Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ОВЗ «ВОЛШЕБСТВО СПИЦ»

ФИО: Иванова О.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1822
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ОВЗ «ВОЛШЕБСТВО СПИЦ»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №19»

Дополнительная общеобразовательная 

общеразвивающая программа

 «ВОЛШЕБСТВО СПИЦ»

художественной направленности

Уровень сложности программы: базовый

Возраст обучающихся: дети с ОВЗ  10 – 14 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель

 программы:

                                                                   Иванова Ольга Гумеровна

                                                                   педагог дополнительного образования

п. Березовый

2022 г.

Содержание

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Нормативно-правовая база

Пояснительная записка                                                                              

33

3

Актуальность программы                                                                             3
Отличительная особенность программы 4
Педагогическая целесообразность программы

Формы организации образовательной деятельности

5

7

Цель и задачи программы

Учебный план

Содержание программы

8

9

9

Планируемы результаты

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

Материально-техническое обеспечение для реализации программы

Методическое обеспечение для реализации программы

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Кадровое обеспечение

Критерии оценки результатов                                                                                                                               

10

15

15

15

16

16

3.Список источников

Приложение 1, 2.Календарный учебный график 

Приложение 3. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ (шитьё, вышивка, вязание)

19

21

27-28

 

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка Данная программа художественной направленности

Направление программы: декоративно-прикладное искусство.

Нормативно-правовое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебство спиц»:

-Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Устав КГКОУ ШИ 9;

-ДООП «Волшебство спиц» разработана на основе учебной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой.– М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2014. – Сб. 2 (допущены Министерством образования и науки РФ).

Актуальность программы 

Актуальность программы обусловлена тем, что в ходе освоения такого вида деятельности как вязание, у обучающихся развивается механическая память, внимание, наглядно –образное мышление, прививается самостоятельность, формируются познавательные и коммуникативные умения и навыки. Вязание – гораздо больше, чем просто время провождение, оно становиться терапией. Ничто не даёт лучшей психологической разрядки, чем сосредоточение на творческой работе

Для учащихся данный вид рукоделия является одним из условий развития и коррекции качеств личности и подготовки их к будущей самостоятельной жизни и адаптации его в современном мире.

Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти школьников находятся в прямой зависимости друг отдруга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает вязание, перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков. Клубок ниток и небольшой компактный инструмент – спицы, помогают ребенку раскрыть себя и дать новый «старт» для освоения других навыков.

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественноэстетического развития школьников, материально-технические условия для реализации которых имеются только на базе нашей школы-интернат, но и в подготовке участников к чемпионату профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Отличительные особенности программы, новизна.

 Преимущество программы  заключается в ее вариативности и модульности.  Учебный план состоит из  нескольких разделов (блоков), что позволяет учащимся, освоив определенный вид рукоделия, перейти к следующему, новому блоку. Это позволяет сохранить интерес к дальнейшей работе в объединении, в соответствии с Концепцией  развития дополнительного образования детей. Содержание программы соблюдает один из принципов Концепции   –  принцип приобщения детей через вариативные программы дополнительного образования к различным традиционным и инновационным ремеслам, искусствам и технологиям.

Отличительные особенности программы

  1. Содержание программы построено с учетом психологических и физиологических особенностей детей школьного возраста. 
  2. Знания, умения, навыки, полученные в процессе освоения программы, в дальнейшем будут применяться на занятиях по технологии. 
  3. Использование технологий дифференцированного обучения. 
  4. Индивидуализация образования. 
  5. Включение в содержание элементов национально-регионального компонента. 
  6. Наличие оценочно-результативного блока, позволяющего оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребенка. 

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она не только поможет обучающимся научиться вязать на спицах, но и разовьёт их художественно – эстетический вкус, научит аккуратности, вниманию, ответственности.

Программа развивает у учащихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, что, безусловно, благотворно влияет на становление личности ребёнка.

