Мы помним и гордимся…

ФИО: Вагина Т.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2159
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «9 Мая – День Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: Мы помним и гордимся...
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)



 «Мы помним и гордимся…»

Тема методической разработки

 

Автор: Вагина Татьяна Николаевна, учитель физики, 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3

 города Козьмодемьянска 

имени Станислава Николаевича Сивкова»

                 Город Козьмодемьянск Республика Марий Эл

 

2023

1.Пояснительная записка

1.1 Тематическое направление: разработка направлена на воспитания патриотического уважения к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.

  1. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность):  название мероприятия «Мы помним и гордимся…»

Быть патриотом состоит в формирования российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России.

В условиях современного образования – образованный человек является личностью, готовой к жизни в условиях динамического обновления и изменения общества, социально активной, способной к адекватной адаптации в социуме – с одной стороны, и духовно богатой, обладающей высоким уровнем гражданской ответственности и социального интеллекта – с другой,  в образовательной организации представляет собой единый комплекс. 

Воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население, в современных условия особенно актуально – дух патриотизма, вспоминать и сохранить память о своих прадедах, отдавших жизнь за Родина на полях во время Великой отечественной войны, вспомнить участников СВО.

1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса): для обучающихся 5-11 классов.

1.4 Роль и место воспитательного мероприятия: 

В данном внеклассном мероприятии реализуется мероприятие, посвященных празднованию Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов в образовательной организации.

Можно использовать для параллели классов или более масштабно. 

1.5 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о великом подвиге многонационального народа России в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. 

Задачи

формирование у школьников важнейших качеств гражданина России – патриота Отечества: чувства любви к Родине и своему краю, гордости за свою страну, преданности Родине;

развитие у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности;

доведение до учащихся школы славных боевых традиций Российской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества и их истоков;

воспитание у молодежи готовности к защите Родины и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

воспитание уважительного отношения к Конституции и другим законам Российской Федерации.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Регулятивные УУД: способность самостоятельно планировать пути достижения целей; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской и творческой видах деятельности;

Познавательные УУД:  расширение и углубление знаний о жизни нашего народа, земляков в годы Великой Отечественной войны.

В ходе мероприятия ученики принимают участие наравне с педагогами. Подготовительная работа позволяет выбрать для себя роль в соответствии со склонностями и интересами, чтобы быть успешным и внести свой вклад в итоговую работу.

Личностные УУД: воспитание патриотических чувств личности, способной на примерах героизма солдат нашей армии, храбрости и мужества народа уважать историю своей страны, сохранять ее для будущих поколений и любить свою малую Родину.

Используемые методы:  словесный (рассказ, беседа);  метод проекта;  метод ИКТ;  метод эмоционального стимулирования;  метод проблемного обучения;  метод развития психических функций.

1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:

Ведущим видом деятельности 12-18 лет является учебно-профессиональная. Учебная деятельность активно сочетаемая с разнообразным трудом имеет огромное значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций.

Школа должна строить работу по гражданско-патриотическому воспитанию так, чтобы каждый подросток стремился сформировать отношение к таким гражданским ценностям, как: ответственность; самодисциплина; вежливость; сострадание; терпимость; уважение чести и достоинства других граждан; сотрудничество; готовность к участию в общественных делах; готовность к образованию, поэтому выбранная форма организации воспитательного мероприятия позволяет учитывать этот фактор, а также психологические особенности учащихся данного возраста и реализовать системно-деятельностный подход в образовании.

В настоящее время процесс развития патриотизма становится приоритетным направлением и главной составляющей гражданского образования, современные технологии ИКТ позволяют реализовывать с большей успешностью.

1.7 Педагогическая технология/приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности, педагогика сотрудничества.

Методы формирования сознания: беседа, пример, объяснение.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: воспитывающая ситуация.

Приемы воспитания: «общаться по правилам», «ролевая маска».

  1.   Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Кадровые Классный руководитель, педагог-организатор
Методические Интернет-ресурсы, разработка сценария, презентации, интерактивные игры.
Материально-технические мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, принтер, доступ к сети Интернет.

CD-проигрыватель, диски с записями песен периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени, соответствующих тематике мероприятия 

материалы об участниках ВОВ из семейных архивов обучающихся, ведущие в военной форме времен войны 

Информационные Официальная группа в ВК школы
  1.   Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Данная методическая разработка включает в себе мероприятие, которое можно использовать как совместно (тематическая неделя), так и отдельно. 

