Программа рисования песком на световых планшетах.

ФИО: Костенко О.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1872
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Программа рисования песком на световых планшетах.
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Солнышко»

Углубленная совместная деятельность детей и взрослого по теме

«Рисуем на песке и световом планшете». 

для детей 4-6 лет

 

                                                               Воспитатель: Костенко Ольга Геннадьевна

г. Тихвин

2022 

 

Содержание:

 

  1. Актуальность.
  2. Цель, задачи.
  3. Учебно-тематический план.
    4. Содержание работы с детьми 4-5лет. Диагностика.
    5. Содержание работы с детьми 5-6 лет. Диагностика.
    6. Литература.

Актуальность 

Сегодня мы живём в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

     Игра с песком как способ развития и самотерапии ребёнка известен с древних времён. Человек выступает в песочнице как «созидатель» – один жизненный сюжет меняет другой, старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает душевного равновесия.

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.

Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений.

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.

Песочной терапией называется один из методов воздействия на человеческое сознание, возникший в рамках аналитической психологии. Игры с песком способны заинтеренсовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

     Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок? Часто словами ребёнок не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное, он «приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке всё заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное ребёнка . Некоторое время бессознательное активно приспосабливает  новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И затем наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребёнка определённые изменения. Проигрывая на песке ситуации из жизни, дети стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Они учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

     Рисование песком – искусство ещё молодое. Изобретателем его считается мультипликатор из Канады Кэролин Лиф, создавшая в 70-х гг. 20 века  песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Позже ее опытом пользовались многие аниматоры, создавая динамичные фильмы без монтажа.

Игра с песком и игрушками является естественным занятием ребёнка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, ещё и положительные эмоции (радость, удивление). Во -первых, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться, экспериментировать, работать самостоятельно.

Во – вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

В – третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В – четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

 В – пятых, световой стол для рисования песком является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребёнок играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счёт того, что на каждом занятии ребёнок неоднократно создаёт рисунок из песка – стирает его, создаёт новый, и снова и снова…благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это даёт ребёнку осознание того, что всё может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнётся новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит.

Таким образом, жизнь человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землёй, обретает душевное равновесие и спокойствие, находит гармонию с миром и с самим собой.

Отсюда становится ясной цель программы: реализация самостоятельной творческой деятельности детей посредством привлечения к песочной анимации. Достигнуть поставленной цели можно, решив следующие задачи.

Задачи приоритетной образовательной области.

«Художественно-эстетическое развитие»

Создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей посредством организации рисования песком.

Задачи в интеграции образовательных областей.

«Социально-коммуникативное развитие»

Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками посредством  применения парных и одгрупповых форм организации рисования песком.

«Познавательное развитие».

Развивать воображение и творческую активность при помощи игровых приемов песочной анимации.

«Речевое развитие».

Способствовать овладению речью как средством общения и культуры через применение парных и одгрупповых форм организации есочного риссования, обсуждение роцесса и результатов работы.

Создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей посредством организации работы с песком.

Новизна программы заключается в интеграции психологического и художественного эффектов  песочной анимации. Программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста.  

Ожидаемые результаты:

Для детей:

ребенок умеет распределять песок по световому столу

Ребенок применяет стилизацию

Заполняет песком контуры рисунка

Пользуется различными предметами для проведения разных типов линий

Изображает предмет пальцами, создаёт фон для изображения

Фантазирует на заданную тему

Применяет вспомогательные предметы в декоре рисунка

Добивается законченности работы

Объясняет результаты своей работы

Может работать в коллективе

Определяет порядок выполнения песочной анимации

Знает основные свойства песка

Для родителей:

родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ;

укреплена заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Для педагогов:

обобщен и распространен педагогический опыт по теме углубленной работы.

 

Программа рассчитана на 2 года обучения (дети 4-6 лет).
Подгруппа может насчитывать 6-10 детей.
Форма организации занятий – групповая. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (итого 32 занятия за учебный год), во второй половине дня.
Длительность занятий
15 минут  – дети 4-5 лет;
20 минут – дети 5-6 лет.

Способы определения результативности:

В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится
диагностика познавательной сферы. Оценка познавательного развития определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.

