Учитель-дефектолог МАДОУ 369 «Калейдоскоп»
Хатунцева Юлия Сергеевна
Развитие сенсорно-перцептивной деятельности у дошкольников с РАС посредством информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство психического развития, наступившее в раннем возрасте и характеризующееся главным образом дефицитом навыков взаимности во взаимодействии, а также разделенного (согласованного с партнером по общению) внимания при социальном взаимодействии.
У детей с РАС существуют проблемы с социальными контактами. Ребенку трудно смотреть в глаза, он не реагирует на имя, разговаривает только в узком кругу людей, избегает телесного контакта, общается формально, не проявляет интереса словам собеседника. Малыши в спектре предпочитают играть в одиночестве, не заводят друзей, затрудняются в выражении своих чувств и понимании чувств других людей.
Дети с расстройством аутистического спектра нуждаются в особом индивидуальном подходе. Организующая помощь в развитии детей дошкольников с РАС всегда энергоемкая и кропотливая. Таким ребятам необходимо создавать особые благоприятные условия. Каким бы не был статус ребенка, он все равно остается ребенком. А, как нам известно, основным ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра, поэтому первостепенной задачей заботливого взрослого является качественная помощь в организации игры.
Учитывая психологические особенности детей с РАС, нужно очень осторожно подходить к подбору развивающих игр, их наполняемости, содержанию, форме проведения и способов организации. В первую очередь необходимо учитывать физическое состояние ребенка, чаще всего у детей наблюдается расторможенность, эмоциональная нестабильность, неспособность к адекватному выражению своих эмоций, социальная дезадаптация. Педагогу важно дозировать физическую и психоэмоциональную нагрузку ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
Дети с РАС воспринимают и перерабатывают поступающую сенсорную информацию совершенно не так, как дети нейротипичные. Сенсорная сфера детей с РАС имеет значительный ряд отклонений.
Например, тактильное восприятие в младенческом возрасте характеризуется отрицательными эмоциональными реакциями на прикосновения, отказ от пеленания, отказ на купание, а в более старшем возрасте – ребенка раздражает одежда, мешает обувь, отказ от чистки зубов.
Однако возможна полярная реакция, не реагирует на прикосновения, не чувствует, что мокрые пеленки, эмоционально не реагирует на холод.
Зрительное и слуховое восприятие также имеет свои характерные особенности: у одной группы детей с РАС отмечается большая чувствительность к яркому свету, громкому звуку, а у некоторых детей наоборот противоположная реакция: не чувствительность к свету и громкому звуку. Поэтому, при обследовании детей с РАС, необходимо проводить обследование на отсутствие нарушений слуха.
В связи со снижением ориентировки на рeчeвые сигналы, отсутствие внимательности к речи другого человека, не понимание его мимики в дальнейшем приводит к затруднению развития коммуникaтивной стороны рeчи.
В следствии особенностей развития сенсорной сферы детей с расстройством аутистического спектра появляются проблемы в обучении данной категории детей, а в последующем приводит к различным видам дезадaптивного повeдения. Особая сенсорная среда, а также использование в работе специального оборудования, для детей с расстройством аутистического спектра позволяют преодолеть трудности сенсорного воспитания. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности сенсорного развития каждого ребенка. Для создания подходящих конкретному ребенку условий обучения необходимо исследовать сенсорную сферу ребенка учитывая индивидуальные особенности развития. При решении проблем с нарушением сенсорной сферы ребенка с РАС необходимо обратиться к специалистам, которые помогут понять проблемное поведение, связанное с особой сенсoрной чувствитeльностью. Специалистом составляется сенсорный профиль ребенка, с помощью которого создается комфортная обстановка для обучения ребенка с РАС, убрав все непереносимые раздражители.
Перцепция – процесс восприятия информации ребенком с РАС через чувственное познание окружающего мира, познание себя и взаимопонимание участников общения. Сенсорно-перцептивная деятельность ребенка с РАС, это те процессы, которые обуславливают связь внутреннего мира со внешним, посредством органов чувств.
Всем известно, что у человека 5 органов чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус.
