Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ОВЗ «ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ»

ФИО: Иванова О.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1823
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ОВЗ «ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №19»

Дополнительная общеобразовательная 

общеразвивающая программа

 «ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ»

художественной направленности

Уровень сложности программы: базовый

Возраст обучающихся: дети с ОВЗ  8 – 12 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель

 программы:

                                                                   Иванова Ольга Гумеровна

                                                                   педагог дополнительного образования

п. Березовый

2022 г.

Содержание

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Нормативно-правовая база

Пояснительная записка                                                                              

33

3

Актуальность программы                                                                             3
Отличительная особенность программы 4
Педагогическая целесообразность программы

Формы организации образовательной деятельности

5

7

Цель и задачи программы

Учебный план

Содержание программы

8

9

9

Планируемы результаты

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

Материально-техническое обеспечение для реализации программы

Методическое обеспечение для реализации программы

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Кадровое обеспечение

Критерии оценки результатов                                                                                                                               

10

15

15

15

16

16

3.Список источников

Приложение 1, 2.Календарный учебный график 

19

21

 

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка Данная программа художественной направленности

Направление программы: декоративно-прикладное искусство.

Нормативно-правовое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная нить»:

-Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Устав КГКОУ ШИ 9;

– Методические рекомендации по реализации общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их образовательных способностей.

Актуальность программы 

Вышивка, являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественной культуры личности. Основу декоративно – прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития школьника. Программа по вышиванию, является художественной направленности, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами вышивания.

В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. 

Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия. 

Отличительные особенности программы, новизна

В ходе реализации данной программы происходит формирование нравственных, духовных и культурных ценностей, отработка математических навыков (счет клеточек, развитие пространственных представлений и т.п.), и общеучебных навыков (логика, анализ, сравнение, обобщение, построение плана работы, составление алгоритма и т.п.). Школьники знакомятся с различными видами художественного и декоративно – прикладного искусства, с историей и традициями вышивки, познают красоту и неповторимость цветовой гаммы, наблюдают и изучают природные формы (деревьев, цветов, трав, животных и насекомых, красоту неба) и т.д. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что она разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования, в том числе: 

– соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям; – личная ориентация содержания образования; 

– деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической деятельности. 

Творчество не является делом избранных – творчеству можно учить, творчество стимулирует обучающихся к активности, вызывает повышенный интерес к занятиям.

Адресат программы

 При комплектовании формируются группы с постоянным разновозрастным составом. В группу принимаются все желающие, а также по личному заявлению родителей (законного представителя)

  Количественный состав группы 6-8 человек возрастом от 8-12 лет, это обусловлено размерами кабинета и требованиями техники безопасности.

Объем и сроки освоения программы

Объем программы – 340 часов

Программа рассчитана на 2 года обучения

1 год обучения: 170 час

2 год обучения: 170 час

Форма обучения – очная. 

Режим занятий

Класс Продолжительность   занятия Кол-во занятий в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во недель Кол-во занятий в год Кол-во часов в год
3 класс 2,5 ч 2 5 ч 36 72 170 ч
Итого 170 ч

Занятия проходят 1-3 раз в неделю по 2,5 часа в течении 2-х лет (учебных); перерыв между занятиями по 10 минут.  Всего по АДОП – 170 часов 

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному приказом директора КГКОУ ШИ 19, проходят  в учебных кабинетах, соответствующих требованиям СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 и условиям соблюдения техники безопасности.

Формы организации образовательной деятельности: групповые, подгрупповые, индивидуальные, парные, дистанционное обучение с использованием электронных ресурсов (Дневник.ру), средств телефонии (Watsapp, Telegram, СМС).

В программе используются дистанционные технологии образования с учетом выходных и праздничных дней.

Типы занятий: 

-комбинированные занятия (сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, практические упражнения, самостоятельная работа, проверка, подведение итогов; теоретическая часть – сообщение нового) 

 -практические занятия (формирование и закрепление умений и навыков – основное внимание уделяется практической деятельности, упражнениям).

