Музыкально -дидактические игры с использованием информационно-коммуникативных технологий как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

ФИО: Павленко Ю.Ю.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2014
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Музыкально -дидактические игры с использованием информационно-коммуникативных технологий как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)



Музыкально -дидактические игры с использованием информационно-коммуникативных технологий как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

 

Синицина Алена Сергеевна

музыкальный руководитель

,                                                                                      муниципальное автономное дошкольное образовательное 

учреждение  Центр развития ребенка-

 «Детский сад №34 «Золотой ключик»

Архангельская область, г. Северодвинск

 

«Послушайте – и Вы забудете,

 посмотрите – и Вы запомните,

 сделайте – и Вы поймете»

Конфуций

Система музыкального образования является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на становление гармоничной личности и развитие творческой индивидуальности и креативного мышления. Переход к личностно – ориентированной модели воспитания предполагает качественное улучшение музыкального воспитания, обновления его содержания, методов, путей достижения целей.

Одним из таких путей являются информационно – коммуникативные технологии, позволяющиесовместить эстетическую составляющую музыкального образования с неоспоримыми возможностями и преимуществами, которые дает нам современная вычислительная техника.Информационные технологии в образовательном процессе совершенствуют  способы исредствадеятельности детей, обеспечивают всестороннее  развитие личности ребёнка – дошкольника, а также готовят  его к  жизни в информационном обществе.

Созданные намиинтерактивные музыкально-дидактические игрыв комплексе формирующих воздействий помогают успешно решать задачи по развитию общих сенсорных музыкальных способностей детей (мелодический, тембровый, ритмический и ладовый слух).

Центральное место в исследованиях психологов и педагогов (Л.С. Выготского,  Д.Б. Эльконина и др.) занимает(с точки зрения развития психических способностей ребенка)анализ разных видов деятельности, который показал, что все они носят моделирующий характер.

Построение и понимание пространственных моделей, обнаруживающееся в деятельности дошкольников, служит основой формирования общей умственной способности, которая может быть названа способностью к наглядномупространственному моделированию. В словаре С.И. Ожегова, «модель – схема какого-нибудь физического объекта или явления».В настоящее время использование пространственных моделей стало превращаться в один из важных методов умственного воспитания дошкольников. Наиболее широкое применение пространственные модели нашли в методике обучения детей грамоте, разработанной Д.Б. Элькониным и Никифоровой и др. Под руководством Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко создана программа «Развитие», которая направлена на развитие способностей дошкольника путем использования схем, моделей, символов.

Тему моделирования на музыкальных занятиях раскрыла К.В. Тарасова в своей монографии «Онтогенез музыкальных способностей». «Необходимость использования наглядных пространственных моделейна занятиях по формированию музыкальности определяется прочными генетическими связями между восприятием временных и пространственных отношений вообще и в музыке в частности……. перевод временных отношений в пространственные имеет огромное значение в возникновении дифференцированного и целостного восприятия музыки, без которого ее художественное познание невозможно вообще.»

К.В. Тарасова в ходе исследования пришла к выводу, что без опоры на пространственные, предметные, двигательные ощущения и представления у детей практически невозможно сформировать слуховую сторону музыкального восприятия. Огромную роль в организации этой опоры играют наглядно-пространственные модели, «материализующие» метафорические  определения различных элементов музыкальной ткани («высота», «длина», движение «вверх» и «вниз» и т.д.).Они облегчают  детям, с одной стороны, переход от глобального к дифференцированному восприятию музыки, с другой – возникновение целостного восприятия музыкального произведения. 

Для  решения задач по развитию музыкальности мы создали игры, в которых строятся модели звуковысотных, регистровых, ладовых  и ритмических отношений. В соответствии с возрастными особенностями детей в играх изменяются не только виды моделей и моделируемых отношений, но и способы действий с ними: дети переходят от усвоения и использования готовых моделей к их самостоятельному построению, соотнося при этом свою модель со структурой музыки.

Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение материала.Благодаря наглядности и интерактивности у дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие.

Задачи по развитию способности к наглядному пространственному моделированию на музыкальных занятиях мы решаем с помощью  интерактивной доски, которая имеет следующие дидактические свойства 

– интерактивность обучения;

-мультимедийность;

-моделинг, имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром;

-высокий уровень эффективности процесса обучения за счет одновременной работы со всей группой в целом и использованием заранее подготовленного материала.

