МБУДО ДШИ п. Янтарный
«Тематический концерт как разновидность
академического концерта
в младших классах ДМШ»
(класс фортепиано)
Методическая разработка
преподавателя Т.Н. Портновой
Калининград
2023
Данное методическое пособие, посвященное решению проблемы преодоления сценического волнения, включает в себя 4 сценария тематических концертов, которые по своей тематике подходят к следующим календарным датам
- «Когда музы не молчат» – День защитника Отечества 23 февраля
- «Солнцеворот» -День солнцестоянии 21 декабря
- «Заглянем в старый сундучок» – День матери либо Международный женский день 8 Марта
- «О магии числа 3 в сказке, жизни и музыке» – День славянской письменности и культуры
Занимательный материал, содержащийся в сценариях, рассказывает об истории
возникновения музыкальных жанров, законах устройства окружающего мира, народных
промыслах (история русского платка), переносит в мир героев волшебных русских сказок.
Включение концертных номеров в исполнении юных и особенно начинающих музыкантов позволяет с одной стороны, дополнить и украсить нить повествования, а с другой, используя фактор соучастия – снять нервное напряжение учащегося перед выступлением.
Учебно – методическое пособие может рекомендоваться к использованию в Детских
музыкальных школах в качестве возможного варианта проведения академических концертов.
КОГДА МУЗЫ НЕ МОЛЧАТ ИЛИ ИСТОРИЯ ЖАНРА
С самого рождения и на всем протяжении жизненного пути нас сопровождают звуки музыки. Они звучат по радио и телевидению, доносятся из окон домов, проезжающих машин. Без музыки нельзя обойтись на праздновании любого знаменательного или торжественного события. И, наконец, музыка звучит со сцен концертных залов.Она воодушевляет и усмиряет, сопереживает и наблюдает, хохочет и рыдает… О музыке можно говорить бесконечно, потому что это – необъятная вселенная.
Но есть у музыки и чисто практическое, прикладное применение, в связи с чем принято делить музыку на жанры. Их всего 3.
Я назову вам два из них, а третий вы назовете сами. Итак, это : ПЕСНЯ И ТАНЕЦ.
А теперь слушайте подсказку. Представим себе идущую по Красной площади воинскую часть. Четко держат солдаты шаг. Идут, как один, твердой бодрой походкой. А впереди – украшенный конскими хвостами и колокольчиками бунчук, который двигаясь вверх-вниз в такт музыке, заменяет в походе дирижерскую палочку.
А вот спортсмены перед началом соревнований идут по стадиону в красивой спортивной одежде с развевающими по ветру знаменами… Вы наверняка приготовили свой ответ…
Итак, на старт, внимание, МАРШ! И мы слушаем первый концертный номер.
- Муз. номер
Марш в переводе с французского означает «шествие вперед».
На глиняных сосудах Древней Греции можно увидеть музыкантов, сопровождающих процессию. Для чего?
Давайте немного поразмышляем. Положим, большой группе людей необходимо пройти значительное расстояние. А среди есть и торопыги, и ротозеи, и медлительные увальни. Для того, чтобы движение стало согласованным, нужен четкий пульс, общий ритм. Идти в ногу – как еще говорят.
- Муз. номер.
Марш возник и сформировался в Западной Европе в средние века, когда возникла необходимость в четкой организации войск (походы крестоносцев). Самые ранние марши – это ходьба под собственное пение в сопровождении барабана и поперечной флейты.
3 Муз. номер
Военные марши поднимали боевой дух и настраивали на героический лад. В тоже время были и траурные марши, которые погружали участников траурной процессии в печальную атмосферу. В них слышались скорбные интонации, тогда как в военных маршах слышится и барабанная дробь, и призывные интонации, и фанфары ( ход мелодии по звукам тонического трезвучия).
- Муз.номер
Военные марши бывают даже кавалерийскими. Послушайте внимательно песню-марш «Полюшко –поле», и вы услышите мерный цокот копыт и усталую песню всадника. Определите, в каком ладу она звучит.