Формы проведения занятий:

-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

-демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал (готовые поделки, вышивки, фотографии, презентации);

-метод непосредственного показа;

-организация итоговых выставок, конкурсов, ярмарок;

-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-проведение мастер-классов;

-аудио, видео консультация.

1.2.Цель и задачи программы.

Цель – создать условия для формирования творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора, а так же создать условия для творческой самореализации личности ребенка. 

Задачи:

Предметные: 

− познакомить с видами и свойствами инструментов и материалов для вышивки (иглой, ножницами, пяльцами, канвой и нитками);

 − научить навыкам выполнения шва «простой крест», «полукрест», «назад иголка»;

 − научить оформлять готовые работы;

 − научить работать со схемами для вышивки;

 − научить самостоятельно, выбирать схему для вышивки, подбирать цвета ниток необходимые для работы;

 − познакомить с традициями русской вышивки. 

Метапредметные: 

– сформировать познавательный интерес к вышивке; 

− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; 

− умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе; 

− умение организовать рабочее место; − эстетическое восприятие изделий, оформленных вышивкой;

 − личностное самообразование: активность, самостоятельность, общение, творческие способности;

 − развитие сенсорных и моторных навыков. 

Личностные:

 − воспитывать аккуратность, самостоятельность и целеустремленность при реализации творческого замысла; 

− формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; 

− формировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; 

− развивать навыки сотрудничества с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; 

− развивать навык обсуждения и анализа собственной творческой деятельности;

 − развивать эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазию.

 

1.3.Содержание программы 

Учебный план

 1 год обучения 

№  Наименование темы Количество часов Формы промежуточной аттестации/контроля
Теория Практика Вcего
1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ  2 0 2 Беседа
2 Организация труда. 1 1 2 Беседа. Практическое занятие
3 Основные сведения о народных художественных промыслах. 4 0 4 Видеоматериал
4-5 Основы композиции. Орнамент. 10 10 20 Беседа. Практическое занятие
6-7 Цветовое решение орнамента. 6 6 12 Беседа. Практическое занятие
8-9 Подготовка к вышиванию: материалы, инструменты, приспособления. 5 1 6 Беседа. Практическое занятие
10-11 Зарисовка узоров 4 4 8 Беседа. Практическое занятие
12-13 Увеличение и уменьшение рисунка. 2 2 4 Беседа. Практическое занятие
14-15 Нанесение рисунка на ткань. 2 4 6 Беседа. Практическое занятие
16-17 Составление узоров. 2 4 6 Беседа. Практическое занятие
18 Основы вышивания 2 4 6 Беседа. Практическое занятие
19 Начальные швы и их варианты. 4 10 14 Беседа. Практическое занятие
20 Счетные швы. 1 7 8 Беседа. Практическое занятие
21-27 Вышивание крестиком (узор по выбору учащихся). 1 15 16 Практическое занятие
28-29 Техника вышивания бисером. 1 5 6 Практическое занятие
30-32 Вышивание салфеток различными швами. 1 45 46 Практическое занятие
33 Подготовка выставки работ. 1 1 2 Мониторинг знаний. 
34 Выставка творческих работ. 1 1 2 Итоговый мониторинг
Всего 50 120 170

Содержание учебного плана 1 год обучения

Вводное занятие. 

Инструктаж по ТБ 

Теория: Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания.

 Организация труда. 

Теория: Организация рабочего места. Рассказ учителя об иголке и нитке. 

Практика: Демонстрация отмеривания нитки заданной длинны и отрезание ее под острым углом. Организация рабочего места при работе с иголкой.

 Основные сведения о народных художественных промыслах

Теория: Рассказ учителя о народных художественных промыслах. Демонстрация наглядного материала. Народные художественные промыслы нижегородского края. 

