Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ОВЗ «ВЕСЕЛЫЙ КРЮЧОК»

ФИО: Иванова О.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1821
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ОВЗ «ВЕСЕЛЫЙ КРЮЧОК»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №19»

Дополнительная общеобразовательная 

общеразвивающая программа

 «ВЕСЕЛЫЙ КРЮЧОК»

художественной направленности

Уровень сложности программы: базовый

Возраст обучающихся: дети с ОВЗ  12 – 15 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель

 программы:

                                                                   Иванова Ольга Гумеровна

                                                                   педагог дополнительного образования

п. Березовый

2022 г.

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка Данная программа художественной направленности

Направление программы: декоративно-прикладное искусство.

Нормативно-правовое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебство спиц»:

-Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Устав КГКОУ ШИ 9;

 

Актуальность программы 

 Заключается в воспитании и развитии личности ребенка, важным направлением в развитии личности является нравственно – эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умения организовать свой досуг. В процессе обучения, ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир вязания крючком, превратить его в предметы быта. Вязание позволяет снять эмоциональное напряжение после школы, стрессовое состояние от нагрузок, которыми чревата современная жизнь ребенка. 

Одним из действенных средств развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. Оказывая огромное влияние на его духовное развитие через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность, оно формирует у ребенка чувство собственного достоинства, полноценности, радости жизни, оптимизма, воспитывается уверенность в реализации своих способностей.

Отличительные особенности программы, новизна.

Отличительные особенности программы 

  1. Содержание программы построено с учетом психологических и физиологических особенностей детей школьного возраста. 
  2. Знания, умения, навыки, полученные в процессе освоения программы, в дальнейшем будут применяться на занятиях по технологии. 
  3. Использование технологий дифференцированного обучения. 
  4. Индивидуализация образования. 
  5. Включение в содержание элементов национально-регионального компонента. 
  6. Наличие оценочно-результативного блока, позволяющего оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребенка. 

Новизна программы  заключается в ее вариативности и модульности.  Учебный план состоит из  нескольких разделов (блоков), что позволяет учащимся, освоив определенный вид рукоделия, перейти к следующему, новому блоку. Это позволяет сохранить интерес к дальнейшей работе в объединении. В соответствии с Концепцией  развития дополнительного образования детей программа имеет следующие уровни сложности: стартовый и базовый. Содержание программы соблюдает один из принципов Концепции   –  принцип приобщения детей через вариативные программы дополнительного образования к различным традиционным и инновационным ремеслам, искусствам и технологиям.  

Педагогическая целесообразность определена возможностью  выбора учащимися одного из видов  рукоделия и  наиболее полной реализации  в нем своих способностей. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса  к декоративно-прикладному творчеству. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, обучающиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. В этом заключается практическое значение программы. Содержание занятий строится с учетом возрастных особенностей обучающихся, регионального компонента, местных традиций, народного костюма и характерных ремесел.

 Вариативность, доступность содержания и многоуровневая структура программы позволяет заниматься в объединении  воспитанникам, имеющим задержку в развитии, проблемы со здоровьем и, в тоже время, программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым учащимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу); предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому  учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм  организации деятельности учащихся:

Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого обучающегося, с учетом их психолого-возрастных особенностей, области их интересов, уровня интеллектуального и творческого развития.

При этом используются различные педагогические методы, формы и приемы организации занятий с обязательным деятельным подходом. Выполнение операций, отработка  навыков, в группе обучающихся проходят неравномерно: кто то уже выполнил задание и при это качественно, т.е. готов к усвоению дальнейших знаний и отработке навыков, а другим на отработку одного навыка требуется  многократное повторение с индивидуальным показом, демонстрацией и внешнем контролем.

Занятия раздела могут быть представлены как в форме посиделок, так и как учебное занятие, или комбинированное занятие. Главное, чтобы занятие было интересным для обучающихся, давало простор для проявления творческой самостоятельности, основывающийся на полученных знаниях и умениях. Проводя работу по освоению раздела, педагог неоднократно применяет методы демонстрации, показа, сочетая их со словесными методами. Цель такой работы – активизировать развитие речевого аппарата, внутреннего плана действий, самоконтроля. Достаточно большой временной отрезок отводится на практические методы: практические упражнения, самостоятельная работа, практическая работа, это позволяет на должном уровне отработать навыки вязания крючком воздушной петли и косички из воздушных петель. При таком подходе достаточно высок уровень освоения раздела  «Техника вязания и виды петель»

Адресат программы

Программа «Волшебный крючок» предназначена для детей интересующихся декоративно – прикладным искусством.  Набор в группу – свободный, без    предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания крючком, основан на желании детей заниматься вязанием, изготовлением        различных вещей и предметов для дома своими руками.  

