Синтетические формы развития и воспитания в классе фортепиано в ДШИ
В настоящей работе изложены принципы и результаты авторского подхода, предоставлен музыкально-исполнительский материал в виде концертных и конкурсных номеров.
Справочная информация о преподавателе: Сахарова Юлия Валерьевна, преподаватель и концертмейстер Высшей квалификационной категории, образование высшее (консерваторское с отличием), стаж работы в сфере дополнительного образования 30 лет, кандидат философских наук, доцент, культуролог, автор десятков научных и методических работ в области педагогики и музыкознания.
Основная идея авторского подхода:
Наиболее комфортную для развития среду, способствующую продвижению учащегося в пределах зоны ближайшего развития, стимулирующей его к творческой деятельности в процессе обучения игре на фортепиано можно сделать более эффективной путём использования адаптированных форм обучения в каждом конкретном случае с учётом:
- особенностей индивидуальных особенностей темперамента,
- интересов и мотивации,
- результатов первичного музыкальных способностей и уровня освоения программных требований,
- реализуемых задач…
Такими формами могут выступать синтетические формы, сочетающие:
1.Элементы индивидуального и группового обучения;
- Различные стили, формы взаимодействия с танцем, вокалом, другими музыкальными инструментами, что с учётом индивидуального подхода зачастую приводит к необходимости адаптировать репертуар путём создания авторских обработок;
3.Такие авторские обработки, между тем, должны одновременно и формировать настоящий художественный вкус, путём приобщения к высоким идеалам классических образцов, и, одновременно, учитывать особенности клипового, динамичного мышления и восприятия современного человека.
Теперь несколько подробнее о вышесказанном. Сложность реализации таких условий обусловлена, прежде всего тем, что пианист- как правило, индивидуалист. По крайней мере в стенах современной музыкальной школы или ДШИ, и тем более, до 4 класса. Преподаватель- музыкант, уступающий в постоянный диалог с учеником посредством музыкального языка-это здорово, но к сожалению, не стопроцентная практика. Метод показа, роль личности педагога в обучении это более чем очевидно залог максимально эффективного развития ученика, если рассматривать систему преподавания как систему взаимодействия: преподаватель-обучающийся.
Однако, доминирование авторитета может закрепощать маленьких творцов, в этом случае нужно либо большое мастерство переключения ролей с требовательного авторитетного “небожителя” до команьона и обратно, такая игра с дистанцией и очень трудна и зачастую не очень оправдана. Ребенку хочется общения со сверстниками, нужны такие ансамблевые формы, которые на разных этапах дают различный и музыкальный и личностный опыт. На помощь может придти репертуар с элементами ансамлевой игры.
Включение таких элементов только в предыдущем 2021-2022 учебном году позволило мотивировать моих учащихся младших классов к участию в конкурсах и получению званий лауреатов конкурсов Международного и Всероссийского уровней в количестве свыше 20, это при том что самый старший учился во 2м классе. Причем лауреатами стали 90 процентов моего класса, это дети с весьма различными результатами приемных экзаменов ( оценки от 5 до 3); дети с разным уровнем заинтересованности и возможностей родителей… Очевидно, что конкурс любой это не самоцель, но стабильное публичное выступление с определенным уровне исполнения-это тоже определённый объективный показатель. Надо отметить также, что дети получали как и принято в стандартной программе два часа в неделю. Однако их развитие соответствует, как правило, требованиям дополнительных предпрофессиональных программ на 2-4 класса выше, чем они по факту обучаются. Т. е они опережают сверстников, но находясь в индивидуальной траектории развития, это происходит более естественно, с интересом.
В списке видеоприложений представлены следующие номера нашей музыкальной лаборатории:
1.Бутаков Иван, Белобородова Аделина (1-2 кл.) А. Розенбаум Флагманский марш (обр. для фо-но Ю.В.Сахаровой).
Дедушка Ивана и брат -военнослужащие, отец Аделины-командир воинской части. Свое произведение А. Розенбаум исполняет вокально под аккомпанемент гитары. Работа над номером проходила с личным интересом и воодушевлением…
2.Кузьмин Тимур (1 кл.), Розенман София (3 мес. обучения). П.И. Чайковский-С. Василенко “Китайский танец” (обр. Ю.В.Сахаровой)
София делает первые шаги в игре на фортепиано, параллельно занимается балетом. Тимур уже поучаствовал в конкурсе и получил спецприз в конкурсе от зав. каф спец. фортепиано ЦМШ. Ансамбль позволил получить первый опыт исполнения П.И.Чайковского.