- Муз. номер
В России военные марши исполняют военные оркестры начиная с XVIII века. Каждому полку в русской армии был присвоен свой марш, ставший его своеобразным символом, музыкальной эмблемой.Известны марши Семеновского, Измайловского полка. Марш Преображенского полка – главный военный марш России. Но самый интересный и неожиданный марш был у лейб –гвардии казачьего полка. Вы не знаете, какой?
Провожая войска на русско-турецкую войну в 1877 году, император Александр II поразился выправке солдат : «На войну идут, как на свадьбу» и назначил «Свадебный марш» Феликса Мендельсона официальным маршем Казачьего полка. Может, лихим казакам была бы по душе мелодия более удалая, но слово императора –закон!
Так свадебный марш в данном случае стал военным. У него своя очень интересная история.
14 октября 1843 года в немецком Потсдаме состоялась премьера спектакля «Сон в летнюю ночь» по пьесе Вильяма Шекспира. Ничего необычного в этом спектакле не было : Шекспира охотно ставили, а 34-летний Феликс Мендельсон был к тому времени достаточно известным композитором. Свадебный марш, прозвучавший в сцене обручения и без которого сегодня невозможно представить свадебное торжество, ничем особенным не был отмечен.
Его настоящая жизнь началась спустя 11 лет со время сочетания браком кронпринца Вильгельма IV и английской принцессы Виктории Адельгельд. Жениху было 24. а невесте всего 14, и она очень любила музыку. Из множества маршей она выбрала именно его, под который супруги выходят из церкви.
- Муз. номер
Марш как жанр становится все более популярным. Яркие, триумфальные марши появляются в операх Джакомо Пуччини, Джузеппе Верди, Жоржа Бизе, Шарля Гуно, Рихарда Вагнера.
В операх русских композиторов есть замечательные марши, связанные со сказочными персонажами. Например, Марш царя Додона из оперы «Сказка о золотом петушке» и Марш Берендея из оперы «Снегурочка» Николая Римского –Корсакова и др. Эти марши называются сказочными.
- Муз. номер
Все, наверно, слышали знаменитый Марш Черномора из оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила» .Он написан ни в мажоре, ни в миноре, а в особом сказочном ладу и относится к т.н.комическим маршам. Их отличительная особенность – быстрый темп, форшлаги, «фальшивые ноты».
- Муз. номер
Это марш не смолкал на перронах ст. А. Федотова
Когда враг заслонял горизонт.
С ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт
В утро дымное, в сумерки ранние . ст. А. Галича
Под смешки и под пушечный бах
Уходили мы в бой и в изгнание
С этим маршем на пыльных губах
Лес да степь, да в степи полустанки ст. В. Лазарева
Свет вечерний и новой зари –
Все пройдет, но «Прощанье славянки» –
Ты гори в моем сердце, гори.
Ребята, вы прослушали стихи трех известных российских поэтов о знаменитом марше «Прощание славянки».
Как здорово и необычно, что марш, по своей сути призванный воодушевлять на подвиги, становится источником вдохновения поэтов. У самого марша не было слов и в годы Гражданской войны его использовали как белые, так и красные. Но у него такая уникальная мелодия, что стихи так и просятся на бумагу.
Написан он был в 1912 году на волне единения со славянскими народами во время I Балканской войны. Тогда Болгария, Сербия, Черногория поднялись на защиту родины против османского ига.
Написал его Василий Агапкин, музыкант 7-го кавалерийского полка, расквартированного в Тамбове.
Несколько слов об авторе. Василий Агапкин родился в Рязанской губернии. Он очень рано остался без родителей и в возрасте 9 лет стал воспитанником корнетиста 308 Царева пехотного полка, стоявшего в Астрахани. Служил в Грозном, Махачкале, Тамбове… Под звуки этого марша советские войска уходили на фронт с Красной площади 7 ноября 1941 года (а сам маэстро дирижировал сводным оркестром) и его звуки стали заключительным аккордом парада Победы в мае 1945 года.