Возраст детей: 12 -15 лет; 

Предполагаемый состав: 6-8 человек; 

Программа составлена так, что, учащийся имеет возможность свободного выбора формы занятия, тем самым, самовыражаясь в определенном виде деятельности;  проявляет личное творчество и участвует в коллективном.  Обучая и развивая творческие способности воспитанника, педагог  формирует предметные компетенции, которые  становятся фундаментом развития общих и ключевых компетенций. 

Общие компетенции  определяются адаптацией, социализацией, интеграцией  в социум, самореализацией личности.

Ключевые компетенции многофункциональны: имеют надпредметный и междисциплинарный   характер, профессиональную значимость; требуют интеллектуального развития, абстрактного мышления, саморефлексии, критического мышления.             

Объем и сроки освоения программы

Объем программы – 340 часов

Программа рассчитана на 2 года обучения

1 год обучения: 170 час

2 год обучения: 170 час

Форма обучения – очная

Режим занятий

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному приказом директора КГКОУ ШИ 19, проходят  в учебных кабинетах, соответствующих требованиям СанПин и условиям соблюдения техники безопасности.

На базовом уровне:  1-2 раза в неделю, 1-2 занятия  по 45 минут в день на каждую группу (подгруппу и индивидуально). Количество часов в неделю – 4 академических часа (по 45 минут), в год – 136 часов.

Формы организации образовательной деятельности: групповые, подгрупповые, индивидуальные, парные, дистанционное обучение с использованием электронных ресурсов (Дневник.ру), средств телефонии (Watsapp, Telegram, СМС).

В программе используются дистанционные технологии образования с учетом выходных и праздничных дней.

Типы занятий: 

-комбинированные занятия (сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, практические упражнения, самостоятельная работа, проверка, подведение итогов; теоретическая часть – сообщение нового) 

 -практические занятия (формирование и закрепление умений и навыков – основное внимание уделяется практической деятельности, упражнениям).

Формы проведения занятий:

-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

-демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал (готовые поделки, вышивки, фотографии, презентации);

-метод непосредственного показа;

-организация итоговых выставок, конкурсов, ярмарок;

-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-проведение мастер-классов;

-аудио, видео консультация.

 

          1.2.Цель и задачи программы.

Цель – создание условий для социальной адаптации, творческой реализации и полноценного развития личности детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества, для формирования эмоционально-отзывчивой, творчески-активной личности посредством поддержания интереса к вязанию крючком, желания творить, созидать, украшая мир вокруг.  

Задачи: 

Обучающие: 

– обучать особенностям работы с крючком и пряжей при изготовлении поделок разнообразных видов; 

– обучать способам вязанию крючком 

– обучать технике выполнения изделий 

Развивающие: 

– Развивать у ребенка такие качества как эстетический вкус, аккуратность, последовательность в работе, умение доводить начатое дело до конца, видеть перспективу своего труда, стремиться к достижению намеченной цели. 

– Формировать у детей уверенность в себе, стремление преодолевать собственную скованность и закомплексованность, умение общаться со сверстниками. 

– Развивать творческие способности детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества. 

Воспитательные:

– Воспитывать патриотизм через приобщение к народному творчеству, осознание своей сопричастности к судьбе своего народа. 

– Создание ситуации успеха. 

– Воспитывать у подростков позитивную психологическую позицию по отношению к социуму; 

– Воспитывать у подростков нравственные ценности и принципы самореализации;

– Воспитывать трудолюбие, экономичное отношение к используемым материалам, общую культуру труда. 

Мониторинги: 

– входной (выявление первоначальных знаний, умений и навыков в той или иной области деятельности); 

– промежуточный (контроль, осуществляемый посредством наблюдения за деятельностью учащихся в процессе занятий); 

– итоговый (проверка знаний, уме6ний и навыков, которые учащиеся получили в течение года). Это может быть контрольная работа, самостоятельная практическая деятельность. 

Система мониторинга ориентирована на исследование количественных и качественных показателей учебно-воспитательного процесса и охватывает такие стороны образования, как обучение, воспитание и развитие. 

