Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Краеведение”

ФИО: Лыкус Я.Т.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2995
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Краеведение"
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РОВЕСНИК» ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Краеведение»

Направленность – туристско – краеведческая

Срок реализации программы – 1 год

Вид программы – модифицированная

Уровень – стартовый 

Возраст обучающихся – 6 – 7 лет

Составитель: Лыкус Янина Тадеушевна,

 педагог дополнительного образования.

Евпатория, 

2023г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цель и задачи 10
1.3 Воспитательный потенциал программы 11
1.4 Содержание программы 12
1.5 Планируемые результаты 16
2. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график 17
2.2 Условия реализации программы 18
2.3 Формы аттестации                                                                     21
2.4 Список литературы 23
3. Раздел 3. Приложения
3.1 Оценочные материалы 25
3.2 Методические материалы 29
3.3 Календарно-тематическое планирование 35
3.4 Лист корректировки 40
3.5 План воспитательной работы                                                         41
3.6 План работы с родителями 42

 

                

                           

     

     

     

          

    

    

 

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы

1.1Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, являющимися основанием для проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г.
        № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей    редакции);
  • Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
    (в действующей редакции);
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204
    «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  • Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. № 474
    «О национальных целях развития России до 2030 года»;
  • Национальный проект «Образование» – ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018г. № 16);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. № 996-р;
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» – ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г. № 3;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
    27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
  • Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г. № 467
    «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); 
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
  • Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»;
  • Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
  • Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015г. № 09-3242;
  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
  • Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
  • Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020г. № ГД-39/04
    «О направлении методических рекомендаций»;
  • Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник» города Евпатории Республики Крым».

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведение» является модифицированной, за основу взят разработанный Черниковой Е.С. факультативный курс для младших школьников «Мой родной край», опубликованный на сайте – Открытый урок, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед», разработанная Никитиной Т.В., педагогом дополнительного образования МБОУ УДОД г. Димитровграда Ульяновской области.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведение» имеет туристско – краеведческую направленность. 

Составлена для работы с обучающимися младшего школьного возраста и направлена на изучение истории и культуры родного края, формирование навыков будущего исследователя, приобщение детей к познавательной деятельности.

Актуальность 

Актуальность программы состоит в том, что краеведение – один важных предметов, который играет определенную роль в воспитании личности ребенка. Краеведение является необходимым компонентом регионального образовательного стандарта. Оно раскрывает детям историю, культуру и региональные особенности края, что повышает мировоззрение и позволяет воспитать патриотизм, уважительное отношение у обучающихся к истории, культуре, традициям, природе, местным достопримечательностям.   

     «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа пройдя через сознание… становится частью человеческой судьбы…любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С. Лихачев, российский академик).

 Воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой Родине, родному краю. У детей 6 -7 лет в большей степени родина ассоциируется с семьей, домом, улицей, школой, городом, поселком, в котором они живут. Курс краеведения способствует привлечению обучающихся данного возраста к изучению истории родного края, города.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы состоит в ее практической значимости. Я.А. Коменский, рассматривая окружающий человека мир как начальный способ обучения и развития думающего и действующего человека на основе заложенных в нем задатков. Окружающая жизнь – великолепный воспитатель и учитель. Территориально-бытовая и природно-географическая среда, духовные и материальные связи с родными местами являются мощными источниками патриотизма, накладывают отпечаток на национальный характер, язык и культуру, формируют чувство личной причастности и ответственности за все происходящее в родном крае. Основная задача изучения материалов о родном крае – обогащение духовного мира, формирование ценностного отношения к культурному и природному наследию. Основные слагаемые краеведческой работы – поиск и методическая обработка материала, различные варианты и приемы его использования. Важная составляющая такой работы – самостоятельная поисково-исследовательская деятельность обучающихся. Обучающиеся учатся наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения, находить нужную информацию и умение ее представить, применять полученные знания, проявлять самостоятельность.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведение» направлена на формирование обществоведческих
(социальных) представлений у обучающихся. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон обучающихся вводятся новые понятия, термины, слова. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей. В ходе занятий обучающиеся приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к людям, истории, природе, правилах конструктивной групповой работы. Данная программа ориентирована на активное участие обучающихся в получении информации, раскрытию способностей самостоятельного мышления и умение представить информационный материал в разных формах. Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, при поддержке педагога начальных классов.
          Новизна

Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на получение первоначальных знаний и их систематизации по истории родного края, города, поселка; воспитанию любви и уважения к самому дорогому месту в жизни каждого человека – родному дому, ознакомление на основе семейных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениях взрослых и детей в семье; бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

 Отличительная особенность

   Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Краеведение» является развитие познавательной деятельности ребенка: формирование знаний по основам краеведения, развитие интереса к малой родине, обогащение кругозора обучающихся об окружающем мире, получение знаний об истории и культуре родного города, а также начальные исторические сведения о Крымском полуострове. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий. Обучающиеся приобретают теоретические знания, выполняют практические задания, которые направлены на закрепление теоретического материала в форме: викторин, кроссвордов, подготовке небольших рассказов, тематических рисунков, небольших творческих работ, которые требуют проведения исследовательской работы в рамках возможностей определенной возрастной категории. Игровая деятельность остается доминирующей формой получения и закрепления знаний.

           Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведение» направлена на реализацию с детьми в возрасте 6 – 7 лет. 

Состав группы: обучающиеся: дети 6 – 7 лет (15 – 20 человек в   группе). 

Возрастные особенности обучающихся (6 – 7 лет)

Младший школьный возраст определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства.

Поступление ребенка в школу дает начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного развития ребенка.

Ведущей в это время становиться учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей также влияют на становление его личности. Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» – все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. 

Доминирующими потребностями у ребенка младшего школьного возраста являются потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений. Данная программа предусматривает комплексное развитие детского интеллекта, предполагает развитие всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Это успешно реализуется, при выполнении детьми задач, требующих для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций. В первый год обучения происходит формирование многих существенных черт личности и становление ребенка как полноценного участника социальных отношений.

Уровень программы

Уровень программы – стартовый уровень (ознакомительный).

      Объем и сроки освоения программы

Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Краеведение» – 1 год.

Объем программы: 

Стартовый уровень 1-й год обучения – 72 уч. ч. 

Формы обучения

Форма обучения по программе – очная.

          Формы проведения учебных занятий: рассказ, виртуальная экскурсия, беседа, творческая работа, мультимедийная презентация. Виды занятий определяются содержанием программы: информационное занятие, практическое занятие, тематическое занятие, выполнение самостоятельной работы, другие виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, художественное творчество, туристско – краеведческая (экскурсия), досугово – развлекательная (досуговое общение: утренник, тематические праздники).

