Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат №19»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ»
художественной направленности
Уровень сложности программы: базовый
Возраст обучающихся: дети с ОВЗ 8 – 12 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель
программы:
Иванова Ольга Гумеровна
педагог дополнительного образования
п. Березовый
2022 г.
Содержание
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Нормативно-правовая база Пояснительная записка |
33
3 |
|
Актуальность программы | 3 | |
Отличительная особенность программы | 4 | |
Педагогическая целесообразность программы
Формы организации образовательной деятельности |
5
7 |
|
Цель и задачи программы
Учебный план Содержание программы |
8
9 9 |
|
Планируемы результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий: Материально-техническое обеспечение для реализации программы Методическое обеспечение для реализации программы Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Кадровое обеспечение Критерии оценки результатов |
10
15 15 15 16 16 |
|
3.Список источников
Приложение 1, 2.Календарный учебный график |
19
21 |
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка Данная программа художественной направленности.
Направление программы: декоративно-прикладное искусство.
Нормативно-правовое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная нить»:
-Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
–СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
-Устав КГКОУ ШИ 9;
– Методические рекомендации по реализации общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их образовательных способностей.
Актуальность программы
Вышивка, являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественной культуры личности. Основу декоративно – прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития школьника. Программа по вышиванию, является художественной направленности, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами вышивания.
В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия.
Отличительные особенности программы, новизна
В ходе реализации данной программы происходит формирование нравственных, духовных и культурных ценностей, отработка математических навыков (счет клеточек, развитие пространственных представлений и т.п.), и общеучебных навыков (логика, анализ, сравнение, обобщение, построение плана работы, составление алгоритма и т.п.). Школьники знакомятся с различными видами художественного и декоративно – прикладного искусства, с историей и традициями вышивки, познают красоту и неповторимость цветовой гаммы, наблюдают и изучают природные формы (деревьев, цветов, трав, животных и насекомых, красоту неба) и т.д. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.
Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что она разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования, в том числе:
– соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям; – личная ориентация содержания образования;
– деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической деятельности.
Творчество не является делом избранных – творчеству можно учить, творчество стимулирует обучающихся к активности, вызывает повышенный интерес к занятиям.
Адресат программы
При комплектовании формируются группы с постоянным разновозрастным составом. В группу принимаются все желающие, а также по личному заявлению родителей (законного представителя)
Количественный состав группы 6-8 человек возрастом от 8-12 лет, это обусловлено размерами кабинета и требованиями техники безопасности.
Объем и сроки освоения программы
Объем программы – 340 часов
Программа рассчитана на 2 года обучения
1 год обучения: 170 час
2 год обучения: 170 час
Форма обучения – очная.
Режим занятий
Класс | Продолжительность занятия | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во занятий в год | Кол-во часов в год |
3 класс | 2,5 ч | 2 | 5 ч | 36 | 72 | 170 ч |
Итого | 170 ч |
Занятия проходят 1-3 раз в неделю по 2,5 часа в течении 2-х лет (учебных); перерыв между занятиями по 10 минут. Всего по АДОП – 170 часов
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному приказом директора КГКОУ ШИ 19, проходят в учебных кабинетах, соответствующих требованиям СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 и условиям соблюдения техники безопасности.
Формы организации образовательной деятельности: групповые, подгрупповые, индивидуальные, парные, дистанционное обучение с использованием электронных ресурсов (Дневник.ру), средств телефонии (Watsapp, Telegram, СМС).
В программе используются дистанционные технологии образования с учетом выходных и праздничных дней.
Типы занятий:
-комбинированные занятия (сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, практические упражнения, самостоятельная работа, проверка, подведение итогов; теоретическая часть – сообщение нового)
-практические занятия (формирование и закрепление умений и навыков – основное внимание уделяется практической деятельности, упражнениям).
Формы проведения занятий:
-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
-демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал (готовые поделки, вышивки, фотографии, презентации);
-метод непосредственного показа;
-организация итоговых выставок, конкурсов, ярмарок;
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-проведение мастер-классов;
-аудио, видео консультация.