Условия работы с детьми:

  1. Согласие и желание ребенка.

2.Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

Формы подведения итогов: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.

 

Оборудование «педагогической песочницы»

1.. Песок – инновационный материал для детского творчества. Абсолютно безопасен для детей – аллергиков. 

  1. Световой  планшет или стол с подсветкой.

3.Антистатик в баллончике( необходим для того, чтобы песчинки не склеивались между собой)

  1. дополнительные приспособления – художественные кисти, палочки, сито, шаблоны;

    5.бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы.

 

Правила работы с песком повторяем перед каждым занятием:

  1. Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
  2. Категорически нельзя бросаться песком; Нельзя брать его в рот.
  3. Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
  4. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  5. После игры надо убрать все на свои места.

При работе с техникой песочной анимации  необходимо уделить особое внимание отработке художественных навыков работы с песком.

Приемы работы с песком:

  • «Солим» фон – захватываем песок в кулак, делаем ладонь «лодочкой» и равномерно высыпаем песок.
  • Позитив и негатив – изображение насыпается на светлом фоне, или же на полностью засыпанном песком темном фоне создаются светлые изображения при помощи раздвигания песка в нужные стороны.
  • Сыплем из кулачка – захватываем песок в кулак и высыпаем его тонкой струйкой из нижней части кулака.
  • Отодвигаем песок – выделение светлых мест рисунка. На засыпанном фоне отодвигаем песок в стороны пальем или ладонью.
  • Процарапывание ногтем – применяется для прорисовки тонких деталей.
  • Отпечатки пальцев – фактурный эффекто прикосновения к песку подушечками пальцев.

Для обыгрывания рисунка или его украшения можно использовать дополнительные материалы:

  • Мелкие игрушки. Ими моно «заселить» песочный остров,побродить по нарисованной дорожке и т.д..
  • Стеклянные шарики –могут быть как частью рисунка так и отправными точками при рисованиии геометрических фигур.
  • Шаблоны из бумаги.  Используют для получения   правильного силуэта

 

Учебно – тематический план

Месяц Лексическая тема Возраст и кол-во часов

      4-5               5-6

Сентябрь Знакомство с песочницей. Свойства песка. 0,15 0,20
Геометрические фигуры «Бусы» 0,15 0,20
Цифры и буквы. 0,15 0,20
Цифры и буквы. 0,15 0,20
Октябрь «Осенние листья» 0,15 0,20
«Осеннее дерево» 0,15 0,20
«Овощи  и фрукты» 0,15 0,20
«Что нам осень принесла»  0,15 0,20
Ноябрь «Перелетные птицы» 0,15 0,20
«Лошадка» 0,15 0,20
«Жираф » 0,15 0,20
Древний мир «Динозавры» 0,15 0,20
Декабрь «Снеговик» 0,15 0,20
«Морозные узоры» 0,15 0,20
«Елочные игрушки» 0,15 0,20
«Нарядная елка» 0,15 0,20
Январь «Зимний лес» 0,15 0,20
«Зимний пейзаж» 0,15 0,20
«Зимние забавы» 0,15 0,20
«Необычные превращения» 0,15 0,20
Февраль «Фантазии на тему Как зажигаются окна» 0,15 0,20
«Волшебный цветок» 0,15 0,20
«Кошка»  (или собака) 0,15 0,20
«Волшебная птица» 0,15 0,20
Март «Золотая рыбка» 0,15 0,20
8 марта «Цветы для мамы» 0,15 0,20
«На морском дне» 0,15 0,20
«Сказочный герой» 0,15 0,20
Апрель «Сказочные животные » 0,15 0,20
«Космос. Ракета» 0,15 0,20
«Дикие животные» 0,15 0,20
Фантазии на тему«Разговор в весеннем лесу» 0,15 0,20
Май «Салют» 0,15 0,20
«Первые цветы» 0,15 0,20
«Бабочка» 0,15 0,20
«Деревья в цвету» 0, 15 0,20
Итого 9 ч. 12ч.