- Муз. номер
Отдельной строкой хочу рассказать и марше пустых кастрюль, который прошел 8 марта 1857 года в Нью-Йорке. Представляете, какой стоял грохот и скрежет, когда текстильщицы таким образом решили выразить протест против плохих условий труда. Дата вам не кажется знаменательной?
- Муз. номер
Уже в наше время появляются спортивные марши, которые можно услышать в цирке, на физкультурных парадах, во время спортивных игр.
- Муз. номер
Подходит к концу наша музыкальная встреча. Давайте перечислим разновидности маршей, о которых сегодня мы вспоминали
- Военный
- Траурный
- Песня – марш
- Сказочный
- Комический
- Спортивный
А теперь я представлю вам, уважаемые слушатели, участников нашего концерта:
——————————————————————————————————————–
Примерный репертуар
А. Петров. Веселый марш (сб. Играем вдвоем, сост. А.Борзенков С-П 2003)
Э. Сигмейстер. Марш (Фортепиано. Сост. Б. Милич 2 класс М.1996)
Л.ван Бетховен. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Марш Преображенского полка (аудиозапись)
Л.Книппер. Полюшко – поле
Ф. Мендельсон. Свадебный марш из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь» Э. Григ. Шествие гномов.
В. Берлин. Марширующие поросята
М. Глинка. Марш Черномора (Музицируем вдвоем Минск. 1994)
В Агапкин Прощание славянки (аудиозапись)
Н. Богословский Марш из музыки к фильму «Пес Барбос и необычный кросс»
(Рояль на троих обр Г.Пыстина Новосибирск 2004)
Заглянем в старый сундучок.
Сценарий тематического концерта об истории русского платка может быть приурочен ко Дню матери, либо Дню славянской письменности и культуры, либо Дню семьи.
Участники: Ведущая, Коробейник и Красна девица.
Музыкальные номера исполняют учащиеся музыкально – исполнительского отделения.
Сцена украшена панно из шалей и платков.
Появляются Коробейник и Красна девица в русских национальных костюмах.
Коробейник (на фоне р.н.песни «Коробейники»).
Судари и сударыни! Поклон вам, гости званые! Вижу много улыбок, радостных лиц ! Вижу, пришли вы с хорошим настроением. И я вас порадую, у меня – все самое лучшее! Выбирайте, не пожалеете!
Красна девица И что же у вас?
Коробейник А у нашего Якова – товару всякого
Нитки, катушки, селедочные кадушки.
Красивые платочки в мелкие цветочки.
Шелк, атлас, канифас – весь девичий прикрас
Видишь, в коробе лежит лоскут на любой вкус – холщовый, шелковый, шерстяной, ситцевый. О!
Красна девица Хорошо расхваливаете! Показывайте свой товар. Больше всего мне по
нраву вот этот скромный платочек.
Коробейник Ну что ж, забирай! Такой-то красавице и не грех подарить, что приглянулось.Красна девица накидывает на плечи понравившийся платок. Уходят
Ведущая (на фоне песни «Подари мне платок»)
Ведущая
Заглянем в старый сундучок, лежит там бабушкин платок.
Ведь с незапамятных времен он – женский спутник и дружок.
Платок – в подарок дорог был, любовь он, счастье приносил
И в церковь без платка нельзя, покрыта женщин голова.
А в горести – другой платок тебя утешит и поймет
И каждый знает – у тебя случилась страшная беда
Немало лет с тех пор прошло. Платок как был, так он остался.
Он ничего не испугался!
В гардеробе любой дамы есть хоть маленький платок. Он и вправду наш дружок!
1.Муз.номер.Р.н. песня «Как пошли наши подружки»
С древних незапамятных времен платок был одним из самых распространенных атрибутов женской одежды у многих народов. В Греции, Индии, Турции, странах Африки платок часто выступал показателем социального статуса его обладательницы. Знатные особы носили платки из дорогой ткани, расшитой золотом.