1.2.Цель и задачи программы.
Цель – создать условия для формирования творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора, а так же создать условия для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
Предметные:
− познакомить с видами и свойствами инструментов и материалов для вышивки (иглой, ножницами, пяльцами, канвой и нитками);
− научить навыкам выполнения шва «простой крест», «полукрест», «назад иголка»;
− научить оформлять готовые работы;
− научить работать со схемами для вышивки;
− научить самостоятельно, выбирать схему для вышивки, подбирать цвета ниток необходимые для работы;
− познакомить с традициями русской вышивки.
Метапредметные:
– сформировать познавательный интерес к вышивке;
− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
− умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
− умение организовать рабочее место; − эстетическое восприятие изделий, оформленных вышивкой;
− личностное самообразование: активность, самостоятельность, общение, творческие способности;
− развитие сенсорных и моторных навыков.
Личностные:
− воспитывать аккуратность, самостоятельность и целеустремленность при реализации творческого замысла;
− формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
− формировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
− развивать навыки сотрудничества с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
− развивать навык обсуждения и анализа собственной творческой деятельности;
− развивать эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазию.
1.3.Содержание программы
Учебный план
1 год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации/контроля | ||
Теория | Практика | Вcего | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 2 | 0 | 2 | Беседа |
2 | Организация труда. | 1 | 1 | 2 | Беседа. Практическое занятие |
3 | Основные сведения о народных художественных промыслах. | 4 | 0 | 4 | Видеоматериал |
4-5 | Основы композиции. Орнамент. | 10 | 10 | 20 | Беседа. Практическое занятие |
6-7 | Цветовое решение орнамента. | 6 | 6 | 12 | Беседа. Практическое занятие |
8-9 | Подготовка к вышиванию: материалы, инструменты, приспособления. | 5 | 1 | 6 | Беседа. Практическое занятие |
10-11 | Зарисовка узоров | 4 | 4 | 8 | Беседа. Практическое занятие |
12-13 | Увеличение и уменьшение рисунка. | 2 | 2 | 4 | Беседа. Практическое занятие |
14-15 | Нанесение рисунка на ткань. | 2 | 4 | 6 | Беседа. Практическое занятие |
16-17 | Составление узоров. | 2 | 4 | 6 | Беседа. Практическое занятие |
18 | Основы вышивания | 2 | 4 | 6 | Беседа. Практическое занятие |
19 | Начальные швы и их варианты. | 4 | 10 | 14 | Беседа. Практическое занятие |
20 | Счетные швы. | 1 | 7 | 8 | Беседа. Практическое занятие |
21-27 | Вышивание крестиком (узор по выбору учащихся). | 1 | 15 | 16 | Практическое занятие |
28-29 | Техника вышивания бисером. | 1 | 5 | 6 | Практическое занятие |
30-32 | Вышивание салфеток различными швами. | 1 | 45 | 46 | Практическое занятие |
33 | Подготовка выставки работ. | 1 | 1 | 2 | Мониторинг знаний. |
34 | Выставка творческих работ. | 1 | 1 | 2 | Итоговый мониторинг |
Всего | 50 | 120 | 170 |
Содержание учебного плана 1 год обучения
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
Теория: Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания.
Организация труда.
Теория: Организация рабочего места. Рассказ учителя об иголке и нитке.
Практика: Демонстрация отмеривания нитки заданной длинны и отрезание ее под острым углом. Организация рабочего места при работе с иголкой.
Основные сведения о народных художественных промыслах.
Теория: Рассказ учителя о народных художественных промыслах. Демонстрация наглядного материала. Народные художественные промыслы нижегородского края.
Основы композиции. Орнамент.
Теория: Орнамент народных вышивок. Язык орнамента – история и культура народа, его восприятия окружающей среды. Композиция – творчески обдуманное соединение отдельных элементов. Виды орнамента: ленточный, сетчатый, центрический (розеточный).