Ручное вязание одно из самых распространённых видов декоративного искусства. С каждым годом всё больше и больше людей занимаются вязанием на спицах и крючком. Ведь вязание — это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота. Ручное вязание известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Испокон века людей привлекает желание иметь оригинальную, эксклюзивную одежду, украсить своё жильё, одарить близких и себя тёплыми носками, варежками, шарфами, кофтами, блузами, изготовленными по индивидуальному эскизу с воплощением собственных творческих идей, своего таланта души…

Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм  организации деятельности учащихся:

Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого обучающегося, с учетом их психолого-возрастных особенностей, области их интересов, уровня интеллектуального и творческого развития.

При этом используются различные педагогические методы, формы и приемы организации занятий с обязательным деятельным подходом. Выполнение операций, отработка  навыков, в группе обучающихся проходят неравномерно: кто то уже выполнил задание и при это качественно, т.е. готов к усвоению дальнейших знаний и отработке навыков, а другим на отработку одного навыка требуется  многократное повторение с индивидуальным показом, демонстрацией и внешнем контролем.

Занятия раздела могут быть представлены как в форме посиделок, так и как учебное занятие, или комбинированное занятие. Главное, чтобы занятие было интересным для обучающихся, давало простор для проявления творческой самостоятельности, основывающийся на полученных знаниях и умениях. Проводя работу по освоению раздела, педагог неоднократно применяет методы демонстрации, показа, сочетая их со словесными методами. Цель такой работы – активизировать развитие речевого аппарата, внутреннего плана действий, самоконтроля. 

Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы со спицами. Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности.

Адресат программы

             Данная программа разработана для детей в возрасте с 10 – 14 лет с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющих повышенный интерес к вязанию. Приветствуются навыки или умение ребенка обращаться со спицами.

Группы имеют постоянный численный состав, формируются по желанию ребенка, а также по личному заявлению родителей (законного представителя)

Их численность 5-8 человек,  

Группы формируются по возрастному признаку.

Программа обучения направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами.

Характеристика детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на которых рассчитана программа.

Состояние детей с умеренной умственной отсталостью характеризуется выраженным недоразвитием всех сторон психики: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, двигательной, сенсорной, эмоционально–волевой сфер. Все дети разные: есть спокойные, сдержанные, хорошо идут на контакт со взрослыми и сверстниками. Есть дети подвижные, гиперактивные, со своими психологическими особенностями. В процессе образовательной деятельности кто-то из детей быстро включается в работу, а кому-то надо больше времени, чтобы настроиться. Многие из детей могут действовать только сопряжено с учителем или по показу. Ребята обладают совершенно разными способностями в творчестве. (Наблюдение за обучающимися в процессе работы; обучение посредством наглядного многократного показа с постепенным усложнением задания в течение нескольких лет – помогает достигать поставленной цели).

Объем и сроки освоения программы

Объем программы – 340 часов

Программа рассчитана на 2 года обучения

1 год обучения: 170 час

2 год обучения: 170 час

Форма обучения – очная

Режим занятий

Класс Продолжительность   занятия Кол-во занятий в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во недель Кол-во занятий в год Кол-во часов в год
7 касс 2 ч 2 4 ч 36 72 144ч
Итого 144 ч
8 класс 1 ч 1 1 ч 36 36 36 ч
Итого 36 ч

Для 7 класса занятие состоит из двух уроков продолжительностью 45 минут с 15-минутным перерывом 2раза в неделю. 

Для 8 класса занятие состоит из одного урока продолжительностью 45 минут с 15-минутным перерывом 1 раз в неделю. 

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному приказом директора КГКОУ ШИ 19, проходят  в учебных кабинетах, соответствующих требованиям СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 и условиям соблюдения техники безопасности.

Формы организации образовательной деятельности: групповые, подгрупповые, индивидуальные, парные, дистанционное обучение с использованием электронных ресурсов (Дневник.ру), средств телефонии (Watsapp, Telegram, СМС).

В программе используются дистанционные технологии образования с учетом выходных и праздничных дней.

Типы занятий: 

-комбинированные занятия (сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, практические упражнения, самостоятельная работа, проверка, подведение итогов; теоретическая часть – сообщение нового) 

 -практические занятия (формирование и закрепление умений и навыков – основное внимание уделяется практической деятельности, упражнениям).

Формы проведения занятий:

-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

-демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал (готовые поделки, вышивки, фотографии, презентации);

-метод непосредственного показа;

-организация итоговых выставок, конкурсов, ярмарок;

-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-проведение мастер-классов;

-аудио, видео консультация.

