Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности “Музыкальные пятиминутки”

ФИО: Романов А.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2547
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Музыкальные пятиминутки"
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Комитет по образованию администрации города Мурманска

Муниципальное автономное  учреждение

дополнительного образования  г. Мурманска

Дом детского творчества им. А. Бредова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

“Музыкальные пятиминутки”

Возраст обучающихся: 7 – 11  лет

Срок реализации программы: 1 год

Уровень программы: стартовый

Автор-составитель: 

Романов А.А., 

концертмейстер

ДДТ им. А. Бредова

Мурманск

2023

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественно-музыкального образования лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности “Музыкальные пятиминутки” разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”; Приказа Министерства просвещения  Российской Федерации от 27 июля 2022г. № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021г. № 652н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”; постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 “Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”; постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 “Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”; письма Министерства образования и науки России от 18.11.2015г. № 09-3242 “О направлении информации” вместе с “Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ”; Устава муниципального автономного учреждения дополнительного образования                    г. Мурманска Дома детского творчества им. А. Бредова, образовательной программы ДДТ им. А. Бредова, локальных нормативных актов МАУДО ДДТ им. А. Бредова.

Актуальность программы.

Программа «Музыкальные пятиминутки» направлена на развитие музыкальности ребенка, эмоциональной и образной сферы, чувства сопричастности музыкальному миру. Ознакомление с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства поможет учащимся погрузиться в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры.

Данная программа разработана на основе культурологического подхода к осуществлению процесса музыкального воспитания детей. Одной их важнейших составляющих программы является ценностная основа, которая позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами искусства, освоить элементарную теорию музыки, познакомиться с произведениями композиторов-классиков, расширить целостное представление о мире музыки. 

Новизна программы заключается в том, что для работы подобраны новые методы и приемы подачи материала, разработаны интерактивные формы проведения занятий. 

Отличительной особенностью содержания данной программы является то что, программа занятий выстроена таким образом, что теоретические знания обучающиеся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным. Программа «Музыкальные пятиминутки» ориентирована на обучение широкого круга детей с различной степенью одаренности. Возможна коррекция программы в зависимости от обстоятельств и состава групп. Несмотря на то, что учебно-тематический план утвержден, педагог имеет право по своему усмотрению распределять материал по темам, направлениям. Это дает возможность сделать процесс обучения адаптированным, то есть – в зависимости от особенностей состава учебных групп, уровня подготовки детей, их возраста и психологического восприятия того или иного вида работы комбинировать те формы занятий, которые подходят конкретной группе.

Программа имеет стартовый уровень сложности и предполагает универсальную доступность для всех детей младшего и среднего школьного возраста, с любым видом и типом психофизиологических способностей. 

Направленность программы – художественная. Программа направлена на формирование у детей знаний  в области теории музыки, которые способствует их дальнейшему применению в исполнительской деятельности.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры; развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям, музыкальной памяти, ассоциативного мышления и воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

В соответствии с целью определены основные задачи программы. 

Образовательные:

– формирование базовых компетенций в области теории музыки;

– формирование основ знаний в области музыкальной грамоты;

– формирование умений применения основных средств музыкальной выразительности, используемых в музыкальном искусстве.

Метапредметные:

– формирование навыков самостоятельной работы с теоретическим и практическим материалом;

– формирование умения понимать цель выполняемых действий и важность планирования работы;

– формирование умения работать самостоятельно и в коллективе;

– формирование умения анализировать результаты собственной и коллективной деятельности.

Личностные: 

– развитие у детей коммуникативных навыков;

– формирование чувства ответственности и дисциплинированности; 

– формирование и развитие у обучающихся личностных качеств, эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Базовые понятия программы – теория музыки, слушание музыки, музыкальная литература.

Сроки реализации программы – программа «Музыкальные пятиминутки» рассчитана на 1 год обучения – 36 часов.

Форма обучения – очная.

Адресат программы программа предназначена для обучающихся 7-11 лет, учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Условия приема обучающихся на обучение по программе: программа «Музыкальный пятиминутки» является приложением к дополнительным общеразвивающим общеобразовательным  программам по направлению «Вокал».

Место реализации программы: МАУДО ДДТ им. А. Бредова (г. Мурманск, пр. Ленина, д. 63а).

Количество обучающихся в группах – 12 человек.

Формы и режим занятий – групповые: 1 час 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 7-10 минут.

Методы обучения:

  1. Словесный (рассказ, беседа, объяснения);
  2. Наглядный (наблюдение, демонстрация);
  3. Практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Принципы построения занятий:

  • Открытость, доверительность;
  • Безоценочность;
  • Активность ребенка;
  • Создание благоприятной психологической атмосферы;
  • Ситуация успеха для каждого участника коллектива.

Способы оценки результативности реализации программы – блиц-опрос, викторина, тестирование.

Планируемые результаты реализации программы.

Программные результаты 1 года обучения:

К концу первого года обучения учащиеся понимают, что такое:

– звуки музыкальные и шумовые, высокие и низкие (регистры);

– звукоряд, октава;

– скрипичный и басовый ключ;

– длительности, паузы, такт, тактовая черта;

– размер, ритм, темп;

– лад (мажор, минор);

– гамма, тоника, ступени (устойчивые, неустойчивы, вводные);

– строение мажорной гаммы;

– тон, полутон;

– знаки альтерации;

– диез, бемоль, бекар;

– тональность;

– динамические оттенки (громко, тихо);

– интервалы (ознакомление);

– первоначальные навыки нотного письма (расположение нот на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, такт, тактовая черта и т.д.).

Умеют:

– читать музыкальные знаки;

– писать ноты, длительности, паузы;

– строить мажорные гаммы, определять устойчивые, неустойчивые, вводные ступени;

– определять лад произведения;

– строить интервалы (на первоначальном этапе);

– простукивать, прохлопывать ритмический рисунок исполняемой мелодии;

– определять сильную или слабую долю в прослушанной или исполняемой мелодии;

владеют: 

– основами нотной грамоты;

– навыками нотной записи;

– навыками первоначального чтения нотного текста.

Метапредметные результаты:

сформированы навыки выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам;

сформировано умение участвовать в подготовке и реализации самостоятельных и коллективных музыкально – творческих проектов.

Личностные:

мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкально – исполнительской деятельности;

 бережное отношение к музыке, народным традициям, музыкальной культуре.