Практика: Составление композиций, создание орнаментов.
Цветовое решение орнамента.
Теория: Колорит изделий – визитная карточка местности. Хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные) орнаменты. Фон изделий.
Практика: Цветовое решение орнамента.
Подготовка к вышиванию: материалы, инструменты, приспособления.
Теория: Знакомство со свойствами ткани. Основные переплетения тканей (полотняное, саржевое, атласное, сатиновое). Нитки. Канва. Пяльцы. Булавки. Ножницы. Наперстки. Практика: организация подготовки к вышиванию.
Зарисовка узоров.
Теория: История перенесения узора на ткань. Способы перевода рисунка на ткань: калька, стекло, копировальная бумага, клетчатая бумага. Ознакомление с техникой зарисовки узора.
Практика: Зарисовка узора.
Увеличение и уменьшение рисунка.
Теория: Увеличение и уменьшение узора с помощью сетки. Ознакомление с техникой увеличения рисунка.
Практика: Увеличение и уменьшение рисунка.
Нанесение рисунка на ткань.
Теория: Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Самостоятельный выбор рисунка.
Практика: Нанесение рисунка на ткань.
Составление узоров.
Теория: Демонстрация готовых узоров. Ознакомление с техникой составления узора. Практика: Самостоятельное составление узора.
Основы вышивания.
Теория: Знакомство с видами вышивки: глухая (односторонняя и двухсторонняя), сквозная (ажурная, прозрачная).
Практика: Самостоятельное выполнение одного из видов (по выбору учащихся).
Начальные швы и их варианты.
Теория: Швы «вперед иголку», «за иголку», «строчка», «петельный» («краевой»), «козлик», «шнурочек», «штопка».
Практика: Самостоятельное выполнение швов.
Счетные швы.
Теория: «Набор», «Гладь счетная» (односторонняя, двусторонняя), «Кирпичики», «Столбики».
Практика: Самостоятельное выполнение швов.
Вышивание крестиком.
Теория: Знакомство с техникой. Вышивание салфетки.
Практика: Самостоятельный выбор рисунка.
Техника вышивания бисером.
Теория: Знакомство с техникой. Вышивание салфетки.
Практика: Самостоятельный выбор рисунка.
Вышивание салфетки различными швами.
Практика: Вышивание салфетки. Самостоятельное составление композиции.
Подготовка выставки работ.
Практика: Расположение изделий на демонстрационном стенде.
Итоговое занятие. Анализ выполненных работ. Награждение лучших работ.
Выставка готового изделия каждого учащегося проходит в конце каждого года обучения, работы маркируются (ФИО, класс).
1.4.Планируемые результаты
Учащиеся, прошедшие курс обучения программе, получат возможность сформировать навыки мастерства ручной вышивки в процессе изучения современных видов рукоделия, овладеть информационными умениями и навыками; навыками публичной презентации изделий ручной работы в конкурсах различного уровня. В результате изучения учебной программы у учащихся формируются:
Предметные результаты:
Будут знать:
− правила поведения во время занятий;
− виды и свойства инструментов и материалов, используемых для вышивки;
− теоретические основы работы в технике «простой крест»; − основные дефекты вышивки и причины их возникновения и устранения.
Будут уметь:
− владеть навыками выполнения шва «простой крест» и «назад иголку»;
− работать с инструментами и материалами для вышивки (иглой, ножницами, пяльцами, канвой и нитками);
− работать с цветными схемами для вышивки;
− самостоятельно выбирать схему для вышивки, подбирать цвета ниток, необходимые для работы;
− обрамлять готовые работы.
Метапредметные результаты:
− будут проявлять – познавательный интерес к вышивке;
− будут уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
− будут уметь организовывать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
− будут уметь организовать рабочее место;
− будут знать правила техники безопасности;
− будут решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе;
− будут оформлять и публично представлять творческие результаты.