Основы композиции. Орнамент. 

 Теория: Орнамент народных вышивок. Язык орнамента – история и культура народа, его восприятия окружающей среды. Композиция – творчески обдуманное соединение отдельных элементов. Виды орнамента: ленточный, сетчатый, центрический (розеточный). 

Практика: Составление композиций, создание орнаментов. 

Цветовое решение орнамента. 

Теория: Колорит изделий – визитная карточка местности. Хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные) орнаменты. Фон изделий. 

Практика: Цветовое решение орнамента. 

Подготовка к вышиванию: материалы, инструменты, приспособления. 

Теория: Знакомство со свойствами ткани. Основные переплетения тканей (полотняное, саржевое, атласное, сатиновое). Нитки. Канва. Пяльцы. Булавки. Ножницы. Наперстки. Практика: организация подготовки к вышиванию. 

Зарисовка узоров. 

Теория: История перенесения узора на ткань. Способы перевода рисунка на ткань: калька, стекло, копировальная бумага, клетчатая бумага. Ознакомление с техникой зарисовки узора.

 Практика: Зарисовка узора. 

Увеличение и уменьшение рисунка. 

Теория: Увеличение и уменьшение узора с помощью сетки. Ознакомление с техникой увеличения рисунка.

 Практика: Увеличение и уменьшение рисунка. 

Нанесение рисунка на ткань. 

Теория: Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Самостоятельный выбор рисунка. 

Практика: Нанесение рисунка на ткань.

 Составление узоров.

 Теория: Демонстрация готовых узоров. Ознакомление с техникой составления узора. Практика: Самостоятельное составление узора. 

Основы вышивания. 

Теория: Знакомство с видами вышивки: глухая (односторонняя и двухсторонняя), сквозная (ажурная, прозрачная). 

Практика: Самостоятельное выполнение одного из видов (по выбору учащихся). 

Начальные швы и их варианты. 

Теория: Швы «вперед иголку», «за иголку», «строчка», «петельный» («краевой»), «козлик», «шнурочек», «штопка».

 Практика: Самостоятельное выполнение швов. 

Счетные швы. 

Теория: «Набор», «Гладь счетная» (односторонняя, двусторонняя), «Кирпичики», «Столбики». 

Практика: Самостоятельное выполнение швов. 

Вышивание крестиком.

 Теория: Знакомство с техникой. Вышивание салфетки. 

Практика: Самостоятельный выбор рисунка. 

Техника вышивания бисером. 

Теория: Знакомство с техникой. Вышивание салфетки.

 Практика: Самостоятельный выбор рисунка. 

Вышивание салфетки различными швами. 

Практика: Вышивание салфетки. Самостоятельное составление композиции.

 Подготовка выставки работ. 

Практика: Расположение изделий на демонстрационном стенде. 

Итоговое занятие. Анализ выполненных работ. Награждение лучших работ. 

Выставка готового изделия каждого учащегося проходит в конце каждого года обучения, работы маркируются (ФИО, класс).

1.4.Планируемые результаты

Учащиеся, прошедшие курс обучения программе, получат возможность сформировать навыки мастерства ручной вышивки в процессе изучения современных видов рукоделия, овладеть информационными умениями и навыками; навыками публичной презентации изделий ручной работы в конкурсах различного уровня. В результате изучения учебной программы у учащихся формируются:

 Предметные результаты: 

 Будут знать:

 − правила поведения во время занятий;

 − виды и свойства инструментов и материалов, используемых для вышивки;

 − теоретические основы работы в технике «простой крест»; − основные дефекты вышивки и причины их возникновения и устранения.

 Будут уметь:

 − владеть навыками выполнения шва «простой крест» и «назад иголку»;

 − работать с инструментами и материалами для вышивки (иглой, ножницами, пяльцами, канвой и нитками);

 − работать с цветными схемами для вышивки;

 − самостоятельно выбирать схему для вышивки, подбирать цвета ниток, необходимые для работы;

 − обрамлять готовые работы. 