2.Муз.номер.Ф.Амиров. «Лирический танец»
Ребята, вы знаете, как делают платок? Правильно. Его можно связать или выткать из нити. А чтобы получить нить, ее прядут на прялке. Помните у Пушкина : «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»
3.Муз. номер. А. Рубинштейн «Прялка».
Платок – неотъемлемая часть женского наряда на Руси. Замужней женщине нельзя было опростоволоситься, т.е. показаться на людях с непокрытой головой. Убрус – так назывался головной убор, прародитель платка, вытканный изо льна кусок белого полотна и украшенный вышивкой.
4.Муз.номер. А. Балтин «Гусли звончатые»
С конца 17 века убрус уступает пальму первенства платку. Платки изготавливают вручную в крестьянских хозяйствах с красильнями и ручными ткацкими станками. Ручное золотое шитье, затейливая красочная вышивка очень украшают простой платок. Мастерицы кропотливо вышивают узоры с певчими птицами, лебедями – традиционными славянскими образами.
5.Муз. номер. А.Ходош «Царевна –лебедь».
Коробейник
Заиграй, сыграй тальяночка – малиновы меха.
Выходи встречать к околице, невеста, жениха
Васильками сердце светится, горит в нем бирюза
Я играю на тальяночке про синие глаза.
То не зори в струях озера свой выткали узор
Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор
Заиграй, сыграй тальяночка – малиновы меха.
Пусть послушает красавица прибаски жениха. (стихи С. Есенина)
6.Муз. номер. Г. Свиридов «Парень с гармошкой»
Ведущая Постепенно в узорах начинают появляться восточные мотивы : иранские бобы, лотосы и павлины. Появляется персидское слово шаль, которое означает «большой платок». Шали привозили купцы с востока: из Индии, Турции, Персии.
7.Муз. номер.А.Ходош «Шемаханская царица»
Шали были очень дорогими и для многих очень недоступными. Особенно славились кашмирские шали. Чтобы научиться ткать такие шали, их распускали и смотрели, как располагаются нити.
Массовое производство русских платков начинается с возникновением промышленности.
Оно сосредоточивается вокруг Москвы. Лучшие хлопчатобумажные платки изготавливаются в Москве на Трехгорной мануфактуре и во Владимирской губернии в селе Иваново Шуйского уезда, шелковые – в Коломенском и Богородском уезде Московской губернии. Но самые популярные, если можно так сказать – самые «русские» платки изготавливаются из шерсти. Почему?
Слушаем музыкальный номер, а потом рассуждаем на эту тему.
8.Муз.номер.Л. Власова «Метелица»
Да, конечно, все потому, что Россия – северная страна с холодными зимами. Купеческое и крестьянское сословие очень полюбило платки, изготовленные на фабриках Гучковых в Москве, Александровых в Калуге, Лабзина и Гучкова – в Павловском Посаде.
Большой, как скатерть, с пышными кистями
Молочно- белый, русский, набивной
Платок с павло-посадскими цветами
Лежал, красуясь, предо мной
И был в нем запах трав и ветер
Узор по краю кружевной
Поляны маков в красном цвете
И облаками над землей.
В моих руках платок изящный
Задетый солнечным лучом
Из тонкой шерсти настоящей
Взлетел, как птица, над плечом.
И лег на спину. Обнимая
Меня своим родным теплом
Углами ровными спалая
Окутал плечи, как ковром
И я застыла в восхищеньи
И будто не было тоски
Мне снова дарят вдохновенье
Павлопосадские платки.
9.Муз.номер. Ю. Вексберг «Выйди, Маша»
Производство было очень трудоемким. Каждый цвет (а их в платке может быть более 20) требовал отдельной доски. Контур рисунка прожигали и заливали металлом, а затем накладывали на отдельные доски. Сейчас используется метод трафаретной печати, а краска наносится капроновыми или нейлоновыми шаблонами. Но так же, как и раньше, художник придумывает, «творит» узор вручную и в среднем на это уходит 2- 2,5месяца.
Павлопосадский платок сегодня – такой же символ России, как матрешка или тульский самовар. Он известен по всему миру и, судя по глянцевым журналам, становится все популярнее.
