“Война коснулась каждого”

ФИО: Жернакова Я.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2104
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «9 Мая – День Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: "Война коснулась каждого"
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



Педагогическая практика «Война коснулась каждого».

Проектная часть.

 Вид проекта: познавательный, взросло-детский, краткосрочный.

Актуальность:

     Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с  детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей и подростков становится одной из актуальных.

   В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы  у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

   Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

    Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

    Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.

 Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.

Задачи проекта

  1. Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.  Развивать умение  составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.
  2. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество,  стремление защищать свою Родину.
  3. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи,  своего народа, своей страны.
  4. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Участники проекта: советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, классные руководители, дети старших классов и их подшефные дети младших классов, родители учащихся.

                                                        

Целевая группа проекта:

   Проект адресован старшим и младшим школьникам.

Продолжительность проекта:

    1 месяц.

Сроки реализации проекта:

    Апрель-май.

Обеспечение проекта:  – Методическое Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина»; М.Б.Зацепина «Дни воинской славы»; наглядный материал «День победы»; картинный материал для бесед с детьми; литературные произведения; стихи о Великой Отечественной войне; семейные архивы о Великой Отечественной войне).

– Техническое (магнитофон, музыкальные записи военных песен «Священная война», «Тачанка», «Три танкиста», «Эх, дороги», «Не стареют душой ветераны», ноутбук, проектор, доска.

– Диагностико-дидактическое (план предварительной беседы с детьми)

Схема реализации проекта.

 

№ п\п

 

Содержание деятельности

 

Срок реализации

1. Беседа о предстоящем празднике 9 мая – День Победы. Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне, портретов полководцев. Прослушивание фронтовых песен, просмотр мультимедийных представлений. Сюжетно-ролевая игра «Военный корабль». Украшение окон школы к празднику. Первая неделя
2. Информационный пост для родителей «Что и как рассказывать детям о войне». Привлечь родителей к оформлению фотоальбома «Война коснулась каждого». Чтение рассказов. Заучивание стихотворений о войне. Дидактические игры на военную тематику. Вторая неделя
3. Конструирование из бумаги «Изготовление макета вечного огня». Изобразительное искусство «Праздничный салют». Беседа «Война коснулась каждого». Рассматривание альбома «Война коснулась каждого». Военно-спортивный праздник «Зарница». Третья неделя
4. Конкурс чтецов «Эхо войны». Ручной труд – изготовление цветов. Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов. Экскурсия к поезду Эшелон Победы. Четвертая неделя
5. Открытие Парты героя, акция «Георгиевская ленточка». Итоговая беседа с детьми (вопросы те же). Викторина для знатоков военной истории. По окончании проекта

Предполагаемый результат проекта:

  1. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной Войне.
  2. Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.
  3. Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении макета вечного огня, составлении и оформлении альбома «Война коснулась каждого».
  4. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла;  бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

Продукт проектной деятельности

    Альбом «Война коснулась каждого», макет вечного огня.

План-конструкт проведения «Разговоров о важном»: «Война коснулась каждого» (в рамках проекта) для учащихся 1-4 классов

Звучит Марш Славянки, дети собираются вокруг у проектора.

– Ребята, какой праздник в скором времени будет отмечать вся наша страна? Что вы знаете о ВОВ?

Презентация и рассказ старших классов . 

– Это была очень страшная война. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в своих рабов. Но у них ничего не вышло! Как и не вышло до них у Наполеона. Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистами, все мы помним тех, кто защищал страну. Каких героев этой войны вы знаете? Многим героям ставят памятники по всей стране, называют в их честь улицы и проспекты. Какие памятники героям ВОВ в нашем городе вы знаете? Какие улицы названы в честь героев ВОВ? Один из главных символов города – памятник Григорию Кунавину на остановке Урал. Это первый памятник солдату ВОВ в нашем городе. Монумент каменцам, погибшим в ВОВ. На гранитной плите высечены фамилии солдат, не вернувшихся с полей сражений. Памятник герою Советского Союза Илье Абрамову установлен на Ленинском, на пересечении улиц Лермонтова и Абрамова. Имя героя Советского Союза Ивана Кадочникова носит одна из центральных улиц нашего города. Память о герое сохранилась и двух мемориальных досках. Памятник каменцам, погибшим в боях за Родину установлении на территории школы №16. На улице Кунавина памятник «Синарским железнодорожникам за самоотверженный труд в грозные годы ВОВ». Памятник жителей деревни Волкова, погибших на фронтах ВОВ. Обелиски погибшим воинам в деревне Новый завод и в Кодинке. Постамент с самолетом-истребителем «Як» на проходной УАЗа. Мемориал грузовая машина-полуторка на улице Исетская. Мемориал погибшим жителям деревни Монастырка. Композиция «за ратный и трудовой подвиг Красногорским энергетикам». Для чего люди устанавливают мемориалы и памятники? Правилно, чтобы не забыть великий подвиг русского народа.