Создавая интерактивные музыкально-дидактические игры на развитие ритмического восприятия мы учитывали, чтообщая линия формирования чувства ритма идет от темпа к метру и ритмическому рисунку. В младших группах мы создали ИМД игры на моделирование контрастных темпов (быстро – медленно). На следующем этапе  вводим понятия «длинный» и «короткий» звук, используя игры на схематическое  моделирование (прямоугольники – длинные и короткие). 

3 этап – введение ритмического рисунка. Первоначально задаются эталоны равномерного ритма и ритма суммирования. Используется двигательное и предметное моделирование. С помощью флеш игр дети знакомятся с более сложными ритмическими структурами: ритмы дробления и пунктирный ритм. Далее переходим к сочетанию разных ритмических структур.В старших группах закрепляются уже известные детям отдельные ритмические структуры, предлагаются различные их сочетания в музыкальных произведениях.Вводится понятие «пауза». Дети не только анализируют готовую модель ритмического рисунка, но и строят ее на ИД самостоятельно.

Развивая способность к моделированию звуковысотных отношений, мы используем ИМД игры в которых строятся модели регистровых отношений, чтобы закрепить слышание и осознание регистров, научить детей улавливать направление мелодии и, наконец, способствовать формированию одной из самых тонких и сложных систем – ладового слуха.

В младших группах первые задания строятся на различении крайних регистров фортепиано (верх, низ), моделируем их, традиционно привлекая образы птички и медведя. Низкий и высокий регистры постепенно переходят в диапазон одной октавы.

Следующий этап – овладение основными ступенями лада. Вводим  модель звуковысотных отношений: на интерактивной доске появляется дерево с двумя (а затем и с тремя) разно-высокими ветками. С высокой (5 ступени лада) на более низкую (3 ступень) прыгает «кукушка». Затем на смену веткам приходят  линейки. В средней и старшей группах вводятся ИМД  игры с заданиями на определение и моделирование общего направления мелодии. В старших группах отрабатывается соединение линий моделирования ритмических и звуковысотных отношений. Комплексная наглядная пространственная модель, несмотря на трудности, связанные с ее восприятием,  эффективно способствует анализу и запоминанию нового музыкального материала. В старших группах формируем на основе моделирования ладовый слух.

Моделирование ритмических и звуковысотных отношений подводит к усвоению более сложной и универсальной условно-символической модели – нотной записи музыки. Знакомство с нотным станом происходит поэтапно: в средней группе – это предметное моделирование (нота «до» – домик, «ре» – репка, «ми» – мишка и т.д.).В старшей группе-графическое моделирование. Затем переходим к обычной нотной записина ИД. 

Нами созданы ИМД  игры на определение формы музыкального произведения. ИМД игра «Петя и волк» знакомит с музыкальными образами персонажей в симфонической сказке С.Прокофьева и др.Для знакомства с музыкальными инструментами, их звучанием мы используем  звучащие картинки, презентации. Для разучивания партий в оркестре-  схемы, а так же видеоклипы. Нами разработаны серии игр «Оркестр народных инструментов», «Духовой оркестр», подобраны видеоклипы «Кто играет на лугу», «Кто в домике живет»», «В лесу», цикл занятий «Симфонический оркестр». Созданы ИМД  игры для проведения мониторинга детей по музыкальному воспитанию.

Мы рассматриваем наглядное пространственное моделирование в качестве способа, обеспечивающего формирование комплекса музыкальности. Нет, однако, сомнения в том, что обучение детей построению и применению пространственных моделей на музыкальных занятиях развивает саму способность к наглядному моделированию.

Эффективность использования интерактивных музыкально-дидактических игр определяется с помощью психолого-педагогической диагностики через наблюдение, опрос, успешное участие детей в конкурсных мероприятиях различного уровня и бесед с родителями.

Проведенные диагностические занятия показали, что использование информационно компьютерных технологий  на музыкальных занятиях оказалась чрезвычайно эффективной в отношенииформирования не только музыкального восприятия, но и всего комплекса музыкальности в целом.

 

Список информационных источников.

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Детская психология», Москва, 2000.
  2. Советов Б.Я. Информационная технология [Текст] / Б. Я. Советов; М.: Высшая школа, 1992.
  3.         Тарасова К.В. «Онтогенез музыкальных способностей», Москва, 1988.