9.Муз.номер.ГСвиридов «Колокольный звон»
Самый теплый русский платок – оренбургский пуховый платок. Он в отличие от павлопосадского и в наше время вяжется вручную.
Но прежде чем связать пуховый платок, нужно весной вычесать у козы пух, свернуть его в кудельки, спрясть на веретене, смотать в клубки и только потом можно приступать к вязанию. Из поколения в поколение от матери дочери передавались узоры, приемы и секреты мастерства. Паутинка –так называется ажурный платок. Несмотря на большой размер, его можно уместить в скорлупу гусиного яйца и пропустить через кольцо. Он очень тонкий и нежный.
10.Муз.номер Г. Свиридов «Ласковая просьба»
Платки стали настоль популярными, что на них стали изображать исторические события, правда с разрешения властей. По т.н. «памятным платкам» можно изучать историю. Первый памятный платок появился в Англии в 1685 году – на нем выткали карту страны. Очень удобно – всегда с тобой. Развернул, посмотрел и определил, где находишься.
А в нашей стране первый памятный платок был посвящен открытию памятника Минину и Пожарскому. Не подскажете, в каком году это произошло? В 1818 году.
Юбилеи, короновании царей, портреты императоров, сцены воинских сражений изображены на них. По платкам – инструкциям, выпущенных во время I мировой войны, можно изучить воинский устав, устройство оружия, способы медицинской помощи. Все эти платки сейчас хранятся в Музее русского платка и шали, который находится в г. Павловский Посад
А знаете ли вы пословицы, поговорки о платках?
«Опростоволоситься» – значит опозориться, попасть впросак.
«На чужой роток не накинешь платок»
«Бабы бранятся – платка с голов валятся»
«Шесть досок, да холстинки платок»
«Не к роже платочек –утрешься и рукавичкой»
11Муз. номер П. Чайковский «Камаринская»
А еще платки служили забавой в играх. Сейчас и мы с вами поиграем в одну их них. Называется «Рифмы». Ведущий просит какое –либо слово и бросает платок. Тот, кому он брошен, должен поймать и ответить в рифму. Не ответивший штрафуется фантом. Давай попробуем поиграть!
Ложка (сережка, плошка, брошка, крошка, мошка, кошка)
Платок (чулок, моток, каток, замок, глоток…)
Муз. номер (проигравшие игру исполняют подготовленные номера)
Ветер откуда –то взялся и вдруг –
Вырвался мамин платочек из рук.
Мама успела лишь выкрикнуть «Ах»
Глядь –а платочек уже в облаках.
К нам возвращаться на землю не хочет
Так почему это мама хохочет?
Странно взмахнула руками, как птица.
Но удалось мне в плечо ей вцепиться.
Если б я не успел, знаю точно,
Вслед улетела б она за платочком
13.Муз. номер . С. Майкапар «Мимолётное виденье»
На этом мы заканчиваем наш музыкальный рассказ, который постарались сделать для вас теплым, задушевным, как русский платок. Мне кажется, это у нас получилось. А теперь я представляю участников нашего концерта
СОЛНЦЕВОРОТ
Солнце –монетка – скупой проворчал
Нет, сковородка –обжора вскричал
Нет, каравай – хлебопек произнес.
Компас – сказал убежденно матрос.
Солнце – звезда –астроном объявил.
Доброе серодце – мечтатель решил
Ведущий
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на календаре – 21 декабря. Совсем скоро – самый любимый праздник и для взрослых и для детей – Новый год.
Во всеобщей суматохе не сразу и вспомнишь, чем знаменателен сегодняшний день.
Солнцеворот или коловрат (коловорот) – так в Древней Руси назывался праздник в честь солнца.
Про этот день говорили : «Солнце – на лето, зима – на мороз» и праздновали День рождения Солнца.
Сегодня – самый короткий день и самая длинная ночь в году. Буквально через несколько дней солнышко будет расти, а день – прибавляться.
