Разработка Внеурочного мероприятия по литературе «Эхо прошедшей войны»

ФИО: Кислова Е.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2109
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «9 Мая – День Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: Разработка Внеурочного мероприятия по литературе «Эхо прошедшей войны»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса»

РАЗРАБОТКА 

Внеурочного мероприятия по литературе «Эхо прошедшей войны»

Преподаватель литературы: Кислова Е.Н.

Преподаватель информатики: Лупан Н.В.

Для студентов колледжа, количество участников: 10-15 человек

Длительность мероприятия: 45 минут

Основополагающий вопрос – Что мы знаем о той войне? 

Вопросы учебной темы:

  1. Почему мы каждый год говорим о той войне, почему не можем забыть, почему до сих пор жива память о тех годах, почему до сих пор больно? 
  2. Как могло случиться, что сегодня вновь над миром возникла угроза фашизма?
  3. Как могло случиться, что сегодня оскверняют памятники героям той войны, искажают исторические факты?
  4. Какими речевыми средствами передаются чувства людей, особенности памяти?

Цели мероприятия: формировать нравственную культуру обучающихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, выявлять и поощрять талантливых студентов, предоставлять им возможность для самовыражения;  обучать выразительному чтению, актерскому мастерству (студенты выбирают стихотворения по теме мероприятия самостоятельно).

 

Планируемые результаты

В ходе мероприятия создавать условия, способствующие формированию у студентов следующих результатов:

Личностные: 

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств; 
  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

      Метапредметные:

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;
  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

    Предметные:

  • демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
  • давать развернутые ответы на вопросы о произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
  • – выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Материально-дидактическое оснащение:

-экспозиция музея Галерея времени, аудиоаппаратура, видеомагнитофон, флеш-карта, на которую внесено  музыкальное сопровождение, военные песни и фрагменты записей «Вести с фронта») 

Ход мероприятия

1 вед. Всем павшим в боях Великой Отечественной войны — посвящаем. Всем ветеранам, одержавшим победу и подарившим нам мир — посвящаем. Всем детям, никогда не видевшим войну — посвящаем. Чтобы помнили. Чтобы поняли.

Локация музея  – Школа (около парты стоят девушки и юноши – выпуск 1941. 22 июня)

-Ну наконец-то !

-Что наконец-то?

-Да школу закончили! Конец урокам, тетрадкам! Свобода! Ура!

-А мне жалко расставаться со школой! 

-Да, не верится! Как это – не надо в школу!? 10 лет каждый день! Петька, ты ж не сможешь без Светланы Алексеевны! Кто будет говорить: «Коротков, повторенье – мать ученья!»

-Нет, мы с Николаем поступать поедем, в мореходку.

-Точно, вы с 6 класса мечтаете…

-Вот-вот, мы поклялись друг другу ещё в 6 классе…

-А я геологом буду, а Вера хочет на артистку пойти! Смех! Артистка!

-Ну и что! Ты сам-то куда поступать думаешь? 

-Я-то, я не знаю…

   Звучит «Вставай, страна огромная» Слова Левитана о начале войны. Все в оцепенении. Парни надевают пилотки. 

   Звучит стихотворение «До свидания, мальчики» в исполнении студентов. Звучит «Прощание славянки»

Переход в другую локацию – Блиндаж

1 вед: Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. 

2 вед:  Почему же сегодня величие тех событий, той Победы  осмеливаются ставить под сомнение? Говорят, что когда войну забывают, она начинается снова…Значит, кто-то забыл?! Поэтому снова  мы слышим  о нацистских зверствах? 

1 вед: Не позволим очернить нашу память, не позволим предать всех тех, кто ради нас умирал…Не забудем, какой ценой была завоевана та Победа!

          Ради жизни на земле                     
          Вспомним всех поименно         
        Горем вспомним своим…

         Это нужно не мертвым!

         Это нужно живым…

2 вед: В тот страшный год весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины. По всей стране передавался из уст в уста призыв – «Родина- мать зовет» На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты шли защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится. 