В процессе реализации программы у обучающихся формируются следующие компетенции:

Ценностно-смысловые компетенции: умения ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения; выбор индивидуальной образовательной траектории, самоопределение обучающегося в ситуациях учебной и иной.

Общекультурные компетенции: владение эффективными способами организации свободного времени; владение духовно – нравственными ценностями, культурологическими основами семейных и общественных явлений и традиций.

Учебно-познавательные компетенции: навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, овладение креативными навыками (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях).

Информационные компетенции: владение навыками работы с различными источниками информации, навыками работы с компьютером.

Коммуникативные компетенции: обретение многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогут самовыражению в социуме, готовность и умение строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными жизненными ситуациями и работать в коллективе.

Социально-трудовые компетенции: компетенции личностного самосовершенствования: ответственное отношение к делу; самостоятельность, уверенность в своих силах, аккуратность; бережное отношение к инструментам, нотам, оборудованию; взаимопомощь и взаимоуважение; гражданские и патриотические чувства.

Кадровое обеспечение программы: реализация программы осуществляется педагогическими работниками (концертмейстерами), имеющими высшее или среднее педагогическое образование, прошедшими курсы повышения квалификации по профилю программы, владеющие основами образовательной деятельности по представленной программе направлением, умеющие видеть индивидуальные возможности и способности обучающихся, направляя их к реализации этих возможностей.

Материально-техническое обеспечение программы.

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • музыкальный центр;
  • фортепиано;
  • электрофортепиано;
  • доска;
  • столы;
  • стулья.

Методическое и дидактическое обеспечение.

  • учебная, методическая, дополнительная литература;
  • нотная литература.

Учебно-тематический план

№ п/п Разделы и темы Всего Формы аттестации/ контроля
1. Теория музыки 4 Прослушивание материала, слуховой анализ
2. Музыкальные инструменты 6 Прослушивание материала, слуховой анализ
3. Мелодия 3 Прослушивание материала, слуховой анализ
4. Музыкальные произведения 5 Прослушивание материала, слуховой анализ
5. Композиторы 13 Прослушивание материала, слуховой анализ
6. Виды пения 4 Прослушивание материала, слуховой анализ
7. Аттестация 1 Тестирование
ИТОГО 36

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Теория музыки – 4 часа.

Нота. Нотный стан. Ключи

Нота – это музыкальный знак, для записи звуков. Нота пишется в виде кружка: закрашенный для коротких нот и не закрашенный для длинных. Нот всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Пишутся ноты на нотном стане.

Нотный стан – это пять параллельных линеек. Счет линеек идет снизу вверх. Ноты можно писать на линейках, между линейками, под линейками и над линейками. На линейках пишутся ноты ми, соль, си, ре и фа. Нота «до» первой октавы пишется на добавочной линейке под первой линейкой нотного стана. Между линейками пишутся ноты фа, ля, до и ми. Нота «ре» пишется под первой линейкой. В начале нотного стана пишется ключ.

Ключ – это музыкальный знак, который ставится в начале нотного стана и указывает высоту ноты. Скрипичный ключ (или ключ «соль») используется для записи высоких нот, басовый ключ (или ключ «фа») используется для записи низких нот. 

Задания:
1. Назвать по порядку названия нот снизу вверх и сверху вниз.
2. Какие ноты пишутся на линейках.
3. Какие ноты пишутся между линейками.
4. Чем отличаются скрипичный  и басовый ключ.

Динамика

Динамика – это сила или громкость звука. Для обозначения динамики в музыке используются специальные знаки – динамические оттенки.

Динамические оттенки – указывают на громкость звучания музыки.

Основные динамические оттенки – это:
1. Форте (forte) – громко (обозначается буквой f)
2. Пиано (piano) – тихо (обозначается буквой p)
3. Меццо-форте (mezzoforte) – не очень громко (обозначается буквами mf)
4. Меццо-пиано (mezzopiano) – не очень тихо (обозначается буквами mp)
5. Крещендо (crescendo) – постепенное увеличение силы звука (обозначается знаком < или сокращением cresc)
6. Диминуэндо (diminuendo) – постепенное уменьшение силы звука (обозначается знаком > или сокращением dim)

Задания:
1. Что такое динамика.
2. Что используется для обозначения динамики.
3. Для чего нужны динамические оттенки.
4. Перечислить основные динамические оттенки и их обозначения.

Знаки альтерации

Знаки альтерации – это специальные музыкальные знаки для повышения или понижения звука без изменения его названия. Повышение или понижение звука делается на полтона. Знаки альтерации ставятся как в начале нотного стана (после записи ключа) и тогда действуют на протяжении всего произведения, так и могут ставиться непосредственно перед определенной нотой и тогда действуют на протяжении одного такта произведения.

Полутон – это самое маленькое расстояние между звуками.

Основные знаки альтерации – это:
1. Диез (diése) – повышение ноты на полтона (обозначается знаком )
2. Бемоль (bémol) – понижение ноты на полтона (обозначается знаком )
3. Бекар (bécarre) – отмена ранее написанного диеза или бемоля (обозначается знаком )

Задания:
1. Что такое знаки альтерации.
2. Где могут записываться знаки альтерации.
3. Какое самое маленькое расстояние между звуками.
4. Перечислить основные знаки альтерации и их обозначения.

  • Музыкальные инструменты – 6 часов.

Струнно-смычковые инструменты

Струнно-смычковые инструменты – это группа музыкальных инструментов, звуки которых извлекается при помощи смычка по натянутым струнам. Сформированы струнно-смычковые инструменты примерно в конце XVII века, только сам смычок в современном виде появился к концу XVIII века. Несмотря на тембральные различия, вместе инструменты звучат как единое целое, что объясняется общими приемами звукоизвлечения.

В симфоническом оркестре выделяют четыре основных струнно-смычковых инструмента – это:
1. Скрипка
2. Альт
3. Виолончель
4. Контрабас

Источник звука у всех инструментов – это струны, звукоизвлечение производится при помощи смычка (arco) или пальцами (pizzicato).

Задания:
1. Что такое струнно-смычковые инструменты.
2. Когда был сформирован современный вид смычка.
3. Назвать основные струнно-смычковые инструменты симфонического оркестра.
4. Как можно извлекать звук на струнно-смычковых инструментах.

Струнно-щипковые инструменты

Струнно-щипковые инструменты – это группа музыкальных инструментов, звуки которых извлекаются при помощи пальцев либо при помощи специального приспособления под названием медиатор. 