-Ребята, наша армия победила фашистов. А во главе армии всегда есть главнокомандующий, который руководит всей армией в бою. Давайте и мы сейчас представим, что вы-армия, а я – главнокомандующий. Итак, выстроились в одну шеренгу. Расчитась. Направо. Налево. Направо. Шагом марш! Молодцы.

Дошагали до доски с портретом Жукова

– А во время ВОВ одним из самых талантливых главнокомандующих был Георгий Константинович Жуков. Там, где он командовал фронтом, армия всегда побеждала фашистов. В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве. Тогда назначают командовать нашими войсками Георгия Константиновича Жукова, и фашисты отступают. Во время войны было много битв, после которых фашистам приходилось отступать. Очень тяжелая битва шла за город Сталинград. Фашисты разбомбили город почти полностью. Но никак не могли его взять. Если бы они взяли Сталинград, то могли бы победить в этой войне. Но солдаты боролись за каждый дом, за каждый этаж. Было даже так, что верхние этажи занимали фашисты, а на нижних этажах находились наши солдаты. И наши победили! А руководил нашей армией Георгий Константинович Жуков вместе с другими генералами. Очень тяжелое танковое сражение было под городом Курском. Это сражение снова выиграли наши войска. Как вы думаете, кто руководил этим сражением? Правильно, Георгий Константинович Жуков, совместно с другими командирами. И самый последний бой с фашистами за город Берлин, столицу Германии, тоже возглавил Георгий Константинович Жуков. Наши солдаты водрузили флаг нашей Родины над главным зданием Берлина – Рейхстагом!

– Тогда, как и сейчас, вся наша необъятная страна собирается 9 мая у мемориальных памятников и вечных огней, и чтит память погибших в жесточайшей войне.

– Сейчас еще живы те, кто много лет назад воевал. Но с каждым годом таких людей становится все меньше. Ребята, как называют людей, воевавших на войне? Правильно, их называют ветеранами. В День Победы ветераны надевают свои военные награды и собираются у Вечного огня.

Дети встают в круг к столу с вечным огнем

– Что такое вечный огонь? Это памятник с мемориальной доской, на котором высечены имена воевавших на фронте или совершивших рудовой подвиг в тылу. На постаменте обязательно должна быть звезда, в центре которой горит вечный огонь. Этот огонь никогда не погаснет, ни в снег, ни в дождь. Как и наша память и наша печаль о трагических событиях тех лет. Ребята, а где же в нашем городе находится вечный огонь? Или их может даже несколько? 

Переходим к экрану.

– Совершенно верно. В нашем городе несколько мемориалов Вечный огонь. Самый близкий к нам это Вечный огонь «Скорбящая мать», посвященный работникам уральского алюминиевого завода, совершившим трудовой подвиг и погибшим во время ВОВ. Н аплитах увековечены 353 фамилии, над ними склонилась женщина-мать. Мемориал Синарским трубникам с Аллеей славы и изображением скорбящей матери. За обелиском высажено 7 елей. И это число весьма символично: каждый седьмой человек не вернулся домой с полей сражения. Живое пламя Вечного огня в центре звезды требует постоят рядом, помолчать и задуматься. Давайте и мы, по традиции устроим Минуту молчания.

Минута молчания

Сели на ковер с «вечным огнем»

– В преддверии Дня Победы,  мы организовали проект «Никто не забыт, ничто не забыто», в котором вы с родителями искали информацию о родственниках, воевавших на войне.

Звучит спокойная музыка

– Давайте сейчас, с вечным огнем в руках поделимся своими семейными историями.

Дети рассказывают.

– Ребята, все ужасы ВОВ не передать ни словами, ни музыкой, ни видео. Не дай Бог никому и никогда пройти через такое. А чтобы история не повторилась, мы должны помнить. Пока помним мы, герои Отечества не исчезнут, трагические события тех лет не повторятся. Никто не забыт. Ничто не забыто. А я предлагаю всем желающим изготовить подарки и письма для наших солдат, которые сейчас стоят на страже нашего спокойствия и нашего мира. Подарки и письма для участников СВО на Украине.