Мастер-класс «Дидактические игры с использованием пуговиц как средство коррекции и развития связной речи у детей с ТНР».

ФИО: Лихачева О.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2921
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Мастер-класс «Дидактические игры с использованием пуговиц как средство коррекции и развития связной речи у детей с ТНР».
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

Камышловского городского округа

Мастер-класс

Тема: «Дидактические игры с использованием пуговиц как средство коррекции и развития связной речи у детей с ТНР».

Цель: раскрыть педагогам эффективность использования игр и упражнений с пуговицами в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с теоретическими аспектами использования игр с пуговицами в развитии и коррекции связной речи дошкольников с ТНР.
  2. Рассмотреть с участниками мастер-класса дидактические игры и упражнениями с использованием пуговиц.
  3. Совместно отработать с участниками мастер-класса методические приемы использования пуговиц при составлении рассказов.
  4. Рефлексия полученного опыта.

Материалы и оборудование: наборы пуговиц и фурнитуры, нитки, листы бумаги, карандаши, пуговичные тренажеры, предметные картинки.

Содержание мастер-класса:

  • Теоретическая часть.

Вступление.

Актуальность. 

     Развитие монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Обучение дошкольников рассказыванию (пересказу текста, рассказу по сюжетной картине, по собственному рисунку и т.п.) – одно из эффективных средств развития связной речи и подготовки детей к предстоящему школьному обучению, многократно усложняется, если имеет место быть тяжелое нарушение речи.

      Навыки рассказывания формируются успешнее, если они осмыслены и получены практическим путем. Использование в коррекции пуговиц способствует активизации процессов практически всех участков головного мозга, тем самым ускоряя передачу нервного импульса, улучшая кровообращение (питание тканей). 

     Цель использования пуговок на занятиях: Обучение составлению связного, логичного рассказа по сюжетной картине.

     Задачи: 

– Развивать навыки анализа наглядно изображенного события, умения воссоздавать сюжетную ситуацию, используя пуговицы.

– Развивать фразовую речь. 

– Формировать навыки планирования развернутых высказываний с опорой на наглядный «картинный план». 

– Актуализировать словарь. 

– Уточнить и закрепить языковые (лексические, грамматические) представления и обобщения. 

– Автоматизировать звуки. 

– Совершенствовать эмоционально–выразительную сторону речи.

 – Развивать мелкую моторику рук, высшие психические функции.

 – Совершенствовать навыки сотрудничества, саморегуляцию и самоконтроль. 

– Формировать интерес к окружающему мир.

     Пуговичная терапия – это комплекс развивающих, коррекционных и релаксационных игр и упражнений с использованием пуговиц. Перебирание, передвигание и просто рассматривание пуговиц доставляет детям большое удовольствие.

Методические приемы использования дидактических игр с пуговицами:

  1. Могут проводиться как в подгруппах, так и индивидуально. Важное условие – играть вместе со взрослыми (в целях безопасности). 
  2. Все дидактические игры с пуговицами носят кратковременный характер, чтобы не снижалась умственная активность детей.    
    3. Дидактические игры встраиваются в структуру логопедического занятия.
    4. Список пуговичных игр может быть рекомендован родителям в качестве домашнего задания.

Актуальность игр с пуговицами в логопедии:

– развитие мелкой моторики;

– развитие устной речи;

– развитие грамматических категорий;

– развитие речевого дыхания;

– автоматизация поставленных звуков;

– развитие фонематического восприятия.

    Необычность использования пуговиц привлекает детей, усиливая их интерес к играм.

    Для развития лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с ТНР я использую разные игровые приемы, например:

– «Клубок». Назвать пуговицы по порядку (слева направо, справа налево, по вертикали, по горизонтали), начиная с любой картинки, одновременно руками «наматывать нить на клубок». Темп речи зависит от движений руки.

– «Снежный ком». Назвать пуговицы с повторением предыдущих.

– «Посчитай-ка». Согласовать количественные имена числительных с именами существительными

– «Что из чего?». Согласовывать прилагательные с существительными.

Составить простые предложения.

Придумать смешной рассказ, помогающий запомнить названия всех пуговиц. 

– «Найди меня».

  1. Назвать пуговицу, расположенную справа от…, слева от…, под…, над…, перед…, после…, в правом верхнем углу, между …, в центре. 
  2. Назвать, где находится заданный предмет, используя наречия и предлоги пространственного значения.

– «Водолаз». Ребёнок находит пуговицу в горохе (вате, бобах и т.д.) и называет её, чётко проговаривая автоматизируемый звук.

     Дидактические игры с использованием пуговиц при составление связного логичного высказывания.

     Методические рекомендации. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть сюжетную картину. Вносит серию предметных картинок с учетом вербального потенциала ребенка. С появлением новой картинки, ребенок практикуется в построении различных видов высказывания: от простой фразы до творческого рассказа. Ребенок использует пуговицы для воссоздания сюжета, что позволяет процесс коррекции превратить в занимательную игру. Предметные картинки взрослый включает в рабочий процесс по принципу возрастающей сложности, с постоянным возвращением к усвоенному. Алгоритм действий, выполняемых ребенком, предполагает многократное повторение слов, фраз, конструкций.

     В результате использования дидактических игр с пуговицами в работе над связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи, я сделала выводы: у детей расширились, активизировались словарный запас и грамматический строй речи, значительно вырос уровень связной речи; повысились коммуникативные, творческие способности детей, интерес к занятиям.

 

Практическая часть.

Оборудование: пуговицы разного, цвета, формы, декоративные пуговицы, фурнитура, предметные и сюжетные картинки, нитки, готовые пуговичные тренажеры.

Я приглашаю поучаствовать в играх с пуговицами всех желающих (фокус-группа).

1 Вариант. Составление рассказа или отдельных предложений с помощью методического приема «Цепочка». 

2 Вариант. Составление «Пуговичной истории». Оборудование: Лист А4, карандаши и пуговицы. 

3 Вариант. Участники мастер-класса выкладывают из предметных картинок и пуговиц картину на заданную тему (например, «Морское дно», «Двор», «Животные леса», «Цветочная поляна» и т.д.). Составляют небольшой рассказ.

 

     Рефлексия. 

«Пуговица на удачу».

 

     Подводя итог, можно сказать, что коррекционно-развивающие игры с использованием пуговиц делают логопедические занятия увлекательными, весёлыми, высокоэффективными. Такой материал расширяет наши возможности и повышает эффективность корригирующего воздействия.