Сегодняшний концерт мы назвали «Солнцеворот» или «Путешествие вокруг Солнца».
Как вы уже, наверное, догадались, раньше солнце называли Коло.
ОКОЛО – значит вокруг, а колядовать – значит ходить вокруг и прославлять.
Муз. номер «Как кума то к куме» в обр. А. Александрова
Тучка прячется за лес
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали
Мы б его расцеловали.
Муз.номер Б. Дварионас «Прелюдия»
Скажите, а какой персонаж из сказки похож на солнце?
Конечно, это КОЛОБОК. Он катился, никому в руки не давался, кроме лисы, а иносказательно – луны.
Она его «Ам» – и съела, и наступила ночь.
Совсем неспроста великий русский поэт Александр Пушкин говорил, что « сказка – ложь, да в ней – намек».
Муз.номер П. Чайковский «Нянина сказка»
Значение Солнца для жизни на Земле человек понимал уже в древние времена.
Древним людям солнце представлялось могущим существом, великаном, от которого зависело все.
Многие народы считали его богом, в Египте его называли РА, в Иране – МИТРА, в Греции –ГЕЛИОС,
В Древней Руси –ДАЖЬ- БОГ или ЯРИЛО.
По церковным обычаям священник во время обручения одевал жениху серебряное кольцо, а невесте –золотое. Почему?
Золото-символ солнца, которому уподоблялся муж, а серебряное – блистающей отражением солнца.
Выпадет им на долю разлука, а колечко на пальце скажет : « Не печалься, я с тобой, я рядом».
Муз.номер. А.Гречанинов «В разлуке»
У каждого народа была своя легенда про светило. И одна другой забавнее.
Древние китайцы думали, что Вселенная – это тело великана Пань – Гу, у которого небо отделилось от земли А когда великан умер, его левый глаз стал солнцем, а правый – луной.
Муз.номер. Н. Гольденберг «Этюд по чёрным клавишам»
Древние греки считали, что Солнце – это человек, у которого светятся подмышки. Поднимет он руку – становится светло и наступает день, опустит – наступает темная ночь.
Муз.номер. Ж. Металлиди «Лунная дорожка»
Древние австралийцы считали, что солнце –это прекрасная девушка, которая просто по дереву вскарабкалась на небо. От ее красоты и доброты людям светло и тепло становилось.
Муз.номер С.Майкапар «Сказочка»
В древности люди не знали, почему день сменяется ночью и очень боялись, что однажды солнышко может уйти и больше не вернуться.
Теперь мы знаем, что день всегда приходит на смену ночи, потому что наша планета вращается как игрушечный волчок. Это не Солнце движется по небу, а мы движемся вместе с нашим домом – Землей.
Когда на нас падают солнечные лучи, то с другой стороны ложится тень. Так и наша планета отбрасывает тень. Одна сторона освещена солнцем – день, а другая находится в тени – ночь.
Путь Земли вокруг солнца всегда один и тот же. Его называют орбитой Земли. Полный оборот Земля совершает за один год.
Среди поля голубого – яркий блеск огня большого
Неспеша огонь тут ходит, Землю – матушку обходит.
Светит весело в оконце. Ну, конечно, это солнце.
Муз.номер Ж. Металлиди «Утро в горах»
Ведущий А теперь посмотрите на эти картинки Они взяты из очень старинной русской летописи, написанной 4 века тому назад. На картинках изображены 4 царя – Весна, Лето, Осень и Зима.
Попробуем отгадать, где какой царь.
Даю подсказку № 1. Обрати внимание на возраст царей.
Даю подсказку № 2. Какой царь самый грустный и почему.
Царь веснаи Осень держат в руках ключи, один царь закрывает воды своим ключом и они замерзают, а другой отмыкает, и бегут весенние ручьи и потоки.
Муз. номер С. Шевченко «Весенний день»
Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало
Что оно горячим светом по листам затрепетало.