1 вед: Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом. Война длилась 4 страшных года, 1418 дней и ночей. Это была священная война, народная война!

Стихотворение “Мужество” Анны Андреевны Ахматовой читает студент.

Блиндаж. За столом сидят бойцы. Пьют чай. 

Что-то писем давно нет…

-Да, давненько!

-Я последний раз от мамы получил сразу три письма. Разом! Долго письма меня искали , целых два месяца.

-А я и сам редко пишу… не знаю, о чем писать. Не могу.

-Надо, брат! Ты что! Обязательно! На бумагу – пиши! 

   Бойцы пишут , прочитывая вслух отрывки из писем. Тихо звучит музыка.

1- «…я уже на фронте, Шура. Пока обо мне не беспокойся. Жив, здоров. На днях должны вступить в боевые действия, ну все можно пережить. Победа будет за нами. Ждите меня с победой, дорогие мои…»

2 – «… на фронте пока не был, но, наверное, не сегодня – завтра вступим в бой. Мама, обо мне не беспокойся, жив буду – приду домой.…» 
3 – «… как живешь, мама? Как твое здоровье, часто вижу тебя во сне. Как у вас с продуктами и с овощами? Что посадили в огороде? Напишите все о новостях в городе. Приду с фронта обязательно командиром…»

2 – «… добрый день дорогие мои, как я очень и очень соскучился. Если бы встретиться, крепко вас прижал десятки раз, поцеловал, но что можно сделать – я от вас нахожусь далеко – далеко. Жду ответа от вас…»

 

Один из бойцов встает, выходит чуть вперед и читает стихотворение 

Здравствуй, мама!
Я скучаю по тебе! Хочется прижаться
и смеяться.
Хочется поесть…домашних щей,
погонять по крышам голубей!
…как там, в госпитале папа?
Завтра я в разведку,
в тыл врага.
Ты не бойся.
Мне совсем не страшно.
Мама!
Я люблю твои глаза…
Мама!
Помнишь тёплый
свитер…голубой?
Ты его, пожалуйста,
заштопай…
Мама! Я вернусь,
и мы с тобой
вновь пойдём гулять по Ленинграду.
Мама… 

Через месяц этого бойца убили на фронте в одном из боев. А было ему всего 19 лет. Письмо это было передано его родным друзьями-однополчанами.

Появляется девушка, она читает стихи – слова матери

Ой, зачем ты,

Солнце красное,

Все уходишь-

Не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной,

Сын

Не возвращаешься?

Из беды

Тебя я выручу,

Прилечу орлицей быстрою…

Отзовись, моя кровиночка!

Маленький,

Единственный…

Белый свет

Не мил,

Изболелась я.

Возвратись

Моя надежда!

Зернышко мое,

Зорюшка моя.

Горюшко мое,

Горюшко мое,-

Где же ты?

Не могу найти дороженьки,

Чтоб заплакать

Над могилою…

Не хочу я

Ничегошеньки-

Только сына

Милого.

За лесами моя ластынька!

За горами-за громадами…

Если выплаканы

Глазыньки-

Сердцем

Плачут матери.

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись,

Моя надежда!

Зернышко мое.

Зорюшка моя.

Горюшко мое,-

Где же ты?

Один из бойцов запевает песню «Бьется в тесной печурке огонь», звучит «минусовка», все подхватывают. 

2 вед: Фронтовые письма! Нет, это не короткие SМS или сообщения в чате. Это – жизнь, человеческая боль и страдание, долгожданная радость и потаенная надежда. Это вера – «Он жив, раз он пишет, значит жив! Ты живи, родной мой, любимый, ты только выживи, вернись домой. 

   Локация музея – квартира 40-х. Около патефона стоит девушка и читает письмо. Звучит песня «Синий платочек» Постепенно стихает. Девушка читает вслух письмо. Боец пишет, сидя за столом. 