Личностные результаты:
− будут проявлять устойчивый познавательный интерес к вышивке;
− будут проявлять ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
− будут проявлять навыки сотрудничества с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
− будут активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
− будут реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
− будут осуществлять самореализацию и самоопределение в художественном творчестве;
− будут проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
− будут демонстрировать навык обсуждения и анализа собственной творческой деятельности.
Содержание учебного плана на 2 год обучения:
№ | Наименование темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации/контроля | ||
Теория | Практика | Вcего | |||
1 | Введение | 1 | 0 | 1 | Информационная беседа |
2 | Организация ручной вышивки, подготовка к работе (повторение). | 4 | 0 | 4 | Опрос, знакомство с планом работы |
3 | Технология выполнения строчевых швов. | 8 | 22 | 30 | Практические задания. Рефлексия деятельности |
4 | Технология выполнения аппликации. | 6 | 30 | 36 | Практические задания. Рефлексия деятельности |
5 | Вышивка атласными лентами. | 7 | 29 | 36 | Практические задания. Рефлексия деятельности |
6 | Изготовление текстильных изделий для интерьера дома. | 4 | 57 | 61 | Практические задания. Рефлексия деятельности |
7 | Выставка творческих работ. | 0 | 2 | 2 | Мониторинг знаний. Итоговый мониторинг |
Всего | 30 | 140 | 170 |
Содержание учебного плана 2 год обучения
1.Введение.
Теория: План работы на учебный год. Профессии, связанные с вышиванием. Техника безопасности при работе. Правила внутреннего распорядка.
2.Организация ручной вышивки, подготовка к работе (повторение).
Теория: Культура труда, ОРМ. Материалы, инструменты, приспособления для вышивки. Изменение размера рисунка, перевод рисунка на ткань. Запяливание ткани, закрепление рабочей нити.
- Технология выполнения строчевых швов.
Теория: Особенности и последовательность выполнения мережек. Виды изделий. Технология выполнения изделий.
Практика: Вышивание изделия строчевыми швами. Окончательная обработка изделия.
- Технология выполнения аппликации.
Теория: Виды аппликации, её применение в ремонте одежды. Виды изделий. Технология изготовления аппликации. Выбор модели.
Практика: Изготовление аппликации. Окончательная обработка изделия.
- Вышивка атласными лентами.
Теория: Необходимые инструменты и материалы. Закрепление ленты в игле.
Выполнение узелка. Техника вышивание шёлковой лентой. Последовательность выполнения простых и объёмных стежков.
Практика: Вышивание лентой. Способы обработки открытого края вышитого изделия. Технология выполнения. Уход за вышитым изделием. Окончательная обработка вышитого изделия.
- Изготовление текстильных изделий для интерьера дома.
Теория: Выбор модели. Подбор материалов, необходимых для изготовления изделия. Технология изготовления, виды отделок.
Практика: Изготовление изделия для дома. Окончательная обработка изделия.
- Выставки работ учащихся.
Практика: Общие сведения о вышивальных традициях родного края, характерные черты вышивки. Обмен опытом. Организация выставок и оформление школьной выставки. Посещение городской выставки декоративно-прикладного искусства.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
– правила безопасности труда;
– основные законы построения композиции;
– технологический процесс изготовления строчевой вышивки, атласными лентами;
– технологию выполнения аппликации;
– способы ВТО вышитого изделия;
– способы обработки открытого края;
– Метапредметные результаты:
– правильно организовать рабочее место вышивальщицы;
– правильно продёргивать нити;
– запяливать ткань в пяльцы;
– технически правильно выполнять приёмы ручной вышивки;
– осуществлять ВТО готового изделия;
– качественно обработать открытый край изделия.
Личностные результаты:
− будут проявлять устойчивый познавательный интерес к вышивке;
− будут проявлять ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
− будут проявлять навыки сотрудничества с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
− будут активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
− будут реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
− будут осуществлять самореализацию и самоопределение в художественном творчестве;
− будут проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
− будут демонстрировать навык обсуждения и анализа собственной творческой деятельности.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график (Приложение к программе № 1, 2).