1.2.Цель и задачи программы.

Цель – развитие творческой способности и нравственно-эстетического воспитания детей при обучении технике вязания спицами.

Приобщение учащихся с ОВЗ к декоративно-прикладному творчеству посредством освоения техники вязания спицами. Научить ребенка вязать на спицах.

Задачи:

Обучающие:

 – познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;

– обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;

– обучить правильно выполнять основные приемы вязания;

– обучить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;  

– обучить основным условным обозначениям;

– обучить выполнять сборку и оформление  готового изделия.

Развивающие:

– развивать творческие способности; 

– развивать произвольность психических процессов; 

– развивать образное мышление; 

– развивать воображение и фантазию; 

– развивать моторные навыки.

Воспитательные:

-привить интерес к данному виду творчества;

– воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

– воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса; привить основы культуры труд);

 

1.3.Содержание программы

Учебный план

 1 год обучения 

п/п

Название раздела, темы Количество часов  Формы промежуточной аттестации/контроля.
Теория Практика Всего
1. Вводное занятие  2 2 Беседа
2. Основы вязания на спицах 6 44 50 Практические задания. Рефлексия деятельности 
3. Узоры из лицевых и изнаночных петель 10 38 48 Практические задания. Рефлексия деятельности
4. Вязание изделий 8 62 70 Мониторинг знаний. Итоговый мониторинг (выставка)
Итого: 26 144 170
Объем: 170 часов.

 

Содержание учебного плана

  1. «Вводное занятие» (2ч.) 

Теория: Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. История техники вязания на спицах. Виды пряжи. Виды спиц. Беседа «Как выбрать хорошую пряжу»

  1. 2. «Основные приемы вязания спицами» (50ч.)

Изучение в теории и на практике (вязание) узлов для соединения нитей в вязании. Набор петель начального ряда из 1-ой нити. Лицевые петли. Платочное вязание. Изнаночные петли. Чулочное вязание. Кромочные петли. Ровный край. Зубчатый край. Закрепление петель. Итоговое занятие.

  1. «Узоры из лицевых и изнаночных петель» (48ч.)

Теория: Схема узора. Обозначение петель.

Практика: Узоры «Резинка», «Шахматка», «Путанка, «Столбики», «Продолговатая плетенка», «Вертикальные полосы из столбиков». Накиды и способы их выполнения. Английское вязание. Узор «Английская резинка 1×1»,снятые, или вытянутые, петли. Их разновидности. Узоры «Резинка 1×1 из снятых коротких петель», «Жгутик с дырочками», «Ажурная шахматка», «Плетенка из снятых длинных петель».

  1. 4. «Вязание изделий» (70ч.)

Теория: Выбор пряжи для изделия. Выбор инструментов, оборудования. Экономические обоснования. Выбор узора. 

Практика: Вязание повязки на голову, сумочки «клатч». 

Итоговое занятие. Выставка изделий, изготовленных учащимися.

1.4.Планируемые результаты

Предметные результаты:

К концу первого года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:

-правила безопасного обращения с нагревательными приборами, колющими и режущими инструментами.

-основные инструменты и материалы, необходимые для работы.

-история всех видов вязания, представленных в программе;

– основные виды петель, вязок, техник, швов;

– основы вязания, техника прибавки и убавления петель;

– читать и записывать условные обозначения;

-оформлять готовые изделия;

-определять качество выполненной работы.

Метапредметные результаты:

Познавательные 

обучающиеся научатся:

– сознательно усваивать полученные знания и использовать их для решения разнообразных учебных и творческих задач.

– работать с источниками информации, анализировать ее и выбирать необходимую (рисунки, схемы, расчеты и др.)

– оценивать возможность ее использования в дальнейшей деятельности.

– анализировать схемы, рисунки, устройство изделия, выделять детали и способы их соединения.  

-выполнять учебно-познавательные действия практической и умственной форме, сопровождая их правильной речевой характеристикой.

-выполнять моделирование и преобразование модели.

обучающиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, участвуя  в творческих проектах, конкурсах, выступлениях.