Подготовительный и организационный момент:

  • Необходимо заранее выбрать детей, которые будут читать стихотворения, заявленные в сценарии, подготовить с ними выразительное чтение стихотворений наизусть.
  • Подбор музыкального сопровождения мероприятия, песен о войне.
  • Подготовка презентации.

Заранее учащиеся собирают: фотографии и копии документов из архива (здесь необходимо провести разъяснительную работу с родителями, для чего эти материалы нужны).

Время, рекомендуемое для проведения классного часа – 60-90  минут.

Доступ выхода в сеть интернет.

Рекомендации по проведению: 

В процессе подготовки к данному мероприятию приняли участие несколько педагогов: методист школьного музея, учителя музыки и мхк помогли выбрать песни и поставить танцевальные элементы; учитель физкультуры разработал комплекс подходящих гимнастических упражнений и репетировал умение правильно шагать под музыку; учитель литературы помогал в постановке речи чтецов

  1. Основная часть 

2.1  Описание подготовки внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие реализуется в течение 1 дня. Работа над внеклассным мероприятием состоит из пяти основных этапов: подготовительный, организационный, этап реализации мероприятия, подведения итогов и анализа проведённой воспитательной работы.

Подготовительный этап

Для решения воспитательных задач в коллективе класса классный руководитель определяет цель воспитательной работы и желательно совместно с обучаемыми, с их активным участием, что явилось основой совершения подвигов, героических поступков, самоотверженных действий тех, кто является образцом достойного служения Отечеству. 

Затем осуществляется этап планирования работы над мероприятием, определяются участники и их роли, методы, приемы, педагогические технологии для реализации данного мероприятия.

Трек 1 –метроном

Трек 2- Ю.Левитан. Объявление о начале войны

Трек 3 –  Звучит довоенный вальс  

Трек 4 – Звуки войны

Трек 5 – М.Бернес «Темная ночь»

Трек 6 – Ю.Левитан. Объявление о капитуляции Германии  

Трек 7 – музыка из фильма “Офицеры”

Трек 8 – Ю.Левитан «День Победы 9 Мая»

Организационный этап

Составление сценария внеклассного мероприятия. Подготовка необходимого оборудования.

Этап реализации мероприятия

Соблюдение сценария и временных промежутков выступления, так же вовремя включать музыкальное сопровождение.

Подведение итогов

На финальном заключении мероприятия демонстрируются результаты проделанной работы и  подводятся итоги (заполнение гугл-формы о мероприятии учащимися и учениками).

Анализ проведённой воспитательной работы

Анализируя работу над внеклассным мероприятием классный руководитель, педагоги, занятые в подготовке мероприятия определяют: была ли достигнута поставленная цель, решены ли задачи воспитательного мероприятия, отмечаются положительные моменты работе и то, что вызывало трудности или не получилось, намечаются перспективы позитивного развития коллектива, цель и задачи воспитательной работы в плане на следующий учебный год.

Описание проведения воспитательного мероприятия

Ход мероприятия:

Слайд 1. Звук метронома – трек 1. 

Сначала громко (несколько секунд), а потом тише, тише, пока не вступит Ведущий. Нарезка  из кадров бессмертного полка, в которой будут фотографии акции нашего города.

Слайд 2. Ю.Левитан. Объявление о начале войны Трек 2 

Ведущий: 

Застучал метроном военный,

Смолкли песни, и смех оборвался.

Будто в солнечный май внезапно

Холод страшной войны ворвался.

Ведущий:

Замелькали в памяти кадры

Черно-белых хроник военных,

И щемящая боль подступила,

Кровь сковала в горячих венах.

Ведущий: 

В такт холодному мерному стуку

Застучали сердец миллионы,

И рекой полноводной поплыли

Победителей наших колонны.

Ведущий:

В миллионном людском потоке

Рядом с нами отцы и деды.

Незнакомые и родные

Все они – герои Победы!

Ведущий: 

Всей страною от края до края

Собран полк: человек к человеку,

И негромким, но важным, потоком

Мы влились в полноводную реку.

Ведущий:

В каждом доме свои герои,

Есть им место средь мирного быта:

В каждом доме живет своя память.