«… пламенный фронтовой привет в далекую Сибирь. Рад тем, что вы все здоровы и что у вас есть что кушать. Сообщаю вам про свою жизнь. Время здесь стоит теплое, печет солнце, самая настоящая весна. Деревья распускают листья, природа настала – лучше быть некуда. Все это хорошо, но одно плохо, что война долго не кончается. Я вам высылал посылки, в апреле месяце пошлю еще, если жив буду…»

   Начинает звучать вальс Долматовского «Случайный вальс». Сцена танца уходящего на фронт бойца и его девушки. Они танцуют вальс.

1 вед: Каждый день Великой Отечественной на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

     Звучит стихотворение  в исполнении следующего участника

2 вед: Без малого 4 года гремела грозная война. Она нанесла тяжелые раны нашей стране. Фашисты разрушили и сожгли сотни тысяч городов, деревень и поселков. Трудно найти в нашей стране семью, которая не потеряла бы отца или мать, сына или дочь, сестру или брата. Об этом мы  должны помнить                     

1 вед: У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей в обращении с русскими», в которой, в частности, говорилось: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».   

                                                        

2 вед: Вечная память всем тем, кто не струсил, не отступил, не предал свою Родину, своих родных, кто отдал свою жизнь за них…

           Звучит стихотворение  в исполнении следующего участника

1вед: Четыре года страшных испытаний…
Потери, жертвы, искалеченные судьбы…
Война… и тысячи людских страданий!..

ИМЁН ГЕРОЕВ – НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕМ!!!

на фоне музыки читает следующий участник стихотворение Р.Гамзатова “Журавли” (постепенно затихает музыка)

Тихо звучит танго “Утомленное солнце”

на фоне музыки 2 вед: Война велика, бесконечны поля,
Дороги, как старые песни, длинны,
И ходит беда, и тоскует земля,
И воет волчицею ветер войны.

Быть может по этим дорогам глухим
К тебе суждено мне вернуться, любя.
И если не мне, то хоть песням моим,
Я верю, придется дойти до тебя.

1 вед: Тот, кто говорит, что на войне

Забывают про любовь свою,

Говорит неправду…

Ясно мне. Никогда он не бывал в бою!  

Стихотворение “Жди меня” Константина Симонова читает следующий участник 

Звучит фрагмент песни Любе «Давай за…»

2 вед: 9 мая 1945 года – в Берлине был подписан документ о победе нашего народа над фашистской Германией. Великая Отечественная война, которую наш народ вел против немецких захватчиков, завершилась Великой Победой. Наш народ совершил беспримерный подвиг – выстоял и победил в жестокой, кровопролитной битве.

                        Звучит аудио – слова Левитана о капитуляции  Берлина    

Стихотворение читает   следующий участник 

1 вед: 27 миллионов погибло в Великой Отечественной войне. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, величием их подвига.
Вы только представьте – если по каждому из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 51 год!

Почтим память погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания.

Минута молчания (Метроном).

1вед: День Победы – светлый весенний праздник, праздник боевой славы народа – героя, народа- победителя. 

                                            Звучит стихотворение Б.Окуджавы «Бери шинель…» в исполнении студента   

2 вед: Великий праздник Победы вошёл во многие тома истории, навечно застыл в камне и бронзе памятников, мемориалов славы. В каждом городе есть музеи, в которых представлены экспозиции памяти народной…Есть такие музеи и в нашем городе.

   Выходят 2 студентки. Они экскурсоводы в музее, рассказывают об экспозиции за стеклом. 

Это наши студентки 1 курса – победители Чемпионата World Skills в компетенции Музейная педагогика. Они рассказывают об экспонатах музейной экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. В витрине экспозиции – советская и немецкая каски, рация, письма бойцов, личные вещи бойцов и др.  

1 вед: Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

Чтецы читают отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.

1-й чтец.

Помните!
Через века, через года, – помните!

2-й чтец.

О тех, кто уже не придет никогда, –
помните!

3-й чтец.

Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

4-й чтец.

Люди!
Покуда сердца стучат, – помните!

5-й чтец.

Какою ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!

6-й чтец.

Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!

7-й чтец.

Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!