Метапредметные результаты: 

− будут проявлять – познавательный интерес к вышивке; 

− будут уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

 − будут уметь организовывать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

 − будут уметь организовать рабочее место; 

− будут знать правила техники безопасности; 

− будут решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе;

 − будут оформлять и публично представлять творческие результаты. 

Личностные результаты:

 − будут проявлять устойчивый познавательный интерес к вышивке; 

− будут проявлять ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; 

 − будут проявлять навыки сотрудничества с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

 − будут активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

 − будут реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности; 

− будут осуществлять самореализацию и самоопределение в художественном творчестве;

 − будут проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

 − будут демонстрировать навык обсуждения и анализа собственной творческой деятельности.

 

Содержание учебного плана на 2 год обучения:

№  Наименование темы Количество часов Формы промежуточной аттестации/контроля
Теория Практика Вcего
1 Введение 1 0 1 Информационная беседа
2 Организация ручной вышивки, подготовка к работе (повторение). 4 0 4 Опрос, знакомство с планом работы
3 Технология выполнения строчевых швов. 8 22 30 Практические задания. Рефлексия деятельности
4 Технология выполнения аппликации. 6 30 36 Практические задания. Рефлексия деятельности
5 Вышивка атласными лентами. 7 29 36 Практические задания. Рефлексия деятельности
6 Изготовление текстильных изделий для интерьера дома. 4 57 61 Практические задания. Рефлексия деятельности
7 Выставка творческих работ. 0 2 2 Мониторинг знаний. Итоговый мониторинг
Всего 30 140 170

Содержание учебного плана 2 год обучения

1.Введение.

 Теория: План работы на учебный год. Профессии, связанные с вышиванием. Техника безопасности при работе. Правила внутреннего распорядка.

2.Организация ручной вышивки, подготовка к работе (повторение).

Теория: Культура труда, ОРМ. Материалы, инструменты, приспособления для вышивки.  Изменение размера рисунка, перевод рисунка на ткань. Запяливание ткани, закрепление рабочей нити.

  1. Технология выполнения строчевых швов.

 Теория: Особенности и последовательность выполнения мережек. Виды изделий. Технология выполнения изделий. 

Практика: Вышивание изделия строчевыми швами. Окончательная обработка изделия.

  1. Технология выполнения аппликации.

Теория: Виды аппликации, её применение в ремонте одежды. Виды изделий. Технология изготовления аппликации. Выбор модели. 

Практика: Изготовление аппликации. Окончательная обработка изделия. 

  1. Вышивка атласными лентами.

Теория: Необходимые инструменты и материалы. Закрепление ленты в игле.

Выполнение узелка. Техника вышивание шёлковой лентой. Последовательность выполнения простых и объёмных стежков. 

Практика: Вышивание лентой. Способы обработки открытого края вышитого изделия. Технология выполнения. Уход за вышитым изделием. Окончательная обработка вышитого изделия.

  1. Изготовление текстильных изделий для интерьера дома.

Теория: Выбор модели. Подбор материалов, необходимых для изготовления изделия. Технология изготовления, виды отделок.

Практика:  Изготовление изделия для дома. Окончательная обработка изделия.

  1. Выставки работ учащихся.

Практика: Общие сведения о вышивальных традициях родного края, характерные черты вышивки. Обмен опытом. Организация выставок и оформление школьной выставки. Посещение городской  выставки декоративно-прикладного искусства.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

– правила безопасности труда;

– основные законы построения композиции;

– технологический процесс изготовления строчевой вышивки, атласными лентами;

– технологию выполнения аппликации;

– способы ВТО вышитого изделия;

– способы обработки открытого края;

Метапредметные результаты:

– правильно организовать рабочее место вышивальщицы;

– правильно продёргивать нити;

– запяливать ткань в пяльцы;

– технически правильно выполнять приёмы ручной вышивки;

– осуществлять ВТО готового изделия;

– качественно обработать открытый край изделия.

