Цветные мечты детства

ФИО: Пежнова С.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2102
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Цветные мечты детства
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова – на – Дону «Детский сад № 251»

344038, Ростовская область, город Ростов – на – Дону, проспект Ленина, 107/3

«ЦВЕТНЫЕ МЕЧТЫ ДЕТСТВА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 6 – 7 лет

Разработчики: 

Пежнова С.А,

музыкальный руководитель 

г. Ростов – на – Дону

2023 г.

 

Содержание 2 стр
Введение  3 стр.
1.Актуальность проекта 4 стр.
2.Цели и задачи проекта 5 стр.
  2.1 Цель проекта 5 стр.
  2.2 Задачи проекта 5 стр.
  2.3 Целевая группа проекта 5 стр.
3. Проектное решение 5 стр.
4. Жизненный цикл и этапы  реализации проекта 6 стр.
5. Программа проектных мероприятий 7 стр.
6.Ожидаемые результаты реализации проекта 11 стр.
Заключение 12 стр.
Список использованных источников информации 13 стр.
Приложение 1 14 стр.
Приложение 2 16 стр.
Приложение 3 21 стр.
Приложение 4 24 стр.

 

Введение     

Великий русский прозаикпоэт и  драматургАлексей Николаевич Толстой, однажды сказал: «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». И несомненно он прав. Через сказку передаётся опыт поколений, представления о добре и зле, о прекрасном и ужасном. В сказке заложена мудрость народов. 

А ведь если задуматься, сказка – самый любимый детьми жанр фольклора.    

Проект «Цветные мечты детства» погрузит каждого ребенка в мир сказочной музыки и волшебства, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества.  Ведь каждом ребенке есть что – то волшебное. И в каждом взрослом прячется ребенок. 

Путешествуя вместе с маленькой девочкой Катюшей, в далекое прошлое, сквозь время, юные слушатели перенесутся в мир оперы и балета, познакомятся с произведениями русских и зарубежных композиторов, а также откроют дверь в храм искусства, называемый театром.

 

  1. Актуальность проекта

Формирование у дошкольников духовности и нравственности, приобщение к мировой художественной культуре – актуальная задача сегодняшнего дня.

Работа над данным проектом расширит знания детей в области музыки и литературы. Как увлечь дошкольника таким образом, чтобы не нарушить субъективное видение картины мира самого ребенка?

Сказка — это доступный и понятный метод воздействия, который ребенку знаком с первых дней жизни. Сказку любят все: взрослые и дети. Интересно, в чем же кроется главный секрет этой всеобщей любви к сказке? Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе каждого из нас, формирует нравственные ценности ребенка и любовь к литературе, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Музыка «вдыхает жизнь в сказочные образы». Вводит ребенка в мир добра. Определенный настрой, установка на восприятие, заставляет слушателя сопереживать, чувствовать музыку. Ожившая музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно – нравственное содержание.

2.Цель и задачи проекта 

2.1 Цель проекта

Создание условий для формирования у дошкольников духовности и нравственности, приобщение к мировой художественной культуре.

2.2 Задачи проекта:

  1. Знакомство с произведениями великих композиторов
  2. Формирование интереса к слушанию музыки
  3. Накопление ребенком опыта восприятия искусства через образы сказок.
  4. Обогащение музыкального опыта детей, музыкального словаря за счет слов, обозначающих оттенки эмоциональных состояний.
  1. Целевая группа проекта: дети подготовительного дошкольного возраста; музыкальный руководитель; родители воспитанников; старший воспитатель; воспитатели подготовительных групп.
  1. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к классической музыке русской и зарубежной. 

Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности на основе восприятия классической музыки через синтез искусств.  

  1. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта: с 01.09.2022 г. по 31.05.2023 г.

4.2 Этапы реализации проекта

1.Подготовительный (с 01.09.2022г. по 14.09.2022г.)

2.Основной (с 15.09.2022г. по 14.05.2023 г.)

3.Заключительный (с 15.05.2023 г. по 31.05.2023г.)