-участвовать в культурно- досуговой деятельности, обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные 

обучающиеся научатся:

-планировать предстоящую практическую работу с учетом поставленной цели, устанавливать порядок и последовательность действий для успешного достижения запланированного результата.

-осуществлять самоконтроль практических действий, корректировать их при необходимости.

-самостоятельно организовывать свое рабочее место.

обучающиеся получат возможность:

-формулировать задачи, находить наиболее эффективные пути их решения в процессе совместной деятельности.

-действовать конструктивно в любых ситуациях, решать их с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные

обучающиеся научатся:

-организовывать совместную работу по группам или в паре, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь.

-формулировать свое мнение, иметь варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать варианты решения своих товарищей, учитывать их при организации своей деятельности и совместной работе.

-проявлять интерес к деятельности своих товарищей, результатам их работы, оценивать их в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

учащиеся получат возможность:                      

-совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретенный опыт общения.

Личностные результаты:

-формирование и развитие интереса к творческой деятельности, художественному искусству.

-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе творческой деятельности.

– формирование и развитие художественного вкуса.

-формирование основ гражданской идентичности, чувства патриотизма.

– формирование интереса к истории своего народа, его культуре и традициям в процессе создания художественных работ.

-формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов в процессе знакомства с национальным творчеством разных стран.

-формирование нравственных норм, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

1.3.Учебный план:

2 год обучения

№ п/п Наименование Количество часов Формы промежуточной аттестации/контроля
Теория Практика Всего
1. Вводное занятие 3 3 Входящий контроль (анализ выставки за прошлый год)
2. Повторный курс 2 25 27 Практическое занятие (опрос, систематизация знаний)
3. Вышивка на трикотажном полотне 5 30 35 Мини выставка в учебном классе. Коллективный анализ работ.
4. Вязание варежек, перчаток и носок 8 27 35 Мини выставка в учебном классе. Коллективный анализ работ.
5. Вязание и оформление головных уборов 10 60 70 Мини выставка в учебном классе. Коллективный анализ работ. Итоговый мониторинг и тест
Итого: 28 142 170
Объем: 170 часов.

Содержание учебного плана

  • Вводное занятие (2ч.)

Теория: Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания спицами». Уход за вязаными изделиями.

  • Повторный курс (27ч.)

Теория: Виды пряжи и спиц. Способы набора петель начального ряда. 

Практика: Лицевые и изнаночные петли. Накиды и снятые петли. Жгуты, обхватывающие петли, узоры.

Повторение способа набора петель начального ряда, вязание узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидов, снятых петель, жгутов, обхватывающих петель, вязание узоров.

  • Вышивка на трикотажном полотне (36ч.)

Теория: Особенности вышивки на трикотаже. Способы переведения рисунка на полотно. Виды швов. 

Практика: Выполнения шва «петля». Выполнение тамбурного шва. Выполнение пришитых стежков. Выполнение итальянского шва. Выполнение вышивки на трикотаже «Роза».

Итоговое занятие. Оформление выставки.

  • Вязание варежек, перчаток и носок (35ч.)

Теория: Снятие мерок и расчет для вязания носок. Снятие мерок и расчет для вязания варежек и перчаток. Способы вязания варежек и перчаток.

Практика: Вязание носок. Вязание варежек.

Итоговое занятие. Оформление выставки

  • Вязание и оформление головных уборов (70ч.)

Теория: Виды шапочек. Снятие мерок и расчет для вязания шапочек. Выкройка – основа шапочки. 

Практика: Вязание шапочки. Оформление (украшение) шапочки. Вязание шарфика. Итоговое занятие.

 

1.4.Планируемые результаты

Предметные результаты:

К концу второго года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:

– общие сведения из истории вязания;

– виды материалов, их свойства, инструменты и приспособления при вязании

спицами;

– знают о пропорции, цветовом решении изделий;

– условные обозначения, используемые при вязании спицами;

– последовательность технологических операций при вязании изделий

спицами;

– знают новые технологии изготовления вязаных изделий;

– правила ухода за вязаными изделиями.

