«Поэтом можешь ты не быть, но знать культуры ты обязан!»
Категоричный характер нравоучения зачастую вызывает ответную реакцию протеста.
« Нечего я не обязан! Я хорошо знаю и люблю свою культуру, она априори самая лучшая, и, кстати, где здесь свобода выбора? – такой пасьянс доводов «против» вполне допустим для человека, выросшего в колыбели одной из самых значимых культур мира и воспитанного на лучших творениях Пушкина, Чайковского, Толстого, Чехова…
Допускаю, что я могла размышлять примерно так же, если бы…
Если бы не провела большую часть жизни в Астрахани – городе на перекрестке торговых путей, культур и религий.
«Треугольник Христа, Будды и Магомета», – так называл ее поэт Велимир Хлебников, коренной астраханец.
Сюда не дошла война, поэтому город сохранил торговые армянские, индийские и персидские подворья, Римско-католический костел, татарские мечети, синагогу и множество православных храмов.
Храм Святого князя Владимира не относится к самым древним, он был построен в татарской слободе в конце 19-го века с явной миссионерской целью обратить в православную веру проживавщих там мусульман.
История умалчивает о том, насколько удачным оказался проект, зато она свидетельствует об удивительном: в советское время, когда храм хотели уничтожить, именно татары встали живой цепью и держались трое суток, не давая его взорвать.
За свою пятивековую историю город научился уважать иную культуру как свою и как следствие не помнит ни одного межнационального конфликта.
В городе есть памятник казахскому акыну Курмангазы, татарскому поэту Тукаю, святым Кириллу и Мефодию, туркменскому поэту Фраги, Гейдару Алиеву, персидскому поэту А.Хайяму, мемориал памяти геноцида армян.
Практически все проживающие здесь этносы имеют свой родной уголок. Православная Пасха и Курбан-байран, Сабантуй и Масленица отмечаются с одинаковым размахом и, конечно, дети с младых ногтей вращаются в этой яркой многонациональной среде вместе со взрослыми.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей».
В этой связи трудно переоценить роль Детских школ искусств, где дети с удовольствием учат танцы разных народов, осваивают игру на национальных музыкальных инструментах, знакомятся с народными ремеслами, орнаментами, декоративно-прикладным народным творчеством.
Мне могут возразить преподаватели академических направлений по специализации «инструментальная музыка», «академическая хор и вокал», чья программа обучения зиждется на классической музыке. И я соглашусь. Трудно втиснуть образцы народной музыки в учебный репертуар ученика-пианиста или скрипача.
Однако помимо музыкальных образцов есть словесный фольклор с его мощным дидактическим и воспитательным потенциалом.
Сказки, пословицы, заклички, страшилки, считалки, загадки,- все это можно применять на концертах, классных часах с подходящей тематической направленностью. Например, «Солнцеворот»- как в разных народах относились к смене времен года, дня и ночи, явлениям природы.
Или «Подари мне платок»- тема подойдет ко дню матери или 8 марта, где можно рассказать о головных уборах женщин разных национальностей, историю их появления.
Музыкальные номера создадут нужное настроение и украсят мероприятия.
Это поспособствует формированию многокультурного восприятия мира, толерантного отношения к иным этносам и в конечном итоге приведет к созданию гармоничной окружающей среды, что в условиях многонациональной России является одной из гарантий успешности ее будущего развития.