Серия классных часовс выступлениями учащихся на личностнозначимые темы«Давай расскажу!»

ФИО:
Свидетельство о публикации в электронном СМИ №
Конкурс:
Наименование конкурсной работы:
Итоговая оценка: ,   баллов(-а)



Серия классных часов

с выступлениями учащихся на личностнозначимые темы

«Давай расскажу!»

Панкова Татьяна Владимировна,

МОАУ СОШ с УИОП № 37 г. Кирова

Согласно энциклопедическому словарю педагога коллектив – это объединение людей, основанное на принятии общих целей, единых ценностных ориентациях, правилах и нормах поведения, и выполняющее совместную общественно полезную деятельность. Это особый тип отношений людей в общности, построенный на взаимном доверии, помощи, выручке, защищенности личности, чувстве коллективной ответственности. 

Класс – это тоже коллектив, и проживание в коллективе играет существенную роль в становлении личности как члена общества. Однако, при становлении классного коллектива, либо в течение других этапов, могут возникнуть сложности. Не каждый готов быть частью коллектива и выполнять общественно полезную деятельность. Такие трудности могут возникнуть в ситуациях когда ученики не доверяют своим одноклассникам, боятся быть отвергнутыми в просьбе о помощи, не уверены в себе, не чувствуют себя в безопасности. Именно поэтому, некоторым участникам коллектива проще отказаться от участия в общешкольных мероприятиях и классных делах, обосновывая это отсутствием интереса или занятостью. Для преодоления указанных и возможных других трудностей предлагается провести серию классных часов с выступлениями учащихся на личностнозначимые темы «Давай расскажу!». Такие занятия позволят учащимся рассказать об интересующей их теме своим одноклассникам и улучшит навыки выступления перед публикой; познакомит весь классный коллектив с интересами участников классного коллектива и создаст благоприятную атмосферу сотрудничества и коллективного взаимодействия.

 

Цель мероприятия: сплочение классного коллектива через серию классных часов и создание ситуации успеха каждого ученика для формирования позитивного опыта участия в коллективной общественно-полезной деятельности, для улучшения психологического климата в классном коллективе.

 

Задачи:

  1. провести диагностику психологического климата в коллективе и диагностику сферы интересов (метод социометрии, методика оценки активации, интереса, напряжения и комфортности, методика А.Ф. Фидлера – выбор диагностики проводится в зависимости от возрастных особенностей учащихся);
  2. распределить участников по группам в зависимости от результатов диагностики;
  3. спланировать и провести занятие для подготовки выступлений учащихся;
  4. провести классные часы и проанализировать выступления учащихся;
  5. провести контрольную диагностику для анализа и планирования дальнейших действий.

 

Планируемые результаты: улучшение психологического климата в классном коллективе, мотивация всех участников коллектива на участие в общеклассных и общешкольных делах на основе чувства защищенности, взаимовыручки, коллективной ответственности.

 

Реквизит: Мероприятие проводится в кабинете. Необходим компьютер/ноутбук, медиапроектор, колонки, магнитная доска, канцтовары, памятки (как подготовиться к выступлению, как работать в группе).

 

Ход  мероприятия:

Серия классных часов состоит из 7 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

  1. Введение, обсуждение целей и задач, входная диагностика
  2. Подготовка к выступлениям, работа в группах
  3. Выступление учащихся (5-7 человек)
  4. Выступление учащихся (5-7 человек)
  5. Выступление учащихся (5-7 человек)
  6. Выступление учащихся (5-7 человек)
  7. Подведение итогов, контрольная диагностика, общая рефлексия

 

Занятие 1. Введение, обсуждение целей и задач.

 

Беседа с учащимися: 

Уважаемые ребята, как вы думаете, в современном быстроменяющемся мире какие навыки ценятся больше всего?

Предполагаемые ответы: знания, практичные умения, работа в команде и др.