В мониторинге образовательного уровня воспитанников учитываются количественные и качественные показатели.

 

1.3.Содержание программы

Учебный план

1 год обучения

№ п/п Название раздела, тем Количество часов
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие 3 3
2. Основные приемы вязания крючком 71 10 61
3. Вязание кружев 62 10 52
Итого: 136 23 113

Содержание учебного плана

  1. «Вводное занятие» (3 ч.) 

Теория: Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей вязания крючком, основными правилами вязания крючком, особенностями выбора крючка и пряжи.

  1. «Основные приемы вязания крючком» (71 ч.)

Теория. Условные обозначения. Понятие  «раппорт». Правила чтения схем. Понятия «цепочка из воздушных петель», «полустолбик без накида», «столбик без накида», «полустолбик с накидом», «столбик с накидом», «столбик с двумя накидами», «витой столбик», «пышный столбик», «лицевой рельефный столбик с накидом», «изнаночный рельефный столбик с накидом», «накладной рельефный столбик», «ракушка», «ракушка на ножке», «пучок из двух недовязанных столбиков с накидами». Особенности вязания различных узоров.

Практика  Обучение основным приемам вязания крючком. Обучение вязанию узоров на основе столбиков и воздушных петель, узоров на основе «ракушки» и «короны», узоров, связанных с возвращением в предыдущие ряды, узоров, связанных пышными столбиками, узоров с перемещенными и крестообразными столбиками, узоров на основе рельефных столбиков, узоров с вытянутыми петлями.

  1. «Вязание кружев» (62 ч.)

Теория. Ознакомление со способами прибавления и убавления петель, особенностями вязания круга и многоугольников, особенностями вязания кружев из отдельных мотивов.

Практика. Обучение вязанию круга, многоугольников, кружев из отдельных мотивов; вязание салфетки; вязание прихватки; оформление выставки работ учащихся.

1.4.Планируемые результаты:

Предметные результаты:

К концу первого года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:

  • Историю техники вязания крючком;
  • Правила поведения, правила техники безопасности;
  • Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;
  • Условные обозначения, понятие «раппорт»;
  • Основные приемы набора петель и вязания крючком.

Метапредметные результаты:

Познавательные

Обучающиеся научатся

  • соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком,  ножницами;
  • правильно пользоваться крючком, ножницами;
  • правильно читать условные обозначения;
  • подбирать материалы для вязания;
  • выполнять основные узоры;
  • свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту. 
  • Регулятивные 
  • обучающиеся научатся:
  • планировать предстоящую практическую работу с учетом поставленной цели, устанавливать порядок и последовательность действий для успешного достижения запланированного результата.
  • осуществлять самоконтроль практических действий, корректировать их при необходимости.
  • самостоятельно организовывать свое рабочее место.

обучающиеся получат возможность:

  • формулировать задачи, находить наиболее эффективные пути их решения в процессе совместной деятельности.
  • действовать конструктивно в любых ситуациях, решать их с учетом имеющихся условий.
  • Коммуникативные
  • обучающиеся научатся:
  • организовывать совместную работу по группам или в паре, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь.
  • формулировать свое мнение, иметь варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать варианты решения своих товарищей, учитывать их при организации своей деятельности и совместной работе.
  • проявлять интерес к деятельности своих товарищей, результатам их работы, оценивать их в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

учащиеся получат возможность:                      

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретенный опыт общения.
  • Личностные результаты:
  • -формирование и развитие интереса к творческой деятельности, художественному искусству.
  • -формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе творческой деятельности.
  • – формирование и развитие художественного вкуса.
  • -формирование основ гражданской идентичности, чувства патриотизма.
  • – формирование интереса к истории своего народа, его культуре и традициям в процессе создания художественных работ.
  • -формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов в процессе знакомства с национальным творчеством разных стран.
  • -формирование нравственных норм, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

 

Учебный план

2 год обучения

№ п/п Название раздела, темы Количество часов
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие 3 3
2. Основные приемы вязания крючком 71 10 61
3. Вязание кружев 62 10 52
Итого: 136 23 113

 

2 год обучения

Содержание учебного плана

  1. «Вводное занятие». (2 ч.)

Теория: Знакомство с планом  работы кружка, техникой безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания крючком»

  1. «Повторный курс» (24 ч.)

Теория. Основные приемы вязания крючком. Особенности вязания круга и многоугольников. 