 

Содержание работы с детьми 4-5 лет

Задачи:

1.Снижение психофизического напряжения.
2.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
3.Развитие внимания и наблюдательности.
4.Развитие слуховой и зрительной памяти.
5.Развитие мышления и речи.
6.Развитие мелкой моторики.
7.Развитие творческих способностей.
8.Развитие коммуникативных навыков. Умение работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива.

 

мес. Название Содержание
Сентябрь Знакомство с песком.

Свойства Песка.

1.Знакомить с оборудованием для песочной анимации.

2.Знакомить с правилами безопасного обращения с 

Песком.

3.Создавать условия для самостоятельного творчества детей при помощи песочного рисования

Геометрические фигуры 1. Повторить названия геометрических фигур.

2.Учить их изображать способом «сыплем из кулачка», тренировать в рисовании двумя руками одинаковых фигур.

3. Учить дополнять изображение стеклянными шариками.

Цифры и буквы 1.Рассмотреть изображения цифр и букв.

2. Тренировать  их изображать разными способами.

3.Нарисованные цифры и буквы выкладывать по контуру мелким природным материалом.

Цифры и буквы. 1 .Рассмотреть изображения цифр и букв, повторить их названия.

2.Учить их изображать способом отсечения лишнего.

3. Учить дополнять изображения мелким материалом по контуру.

Октябрь Осенние листья. 1.Рассмотреть форму осенних листьев.

2.Учить изображать лист дерева способами отсечения лишнего и «сыплем из кулачка»

3.Показать прием изображения листика при помощи насыпания песка на шаблон.

4. Показать способ насыпания песка «солим фон».

Осеннее дерево. 1.Рассмотреть дерево, обсудить его внешние характерные признаки.

2.Учить изображать дерево способами отсечения лишнего и «сыплем из кулачка». Дополнять изображение «отпечатками пальцев».

3.Напомнить технику насыпания ровного фона при помощи способа «солим фон». 

4.Создавать условия для самостоятельного творчества детей при помощи песочного рисования

Овощи и фрукты. 1.Повторить названия фруктов и овощей, обсудить их форму. Рассмотреть натюрморты из овощей и фруктов.

2.Поощрять желание детей изображать натюрморты из  овощей и фруктов  при помощи способов отсечения лишнего и «сыплем из кулачка», дополнять изображения любыми знакомыми способами.

«Что нам осень принесла» 1.Повторить, что нам осень принесла(фрукты, овощи, ягоды, грибы)

2.Поощрять желание детей создавать изображение осенних даров при помощи знакомых способов.

Ноябрь «Перелетные птицы». 1.Рассмотреть изображения птиц, обсудить их характерные внешние признаки.

2.Учить изображать птицу силуэтным и линейным рисованием –расчищением и рисованием подушечками пальцев. 

«Лошадка» 1.Рассмотреть изображение лошади, обсудить ее характерные внешние признаки..

2.Учить изображать лошадь способом отсечения лишнего, дополнять изображение при помощи приема линования песка  – показываем гриву и хвост.

        «Жираф». 1.Рассмотреть изображение жирафа, обсудить его характерные внешние признаки,среду обитания.

2.Учить изображать жирафа  способом отсечением лишнего и «сыплем из кулачка». Тренировать применять трафареты.

3.Повторить прием  «позитив – негатив».

Древний мир «Динозавры» 1.Рассмотреть изображения динозавров, обсудить их характерные внешние признаки.

2.Учить изображать динозавров любым известным способом рисования на песке.

3.Обогащать изображение приемом  линования песка.

4.дополнять изображение различными мелкими деталями.

Декабрь «Снеговик» 1. Вспомнить из каких основных частей состоит снеговик.

2.Напомнить приемы создания ровного фона «солим фон»

3.Побуждать  изображать снеговика при помощи способа насыпания  песка, расчищения песка подушечками пальцев .дополнять изображение раличными деталями(веточки, бусинки)

4.Поощрять желание детей самостоятльно создавать заданный образ.

«Морозные узоры на стекле» 1.Рассмотреть фотографии морозных узоров.

2.Напомнить технику создания фона «солим из кулачка».

3.Поощрять стремление рисовать узоры разными способами.

«Елочные игрушки» 1.Рассмотреть разные елочные игрушки, обсудить их форму.

2.Поощрять желание детей изображать елочные игрушки знакомыми способами.