– подбирают инструменты и материалы в соответствии с требованиями для

вязания изделий спицами;

– рассчитывают количество петель в зависимости от номера спиц, пряжи,

узора и количество пряжи для изготовления изделия;

– вязать простые изделия спицами;

– выполнять творческие работы с использованием разных техник вязания;

– пользоваться схемами и другими описаниями для выполнения изделий;

– выполнять окончательную отделку и мелкий ремонт вязаных изделий;

– соблюдать правила безопасной работы.

 Метапредметные результаты:

 самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в творческой и познавательной деятельности;

– алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения

познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– организация учебного сотрудничества и совместной деятельности

с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими еѐ участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно- трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой

деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда;

– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки

зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

Личностные результаты:

-формирование и развитие интереса к творческой деятельности, художественному искусству.

-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе творческой деятельности.

– формирование и развитие художественного вкуса.

-формирование основ гражданской идентичности, чувства патриотизма.

– формирование интереса к истории своего народа, его культуре и традициям в процессе создания художественных работ.

-формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов в процессе знакомства с национальным творчеством разных стран.

-формирование нравственных норм, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Календарный учебный график (Приложение к программе № 1, 2).

2.2.Условия реализации программы 

Работа кружка вязание на спицах ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима КГКОУ «Школа-итернат 19». Специально оборудованный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям и эргономическим подходам. Помещение для занятий должно иметь хорошее, качественное освещение. Удобная для рукоделия мебель: высота стула соответствует высоте стола. Столы и стулья должны быть удобными, соответствовать возрастным особенностям обучающихся детей. Программа может быть реализована при наличии минимального набора инструментов, приспособлений, материалов для вязания. 

Материально-техническое обеспечение

К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:

– помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

– материалы и инструменты, выданные ученикам на процесс вязания или  имеющиеся у педагога (спицы для вязания, сантиметровая лента, пряжа);

– учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педагога

Информационное обеспечение:

  1. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
  2. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
  3. Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео)

Кадровое обеспечение

Данную программу может реализовывать педагог, имеющий среднее специальное образование. Педагог дополнительного образования работает согласно учебному плану, осуществляет организационную работу в коллективе и с родителями по всем возникающим вопросам в области обучения, организации показательных выставок, участия в конкурсах разных уровней.

2.3.Формы аттестации учащихся

Формы аттестации  – выставка, итоговая презентация изделия в конце учебного года, участие в конкурсах.

2.4.Оценочные материалы

Предметные результаты Низкий Средний Высокий Форма отслеживания
Имеет представление о многообразии видов декоративно – прикладного искусства и его роли в жизни человека(технологию вязания  спицами, вышивании) 0 1 2 опрос
Знает и соблюдает правила безопасной работы иглой, ножницами, утюгом. 0 1 2 наблюдение
Выполняет основные приёмы вязания спицами (вязание лицевых и изнаночных петель, соблюдает правило Рапопорт (узор), закрытие петель). Знает и соблюдает последовательность вязания спицами готовых изделий  0 1 2 анализ продукта деятельности

2.4.1.Критерии оценки метапредметных результатов

Метапредметные результаты Низкий Средний Высокий Форма отслеживания
Проявляет индивидуальные творческие способности при изготовлении поделки:

фантазию 

воображение

самостоятельное мышление

0

0

0

1

1

1

2

2

2

наблюдение
Понимает и применяет полученную информацию при выполнении заданий   0 1 2 наблюдение
Стали увереннее моторные навыки, глазомер, точность движений 0 1 2 наблюдение
Проявляет коммуникативные навыки: сотрудничает в группе, оказывает взаимопомощь, уважительно строит своё общение со сверстниками и взрослыми 0 1 2 наблюдение
  • Критерии оценки личностных результатов
Личностные результаты Низкий Средний Высокий Форма отслеживания
Проявляют познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству 0 1 2 наблюдение
Проявляет такие качества, как: аккуратность

трудолюбие

терпение

усидчивость

умение довести начатое дело до конца

силу воли

уверенность в себе и своих возможностях 

бережливость (экономичный подход к материалу, рациональному его использованию)

00

0

0

0

0

0

0

11

1

1

1

1

1

1

22

2

2

2

2

2

2

наблюдение,

анализ продукта деятельности 

Проявляет уважение к чужому труду и его результатам. 0 1 2 наблюдение

2.5.Методические материалы 

Учебные и методические пособия:

– научная, специальная, методическая литература.