Делятся струнно-щипковые инструменты на два вида:
1. Состоят из резонирующего корпуса и грифа. На грифе имеются лады. Лады – это узкие выпуклые порожки на грифе, с помощью которых изменяется высота звука.
2. Не имеют грифа и струны крепятся непосредственно к корпусу инструмента.

К первому виду относятся следующие инструменты – гитара, домра, балалайка, банджо, укулеле (гавайская четырехструнная гитара), мандолина (итальянский музыкальный инструмент с четырьмя двойными металлическими струнами).

Ко второму виду струнно-щипковых инструментов относятся – арфа, гусли, ци́тра (инструмент, получивший распространение в Германии и Австрии в XVIII веке).

Источник звука у всех инструментов – это струны, звукоизвлечение производится при помощи защипывания струны пальцами или медиатором.

Задания:
1. Что такое струнно-щипковые инструменты.
2. На какие два вида делятся струнно-щипковые инструменты.
3. Перечислить инструменты первого вида.
4. Перечислить инструменты второго вида.

Деревянно-духовые инструменты

Деревянно-духовые инструменты – это группа духовых инструментов, звук из которых извлекается при помощи воздуха. К деревянно-духовым инструментам относят большую группу музыкальных инструментов, объединенных материалом изготовления и способом извлечения звука. 

Изначально инструменты изготавливались только из дерева, откуда и получили свое название. Однако некоторые современные инструменты такого типа (яркий пример флейта) практически не делают из дерева, для изготовления других помимо дерева используются так же и такие материалы, как пластик, серебро и специальные металлические сплавы. 

Интересно то, что такой инструмент, как саксофон, который по принципу звукоизвлечения является деревянно-духовым инструментом,   никогда не изготовлялся из дерева.

В симфоническом оркестре выделяют четыре основных деревянно-духовых инструмента – это:
1. Флейта
2. Кларнет
3. Гобой
4. Фагот

Так же есть ряд народных инструментов, относящихся в деревянно-духовым – это гудок, свирель, жалейка (пастушечий музыкальный инструмент для зазывания скота) и другие.

Задания:
1. Что такое деревянно-духовые инструменты.
2. Из какого материала делаю деревянно-духовые инструменты.
3. Какой инструмент никогда не делался из дерева.
4. Перечислить основные деревянно-духовые инструменты симфонического оркестра.

Медно-духовые инструменты

Медно-духовые инструменты – это группа духовых инструментов, звук из которых извлекается при помощи воздуха. Изначально изготовлялись из меди, откуда и получили свое историческое название. В современное время помимо меди для изготовления инструментов так же используется латунь, реже серебро. 

Медно-духовые инструменты делятся на несколько подвидов, основными из которых являются:
1. Вентильные инструменты, у которых на корпусе есть три-четыре вентиля, управляемые пальцами исполнителя. При нажатии определенного вентиля изменяется длина воздушного потока и таким образом меняется звуковысотность. Вентильными является большинство современных медно-духовых инструментов – валторна, труба, туба.
2. Инструменты с кулисой, у которых используют особую U-образную выдвижную трубку (кулису), перемещение которой изменяет длину воздушного потока, таким образом повышая или понижая звук. Основной инструмент этого типа – тромбон.

В симфоническом оркестре выделяют четыре основных медно-духовых инструмента – это:
1. Труба
2. Валторна
3. Тромбон
4. Туба

Задания:
1. Что такое медно-духовые инструменты.
2. Откуда получили свое название.
3. На какие основные подвиды делятся.
4. Перечислить основные медно-духовые инструменты симфонического оркестра.

Ударные инструменты

Ударные инструменты – это вид музыкальных инструментов, звук из которых извлекается при помощи удара. Это первый в истории человечества вид музыкальных инструментов. 

Многообразие разновидностей и форм ударных инструментов сформировало несколько их групп. Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам одновременно. 

Первая группа определятся по звуковысотности:
1. С определенной высотой звучания – инструменты настроены на определенные ноты. К таким инструментам относятся литавры, ксилофон, колокольчики и др.
2. С неопределенной высотой звучания – инструменты не имеют определенной высоты звучания. К таким инструментам относятся большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, там-там, кастаньеты и др.

Вторая группа определяется по звукообразованию:
1. Мембранофоны – инструменты, в которых звучащим телом является натянутая мембрана (из кожи или пластика). К таким инструментам относятся литавры, барабаны и бубны.
2. Идиофоны (самозвучащие инструменты) – инструменты, в которых звучащим телом является сам инструмент. К таким инструментам относятся гонг, треугольник, ксилофон, виброфон, колокольчики и др.

Так же одним из подвидов ударных инструментов является фортепиано (рояль), которое относится к группе клавишно-ударных инструментов, поскольку звук извлекается при помощи молоточков, которые приходят в действие при нажатии клавиши инструмента.

Задания:
1. Что такое ударные инструменты.
2. На какие группы делятся ударные инструменты.
3. На какие подгруппы делятся ударные инструменты.
4. Почему фортепиано (рояль) относится к ударным инструментам.

  • Мелодия – 3 часа.

Мелодия, ее значение в произведении

Музыка окружает нас в повседневной жизни постоянно. Дома, на улице, в школе мы слышим разные песни, танцы, марши. Музыка словно живое существо: в ней бьется сердце, стучит пульс. Есть у музыки и душа – это ее мелодия.

Мелодия – это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, смысл.

Музыку можно разделить на жанры – лирическая, танцевальная, драматическая, патриотическая и др. 

В репертуаре каждого коллектива звучат произведения, близкие по духу и понятные по содержанию для каждого ребенка. 

Задания:
1. Напеть мелодии из детских песен.
2. Рассказать какие чувства передают эти песни.
3. Определить к какому жанру относятся произведения (лирическая песня или танцевальная).
4. Рассказать какие движения помогли бы лучше передать характер песни и помочь в исполнении.

Песня, строение песни

Песня – это самая распространенная форма вокальной музыки, в которой соединены поэтический текст и мелодия. Песни отличаются жанром, формой и другими признаками. 

Песня может исполняться как одним человеком (солистом), так и ансамблем или хором. Песни поют как с музыкальным сопровождением (музыкальным инструментом или оркестром), так и без музыкального сопровождения (а капелла).

Современные песни пишутся в куплетно-припевной форме, потому что состоят из чередующихся куплетов и припевов. Отличаются куплеты тем, что текст в них меняется каждый раз, а мелодия остается той же. В припевах же и слова и мелодия остаются одинаковыми. 