«Нарядная елка» 1.Рассмотреть нарядную  новогоднюю елку, обсудить ее форму .

2. Показать прием изображения игрушек на елке способом отодвигания песка.

3.Поощрять желание детей изображать елку знакомыми способами. 

Январь «Зимний пейзаж» 1.Рассмотреть картинки с зимними пейзажами.(сельский, городской)

2.Поощрять желание детей нарисовать зимний пейзаж, пользуясь приемами «позитив – негатив», «сыплем из кулачка», дополнять изображение линованием песка (тонкие ветки, птицы, снежинки)

«Зимний лес» 1. Рассмотреть пейзажи с изображением снежного леса.

2.Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон».

3. Поощрять желание детей изображать различных животных, создавая сказочный сюжет про зимний лес.

«Зимние забавы» 1.Рассмотреть изображения зимней горки, лыжников, детей с санками.

2. Использовать технику создания ровного фона, выделяя сугробы. Тренировать в изображении фигуры человека 

3. Дополнять фигуры человека счетными палочками (лыжи,санки).

«Необычные превращения» 1.Показать как один предмет превращается в другой в процессе рисования.

2.Игра  «На что похоже».

3. Поощрять желание детей фантазировать в процессе рисования разными способами, побуждать к составлению сказки по своему изображению.

Февраль «Городской пейзаж». Фантазии на тему «Как зажигаются окна» 1.Обобщить знания о родном городе, архитектуре.

2. Побуждать к придумыванию и созданию истории «Как зажигаются окна».

3.Поощрять желание детей изображать композицию различными знакомыми способами.

«Волшебный цветок» 1.Рассмотреть изображения реальных и сказочных цветов, сравнить их..

2.Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон».

3.Поощрять желание детей изображать сказочный цветок знакомыми способами и придумывать про него сказки и волшебные истории.

«Котик» (или собачка) 1.Рассмотреть изображение кошки и собаки.

2. Сравнить их внешний вид. Обсудить его особенности.

3.Поощрять желание детей изображать кошку /ил собаку знакомыми способами, показывать в рисунке шерсть способом процарапывания песка счетной палочкой.

4.Организовать общение детей о своих домашних питомцах.

«Волшебная птица» 1.Рассмотреть изображения птиц реальных и сказочных..

2.Обсудить строение птицы и ее характерные особенности.

3. Поощрять желание детей изображать волшебную птицу известными способами, дополняя изображение дополнительными элементами.

Март «Золотая рыбка» 1. Рассмотреть иллюстрации в книжках АПушкина «Золотая рыбка».

3.Наомнитьь различные техники рисования песком.

4. Поощрять желание детей изображать золотую рыбку знакомыми способами, дополняя изображение деталями.

8 марта «Цветы для мамы» 1.Рассмотреть изображения цветов, обратить внимание на весенние первоцветы (мускарики, примула, мимоза)

2. Поощрять стремление детей к  самостоятельному созданию композиции, следуя очередности «фон-цветы-стебли- листья.

«Приключение в подводном мире» 1.Рассмотреть изображения различных рыб, морских обитателей, водорослей.

2.Создать фон при помощи насыпания песка двумя кулачками.

3. Поощрять стремление детей к творческой самостоятельности в выборе сюжета, деталей.

«Любимый сказочный герой»  1.Напомнить техники создания ровного фона способом «солим фон»

2.Поощрять желание детей рисовать ими задуманный  образ, дополнять изображение деталями.

Апрель Сказочные животные. 1.Обратиться к образам сказочных животных, рассмотреть иллюстрации В.Васнецова.

2. Поощрять самостоятельность в выборе приёмов насыпания фона.

3.игровое упражнение «Превращение круга». Показ анимации по созданию сказочного животного «от круга»

4.Поощрять самостоятельность детей в изображении животных.

Космос. Космонавт «Ракета», «Комета» 1.Рассмотреть изображения ракеты.

2.рассказать о первом полете в космос Юрия Гагарина и примерном устройстве ракеты.

3.обсудить внешние особенности  ракеты

4.поощрять  желание детей изображать ракету знакомыми способами.