Всё чаще больше всего ценятся навыки, которые помогают адаптироваться к разным ситуациям и условиям. Человек, который быстрее всего приспосабливается к новым условиям труда, быстро учится, находит общий язык с коллегами и партнерами будет востребован в любой сфере. В вашей жизни часто будут меняться обстоятельства, и от того, насколько быстро вы к ним адаптируетесь, насколько быстро вы сможете привыкнуть к новым людям, будет зависеть ваш успех. 

Другое умение, не менее ценное, которое позволит вам стать успешным – это умение презентации. Человек, который способен представить любой продукт, привлечь внимание любой аудитории и увлечь своей темой, обязательно достигнет своей цели.

Когда выступающий говорит о том, что для него действительно интересно и важно, его выступление способно повлиять на мнение слушателей, заинтересовать их. Но, чтобы узнать какая тема интересует именно вас, я предлагаю вам выполнить небольшой тест.

Выполняется методика сферы интересов.

 

Отлично, так мы узнаем примерную сферу интересов друг друга. Чтобы тренировать навыки  работы в любой группе, нам необходимо сначала узнать как вы взаимодействуете в классе. Предлагаю вам выполнить еще один небольшой тест.

Выполняется методика «Социометрия» или А.Ф. Фидлера, или любая другая методика на определение психологического климата в классном коллективе.

 

Благодарю! Эти тесты действительно помогут мне понять многое о вас и спланировать наши занятия. Давайте подумаем, при работе в коллективе или в группе необходимо соблюдать правила. Давайте попробуем их сформулировать. Какие правила важны, если вы работаете вместе?

 

Предполагаемые ответы: соблюдать тишину, предлагать идеи, слушать друг друга, принимать все идеи без критики, выражать и принимать критику правильно  и др.

 

Мы запишем эти правила на нашем стенде и постараемся их придерживаться в процессе работы. Предлагаю вам подумать какие еще правила вам бы хотелось видеть на этом стенде.

 

Занятие 2. Подготовка к выступлениям, работа в группах

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим нашу работу над совершенствованием наших навыков. Когда людям предстоит выступление на публике, многие теряются, волнуются и нервничают. Давайте подумаем, какие советы мы можем дать таким людям? Я предлагаю вам написать на листочке один или несколько советов за 2 минуты и потом передать мне.

Предполагаемые ответы: выучить выступление, порепетировать, сделать подсказки и др.

Давайте разберем ваши идеи и составим из них памятку для выступающего. 

Озвучиваем идеи, записываем на стенде.

 

А теперь я предлагаю вам узнать кое-что друг о друге. По результатам тестов с прошлого занятия предлагаю вам взять интервью у нескольких своих одноклассников. Вы получаете бланки с фамилией и именем человека, у которого будете брать интервью, с темой интервью. Составьте три вопроса по теме, представьте, что вы совсем не знакомы с этим человеком. Что бы вы его спросили? У вас есть 5 минут.

Записывают вопросы в бланки.

 

Ну что, вопросы готовы, предлагаю начать интервью. У вас есть 5 минут.

Проводят интервью.

 

Отлично, а теперь я предлагаю вам разделиться на группы и ознакомиться с интервью ваших одноклассников. Я назову состав групп.

Делятся на группы согласно сфере интересов. Читают интервью одноклассников.

 

Может быть, вы узнали что-то новое о своих одноклассниках?

Делятся впечатлениями.

 

В этих группах мы будем готовить ваши выступления. Вы можете составить выступление по любой теме, которая будет интересна вам, или это может быть тема, которая очень важна для всего общества. Вы можете работать над своим выступление в паре или группой. Важно, чтобы а) ваше выступление было не более 5 минут, б) как минимум один человек из группы был вашим ассистентом и помощником. Сейчас я предлагаю вам выбрать тему вашего выступления. У меня есть список примерных тем, которые вы можете использовать, либо, вы можете выбрать свою тему.

Выбирают и обсуждают темы: Происхождение красок, Приложения для создания музыки, Виды компьютерных игр,  Быстрый счёт – это реально?, Красивые видео с помощью телефона, Физика вокруг нас – эксперименты, Химия на кухне, и др. (Темы выбираются исходя из возрастных особенностей коллектива).

 

Я думаю, у вас уже появились некоторые идеи. Предлагаю выбрать жребием группу, которая будет представлять свои выступления первой.