  1. Программа проектных мероприятий
Комплекс мер Место проведения Срок проведения Ответственный
Этап 1
1. Изучение мировой литературы:

 

Методический кабинет 01.09.2022 г.  Старший воспитатель, музыкальный руководитель
2. Анализ интернет – ресурсов по данной теме  Методический кабинет 03.09.2022 г.  Музыкальный руководитель, воспитатель
3. Подбор музыкальных произведений, создание фонотеки и видеотеки:

  1. Дж. Верди «Триумфальный марш» из финала второго действия оперы «Аида».
  2. А. К. Глазунов – антракт ко второму акту балета «Раймонда»

«Большой испанский танец» из балета «Раймонда»

  1. М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя), эпилог: Хор “Славься!”
  2. М. И. Глинка опера  «Руслан и Людмила» «Марш Черномора» 
  3. Н.А. Римский-Корсаков вступление к последней картине оперы «Сказка о царе Салтане». Симфоническая картина «Три чуда»
  4. Н.А. Римский-Корсаков вступление к опере «Садко» «Океан – море синее»
  5. П. И. Чайковский «Девицы-красавицы» – хор девушек из оперы «Евгений Онегин»
  6. И.В Морозов опера «Золотой ключик» Часть 1 
  7. И.В Морозов опера «Золотой ключик» Часть 2
Библиотека, музыкальный зал 04.09.2022 г.

 

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель.
4. Организация консультации для родителей ДОУ на тему: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях средствами мировой классической музыки» (Приложение № 2) Онлайн 06.09.2022 г.  Музыкальный руководитель
5. Разработка конспектов по организации образовательной деятельности. Музыкальный зал с 07.09.2022 г. по 14.09.2022 г. Музыкальный руководитель
Этап 2
1. Организация образовательной деятельности: Дж. Верди «Триумфальный марш» из финала второго действия оперы «Аида».

Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)  

Музыкальный зал 21.09.2022 г.  Музыкальный руководитель, воспитатель
2.  Организация образовательной деятельности: А. К. Глазунов – антракт ко второму акту балета «Раймонда»

 «Большой испанский танец» из балета «Раймонда»

Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)  

Музыкальный зал 19.10.2022 г. Музыкальный руководитель, воспитатель
3. Организация образовательной деятельности: М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя), эпилог: Хор “Славься!”

Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)  

Музыкальный зал 21.11.2022 г Музыкальный руководитель, воспитатель
4. Организация образовательной деятельности: М. И. Глинка опера  «Руслан и Людмила» «Марш Черномора» 

Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)  

Музыкальный зал 21.12.2022 г Музыкальный руководитель, воспитатель
5. Организация образовательной деятельности: Н.А. Римский-Корсаков вступление к последней картине оперы «Сказка о царе Салтане». Симфоническая картина «Три чуда»

Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)  

Музыкальный зал 25.01.2023 г Музыкальный руководитель, воспитатель
6. Организация образовательной деятельности: Н.А. Римский-Корсаков вступление к опере «Садко» «Океан – море синее»

Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)  

Музыкальный зал 22.02.2023 г Музыкальный руководитель, воспитатель
7 Организация образовательной деятельности: П. И. Чайковский «Девицы-красавицы» – хор девушек из оперы «Евгений Онегин»

Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)  

Музыкальный зал 22.03.2023 г Музыкальный руководитель, воспитатель
8 Организация образовательной деятельности: И.В Морозов опера «Золотой ключик» Часть 1. Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)   Музыкальный зал 19.04.2023 г Музыкальный руководитель, воспитатель
9 Организация образовательной деятельности: И.В Морозов опера «Золотой ключик» Часть 2.Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)   Музыкальный зал 10.05.2023 г Музыкальный руководитель, воспитатель
Этап 3
1. Рефлексия, просмотр презентации, краткая беседа по всем пройденным темам Музыкальный зал 17.05.2023 г.   Музыкальный руководитель, воспитатель
2. Создание «мини – галереи» – «Музыкальные герои» Картинная галерея  18.05.2023 г- 24.05.2023 г Воспитатель, старший воспитатель
3. Анализ усвоения материала по данным опроса  Музыкальный зал 25.05.2023 г Музыкальный руководитель
4 Презентация проекта «Цветные мечты детства» на педагогическом совете ДОУ. Трансляция опыта в педагогических сообществах. Музыкальный зал 31.05.2023 г Музыкальный руководитель
  1. Ожидаемые результаты реализации проекта
  • Знание музыкальных произведений мировых классиков для формирования хорошего музыкального вкуса ребенка.
  • Знание глоссария музыкальных терминов (Приложение № 3)
  • Определение на слух музыкальных фрагментов из балетов и опер 
  • Способность выражать настроение сказочных героев через разные виды искусства (театрализация, танец, изобразительная деятельность)

Заключение

Проект «Цветные мечты детства» показал, что познавательный интерес к искусству у детей подготовительного дошкольного возраста довольно велик, а наличие интереса –  это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования у дошкольников духовности и нравственности через приобщение к классической музыке русской и зарубежной.   Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным   средством   не только эстетического воспитания, но и духовно – нравственного воспитания детей подготовительного дошкольного возраста. 