Весна. Дикие животные «Медведь» «Заяц» 1.напомнить о жизни диких животных в весенний период. Обсудить их поведение и внешний вид.

2. упражнение «Превращение пятна». 

3. Предложить по выбору ребенка создать на песке образ дикого животного.

Весна. «Разговор деревьев, кустарников» 1.Напомнить приемы создания линейных рисунков на песке.

2.Поощрять желание к созданию сказки о весеннем пробуждении природы.

«Салют». 9 мая 1.Рассказать об истории праздника День Победы

2. Рассмотреть фото праздничных салютов. Обсудить способы изображения салюта песком.

3. Поощрять желание детей изображать салют знакомыми способами, дополнять изображение деталями.

Май Лужок. Насекомые «Гусеница-бабочка» 1.Поговорить о насекомых, напомнить их строение, расмотреть изображения пчел, ос, бабочек, гусениц.

2.создание песочной картины  с применением способа «солим фон», дополнять изображение деталями.

Лужок. Цветы «Цветочная поляна» 1.Рассмотреть изображения весенних цветов(тюльпан, нарцисс,одуванчик)

2. Учить изображать цветы способом «сыплем из кулачка», дополнять изображение при помощи приёма отодвигания песка .

Диагностика детей 4-5 года (сентябрь-май)

Оценка познавательного развития определяется по 3 уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования

2019-2020г.
Начало года Конец года
Умеет подготовить и убрать рабочее место сформирован 24% 79%
на стадии формирования 57% 17%
не сформирован 19% 4%
Навыки работы с кинетическим песком сформирован 38% 83%
на стадии формирования 48% 13%
не сформирован 14% 4%
Игровые действия с предметами-заместителями сформирован 24% 87%
на стадии формирования 43% 9%
не сформирован 33% 4%
Уровень выполнения заданий игры сформирован 14% 79%
на стадии формирования 48% 17%
не сформирован 38% 4%
Вступает во взаимодействие со сверстниками сформирован 10% 83%
на стадии формирования 57% 13%
не сформирован 33% 4%

 

Содержание работы с детьми 5-6 лет.

Цель: психолого – педагогическая поддержка художественно – творческого и эмоционального развития ребёнка в изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • формировать познавательную активность через ознакомление с техниками рисования песком.
  • дать детям общее представление об искусстве песочной анимации и обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
  • формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
  • знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость); тренировка мелкой моторики рук;
  1. Развивающие:
  • развивать у детей мотивацию к овладению песочным рисунком_и познавательную активность -развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний; гармонизация психоэмоционального состояния.
  • развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, формирование коммуникативных навыков, планировать деятельность.
  • способствовать формированию сенсорных эталонов, развивать тактильную чувствительность. Мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
  1. Воспитательные:
  • вызвать устойчивый интерес к художественной деятельности, -воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире,
  • формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности,
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
  1. Психотерапевтические:
  • поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка,
  • поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и от рисования,
  • гармонизировать психоэмоциональное состояние детей,
  • учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.

Диагностика детей 4-5 лет (сентябрь-май)

Оценка познавательного развития определяется по 3 уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования

2020-2021г.
Начало года Конец года
Умеет подготовить и убрать рабочее место сформирован 48% 76%
на стадии формирования 38% 20%
не сформирован 14% 4%
Ребенок умеет распределять песок по световому столу сформирован 48% 80%
на стадии формирования 33% 16%
не сформирован 19% 4%
Ребенок применяет стилизацию, пользуется приёмами работы с песком сформирован 24% 72%
на стадии формирования 43% 24%
не сформирован 33% 4%
Пользуется различными предметами при создании изображения сформирован 33% 80%
на стадии формирования 48% 16%
не сформирован 19% 4%
Может работать в коллективе сформирован 48% 76%
на стадии формирования 38% 20%
не сформирован 14% 4%

 

Динамика достижения детей в освоении программы «Рисуем на песке» (5-6 лет)

Модуль 1

  • Самостоятельно называет техники рисования песком.
  • Рисует пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию, анимацию.
  • Движения рук точны, характер, сила, амплитуда, скорость и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения несложных форм, объединяя в рисунке несколько изображений в сюжетную картину.
  • Выражает эмоции не только через рисунок, но и словом (знакомство с «языком» песочной графики (пятно, точка, прямая, кривая, спиральные линии)

и рисование предметов на основе простейших геометрических

фигур (круг, прямоугольник, треугольник).