Практика. Повторение основных приемов вязания крючком.

  1. «Продольные и поперечные кружева». (55 ч.)

Теория. Виды кружев. Возможности использования продольных и поперечных кружев в оформлении одежды и интерьера. Правила выполнения продольных и поперечных кружев.

Практика. Вязание продольных и поперечных кружев. Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу.

  1. Техника филейного вязания (55 ч.)

Теория. Филейное полотно. Основные правила вязания в филейной технике. Способы прибавления и убавления клеток. Схематическое изображение филейного кружева. Косая филейная клетка. 

Практика. Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике.

1.4.Планируемые результаты:

Предметные результаты:

К концу второго года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:

  • Правила поведения, правила техники безопасности;
  • Особенности вязания продольных и поперечных кружев;
  • Понятие «прошва»;
  • Особенности вязания в филейной технике.

Метапредметные результаты::

  • Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе; 
  • Вязать продольные и поперечные кружева;
  • Вязать в филейной технике.

 

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Календарный учебный график (Приложение к программе № 1, 2).

2.2.Условия реализации программы 

Работа кружка вязание крючком ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима КГКОУ «Школа-итернат 19». Специально оборудованный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям и эргономическим подходам. Помещение для занятий должно иметь хорошее, качественное освещение. Удобная для рукоделия мебель: высота стула соответствует высоте стола. Столы и стулья должны быть удобными, соответствовать возрастным особенностям обучающихся детей. Программа может быть реализована при наличии минимального набора инструментов, приспособлений, материалов для вязания. 

Материально-техническое обеспечение

Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает: 

– помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

– материалы и инструменты, которые приобретаются самими учениками и имеются у педагога (крючки для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);

– учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности. 

Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, выполнять все задания преподавателя.

Информационное обеспечение:

  1. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
  2. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
  3. Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео)

Кадровое обеспечение

Данную программу может реализовывать педагог, имеющий среднее специальное образование. Педагог дополнительного образования работает согласно учебному плану, осуществляет организационную работу в коллективе и с родителями по всем возникающим вопросам в области обучения, организации показательных выставок, участия в конкурсах разных уровней.

 

2.3.Формы аттестации учащихся

В соответствии с поставленными задачами и планируемыми результатами для выявления стартовых возможностей и оценки результатов обучения, качественных личностных изменений обучающихся были определены следующие критерии оценки: 

  • учебно-организационные умения; 
  • познавательная активность в творческой деятельности; 
  • теоретические знания; 
  • практические умения и навыки; 
  • творческая активность; 
  • навыки межличностных отношений, коммуникативные качества. 

Уровни освоения программы разные, как и дети которые их осваивают. Каждый критерий и уровень характеризуется своими показателями. 

Система контроля уровня знаний, умений, навыков детей и качественных изменений личности обучающегося предусматривает определение начального уровня (октябрь); промежуточный контроль (январь); итоговый контроль (май). 

Формы подведения итогов освоения разделов программы 

Мониторинг личностного развития и результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе проводится три раза в год: октябрь (предварительный), январь (промежуточный), май (итоговый). При этом оцениваются следующие показатели:

  1. Теоретическая подготовка учащегося (по основным разделам учебного плана)
  2. Практическая подготовка учащегося (творческие навыки, практические умения)
  3. Общеучебные умения и навыки (коммуникативные, организационные)
  4. Организационно-волевые качества
  5. Ориентационные качества
  6. Поведенческие качества

Степень выраженности оцениваемых показателей оценивается по определенным критериям и по уровням (низкий, средний, высокий). Используются методы диагностики:

– наблюдение;

– анкетирование;

– тестирование;

– опрос;

– собеседование;

– контрольные задания.   

Формы подведения итогов: 

  –  участие в выставках, результативность;

  – участие в  конкурсах разного уровня;

  –  мастер-классы;

  – защита творческого проекта.       

    Результатом эффективности данной программы и успешной деятельности учащихся  является стабильная посещаемость занятий, взаимоуважение в коллективе, активная гражданская позиция, сформированность   художественного вкуса и соблюдение учащимся морально-этических норм.

Формы контроля

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью учащегося, содержательная оценка – рецензия педагогом, само – и взаимоконтроль.

Промежуточный контроль: выполнение индивидуальных творческих работ по темам.

Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки, презентации и   защиты проекта.

Контроль знаний  осуществляется дифференцированно, исходя из возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного учащегося. Кроме этого, в течение года воспитанники участвуют в выставках и конкурсах по направлению обучения, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.