И не будут герои забыты!

Ведущий: 

Сегодня – главный праздник нашей страны. Сегодня, как и …. года назад, мы вспоминаем, поем самые главные песни. Мы празднуем День Победы!

Ведущий:В этот день, как ни в какой другой, мы понимаем: мы победили, мы отстояли мир. Сегодня, как и… года назад мы скорбим, плачем…

Ведущий: 

Наш город небольшой. 131340 человек, призванных в армию в предвоенные и военные годы из республики 71367 погибли и пропали без вести в борьбе с фашизмом.

Ведущий:

Но когда пришла на нашу землю беда, никто не остался в стороне. Каждый человек, каждый житель нашего города встал на защиту Родины. Кто-то ушел на фронт, а кто-то остался здесь, отдавая все свои силы Победе. В каждом доме живет память о тех днях, о людях – родных, близких, соседях, друзьях…

Ведущий: 

Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим… 
Это нужно- не мёртвым! Это надо – живым!

Слайд 3. Видеоряд участников войны. 

Звук метронома, минута молчания – трек 2  

Ведущий:

И тогда, в далеком 41-м, как и сейчас работали, учились, мечтали о будущем, влюблялись, играли свадьбы, рожали детей.  

Слайд 4. Звучит довоенный вальс – трек 3.  

Молодые люди танцуют.

Слайд 5. Звучат Звуки войны – трек 4  

Танцующие останавливаются, растерянно оглядываются, разбегаются

Полумрак, на сцене в свете софита женщина и дети. Отдельно подсвечиваются отдельные сцены при беседе. 

На сцене сидят старушка и ее внуки. В руках она держит фотографию, и бережно ее протирает.

Внук 1, указывая на фото: Бабушка, а кто это? Расскажи!

Внук 2: Это ты и твои друзья?

Старушка улыбается и кивает головой.

Внуки хором: Ух, ты! Такое старое фото!

Они восхищенно разглядывают людей на снимке.

Старушка: Вот в серединке я, смотрите.

Выбегает девушка в красивом платье и останавливается посреди сцены, копируя изображение.

Внуки: Ты такая красивая!

Старушка улыбается: Вот рядом мой лучший друг Алексей. Мы вместе учились. Он был самым сильным мальчиком в нашем классе!

Юноша выходит на сцену и становится справа от девушки.

Внук 1: А рядом кто?

Внук 2: Его невеста?

Старушка: А это Леночка, соседка моя. Любила Лешку сильно-сильно! Как и он ее.

Выходит Лена и берет парня за руку. Они смущенно переглядываются и замирают.

Внук 1: А этот мальчик такой плечистый!

Внук 2: Боксер! Нет, каратист!

Старушка смеется: Саша был футболистом. Учился плохо, зато как хорошо играл! Никому за ним не угнаться было.

Саша выбегает в спортивной форме и опускается на корточки перед ребятами с фото.

Внук 1: Эти девочки, наверное, сестры.

Внук 2: Не разлей вода, как мы! (дает пять первому)

Старушка: Верно. Катя и Соня – сестрички, с пеленок были дружны. Все делали вместе. Я даже немножко завидовала.

Сестры под ручку выходят, встают слева от девушки и обнимаются. Все персонажи с фотографии стоят неподвижно.

Внуки: А где они сейчас? Вы дружите?

Старушка недолго молчит, а потом неуверенно кивает.

Алексей и Лена отходят в сторону. Она обнимает его за шею.

Старушка: Леша с Леночкой поженились. Счастливо живут, детей растили вместе, а сейчас и внучков.

Сестры отходят в другую сторону и надевают друг другу шапочки медсестер.

Старушка: Катя с Соней окончили медицинский университет! Хорошие врачи, в одну больницу устроились.

Саша встает, на сцену выбегает человек с медалью и надевает ее на спортсмена.

Старушка: Сашка, конечно, ушел в спорт. Многого добился, как и мечтал.

Внук 1: Вот это круто!

Внук 2: Позови их всех в гости!

Голос из-за кулис: Дети, идите кушать!

Старушка: Хорошо. А вы бегите за стол, родители зовут.

Внуки убегают, а бабушка встает со стула и подходит к ребятам с фото. Те занимают первоначальные позиции и ждут.

Старушка: Все могло быть так, если бы не пришла война. В тот год мы только окончили школу, красивый был выпускной. А потом объявление войны!