  • Способен одновременно работать пальцами двух рук.

Модуль 2 • Увлеченность в рисовании на песке, желания рисовать по собственному замыслу.

  • Умеет дорисовывать отдельные формы, включая фантазию и творческое мышление.
  • Умеет передавать особенности человеческого тела взрослого человека и ребенка.
  • Дорисовывая предложенные пятна, линии, точки, получая при этом новый образ, при этом выбирает тип изображения (светлый, темный).
  • Создает индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
  • Изображает предметы и явления, сюжетные изображения по представлению; передавая их выразительно, путем создания отчетливых форм, использования разных техник песочной анимации.
  • Эмоциональное состояние в процессе рисования песком всегда характеризуются стабильностью, уравновешенностью, позитивным настроем, стремлением в рисунке на песке выразить свои эмоции, чувства.
  • Умеет придумывать мини – сказки и истории, включая фантазию и творческое мышление.

 

Литература:

1.Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.

2.Лыкова И., Лепка из пластилина. Изд.: Дидактика – Карапуз, 2000-2007 г.

3.Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.

4.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.

5.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 72 с. (Психологическая служба).

6.Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014. – 136 с. (Психологическая служба).

7.Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. Детство-Пресс,2018 г.

8.Алябьева Е.А. Игры для детей 4–7 лет: развитие речи и воображения. М., 2009.

9.Алябьева Е.А. Игры для детей 5–8 лет: развитие логического мышления и речи. М., 2010.

 

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста».

 

Цель: оптимизация и коррекция детско-родительских отношений, приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности.

Задачи:

  • Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;
  • Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;
  • Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;
  • Познакомить родителей с играми и упражнениями на песке; 
  • Развитие мелкой и крупной моторики, накопление сенсорного опыта ребенка;
  • Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление);
  • Развитие процессов саморегуляции.

 

Оборудование: песочные столы, набор миниатюрных игрушек, влажные салфетки.

Вводная часть :

– Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу вам немного рассказать о песочной терапии, а также об играх и упражнениях, которые можно использоваться как в образовательной деятельности, так и на прогулке в песочнице.

Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфликт в символической или метафорической форме.

Благодаря своей неструктурированности песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Свойства песка позволяют ребенку справиться со своим внутренним напряжением и, в целом, гармонизировать его эмоциональную сферу. Взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром.

 

Преимущества песочной терапии состоит в том, что она позволяет воссоздать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способность достижения ее, увидеть модели новых отношений – все это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов.

 

Песочная терапия имеет еще параллельное воздействие – это развитие мелкой моторики, координации движения, эмоционального интеллекта, а значит и интеллекта в целом.

Ход непосредственной совместной деятельности:

Знакомство родителя и ребенка с песочницей. «Посмотрите, наша песочница наполовину заполнена песком. Как вы думаете, зачем это нужно? У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами «раздвинем песок», то обнаружим стеклянное дно, у которого при помощи пульта можно изменить цвет. Как вы думаете, а это зачем?

 

Знакомство с миниатюрными игрушками. «Посмотрите – в коробке у нас  огромное множество разнообразных фигурок. Вы можете рассмотреть их, подержать в руках. Здесь есть животные, деревья, дома, люди, транспорт и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

 

Прежде чем начать наш семинар-практикум, я хочу напомнить вам о правилах при работе с песком:

 

1.Не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно.

  1. Не сыпать песок на товарищей.
  2. Не поднимать руки с песком высоко, надо играть и строить из песка спокойно, аккуратно.
  3. Не толкаться возле песочницы.
  4. Не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно.
  5. Ни в коем случае не тереть грязными руками глаза, лицо.
  6. Не брать песок в рот.
  7. После игры нужно убрать все игрушки на свои места.
  8. Вымыть руки, до и после работы с песком.

Ну, что ж давайте познакомимся с песком!

Упражнение: «Здравствуй, песок!» (выполняет родитель и ребенок).

– Положите свои ладошки на песочек. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладошки. Какой песочек? (шершавый, мягкий, сухой, теплый, сыпучий).

