МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СУШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА »
Конкурс педагогического мастерства «Учитель Года-2023»
Направление: Естественно – научное
«Наследственные заболевания человека. Кариотипические карты»
Разработчик: Лакпар Аясмаа Александровна
Класс: 10
Должность: учитель биологии
Адрес ОУ: 668515, Республика Тыва, Пий-Хемский район, с. Суш, ул. Зеленая 15
Адрес автора: 668515, Республика Тыва, Пий-Хемский район, с. Суш,
Суш 2023
Технологическая карта урока
Педагог: Лакпар А.А.
Предмет: биология
Класс: 10
Тип урока: комбинированный
Тема | Наследственные заболевания человека. |
Цель | изучить процесс возникновения мутаций, причины вызывающие мутации, научиться сравнивать генетические карты заболеваний. |
Задачи |
обучающихся по изучению основных групп наследственных болезней, формирование умений обучающихся решать задачи тестов и анализировать их.
сравнение, делать необходимые выводы при определении основных групп наследственных заболеваний человека; способствовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях; создать условия для овладения обучающимися алгоритмом решения ситуационных и исследовательских задач; создание условий для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
|
Планируемые образовательные результаты | Предметные: умения сравнивать, оценивать процессы нарушения на различных наследственных заболеваниях, умения осваивать характерные признаки для каждого заболевания, выявлять причину появления нарушений. .
Метапредметные: (Регулятивные УУД) умения обучающихся определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уроке, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение. (Коммуникативные УУД) умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера. (Познавательные УУД) умения обучающихся ориентироваться в своей системе знаний, применять полученные знания в новой ситуации, отличать новое от уже известного, добывать новые знания находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Личностные: уважительное отношение к своему здоровью, формирование толерантного отношения к людям с наследственными заболеваниями в обществе, целостное мировоззрение, коммуникативная компетентность в общении со сверстниками, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности, умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Основные понятия | Мутации, аутосомы, хромосома, ДНК, кариотипические карты. |
Межпредметные связи | Искусство, литература, география, история. |
Методы и формы обучения. | Беседа, практический, творческий поиск, системно-деятельностный подход, форма работы – индивидуальная (И), групповая (Г), фронтальная (Ф). |
Оборудование. | Мультимедийный смарт-панель, ноутбук, планшеты с выходом в интернет. |
Наглядно- демонстрационный материал. | 1.Мультимедийный ряд: презентации: «Наследственные заболевания человека»
2. Печатный материал: учебники, бланки с тестами, картины художников, кариотипические карточки. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1.Организационный этап | Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем, друг друга сегодня пожелаем друг другу плодотворной работы.
Спасибо, садитесь, пожалуйста. –Зачитывает стихотворение: Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. – О чем стихотворение ребята? – В любви прекрасной создается семья, в семье рождается ребенок. Рождение ребенка это всегда -радостное событие, но иногда бывает не так. А почему мы узнаем сегодня на уроке. |
Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность | Приветствие учителя.
-Отвечают на вопросы учителя |
Уметь вести диалог этикетного характера | Личностные УУД
Уметь воспринимать речь учителя. Коммуникативные УУД Продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми |
2.Актуализация знаний | Актуализирует знания обучающихся с помощью заданий
фронтального и индивидуального характера – Итак, мы приступили к изучению раздела генетики. – А теперь давайте вспомним материал предыдущих тем. На доске слова наследственность, изменчивость, ДНК, признаки, хромосома. Внимательно посмотрите и скажите что общего между понятиями, вспомните нашу терминологию? Ответ поясните. (На доске ответы разместить) |
На доске схема и определений. | Вспоминают ранее изученный материал.
Высказывают суждения. Выполняют проверку домашнего задания дополняют своими примерами Читают слова, рассуждают и приходят к выводу что число хромосом у здорового человека равно 46 (23 пары, из них 22 пары аутосомы и 1 половая хромосома) |
Пониматьвзаимосвязь терминов и делать общий вывод этапа. | Личностные УУД
Уметь проявлять интерес к развитию своего здоровья, понимать значения здорового поколения для родной страны. Регулятивные УУД Уметь планировать свою деятельность и видеть конечный практический результат |
3.Постановка проблемы, цели и задач урока. | В 1986 г. в Западном Берлине состоялся Международный конгресс генетиков. По материалам конгресса была издана книга «Генетика в искусстве». В нее вошли фотографии и репродукции скульптур и картин, в которых нашли отражение различные наследственные патологии. Моделями для этих произведений служили люди, страдающие наследственными заболеваниями. Созданы эти произведения в различные исторические эпохи, например:
Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (XVI в.); Диего Веласкес «Менины» «Портрет Себастьяна Морро» (VII в.) Михаил Врубель «Портрет сына» (XIX в.). Вам предлагается изучить все иллюстрации картин с точки зрения диагноза. Приложение 1 1.Какие наследственные заболевания вы можете назвать? 2..Как вы думаете, какова тема нашего урока. 3. Сформулируйте цель урока. Используя опорные слова: 1.Познакомиться с наследственными заболеваниями. 2. Сравнивать изменения в кариотипе человека при заболеваниях. 3. Применять знания на практике для решения заданий ЕГЭ . |
На слайде текст конгресса |
Картины художников 19 века.
Вопросы по документу.