Рассказать, что лес проснулся веткой каждой, каждой птицей
Встрепенулся – и весенней полон жаждой.(стихи А. Фета)
Царь –весна держит в руках подсвечникс одной горящей свечой и одной потушенной. Так художник хотел показать, что весной бывает день, который равен ночи. Это 21 марта.
А царь Осень держит весы, которые показывают день только уже осеннего равноденствия. Вычислите, пожалуйста, эту дату. Правильно, 21 сентября.
Муз.номер. Г. Фрид «Осенняя сказка»
А что держит в руках царь Зима? Он держит секиру –смертоносное оружие. Зимой звери мерзнут и голодают. А деревья как бы притворились мертвыми.
Муз. номер М. Крутицкий «Зимой»
В конце зимы на Руси встречали и провожали Масленицу.
С языческих времен, когда Масленица была праздником в честь бога Ярилы, сохранился обычай печь блины. Они имели ритуальное значение – такие же круглые и горячие. Как солнце, которое разгоралось, удлиняя дни.
А сколько разрешалось съесть блинов? (Сколько раз собака хвостом махнет)
Очень веселый праздник – Масленица.
Муз.номер «Ах ты, зимушка – зима» в обр. И Берковича
И, наконец, самый солнечный царь –Лето. Золотой скипетр и золотой трон олицетворяют обильное, щедрое солнце. Золотой кувшин означает, то летом корабли плавают по спокойным, как вода в кувшине, водам морей и рек.
Муз.номер А. Жилинскис «У речки»
Мы можем переставить картинки местами, но в жизни смена времен года постоянна и неколебима, как оборот колеса времени.
ВИКТОРИНА
- «Солнце по небу гуляло и за тучку забежало.
Глянул заинька в окно, стало заиньке темно» (К. Чуковский)
Солнечное затмение
- Как в русских былинах назывался великий царь Владимир Святославович?
Красное солнышко
- Переведите на современный язык имя Ярослав
Славящий солнце (Ярило)
В заключении нашей встречи – очень мудрая притча древнегреческого философа Эзопа.
Солнце и Ветер поспорили, кто сильнее, и Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».
Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган.
Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился; и тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник согрелся под жаркими лучами солнца, повеселел и снял плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.
Магия числа «3» в сказке, жизни и музыке.
Дорогие ребята! Сегодняшняя наша встреча посвящена не совсем обычной теме.
Мы поговорим и, может быть, поспорим о магии числа 3…
Первое знакомство с цифрами происходит у нас совсем в раннем детстве, когда мы
слушаем свои первые чудесные волшебные сказки.
3 медведя, 3 богатыря, 3 царевича, 3 брата, 3 поросёнка – как много сказок с цифрой 3 в названии, означающем, что в каждой из этих сказок – 3 главных действующих лица.
Муз. номер
- М. Жербин. «Косолапый мишка»
- П. Берлин «Марширующие поросята»
Давайте возьмём наугад любую волшебную сказку, например «Царевна – лягушка» и вспомним, сколько раз там встречается цифра 3.
«В некотором царстве… жил-был царь, и было у него три сына.
Три брата пускают по стреле из лука в поисках невесты.
Иван – младший сын, ищет свою стрелу три дня.
Сыграли три свадьбы.
Василиса Премудрая изукрасила каравай узорами: «по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие…»
Трижды царь-отец дает задание своим невесткам: испечь каравай, соткать ковер, явиться на пир, чтобы посмотреть, которая из них лучше пляшет. Карета Василисы Премудрой запряжена тройкой гнедых лошадей.
Василиса Премудрая: «Ах, Иван-царевич… Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня…»
Иван истер в пути три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба.
Встречный старик рассказал Ивану, что на Василису Премудрую наложено ее отцом Кощеем заклятье — быть лягушкой три года.
Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз.
Муз. номер Г.Свиридов «Колдун»
Древние люди наблюдали мир вокруг себя и поражались тому, что многие вещи делятся на 3 или состоят из 3-х составляющих:
- прошлое, настоящее будущее
- длина, ширина, высота
- солнце, луна, звёзды
- радость, горе, покой
Даже вода, без которой жизнь невозможна, имеет 3 состояния: жидкость, пар и лёд.