Группа формируется из обучающихся одного возраста в пределах указанной возрастной группы (6-7 лет).  Состав группы – постоянный. Занятия проводятся в групповой форме. 

Особенности организации образовательного процесса

В организации образовательного процесса по данной программе используется традиционная модель реализации программы – учебное занятие.

Организация образовательного процесса происходит в соответствии с учебным планом данной программы. 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Краеведение» имеет личностно – ориентированный характер. 

Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения;
  • принцип от опыта к обобщениям;
  • принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;
  • принцип смены видов деятельности;
  • принцип социокультурного соответствия;
  • принцип наглядности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей;
  • принцип добровольности;
  • принцип психологической комфортности в коллективе.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведение» направлена на: изучение местного краеведческого материала,           сохранение преемственности народных, семейных традиций.     

 Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы.

Содержание обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Краеведение» направлено на формирование:

  • внутренней позиции ребенка на положительное отношения к школе, семье, обществу, 
  • познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знаний основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
  • основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
  • чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

Режим занятий         

Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (10 минут перерыв). Состав группы – 15-20 человек. Общее количество учебных часов – 72 уч. ч.

 

1.2 Цель и задачи программы

Цель: формирование интереса и бережного отношения к историческим и культурным, природным ценностям родного края, города, воспитанию активной жизненной и гражданской позиции с детских лет.

          Задачи: 

Предметные: 

  • дать знания и понимание предмета – краеведение;
  • дать знания об  истории и природных богатствах, культурных ценностях родного края, города Евпатории;
  • научить видеть и понимать красоту живой природы, окружающего мира;
  • знакомить с символикой родного города, Республики Крым;
  • формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем Крымского полуострова;
  • привить умения и навыки поисковой деятельности;
  • научить наблюдать и описывать факты;

Метапредметные:

  • развивать у обучающихся интерес к изучению новой информации по родному краю;
  • развивать навыки собирать информацию, пользоваться полученными знаниями; 
  • развивать у обучающихся свое видение изучаемых проблем; 
  • развивать коммуникативные навыки;
  • расширять исторический и экологический кругозор обучающихся;  
  • развивать у обучающихся уважение к традициям и культуре народов, проживающих в Крыму.

Личностные:

  • воспитывать уважительное, бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • воспитывать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: стремление к добрым поступкам, чистым помыслам, чувствам;
  • воспитывать готовности к систематическому образованию и развитию;
  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками, умение работать в группе. 

 

1.3 Воспитательный потенциал программы

      Цель: создать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, городу, родному краю, стране, окружающим людям).

      Задачи:

  • приобщать к прошлому и настоящему своей Родины; 
  • воспитывать чувство любви к своей малой Родине, уважительное и    доброжелательное отношение к другим национальностям; 
  • формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры;
  • знакомить с культурными традициями своего края.

Ожидаемый результат: целенаправленная работа с детьми по приобщению их к основам краеведения посредством ознакомления обучающихся с особенностями родного края будет способствовать воспитанию любви и уважения к своей Родине.

Родной край для обучающихся младшего школьного возраста – это окружающее пространство, освоенное ими с детства, прочувствованное и принятое как семья, дом, друзья. Окружающий маленького ребенка мир – это и старинные дома его родного города, и история улиц, расположенных рядом с его домом, и знаменитые, великие люди, которые когда-то здесь жили, памятники и памятные места, традиции и обычаи его малой Родины, ее сегодняшний день. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведение» способствует формированию у обучающихся бережного отношения к богатейшему архитектурному наследию, храмам, к памятникам истории и культуры Крымского полуострова, г. Евпатории, умение видеть историю «вокруг себя» в домах, предметах быта, названии улиц…;воспитание любви к малой Родине, гордости за нее; воспитание ражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранение традиций; способствовать укреплению взаимоотношений с одноклассниками, между обучающимися и родителями на основе общих дел по изучению сведений о родном городе, крае.

 

 

1.4 Содержание программы

Учебный план

Стартовый уровень 1 год обучения

п/п

                              

Наименование раздела, темы

Аудиторные часы Форма 

аттестации/ 

контроля

Всего часов теория практика
1 Вводное занятие. ТБ. Предмет Краеведение. 2 2 –  Собеседование. 
2 Моя семья. 8 2 6 Педагогическое наблюдение. Практическая работа.
3 Мой дом. Мир моего дома. 6 2 4 Педагогическое наблюдение. Практическая работа.
4 Из уст в уста. Предания моей семьи. 4 2 2 Практическая работа. Педагогическое наблюдение
5 Родная школа. 4       2 2 Практическая работа. Педагогическое наблюдение.
6 Моя улица. 4 2 2 Практическая работа. 
7 Евпатория – город моего детства. 10 8 2 Практическая работа.
8 Крым – мой родной край. 12 10 2 Викторина.
9 Население Крыма. Традиции и обычаи народов, проживающих в Крыму. 8 4 4 Практическая работа. 
10 Литературное краеведение. 6 4 2 Самостоятельная  работа. 
11 Ими гордится земля Крымская 4 4 Опрос.
12 Экскурсия по городу. 2 2 Педагогическое наблюдение.
13 Итоговое занятие. 2 2 Опрос 
Всего 72

уч. ч.

    42

уч. ч.

    30 уч. ч.

 

Содержание учебного плана

 1 год обучения

(стартовый уровень)

  1. Вводное занятие. Беседа по ТБ.  Игра «Давайте познакомимся».       Предмет краеведение. Что изучает краеведение? (2 уч. часа).

Теория (2 уч. ч.) Понятие краеведение.  Что изучает краеведение?

  1. Моя семья (8 уч. ч.)

Теория (2 уч. ч.) Семья – понятие. Знакомство с понятиями: поколение, род. Семейный альбом. Традиции семьи.

Практика (6 уч. ч.) Рисунок «Моя семья». Рассказ «Моя семья». «Я и мое имя. Имена моих родных». Игра «Имена». «На что и клад, коли в семье лад» – пословицы о семье. Моя родословная. «Традиции моей семьи» – составить рассказ. Нравственные основы семьи «Чему учат в моей семье» – составить рассказ.

Форма аттестации/контроля – творческая работа.

  1. Мой дом. Мир моего дома (6 уч. ч.)

Теория (2 уч. ч.) Понятия: дом, жилище. Дом – объединение рода. Обряды и обычаи, связанные с домом. Интерьер дома. 