Помимо куплетов и припевом в песне выделяют:
1. Вступление – музыкальный фрагмент, звучащий перед первым куплетом;
2. Проигрыш – музыкальный фрагмент, звучащий в середине песни;
3. Заключение – музыкальный фрагмент, звучащий в конце песни после последнего припева.

Современные песни в основном состоят из двух-трех куплетов, в то время как припевов всегда на один больше. Таким образом примерное строение двухкуплетной песни будет выглядеть так:
Вступление –> Первый куплет, первый припев –> Второй куплет, второй припев –> Проигрыш –> Третий Припев –> Заключение.
Примерное строение трехкуплетной песни будет выглядеть так:
Вступление –> Первый куплет, первый припев –> Второй куплет, второй припев –> Проигрыш –> Третий куплет, третий припев –> Четвертый припев –> Заключение.

Задания:
1. Что такое песня. Кто может исполнять песню.
2. В какой форме пишутся современные песни.
3. Что есть в песне помимо куплетов и припевов.
4. Рассказать строение песни, состоящей из двух куплетов.

  • Музыкальные произведения – 5 часов.

Жанры музыки (песня, танец, марш)

Песня, танец и марш очень прочно вошли и обосновались в нашей жизни, порой это очень сложно заметить и напрямую связать с искусством. Эти три формы музыкальных произведений окружают нас в повседневной жизни постоянно.

Песня является одной из древнейших форм искусства, где наряду со словами присутствует не сложная и легко запоминающаяся мелодия, которая передает общее настроение слов. Песня встречается в повседневной жизни человека ежедневно с момента, когда человек стал четко формулировать свои мысли в слова.

Танец, как и песня, относится к истокам зарождения искусства. Во все времена люди выражали свои чувства и эмоции при помощи движений – танца. Первые упоминания о танцах и танцевальной музыке были еще во времена древнего мира. В основном это были ритуальные танцы для поклонения различным божествам. Танцев в современном мире существует достаточно много – это и полька, и вальс, мазурка и многие другие.

Наряду с песней и танцем, марш так же является основой музыки. Он имеет ярко-выраженный ритмический аккомпанемент. Впервые встречается в Древней Греции и используется для сопровождения выхода актеров на сцену. С маршами, различными по настроения – веселыми и бодрыми, праздничными и походными, грустными и печальными связаны многие моменты жизни человека.

Песня, танец и марш – три кита музыки – как фундамент держат на себе весь огромный мир музыки. Они присутствуют повсеместно в музыкальном искусстве: опере, балете, в джазовой, народной музыке, произведениях для музыкальных инструментов. 

Задания:
1. Охарактеризовать песню, как направление музыки.
2. Охарактеризовать танец, как направление музыки.
3. Охарактеризовать марш, как направление музыки.
4. Как вместе можно назвать песню, танец и марш, как основу музыки.

Классическая музыка

Классическая музыка, от латинского «classicus» (образцовый) – это золотой фонд мировой музыкальной культуры. Классические музыкальные произведения сочетают в себе глубину, содержательность и значимость с совершенством формы. К классической музыке могут быть отнесены как произведения, созданные в прошлом, так и более современные сочинения. В разговорном языке понятие «классическая музыка» используется для определения академической или симфонической музыки.

Исторически понятие «классическая музыка» связано с эпохой классицизма. Композиторы эпохи классицизма взяли за образец сочинения античных авторов, дополнив их тремя единствами: местом, временем и действием. Наиболее ярко эти три единства отражены в опере.

В инструментальной музыке отразились более общие принципы классицизма – это равновесие, логическая ясность замысла, стройность и законченность композиции, а так же четкое деление на жанры.

Под классической музыкой подразумеваются произведения XVII – XVIII веков. Основоположниками считаются И. С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди.

Классическая музыка оказала большое влияние на развитие современной музыки, в том числе на популярную и рок-музыку.

Задания:
1. Дать определение понятия «классическая музыка».
2. Что послужило образцом для классической музыки.
3. К какому временному отрезку применяется понятие «классическая музыка».
4. Оказала ли классическая музыка влияние на дальнейшее развитие музыкальных произведений.

Народная музыка

Народная музыка, или фольклор – это музыкально-поэтическое творчество народа, существующее, как правило, в устной форме, передающееся от поколения к поколению. Народная музыка стоит наравне с классической и популярной музыкой. Существует еще одно определение народной музыки – это традиционная музыка отдельных народов и культур.

Ученые напрямую связывают народную музыку с природой. В XIX веке народная музыка считалась самой естественной формой музыки, не подверженной городскому влиянию. 

Традиционная народная музыка создавалась сельским населением, не имела записи на бумаге и передавалась из уст в уста. Основа народной музыки – это песня. 

Народная музыка является одной из важнейших составляющих духовной культуры. Она звучала во время обрядов, трудовой деятельности, на праздниках и просто в повседневной жизни. Считалось, что народная музыка имела магическое воздействие на людей и природу. Большинство произведений соединяет в себе музыку и поэзию, музыку и танец, или все виды искусства сразу. 

Задания:
1. Что такое народная музыка.
2. Кем создавалась и как передавалась народная музыка.
3. Когда звучала и использовалась народная музыка.
4. Что соединяет в себе народная музыка.

Эстрадная музыка

 Эстрадная музыка – это вид развлекательного музыкального искусства для самой широкой аудитории слушателей. Наибольшее развитие эстрадная музыка получила в XX веке. К ней относят танцевальную музыку, различные песни, произведения для эстрадно-симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей. 

Зачастую эстрадную музыку соотносят с понятием «легкая музыка», то есть музыка легкая для восприятия, общедоступная.

У современной эстрадной музыки есть целый ряд общих признаков: постоянная ритмическая пульсация, преимущественно танцевальный характер исполняемых произведений. Эстрадная музыка отличается доступностью музыкального языка, мелодичностью и ритмической простотой. 

К жанру эстрадной музыки относятся различные виды эстрадных песен: романс, современная лирическая песня, танцевальная песня с развитым музыкальным сопровождением. Главное, что объединяет виды эстрадной песни – это ее доступность и запоминающаяся мелодия. Но эстрадная песня это не только развлекательные произведения. Так же в ней звучит тема гражданственности, патриотизма, любви к Родине и миру.

Задания:
1. Что такое эстрадная музыка.
2. В каком веке эстрадная музыка получила наибольшее распространение.
3. Почему эстрадную музыку называют «легкой музыкой».
4. Какие виды песен относят к жанру эстрадной музыки.

