Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Солнышко»
МАСТЕР – КЛАСС
«Музыкально – педагогическая технология «Хор рук. Двигательное многоголосие». Модернизация»
Подготовила: Могилина Раиса Олеговна,
музыкальный руководитель
пос. Рассвет, 2023 г.
Цель мастер – класса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения модернизированной технологией «Хор рук. Двигательное многоголосие».
Задачи:
– продемонстрировать коллегам этапы реализации технологии;
– прокомментировать эффективность применения методов в различных видах деятельности;
– отработать приемы в деятельностно – имитационном режиме.
Ход мастер-класса.
(Слайд1) Уважаемые коллеги! Я хочу вас спросить, Вы когда- нибудь пели в хоре? (да)
А что такое «хор»? Да, хор – это когда все вместе, много голосов поют как один. В хоре поют не только в унисон, но и на два, три и даже на четыре голоса! То есть, у каждого из них есть своя отдельная партия.
Сегодня я расскажу о хоре, в котором совсем не обязательно петь голосом!
(Слайд 2) В поиске наиболее эффективных методов для развития творческого потенциала детей я открыла для себя инновационную музыкально-педагогическую технологию «Хор рук. Двигательное двухголосие» Татьяны Анатольевны Боровик.
(Слайд 3) Целью которой является: развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
(Слайд 4) «Хор рук» – это выполнение различных движений руками под музыку, с использованием атрибутов. Погружаясь в содержание музыкального произведения, ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой, и несёт огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир.
Роль дирижера выполняет педагог (или один из детей), а дети исполняют роль хора и повторяют движения.
(Слайд 5) Технология «Хор рук» является одной из форм артерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.
Эта форма работы подводит детей к пониманию двигательного «одноголосия» и «двухголосия».
Как творческий педагог я пошла дальше, и ввела в «Хор рук» партии музыкальных инструментов. Моя модернизация технологии позволила более тонко «прочувствовать», «услышать», «увидеть» и «оживить» картину.
Весь процесс работы над «Хором рук» можно разделить на три этапа.
Первый этап – это предварительная работа, когда дети прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе.
Вторым этапом начинаем разучивание одноголосия всех партий.
И сейчас я продемонстрирую на практике, как проходит этот процесс.
Я приглашаю сюда три человека. Вы будете первый голос. . Займите свои места в первом ряду справа. Ваши атрибуты – это цветы. Наденьте их на ладони вот так (показываю).
Приглашаю следующих трех участников «хора рук». Пожалуйста выходите … … … Вы будете вторым голосом. Занимайте свои места за первым голосом. Вам я даю бабочек, так же наденьте их на ладони. Пока положите руки на колени.
Следующие три участника. Приглашаю … … … Займите пожалуйста места в первом ряду, рядом с первым голосом. Вы будете третим голосом и исполните инструментальную партию на металлофоне.
И последняя тройка нашего хора. Выходите … … … Вставайте за третим голосом. Ваш инструмент треугольник.
Давайте послушаем отрывок пьесы немецкого композитора и пианиста Густава Ланге «Песнь цветов», под звучание которой сегодня оживут наши цветы и бабочки.
Какой по характеру прозвучавший отрывок пьесы?
Да, верно, и движения наши будут плавные и нежные.
Приступаем к разучиванию партий. Я – дирижер. Первый голос – внимание на меня. Поставьте руки вот так. Давайте покажем как цветы качаются на ветру. Это ваша партия. Первому голосу нужен дирижер. Кто хочет попробовать себя в этой роли? Вы садитесь на стул напротив своего голоса.
Внимание. Второй голос. В руках у вас порхающие бабочки. Давайте покажем как бабочки летают слева на право и справа на лево. Кто будет дирижером второй партии? Выходите. Вы встаете вот сюда.
А сейчас давайте под музыку соединим две партии. И в конце когда я скажу, цветочки немного потянутся вверх к солнышку, и остановятся на уровне глаз, а бабочки плавно полетят и сядут на цветы. Всё внимание на дирижеров. (Я играю, в конце говорю, полетели бабочки на цветы)
У нас получилось двигательное двухголосие.
А сейчас мы модернизируем технологию Татьяны Анатольевны Боровик и введем третий и четвертый голос.
Отрабатываем партию третьего голоса. Металлофоны, у вас задача на каждую сильную долю исполнить глиссандо. Глиссандо – это когда мы одним движением проводим от нижней пластины к верхней. Вот так(показываю). Приглашаю дирижера третьей партии.
А теперь разучим четвертую партию.Треугольники, ваша задача озвучить мелодию. Вы играете ровными длительностями вместе с фортепиано. Выходите дирижер четвертой партии.
Давайте соединим наши инструментальные партии под музыку.
Перейдем к третьему этапу и соединим все голоса в единую композицию. Приготовились, «Хор рук»! Внимание на дирижеров (соединяем под музыку).
Вот такой яркий, насыщенный звучанием инструментов «Хор рук» у нас сегодня получился. Спасибо большое, коллеги, за работу. Можете пройти на свои места.
(Слайд 8) Подводя итог сегодняшнего мастер-класса, хочу сказать, что данная технология применима в работе с любой возрастной группой, она имеет множество интерпретаций. Вы можете использовать ее как с детьми, так и с родителями, на открытых мероприятиях или просто в образовательной деятельности. Очень важно, что даже самые застенчивые и неуверенные в себе дети могут выступить в роли дирижера, что благотворно влияет на личностные качества. Дети становятся более активными и раскрепощенными.
Эту технологию могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования. Она подходит для работы как с группами общеразвивающего вида, так и коррекционными.
(Слайд 9) У меня на этом всё. Спасибо за внимание!