Личностные результаты:

 − будут проявлять устойчивый познавательный интерес к вышивке; 

− будут проявлять ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; 

 − будут проявлять навыки сотрудничества с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

 − будут активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

 − будут реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности; 

− будут осуществлять самореализацию и самоопределение в художественном творчестве;

 − будут проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

 − будут демонстрировать навык обсуждения и анализа собственной творческой деятельности.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Календарный учебный график (Приложение к программе № 1, 2).
2.2.Условия реализации программы 

При разработке программы учитывались следующие принципы:  

Опора на субъективный опыт школьника, который используется в качестве одного из источников обучения;  

Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков; 

 Индивидуализация и дифференциация обучения;

Обеспечение эмоционально–психологического комфорта ребенка в образовательном процессе связан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения: интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально–насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка);  

Сотрудничество субъектов педагогического процесса ориентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъектности ребенка;  

Учет возрастных возможностей детей;

 Креативность обучения, предполагающая развитие творческих возможностей педагога и детей. 

Условия организации педагогического процесса: 

Материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения. В ходе деятельности должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием даваемых заданий. Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения. Подбор материала давал возможность выбора при выполнении заданий. Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса деятельности.

2.2. Материально-техническое обеспечение. 

Техническое оснащение:

  1. Картон.
  2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные). 
  3. Иглы № 2 и № 3 и для вышивания (на каждого ребенка). 
  4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка). 
  5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка). 
  6. Нитки мулине. 
  7. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком). 
  8. Карандаши (на каждого ребенка) простые. 
  9. Копировальная бумага (на каждого ребенка). 
  10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.

Работа с родителями:  

вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность,

– направленную на развитие мелкой моторики школьников. 

–  распространять среди родителей педагогические знания о значении

– занятий вышиванием для детей.  

– приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.

2.3.Формы аттестации учащихся

Формы аттестации  – выставка, итоговая презентация изделия в конце учебного года, участие в конкурсах.

2.4.Оценочные материалы

Результаты развития детей будут представлены в виде уровней: 

Высокий уровень

Ребенок владеет: 

терминологией в рамках изученных тем.

элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); 

приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «строчный»  

приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями  

определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;  

навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте; 

умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;  

умением выбрать необходимые материалы; 

умением заинтересовать и научить других технике вышивания. 

Средний уровень. 

Ребенок владеет:  

элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); 

приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «строчный»  

приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями  

определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;  

навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте; 

умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;  

умением выбрать необходимые материалы; 

умением заинтересовать и научить других технике вышивания. 

 Низкий уровень. 

 Затрудняется в использовании терминологии.  

При помощи взрослого может выбрать нужные материалы. 

Может планировать работу с помощью взрослого.

При помощи взрослого рассказывает правила безопасности. 

Только с подсказкой взрослого пришивает пуговицу. 

Делает простейшие швы.

Может вдеть нитку в иголку, но не может сделать узелок.

2.5.Методические материалы 

Учебные и методические пособия:

– научная, специальная, методическая литература.

Дидактические материалы:

– инструкционные карты и схемы вышивки;

– инструкционные схемы изделий для 1 и 2 года обучения;

– схемы создания изделий вышивки крестом для творческой группы

( размноженные на ксероксе);

– образцы изделий;

Электронные образовательные ресурсы.

Методы обучения:

– словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

– наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

– практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

– объяснительно- иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию.

– репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

– частично- поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

– исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

– фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися.

– индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.

– групповой – организация работы в группах.

– индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

– и другие.

Условия реализации программы

Группы комплектуются с учетом возраста детей.