Практика (4 уч. ч.). Составить рассказ о своем доме. Рисунок «Мой дом». «Вся семья вместе, так и душа на месте» – игры, в которые мы играем дома. «Из бабушкиного сундучка» – рассказ представление изделий, сохранившихся дома. Семейные реликвии.

Форма аттестации/контроля – творческая работа.

  1. Из уст в уста. Предания моей семьи. (4 уч. ч.)

Теория (2 уч. ч.) Понятие «предания». Чтение художественных произведений.

Практика (2 уч. ч.) Составить небольшой рассказ «Предания моей семьи». 

Форма аттестации/контроля – творческая работа.

  1. Родная школа (4 уч. ч.)

Теория (2 уч. ч.) История школы. Обучение в школе: история и современность.

Практика (2 уч. ч.) Составить рассказ «Как учились мои родные: родители, бабушка, дедушка». Рисунок «Моя школа». Рассказ «Чем мне нравится моя школа?». 

Форма аттестации/контроля – творческая работа.

  1. Моя улица (4 уч. ч.)

Теория (2уч. ч.) Улица. Названия улиц города. История названий улиц «Улицы города Евпатории рассказывают…»

Практика (2уч. ч.) Провести исследовательскую работу: узнать историю названия улицы, на которой живут обучающиеся. Рисунок «Моя улица». Краткий рассказ «Улица, на которой я живу». 

Форма аттестации/контроля – творческая работа.

  1. Евпатория – город моего детства (10 уч. ч.)

Теория (8 уч. ч.) Герб, флаг города. Географическое расположение на карте Крыма. История города. Названия города в разный исторический период. Виртуальная экскурсия «Достопримечательности города Евпатории. Парки города». «Народные умельцы» – народные промыслы, представленные на ул. Караимской г. Евпатории.

Практика (2 уч. ч.) Подготовить небольшой рассказ «Город, в котором я живу. За что я люблю свой город». 

Форма аттестации/контроля – творческая работа: составить небольшой рассказ «Город, в котором я живу. За что я люблю свой город».

  1. Крым – мой родной край (10 уч. ч.) 

Теория (6 уч. ч.) Виртуальные экскурсии по Крыму: история, географическое месторасположение (ознакомление с картой Крыма). Геральдика Крыма. Природные особенности Крымского полуострова. Черное и Азовское море, омывающие Крымский полуостров. Животный и растительный мир. Реки и озера. Природные богатства Крыма. Заповедники. Парки. Достопримечательности. Имена и достижения знаменитых земляков.

 Практика (4 уч. ч.) Отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов по краеведческой теме. Просмотр видео – фильмов о родном крае.

Форма аттестации/контроля – викторина «Знатоки родного края» (самостоятельная работа).

  1. Население Крыма. Традиции и обычаи народов, проживающих в Крыму (8 уч. ч.).

Теория (4 уч. ч.) История народов Крыма, их поселение на полуострове. Национальные праздники и традиции. Национальный костюм. Блюда национальной кухни. М. Ленина «Сказки народов Крыма» (чтение произведений).

Практика (4 уч. ч.) Выполнение творческой работы. Национальный костюм – рисунок, рассказ по фотографии (самостоятельная совместная работа с родителями). Блюда национальной кухни – любимые блюда моей семьи. 

Форма аттестации/контроля – творческая работа. 

  1. Литературное краеведение (6 уч. ч.)

Теория (4 уч. ч.) Художественные произведения о Крыме – библиографический обзор «Крымские писатели и поэты: В.Н. Орлов, В. Вилеко, В.А. Домбровский, О.Г. Тимохина, Ю.А Поляков, Л. Огурцова, и др.»

Практика (2 уч. ч.) Стихи о Крыме выучить наизусть (совместная самостоятельная работа с родителями).

Форма аттестации/контроля – чтение поэтических произведений наизусть.

  1. Ими гордится земля Крымская (4 уч. ч.)

Теория (4 уч. ч.). Рассказ – представление о земляках, прославивших Крым. 

Форма аттестации/контроля – опрос.

  1. Итоговое учебное занятие (2 уч. ч.)

Теория. Подведение итогов за учебный год

Практика (2 уч. ч.) – викторина «Что я знаю о родном крае?»

 

1.5 Ожидаемые результаты

 Результатом обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Краеведение» (стартовый уровень) будут приобретенные определенные знания, практические умения.

  Предметные

 Обучающиеся будут знать:

  • иметь представление о предмете «краеведение»;
  • основные этапы истории города, края;
  • природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;
  • историю своей семьи;
  • историю малой родины (улицы, школа);
  • архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места города и Крымского полуострова;

Метапредметные

Обучающиеся будут уметь:

  •  использовать карту, как источник информации;
  • находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;
  • работать в семейных архивах;
  • работать с историческими документами (в пределах своих возможностей);
  • самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;
  • представить материалы в разных формах: оформленное досье, устной (составить рассказ);
  • проводить поисковую деятельность под руководством педагога;
  • посещать музеи и другие культурные учреждения города.

Личностные

У обучающихся будет:

  • развита зрительная, слуховая и моторная память;
  • сформировано: устойчивое внимание, наблюдательность, любознательность;
  • сформированы умения: умение работать в группе, умение радоваться своим успехам и успехам товарищей, умение слушать и слышать друг друга;
  • правила поведения в общественных местах;
  • сформировано доброжелательное отношение обучающихся друг к другу.

 

  1. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

Год

обучения (уровень)

Дата

начала  занятий

Дата

оконча-ния занятий

Количество

учебных недель

Коли-чество

учебных часов в неделю

Количество

учебных часов в год

Режим заня-тий
1 год обучения 

(стартовый)

01.09.

2023 г.

31.05.

2024 г.

72 уч. ч. 2     72 уч. ч.

(2 часа в  неделю)

1 раз в

неделю 

по 2            часа

  Учебные занятия проводятся в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и планом работы образовательного учреждения.

   В каникулярный и летний период в детском объединении учебные занятия проводятся по утвержденному расписанию в форме учебных занятий, экскурсий, тематических мероприятий.

   В летний период допускается сокращение численности состава группы, корректировка расписания.

 

2.2 Условия реализации программы

          Кадровое обеспечение программы.

Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Краеведение» осуществляет педагог, имеющий высшее образование, которое соответствует требованиям профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021г. № 652н). 

Материально – техническое обеспечение программы.

Учебные занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Краеведение» проводятся в учебном классе (хорошо проветриваемом и освещенном). 