  • Композиторы – 13 часов.

Классические композиторы.

Сравнивать музыку, созданную за несколько столетий невозможно, но можно выделить некоторых композиторов, которые четко выделяются на фоне своих современников. В своих произведениях они стремились расширить границы классической музыки, достичь в ней новых высот, не досягаемых ранее.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) является величайшим композитором в мировой истории музыки. Баха относят к музыке эпохе барокко. За всю свою жизнь он написал свыше тысячи произведений, однако, при жизни композитора было издано лишь около десятка. Он творил во всех жанрах своей эпохи, за исключением оперы. Самые известные произведения: Токката и фуга ре минор, Прелюдия до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира», Ария из оркестровой сюиты № 3 ре минор.

Людвиг Ван Бетховен (1770-1827) является для мировой классики очень значимой фигурой. Один из самых исполняемых композиторов в мире. Он сочинял свои произведения в абсолютно всех жанрах своего времени. Инструментальные произведения Бетховена признаны самыми значимыми из всего наследия оставленного композитором. Вот уже третий век подряд Бетховен признается одним из величайших композиторов. Самые известные произведения: «Ода к Радости» из финала 9-й симфонии ре минор, Соната для фортепиано № 14 («Лунная соната»), Багатель № 25 ля минор «К Элизе».

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – австрийский композитор и дирижер, виртуозный скрипач и органист. Обладал невероятной музыкальной памятью и поразительным слухом. Творить Моцарт стал с ранних лет жизни и преуспел во всех жанрах музыки, за что по праву признан одним из величайших композиторов классической музыки в истории. Самое загадочное и таинственное произведение Моцарта – «Реквием», так и не было дописано автором, завершил работу его ученик. Самые известные произведения: Третья часть сонаты для фортепиано № 11 ля мажор «Турецкий марш», заупокойная месса «Реквием», Симфония № 40 соль минор.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер и музыкальный критик относится к одним из лучших мелодистов в мире. Его творчество внесло огромный вклад в развитие мировой классики. Автор множества сказочных опер и балетов, а так же симфоний, каждая из которых стала шедевром. В среде любителей классической музыки Чайковский является очень популярным композитором. В своих произведениях Петр Ильич успешно совместил стилистику западных симфоний с русскими традициями. Самые известные произведения: «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро», «Танец феи драже» из балета «Щелкунчик», Вальс из балета «Спящая красавица».

Задания:
1. К какой эпохе относят творчество И. С. Баха, прослушать и назвать несколько известных произведений.
2. В каких жанрах работал Л. В. Бетховен, прослушать и назвать несколько известных произведений.
3. Какое самое загадочное произведение В. А. Моцарта и почему, прослушать и назвать несколько известных произведений.
4. Что совместил в своих произведениях П. И. Чайковский, прослушать и назвать несколько известных произведений.

Композиторы XX века.

Невозможно представить мировую классическую музыку без работ русских композиторов XX века. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, внесла свой вклад в мировой прогресс и искусство. Советская композиторская школа объединила европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав вместе европейскую форму произведений и русский дух.

Сергей Васильевич Рахманинов (1973-1943) – крупнейший мировой композитор начала XX века, талантливый пианист и дирижер. Рахманинова часто называют «самый русский композитор». Он создал свой уникальный стиль музыки, который выделяется в мировой музыкальной культуре. Признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. По словам Сергея Васильевича «Мелодия – это главная основа всей музыки. Мелодическая изобретательность – главная жизненная цель композитора». Знаменитые произведения: Концерт № 2 до минор для фортепиано с оркестром, Симфония № 2, поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) – один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире. Его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Произведения Шостаковича – это истинные выражения событий XX века, в которых личное переплетается с судьбой родной страны. Интеллигентный и деликатный Дмитрий Дмитриевич нашел свою форму выражения творческих мыслей в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Именно симфонии занимают центральное место в творчестве композитора и стали вершиной советской симфонической музыки. Так же писал музыку к советским кинофильмам. Знаменитые произведения: опера «Леди Макбет Мценского уезда», «Ленинградская» симфония № 7, «Песня мира».

Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) – один из самых влиятельных мировых композиторов XX века, лидер неоклассицизма. В его творчестве отражено много стилей, постоянно пересекающихся друг с другом. Он свободно смешивает жанры, формы и стили, выбирая их из столетий музыкальной истории. Стравинский был вынужден сменить несколько стран, поэтому его творчество разделяют на три периода: русский, неоклассический и американский. В творчестве Игоря Федоровича выделяется одна уникальная черта – неповторяемость, каждое его произведение уникально. Отличительные черты произведений Стравинского – это русские народные интонации, ритмическая энергия и оркестровая виртуозность. Известные произведения: балет «Весна священная», опера-оратория «Царь Эдип», «Симфонии духовых инструментов».

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) – один из крупнейших русских композиторов XX века, пианист, дирижер. Прокофьева можно считать одним из немногих русских «вундеркиндов», потому что уже в девять лет написал свою первую оперу, в 13 лет поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Характерные черты творческого облика Прокофьева – это активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Талант Сергея Сергеевича многогранен, он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам. Волевая и предельно точная музыка с новыми образами и идеями заложила основу советской классической музыки и оперы. Балеты Прокофьева стали новым эталоном мировой балетной музыки. Знаменитые произведения: балет «Ромео и Джульетта», симфоническая сказка «Петя и волк», песня «Вставайте, люди русские» из музыки к кинофильму «Александр Невский».

Задания:
1. Как часто называют С. В. Рахманинова, прослушать и назвать несколько известных произведений.
2. Какие произведения занимают центральное место в творчестве Д. Д. Шостаковича, прослушать и назвать несколько известных произведений.
3. Что является отличительной чертой творчества И. Ф. Стравинского, прослушать и назвать несколько известных произведений.
4. Какой жанр в творчестве С. С. Прокофьева стал новым эталоном мировой музыки, прослушать и назвать несколько известных произведений.

Детские композиторы.

Детская музыка в произведениях многих композиторов во все времена имела особое значение. Она отражала воспоминания, связанные с самой прекрасной порой в жизни каждого человека – детством. Музыка окружает детей повсюду, начиная от первых игр, заканчивая повседневными поездками в транспорте. Музыкальные произведения для детей помогают развитию фантазии, образному мышлению, и даже выбору профессии. Много песен написано для мульт- и кинофильмов. 

