетка. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Февраль | 1 неделя | Филейное полотно. Основные правила вязания в филейной технике. Способы прибавления и убавления клеток. Схематическое изображение филейного кружева. Косая филейная клетка. | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Филейное полотно. Основные правила вязания в филейной технике. Способы прибавления и убавления клеток. Схематическое изображение филейного кружева. Косая филейная клетка. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Март | 1 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Апрель | 1 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
Май | 1 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
4 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. | Практическое занятие | 4 | Итоговая |