2.2.Условия реализации программы
При разработке программы учитывались следующие принципы:
Опора на субъективный опыт школьника, который используется в качестве одного из источников обучения;
Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;
Индивидуализация и дифференциация обучения;
Обеспечение эмоционально–психологического комфорта ребенка в образовательном процессе связан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения: интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально–насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка);
Сотрудничество субъектов педагогического процесса ориентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъектности ребенка;
Учет возрастных возможностей детей;
Креативность обучения, предполагающая развитие творческих возможностей педагога и детей.
Условия организации педагогического процесса:
Материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения. В ходе деятельности должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием даваемых заданий. Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения. Подбор материала давал возможность выбора при выполнении заданий. Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса деятельности.
2.2. Материально-техническое обеспечение.
Техническое оснащение:
- Картон.
- Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).
- Иглы № 2 и № 3 и для вышивания (на каждого ребенка).
- Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
- Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).
- Нитки мулине.
- Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
- Карандаши (на каждого ребенка) простые.
- Копировальная бумага (на каждого ребенка).
- Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.
Работа с родителями:
вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность,
– направленную на развитие мелкой моторики школьников.
– распространять среди родителей педагогические знания о значении
– занятий вышиванием для детей.
– приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.
2.3.Формы аттестации учащихся
Формы аттестации – выставка, итоговая презентация изделия в конце учебного года, участие в конкурсах.
2.4.Оценочные материалы
Результаты развития детей будут представлены в виде уровней:
Высокий уровень.
Ребенок владеет:
терминологией в рамках изученных тем.
элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «строчный»
приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями
определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;
навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
умением выбрать необходимые материалы;
умением заинтересовать и научить других технике вышивания.
Средний уровень.
Ребенок владеет:
элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «строчный»
приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями
определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;
навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
умением выбрать необходимые материалы;
умением заинтересовать и научить других технике вышивания.
Низкий уровень.
Затрудняется в использовании терминологии.
При помощи взрослого может выбрать нужные материалы.
Может планировать работу с помощью взрослого.
При помощи взрослого рассказывает правила безопасности.
Только с подсказкой взрослого пришивает пуговицу.
Делает простейшие швы.
Может вдеть нитку в иголку, но не может сделать узелок.
2.5.Методические материалы
Учебные и методические пособия:
– научная, специальная, методическая литература.
Дидактические материалы:
– инструкционные карты и схемы вышивки;
– инструкционные схемы изделий для 1 и 2 года обучения;
– схемы создания изделий вышивки крестом для творческой группы
( размноженные на ксероксе);
– образцы изделий;
Электронные образовательные ресурсы.
Методы обучения:
– словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.
– наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
– практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
– объяснительно- иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию.
– репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
– частично- поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
– исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
– фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися.
– индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
– групповой – организация работы в группах.
– индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
– и другие.
Условия реализации программы
Группы комплектуются с учетом возраста детей.
К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:
– помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;
– материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся у педагога;
– учебно-наглядные пособия: образцы узоров вышивки, готовые изделия, журналы и книги по художественной вышивке.
С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.
Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педагога.
Список литературы:
Литература для педагога:
- Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2007.
- Журнал “Цветы”. Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2006.
- Мара Антоначчо. Вышиваем крестом.2009.
- Е.А.Каминская. Вышивка крестом.2011.
- Астапенко Э.А. Вышивка. М., 2005.
- Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. М., 2000.
- Тир Лесли, Вышиваем крестиком. Детская коллекция: схемы для вышивки / Лесли Тир. – Москва: Издательство «Э», 2016. – 64 с.: ил. – (Стежок за стежком. Вышивка).