Владимир Яковлевич Шаинский (1925-2017) – советский и российский композитор-песенник. Написал множество песен для детей. Секрет успеха песен Владимира Яковлевича в том, что он хорошо знал и любил своих слушателей, жил их интересами и всегда знал, что нужно детям. В основном Шаинский писал песни для мультфильмов, но очень быстро эти песни обретали собственную жизнь и становились намного популярнее самого мультфильма. Среди известных песен Владимира Яковлевича: «Чебурашка» из одноименного мультфильма, «Чунга-чанга», «Песенка мамонтенка» из м/ф «Мама для мамонтенка», «В траве сидел кузнечик».

Евгений Павлович Крылатов (1934-2019) – советский и российский композитор, пианист. Писал музыку в самых разнообразных жанрах: симфоническая, эстрадная музыка, музыка для театральных постановок, для радио и телевидения. Но особенно запомнился именно как кинокомпозитор и автор детских песен, написав музыку в огромному количеству кино- и мультфильмам. На протяжении 25 лет Евгений Павлович был самым востребованным композитором советского и российского кинематографа. Среди самых известных песен Крылатова: «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка», «Кабы не было зимы» из м/ф «Зима в Простоквашино», «Крылатые качели» из к/ф «Приключения Электроника», «Прекрасное далеко» из к/ф «Гостья из будущего».

На утренниках, в детских садах и школах, во многих передачах звучат не только песни советских композиторов, но также и песни современных авторов, которые пишут музыку для детей. Песни этих композиторов поют в детских вокальных коллективах, на различных конкурсам и концертах. 

Александр Ермолов – российский композитор, аранжировщик, автор более 200 песен. Первыми исполнителями его песен стали ребята из Студии детского песни «Ладушки» в родном городе композитора. Песни Александра Ермолова предназначены для исполнителей и слушателей разных возрастов – от самых маленьких слушателей до ребят старших классов. Среди известных песен Александра Ермолова: «Светит солнышко для всех», «Прадедушка», «Веселая песенка», «Мир, который нужен мне».

Анна Петряшева – композитор и поэт, автор популярных песен для детей. Песни Анны Петряшевой звучат на радио, телевидении, исполняются на различных конкурсах и концертах. Не раз песни композитора принимали участие в конкурсах «Детское Евровидение» и «Детская Новая волна» разных лет. В своем творчестве Анна стремится к тому, чтобы детская песня звучала на высоком уровне, была близка каждому исполнителю и раскрывала его эмоциональные переживания. Среди известных песен Анны Петряшевой: «Взгляни на мир», «Дети земли», «Звени, звонок», «Помогите бегемоту».

Задания:
1. В чем секрет успеха В. Я. Шаинского, прослушать и назвать несколько известных песен.
2. Как особенно запомнился Е. П. Крылатов, прослушать и назвать несколько известных песен.
3. Для какого возраста предназначены песни А. Ермолова, прослушать и назвать несколько известных песен.
4. К чему стремится в своем творчестве А. Петряшева, прослушать и назвать несколько известных песен.

  • Виды пения – 4 часа.

Академическое пение.

Академическое пение – это классическая манера исполнения, в которой допускается только чистое звучание, т.е. без использования звуко-усиливающей аппаратуры. Такая манера пения была разработана очень давно, когда исполнитель не мог использовать профессиональную обработку голоса. В академической манере исполнения поют в опере, хоре и даже с симфоническим оркестром. 

Академическое пение начало развиваться на основе народного и фольклорного пения. Родиной академического исполнительства считается Италия. Несмотря на то, что различные вокальные техники развивались и изменялись, основные принципы академического пения остались неизменными до наших дней. Сейчас такое исполнение называют классическим. 

Академический, или классический, вокалист при помощи своего голоса может без микрофона озвучить концертный зал на фоне игры оркестра. 

Самый известный певец академического исполнения – итальянский певец Андреа Бочелли. Ярким представителем женского академического пения является испанская певица Монсеррат Кабалье.

Задания:
1. Что такое академическое пение.
2. Какая страна считается родиной академического исполнительства.
3. Как по-другому можно назвать академическое пение.
4. Назвать известных исполнителей классического пения

Эстрадное пение

Эстрадное пение – это манера исполнения песен, приближенная к простой разговорной речи. Эстрадный вокал более понятен простому слушателю, поскольку мы слышим его в окружающем нас мире постоянно: по пути в школу, на прогулке, в торговых центрах. Понятие «эстрадное пение» или «эстрадный вокал» принято сравнивать с легкой музыкой, простой  и доступной для понимания. В эстрадном пении можно услышать народные напевы, элементы джаза, и даже мотивы рок-музыки.

Вырос эстрадный вокал из бытового пения простых людей, а выходом на большую сцену послужили рождение джаза и мировая культура XX века в целом. Почти во всех формах эстрадного вокала чувствуется влияние афроамериканской культуры, блюза, приемы, заимствованные из джазовой музыки. 

Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Для эстрадного пения характерно сочетание вокализации и речевых интонаций как одинаково важных выразительных средств. Сохранение речевой окраски голоса является отличительной особенностью эстрадного вокалиста.

Существует много различных стилей эстрадного пения: поп, рок, соул, фанк, хип-хоп, дэнс, европоп, баллада  и многие-многие другие. 

Среди известных мировых эстрадных вокалистов: Мэрайя Кэри, Кристина Агилера, Майкл Джексон, Фредди Меркюри, Уитни Хьюстон, Леди Гага.

Среди российских популярных исполнителей: Дима Билан, Юлиана Караулова, Лариса Долина, Шаман, Сергей Лазарев, Ани Лорак, Полина Гагарина.

Задания:
1. Что такое эстрадное пение.
2. Из чего вырос эстрадный вокал и когда.
3. В чем отличие эстрадного пения от академического.
4. Назвать несколько стилей и известных эстрадных исполнителей.

Народное пение

Народное пение – это музыкальное направление с древней историей, передающее ценности культурного наследия, самобытное, эмоциональное и многогранное творчества. Певцов-народников отличает искренность, с которой они стараются донести до слушателей глубину музыки и смысл текста. Выражение «поет сердцем», как нельзя более подходит исполнителям народных песен.

Особенностью русского песенного фольклора считается разговорная манера исполнения, с сохранением традиционного диалекта и выразительности интонаций. В основе фольклорной песни лежит живая человеческая речь. Можно сказать, что народный вокал – это умение «разговаривать пением» или «петь разговором». Приемы и способы исполнения народной песни передавались из поколения в поколение, при этом высоко ценилось «перенимание с голоса». Русский народный вокал напоминает плавную, неторопливую речь.