Выбирают первую группу для выступлений.

 

Если у вас появятся вопросы, обращайтесь ко мне. До встречи через неделю!

 

Занятия 3-6. Выступления учащихся

Добрый день, ребята! 

Сегодня мы будем слушать первые выступления. Чтобы всем было комфортно мы, слушатели, будем соблюдать несколько правил. Какие правила для слушателей вы бы предложили?

Предполагаемые ответы: соблюдать тишину, не мешать выступающему  и др.

 

Отлично, давайте их запишем на стенд:

Мы внимательно слушаем каждое выступление, соблюдая тишину.

Если у нас появляются вопросы, мы их записываем и задаем после выступления.

Мы не критикуем выбор темы или форму выступления, а стараемся проанализировать и подумать что мы можем взять для своих выступлений.

По завершению всех выступлений мы выражаем свое мнение с помощью стикеров на общем стенде.

Учащиеся выступают с выбранной темой.

Отличные выступления, предлагаю каждому слушателю выразить свое мнение по теме выступления на стенде.

 

По завершению классного часа, на котором происходят выступления учащихся, все слушатели ставят отметку/приклеивают стикер на общем стенде, где указаны следующие категории:

Название выступления Мне интересна эта тема, и я хочу знать больше! Могу поделиться своими знаниями по этой теме!
Название выступления
Название выступления
Название выступления

 

Отлично, все выступления выслушаны и оценены. Благодарим наших первых участников! А теперь  я предлагаю выбрать жребием группу, которая будет представлять свои выступления на следующей неделе.

Выбирают следующую группу для выступлений.

 

Занятие 7. Подведение итогов, общая рефлексия

 

Добрый день, ребята! Сегодня мы завершаем серию классных часов «Давай расскажу!»

Хочется поблагодарить всех за выступления и подвести итоги. Давайте посмотрим как поменялся климат в вашем коллективе. Предлагаю вам пройти небольшой тест.

Выполняется методика «Социометрия» или А.Ф. Фидлера, или любая другая методика на определение психологического климата в классном коллективе, которая использовалась на первом занятии.

 

А еще мне очень хочется, чтобы вы написали свои впечатления о наших занятиях. Для этого предлагаю вам заполнить небольшую анкету.

Отвечают на вопросы анкеты в гугл-форме/в бумажном виде.

 

Вопросы анкеты:

  • На таких классных часах мне понравилось _____________________________
  • На таких классных часах мне не понравилось _____________________________
  • Самое запоминающееся выступление это _____________________________
  • Были такие интересные для меня темы как ________________________
  • Я узнал(а), что _______________________________
  • Мне бы хотелось ещё больше узнать о _________________________________
  • Я бы хотел(а) сделать исследование/проект на тему ________________________________
  • Я бы хотел(а) поработать вместе с ___________________________
  • В своем выступлении я бы поменял(а) следующее___________________
  • Мои комментарии и предложения_________________________

 

Спасибо ребята, я уверена, вы узнали много нового об интересах своих одноклассников и приобрели новые навыки. Предлагаю нам всем отправиться на чаепитие.

После завершения занятий проводится анализ диагностики и анализ анкет для планирования дальнейшей работы классного коллектива.

 

Выводы:

Серия классных часов «Давай расскажу!» способна создать ситуацию успеха для каждого участника классного коллектива. Многие ученики боятся выступать на публике по разным причинам, но принцип подготовки в группе с использованием памяток, помощь ассистента среди одноклассников, а также временное ограничение выступления позволяет снять трудности. Более того, так как выбор темы для выступления является личнозначимым для каждого выступающего, такое выступление будет интересно и для самого участника, будет являться мотивацией, и позволит наладить взаимоотношения в классном коллективе у участников с общими интересами. Благоприятная атмосфера сотрудничества и взаимодействия на этапа становления коллектива возможна лишь только под контролем педагога. По этой причине очень важно напоминать ребятам об использовании памяток в работе, о соблюдении сформулированных совместно с коллективом правил, и пресекать возможные нарушения.