Список использованных источников информации

  1. Давид Марголин: Шедевры мировой оперы, Издательство: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2023 г..
  2. Б. Евсеев: Русские композиторы, Издательство: Белый город, 2008 г. 
  3. Зарубежные композиторы. 12 демонстрационных картинок с текстом на обороте, Издательство: Сфера, 2018 г.
  4. Сильви Беднар: Музыкальные инструменты мира для детей, Издательство: КомпасГид, 2017 г.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17.10.2013г. (ред. от 21.01.2019)

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт: Д. Верди опера «Аида» https://soundtimes.ru/opera/spektakli/opera-aida 
  2. Сайт А. Глазунов балет «Раймонда»

 https://soundtimes.ru/balet/klassicheskie-balety/rajmonda 

  1. Сайт: «Золотой ключик» — детская опера советского композитора Игоря Морозова. https://www.childrensalbum.ru/zolotoj-klyuchik-opera-skazka-dlya-detej/ 

 

Приложение № 1

После каждого занятия проводится опрос воспитанников, задается 5 вопросов. За каждый правильный ответ ребенок получает 1 смайлик. Итогом опроса будет фиксация результата у каждого ребенка и отражение итогов в карте индивидуальных достижений воспитанников. По завершении всего цикла выводится средний показатель усвоенного материала.

Опросник по теме занятия:

 Дж. Верди «Триумфальный марш» из финала второго действия оперы «Аида».

  1. Определите жанр музыкального произведения? (Опера – жанр музыкального искусства, в котором герои не говорят, а поют)
  2. Определите характер фрагмента из музыкального произведения «Аида»? (Четкий, ритмичный, бодрый, мужественный, поднимает боевой дух)
  3. Что такое марш? (Жанр – связанный с ритмом ходьбы. Бывает походный, торжественный, траурный)
  4. Как называют человека, который сочиняет музыку? (Композитор)
  5. Как звали композитора, написавшего «Триумфальный марш» из финала второго действия оперы «Аида»? (Джузеппе Верди)

Опросник по теме занятия:

А. К. Глазунов – антракт ко второму акту балета «Раймонда» «Большой испанский танец» из балета «Раймонда»

  1. Определите жанр музыкального произведения? (Бале́т – жанр, в котором герои не поют, а танцуют.)
  2. Отличаются ли эти произведения по характеру? Если да, то почему? (Да, отличаются. В Антракте характер музыки был спокойный, умиротворённый, нежный, легкий, простой. Испанский танец – оживленный, энергичный, грациозный, решительный, бодрый)  
  3. Что такое танец? (Жанр в музыке)
  4. Что такое акт? (Акт –завершенная часть театрального представления оперы, балета, отделяемая от другой части перерывом — антрактом.)
  5. Как звали композитора данных произведений (Александр Глазунов).

 

Приложение № 2

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ СРЕДСТВАМИ МИРОВОЙ 

КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Пежнова С.А, 

музыкальный руководитель

МБДОУ № 251 

 

         «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки…»– эти слова Василия Александровича Сухомлинского, сказанные в прошлом веке, актуальны и в нашем современном мире.

Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития личности ребёнка. Важным представляется формирование у детей не только общего представления о музыке, обогащая его историческим и общеэстетическим материалом, но и использование всего потенциала музыкального искусства, его эмоционального воздействия, обладающего большими воспитательными возможностями, что в итоге способствует формированию внутреннего мира ребёнка. 

         Эту особенность музыки признавали многие великие люди. Значение и силу влияния музыки на личность отмечали еще античные философы, такие, как Аристотель, Пифагор, Платон. В. А. Сухомлинский писал о значении классической музыки в воспитании: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

         Мысль о значении музыкального искусства в духовной культуре личности ребёнка одним из первых высказал Н. Новиков – просветитель, педагог и писатель конца ХVIII века. Он полагал, что без помощи искусства невозможно воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами. Вслед за ним В. Г. Белинский утверждал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…».