        Технические средства обучения: доска, ноутбук, диски с записями, DVD диски, USB носители.

Информационное обеспечение: список рекомендуемых учебных изданий, учебные пособия, учебно – методическая литература, наглядные пособия. Для проведения учебных занятий используются фотоматериалы, иллюстрации.

Методическое обеспечение программы.

        Методическое обеспечение программы включает: формы, методы и приемы организации учебно – воспитательного процесса, методические материалы.

Особенности организации образовательного процесса.

Форма обучения: очная. 

  Форма организации учебной деятельности: групповая. 

  Формы организации учебного занятия: учебное занятие.

  Формы учебных занятий:

По дидактической цели – вводное занятие, обучающее занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков.

По особенностям взаимодействия педагога и детей – коллективно – творческое занятие, открытое занятие.

Формы проведения занятий:

  • беседа-объяснение; 
  • рассказ-выступление (краткий повествовательный рассказ); 
  • рассказ-объяснение; 
  • чтение литературно – художественных произведений; 
  • работа с дидактическими материалами; 
  • виртуальная экскурсия;
  • краеведческие игры, словесные игры, викторины; 
  •  игры, подобранные к соответствующей теме занятия. 

   Особое внимание на занятиях уделяется усвоению обучающимися новых понятий и слов. Каждое новое слово объясняется педагогом в интерпретации, рассчитанной на возраст детей. Объяснение нового понятия обязательно подкрепляется иллюстративным материалом.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы: чтение и анализ материалов книг и др. документов, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.

Методика обучения.

Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется дифференцировано в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала, который помогает обучающимся воспринимать, осознавать и фиксировать в памяти информацию данную педагогом.
  • Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.
  • Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.
  • Исследовательский метод используется для развития умения обучающихся работать с различными источниками информации, определять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.

Методы воспитания: убеждение, мотивация, поощрение.

Педагогические технологии

  • технология группового обучения, 
  • технология развивающего обучения, 
  • технология дифференцированного обучения,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • технологии личностно – ориентированного обучения,
  • коммуникативные технологии обучения,
  • информационно – коммуникационные,
  • технология дистанционного обучения,
  • игровые технологии.

Алгоритм учебного занятия: 

Структурно занятие состоит из нескольких этапов:

  1. Организационный этап (предварительная организация группы обучающихся, сообщение темы, плана, цели и задач учебного занятия, проверка имеющихся знаний, мотивация обучающихся).
  2. Актуализация знаний (проверка имеющихся у обучающихся знаний и умений и их готовность к изучению новой темы).
  3. Усвоение новых знаний (сообщение нового материала).
  4. Проверка понимания (устный фронтальный опрос и другие формы контроля).
  5. Закрепление знаний (упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, их применение в схожих ситуациях, использование упражнений творческого характера).
  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  7. Рефлексия (подведение итогов занятия, формулирование выводов).

     Методические материалы:

  • методические пособия и учебные пособия;
  • литература о Крыме;
  • словари терминов.

      Дидактические материалы: 

  • раздаточный материал;
  • наглядные пособия;
  • краеведческая литература для чтения;
  • информация из интернет – источников;
  • книги, брошюры, периодические материалы;
  • картографические пособия по родному краю;
  • фотографии, иллюстрации;
  • тесты, кроссворды, викторины по темам;
  • видеоматериалы с документальными фильмами, экскурсии, о праздниках;
  • мультимедийные презентации по темам;
  • аудиозаписи музыкальных произведений.

     Информационные материалы:

    • https://крым-азбука.рф/;
    • Istoriya-Krima.ru: Крым – история, культура и природа. Статьи и книги по   краеведению Крыма, информация о музеях, крымские легенды, история городов, природа полуострова.;
  • http://discover-crimea.ru/kraevedcheskie-zametki;
  • http://www.krimoved-library.ru/books/;
  • https://crimea-your.ru/knigi-i-putevoditeli-po-ryimu/.

 

                                         

 

2.3 Формы аттестации

Формы проведения аттестации: устный опрос, викторины, игра.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

         Способы определения результатов обучения: педагогическое наблюдение, педагогический анализ, выполнение контрольных заданий. 

 Формы выявления полученных знаний: собеседование, опрос, практические задания, творческие задания. 

 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: участие в подготовке и презентации творческих проектов, выполнении творческих заданий, практическое учебное занятие. 

 Формы контроля

    • входной контроль проводится с целью определения уровня развития детей;
    • текущий контроль проводится с целью степени усвоения обучающимися учебного материала;
    • промежуточный контроль определения результатов обучения;
  • итоговый контроль уровня теоретических знаний и практических умений.          

Входной контроль проводится с целью выявления уровня обучения и развития, формирования творческих способностей, определения задач индивидуального развития. Проводится в форме собеседования. 

   Текущий контроль усвоения обучающимися теоретических знаний, практических умений и навыков осуществляется на каждом занятии в ходе практической деятельности в соответствии со степенью их усвоения. Формой текущего контроля является педагогическое наблюдение – выполнение практических заданий, которые выполняет обучающийся в процессе учебного занятия. 

  Промежуточный контроль проводится в форме аттестации, которая  проводится один раз в год в форме открытого учебного занятия (устный опрос, викторина) в конце учебного года с целью определения уровня усвоения учебного материала дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

  Итоговый контроль проводится с целью определения изменения уровня развития детей, их способностей. Степень усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы определяется в процессе обучения. Педагог особое внимание обращает определению уровня развития индивидуальных способностей ребенка. Проводит анализ на степень трудностей, возникающих в процессе усвоения учебного материала, определяет уровень формирования практических умений в соответствии с данным этапом обучения. 

              Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы: в ходе освоения программы осуществляется наблюдение в процессе выполнения детьми дидактических упражнений и заданий; проведение беседы с наводящими вопросами по изученной теме, обсуждение изученного материала, подготовка творческих работ.

  Форма подведения итогов.

В конце учебного года проводится аттестация. Аттестация обучающихся проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств детей и соответствия прогнозируемыми результатами по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 

Формы проведения промежуточной аттестации: устный опрос, викторина.

Проверка усвоения теоретических знаний по программе проводится в форме устного опроса (форма опроса – по выбору педагога). Результат опроса оценивается по количеству правильных ответов по 5-ти бальной системе (5 баллов – высокий уровень, 4 балла – достаточный уровень, 3 балла – минимальный уровень) и заносится в лист диагностики уровня формированных практических навыков и теоретических знаний (диагностическая карта) (Приложение №1).