Литература для обучающихся:
1.Диас Мария, BABYдизайны от Марии Диас / Мария Диас. – Москва: Эксмо, 2019. – 128 с.: ил. – (Мировые звезды рукоделия)
Диас Мария, Золотая коллекция вышивки крестиком. Бордюры и окантовки. 300 новых дизайнов Марии Диас / Мария Диас. – Москва: Эксмо, 2019. – 128 с.: ил. – (Мировые звезды рукоделия)
- Сьюзан Бейтс Романтическая коллекция. Романтическая коллекция. – 60 л.
- Тир Лесли, Вышиваем крестиком. Детская коллекция: схемы для вышивки / Лесли Тир. – Москва: Издательство «Э», 2016. – 64 с.: ил. – (Стежок за стежком. Вышивка).
- Тир Лесли, Вышиваем крестиком. Сладкая коллекция: схемы для вышивки / Лесли Тир. – Москва: Издательство «Э», 2016. – 64 с.: ил. – (Стежок за стежком. Вышивка).
- Узоры для вышивания. Лучшая коллекция: Геометрические орнаменты. – 24 карточки.
- Узоры для вышивания. Лучшая коллекция: Цветочные композиции. – 24 карточки.
- Узоры для вышивания. Лучшая коллекция: Ягоды и фрукты. – 24 карточки
Приложение 1
Календарный учебный график
1 год обучения
Месяц | Дата | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля | Примечания |
Сентябрь | 1 неделя | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Организация труда. Основные сведения о народных худ.промыслах. | Лекция, беседа с учащимися | 5 | Текущая | |
2 неделя | Основные сведения о народных худ.промыслах Основы композиции орнамент | Лекция, Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
3 неделя | Основы композиции. Орнамент. | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
4 неделя | Основы композиции. Орнамент | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
5 неделя | Основы композиции. Орнамент | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
Октябрь | 1 неделя | Основы композиции. Орнамент. Цветовое решение орнамента | Практическое занятие. Беседа | 5 | Текущая | |
2 неделя | Цветовое решение орнамента | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
3 неделя | Цветовое решение орнамента | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
4 неделя | Подготовка к вышиванию | . Лекция.Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
Ноябрь | 1 неделя | Подготовка к вышиванию. Зарисовка узоров | Практическое занятие | 5 | Промежуточная | |
2 неделя | Зарисовка узоров | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
3 неделя | Увеличение и уменьшение рисунка | Лекция | 5 | Текущая | ||
4 неделя | Увеличение и уменьшение рисунка | Практическое занятие | 1 | Текущая | ||
Декабрь | 1 неделя | Нанесение рисунка на ткань | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Нанесение рисунка на ткань. Составление узоров | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
3 неделя | Составление узоров | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
4 неделя | Основы вышивания | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
5 неделя | Основы вышивания. Начальные швы и их варианты | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
Январь | 1 неделя | Начальные швы и их варианты | Практическое занятие | 5 | Текущая | |
2 неделя | Начальные швы и их варианты | Практическое занятие | 3 | Текущая | ||
3 неделя | Начальные швы и их варианты | Практическое занятие | 2 | Текущая | ||
4 неделя | Счетные швы | Лекция, практическое занятие | 5 | Промежуточная | ||
Февраль | 1 неделя | Счетные швы. Вышивание крестиком | Лекция. Практическое занятие | 5 | Текущая | |
2 неделя | Вышивание крестиком | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
3 неделя | Вышивание крестиком | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
4 неделя | Вышивание крестиком | Практическое занятие | 2 | Текущая | ||
Март | 1 неделя | Вышивание крестиком. Техника вышивания бисером | Практическое занятие | 5 | Текущая | |
2 неделя | Техника вышивания бисером | Практическое занятие | 2 | Текущая | ||
3 неделя | Техника вышивания бисером. Вышивание салфеток различными швами | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
4 неделя | Вышивание салфеток различными швами | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
Апрель
Май |
1 неделя | Вышивание салфеток различными швами | Практическое занятие | 5 | Текущая | |
2 неделя | Вышивание салфеток различными швами | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
3 неделя | Вышивание салфеток различными швами | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
4 неделя | Вышивание салфеток различными швами | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
