Мастер-класс “Использование приёмов технологии развития критического мышления в начальной школе”

ФИО: Сихонова Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2168
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления в начальной школе"
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)



Мастер-класс: «Использование технологии развития критического мышления на уроках»

Цель мастерской: ознакомление учителей начальных классов с приёмами критического мышления (из опыта работы) в начальной школе.
Задачи мастерской:
– расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
– показать приемы критического мышления в своей практической работе.
Ожидаемые результаты:
– участники мастерской будут владеть приемами критического мышления;
– участники научатся отбирать наиболее приемлемые методы формирования навыков критического мышления у учащихся.

 

Ход мастер-класса

Психологический настрой 

— Добрый день, уважаемые коллеги! Рады приветствовать вас на нашем мероприятии. Для начала предлагаем каждому из вас вспомнить: участникам 1 группы ваше любимое дерево, 2 группы любимый кустарник, 3 группы любимое травянистое растение.  (На столах листки бумаги, ручки).

— Запишите список прилагательных (3 слова), которые характеризуют выбранное растение. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных). 

— Теперь обведите 1 слово из списка, которое лучше всего описывает ваш характер, и  постарайтесь объяснить, почему выбрали именно это слово?

(Зачитываются работы и даются объяснения. На доске около «корзины» записываются названия растений). 

— Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. 

Сегодня мы хотели бы представить вашему вниманию использование приемов технологии развития критического мышления на уроках.

 

Теоретический материал 

На прошлом педсовете нам рассказывали о soft skills (софт скиллз) –  гибких, мягких навыках, которые являются ключевыми навыками  XXI века. Одним из важных гибких навыков считается критическое мышление. (Слайд).

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающей его информации.

Цель технологии развития критического мышления  – развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны событий, явлений и возможных жизненных ситуаций и т.п. 

Суть технологии очень точно отражает китайская мудрость: «Расскажи мне — я забуду, покажи мне — и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и я пойму»    

В основе лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.

 

Первая стадия (фаза) – вызов – 

вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме; побуждение к работе с новой информацией.

В каждой фазе есть свои приёмы. Некоторые приёмы «Вызова» вы видите на экране, они вам, конечно же, знакомы. 

  • «Верите ли вы»
  • «Кластер»
  • «Мозговой штурм»
  • «Корзина идей»
  • «Ассоциации»
  • «Верные и неверные утверждения»

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией. Здесь свои приёмы:

  • «Инсерт»
  • «Чтение с остановками»
  • «Сводная таблица»
  •  «Фишбоун»
  • «Логическая цепочка»
  • «Ромашка Блума»

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). Здесь рефлексия понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Приёмы «Рефлексии» на экране:

  • «Круги по воде»
  • «Синквейн»
  • «Шесть шляп»
  • «Ромашка вопросов»
  • «Толстые и тонкие вопросы»
  • «РАФТ»

(Слайд)

А сейчас покажем, как можно использовать некоторые приёмы на каждой стадии урока. Например, по теме урока «Группы растений», окружающий мир, 2 класс. 

 

  • Стадия «Вызов»

Один из приёмов в стадии «Вызов» мы уже проработали с вами в начале нашего мероприятия, он называется «Корзина идей». (Слайд).

– Суть данного метода заключается в том, что “вызывается” из памяти учащихся то, что имеет отношение к заявленной теме.

В нашей корзине названия различных растений. С детьми работаем над вопросами «Что общего у этих растений? Есть ли между ними отличия?» и на основе этих отличий учимся распределять растения на группы.

  • Стадия «Осмысление»

– Мы плавно подошли к следующей стадии «Осмысление». 

Приём, который мы хотели бы показать на этой стадии называется «Фишбоун» (Слайд). 

 

– «Фишбоун» – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. 

 Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. 

Голова – проблема, вопрос, тема,  которые подлежат анализу, сравнению, обсуждению. 

На верхних косточках фиксируются основные понятия, причины, которые привели к проблеме. 

На нижних – факты,  подтверждающие наличие сформулированных причин. 

Хвост – ответ на поставленный вопрос, вывод, обобщение. 

(Раздать скелеты).

– До этого дети, работая в группах, нашли отличительные признаки деревьев, кустарников, трав. Сейчас нужно систематизировать выявленные знания.

– На голове рыбы запишем нашу проблему – как распределить растения по группам, на верхних косточках запишем названия групп.

– Кто догадался, как проверить, что данное растение – дерево? (Ответ: у деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки). (Слайд).

Значит, на нижней косточке, напротив группы «Деревья»  нужно записать «один ствол».

– Оформите, пожалуйста, нижние косточки для кустарников и трав самостоятельно. 

– На хвосте запишите вывод. (Чтобы узнать, к какой группе относится растение, надо определить его главный отличительный признак: вид ствола (если он есть). (Слайд).

– Зачитайте, пожалуйста, что у вас получилось? (Слайд).

 

  1. Стадия «Рефлексия»

– Мы подошли к заключительной стадии «Рефлексия», мы предлагаем вам познакомиться с приёмом «РАФТ». 

Что значит эта аббревиатура?

R – Role (Роль): 

A – Audience (Аудитория): 

F-Forma (Форма): 

T-Topic (Тема): 

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т. е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. (Слайд).

– В завершение нашего занятия попробуем применить этот метод на практике.

Роль: от имени второклассников; аудитория: для дошколят; форма: на выбор – рассказ, сказка, частушка, стихотворение; тема «Группы растений».

 

Заключение

– В заключение хочется отметить, что обучение критическому мышлению – это лишь часть нашей многогранной работы. Данная технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная технология, её можно применять и во внеурочное время. 

Спасибо всем за плодотворную работу!