Проверка усвоения практических умений и навыков осуществляется в форме открытого учебного занятия. Исполнение упражнений, танцевальных элементов оценивается по 5-ти бальной системе (5 баллов – высокий уровень, 4 балла – достаточный уровень, 3 балла – минимальный уровень). Критерии оценки результативности по каждой теме программы определяются в соответствии с реализуемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и отражают уровень знаний, умений, навыков обучающихся (Приложение № 1). 

Результаты аттестации (по 5-ти бальной системе) заносятся в лист диагностики уровня сформированных практических навыков и теоретических знаний (диагностическую карту) и отражают уровень планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Краеведение».

 

                                            

                                        2.4 Список литературы

      Список литературы для педагога

  1. Аксенов В. Остров Крым.- Симферополь: Эксмо,2010.- 480с.
  2. Андреев А., Андреев М. Крым великолепный. Книга для путешественников.- Издательство: Центрополиграф.- 2016.- 319 с.
  3. Бизяева А.С. Крым для детей (6 – 12 лет).- Издательство: Эксмо,2016.- 208с.
  4. Бросалина Л.М. Путеводитель для детей. Крым. – М.: АСТ, 2019.- 160с.
  5. Все о Крыме с любовью.- Симферополь-Ялта: «МирИнформации».- 2003.- 416 с., ил.;
  6. Гук Н.А. Легенда: сборник рассказов о Крыме.- Симферополь: Н.Гук,2014.-
  7. Ена А.В., Ена А.В. На равнинах Крыма.- Издательство: Нижняя Ореанда, 2015.- 360с.
  8. Калинко Т.Ю., Слука И.М. 100 самых красивых мест Крыма.- Издательство: Эксмо, 2019.- 96с.;
  9. Крым. Самое интересное.111 знаменитых памятников.- Севастополь: Альбатрос, 2017.-272с.-ил.;
  10. Крым. Что? Где? Когда?: информационный путеводитель – справочник.- 3 изд., перераб. и доп.- Симферополь: ИД «Квадранал», 2003- 288с.,ил.;
  11. Легенды Крыма. В пересказе Елены Криштоф.- Симферополь: «Дар», 2001.- 262с.
  12. Марков Е. Очерки Крыма.- Издательство: Стилос, 2006.
  13. Обринская Т.П. Крым в игротеке: кроссворды, криптограммы, загадки, ребусы, шарады, омонимы, анаграммы, метаграммы.- Симферополь: Крымучпедигиз, 2009.-36 с.
  14. Орлов В.Н. Наш дом под крышей голубой.- Симферополь: АРИАЛ,2019.-103с.
  15. Огурцова Л.В. Азбука юного крымчанина.- Симферополь, ТЕОТЕК,2019.- 103 с.
  16. Сивельникова Л.И. Птицы, зимующие в Крыму.- Симферополь:Форма,2019.- 39 с.
  1. Слизик – Маслова Л. Растения крымских парков. Четыре времени года.- Издательство: Библекс, 2013.- 256с. 

18.Соломатина Т. Отойти в сторону и посмотреть.-  Издательство:Эксмо,Луза-Пресс.-2011.

  1. Терехов В.П. За перевалом перевал: книга о горном Крыме.- Симферополь:СОНАТ,2007.- 304с.
  2. Ткаченко А. Крымчаки. Подлинная история людей с полуострова.- АСТ,   2015.- 352 с.
  3. Юрахно М. Сказки Крымского леса.- Симферополь: Эверест – Принт,2011.- 63с.
  4. Ягупова С.В. Сказки древнего Крыма.- Симферополь:Таврический клуб, 1997.- 33с.

 

Литература для обучающихся

  1. Алешковский Ю. Кыш и я в Крыму.- Издательство: Аст, Астрель,2007.
  2. Белоусов Е.В. Легенды, были и сказки Крыма, 2017.
  3. Белоусов Е.В. Кто – то в Черном море живет?, 2020.
  4. Бизяева А.С. Крым для детей (6 – 12 лет).- Издательство: Эксмо,2016.- 208с.
  5. Бросалина Л.М. Путеводитель для детей. Крым.- Издательство: Эксмо, 2017.
  1. Згуровская Я.Н. По следам четырех сезонов. Крымский календарь  природы для детей.- Издательство: Нижняя Ореанда, 2013.-416с.
  2. Легенды Крыма. В пересказе Елены Криштоф.- Симферополь: «Дар», 2001.- 262с.
  3. Ложко В.Ф. Крымское утро: Стихотворения для детей.- Феодосия: Коктебель, 1999.- 27с.
  4. Огурцова Л.В. Путешествие Даши по Волшебному Крыму.- Симферополь: Таврида,2016.- 103 с.
  5. Осминкина Е.Ф. Мы с тобой в Крыму живем: стихи.- Симферополь, 2016.- 39с.

 9.СоломатинаТ.Отойти в сторону и посмотреть.-Издательство: Эксмо,Луза-Пресс.-2011.

  1. Тимохина О.Г. Волшебник Крым: стихи.- Симферополь,2002.- 96с.

Литература для родителей

  1. Бизяева А.С. Крым для детей (6 – 12 лет).- Издательство: Эксмо,2016.- 208с.
  2. Головина Т. Прогулки по Крыму.- М.: АСТ, 2021.- 128с.
  3. Калинко Т.Е., Слука И.М. 100 лучших мест Крыма.- М.: ЭКСМО, 2016.- 96с.

      

      

 

3.Приложения

                                                                                          Приложение №1 

к дополнительной общеобразовательной 

общеразвивающей программе «Краеведение»

  1. Оценочные материалы.

Оценочные материалы промежуточной аттестации.

1 год обучения

Стартовый уровень.

 Цель – проведения промежуточной аттестации – определение степени усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Краеведение» по окончании 1 года обучения (стартовый уровень). 

Задачи: 

  • выявление полученных знаний, умений согласно программным требованиям;
  • развитие познавательной активности, логического мышления, интереса к истории родного края.

Форма проведения: проверка усвоения теоретических знаний и практических умений оценивается комплексно, в форме устного опроса и выполнения практических заданий в течение учебного года. 

Продолжительность: 35 минут.

Диагностический инструментарий для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Краеведение». 

Основным методом диагностики является наблюдение за детьми в ходе их самостоятельной и совместной специально организованной деятельности.

Диагностика предполагает использование таких форм, как беседа, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций и пр.

Для осуществления процедуры диагностики используются специально разработанная диагностическая карта. Разработанные критерии оценки  уровня освоения программы имеют три степени проявления показателей (высокий, достаточный и минимальный). Соотношение показателей и критериев их проявления позволит определить уровень освоения детьми содержания Программы.