Звучит песня «Хотят ли русские войны»

2 вед: Мы родились в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, не видели разрушенных бомбами домов, не знаем, что такое пайка ленинградского хлеба. Нам трудно понять, что можно просто так расстрелять или сжечь разом десятки, а то и сотни человек разом. Об этом нам рассказывают кинофильмы и художественные произведения. Для нас та война – это  история. 

1 вед: Но сегодня вновь над миром нависла угроза нацизма! Оскверняют памятники, искажают исторические факты. Снова гибнут люди, снова разрушенные снарядами дома. И мы должны отстоять ПРАВДУ! Сохранить историческую память своего народа! 

Песня Виктора Цоя «Война» в исполнении студентов колледжа под гитару завершает мероприятие.

 

Приложение 1 

Заря вставала над землёй, заря вставала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды, притихли дети…

Зарниц всполохи вдалеке, не слышно грома.
Душа, предчувствуя беду, гнала из дома.
Толпились семьи во дворе, шептались тихо.
А в это время по Земле катилось лихо.

Война съедала всё вокруг, война съедала.
Земля рыдала по сынам, Земля рыдала.
На небе Ангелы во тьме в бессилье выли.
А трубы крематориев уже дымили…

Сжигали малышей, мужчин и женщин.
Могилы их мы никогда уже не сыщем.
Не забывайте люди то, как это было.
Чьим мужеством чуму в прах превратило…

Заря вставала над землёй, заря вставала.
Земля рыдала по сынам, земля рыдала

                                                     Ираида Мордовина

Огонек чадит в жестянке,

Дым махорочный столбом…

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают кто о чем.

В тишине да на покое

Помечтать оно не грех.

Вот один боец с тоскою,

Глаз сощуря, молвил: «Эх!»

И замолк, второй качнулся,

Подавил протяжный вздох,

Вкусно дымом затянулся

И с улыбкой молвил: «Ох!»

«Да», – ответил третий, взявшись

За починку сапога,

А четвертый, размечтавшись,

Пробасил в ответ: «Ага!»

«Не могу уснуть, нет мочи! –

Пятый вымолвил солдат. –

Ну чего вы, братцы, к ночи

Разболтались про девчат!»

Э. Асадов

Девушку, совсем еще девчонку,
С мягкою улыбкой после сна,
В форме школьной, с бантами и челкой
Увела безжалостно война.

В медсанбатах фронтовых походных,
В городах, пылающих огнем,
Всех солдат израненных, голодных
Возвращала к жизни день за днем.

Маленькими ловкими руками
Бинтовала раненых, слепых.
Сколько писем написала мамам
За безруких пареньков седых.

На шинели ордена, медали,
Выправка военная и стать.
Только деток руки не держали,
Не успела деток нарожать.

Всех, кто дорог был, любим и близок,
Забрала разлучница-война.
Пожелтевший обгоревший снимок:
Два солдата в форме и она.

Предлагали сердце, душу, руку,
Жизнь, как в сказке, счастье чередой.
Да лежит один в Великих Луках,
А под Сталинградом спит другой.

И стоит в печали одинокой,
Слушая седую тишину,
Бабушкою ставшая до срока
Девочка, прошедшая войну.

                                Татьяна Лаврова

Стрелковой роты рядовой,

Иду с войны, иду домой.

Смеюсь и плачу над собой,

– Живой?.. живой.

– Домой?.. домой.

И вторят эхом за спиной

Солдаты, ставшие землей:

– Живой… живой… домой… домой…

…В тумане нежась, спит село,

На храме аист ждет рассвета.

Мне несказанно повезло,

Что пересилив боль и зло

И уцелев чертям назло,

Я жив… и вновь увижу это.

Стрелковой роты рядовой,

Иду с войны, иду домой…

                                        Юрий Соловьев

                                              Достойные победы

Салют весне! И позади все беды,

И залпы пушек стихли уж давно.

Мы живы, чтобы праздновать победу

И вспоминать войну лишь как кино.

Счастливые… не снятся нам торпеды,

И вой сирен не будит как тогда.