         Музыкальные занятия следует рассматривать как важное средство духовно-нравственного развития детей в современном мире. В процессе восприятия музыкальных произведений помимо накопления жизненного опыта детей, обогащается их видение явлений действительности и новое отношение к ним. Дошкольники в силу своего возраста имеют ограниченные представления о человеческих эмоциях, которые проявляются в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. 

Понимание возрастных особенностей музыкального развития позволяет педагогу наметить последовательность задач и содержание музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе.

         Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно тому, как при овладении речью, для которой необходима речевая среда, ребёнок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к их интонациям, сопереживать настроениям. «Усвоение любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является 

исключением. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет сформировать у детей интонационный музыкальный опыт.

         Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической музыкой, тем более успешными станут его общее развитие и духовная культура. Давая слушать детям дошкольного возраста классическую музыку, педагог-музыкант формирует основы музыкальной и духовной культуры.

 Все формы организации музыкальной деятельности детей (музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и в семье) взаимодополняют друг друга, обогащая процесс формирования духовно-нравственных ценностей. 

         Несомненное влияние на развитие ребёнка оказывают тематические, комплексные и доминантные занятия с использованием классического репертуара. Например, тема комплексного занятия «Лебедь» даёт возможность детям познакомиться с образом величественной, красивой птицы, отображённой в творчестве композиторов, художников, поэтов. Дети слушают пьесу К. Сен-Санса «Лебедь», читают отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина, рассматривают репродукцию картины художника М. Врубеля «Царевна Лебедь». 

         Интересным представляется проведение тематических бесед-концертов, где можно воспользоваться методом сравнительного анализа, т.е. сравнить музыку разных исторических эпох, к примеру – танцевальную, (начиная от пьес из сюит И. С. Баха: «Бурре», «Полонез», «Менуэт», «Шутка» до вальсов Ф. Шопена и балетной музыки П. Чайковского). В беседе-концерте, посвящённой маршевой музыке, можно сравнить «Марш» из сюиты Ж. Бизе «Детские игры», марши П. Чайковского из балета «Щелкунчик», из оперы Д. Верди «Аида», Свадебный марш Ф. Мендельсона, маршевую музыку из концертов и симфоний Л. Бетховена, марши С. Прокофьева. 

         Беседа-концерт может быть посвящена творчеству отдельного композитора. Например, в беседе-концерте, посвящённой жизни и творчеству Л. Бетховена, говоря о нелёгкой судьбе композитора, необходимо сделать акцент на мужественном, героическом характере его музыки, что подчёркивает силу и стойкость личности композитора. Темы для бесед-концертов могут быть весьма разнообразными – «Сказка в музыке» (А. Лядов – «Кикимора», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко»), «Музыка о природе» (А. Вивальди «Времена года», П. Чайковский «Времена года» и др.). Целесообразно использовать и более активные виды музицирования, так, например, в процессе инсценировки сказки-балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» дети с удовольствием включаются в действие (марш, танец мышей, танец феи Драже и т. д.). Слушание музыки следует связывать с тематикой праздников (на утреннике, посвящённом 8 марта, прослушиваются пьесы «Мама» П. Чайковского, «Материнские ласки» А. Гречанинова). 

         Особый интерес представляет проведение тематических вечеров. Большую ценность представляют темы: «Маленькие сказки о детстве Моцарта», «В мире музыкальных инструментов», симфоническая сказка «Петя и волк» и др. Приглашёнными на эти мероприятия могут быть родители, педагогический коллектив, дети из музыкальных школ, которые исполняют классические произведения для дошкольников. Проведение тематических вечеров требует серьёзной подготовки. Только в этом случае, в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых дошкольники могут эмоционально воспринимать прекрасный мир классической музыки.

         Музыка в дошкольном возрастном периоде углубляет духовно-нравственные качества ребёнка, влияет на воспитание чувства любви к Родине, родной природе, уважения к старшим, дружбы и товарищества.

Приложение № 3 

А

Акт (лат. actus — действие) — относительно завершенная часть театрального представления (оперы, балета и т. д.), отделяемая от другой такой же части перерывом — антрактом. Иногда А. делится на картины.

Антра́кт (фр. entr’acte — букв, междудействие) — 1. Перерыв между актами театрального представления или отделениями концерта. 2. Оркестровое вступление к одному из актов, кроме первого (см. увертюра)

Б

Бале́т (фр. balletот, ит. ballo— танец, пляска) — крупный музыкально-хореографический (см.) жанр, в котором герои не поют, а танцуют.