Анализ полученных результатов явится основание для корректировки

педагогических действий педагога и планирования индивидуальной работы с детьми, показавшими минимальный уровень освоения Программы.

Цель диагностики: выявление уровня развития ребенка (начального уровня и динамики его развития, эффективности педагогического воздействия). 

Проверка усвоения теоретических знаний и практических умений и навыков осуществляется в процессе устного опроса и степени активности выполнения творческой работы обучающимися и оценивается по 5-ти бальной системе (5 баллов – высокий уровень, 4 балла – достаточный уровень, 3 балла – минимальный уровень).

Критерии оценки знаний и практических умений (диагностика) по итогам усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Краеведение».

Минимальный уровень Достаточный уровень Высокий уровень
Обучающимся в основном усвоены:

– возраст города Евпатория, происхождение его названия, историю символики;

– природные особенности родного края;

– название улиц города – определить по фотографиям (с трудом обучающийся называет улицы города);

– архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

– имена и достижения знаменитых земляков;

– правила техники безопасности на занятиях по краеведению и в общественных местах

Обучающийся неуверенно или с помощью педагога: 

– находит и использует дополнительную информацию о родном крае, по теме учебного занятия;

– самостоятельно или с помощью собирают краеведческий материал для творческой работы;

– оформляет материалы (согласно возрасту);

-имеет определенные трудности с ориентированием по карте

У обучающегося недостаточно развиты:

– зрительная, слуховая и моторная память;

-устойчивость внимания, 

–  наблюдательность;

– любознательность;

– умение работать в группе;

– умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

– умение слушать и слышать друг друга;

– дружелюбие.

Обучающийся в достаточной мере знает: 

– возраст города Евпатория, происхождение его названия, историю символики;

– природные особенности родного края;

– название улиц города и их расположение;

– архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

– имена и достижения знаменитых земляков;

– правила техники безопасности на занятиях по краеведению и в общественных местах

Обучающийся уверенно:

– находит и использует дополнительную информацию о родном крае, по теме учебного занятия

– самостоятельно или с помощью собирают краеведческий материал для творческой работы;

– оформляет материалы (согласно возрасту);

– ориентирование по карте  

У обучающегося в достаточной мере развиты:

– зрительная, слуховая и моторная память;

– устойчивость внимания,

– наблюдательность;

– любознательность;

– умение работать в группе;

– умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

– умение слушать и слышать друг друга;

– дружелюбие.

Обучающийся полностью владеет информацией:

– возраст города Евпатория, происхождении его названия, историю символики;

– природные особенности родного края;

– название улиц города и их расположение;

– архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

– имена и достижения знаменитых земляков;

– правила техники безопасности на занятиях по краеведению и в общественных местах

Обучающийся свободно:

– находят и используют дополнительную информацию о родном крае, по теме учебного занятия

– самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для творческой работы;

– оформляет материалы (согласно возрасту);

– ориентирование по карте 

У обучающегося уверенно развиты:

– зрительная, слуховая и моторная память;

– устойчивость внимания,

– наблюдательность;

– любознательность;

– умение работать в группе;

– умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

– умение слушать и слышать друг друга;

– дружелюбие.

  

 

 Опрос по итогам первого года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Краеведение».

  • Показать расположение Крымского полуострова на карте Российской Федерации; 
  • Какие города в Крыму вы знаете?
  • Назовите моря, омывающие Крымский полуостров;
  • Когда был основан город Евпатория; показать на карте его географическое расположение;
  • Назовите исторические названия города Евпатории;
  • Какие вы знаете достопримечательности родного города (памятники архитектуры, памятники известным людям, монументы в честь погибших воинов и исторических событий);
  • Чем славится родной город и край;
  • Назовите улицы нашего города, которые вы знаете; 
  • Каких известных, знаменитых людей, родившихся или живущих в нашем городе, вы знаете? 

 

                                                                  

 

      

 

Приложение №2 

к дополнительной общеобразовательной 

общеразвивающей программе «Краеведение»

3.2 Методические материалы

В ходе образовательно – воспитательного процесса по итогам изучения определенных тем с целью закрепления учебного материала проводятся викторины.

Викторина «Лучший знаток Крыма»

  • Как назывался полуостров Крым в древние времена?
  • Назовите столицу Крыма,
  • Что символизирует Герб Крыма?
  • Что символизирует Флаг Крыма?
  • Древнее название города Евпатории,
  • Какое второе современное название города Евпатории?
  • Что изображено на гербе города Евпатории?
  • Что символизируют цвета флага города Евпатории?
  • Назовите города – герои Крыма,
  • Какими морями омывается Крымский полуостров?
  • Назовите морских животных, обитающих в Черном море,
  • Какие реки в Крыму вы знаете?
  • Назовите самую высокую горную вершину Крыма,
  • Назовите самый высокий водопад Крыма,
  • Назовите самую длинную пещеру Крыма.

 «Что я знаю о Крыме?»

Викторина 1

Задание: дать название географического объекта на русском языке. 

  1. 1. Ай-Петри (греч.) – Святой Петр. 
  2. Демерджи (тюрк.) – Кузнец. 
  3. Кизил-Коба (тюрк.) – Красная пещера.
  4. Ялта (греч.) – морской берег. 
  5. Севастополь (греч.) – величественный город.
  6. Бахчисарай (перс.) – дворец в саду. 

****

  1. Ак-Кая (тюрк.) — Белая скала.
  2. Карадаг (тюрк.) – Черная гора. 
  3. Чатыр-Даг (тюрк.) – шатёр — гора.
  4. Симферополь (греч.) – город пользы, город «собиратель». 
  5. Феодосия (греч.) – Богом данная.
  6. Евпатория (греч.) – рожденная славным отцом, благородная. 

****

Викторина 2

  1. Крайняя Южная точка Крыма  (мыс Сарыч)
  2. Высшая точка Крыма? (Роман-Кош) 
  3. Крупнейший потухший вулкан полуострова? (Карадаг) 
  4. Город, которому больше 2500 лет? (Евпатория) 
  5. Чабрец, душица, зверобой, солодка, ромашка — что объединяет эти крымские растения? (Лекарственные) . 