включается громко грустная музыка, а потом затихает и играет на фоне.

Старушка: Сначала погибла Лена. Для Леши это был удар.

Девочка поворачивается спиной к зрителям, а Алексей закрывает лицо руками.

Старушка: Сестры ушли друг за другом, теперь похоронены рядом.

Катя и Соня тоже отворачиваются, обнимаясь.

Старушка: Саша не перенес ранения. Погиб в лазарете…

Саша встает, подходит к сестрам и поворачивается к зрителям спиной.

Старушка: Один лишь Леша сражался из последних сил. Мстить хотел за любимую и за друзей. Не дожил совсем чуть-чуть! Погиб в конце 44-го.

Юноша тоже отворачивается. Остается одна девушка в центре. Она делает шаг вперед и грустно опускает голову.

Старушка с горечью в голосе: Осталась только я. И я живу за всех, мои ребятки. Вас страна никогда не забудет!

Нарастает музыка, ребята снова поворачиваются лицом и кланяются залу.
Конец спектакля.

Слайд 6,7,8,9,10 На сцене, в глубине – “герои былых времен”: молодой (1-й Солдат) и средних лет (2-й Солдат) в военной форме, девушки – одна тоже в форме (1-я Девушка), другая в гражданской одежде (2-я Девушка), подросток. Они читают фронтовые письма. Когда читают подходят ближе к авансцене, закончив, отступают вглубь. Можно читающего высветить лучом софита. Фон –  фронтовые письма 

Ведущий: 

Простые фронтовые письма –

Свидетели большой войны.

Для правнуков, для мирной жизни

Потоком лет сохранены.

Ведущий:

А пожелтевшая бумага

Хранит надежду и любовь.

Здесь гнев и боль,

а тут – отвага.

Ведущий:

На этом – “здравствуй!”. Дальше – кровь.

Ведущий:

Затертые скупые строчки,

за каждой – человек. Судьба…

За многословным многоточьем

Орудий слышится пальба.

Ведущий:

Учебника сухие строчки

Не смогут душу заменить:

Читайте письма фронтовые,

Чтобы понять, чтоб не забыть.

 «Здравствуй, дорогой сынок Толя! 22 июня исполняется год, как я не видел тебя. Я очень соскучился по тебе, часто тебя вспоминаю. Тебе уже пять лет, вот какой ты большой. Расти, сынок, будь умненьким, люби своего братишку, учи его. Я скоро вернусь. Вот прогоним всех фашистов, и вернусь. Крепко целую тебя. Твой папа».

Из письма неизвестного солдата

«Ранило в правую ногу. Сделали операцию, вытащили осколок. Ранение легкое — уже хожу на перевязку сам. Надеюсь, что скоро заживет и опять буду бить немецкую гадину. За измученный наш советский народ, за вас, мои родные».

Сержант гвардии Андрей Гаденов. 10 ноября 1942 года

В дни, когда Вы, дорогой Александр Константинович, не щадя своей жизни, защищаете каждый метр советской территории, мы клянемся учиться на „хорошо“ и „отлично“, быть дисциплинированными, помогать фронту. Только вы, дорогие защитники Родины, громите ненавистного всему советскому народу врага».

Письмо школьников своему учителю Александру Беневоленскому на фронт

«Недалеко от места, где мы стоим, расположен лагерь. Лагерь уничтожения. Ты, наверное, читала в газетах о лагере на Майданске. Так этот лагерь в несколько раз превосходит майданский. Шесть миллионов человек было уничтожено там. Камеры, в которых людей душили газом; печи для сожжения трупов; рвы, в которые сбрасывались трупы, вернее, укладывались с немецкой аккуратностью — один ряд головами в одну сторону, другой — в другую. Рвы, доверху наполненные кровью. И во всем и везде эта дьявольская немецкая аккуратность.  Может быть, в тылу не все верят описаниям этих бесчисленных ужасов. Да и в самом деле трудно поверить, что люди, похожие внешне на нас, могли дойти до такой нечеловеческой жестокости. Но когда видишь все это, задаешь себе вопрос: кто они, эти существа, захотевшие истребить человечество? Люди ли это? Конечно, это не люди! Скоро настанет конец этим ужасам, будет расплата».
Борис Ручьёв. 7 марта 1945 года

Слайд 11. Звучит песня Темная ночь или Землянка в собственном исполнении (для этого есть минусовый файл) или в исполнении Марка Бернеса и неизвестного исполнителя. герои писем могут танцевать, “писать письма”… – трек 5 

На совесть отрыта землянка,

Сосновый накат в три ряда,

И хлеб, и консервная банка,

И в кружке солдатской вода.