Критерии отбора работ на выставку и/или конкурс:

– аккуратность исполнения; 

– соблюдение технологии; 

– творческий подход к работе.

2.5.Методические материалы

Методы и формы организации образовательного процесса:

  1. Словесные (рассказ, объяснение).
  2. Наглядные (демонстрация моделей готовых изделий, показ образцов вязаных узоров, показ иллюстраций из журналов и Интернет сайтов).
  3. Практические (вязание образцов, расчеты петель для вязания изделий). Формы подведения итогов реализации программы:
  4. Ведение диагностических карт по результатам тестов.
  5. Участие в выставках, конкурсах.

Ожидаемым результатом изучения программы происходит культурологическое развитие учащихся путем приобщения их к культурным ценностям, овладение учащимися технологией вязания изделий на себя, формирование высоких художественно- эстетических вкусов в декоративно-прикладном творчестве.

Учебно – методический материал:

  • журналы по вязанию, книги по вязанию для просмотра узоров, изделий;
  • демонстрация готовых вязаных изделий
  • схемы вязания крючком петель: столбика, полустолбика, столбика без накида и с накидом, пышный столбик, плоский столбик, выпуклый столбик, длинные петли
  • схемы: варианты введения крючка в основание ряда, вязание
  • схемы «Вязание по кругу», «Прибавление столбиков внутри полотна», «Прибавление столбиков с края полотна», «Убавление столбиков внутри полотна», «Убавление столбиков с края полотна», «Вязание квадратного полотна»
  • таблица «Условные обозначения», раздаточный материал.
  • схемы вязания петель спицами: лицевая петля, изнаночная петля, петля с накидом.

Техническое оснащение

– толстые и тонкие металлические крючки;

– иглы штопальные; ножницы;

– спицы;

– ленты атласные

– нитки шерстяные, полушерстяные, бумажная штопка, ирис, гарус краше, нитки катушечные №10;

– доска гладильная, утюг;

– альбом, карандаши, акварельные краски;

– компьютер с выходом в сеть интернет

 

Список литературы.

Литература для педагога:

  1. Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.
  2. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. – Минск, 1999.
  3. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
  4. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993.
  5. Гребѐнкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагического образования. – Рязань, 2000.
  6. Гурбина Е. А. «Технология поурочные планы по разделу вязания» – Изд.

«Учитель» 2006г. 200 страниц.

  1. Дирвянскене Я. Декоративное вязание. – М., 1998.
  2. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».
  3. Карельская И.Ю. Власова А.А. Лепина Т.Т. «Для тех, кто вяжет»
  4. Кириянова С.А. «Волшебный клубок»
  5. Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. – М., 1991.
  6. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
  7. Кристании Дж., Страбелло В. Цветы вяжем крючком. – М., 2006.
  8. Литвина О. С. Модели модной одежды, связанные крючком. – М., 2007.
  9. Лущик Л. И. Свежие идеи для вязания крючком. – М., 2006.
  10. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.
  11. Максимова М.В. «Энциклопедия Вязания»
  12. Небухина Ю.А. «Кружевные фантазии»
  13. «Первые уроки вязания» АСТ Астрель 2001г.
  14. Программа образовательной области «Технология». – М.,1994.
  15. Технология: Учебник для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под ред. Симоненко В.Д.- М.,2000.
  16. Технология: Учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Под ред. Симоненко В.Д.- М.,1999.
  17. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.
  18. Чиотти Д. «Вяжем крючком» – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008.-96 стр. Дирвянскене Я. Декоративное вязание. – М., 1998.
  19. Экснер Ева. Цветы и фрукты круглый год. – М., 2005

Литература для воспитанников:

  1. Дирвянскене Я. Декоративное вязание. – М., 1998.
  2. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».
  3. Кристании Дж., Страбелло В. Цветы вяжем крючком. – М., 2006.
  4. Литвина О. С. Модели модной одежды, связанные крючком. – М., 2007.
  5. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.
  6. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.
  7. Экснер Ева. Цветы и фрукты круглый год. – М., 2005.