 6.Самое крупное хищное животное Крыма? (Лисица) 

  1. Назовите города — герои Крыма? (Керчь и Севастополь) 

****

Викторина 3

  1. На каком мысе находится Ласточкино гнездо? (Ай-Тодор) 
  2. Крайняя восточная точка Крыма? (мыс Фонарь) 
  3. Самая высокая яйла Крыма? (Бабуган-яйла)
  4. Самый тёплый поселок Крыма? (Мисхор)
  5. Самая крупная птица Крыма и Европы? (Черный гриф) 
  6. Ядовитая змея Крыма? (Степная гадюка) 
  7. Это дерево появилось в Крыму в конце XVIII века. Иранцы считают его деревом рая, у народов Средиземноморья и Передней Азии оно считалось деревом смерти? (Кипарис).

Успешность развития детей при знакомстве с родным краем возможна при их активном взаимодействии с окружающим миром эмоционально – практическим путем, т.е. через игру.

Игра «Наш город» 

Цель: закрепить информационный материал о родном городе: кто в нем живет, трудится, виды транспорта, исторические места города. Ход игры: обучающиеся объединяются в 3 группы. На столе подготовлены определенные фото и картинки. Каждая группа получает задание: собрать картинки о людях, живущих в городе, труд людей; собрать картинки о видах городского транспорта; собрать картинки, на которых изображены здания и памятные места. Собрав картинки, каждая команда рассказывает: почему они выбрали именно эти картинки.

Игра «Животные нашего полуострова»

Цель: закрепить информационный материал о животном мире края. Ход игры: обучающиеся объединяются в две группы. Каждая группа получает задание: найти фото птицы или животного по названию. Обучающиеся собирают фото птиц и животных. Представитель каждой команды рассказывает о животных, изображенных на фото.

Игра «Сложи картинку из фрагментов»

Цель: закрепить информационный материал о родном городе. Ход игры: обучающиеся объединяются в три группы. Каждая группа получает задание: собрать из фрагментов фото с изображениями мест города Евпатории. Каждая группа собирает картинку и представитель каждой группы рассказывает: что изображено на картинке.

Игра «Лекарственные растения Крымского полуострова»

Цель: закрепить полученные знания. Ход игры: педагог показывает обучающимся картинки с изображением лекарственных растений. Обучающиеся должны дать правильное название и объяснить какую пользу оно приносит.

Учебное занятие

Тема: «Обитатели Черного моря»

Цель – формировать знания о животном мире Черного моря.

Задачи:

  • познакомить с представителями животного мира Черного моря,
  • развивать нравственно – целостное отношение к природе, познавательный интерес, наблюдательность,
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: карта Крымского полуострова, мультимедийное оборудование, USB носитель, листы бумаги с изображением рыб, кисти, краски,

Материалы: мультимедийная презентация, стихотворения, загадки.

Ход занятия.

Педагог: Добрый день, ребята! Наше занятие необычное. Мы с вами совершим путешествие. Путешествие будет морским. Попробуем заглянуть в глубину Черного моря и познакомится с представителями подводного мира. Давайте посмотрим на карту Крымского полуострова, с трех сторон он омывается морем.

  • В каком городе мы с вами живем? (Дети отвечают).
  • На берегу какого моря расположен наш город? (Дети отвечают).
  • Вы любите купаться в Черном море? (Дети отвечают).

Введение в тему учебного занятия. 

Педагог: Черное море хранит много тайн. Давайте попробуем некоторые из них разгадать. Я буду загадывать вам загадки, а вы на них отвечать.  Кто знает ответ – поднимает руку и отвечает. 

Словесная игра «Отгадай загадку»

Здесь куда не кинем взор –

 Водный голубой простор.

 В нем волна встает стеной,

 Белый гребень над волной.

 А порой тут тишь да гладь.

 Все смогли его узнать? (море);

По морю идет, идет,

А до берега дойдет –      

Тут и пропадет (волна);

Не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая

Ну – ка в сказку загляни! (рыба);

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям. (рыбы).

Физ. минутка «Море волнуется раз…» Педагог совместно с детьми выполняет движения, имитируя волны.

Изучение нового материала.

Подводный мир Черного моря очень богат. В морских водах обитает более 2500 живых существ, более 180 видов различных рыб.

Ребята, кто из вас видел маленьких рыбок, плавающих вдоль берега? (Дети отвечают). 

Эти рыбки не боятся людей. А есть морские обитатели, которые плавают глубоко в море и к берегу не подплывают. Предлагаю вам с ними познакомиться. 

В черном море под водой

Нас встречает мир живой! 

Разыгрались рыбьи стаи: 

Сельди, кильки и кефали. 

Им навстречу деловито

Косяком плывет ставрида 

У камней в протоке узкой – 

Створки маленьких моллюсков. 

В шторм и в тихую погоду

Мидии там чистят воду. 

Возле берега медузы 

Словно блюдца толстопузы, 

И скорпена – ерш морской –

Выставил плавник дугой.  

Ну а дальше в море синем,

Грея выгнутые спины,

БЕЛОБОЧКИ,  АФАЛИНЫ

Проплывают стайкой чинной. 

Черноморская акула

Белобрюхая акула

С пятнышками по бокам,

Как рулем хвостом вильнула – 

И уже не здесь, а там,

Это житель водных стран

Называется КАТРАН. 

Черноморская акула

Не наносит грозных ран. (Л. Огурцова)

Краб играл в морской футбол.

Он забил клешнею гол.

То-то радостно всем было,

Что команда победила. (Н. Мигунова)

Физ. минутка «Морская рыбка плыви». Педагог: «Предлагаю всем нам превратится в морских рыбок. Покажите: как плавают рыбки». Дети показывают движения плавающих рыб совместно с педагогом.

 Закрепление и обобщение изученного материала.

Педагог: «Пока мы с вами играли к нам приплыли морские обитатели. Угадайте кто они?».

Словесная игра «Подскажи словечко».

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч

Знает и француз и фин:

Любит поиграть… (дельфин);

Эта рыба – хищник злой, 

Всех проглотит с головой.

Зубы, показав зевнула

И ушла на дно … (акула);

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит,- Не троньте!»

Ручки у нее и пузо.

А зовут ее …(медуза);

Он клешнями щиплет больно

И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб»

Распугал соседей … (краб);

Волны катит на просторе 

К берегам песчаным…(море).

Пальчиковая гимнастика «Рыбки».

Две маленькие рыбки

(руки волнообразно плывут навстречу друг другу)

играли в воде,

(руки прижать друг к другу; переворачиваем их с боку на бок)

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(ладони сомкнуты, чуть округлены, выполняем ими «ныряющее» движение)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(грозит пальчиком)

А третья сказала: «Смотрите – акула!

(запястья соединены, ладони раскрываются и соединяются, имитируя рот)

Плывите скорей, 

Она может вас проглотить!»