Опорные слова и конспекты для составления целей и задач урока.
Внимательно прослушивают текст и делают выводы.
Строят логические рассуждения, высказывают свои предположения.
Формируют тему урока, ставят цели своих будущих учебных действий.
Осознают цель предстоящей деятельности.
Высказывают свои предположения
Обсуждают и составляют план работы.
Озвучивают план и обсуждают его с учителем.
Уметь:
– применять знания на практике в сфере реальной жизни.
Личностные УУД
Уметь выражать положительное отношение к процессу познания.
Познавательные УУД
Извлекать необходимую информации из прослушанного материала.
Коммуникативные УУД
Сотрудничать в определении главного в информации
4.Изучение нового материала
(метод построения интеллект-карты)
– Вы проанализировали картины, поставили цели и задачи урока.
– Как мы помним из предыдущих уроков, у здорового человека в норме 46 пар хромосом. Из них 22 пары аутосомы, 1 половая хромосома.
Теперь вопрос: Что является аутосомами?
– Аутосомы -это пара хромосом которые есть у женского и мужского пола.
– Ребята а что же определило ваш пол когда вы были одной единственной клеткой?
-Поднимите обозначение пола, в генетике? (Зеркало Венеры и копье щит Марса)
– А во время какого процесса хромосомы равномерно разошлись ?
-Во время деления клетки, митоза и мейоза.
-А докажите почему так важно чтобы хромосомы равномерно распределились во время деления клетки?
-Почему так важно соблюдать число 46 хромосом?
-Правильно ребята, если хромосом станет на 1 меньше или больше, возникнут отклонения от нормы-мутации.
– Чем же страшны мутации?
-Передаются по наследству из поколения в поколение, правильно.
А все ли знаем наследственные заболевания?
Если нет,давайте разбираться.
– Перед вами лежат генетические карты кариотипа человека, ваша задача посмотреть и подумать какие изменения произошли и все ли норме?
-Переверните карточки у кого описания причин и симптомы? Прочитайье вслух
-Синдром Дауна
-Синдром Эдвардса
-Синдром Патау
-Синдром Клайфельтера
-Синдром Шерешевского-Тернера
-Молодцы, мы общими усилиями познакомились с наследственными заболеваниями, сравнивали изменения в кариотипе различных заболеваний.
Вспоминают правила совместной работы.
Отвечая на вопросы учителя, обсуждая заполняют таблицу «Эмбриональное развитие» (у каждой группы на партах бланки с таблицами)
Взаимопроверка.Уметь работать в группах, вести диалог, высказывать мнение, приводить аргументы.
Познавательные УУД
Выполнять работы по предложенному плану; выстраивать осознанные и произвольные речевые высказывания в устной форме; оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные УУД
Продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.
- Первичное закрепление знаний.
-Закрепим нами полученные знания. Для этого половим рыбку? заполним нашу рыбу Боуна это проблема, ребра сверху-типы мутаций, ребра снизу- причины вызывающие мутации. И хвост -вывод нашего урока.
А если мы встретим таких людей как мы должны к ним относиться?
Сейчас век когда такие люди успешно осваивают различные сферы деятельности. И такая сфера моды привлекает фотографов. Например:
–Мелани Гайдос
-Маделин Стюарт
-Винни Харлоу
-Нарияна
–Питер Хейден Динклэйдж
Перед учениками для работы макеты слов видов мутаций, причины и общий вывод урока.Учащиеся читают и приклеивают макеты на доску, заполняя схему.
Уметь извлекать информацию из учебника
Уметь представить свою работу
Регулятивные УУД
Планировать этапы предстоящей работы.
Познавательные УУД:
выполнять работы творческого характера;
Коммуникативные УУД:
излагать своё мнение, делать выводы.
6.Вторичное закрепление знаний
-Наша третья цель уметь применять знания на практике. Давайте попробуем выполнить эту цель. Сейчас выполним тест на знание наследственных заболеваний. В помощь – учебники и записи в тетрадях.
Проверим правильность выполнения теста.
Приложение
Выполняют тест на планшетах
(для помощи – обращаются к схеме интеллект-карты в тетради)
У каждой пары бланк с тестом.
После выполнения теста осуществляется автопроверка и оценивание.
Уметь:
-применять полученные знания на практике
Познавательные УУД умения обучающихся ориентироваться в своей системе знаний, применять полученные знания в новой ситуации, находить ответы на вопросы.8. Информация о домашнем задании.
-Посмотрите на нашу доску?
Достаньте смартфоны и наведите камеру на экран (либо картинку)
– Домашнее задание:
- Стр 194 тест
- Проект «Успехи в лечении наследственных заболеваний»
Прочитать статью в интернете.
Q-код о домашнем задании на слайде или картинке.Сканируют Q-код, записывают домашнее задание задают вопросы. Использовать новое содержание для решения поставленной задачи.Познавательные УУД перенос знаний в новой ситуации9. Рефлексия
– Подведем итог урока.
– Вспомните, какие задачи мы собирались выполнять сегодня на уроке. Выполнили ли вы их?
– Я знаю
-Я хочу
-Я могу
Спасибо за урок!
Высказывают свое мнение.Уметь вести диалог, высказывать мнение, приводя аргументы.
Личностные УУД
Уметь оценивать собственную учебную деятельность.
Регулятивные УУД
Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности