Календарно-тематический праздник ” Грач на горе – так и весна на дворе

ФИО: Андреева С.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2187
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Успехи и достижения моих учеников в области искусств», в рамках Национального проекта «Культура»
Наименование конкурсной работы: Календарно-тематический праздник " Грач на горе - так и весна на дворе
Итоговая оценка: 2 место,  73 баллов(-а)



 

Сценарий праздника «Герасим-грачевник»

 

После долгой холодной зимы, так хочется тепла. А весна всё не идёт. Но мы знаем, что птицы обязательно принесут весеннее солнышко на своих крыльях. Герасим – грачевник поможет весне прийти в детский сад. Герасим – грачевник – образ неодушевлённый, мы знакомим детей вскользь – ненавязчиво с именем преподобного Герасима, как бы давая возможность детям развиваться в дальнейшем самостоятельно, привлекая семьи к разгадке связанной с именем Герасима.

Сценарий мероприятия (праздника, досуга, развлечения) в дошкольном учреждении.

(встреча птиц)

 

Тема: 17 марта – Герасима – грачевника – прилёт птиц.

Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры, знакомство с новыми православными именами, обогащение словаря старших дошкольников по темам«Весна»«Зима»«Перелётные птицы».

Задачи:

Образовательные

Расширять знания и представления детей о русских народных закличках на Весну, подвижных играх, обрядах, обычаях, разных формах народного творчества. Обогащать и активизировать словарь (веснянки, грачевник, заклички). Познакомить детей с детским лакомством и забавой для русских православных ребятишек прошлого столетия – «Жаворонками» и праздником Герасима – грачевника.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, коммуникативные способности, мелкую моторику руки.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, уважение к русским народным традициям, желание доводить начатое дело до конца.

Историческая справка:

17 марта – в день Герасима – грачевника на Руси, по традиции, пекли хлеб по форме напоминающий грачей. Это делалось для того, чтобы встретить прилет долгожданных птиц, приносящих весну. Народ приметил, что к этому дню обычно прилетали грачи. Кроме того, наши предки были уверены, что на Грачевники кикиморы делаются смирными и ручными и что только в этот день их можно уничтожить.

«Герасим Грачевник грачей пригнал», – приговаривали поселяне и примечали: Коли грачи прямо на гнездо летят, весна будет теплая, дружная. Весной грач прилетел – через месяц снег сойдет. «Грач зиму расклевал, – говорили старики и добавляли, – увидал грача – весну встречай». В народе говорили: “Грач на горе – так и весна на дворе”, “Увидел грача – весну встречай”. По поведению грачей в этот день судили о характере весны: “Коли грачи прямо на старые гнезда летят – весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом”. Если же грачи прилетали раньше 17 марта, в этом видели дурную примету, предвещавшую голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек – “грачей”.

По церковному календарю это день памяти сразу двух Герасимов. Первый из них – преподобный Герасим “иже на Иордане” родился в 5 в. в Ликии (Малая Азия). После пострижения в монахи он долгое время жил в одиночестве в пустыне в Египте, а после перебрался на берег реки Иордан в Палестине, где основал монастырь с очень строгим уставом. Иноки должны были жить в одиноко стоящих хижинах, питаться кореньями, хлебом и водой, носить ветхую одежду, спать на рогоже, а все время бодрствования проводить в трудах и молитвах. Только по субботам и воскресеньям монахи собирались вместе на Божественную литургию и причастие. Сам преподобный Герасим вел еще более строгую жизнь. Во время Великого Поста он удалялся в пустыню, где молился и до самой Пасхи не вкушал пищи. Все время рядом с ним был прирученный лев, который и после смерти преподобного его не покинул: он умер, положив морду на его могилу, и был похоронен рядом с Герасимом.

В этот день церковь отмечает также память преподобного Герасима, первого Вологодского чудотворца, который жил в 12 в. После принятия пострига 4 марта в Киевской Гнилецкой Успенской обители Герасим отправился на север, чтобы там, в суровых природных условиях и вдали от суетной жизни продолжить послушническое служение Богу. 19 августа 1147 года он подошел к реке Вологде, где увидел строящийся град и благословил его, этот год в последствии стали считать годом основания города Вологды. Недалеко от этого места в дремучем лесу за Кайсаровым ручьем преподобный и решил поселиться. Здесь им был построен сначала храм во Имя Пресвятой Троицы, а потом и первый на севере монастырь. Умер Герасим 17 марта 1178 года.

 

  • возраст детей – старший дошкольный возраст (5 -7 лет)

 

Актуальность: Сегодня всё забытое приходит к нам вновь, открывая те родные, драгоценные грани давно – минувших и забытых дней, на мой взгляд – актуальность старинных православных народных праздников остаётся и по сей день и ничем не замещается. То, что приходит новое в наш сегодняшний день имеет древние корни.

Забыты и утрачены народные традиции, не употребляются в разговорной речи старославянские слова и наречия, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически забыты и не проводятся народные праздники и народные гуляния, отсутствуют предметы народного быта.

Задачей педагога является:

воспитать у ребенка чувство понимания к древности и величию русского народа, его традициям, обычаям, обрядам. С самого раннего детства дать понять, что они часть великого русского народа. Воспитывать особенные черты характера, присущие ему нравственные ценности: доброта, красота, трудолюбие. Особое место в русском фольклоре занимает отношение к труду и мастерству человеческих рук, что является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений, насекомых, причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

  • связь содержания мероприятия с реализуемой в ДОУ программой духовно-нравственного воспитания – в нашем ДОУ мы работаем по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой – в программе ясно выделены такие задачи нравственного воспитания, как:
  • -воспитание уважительного отношения к окружающим людям,
  • –заботливого отношения к малышам, пожилым людям,
  • –качеств: сочувствия, отзывчивости, справедливости, скромности.
  • -развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
  • -продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа через сказки, пословицы, поговорки.
  • связь содержания мероприятия с традиционными ценностями православной культуры – после долгого Великого поста, что и после долгой холодной зимы – в нашу жизнь врывается небольшой, но светлый праздничный день, когда все пекут жаворонков, зовут весну. Здесь явно проглядывается связь с Герасимом, он будто учит нас терпению (своими поступками – отречение от всего мира)и говорит, что после зимы обязательно придёт тёплая весна.
  • особенности реализации мероприятия: форма проведения – праздник,
  • структурность сценария:,
  • используемый музыкально-литературный материал – художественный, доступный этому возрасту, объем – минимален,
  • игровые ситуации пронизывают весь праздник, сюрпризность праздничного действия – всё делается без волшебства, а просто человеческими детскими руками.
  • эмоциональная атмосфера (длительность – по возрасту, динамичность во всём)
  • эстетика внешнего вида детей и взрослых выдержана благодаря костюмам.

Материал:

Аудиозапись с мелодиями для закличек и хороводных игр, русский народный костюм для ведущей – Веснянки, пять детских русских сарафанов на девочек, костюмы для персонажей: Весны. Веточки с наклеенными на них зелёными листочками и жаворонками из бумаги. Жаворонки печёные – угощенье для ребят.

Предварительная работа:

  1. Беседа о традициях русского народа, просмотр иллюстраций.
  2. Чтение русских народных сказок«Снегурочка»«Как Весна Зиму поборола»«Весенний ручей»и другие.
  3. Знакомство с малыми формами фольклора, заучивание наизусть некоторых из них.
  4. Оформление веточек берёзы – наклеивание зелёных листьев и жаворонушков.
  5. Оформление мини – сцены: на которой будет происходить действо.
  6. Открытие художественной выставки рисунков, поделок и детских стихов«Мы встречаем Весну!»

Методы и приемы:

Мотивация, беседа – проблемная ситуация«А если Весна не придёт?.», художественное слово, знакомство с закличками – веснянками, хороводная игра «Летели две птички», загадки о зимних погодных явлениях, русская народная песня «Вот уж зимушка проходит», совместная работа по изготовлению атрибутики к празднику,.

 

Ход праздника:

Выходят девочки.

1 ребёнок:

-Скоро скоро снег растает,  скоро с речки лед сойдет

2 ребёнок:

– Скоро, скоро за окошком, соловейко запоет.

3 ребёнок:

– Соловей, соловей прилетай-ка поскорей.

4 ребёнок:

– Покажись-ка солнышко, обогрей-ка полюшко.

5 ребёнок:

– Солнышко  покажись, красное нарядись.

Взрослый:

-Ау-ау аукаем, Весну приаукиваем

  Март солнцу рад, Апрель- откроет дверь.

 Май сколько хочешь гуляй

          ( Исполняется  хоровод « Весна, весна», (входит Весна)

Дети:

– Весна-красна на чем пришла?

– На сохе, на бороне, на лошадке вороне.

– Весна- красна,что ты нам принесла?

– Кору хлебушка малым детушкам, по колечкам красным девушкам. 

Ведущий: Расскажи-ка всем Весна, как дорогу к нам нашла ?

Весна: Грачи-кулики из-за моря прилетали и весне путь указали

             Вы ребята,птиц встречайте кричать закличку начинайте.

( Дети исполняют закличку )

Жаворонки прилетали, Весну красну отмыкали

Серы снеги покатились,в реках воды появились

Вы не клюйте песок не тупите свой носок

Пригодится вам носок на овсяный колосок

А теперь пора и солнышко звать-закликать

Дети:

–  Солнышко,  покажись, ясное, снарядись!

    Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

    Сядь на пенек, посвети денек.

( Появляется  солнышко) 

Взрослый:

–  Хорошо позвали, услышало нас солнышко! Засветило ласково. 

    И птички к нам вернулись.

         ( Исполняется песня « Летели две птички)

Весна: 

– А какие приметы о весне вы знаете ?

      ( Дети рассказывают приметы.)

1 реб. Длинные сосульки – весна затяжная.

2 реб. Если в сентябре много дождей , то их бедет мало в мае.

3 реб. Осенью рано выпадет снег-весна бедет ранней.

4 реб. Одновременный прилет птиц – к дружной весне.

5 реб.  Вороны купаются ранней весной – к теплу.

6 реб. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне  к холодному лету.

Взрослый: 

– 17 марта-Герасим – Грачевник. Герасим – Грачевник грача на Русь ведет, весну принес.

Весна:     Грачивную кашу сварили?

Дети:  Сварили ( несколько детей выносят кашу )

Весна: А из чего кашу варили?

1 реб. Гречка- для грачей.

2 реб.Пшено- для журавлей.

Взрослый. Да и других круп намешали для хорошего урожаю.

 ( Все подходят пробуют кашу )

Весна: Хороша каша. А ты малыш, кому кашу сварил?

Мальчик: Для самых маленьких птичек- жаворонков

    ( Уходит )

Взрослый: Кашу поели , пора и поиграть свою удаль показать.

  ( Дети играют в игру  « Золотые ворота «)  

Весна: Молодцы быстро бегаете.

Взрос. Русская каша- кормилица наша.

 Взрос. Гречиная каша – для птиц.

 Ребенок.Грач на горе- весна на дворе.

 Ребенок. Увидел грача- весну встречай .

Ребенок . Грачи прилетели до 14 марта быть лету мокрому,  а снег рано сойдет.

  ( Выбегает ребенок )

Ребенок. Прилетели, прилетели- грачи прилетели, да на старые гнезда.

 Весна: Знать дружная Весна будет

( Исполняется игра « Грачи летят»)

Взрослый. Март не весна , а предвесенье. 

     ( Исполняется  хоровод « Весну звали»)

Дети вносят испечённых жаворонков и угощают детей и гостей.

 

 

Литература:

  1. О. Л Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Программа.

Издательство «Детство- Пресс» г. Санкт – Петербург 2008г

  1. А. А. Лопатина, М. В. Скребцова «В гости к празднику».

Издательство «Амрита- Русь» г. Москва 2010г

  1. Н. Бордюг. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах. Нижний Новгород- 1993г.
  2. И. М. Снегирёв. Встреча весны. Издательство: Университетская типография,1838г.
  3. Мельц М., Русский фольклор. Библиографический указатель. 1945—1959, Л. 1961.
  4. Круглый год. Русский земледельческий календарь /Сост., вступ. Ст. А. Ф. Некрыловой. – М.: Правда, 1991. – 496 с., ил.
  5. Русские народные песни: Мелодии и тексты. – М.: Издательство «Музыка», 1985. – 128 с.
  6. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия: Сборник/ Сост. и подгот. текста К. Чистова, Б. Чистовой. – Л.: Художественная литература, 1984. – 528 с., ил.
  7. В. И. Даль Пословицы, поговорки русского народа

Издательство «Эксмо» г. Москва 2003г.

  1. Программа воспитания о обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой и др. – М. -2006г.

 11.Т.В.Мурашкина  программа  этноэкологического  развития детей 5-6 лет «Загадки     родной природы «.