«Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся»

ФИО: Корепанова Н.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2923
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся»
Итоговая оценка: 2 место,  76 баллов(-а)



 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 58 «ПЕТУШОК»   

Доклад 

Мини-музей народной тряпичной куклы как средство духовно – нравственного развития детей в ДОУ

Докладчик: 

воспитатель

Корепанова.Н.А

П. Большой Исток.

2023 год.

 

Мини-музей народной тряпичной куклы как средство духовно – нравственного развития детей в ДОУ.

Актуальность.

Воспитание патриотизма у детей является в настоящее время одной из острых проблем педагогики. Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым родным людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Со временем это чувстворасширяется и переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему. 

Россия – родина для многих. Однако для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощущать духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней. У детей духовно-патриотические чувства необходимо прививатьс раннего детства. Для воспитания нравственности нет лучшего пути, чем знакомство детей с народным творчеством, культурой и историей. Это позволит нашим детям ощущать себя частью русского народа, чувствовать гордость за свою страну, а также с помощью взаимодействия с родителями, привить детям любовь к совместному творчеству, ведьсамое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, творческих и высоконравственных детей.Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания является,мини-музеянародной тряпичной куклы. 

Создание мини – музея в ДОУ актуально в наше время, поскольку расширяет кругозор детей, обогащает знания дошкольников об окружающем мире. Также наполняет предметно – развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями, вовлекая, таким образом, семьи в жизнь детского сада. У детейс дошкольного возраста формируется представления о музее. Кроме того, сегодня мини-музеи становятся отличным средством адаптации детей к культурной среде. 

Народная культура – это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа. И совершать это необходимо как можно раньше, чтобы формировать духовно-нравственные качества, развивать личность ребёнка. Знакомство с культурой и бытом русского народа не обходится без наглядных пособий. Особенно хороши те, которые дети могут потрогать, с которыми могут поиграть или изготовить самостоятельно.

Особое значение имеет знакомство с миром народных кукол. Через игру с куклой ребенок познает мир, совершенствуется его социализация в обществе и мире в целом. Народная кукла, может ненавязчиво и эффективно не только забавлять, развлекать, обучать, воспитывать и развивать детей, но и знакомить с национальной историей, развивая патриотизм. Формировать эстетический вкус ребенка.

Цель:
Сформировать интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы посредствам создания мини-музея народной тряпичной куклы.


Задачи:

1.Воспитывать интерес и уважение к народным традициям и русской игрушке.

  1. Развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость.3. Познакомить детей с историей возникновения народной тряпичной куклы.
  2. Вызвать интерес к изготовлению народной куклы своими руками.
  3. Знакомить детей с русскими народными календарными праздниками, с обычаями и традициями, в которых были задействованы русские народные куклы. 
  4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм и т. д.
  5. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме.                                                                                     8. Развивать познавательную активность детей.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  1. Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников.
  2. Принцип опоры на интересы ребёнка. 

3.Принцип наглядности.

  1. Принцип последовательности
  2. Принципвзаимодействия и сотрудничества.

Формы деятельности в музее:

  1. Экскурсии, просветительская работа.
  2. Театрализованные досуги.
  3. Мастер-классы.
  4. Обмен опытом.
  5. Работа с родителями.
  6. Пополнение музея экспонатами.

Работа по созданию мини-музея проводилась в несколько этапов.

1этап. Подготовительный. 

 

  1. Изучение методической литературы по теме

2.Изготовление альбомов «Народная тряпичная кукла», «История возникновения куклы».

  1. Беседы с детьми о возникновении тряпичной куклы, обсуждения видов тряпичных кукол и о важности исторической ценности.
  2. Создание музейной мастерской
  3. Просмотр презентации с детьми «Все о куклах»
  4. Разработка перспективного плана работы в музейной мастерской
  5. Разработка правил поведения в музее.  

 

Итогом первого этапа стало создание условий в группе для организации мини-музея «Народная тряпичная кукла» 

 2 этап. Этап реализации. Основной.

Работу по организации музея я начала с изготовления народных кукол. По назначению куклы делились на три группы: игровые, куклы – обереги и обрядовые. Кроме кукол представлены альбомы с разными видами народных кукол и их описание, коллекция ткани, пуговиц.  

На протяжении всей образовательной деятельности, дети знакомились: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых и игровых  кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а также делали куклу по собственным замыслам. С этой целью были созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол.В уголке творческой деятельности представлены различные материалы для создания кукол: небольшие лучинки, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки. Здесь дети могут не только сами создавать кукол, но и играть с ними. 

Особое внимание уделялось взаимодействию с родителями. Знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью привлекала родителей к подбору материалов для изготовления кукол, проводила мастер-класс «Народная кукла своими руками», «виртуальные» путешествия, экскурсии в музеи народных мастеров с использованием Интернет-ресурсов и т. п.Вся работа осуществлялась в соответствии с народным календарем, а так же в соответствии с проводимыми мероприятиями в детском саду. Дети в процессе изготовления кукол знакомились с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками; календарными праздниками и с традициями русского народа. 

Коллекция мини-музея располагается на полке в групповой комнате в свободном доступе и используются детьми для познавательной, речевой, театрализованной, художественной, игровой деятельности.Играя с разными куклами, дети погружались прошлое, представляли, как играли их бабушки, учились пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывали о них рассказы, разыгрывают драматизации, рисовали народные костюмы. Посещая познавательные экскурсиидети учились внимательно слушать, бережно относиться к музейным экспонатам, развивали творческие способности а также уважительно относились к культуре своей страны.  Важная особенность нашего мини-музея – это участие детей и родителей в пополнении его экспонатами. Дети и взрослые чувствуют причастность к общему делу: сами шьют и творят различные куколки для музея, тем самым узнают что-то новое о традициях нашего народа, нравственно и эстетически развиваясь.

 3 этап – Заключительный.

Наш мини-музей – это итог общей работы воспитателя, детей и их родителей. Мы создали комплекс педагогических условий по приобщению детей и родителей к народной культуре, что позволило достичь положительных результатов в воспитании и развитии детей. Обогатился духовный и нравственно – патриотичекий мир ребенка, сформировалась система знаний у детей и родителей об обычаях и традициях русского народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также вырос интерес к русской национальной культуре.