Народные песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов: аккордеона, баяна, балалайки или гармони. Или же вовсе без музыкального сопровождения, т. е. «a cappella». 

Народные песни сохранили в себе особенный этнический дух, подчеркивающий жизнь и быт прошлых времен. Вокал в фольклоре воплощает духовную силу народа и необычные образы, которые проявляются в музыке. Особенности вокала русской народной песни заключаются в формировании мелодии и глубокого смысла, наглядности образов и оттенков юмора. 

Среди известных исполнителей народных песен: Федор Шаляпин, Надежда Бабкина, Пелагея, Марина Девятова, Владимир Девятов.

Задания:
1. Что такое народное пение.
2. Что является особенностью русского фольклора.
3. Какое выражение наиболее подходит исполнителям народных песен.
4. Назвать несколько известных исполнителей народных песен. 

 

Приложение № 1

Материалы для итоговой аттестации по

 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности “Музыкальные пятиминутки”

 

  1. Теория музыки:

– Назвать по порядку названия нот снизу вверх и сверху вниз.

– Для чего нужны динамические оттенки.

– Какое самое маленькое расстояние между звуками.

  1. Музыкальные инструменты:

– Когда был сформирован современный вид смычка.

– На какие два вида делятся струнно-щипковые инструменты.

– Какой инструмент никогда не делался из дерева. 

– Перечислить основные медно-духовые инструменты симфонического оркестра. 

– Что такое ударные инструменты.

  1. Мелодия:

– Перечислить несколько детских песен.

– В какой форме пишутся современные песни.

  1. Музыкальные произведения:

– Как вместе можно назвать песню, танец и марш, как основу музыки.

– К какому временному отрезку применяется понятие «классическая музыка».

– Кем создавалась и как передавалась народная музыка.

– Почему эстрадную музыку называют «легкой музыкой».

  1. Композиторы:

– Какое самое загадочное произведение В. А. Моцарта и почему, назвать несколько известных произведений.

– Что является отличительной чертой творчества И. Ф. Стравинского, назвать несколько известных произведений.  

– В чем секрет успеха В. Я. Шаинского, назвать несколько известных песен.

  1. Виды пения:

– Какая страна считается родиной академического исполнительства.

– В чем отличие эстрадного пения от академического.

– Какое выражение наиболее подходит исполнителям народных песен.

 

Список использованной литературы

  1. Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М., Музыка, 1986
  2. Красинская Л., Уткин В., Элементарная теория музыки. 4-е изд., доп. – М., Музыка, 1991
  3. Способин И.В. Элементарная теория музыки: учебник. 6-е изд. М., Музыка, 1973
  4. Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки: учеб. пособие. М., Музыка, 2001
  5. Вахромеев В.А. Элементарная теор
  6. Дубинец Е. Знаки звуков. – М., 1999
  7. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. – М., 1973
  8. Мазель Л. Оьприроде и средствах музыки. – М.,1983
  9. Холопова В. Музыкальный ритм. – М., 1980
  10. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран
  11. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература
  12. Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература ХХ века.
  13. Давыдова Е., Запорожец С. Музыкальная грамота. Выпуск 3. М., М., 1971
  14. Ромм Р. Изучение тональностей в ДМШ. М., М., 1994
  15. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. М.: «Просвещение», 1989
  16. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. – 2-е изд. – М.: Сов.композитор, 1986
  17. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М.: 1998.
  18. Кононова Н.Г. – Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах, Просвещение, 1990
  19. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989
  20. Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта. С.- Петербург, 1994

 

Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальные пятиминутки»

 

Учебная неделя

(число, месяц)

Время проведения занятий Кол-во часов Форма занятий Тема занятия Часов Место проведения занятий Форма контроля
Всего Теория Практика
05.09-11.09 по расписанию 1 гр. Теория музыки

Теория: Нота. Звукоряд. Нотный стан. Правила записи нот на нотном стане. Музыкальный знак – ключ. Скрипичный(или ключ «соль») и басовый ключ 

(или ключ «фа»).

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
12.09-18.09 по расписанию 1 гр. Теория музыки

Теория: Динамика. Динамические оттенки: форте (forte), пиано (piano), меццо-форте (mezzoforte), меццо-пиано (mezzopiano), крещендо (crescendo), диминуэндо (diminuendo).

1 1 кабинет вокала  Прослушивание материала, слуховой анализ
19.09-25.09 по расписанию 1 гр. Теория музыки

Теория: Альтерация. Знаки альтерации: диез (diése ♯), бемоль (bémol), бекар (bécarre)

1 1 кабинет вокала  Прослушивание материала, слуховой анализ
26.09-02.10 по расписанию 1 гр. Теория музыки

Теория: Закрепление понятий:«нота», «нотный стан», «ключ», «динамика», «динамические оттенки», «альтерация», «знаки альтерации».

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
03.10-09.10 по расписанию 1 гр. Музыкальные инструменты

Теория: Струнно-смычковые инструменты. Четыре основных струнно-смычковых инструмента симфонического оркестра: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
10.10-16.10 по расписанию 1 гр. Музыкальные инструменты

Теория: Струнно-щипковые инструменты. Две группы струнно-щипковых инструментов.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
17.10-23.10 по расписанию 1 гр. Музыкальные инструменты

Теория: Деревянно-духовые инструменты.

Четыре основных деревянно-духовых инструмента симфонического оркестра: флейта, кларнет, гобой, фагот.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
24.10-30.10 по расписанию 1 гр. Музыкальные инструменты

Теория: Медно-духовые инструменты. Четыре основных медно-духовых инструмента симфонического оркестра: труба, валторна, тромбон, туба.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
31.10-06.11 по расписанию  1 гр. Музыкальные инструменты

Теория: Ударные инструменты. Две группы ударных инструментов.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
07.11-13.11 по расписанию 1 гр. Музыкальные инструменты

Теория: Закрепление основных понятий по теме «Музыкальные инструменты».

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
14.11-20.11 по расписанию 1 гр. Мелодия

Теория: Мелодия, ее значение в произведении.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
21.11-27.11 по расписанию 1 гр. Мелодия

Теория: Песня, строение песни. Двухкуплетная и трёхкуплетная песня.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
28.11-04.12 по расписанию 1 гр. Мелодия

Теория: Закрепление понятий «мелодия», «песня».