Мы – граждане, познавшие победу

Со слов людей, прошедших сквозь года.

Хоть не герои мы, как наши деды,

Пускай не присягали на крови…

Мы – поколение, достойное победы

Для веры, для надежды и любви!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

                                                        Анастасия Алексеевна Шереметьева

На дне окопного оврага

Добыл я гильзу из стены.

А в ней – истлевшая бумага,

Письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

Смочил графит карандаша

И с перемазанной губою

Писал, как думал, не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

Писал, склоняясь к фитилю,

…И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «лю-блю»…

Одно осталось… Но упрямо

Горит сквозь всё, что в жизни есть!

…Что он «лю-бил»? Отчизну? Маму?

Иль ту, которую…? Бог весть.

Любил, и всё. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес.

Во мне.

Сейчас.

Г. Горбовский

Анна Ахматова

 
КЛЯТВА

И та, что сегодня прощается с милым,-

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Июль 1941, Ленинград

 МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

23 февраля 1942, Ташкент

 

(«Ко дню победы». Чеботнягин А.С.).

Все меньше ветеранов с каждым годом
Встречаем мы у вечного огня,
Которые добыли в 45-м
Победу для тебя и для меня.
Идут к огню седые ветераны,
Почтить погибших фронтовых друзей,
И ноют той войны у многих раны,
С годами больше и еще сильней.
Всех поздравляем с праздником Победы,
Ведь шестьдесят прошло уже с тех пор,
Когда отцы и даже наши деды,
Фашистам дали памятный отпор!

 

Пошли на смертный бой с врагами
Ее орлы, ее сыны.
Мать ожидает их годами:
Быть может, все ж придут с войны…
Спит у Мамаева кургана,
Под Сталинградом, сын один,
Другой – средь моря-океана,
Средь хмурой Балтики глубин.
А самый младший у Дуная:
Медали говорят о том…
А мать все верит, ожидая,
Что возвратятся дети в дом.
Сидит недвижно у дороги
С застывшим каменным лицом…
А может, это профиль строгий
На камне вырезан резцом? 

Л.Забашта

 

Михаил Исаковский

 

ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат – и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: “Встречай, Прасковья,

Героя – мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…”

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

“Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…”

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил – солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

“Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил…”

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

1945

 

Римма Казакова

 

На фотографии в газете

нечетко изображены

бойцы, еще почти что дети,

герои мировой войны.

Они снимались перед боем –

в обнимку, четверо у рва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Никто не знает их фамилий,

о них ни песен нет, ни книг.

Здесь чей-то сын и чей-то милый

и чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,-

жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Забыть тот горький год неблизкий

мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

как души, рвутся из земли.

…Они прикрыли жизнь собою,-

жить начинавшие едва,

чтоб было небо голубое,

была зеленая трава.

Булат Окуджава

 

ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли –

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб – разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки,

постарайтесь вернуться назад.

 

Арсений Тарковский

 

СУББОТА, 21 ИЮНЯ

 

В моих руках надежда на спасенье.

Как я хотел вернуться в до-войны,

Предупредить, кого убить должны.

Мне вон тому сказать необходимо:

“Иди сюда, и смерть промчится мимо”.

Я знаю час, когда начнут войну,

Кто выживет, и кто умрет в плену,

И кто из нас окажется героем,

И кто расстрелян будет перед строем,

И сам я видел вражеских солдат,

Уже заполонивших Сталинград,

И видел я, как русская пехота

Штурмует Бранденбургские ворота.

Что до врага, то все известно мне,

Как ни одной разведке на войне.

Я говорю — не слушают, не слышат,

Несут цветы, субботним ветром дышат,

Уходят, пропусков не выдают,

В домашний возвращаются уют.

И я уже не помню сам, откуда

Пришел сюда и что случилось чудо.

Я все забыл. В окне еще светло,

И накрест не заклеено стекло. 

Михаил Исаковский

Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак,
шахтёр,
Учёный иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.

