“Синтетические формы развития и воспитания учащихся в классе фортепиано в ДШИ

ФИО: Сахарова Ю.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1826
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Успехи и достижения моих учеников в области искусств», в рамках Национального проекта «Культура»
Наименование конкурсной работы: Синтетические формы музыкально-художественного развития и воспитания учащихся в рамках реализации дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства (фортепиано) в ДМШ и ДШИ (презентация авторского подхода)
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Синтетические формы развития и воспитания  в классе фортепиано в ДШИ

 

В настоящей работе изложены принципы и результаты авторского подхода, предоставлен музыкально-исполнительский материал в виде концертных и конкурсных номеров.

 

Справочная информация о преподавателе: Сахарова Юлия Валерьевна, преподаватель и концертмейстер Высшей квалификационной категории, образование высшее (консерваторское с отличием), стаж работы в сфере дополнительного образования 30 лет, кандидат философских наук, доцент, культуролог, автор десятков научных и методических работ в области педагогики и музыкознания.

Основная идея авторского подхода:

Наиболее комфортную для развития среду, способствующую продвижению учащегося в пределах зоны ближайшего развития, стимулирующей его к творческой деятельности в процессе обучения игре на фортепиано можно сделать более эффективной путём использования адаптированных форм обучения в каждом конкретном случае с учётом:

  • особенностей индивидуальных особенностей темперамента,
  • интересов и мотивации,
  • результатов первичного   музыкальных способностей и уровня освоения программных требований,
  • реализуемых задач…

 

Такими формами могут выступать синтетические формы, сочетающие:

1.Элементы индивидуального и группового обучения;

  1. Различные стили, формы взаимодействия с танцем, вокалом, другими музыкальными инструментами, что с учётом индивидуального подхода зачастую приводит к необходимости адаптировать репертуар путём создания авторских обработок;

3.Такие авторские обработки, между тем, должны одновременно и формировать настоящий художественный вкус, путём приобщения к высоким  идеалам классических образцов, и, одновременно, учитывать особенности клипового, динамичного мышления и восприятия современного человека.

 

Теперь несколько подробнее о вышесказанном. Сложность реализации таких условий обусловлена, прежде всего тем, что пианист- как правило, индивидуалист. По крайней мере в стенах современной музыкальной школы или ДШИ, и тем более, до 4 класса.  Преподаватель- музыкант, уступающий в постоянный диалог с учеником посредством музыкального языка-это здорово, но к сожалению, не стопроцентная практика. Метод показа, роль личности педагога в обучении это более чем очевидно залог максимально эффективного развития ученика, если рассматривать систему преподавания как систему взаимодействия: преподаватель-обучающийся.

Однако, доминирование авторитета может закрепощать маленьких творцов, в этом случае нужно либо большое мастерство переключения ролей с требовательного авторитетного “небожителя” до команьона и обратно, такая игра с дистанцией и очень трудна и зачастую не очень оправдана. Ребенку хочется общения со сверстниками, нужны такие ансамблевые формы, которые на разных этапах дают различный и музыкальный и личностный опыт. На помощь может придти репертуар с элементами ансамлевой игры.

 

Включение таких элементов только в предыдущем 2021-2022 учебном году позволило мотивировать моих учащихся младших классов к участию в конкурсах и получению званий лауреатов конкурсов Международного и Всероссийского уровней в количестве свыше 20, это при том что самый старший учился во 2м классе. Причем лауреатами стали 90 процентов моего класса, это дети с весьма различными результатами приемных экзаменов ( оценки от 5 до 3); дети с разным уровнем заинтересованности и возможностей родителей… Очевидно, что конкурс любой это не самоцель, но стабильное публичное выступление с определенным уровне исполнения-это тоже определённый объективный показатель. Надо отметить также, что дети получали  как и принято в стандартной программе два часа в неделю. Однако их развитие соответствует, как правило, требованиям  дополнительных предпрофессиональных программ на 2-4 класса выше, чем они по факту обучаются. Т. е они опережают сверстников, но находясь в индивидуальной траектории развития, это происходит более естественно, с интересом.

 

В списке видеоприложений представлены следующие номера нашей музыкальной лаборатории:

1.Бутаков Иван, Белобородова Аделина (1-2 кл.)  А. Розенбаум Флагманский марш (обр. для фо-но Ю.В.Сахаровой).