– Теперь давайте наберем песок в кулачок крепко-крепко сожмем его, потихонечку разжимайте кулак и посмотрите как струится песок.

– А теперь закопаем друг другу ладошки, сначала мама закапывает ладошки ребенка, а затем ребенок мамины ладошки.

 

Упражнение «Узоры на песке».

– Родители пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисуют различные геометрические фигуры, узоры. Ребенок должен нарисовать такие же фигуры, узор в нижней части песочницы. Затем ребенок рисует, а родители повторяют.

 

Основная часть.

 А теперь выберите каждый из коллекции игрушек, фигурку любого животного. Расскажите каждый о своем животном.

Упражнение «Необыкновенные следы»

– «Идут медвежата» – ребенок и родитель кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.

– «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

– «Ползут змейки» – ребром ладони рисуют на поверхности песка волнистые линии (в разных направлениях).

– «Бегут жучки-паучки» – двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком ругами – «жучки здороваются»).

– «Кроказябла» – дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

 

 А сейчас мы с вами поиграем в ещё одну увлекательную игру. Возьмите своего животного и создайте ему дом, жилище, обустройте ему пространство.

 

После того, как жилища обустроены, психолог говорит, что сейчас нужно будет животным сходить друг к другу в гости. Сначала к одному животному, затем к другому (проводится игра «Животные, которые ходят друг к другу в гости»).

После того, как игра завершится, происходит обсуждение ее с родителем и ребенком.

 

 Заключительная часть.

В заключение нашего семинара-практикума я хочу рассказать вам ещё немного об играх и упражнениях с песком:

  • «песочный массаж» пересыпать песок, перетирать его между ладошек (такой массаж активизирует нервные окончания, а это стимулирует умственную активность, является профилактикой простудных заболеваний и т. д.);
  • делать отпечатки пальчиками, ладошками, толстыми и тонкими палочками, камешками и т. д. ;
  • рисовать что-нибудь или писать буквы, цифры, слова пальчиком или веточкой;
  • создавать узоры или выкладывать контуры предметов из ракушек, камешков, веточек, каштанов, желудей, орехов и т. д. ;
  • проводить пальчиком по ровной, волнистой и зигзагообразной дорожкам, сделанным на песке мамой. Постараться не сбиться с дороги (это помогает в развитии мелкой моторики и в подготовке руки к письму).

Рефлексия:

– Понравилась ли вам играть в песочнице?

– Что вам запомнилось больше всего?

– Понравилось ли ходить в гости, принимать гостей?

– Какие чувства вы сейчас испытывайте?

 

Комитет по образованию администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Солнышко»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

Тема: «Можно ли рисовать песком».

Автор: Костенко Ольга Геннадьевна,

                             воспитатель 

г. Тихвин

2023 год

 

Цель:  обучение детей приёмам рисования песком и на песке.

Задачи:

 Образовательные: 

  • познакомить с техникой рисования песком, простейшими приёмами
  • познакомить с простейшими приемами рисования: насыпание из кулака, ребром ладони; учить  равномерно засыпать песком фон
  • расширить представление детей о природном материале – песок
  • побуждать к самостоятельности и творчеству детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных процессов (устной речи, наглядно –  образного мышления).
  • Развивать исследовательские, творческие способности, познавательную активность, внимание 
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук и координации движений.
  • Развивать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность и интерес к песочному рисованию .

Методы: 

  • словесный (загадка, вопросы к детям, оценка деятельности детей)
  • наглядно-демонстрационный (алгоритм работы  с песком, песок)
  • практический (рисование песком на планшете,  работа с песком (сухим и мокрым) исследование)

Приемы: пояснения, указания, показ, худ.слово, беседа, поощрение, анализ.

Оборудование: подносы, песок кварцевый сухой, песок влажный, салфетки влажные, световые планшеты, фартуки с нарукавниками.

 Ход  НОД.

Вводная часть. Ребята, здравствуйте, хорошее ли у вас сегодня настроение? Тогда предлагаю своим хорошим настроением поделиться с нашими гостями, подарить им свои улыбки и приветствие. Давайте поздороваемся.

