Инновационная музыкально-педагогическая технология “Хор рук. Двигательное многоголосие”

ФИО: Могилина Р.О.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2229
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Инновационная музыкально-педагогическая технология "Хор рук. Двигательное многоголосие"
Итоговая оценка: 2 место,  76 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Солнышко»

МАСТЕР – КЛАСС

«Музыкально – педагогическая технология «Хор рук. Двигательное многоголосие». Модернизация»

Подготовила: Могилина Раиса Олеговна,

музыкальный руководитель

пос. Рассвет, 2023 г.

Цель мастер – класса:  повышение  уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения модернизированной технологией «Хор рук. Двигательное многоголосие».

Задачи:

– продемонстрировать коллегам этапы реализации технологии;

– прокомментировать эффективность применения методов в различных видах деятельности;

– отработать приемы в деятельностно – имитационном режиме.

 

Ход мастер-класса.

 

(Слайд1) Уважаемые коллеги! Я хочу вас спросить, Вы  когда- нибудь пели в хоре? (да)

А что такое «хор»? Да, хор – это когда все вместе, много голосов поют как один. В хоре поют не только в унисон, но и на два, три и даже на четыре голоса! То есть, у каждого из них есть своя отдельная партия. 

Сегодня я расскажу о хоре, в котором совсем не обязательно петь голосом! 

(Слайд 2) В поиске наиболее эффективных методов для развития творческого потенциала детей я открыла для себя инновационную музыкально-педагогическую технологию «Хор рук. Двигательное двухголосие» Татьяны Анатольевны Боровик. 

(Слайд 3) Целью которой является: развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. 

(Слайд 4) «Хор рук» – это выполнение различных движений руками под музыку, с использованием атрибутов. Погружаясь в содержание музыкального произведения, ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой,  и несёт огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир.

Роль дирижера выполняет педагог (или один из детей), а дети исполняют роль хора и повторяют движения.

(Слайд 5) Технология «Хор рук» является одной из форм артерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.

Эта форма работы подводит детей к пониманию двигательного «одноголосия» и «двухголосия».

 

Как творческий педагог я пошла дальше, и ввела в «Хор рук» партии  музыкальных инструментов. Моя модернизация технологии позволила более тонко «прочувствовать», «услышать»,  «увидеть» и «оживить» картину. 

 

Весь процесс работы над «Хором рук» можно разделить на три этапа.

 

Первый этап  – это предварительная работа, когда дети прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. 

Вторым этапом начинаем разучивание одноголосия всех партий.

 

И сейчас я продемонстрирую на практике, как проходит этот процесс.

Я приглашаю сюда три человека. Вы будете первый голос. . Займите свои места в первом ряду справа. Ваши атрибуты – это цветы. Наденьте их на ладони вот так (показываю).

Приглашаю следующих трех участников «хора рук». Пожалуйста выходите … … … Вы будете вторым голосом. Занимайте свои места за первым голосом. Вам я даю бабочек, так же наденьте их на ладони. Пока положите руки на колени.

Следующие три участника. Приглашаю … … … Займите пожалуйста места в первом ряду, рядом с первым голосом. Вы будете третим голосом и исполните инструментальную партию на металлофоне. 

И последняя тройка нашего хора. Выходите … … … Вставайте за третим голосом. Ваш инструмент треугольник. 

Давайте послушаем отрывок пьесы немецкого композитора и пианиста Густава Ланге «Песнь цветов», под звучание которой сегодня оживут наши цветы и бабочки.

Какой по характеру прозвучавший отрывок пьесы? 

Да, верно, и движения наши будут плавные и нежные.

Приступаем к разучиванию партий. Я – дирижер. Первый голос – внимание на меня. Поставьте руки вот так. Давайте покажем как цветы качаются на ветру. Это ваша партия. Первому голосу нужен дирижер. Кто хочет попробовать себя в этой роли? Вы садитесь на стул напротив своего голоса.

Внимание. Второй голос. В руках у вас порхающие бабочки. Давайте покажем как бабочки летают слева на право и справа на лево. Кто будет дирижером второй партии? Выходите. Вы встаете вот сюда. 

А сейчас давайте под музыку соединим две партии. И в конце когда я скажу, цветочки немного потянутся вверх к солнышку, и остановятся на уровне глаз, а бабочки плавно полетят и сядут на цветы. Всё внимание на дирижеров. (Я играю, в конце говорю, полетели бабочки на цветы)

У нас получилось двигательное двухголосие.

А сейчас мы модернизируем технологию Татьяны Анатольевны Боровик и введем третий и четвертый голос. 

Отрабатываем партию третьего голоса. Металлофоны, у вас задача на каждую сильную долю исполнить глиссандо. Глиссандо – это когда мы одним движением проводим от нижней пластины к верхней. Вот так(показываю). Приглашаю  дирижера третьей партии.

 

А теперь разучим четвертую партию.Треугольники, ваша задача озвучить мелодию. Вы играете ровными длительностями вместе с фортепиано.   Выходите дирижер четвертой партии. 

 

Давайте соединим наши инструментальные партии под музыку.

 

Перейдем к третьему этапу и соединим все голоса в единую композицию. Приготовились, «Хор рук»! Внимание на дирижеров (соединяем под музыку).

 

Вот такой яркий, насыщенный звучанием инструментов «Хор рук» у нас сегодня получился. Спасибо большое, коллеги, за работу. Можете пройти на свои места.

 

(Слайд 8) Подводя итог сегодняшнего мастер-класса, хочу сказать, что данная технология применима в работе с любой возрастной группой, она имеет множество интерпретаций. Вы можете использовать ее как с детьми, так и с родителями, на открытых мероприятиях или просто в образовательной деятельности. Очень важно, что даже самые застенчивые и неуверенные в себе дети могут выступить в роли дирижера, что благотворно влияет на личностные качества. Дети становятся более активными и раскрепощенными.

Эту технологию могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования. Она подходит для работы как с группами общеразвивающего вида, так и коррекционными. 

 (Слайд 9) У меня на этом всё. Спасибо за внимание!