К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:

– помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

– материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся у педагога;

– учебно-наглядные пособия: образцы узоров вышивки, готовые изделия, журналы и книги по художественной вышивке.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педагога.

Список литературы:

 Литература для педагога:

  1. Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2007.
  2. Журнал “Цветы”. Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2006.
  3. Мара Антоначчо. Вышиваем крестом.2009.
  4. Е.А.Каминская. Вышивка крестом.2011.
  5. Астапенко Э.А. Вышивка. М., 2005. 
  6. Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. М., 2000. 
  7. Тир Лесли, Вышиваем крестиком. Детская коллекция: схемы для вышивки / Лесли Тир. – Москва: Издательство «Э», 2016. – 64 с.: ил. – (Стежок за стежком. Вышивка).

Литература для обучающихся:

1.Диас Мария, BABYдизайны от Марии Диас / Мария Диас. – Москва: Эксмо, 2019. – 128 с.: ил. – (Мировые звезды рукоделия) 

Диас Мария, Золотая коллекция вышивки крестиком. Бордюры и окантовки. 300 новых дизайнов Марии Диас / Мария Диас. – Москва: Эксмо, 2019. – 128 с.: ил. – (Мировые звезды рукоделия) 

  1. Сьюзан Бейтс Романтическая коллекция. Романтическая коллекция. – 60 л. 
  2. Тир Лесли, Вышиваем крестиком. Детская коллекция: схемы для вышивки / Лесли Тир. – Москва: Издательство «Э», 2016. – 64 с.: ил. – (Стежок за стежком. Вышивка). 
  3. Тир Лесли, Вышиваем крестиком. Сладкая коллекция: схемы для вышивки / Лесли Тир. – Москва: Издательство «Э», 2016. – 64 с.: ил. – (Стежок за стежком. Вышивка). 
  4. Узоры для вышивания. Лучшая коллекция: Геометрические орнаменты. – 24 карточки. 
  5. Узоры для вышивания. Лучшая коллекция: Цветочные композиции. – 24 карточки. 
  6. Узоры для вышивания. Лучшая коллекция: Ягоды и фрукты. – 24 карточки

Приложение 1

Календарный учебный график 

1 год обучения

Месяц Дата Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Форма контроля Примечания
Сентябрь 1 неделя Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Организация труда. Основные сведения о народных худ.промыслах. Лекция, беседа с учащимися 5 Текущая
2 неделя Основные сведения о народных худ.промыслах Основы композиции орнамент Лекция, Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Основы композиции. Орнамент. Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Основы композиции. Орнамент Практическое занятие 5 Текущая
5 неделя Основы композиции. Орнамент Практическое занятие 5 Текущая
Октябрь 1 неделя Основы композиции. Орнамент. Цветовое решение орнамента Практическое занятие. Беседа 5 Текущая
2 неделя Цветовое решение орнамента Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Цветовое решение орнамента Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Подготовка к вышиванию . Лекция.Практическое занятие 5 Текущая
Ноябрь 1 неделя Подготовка к вышиванию. Зарисовка узоров Практическое занятие 5 Промежуточная
2 неделя Зарисовка узоров Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Увеличение и уменьшение рисунка Лекция 5 Текущая
4 неделя Увеличение и уменьшение рисунка Практическое занятие 1 Текущая
Декабрь 1 неделя Нанесение рисунка на ткань Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Нанесение рисунка на ткань. Составление узоров Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Составление узоров Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Основы вышивания Практическое занятие 5 Текущая
5 неделя Основы вышивания. Начальные швы и их варианты Практическое занятие 5    Текущая 
Январь 1 неделя Начальные швы и их варианты Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Начальные швы и их варианты Практическое занятие 3 Текущая
3 неделя Начальные швы и их варианты Практическое занятие 2 Текущая
4 неделя Счетные швы Лекция, практическое занятие 5 Промежуточная
Февраль 1 неделя Счетные швы. Вышивание крестиком Лекция. Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Вышивание крестиком Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Вышивание крестиком Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Вышивание крестиком Практическое занятие 2 Текущая
Март 1 неделя Вышивание крестиком. Техника вышивания бисером Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Техника вышивания бисером Практическое занятие 2 Текущая
3 неделя Техника вышивания бисером. Вышивание салфеток различными швами Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Вышивание салфеток различными швами Практическое занятие 5 Текущая
Апрель