Ребята,  а вы любите рисовать?  А чем вы любите рисовать?  Ребята, а как вы думаете, кто такой художник?  Да, молодцы , художник – это человек, который рисует картины. Сегодня я буду художником, а вам предлагаю побыть моими учениками. Хотите?

Основная часть. 

Тогда я вас приглашаю в свою мастерскую, а чтобы узнать, чем мы будем рисовать. Я предлагаю вам отгадать загадку:

Есть такое вещество,

Очень нужное оно,

В гололед нам помогает, 

И на пляже обитает.

Правильно, это песок.

Ребята, а как вы думаете, можно ли рисовать песок?

 А как вы думаете, какой бывает песок?……….А как вы считаете, каким песком можно рисовать?  Хотите это проверить?   Для этого отправимся в мою мастерскую.    Подойдите к столу, оденьте фартуки, нарукавники, и садитесь за стол…….

Ребята, в моей мастерской существуют правила, которые надо соблюдать при работе с песком :

  • Нельзя бросаться песком
  • Нельзя руками тереть глаза и лицо
  • Работать нужно аккуратно, чтобы не рассыпать песок
  • Сначала показываю я, потом делаете вы.
  • Все задания нужно делать быстро.

с правилами мы познакомились. Давайте теперь посмотрим какой песок лежит у вас на подносах?….потрогайте его, какой он на ощупь?… возьмите его в кулачок и посыпьте (прием «сыплем из кулака») ребята, что можно сказать о песке, который сыплется, какой он?  Сыпучий. Давайте повторим все вместе – песок сыпучий.

Сейчас я покажу вам как смахивать песок в сторону. (смахиваю ребром ладони в сторону). Теперь попробуем нарисовать доржку, круг… заспаем весь поднос..

 

Посмотрите, пожалуйста, а какой песок лежит на этом подносе? Давайте его потрогаем, а теперь возьмём в кулак и попробуем им нарисовать дорожку, получилось?   Но зато из этого песка мы легко сможем что-нибудь слепить.

Ребята, каким песком рисовать удобнее? Как думаешь ты? А ты? Правильно, сухим песком рисовать лучше.

молодцы, а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть, смотрите на экран – и повторяйте движения…

отдохнули? Мы с вами уже узнали, что сухим песком рисовать лучше, а хотите теперь на песке нарисовать картину?…… тогда я попрошу вас, ребята, разделиться на пары и подойти к столам, вы ведь дружные ребята?      Но прежде, чем мы начнем работать, давайте повторим правила работы  с песком.(1,2,3,4,5)

Молодцы, рисуем быстро, как задание выполнили – поднимайте ладошки вверх, чтобы я видела, что вы готовы работать дальше. Всем понятно?

1 задание – создаем фон(дети начинают работать, включаю музыку)

  1. Давайте нарисуем лес. Что там растет? (какое ты дерево рисуешь, а ты,,,)
  2. Вдруг к дереву прибежал заяц, пролетела птица (какую ты птицу выбрал? ,)

4.смахнули

  1. создаем новый фон

6.Перед нами опушка, а на ней стоит избушка на курьих ножках…(……)

7.вокруг избушки летают гуси – лебеди.

  1. смахнули
  2. создаем фон

10.течет речка, кисельные берега, а на берегу стоит яблонька, печка

-Ребята, кто догадался, какую сказку мы рисовали? 

11.смахиваем

12.создаем фон

  1. ребята, если вам понравилось рисовать песком, нарисуйте большое солнце…а теперь крепко закрыли глаза (включаю экраны)

Если у вас хорошее настроение, то нарисуйте солнышку глаза и улыбку.

Отряхиваем руки и подходим ко мне. 

Рефлексия:  

  • Ребята, так  можно ли рисовать песком?
  • А каким песком рисовать лучше?  Почему?
  • Ребята, что вам понравилось?
  • А было ли что-нибудь трудное?
  • А чем мы сегодня рисовали?
  • А вы расскажете  кому –нибудь, что сухим песком можно рисовать?

Спасибо вам большое, мне очень понравилось с вами работать, и я рада, что с вами познакомилась

 

Ну, а на память о работе в мастерской я хочу подарить вам ……………………