Владимир Высоцкий

Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, – не про то разговор.
Вдруг заметил я – нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена, весна.
По ошибке окликнул его я:
“Друг, оставь покурить”. А в ответ – тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло – для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне:
Это я не вернулся из боя.

 

БАЛЛАДА О КРАСКАХ

Был он рыжим,

         как из рыжиков рагу.

Рыжим, 

   словно апельсины на снегу.

Мать шутила, 

        мать веселою была: 

«Я от солнышка сыночка родила…»

А другой был чёрным-чёрным у неё.

Чёрным, 

    будто обгоревшее смолье.

Хохотала над расспросами она, 

говорила:

«Слишком ночь была черна!..»

В сорок первом, 

      в сорок памятном году 

прокричали репродукторы беду.

Оба сына, оба-двое, соль Земли —

поклонились маме в пояс.

И ушли.

Довелось в бою почуять молодым 

рыжий бешеный огонь 

               и черный дым, 

злую зелень застоявшихся полей, 

серый цвет прифронтовых госпиталей.

Оба сына, оба-двое, два крыла, 

воевали до победы.

Мать ждала.

Не гневила, 

   не кляла она судьбу.

Похоронка

обошла её избу.

Повезло ей. 

     Привалило счастье вдруг.

Повезло одной на три села вокруг.

Повезло ей. 

      Повезло ей! 

              Повезло!— 

Оба сына 

воротилися в село.

Оба сына.

     Оба-двое. 

          Плоть и стать.

Золотистых орденов не сосчитать.

Сыновья сидят рядком — к плечу плечо.

Ноги целы, руки целы — что еще?

Пьют зеленое вино, как повелось…

У обоих изменился цвет волос.

Стали волосы — 

     смертельной белизны!

Видно, много 

белой краски 

у войны.

                               Роберт Рождественский

 

Сердце словно опалило –
Седина в висках.
Прошлое рекой уплыло,
Но душа в слезах.
В бой за Родину солдаты
Шли за шагом шаг.
Верили в Победу свято –
Не сломил их враг.
Стон стоял по всей России:
Голод, пытки, страх.
Смерть косой людей косила
В сёлах, городах.
Отступали в сорок первом
С ужасом в груди:
– Автоматы, танки, где вы?
С чем же в бой идти?
Погибали в мясорубке:
Фрицы шли стеной…
Но не знали немцы русских,
Ждал их страшный бой.
За берёзы и пригорки,
За родимый дом.
За Кавказ, Кубань и Волгу,
За великий Дон.
Всем солдатам воевавшим
Низкий наш поклон…
По солдатам, в битве павшим, –
Колокольный звон… 

Ю. Друнина

 

Задохнулись канонады,
В мире тишина,
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Не забыть бы это,
Лишь бы не забыть!

Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке меж берегами
Кровь-вода текла.
Были черными березы,
Долгими года.
Были выплаканы слезы,
Выплаканы слезы,
Жаль, не навсегда.

Задохнулись канонады,
В мире тишина,
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Не забыть бы это,
Лишь бы не забыть!

                        Р. Рождественский

 

Солдаты помнят вкус войны

Солдаты помнят вкус дорог,
Глотая копоть, гарь и пыль.
Следы усталые сапог,
Войны писали злую быль.

Солдаты помнят тишину,
И хриплый командирский мат,
И взгляд, пронзивший вышину,
Когда упал на снег комбат.

Солдаты помнят вкус земли,
Она скрипела на зубах,
Ее терзали, рвали, жгли,
В неё вжимали боль и страх.

Она вставала на дыбы
И принимала грудью сталь.
Окопы – братские гробы
И пепел – траурная шаль.

Солдаты помнят вкус войны –
Соленый, горький фронтовой.
Кто выжил, тем остались сны,
Везут солдаты их домой.

Солдаты помнят все бои,
А ночью плачут и кричат.
Им снятся мертвые СВОИ,
Они приходят и молчат.

Солдаты плачут по ночам,
Во сне, сжимая автомат.
Их водят жены по врачам,
А им всё снится их комбат.

                                     Юличъ

 

Николай Некрасов

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя. . .
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей. .