Муз. номер Д. Кабалевский «Ночью на реке»
А теперь загадка:
«Сперва блеск, потом треск, потом – плеск». Всё вместе это- гроза. Молния, гром и дождь. И снова число 3!
Муз.номер С. Прокофьев «Дождь и радуга» или Р. Леденёв «Дождь прошёл»…
А как сооружал первое жилище наш пращур? Он выламывал три жерди, вязал их концами вместе. Другие концы под углом вбивал в землю. Получались три треугольника. Затем строитель бросал сверху дубленку, позаимствованную у зазевавшегося мамонта, и – жилье построено. Итак, слово строить произошло от цифры 3!
Муз.номер М. Масло «В шалаше»
Давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых упоминается число 3.
«Наврал с 3 короба»
«Заблудиться в 3 соснах»
«Плакать в 3 ручья»
«Узнать из 3-х уст»
Муз.номер .В. Беляев «Хоровод»
А сейчас поговорим о цифре 3 в музыке и проведём мини-викторину. Итак,
- аккорд из трёх звуков называется ….(трезвучие)
- главных ступеней в любой гамме …3. Назовите их (тоника, субдоминанта, доминанта)
- сколько главных жанров в музыке? (танец, марш, песня)
- а какие основные темпы вы знаете (медленный, средний и быстрый)
- сколько главных обозначений динамики: (пиано, меццофорте и форте)
- давайте сравним тональности, построенные на одном звуке, т.е. одноимённые.
- К примеру, до мажор и до минор. Между ними – всегда цифра 3 как сумма или как разность. (Си мажор и си минор минус 3).
3 – самое распространённое число в сказках великого русского поэта А.С. Пушкина.
В детстве поэт слушал сказки от няни Арины Родионовны, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова.
Муз.номер Н. Римский –Корсаков «Ладушки» хор из оперы «сказка о царе Салтане» пер. Н. Гольденберг
Свою первую сказку-поэму А.С. Пушкин назвал «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
Уже в первой строчке читаем:
«Три девицы — под окном…» И далее очень часто встречаемся с цифрой 3.
Лебедь: «Ты царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи, что за меня есть не будешь ты три дня».Три приезда купцов в город Гвидона.
Три провокации трех испытательниц — «ткачихи с поварихой с сватьей бабой Бабарихой.
Три чуда: белка с золотыми орешками, тридцать три (одиннадцать по три!) богатыря, Царевна-лебедь.
После третьего чуда наступает конец – всему делу венец, а кто слушал –молодец. Почему? Потому что «сказка – ложь, да в ней намёк», как говорил А. Пушкин.
Сказка учит, что для преодоления какого – либо препятствия нужно пройти не одну преграду и сильно постараться, чтобы добиться результата!
Муз. номер Д.Кабалевский «Драматический фрагмент»
Настал черёд поговорить о числе 3 в нашей современной жизни.
Загадка – страшилка
На столбе висят три глаза,
Мы его узнали сразу.
Каждый глаз, когда горит,
Нам команды говорит:
Кто куда поехать может,
Кто идет, а кто стоит. (светофор)
Если уж речь зашла о транспортных средствах, скажите, какое транспортное средство было самым быстрым в то далёкое время, когда не было автомобилей и поездов?
Русская тройка мчалась быстрее всех! В середине скакала лошадь машистой рысью, а две пристяжные по бокам – галопом.
Муз. номер. А.Гречанинов «Верхом на лошадке»
- Автомобиль состоит из 3 -х основных частей: двигателя, шасси и кузова.
- Наша планета Земля состоит из трёх слоёв: земная кора, мантия( оболочка) и ядро.
- Наша еда состоит из трёх главных компонентов: белки, жиры и углеводы.
- Интересно, что все решения Государственной Думы РФ принимаются в 3-м чтении.
И это – далеко не всё. Будьте наблюдательны, и вы найдёте ещё очень много фактов присутствия этого числа в окружающем мире.