Дидактические материалы:

– инструкционные карты и схемы вязания спицами;

– инструкционные схемы изделий для 1 и 2 года обучения;

– схемы создания изделий вязания спицами для творческой группы

( размноженные на ксероксе);

– образцы изделий;

– альбом лучших работ обучающихся.

Электронные образовательные ресурсы.

Методы обучения:

– словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

– наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

– практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

– объяснительно- иллюстративный- обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию.

– репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

– частично- поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

– исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

– фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися.

– индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.

– групповой – организация работы в группах.

– индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

– и другие.

Условия реализации программы

Группы комплектуются с учетом возраста детей.

К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:

– помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

– материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся у педагога (спицы для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);

– учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педагога.

Список литературы:

Литература для педагога:

  1. Журналы «Вязание. – Нижний Новгород, ООО «Слог».
  2. Журналы «Сабрина» – Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
  3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
  4. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом 2ОВА-ПРЕСС».
  5. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
  6. Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2007.
  7. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 250 с.
  8. Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
  1. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. – АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.

Литература для обучающихся:

  1. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
  2. Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».
  3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
  4. Журналы «Сабрина» – Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
  5. Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2007.
  6. Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.

Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. – АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.

 

Приложение 1

Календарный учебный график 

1 год обучения

Месяц Дата Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Форма контроля Примечания
Сентябрь 1 неделя Вводное занятие. Основные приемы вязания спицами Лекция, беседа с учащимися 5 Текущая
2 неделя Основные приемы вязания спицами Лекция, Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Основные приемы вязания спицами Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Основные приемы вязания спицами Практическое занятие 5 Текущая
5 неделя Основные приемы вязания спицами Практическое занятие 5 Текущая
Октябрь 1 неделя Основные приемы вязания спицами Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Основные приемы вязания спицами Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Основные приемы вязания спицами Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Основные приемы вязания спицами Практическое занятие 5 Текущая
Ноябрь 1 неделя Основные приемы вязания спицами Практическое занятие 5 Промежуточная
2 неделя Узоры из лицевых и изнаночных петель Лекция 5 Текущая
3 неделя Узоры из лицевых и изнаночных петель Лекция 5 Текущая
4 неделя Узоры из лицевых и изнаночных петель Практическое занятие 1 Текущая
Декабрь 1 неделя Узоры из лицевых и изнаночных петель Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Узоры из лицевых и изнаночных петель Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Узоры из лицевых и изнаночных петель Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Узоры из лицевых и изнаночных петель Практическое занятие 5 Текущая
5 неделя Узоры из лицевых и изнаночных петель Практическое занятие 5    Текущая 
Январь 1 неделя Узоры из лицевых и изнаночных петель Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Узоры из лицевых и изнаночных петель Практическое занятие 3 Текущая
3 неделя Узоры из лицевых и изнаночных петель Практическое занятие 2 Текущая
4 неделя Узоры из лицевых и изнаночных петель. Вязание изделий Лекция, практическое занятие 5 Промежуточная
Февраль 1 неделя Вязание изделий Лекция. Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Вязание изделий Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Вязание изделий Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Вязание изделий Практическое занятие 2 Текущая
Март 1 неделя Вязание изделий Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Вязание изделий Практическое занятие 2 Текущая
3 неделя Вязание изделий Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Вязание изделий Практическое занятие 5 Текущая
Апрель

Май

1 неделя Вязание изделий Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Вязание изделий Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Вязание изделий Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Вязание изделий Практическое занятие 5 Текущая
1 неделя Вязание изделий Практическое занятие 1 Текущая
2 неделя Вязание изделий Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Вязание изделий Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Вязание изделий Лекция, практическое занятие 5 Итоговый контроль

 