3.Калин Николай Поппури на темы песен ВОВ «Великой Победе посвящается»( обр. Ю. В. Сахаровой).
Николай – лауреат Международного конкурса “Большой бал в Париже”, проводимого Европейским Комитетом науки, образования и культуры, причем на первом году обучения. Между тем, ребенок очень сложный, состоял на учете в Комиссии по делам несовершннолетних, но за годы обучения стал семикратным лауреатом Всероссийских и Международных конкурсов и закончил ДШИ с отличием. Моя обработка данного номера была сделана, когда он лично попросил помочь ему исполнить песню “Три танкиста”.
4.Журавлев Александр (3 кл.) С. Доренский Джаз-вальс “Полёт мечты” (фортеп.обр. Сахаровой Ю. В.)
Произведение написано современным композитором для аккордеона. Партия фортепиано полностью была создана для данного номера. Также были внесены определенные изменения в форме и образной сфере в партии аккордеона.
5.Журавлев Александр (3 кл.), Ю.В. Сахарова Т. Брон-А. Вивальди “У бушующего моря” (обр. Сахаровой Ю. В.) .
Партия Александра оставлена без изменений до начала части “Град”А.Вивальди, где идет соревновательный момент с пассажами. Партия второго фортепиано специально написана углубления образа, и с целью обоснования музыкальной логики для объединения с последующей частью ( первая создана композитором как предчувствие, что следует из названия и самого музыкального материала, а вторая- это уже действующая стихия.
Результаты работы над концертными номерами учащихся только в 2022-202 были удостоены следующих наград:
- Диплом Лауреата 1 степени Всероссийского научно–практического конкурса для педагогов “Патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Российской Федерации”, номинация “Методическая разработка“, г. Москва, апрель 2022
- Благодарственное письмо за самоотверженный труд от оргкомитета Второго Всероссийского ежегодного открытого конкурса-фестиваля ” За тех, кто в море” (при поддержке Администрации Президента РФ, Министерства обороны РФ, Российской Академии наук…) , г. Санкт-Петербург, август 2022
- Благодарственное письмо от оргкомитета Международного кастинг-конкурса “Триумф” (профессор, Заслуженный артист России, Лауреат Государственной премии РФ Александров А. Б. ), г. Санкт-Петербург, июнь 2022
- Благодарственное письмо за участие в подготовке победителя конкурса и вклад в развитие проекта, оргкомитет Международного фестиваля искусства и творчества “Феерия”, Санкт-Петербург, июнь 2022.
- Благодарственное письмо за подготовку победителя Всероссийского конкурса искусств “Арт-Держава” , (Оргкомитет конкурса), г. Санкт-Петербург, июнь 2022
- Благодарственное письмо за подготовку победителя фестиваля “Ветер перемен» от оргкомитета Международного фестиваля искусства и творчества “Ветер перемен”, г. Санкт-Петербург, июнь 2022
- Грамоты и благодарственные письма за подготовку к XXV фестивалю фортепианной музыки “Зимние фантазии”,декабрь 2022;
- Фестивалю “Весенняя капель”,март 2023
- Конкурсу юных пианистов “Волшебные клавиши”, апрель 2023.
Как отмечено выше, объективная оценка выступлений достаточно высокая. И основное, что важно в процессе обучения- юные артисты знакомятся с настоящими шедеврами классики и современности путём личной сопричастности, что вносит неоценимый вклад в воспитание их художественного вкуса, привитие нравственных и патриотических ценностей (в процессе подготовки номера Ваня Бутаков, например впервые узнал, как это ни парадоксально! как зовут дедушку и о его судьбе…).
Таким образом, оригинальные (то есть созданные для решения конкретных особенностей, возможностей ученика и педагогических задач) синтетические формы музыкально-художественного воспитания имеют большой потенциал, способствуют личностному развитию и профессиональному становлению, что особенно актуально при реализации программ предпрофессиональнго обучения в ДШИ. И область применения таких форм, на наш взгляд должна расширяться.