Дедушка Ивана и брат -военнослужащие, отец Аделины-командир воинской части. Свое произведение А. Розенбаум исполняет вокально под аккомпанемент гитары. Работа над номером проходила с личным интересом и воодушевлением…

 

2.Кузьмин Тимур (1 кл.), Розенман София (3 мес. обучения). П.И. Чайковский-С. Василенко “Китайский танец” (обр. Ю.В.Сахаровой)

София делает первые шаги в игре на фортепиано, параллельно занимается балетом. Тимур уже  поучаствовал в конкурсе и получил спецприз в конкурсе от зав. каф спец. фортепиано ЦМШ. Ансамбль позволил получить первый  опыт исполнения П.И.Чайковского.

 

3.Калин Николай Поппури на темы песен ВОВ «Великой Победе посвящается»( обр. Ю. В. Сахаровой).

Николай – лауреат Международного конкурса “Большой бал в Париже”, проводимого Европейским Комитетом науки, образования и культуры, причем на первом году обучения. Между тем, ребенок очень сложный, состоял на учете в Комиссии по делам несовершннолетних, но за годы обучения стал семикратным лауреатом Всероссийских и Международных конкурсов и закончил ДШИ с отличием. Моя обработка данного номера была сделана, когда он лично попросил помочь ему исполнить песню “Три танкиста”.

 

4.Журавлев Александр (3 кл.) С. Доренский Джаз-вальс “Полёт мечты” (фортеп.обр. Сахаровой Ю. В.)

Произведение написано современным композитором для аккордеона. Партия фортепиано полностью была создана для данного номера. Также были внесены определенные изменения в форме и образной сфере в партии аккордеона.

 

5.Журавлев Александр (3 кл.), Ю.В. Сахарова  Т. Брон-А. Вивальди “У бушующего моря” (обр. Сахаровой Ю. В.) .

Партия Александра оставлена без изменений до начала части  “Град”А.Вивальди, где идет соревновательный момент с пассажами. Партия второго фортепиано специально написана углубления образа,  и с целью обоснования музыкальной логики  для объединения с последующей частью ( первая создана композитором как предчувствие, что следует из названия и самого музыкального материала, а вторая- это уже действующая стихия.

Результаты работы над концертными номерами учащихся только в 2022-202 были удостоены следующих наград:

  • Диплом  Лауреата 1 степени Всероссийского научнопрактического конкурса для педагогов “Патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Российской Федерации”, номинация “Методическая разработка“, г. Москва, апрель 2022
  • Благодарственное письмо за самоотверженный труд от оргкомитета Второго Всероссийского  ежегодного открытого конкурса-фестиваля ” За тех, кто в море”    (при поддержке Администрации Президента РФ, Министерства обороны РФ, Российской Академии наук…) , г. Санкт-Петербург, август 2022
  • Благодарственное  письмо от оргкомитета  Международного кастинг-конкурса     “Триумф” (профессор, Заслуженный  артист России, Лауреат Государственной премии  РФ Александров А. Б. ), г. Санкт-Петербург, июнь 2022
  • Благодарственное письмо за участие в подготовке победителя конкурса и вклад в развитие проекта, оргкомитет Международного фестиваля искусства и творчества “Феерия”, Санкт-Петербург, июнь 2022.
  • Благодарственное письмо за подготовку победителя  Всероссийского конкурса искусств “Арт-Держава” , (Оргкомитет конкурса), г. Санкт-Петербург, июнь 2022
  • Благодарственное письмо за подготовку победителя фестиваля “Ветер перемен» от оргкомитета Международного фестиваля искусства и творчества “Ветер перемен”, г. Санкт-Петербург, июнь 2022
  • Грамоты и благодарственные письма  за подготовку к XXV фестивалю  фортепианной музыки “Зимние фантазии”,декабрь 2022;
  • Фестивалю “Весенняя капель”,март 2023
  • Конкурсу юных пианистов “Волшебные клавиши”, апрель 2023.

Как отмечено выше, объективная оценка выступлений достаточно высокая. И основное, что важно в процессе обучения- юные артисты знакомятся с настоящими шедеврами классики и современности путём личной сопричастности, что вносит неоценимый вклад  в воспитание их художественного вкуса, привитие нравственных  и  патриотических ценностей (в процессе подготовки номера Ваня Бутаков, например  впервые узнал, как это ни парадоксально! как зовут дедушку и о его судьбе…).

Таким образом, оригинальные (то есть созданные для решения конкретных особенностей, возможностей ученика и педагогических задач) синтетические формы музыкально-художественного воспитания  имеют большой потенциал, способствуют личностному развитию и профессиональному становлению, что особенно актуально при реализации программ предпрофессиональнго обучения в ДШИ. И  область применения таких форм, на наш взгляд должна расширяться.