Приложение 2

Календарный учебный график 

2 год обучения

Месяц Дата Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Форма контроля Примечания
Сентябрь 1 неделя Вводное занятие Лекция, беседа с учащимися 2 Текущая
Вводное занятие Лекция 1 Текущая
Повторный курс Лекция. Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Повторный курс Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Повторный курс Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Повторный курс Практическое занятие 5 Текущая
Октябрь 1 неделя Повторный курс Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Повторный курс.Вышивка на трикотажном полотне Практическое занятие. Лекция 5 Промежуточная
3 неделя Вышивка на трикотажном полотне Лекция 1 Текущая
4 неделя Вышивка на трикотажном полотне Лекция, практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Вышивка на трикотажном полотне Практическое занятие 5 Текущая
Ноябрь 1 неделя Вышивка на трикотажном полотне Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Вышивка на трикотажном полотне Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Вышивка на трикотажном полотне Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Вышивка на трикотажном полотне Практическое занятие 5 Текущая
5 неделя Вышивка на трикотажном полотне Практическое занятие 3 Промежуточная
Декабрь 1 неделя Вязание варежек, перчаток и носок Лекция. Практическое занятие 2 Текущая
2 неделя Вязание варежек, перчаток и носок Лекция.

Практическое занятие

5 Текущая
3 неделя Вязание варежек, перчаток и носок Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Вязание варежек, перчаток и носок Практическое занятие 5 Текущая
5 неделя Вязание варежек, перчаток и носок Практическое занятие 3 Текущая
Январь 1 неделя Вязание варежек, перчаток и носок Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Вязание варежек, перчаток и носок Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Вязание варежек, перчаток и носок Лекция, практическое занятие 5 Промежуточная
4 неделя Вязание и оформление головных уборов Лекция, практическое занятие 5 Текущая
Февраль 1 неделя Вязание и оформление головных уборов Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Вязание и оформление головных уборов Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Вязание и оформление головных уборов Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Вязание и оформление головных уборов Практическое занятие 2 Текущая
Март 1 неделя Вязание и оформление головных уборов Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Вязание и оформление головных уборов Практическое занятие 2 Текущая
3 неделя Вязание и оформление головных уборов Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Вязание и оформление головных уборов Практическое занятие 5 Текущая
Апрель 1 неделя Вязание и оформление головных уборов Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Вязание и оформление головных уборов Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Вязание и оформление головных уборов Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Вязание и оформление головных уборов Практическое занятие 5 Текущая
Май 1 неделя Вязание и оформление головных уборов Практическое занятие 2 Текущая
2 неделя Вязание и оформление головных уборов Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Вязание и оформление головных уборов Лекция, практическое занятие 5 Итоговая

 

Приложение 3

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ 

(шитьё, вышивка, вязание)

Общие санитарно-гигиенические требования при шитье игрушки:

  1. перед началом работы для удобства уберите волосы;
  2. свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.

 Техника безопасности при работе с тканью, нитками и фурнитурой:

  1. все рукоделие в промежутках между работой храните в товарной упаковке;
  2. все мелкие детали набора храните в специальных пакетах с зиплоком;
  3. во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками;
  4. длина нити при шитье не должна превышать длину расстояния до локтя;
  5. при работе с бисером следует использовать неглубокие емкости (н-р блюдце);
  6. при работе с сыпучими материалами следует надевать защитную маску. 

 Техника безопасности при работе с иглами, булавками и спицами:

  1. храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;
  2. используйте при шитье наперсток;
  3. не используйте в работе ржавые иглы и булавки;
  4. выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;
  5. куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу;
  6. посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать;
  7. спицы и крючок храните в чехле, по окончанию работы уберите их в место, недоступное для маленьких детей;
  8. при работе со спицами держите их не ближе, чем 35 сантиметров от глаз.

 Техника безопасности при работе с ножницами:

  1. храните ножницы в футляре и в недоступном месте для детей; 
  2. во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;
  3. не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении;
  4. при работе внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу;
  5. во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

 

Техника безопасности при работе с электроприборами:

  1. перед работой с электроприбором проверьте исправность шнура, при наличии неполадок – устраните;
  2. включайте и выключайте электроприбор, держась за корпус вилки сухими руками;
  3. не оставляйте включенным электроприбор без присмотра;
  4. утюг ставьте только на специальную жаростойкую подставку;
  5. во время работы следите, чтобы шнур не касался подошвы утюга;
  6. храните электроприбор в вертикальном положении;
  7. выбирайте соответствующий составу ткани режим глажения;
  8. при глажке не касайтесь рукой горячих поверхностей утюга и не смачивайте проглаживаемую ткань обильно водой.