Процесс восприятия у детей с расстройством аутистического спектра нарушен, воспринимать ощущения дети могут как слишком сильные, либо как слишком слабые, а также испытывать сложности систематизации и осознания информации, поступившей через органы чувств. Область мозга, отвечающая за побуждения к действиям, часто у таких детей развита не в полном объеме. Детям сложно интегрировать разномодальные ощущения.
С целью развития сенсорного восприятия, у детей с РАС, для коррекционно-воспитательной и образовательной деятельности помогают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств компьютерной и интерактивной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
Новые возможности в области ИКТ позволяют педагогам, работающим с детьми с РАС, использовать совершенно новые возможности в области их подготовки к самостоятельной жизни в социуме.
В нашем детском саду, МАДОУ №369 «Калейдоскоп», коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ, в том числе с детьми с расстройством аутистического спектра осуществляется с использованием разнообразных ИКТ и современных технических средств обучения.
В коррекционных занятиях мы используем:
- Мультимедийную поддержку.
Использование мультимедийной презентации на SMART-столе и SMART-доске, позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, позволяют замотивировать ребенка и более длительно удерживать внимание на занятии, что способствует хорошей результативности занятия.
- Дистанционную форму работы с родителями.
Неотъемлемым условием эффективной коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является работа с его семьей. Родителям необходима постоянная поддержка психолога или специалиста, который работает с ребенком, хорошо знает особенности восприятия и поведения.
Информационно-коммуникативные технологии помогают расширить возможность взаимодействия педагогов с родителями.
В рамках дистанционных образовательных технологий нами используются формы подачи материала как:
➢ Видео-занятия, направленные на знакомство, а также консультирование родителей по вопросам особенностей развития ребенка с РАС;
➢ Презентации;
➢ Рекомендации по занятиям дома с детьми с РАС;
➢ Полезные ссылки на образовательные Интернет-ресурсы, где родители могут получить информацию по изучению, а также развитию детей с расстройством аутистического спектра.
Использования информационно коммуникативные технологии в работе с детьми с РАС мы способствуем развитию таких процессов как:
- Психические процессы;
- Сенсорного восприятия;
- Социально-коммуникативное развитие.
При развитии психических процессов дети:
– активно рассматривают, исследуют и зрительно выделяют признаки и свойства предметов, научаются сопоставлять и рассуждать;
– у детей формируются способы зрительного восприятия, обследования в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются внимание, память, мышление, воображение;
– легко и ненавязчиво знакомятся с общественными явлениями, разнообразием животного и растительного мира, профессиями.
– дети быстрее и лучше запоминают информацию;
– при выполнении заданий у детей задействованы различные каналы восприятия.
При развитии сенсорного восприятия:
– дети подражают звукам;
– учатся сопоставлять картинку и звук, форму и цвет, размер и предмет и пр.
При социально-коммуникативном развитии дети:
– моделируют жизненные ситуации;
– учатся соблюдать правила, следовать инструкции, простраивать алгоритм действий, взаимодействовать в коллективе детей и взрослых.
Использование в работе информационно-коммуникативных технологий открывают для педагогов новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике, позволяя подбирать материал разной степени сложности. Индивидуальный подход к конкретному ребенку позволяет предложить ему именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения; изменять меру трудности, характер задания, адекватные возможностям особого ребенка.
Главным и очень важным обстоятельством работы с информационно-коммуникативными технологиями является то, что интерактивное оборудование является инструментом установления опосредованного контакта с детьми с РАС. Специалисты имеют возможность дозировать зрительный контакт с ребенком, что снижает аффективную нагрузку и создает условия для комфортного взаимодействия. Возможность опоры на понятный современному ребенку, нагляднo предстaвленный дидактичeский материал спосoбствует лучшeму понимaнию детьми вербaльных инструкций.
Применение в психокоррекционной работе с детьми с РАС интерактивного оборудования позволяет решать разноплановые задачи, охватывающие развитие когнитивной сфeры детей, коррeкцию проявлений аутизма и формирование ряда навыков, необходимых для успешной социализации ребенка в обществе.
Однако, использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создает положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребенка и тем самым ускоряет процесс усвоения ребенком учебного материала, помогает ему преодолеть трудности в общении, раскрывает его способности, расширяет круг интересов.