Мастер-класс: «Использование технологии развития критического мышления на уроках»
Цель мастерской: ознакомление учителей начальных классов с приёмами критического мышления (из опыта работы) в начальной школе.
Задачи мастерской:
– расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
– показать приемы критического мышления в своей практической работе.
Ожидаемые результаты:
– участники мастерской будут владеть приемами критического мышления;
– участники научатся отбирать наиболее приемлемые методы формирования навыков критического мышления у учащихся.
Ход мастер-класса
Психологический настрой
— Добрый день, уважаемые коллеги! Рады приветствовать вас на нашем мероприятии. Для начала предлагаем каждому из вас вспомнить: участникам 1 группы ваше любимое дерево, 2 группы любимый кустарник, 3 группы любимое травянистое растение. (На столах листки бумаги, ручки).
— Запишите список прилагательных (3 слова), которые характеризуют выбранное растение. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных).
— Теперь обведите 1 слово из списка, которое лучше всего описывает ваш характер, и постарайтесь объяснить, почему выбрали именно это слово?
(Зачитываются работы и даются объяснения. На доске около «корзины» записываются названия растений).
— Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают.
Сегодня мы хотели бы представить вашему вниманию использование приемов технологии развития критического мышления на уроках.
Теоретический материал
На прошлом педсовете нам рассказывали о soft skills (софт скиллз) – гибких, мягких навыках, которые являются ключевыми навыками XXI века. Одним из важных гибких навыков считается критическое мышление. (Слайд).
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающей его информации.
Цель технологии развития критического мышления – развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны событий, явлений и возможных жизненных ситуаций и т.п.
Суть технологии очень точно отражает китайская мудрость: «Расскажи мне — я забуду, покажи мне — и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и я пойму»
В основе лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.
Первая стадия (фаза) – вызов –
вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме; побуждение к работе с новой информацией.
В каждой фазе есть свои приёмы. Некоторые приёмы «Вызова» вы видите на экране, они вам, конечно же, знакомы.
- «Верите ли вы»
- «Кластер»
- «Мозговой штурм»
- «Корзина идей»
- «Ассоциации»
- «Верные и неверные утверждения»
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией. Здесь свои приёмы:
- «Инсерт»
- «Чтение с остановками»
- «Сводная таблица»
- «Фишбоун»
- «Логическая цепочка»
- «Ромашка Блума»
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). Здесь рефлексия понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Приёмы «Рефлексии» на экране:
- «Круги по воде»
- «Синквейн»
- «Шесть шляп»
- «Ромашка вопросов»
- «Толстые и тонкие вопросы»
- «РАФТ»
(Слайд)
– А сейчас покажем, как можно использовать некоторые приёмы на каждой стадии урока. Например, по теме урока «Группы растений», окружающий мир, 2 класс.
- Стадия «Вызов»
Один из приёмов в стадии «Вызов» мы уже проработали с вами в начале нашего мероприятия, он называется «Корзина идей». (Слайд).
– Суть данного метода заключается в том, что “вызывается” из памяти учащихся то, что имеет отношение к заявленной теме.
В нашей корзине названия различных растений. С детьми работаем над вопросами «Что общего у этих растений? Есть ли между ними отличия?» и на основе этих отличий учимся распределять растения на группы.
- Стадия «Осмысление»
– Мы плавно подошли к следующей стадии «Осмысление».
Приём, который мы хотели бы показать на этой стадии называется «Фишбоун» (Слайд).
– «Фишбоун» – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек.
Голова – проблема, вопрос, тема, которые подлежат анализу, сравнению, обсуждению.
На верхних косточках фиксируются основные понятия, причины, которые привели к проблеме.
На нижних – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.
Хвост – ответ на поставленный вопрос, вывод, обобщение.
(Раздать скелеты).
– До этого дети, работая в группах, нашли отличительные признаки деревьев, кустарников, трав. Сейчас нужно систематизировать выявленные знания.
– На голове рыбы запишем нашу проблему – как распределить растения по группам, на верхних косточках запишем названия групп.
– Кто догадался, как проверить, что данное растение – дерево? (Ответ: у деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки). (Слайд).
– Значит, на нижней косточке, напротив группы «Деревья» нужно записать «один ствол».
– Оформите, пожалуйста, нижние косточки для кустарников и трав самостоятельно.
– На хвосте запишите вывод. (Чтобы узнать, к какой группе относится растение, надо определить его главный отличительный признак: вид ствола (если он есть). (Слайд).
– Зачитайте, пожалуйста, что у вас получилось? (Слайд).
- Стадия «Рефлексия»
– Мы подошли к заключительной стадии «Рефлексия», мы предлагаем вам познакомиться с приёмом «РАФТ».
Что значит эта аббревиатура?
R – Role (Роль):
A – Audience (Аудитория):
F-Forma (Форма):
T-Topic (Тема):
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т. е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. (Слайд).
– В завершение нашего занятия попробуем применить этот метод на практике.
Роль: от имени второклассников; аудитория: для дошколят; форма: на выбор – рассказ, сказка, частушка, стихотворение; тема «Группы растений».
Заключение
– В заключение хочется отметить, что обучение критическому мышлению – это лишь часть нашей многогранной работы. Данная технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная технология, её можно применять и во внеурочное время.
Спасибо всем за плодотворную работу!