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
05.12-11.12 по расписанию 1 гр. Музыкальные произведения

Теория: Жанры музыки (песня, танец, марш)

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
12.12-18.12 по расписанию 1 гр. Музыкальные произведения

Теория: Классическая музыка. Эпоха классицизма. И. С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди – основоположники классической музыки.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
19.12-25.12 по расписанию 1 гр. Музыкальные произведения

Теория: Народная музыка, или фольклор. Основа народной музыки –песня.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
26.12-01.01 по расписанию 1 гр. Музыкальные произведения

Теория: Эстрадная музыка. Жанры эстрадной музыки: романс, современная лирическая песня, танцевальная песня с развитым музыкальным сопровождением.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
09.01-15.01 по расписанию 1 гр. Музыкальные произведения

Теория: Закрепление основных понятий по теме «Музыкальные произведения».

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
16.01-22.01 по расписанию 1 гр. Композиторы

Теория: Классические композиторы:

Иоганн Себастьян Бах.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
23.01-29.01 по расписанию 1 гр. Композиторы

Теория: Классические композиторы:

Людвиг Ван Бетховен.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
30.01-05.02 по расписанию 1 гр. Композиторы

Теория: Классические композиторы: Вольфганг Амадей Моцарт.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
06.02-12.02 по расписанию 1 гр. Композиторы

Теория: Классические композиторы:

Петр Ильич Чайковский.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
13.02-19.02 по расписанию 1 гр. Композиторы

Теория: Композиторы XX века:

Сергей Васильевич Рахманинов.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
20.02-26.02 по расписанию 1 гр. Композиторы

Теория: Композиторы XX века:

Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
27.02-05.03 по расписанию 1 гр. Композиторы

Теория: Композиторы XX века:

Игорь Федорович Стравинский.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
06.03-12.03 по расписанию 1 гр. Композиторы

Теория: Композиторы XX века:

Сергей Сергеевич Прокофьев.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
13.03-19.03 по расписанию 1 гр. Композиторы

Теория: Детские композиторы: 

Владимир Яковлевич Шаинский.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
20.03-26.03 по расписанию 1 гр. Композиторы

Теория: Детские композиторы:

Евгений Павлович Крылатов.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
27.03-02.04 по расписанию 1 гр. Композиторы

Теория: Детские композиторы:

Александр Ермолов.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
03.04-09.04 по расписанию 1 гр. Композиторы

Теория: Детские композиторы: 

Анна Петряшева.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
10.04-16.04 по расписанию 1 гр. Композиторы

Теория: Повторение изученного по теме «Композиторы».

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
17.04-23.04 по расписанию 1 гр. Виды пения

Теория: Академическое пение. Известные исполнители академического пения – Андреа Бочелли и Монсеррат Кабалье.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
24.04-30.04 по расписанию 1 гр. Виды пения

Теория: Эстрадное пение. Стили эстрадного пения: поп, рок, соул, фанк, хип-хоп, дэнс, европоп, баллада.

1 1 кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
01.05-07.05 по расписанию 1 гр. Виды пения

Теория: Народное пение. Известные исполнители народных песен: Федор Шаляпин, Надежда Бабкина, Пелагея, Марина Девятова, Владимир Девятов.

1 1 Кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
08.05-14.05 по расписанию 1 гр. Виды пения

Теория: Закрепление основных понятий по теме «Виды пения».

1 1 Кабинет вокала Прослушивание материала, слуховой анализ
15.05-21.05 по расписанию 1 гр. Аттестация

Теория: Проведение мониторинга, выявление ЗУН по программе.

1 1 кабинет вокала Тестирование
ИТОГО 36 36

 

Приложение № 2

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ 

Тема занятия: Жанры музыки (песня, танец, марш)

Цель: формирование знаний по основным жанрам музыки

Задачи:

  • изучить основные жанры музыкальных произведений;
  • закрепить знание о таком жанре, как песня;
  • познакомиться с «тремя китами» музыки;
  • научиться отличать и правильно характеризовать жанры музыкальных произведений;
  • активизировать творческие способности.

Место проведения занятия: кабинет вокала ДДТ им. А Бредова.

Время проведения занятия: 7-10 минут.

Набор оборудования: компьютер, проектор, проекционный экран, акустическая система, USB-флеш-накопитель..

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап 

Приветствие всех участников занятия. 

Сообщается тема занятия, чему научатся дети, над чем работают, что повторяют и закрепляют на данном занятии.

Основная часть

Рассказ об основных жанрах музыки.

Рассказ и наглядная демонстрация «трех китов» музыки, объяснение, почему они так называются.

Прослушивание и характеристика музыкального произведения в жанре песни (Г. Гладков, Ю. Энтин «Луч солнца золотого» (из м/ф «По следам Бременских музыкантов).

Прослушивание и характеристика музыкального произведения в жанре танца (П. И, Чайковский, «Полька» из «Детского альбома», соч.39).

Прослушивание и характеристика музыкального произведения в жанре марша (Г. В. Свиридов, «Военный марш» из сюиты «Метель»).

Подведение итогов занятия

Обобщение и закрепление пройденного материала, подведение итогов работы обучающихся на занятии.

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ 

Тема занятия: Деревянно-духовые инструменты

Цель: формирование знаний по группе деревянно-духовых инструментов.

Задачи:

  • изучить инструменты группы деревянно-духовых инструментов;
  • научиться отличать и правильно характеризовать инструменты группы деревянно-духовых инструментов;
  • активизировать творческие способности.

Место проведения занятия: кабинет вокала ДДТ им. А Бредова.

Время проведения занятия: 7-10 минут.

Набор оборудования: компьютер, проектор, проекционный экран, акустическая система, USB-флеш-накопитель..

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап 

Приветствие всех участников занятия. 

Сообщается тема занятия, чему научатся дети, над чем работают, что повторяют и закрепляют на данном занятии.

Основная часть

Рассказ о симфоническом оркестре.

Рассказ и наглядная демонстрация группы деревянно-духовых инструментов, объяснение, почему они так называются.

Прослушивание произведений и характеристика инструментов группы:
– П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник» (из цикла «Времена года»);

– И. Брамс Соната для кларнета и фортепиано № 1 f-moll;

– Й. Гайдн Концерт для гобоя C-dur;

– В. А. Моцарт Концерт для фагота с оркестром B-dur.

Подведение итогов занятия

Обобщение и закрепление пройденного материала, подведение итогов работы обучающихся на занятии.