 

Приложение 1

Календарный учебный график 

1 год обучения

Месяц Дата Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Форма контроля Примечание
Сентябрь 1 неделя Введение. Техника безопасности. Знакомство с планом работы кружка Лекция, видеоматериал и раздаточный материал 4 Текущая
2 неделя Основные приемы вязания крючком Лекция 4 Текущая
3 неделя Пряжа, крючки, аксессуары (нити и пряжа, выбираем правильно крючок, практичесские аксессуары, организация и хранения пряжи Лекция  4 Текущая
4 неделя Пряжа, крючки, аксессуары (нити и пряжа), выбираем правильно крючок Лекция  4 Текущая
5 неделя Практичесские аксессуары, организация и хранения пряжи. Разные виды петель. Лекция, практическое занятие 4 Текущая
Октябрь 1 неделя Разные виды петель. Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Разные виды петель. Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Разные виды петель. Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Разные виды петель. Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Разные виды петель. Практическое занятие 4 Текущая
Ноябрь 1 неделя Варианты выполнения петель. Основные техники. Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Варианты выполнения петель. Основные техники. Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Варианты выполнения петель. Основные техники. Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Варианты выполнения петель. Основные техники. Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Варианты выполнения петель. Основные техники. Практическое занятие 4 Текущая
Декабрь 1 неделя Варианты выполнения петель. Основные техники. Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Варианты выполнения петель. Основные техники. Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Варианты выполнения петель. Основные техники. Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Варианты выполнения петель. Основные техники. Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Вязание кружев. (Брюггское кружево) Практическое занятие 4 Текущая
Январь 1 неделя Брюггское кружево – основная техника Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Брюггское кружево – основная техника Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Брюггское кружево – основная техника Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Брюггское кружево – основная техника Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Брюггское кружево – основная техника Практическое занятие 4 Текущая
Февраль 1 неделя Брюггское кружево – основная техника Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Брюггское кружево – основная техника Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Брюггское кружево – основная техника Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Брюггское кружево – основная техника Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Брюггское кружево – основная техника Практическое занятие 4 Текущая
Март 1 неделя Брюггское кружево (волнистая тесьма) Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Брюггское кружево (волнистая тесьма) Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Брюггское кружево (волнистая тесьма) Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Брюггское кружево (волнистая тесьма) Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Брюггское кружево (волнистая тесьма) Практическое занятие 4 Текущая
Апрель 1 неделя Брюггское кружево (большие круги) Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Брюггское кружево (большие круги) Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Брюггское кружево (большие круги) Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Брюггское кружево (большие круги) Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Брюггское кружево (большие круги) Практическое занятие 4 Текущая
Май 1 неделя Вязание салфетки в технике Брюггского кружева Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Вязание салфетки в технике Брюггского кружева Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Вязание салфетки в технике Брюггского кружева Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Вязание салфетки в технике Брюггского кружева Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Вязание салфетки в технике Брюггского кружева Практическое занятие 4 Итоговая

 

Приложение 2

Календарный учебный график 

2 год обучения

Месяц Дата Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Форма контроля Примечание
Сентябрь 1 неделя Введение. Техника безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания крючком» Лекция, видеоматериал и раздаточный материал 4 Текущая
2 неделя Основные приемы вязания крючком. Особенности вязания круга и многоугольников.  Лекция 4 Текущая
3 неделя Повторение основных приемов вязания крючком Лекция  4 Текущая
4 неделя Повторение основных приемов вязания крючком Лекция  4 Текущая
5 неделя Повторение основных приемов вязания крючком Лекция, практическое занятие 4 Текущая
Октябрь 1 неделя Повторение основных приемов вязания крючком Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Повторение основных приемов вязания крючком Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Повторение основных приемов вязания крючком Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Повторение основных приемов вязания крючком Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Вязание продольных и поперечных кружев Практическое занятие 4 Текущая
Ноябрь 1 неделя Вязание продольных и поперечных кружев Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Вязание продольных и поперечных кружев Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Вязание продольных и поперечных кружев Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. Практическое занятие 4 Текущая
Декабрь 1 неделя Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. Практическое занятие 4 Текущая
Январь 1 неделя Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Филейное полотно. Основные правила вязания в филейной технике. Способы прибавления и убавления клеток. Схематическое изображение филейного кружева. Косая филейная клетка.  Практическое занятие 4 Текущая
Февраль 1 неделя Филейное полотно. Основные правила вязания в филейной технике. Способы прибавления и убавления клеток. Схематическое изображение филейного кружева. Косая филейная клетка.  Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Филейное полотно. Основные правила вязания в филейной технике. Способы прибавления и убавления клеток. Схематическое изображение филейного кружева. Косая филейная клетка.  Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
Март 1 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
Апрель 1 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
Май 1 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
4 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Практическое занятие 4 Итоговая