Бас (ит. basso— низкий, греч. basis— основа) — 1. Самый низкий мужской голос. 2. Общее название низких по регистру оркестровых инструментов (виолончель, контрабас, фагот и т. д.).

Барито́н (греч. barytono— тяжелозвучный) — мужской голос среднего между басом и тенором регистра; другое название — высокий бас.

В

Вступле́ние— начальный раздел, непосредственно вводящий в какую-либо вокальную или инструментальную пьесу, картину или акт музыкально-театрального представления.

Ж

Жанр в музыке (фр. genre — тип, манера) — многозначное понятие, характеризует исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением, с особенностями содержания и формы.  Делиться на простые (песня, танец, марш) и сложные (опера, балет, симфония, концерт).

К

Карти́на — В музыкально-театральном произведении часть акта, отделяемая не антрактом, а кратковременной паузой, во время которой занавес ненадолго опускается

Компози́тор (лат. compositor — сочинитель, составитель, создатель) — автор музыкального произведения.

Конце́рт (от лат. concertare — состязаться, ит. concerto — согласие) — 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. 

Л

Либре́тто (ит. libretto — тетрадка, книжечка) — полный литературный текст оперы, оперетты; словесное изложение содержания балета. Автор Л. — либреттист.

М

Марш (фр. marche — ходьба, шествие) — жанр, связанный с ритмом ходьбы, характеризуемый четким, размеренным, энергичным движением. М. бывает походный, торжественный, траурный.

О

О́пера (ит. opera— действие, произведение, от лат. opus— труд, творение) крупный жанр музыкального искусства, в котором герои не говорят, а поют.

Орке́стр (от греч. orchestra — в древнегреческом театре место перед сценой, на котором размещался хор) — многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений.

С

Со́ло (ит. solo — один, единственный) — самостоятельное выступление одного исполнителя с целой пьесой или в отдельном ее эпизоде, если пьеса написана для ансамбля или оркестра. Исполнитель С. — солист.

У

Увертю́ра (фр. ouverture — открытие, начало) — 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею. 2. Название самостоятельного одночастного оркестрового произведения, часто относящегося к программной музыке.

Ф

      Фина́л (ит. finale — окончательный) — заключительная часть многочастного произведения, оперы или балета.

Х

Хор (от греч. choros) — 1. Крупный певческий коллектив, состоящий из нескольких групп, каждая из которых исполняет свою партию.

 

Приложение № 4 

Конспект НОД

Цели:

  • Познакомить детей с творчеством Дж. Верди на примере триумфального марша из финала второго действия оперы «Аида».
  • Повторить все средства музыкальной выразительности, которые изучали в течение предыдущего года.
  • Развивать умение детей различать и опознавать на слух музыкальные произведения, которые исполнялись, умение делать обобщения и собственные выводы.
  • Воспитывать интерес к музыкальным шедеврам зарубежной и русской классики, ценностное отношение к шедеврам музыкального искусства.

Тип занятия: Тематическое занятие

Оборудование: музыкальный инструмент, мультимедийная доска, иллюстрации к музыкальному произведению, видео ролик фрагмента из оперы, портрет Дж. Верди.

Произведение, изучаемое на занятии:

Дж. Верди «Триумфальный марш» из финала второго действия оперы «Аида».

Ход занятия:

Дети заходят в зал, садятся на стульчики.

Музыкальное приветствие:

Муз. рук: Здравствуйте ребята

Дети: Добрый день 

Муз. рук: Эхо

Дети: Эхо

Муз. рук: Отзовись

Дети: Отзовись 

Муз. рук: Песни петь

Дети: Песни петь

Муз. рук: Научись 

Дети: Научись.

Дорогие ребята! Я предлагаю вам окунуться в мир волшебства, перевоплощений, красочных костюмов и шумного закулисья. А о чем идет речь, вы поймете, начав смотреть и слушать сказку про девочку Катюшу и ее волшебный радужный клубочек. 

(Просмотр мультфильма созданного на основе сказки «Катюша и радужный клубочек»)

Давным-давно, когда принцы еще были совсем маленькие, а Красные Шапочки носили пирожки с повидлом своим бабушкам и не боялись Серого Волка, жила-была девочка и звали ее Катюша, и была она семи лет от роду. Должна Вам сказать, что Катюша когда-то жила в нашем с вами любимом городе, Ростове – на – Дону. Больше всего на свете Катюша любила по выходным ходить с мамой в театр, ее манил и завораживал мир чудесных превращений. 