Ведущий:

 В литературе, песнях о войне часто можно встретить слово «землянка». Что такое фронтовая землянка? Почему это сооружение для многих фронтовиков стала родным домом?  Однако об этом, казалось бы, простом хозяйственном объекте у фронтовиков сохранились очень теплые воспоминания. Ведь землянка – это место, где можно было почувствовать себя немного дома, где тепло и есть ощущение безопасности. Так какие же воспоминания остались у ветеранов о том времени?

Ведущий:

Землянка дружбою согрета. 
Коптилка, 
Ящик от снарядов… 
Благодарю судьбу за это, 
Мне больше ничего не надо.

Здесь можно сесть, расправив спину, 
Раскрыть блокнот, придвинув ящик. 
Коснусь пером — и холод зимний 
Вмиг превратится в зной палящий.

Коснусь пером — и клубы дыма 
Потянутся послушно к щели, 
И образ женщины любимой 
Войдет незримо в подземелье.

Весенний день напомнит хвоя, 
И смолкнет близкий гром орудий. 
Бойцы, уставшие от боя, 
Вздохнут свободно, полной грудью.

И будут слушать до рассвета 
Про жизнь, что радостью богата. 
Благодарю судьбу за это, 
Мне больше ничего не надо.

Частушки про войну:

«Ой, гора, гора высокая,
А на той горе убили сокола».

2 девушки – мирное время, потом на войне и окончание войны

(стихотворение инсценируют, или используют элементы)

В мир приходит женщина,

Чтоб очаг беречь.

В мир приходит женщина,

Чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина,

Чтоб дитя родить.

 В мир приходит женщина, 

Чтоб цветам цвести.

В мир приходит женщина,

Чтобы мир спасти.

Ведущий:

Я ушла из детства в грязную теплушку, 

В эшелон пехоты, в санитарный взвод. 

Дальние разрывы слушал и не слушал 

Ко всему привыкший сорок первый год. 

Я пришла из школы в блиндажи сырые. 

От Прекрасной Дамы — в «мать» и «перемать». 

Потому что имя ближе, чем «Россия», 

Не смогла сыскать.

Ведущий:

Только что пришла с передовой
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Так устала – руки не поднять,
Не до дров, – согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу – те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерь ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: “Молодец, сестра!” –
Крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
– Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою!         

Ведущий:

О, женщины войны, – лихой годины! 

Вы пережили столько, что не передать словами. 

Победы знамя над Берлином 

Водружено и вашими руками! 

Вот почему сынов Отчизны воинскую славу 

Вы разделили, женщины, по праву.   

Ведущий:

У времени есть своя память — история. И поэтому мир никогда не забывает о великих трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших ценности, созданные человечеством…

Ведущий:

27 миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается. Если по каждому из этих 27 миллионов погибших, замученных, умерших от голода людей объявить минуту молчания, страна будет молчать около 40 лет…

Слайд 12. Ю.Левитан. Объявление о капитуляции Германии  Трек 6 

Слайд 13. 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Десять фронтов прислали на парад своих лучших воинов. Командовал парадом маршал Советского Союза Рокоссовский, принимал парад Георгий Константинович Жуков. 

Звучит песня из фильма “Офицеры” – трек 7.

Слайд 14. Можно снова запустить видеоряд  земляков, переживших войну, кадры современности (обелиск Славы)  Трек 8

 

Список используемой литературы

  1. Волонтерыпобеды.рф
  2. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации
    Методические рекомендации.  Утверждены Экспертным советом
    по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр»
    10.10.2022 года 

(ttps://molod.gov39.ru/upload/iblock/e5a/z95cx2m94ont6b5y9hadg7hb4jr232dy.pdf)

  1. Педагогическое обозрение. Октябрь. 2017. №9 (183)  (http://gcro.nios.ru/system/files/po-183.pdf )
  2. Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. – 2011. – №2. – С.53 – 57.
  3. https://learningapps.org/