Русский народный танец как средство формирования культуры (из опыта работы)

ФИО: Кожевникова А.П.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2506
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Русский народный танец как средство формирования культуры (из опыта работы)
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Медвежонок»

«Русский народный танец как средство формирования культуры»

Подготовил педагог дополнительного образования (хореограф)

Кожевникова Анастасия Павловна

2022

 «Трудно представить себе лучший метод воспитания,

чем тот, который открыт и проверен опытом веков

он может быть выражен в двух положениях:

это гимнастика для тела и музыка для души…»

Платон

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в настоящее время стало чрезвычайно актуально, в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей, подростков и молодёжи.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности : что такое «хорошо» и что такое «плохо». То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.

Большие потенциальные возможности нравственно – патриотического воздействия заключаются в познании фольклора, в русской народной музыке, играх, танцах, поскольку они способны воздействовать на чувства, настроения ребенка, способны преобразовывать его нравственный и духовный мир.

2 слайд 

На сегодняшний день естественна значимость русского народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом и заключается значимость русского народного танца в духовной жизни дошкольника.

Актуальность темы очевидна: в сфере процветания страны, появлении новых современных технологий, постепенно начинают забываться, уходить в прошлое традиции и обычаи нашей Родины. Всё реже транслируются передачи, в которых показывают русские народные танцы, традиции, звучат народные песни. В связи с этим очень сложно полностью осмыслить, выразить словами и отобразить культуру России и это является существенной проблемой.

Решить данную проблему возможно, если ввести маленьких детей в прекрасный мир хореографии, познакомить с выразительной лексикой русского танцанародными традициями, приобщая детей к истокам народной культуры

 Сущность представленного мной опыта состоит в гибком сочетании традиционных, современных методик и новых интеграционных технологий.

Новизна обобщенного опыта состоит в организации художественно-эстетической деятельности – через организацию цикла занятий, в которых дошкольники знакомятся с народным костюмом, приобщаются к народной музыке, обогащают свой танцевальный опыт выразительными движениями и лексикой русского народного танца.

3 слайд

Решить данную проблему мне помогает цикл занятий по теме«Русский народный танец». Для того, чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер я использую три основных метода работы с детьми – наглядный, словесный, практический и каждый из них применяю с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление упражнений (воспроизводящие и творческие, создание поисковых ситуаций). Педагогические методы тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга.

В своей деятельности, я использую фольклорный материал как часть занятия, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, воспитывает духовность.

Основная форма работы с детьми : тематические занятия и занятия интегрированного типа.

4 слайд

Структура построения и освоения детьми материала заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному, через освоение простых музыкально-ритмических движений к более сложным комбинациям русского народного танца и исполнению различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

5 слайд

И как итог, закрепления пройденного материала – являются календарные праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, с участием родителей, такие как «Фольклорный фестиваль народного танца», «День хороводов мира», фестиваль «Танцуют все!», приуроченный к Международному дню танца 29 апреля и так далее. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, приобщиться к его обычаям и традициям.

Через организацию праздника осуществляется интеграция различных видов детской деятельности – сочетание музыки, живописи, движений, драматического искусства, фольклора. При проведении праздников дети одеты в национальные костюмы, обязательными элементами которых является русский сарафан, кокошник, рубашка, кушак.

6 слайд

Работая с дошкольниками над музыкально – ритмическими движениями я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, использую разнообразие подвижных народных игр, игр-хороводов. Использую предметы быта в танцах: платки, ложки, ввожу различные музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, балалайки, гармонь). Они вызывают у ребенка большой интерес.

7 слайд

Так же наши дети принимают активное участие и побеждают в танцевальных конкурсах различного уровня с русскими – народными танцами – в городском конкурсе детского хореографического творчества «Танцевальный серпантин» с танцем «Московская кадриль», 

8 слайд 

во всероссийском профессиональном конкурсе «Гордость страны» с танцем «Вася, Василек» и так далее. Сейчас предлагаю посмотреть русский народный танец «Вася, Василек» в исполнении детей 5 – 7 лет, получивший специальный диплом жюри на городском конкурсе «Танцевальный серпантин». 9 слайд видео

10 слайд

Мы стараемся, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь нашего детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.