Тихим осенним вечером Катюша сидела у окна и немного грустила.   Ее последнее волшебное приключение произошло зимой, и с тех самых пор ничего сказочного и необычного с девочкой не случалось. «Наверное, приключения закончились, потому что я выросла», – печально подумала Катюша. «Что же будет, когда я стану совсем взрослой! Неужели я больше никогда не попаду в сказочный мир!

«Катюша, дорогая, возьми брата и сходите в магазин за пряжей на соседней улице» – сказала мама.  Мамин голос заставил Катюшу отвлечься от своих грустных размышлений.  

К Катиному восторгу, сразу, перейдя на соседнюю улицу, они увидели магазинчик «Дом пряжи», за дверью начиналась лесенка, уходившая вниз, под землю. Над крошечной лестничной площадкой горел затейливый стеклянный фонарь, а снизу доносилась тихая музыка. Катюше даже показалось, что где-то чуть слышно звенят колокольчики, похожие на те, что предвещали начало нового приключения, но, конечно же, никакого волшебства в «Доме пряжи» быть ну никак не могло. Перед ними открылся небольшой зал, полный пряжи, ниток, вышивки.

Катюше сразу же  очень понравился этот магазин.
– Добро пожаловать! – из-за занавески, скрывавшей, очевидно, вторую маленькую комнатку, к гостям вышла симпатичная девушка в берете, лихо надвинутом на правую бровь. – Проходите, осматривайтесь! Чтобы вы хотели купить? – девушка приветливо улыбнулась Катюше.

Вот эту пряжу для вязания, пожалуйста, – ответил старший брат, выбирая товар на прилавке магазина. Тем временем Катюша тоже решила осмотреться. Проходя между яркими рядами магазина, она вдруг заметила клубочек ниток, что отличался от всех остальных. Он почему – то совсем не имел никакого цвета. «Странно все это», –  подумала Катюша и взяла клубочек в руки. Каково было ее удивление, когда он засветился у нее в руках всеми цветами радуги. Все это было настолько неожиданно, что клубочек выпал у нее из рук. И вдруг все преобразилось. Побежала Катюша за клубочком и очутилась в далеком прошлом, на подмостках театра. Где великий композитор Джузеппе Верди ставит свою знаменитую сцену из оперы «Аида» – «Триумфальный марш».

(На экране портрет композитора)

Джузеппе Фортунино Франческо Верди-выдающийся итальянский композитор, дирижер. Автор более 26 опер, квартета и Реквиема. Самые известные оперы Верди – “Бал-маскарад», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур», «Фальстаф», «Отелло», и конечно “Аида”. 

(На экране меняются фотографии из оперы “Аида”)

 Опера Джузеппе Верди в четырех действиях, семи картинах. Каждый из героев — Аида, Радамес, Амнерис, Амонасро, Рамфис — имеют неповторимый характер и образ.

В опере идет речь о войне Египта с Эфиопией, а также о любви египетского полководца Радамеса и эфиопской царевны Аиды. «Триумфальный марш» «рассказывает» о блестящей победе египтян над эфиопами и возвращении Радамеса с войском домой.

(Смотрят фрагмент из оперы Аида «Триумфальный марш»)

Муз. рук: Дети, к какому жанру можно отнести данное произведение?

Дети: к простому жанру «Марш» 

Муз. рук: Правильно ребята. А все произведение Джузеппе Верди «Аида»? 

Дети: к сложному жанру – «Опера» 

Муз. рук: Хорошо, дети, молодцы. 

Кто мне скажет, «Триумфальный марш» какой был по характеру?

Дети: Четкий, ритмичный, бодрый, мужественный, поднимает боевой дух

Муз. рук: Хорошо, а по темпу?

Дети: умеренный, медленный. 

Муз. рук: Молодцы. Ребята, музыка этого марша передаёт победный шаг воинов, гордость победителей, возвращающихся домой. Тема марша, воинственная и победная, звучит у трубы в сопровождении оркестра. 

(Просмотр второй части мультика «Катюша и радужный клубочек»

«Катюша, Катюша, где ты?» – обеспокоенно звал старший брат. Катюша в одно мгновение будто очнувшись от наваждения, чудесного сна наяву, выронила клубочек из рук, он снова стал серым и неприметным. Катюша подбежала к брату.

Катюша посмотрела на клубочек, прижала клубочек к себе и сказал: «я верю, чудо все-таки случится снова…»

Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)