1 неделя | Вышивание салфеток различными швами | Практическое занятие | 1 | Текущая | ||
2 неделя | Вышивание салфеток различными швами | Практическое занятие | 4 | Текущая | ||
3 неделя | Вышивание салфеток различными швами | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
4 неделя | Подготовка выставки работ. выставка | Лекция, практическое занятие | 5 | Итоговый контроль и мониторинг |
Приложение 2
Календарный учебный график
2 год обучения
Месяц | Дата | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля | Примечания |
Сентябрь | 1 неделя | Вводное занятие. Организация ручной вышивки | Лекция, беседа с учащимися | 5 | Текущая | |
2 неделя | Технология выполнения строчевых швов | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
3 неделя | Технология выполнения строчевых швов | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
4 неделя | Технология выполнения строчевых швов | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
Октябрь | 1 неделя | Технология выполнения строчевых швов | Практическое занятие | 5 | Текущая | |
2 неделя | Технология выполнения строчевых швов | Практическое занятие. | 5 | Промежуточная | ||
3 неделя | Технология выполнения строчевых швов | Практическое занятие. | 1 | Текущая | ||
4 неделя | Технология выполнения аппликации | Лекция, практическое занятие | 4 | Текущая | ||
5 неделя | Технология выполнения аппликации | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
Ноябрь | 1 неделя | Технология выполнения аппликации | Практическое занятие | 5 | Текущая | |
2 неделя | Технология выполнения аппликации | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
3 неделя | Технология выполнения аппликации | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
4 неделя | Технология выполнения аппликации | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
5 неделя | Технология выполнения аппликации | Практическое занятие | 3 | Промежуточная | ||
Декабрь | 1 неделя | Вышивка атласными лентами | Лекция. Практическое занятие | 2 | Текущая | |
2 неделя | Вышивка атласными лентами | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
3 неделя | Вышивка атласными лентами | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
4 неделя | Вышивка атласными лентами | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
5 неделя | Вышивка атласными лентами | Практическое занятие | 3 | Текущая | ||
Январь | 1 неделя | Вышивка атласными лентами | Практическое занятие | 5 | Текущая | |
2 неделя | Вышивка атласными лентами | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
3 неделя | Вышивка атласными лентами | Практическое занятие | 5 | Промежуточная | ||
4 неделя | Вышивка атласными лентами. Изготовление текстильных изделий для интерьера дома | Лекция, практическое занятие | 5 | Текущая | ||
Февраль | 1 неделя | Изготовление текстильных изделий для интерьера дома | Практическое занятие | 5 | Текущая | |
2 неделя | Изготовление текстильных изделий для интерьера дома | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
3 неделя | Изготовление текстильных изделий для интерьера дома | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
4 неделя | Изготовление текстильных изделий для интерьера дома | Практическое занятие | 2 | Текущая | ||
Март | 1 неделя | Изготовление текстильных изделий для интерьера дома | Практическое занятие | 4 | Текущая | |
2 неделя | Изготовление текстильных изделий для интерьера дома | Практическое занятие | 2 | Текущая | ||
3 неделя | Изготовление текстильных изделий для интерьера дома | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
4 неделя | Изготовление текстильных изделий для интерьера дома | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
Апрель | 1 неделя | Изготовление текстильных изделий для интерьера дома | Практическое занятие | 5 | Текущая | |
2 неделя | Изготовление текстильных изделий для интерьера дома | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
3 неделя | Изготовление текстильных изделий для интерьера дома | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
4 неделя | Изготовление текстильных изделий для интерьера дома | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
Май | 1 неделя | Изготовление текстильных изделий для интерьера дома | Практическое занятие | 2 | Текущая | |
2 неделя | Изготовление текстильных изделий для интерьера дома | Практическое занятие | 5 | Текущая | ||
3 неделя | Выставка творческих работ | Лекция, практическое занятие | 5 | Итоговый мониторинг |