(спрятать руки за спину).

Творческое задание «Веселый художник». Беседа по ТБ.

Ребята, перед вами лежит лист бумаги, на котором нарисована рыбка, но она белая. Давайте попробуем разукрасить ее так как вы себе представляете.  Дети с помощью кисти и красок выполняют задание. 

Итог учебного занятия – выставка детского творчества. Беседа с детьми у выставки.

  Список литературы

1.Вершинин А. Живое Черное море. – М.: Ковчег, 2016.

2.Згуровская Л.Н. Диковинки Черного моря: Рассказы о живой природе Черного моря для детей. – Симферополь: «Бизнес – Информ», 2004.

  1. Морские обитатели: энциклопедия для любознательных. – М.: ЭКСМО, 2015. – 63 с.
  2. Райхштеттер Ф. Дельфинчик и его морские соседи: Познавательные истории. – М.: ЭНАС – Книга, 2019. – 31с.
  3. Сахарнов С.В. Морские сказки. – М.: АСТ, 2018.
  4. Смилевская Л. Энциклопедия с развивающими заданиями. Морские обитатели. – М.: УМКА, 2019.
  5. https://iknigi.net/avtor-viktor-moroz/70557-rasskazhite-detyam-o-morskih-obitatelyah-viktor-moroz/read/page-1.html
  6. https://автомеханика38.рф/fakty/morskie-obitateli-kryma-kakix-zivotnyx-mozno-vstretit-v-mestnyx-vodax?ysclid=lo2ob3xo9g270214486

Приложение №3 

к дополнительной общеобразовательной 

общеразвивающей программе «Краеведение»

3.3 Календарно – тематическое планирование

Название детского объединения – «Краеведение» – группа (6 -7 лет)

№ п/п Название темы 

занятия

Количество

часов

Дата по расписанию Форма 

аттестации/

контроля

Примечание

(корректировка)

По плану По фак

ту

Сентябрь 2023г.
1 Вводное занятие. Вводный и первичный инструктаж. Собеседование. Знакомство с обучающимися. 2 Собеседование
2 Моя семья. 2 Педагогическое 

Наблюдение. 

3 Моя семья. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

4 Моя семья. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

Итого за месяц 8 уч. ч.
Октябрь 2023г.
1 Мой дом. Мир моего дома. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

2 Мой дом. Мир моего дома. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

3 Мой дом. Мир моего дома. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

4 Из уст в уста. Предания моей семьи. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

5 Из уст в уста. Предания моей семьи. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

Итого за месяц 10 уч.ч.
Ноябрь 2023г.
1 Родная школа. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

2 Родная школа. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

7 Моя улица. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

8 Моя улица. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

Итого за месяц 8 уч.ч.
Декабрь 2023г.
1 Евпатория –  город моего детства. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

2 Евпатория –  город моего детства. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

3 Евпатория –  город моего детства. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

4 Евпатория –  город моего детства. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

Итого за месяц 8 уч.

ч.

Итого за полугодие 34 уч. ч.
Январь 2024г.
Каникулы 01.01 -07.01. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

1 Евпатория –  город моего детства. 2 Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

2 Крым – мой родной край. 2ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

3 Крым – мой родной край. 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

4 Крым – мой родной край. 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

Итого за месяц 8 уч. ч.
                                                                Февраль 2024г.
1 Крым – мой родной край. 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

2 Крым – мой родной край. 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

3 Крым – мой родной край. 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

4 Крым – мой родной край. 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

Итого за месяц 8 уч. ч.
                                                              Март 2024г.
1 Население Крыма. 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

2 Население Крыма. 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

3 Население Крыма. 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

4 Население Крыма. 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

Итого за месяц 8 уч. ч.
                                                          Апрель 2024г.
1 Литературное краеведение. 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

2 Литературное краеведение. 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение.

3 Литературное краеведение. 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

4 Викторина «Что я знаю о Крыме?» 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

5 Земляки, прославившие город Евпатория 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

Итого за месяц 10 уч. ч.
                                                            Май 2024г.
1 Мой героический Крым 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

2 Беседа «Дети – герои Великой Отечественной войны». 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

3 Земляки, прославившие Крым  2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

4 Опрос. Подведение итогов. 2 ч. Педагогическое 

Наблюдение. Практическая работа.

Итого за месяц 8 уч.ч.
Итого за полугодие 42 уч. ч.
Всего за учебный 2023 – 2024 уч.  г. 76 уч. ч.

 

Приложение № 4

к дополнительной общеобразовательной

 общеразвивающей программе

 «Краеведение»

3.4 Лист корректировки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

__________________________________________________________________

                                             (название программы)

п/п

Причина корректировки Дата Согласование с зам. директора по УВР 

 

Приложение №5

к дополнительной общеобразовательной 

общеразвивающей программе

«Краеведение»

 

                                                                                                                                                                                    

3.5 План воспитательной работы с обучающимися

детского объединения  «Краеведение» 

МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»

на 2023-2024 учебный год

Название мероприятия, события Форма проведения Сроки проведения
1 Профилактические мероприятия 
«Азбука дорожной безопасности» (профилактика ДТП).  Разъяснительные беседы В течение года
«Пожарная безопасность в быту и на природе» Профилактические беседы В течение года
«Антитеррористическая безопасность» Разъяснительные беседы В течение года
«В здоровом теле – здоровый дух» (пропаганда ведения здорового образа жизни). Профилактические беседы В течение года
2 Воспитательные мероприятия
«Государственный флаг Республики Крым» Беседа Сентябрь
День народного единства Беседа Ноябрь
Традиции и обычаи встречи Нового года. Воспитательное мероприятие. Декабрь
Беседа «Крым. История и современность». Беседа Март
«Красота вокруг нас» Воспитательное мероприятие Апрель
Мой родной город – Евпатория.  Экскурсия Май

 

Приложение №6

к дополнительной общеобразовательной 

общеразвивающей программе

«Краеведение»

 

3.6 План работы с родителями обучающихся

 детского объединения «Краеведение» МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» на 2023 – 2024 учебный год

 

№ п/п Дата Содержание работы Место проведения Отметка о выпол

нении

1. Сентябрь Родительские собрания: план работы на новый учебный год, правила поведения на учебном занятии. СШ № 18
2. Октябрь Консультации. СШ № 18
3. Ноябрь Консультации. СШ № 18
4. Декабрь Новогодние воспитательно-развлекательные мероприятия. СШ № 18
5. Май Консультации. Родительское собрание (подведение итогов учебного года). СШ № 18