Май

1 неделя Вышивание салфеток различными швами Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Вышивание салфеток различными швами Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Вышивание салфеток различными швами Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Вышивание салфеток различными швами Практическое занятие 5 Текущая
1 неделя Вышивание салфеток различными швами Практическое занятие 1 Текущая
2 неделя Вышивание салфеток различными швами Практическое занятие 4 Текущая
3 неделя Вышивание салфеток различными швами Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Подготовка выставки работ. выставка Лекция, практическое занятие 5 Итоговый контроль и мониторинг

 

Приложение 2

Календарный учебный график 

2 год обучения

Месяц Дата Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Форма контроля Примечания
Сентябрь 1 неделя Вводное занятие. Организация ручной вышивки Лекция, беседа с учащимися 5 Текущая
2 неделя Технология выполнения строчевых швов Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Технология выполнения строчевых швов Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Технология выполнения строчевых швов Практическое занятие 5 Текущая
Октябрь 1 неделя Технология выполнения строчевых швов Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Технология выполнения строчевых швов Практическое занятие.  5 Промежуточная
3 неделя Технология выполнения строчевых швов Практическое занятие.  1 Текущая
4 неделя Технология выполнения аппликации Лекция, практическое занятие 4 Текущая
5 неделя Технология выполнения аппликации Практическое занятие 5 Текущая
Ноябрь 1 неделя Технология выполнения аппликации Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Технология выполнения аппликации Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Технология выполнения аппликации Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Технология выполнения аппликации Практическое занятие 5 Текущая
5 неделя Технология выполнения аппликации Практическое занятие 3 Промежуточная
Декабрь 1 неделя Вышивка атласными лентами Лекция. Практическое занятие 2 Текущая
2 неделя Вышивка атласными лентами Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Вышивка атласными лентами Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Вышивка атласными лентами Практическое занятие 5 Текущая
5 неделя Вышивка атласными лентами Практическое занятие 3 Текущая
Январь 1 неделя Вышивка атласными лентами Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Вышивка атласными лентами Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Вышивка атласными лентами Практическое занятие 5 Промежуточная
4 неделя Вышивка атласными лентами. Изготовление текстильных изделий для интерьера дома Лекция, практическое занятие 5 Текущая
Февраль 1 неделя Изготовление текстильных изделий для интерьера дома Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Изготовление текстильных изделий для интерьера дома Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Изготовление текстильных изделий для интерьера дома Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Изготовление текстильных изделий для интерьера дома Практическое занятие 2 Текущая
Март 1 неделя Изготовление текстильных изделий для интерьера дома Практическое занятие 4 Текущая
2 неделя Изготовление текстильных изделий для интерьера дома Практическое занятие 2 Текущая
3 неделя Изготовление текстильных изделий для интерьера дома Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Изготовление текстильных изделий для интерьера дома Практическое занятие 5 Текущая
Апрель 1 неделя Изготовление текстильных изделий для интерьера дома Практическое занятие 5 Текущая
2 неделя Изготовление текстильных изделий для интерьера дома Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Изготовление текстильных изделий для интерьера дома Практическое занятие 5 Текущая
4 неделя Изготовление текстильных изделий для интерьера дома Практическое занятие 5 Текущая
Май 1 неделя Изготовление текстильных изделий для интерьера дома Практическое занятие 2 Текущая
2 неделя Изготовление текстильных изделий для интерьера дома Практическое занятие 5 Текущая
3 неделя Выставка творческих работ Лекция, практическое занятие 5 Итоговый мониторинг