Технологическая карта урока по предмету мир природы и человека: “Вода и ее свойства”

ФИО: Сакаева Г.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3149
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта урока по предмету мир природы и человека: "Вода и ее свойства"
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



Технологическая карта урока

Предмет: Мир природы и человека

Класс: 2

Тема урока: Вода. Температура воды (горячая, холодная)

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды, научить отличать горячую воду от холодной.

Задачи урока

Образовательные:   

  • ознакомление детей со свойствами воды: жидкая, прозрачная, не имеет запаха, без цвета, текучая, холодная, теплая;
  • совершенствование знаний детей о значении воды в жизни человека и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательной активности через проведение опытов;
  • способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления через выполнение заданий.

Коррекционные: 

  • способствовать коррегированию зрительного восприятия при работе с карточками; 
  • способствовать коррегированию пространственной ориентации при выполнении работы на рабочих листах.

Воспитательные: 

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, способствовать формированию бережного отношения к воде.

Тип урока: урок – практикум

Продолжительность урока: 40 минут

 

Характеристика этапов урока

Этап урока Время Содержание учебного материала Деятельность обучающихся
Организационный 1 Долгожданный дан звонок

Начинается урок. Улыбнитесь! Подарите улыбку своим одноклассникам.

Подготовка к уроку.

Ответы детей.

Постановка темы и цели урока 2 Ребята, сегодня у нас необычный урок. 

Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём?

А чтобы узнать, необходимо отгадать загадку:

В речке я бегу, журчу,

К морю я попасть хочу.

Я прозрачна и быстра, 

Кто такая я?

О чем идет речь в загадке?

Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?

Посмотрите! И вправду вода!

А теперь скажите, какова же будет тема нашего урока? 

Тема нашего урока называется «Вода» и сегодня на уроке мы узнаем все о воде и о ее свойствах, а также какая бывает вода и для чего она нужна.

1.  Игра «Ассоциативный ряд».

Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»? Что вы представляете? 

Формулируют тему урока, ставят задачи

Вода

Учащийся достает из ящика бутылочку с водой

Дети высказывают свои мнения

Актуализация знаний

7

Перед вами лежат картинки, ваша задача выбрать и прикрепить на доску ассоциации, к слову, вода.

– Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Ребята, посмотрите, что у меня на столе?  

На глобусе изображён весь земной шар. Такой видят космонавты Землю из космоса.  Посмотрите, какого цвета на глобусе больше? Верно, ребята, а как вы думаете, что изображено синим цветом? Правильно, синим цветом изображена вода. Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты.

        Вода занимает большую площадь Земли. Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.

– Ребята, а чтобы глубже понять и узнать, что же из себя представляет вода, мы сегодня превратимся в исследователей. А кто такие исследователи?

Мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, то есть какая она вода? А результаты будем оформлять в специальных листах.

Выбирают картинки и вывешивают на доску

Глобус

Ответы учащихся

Исследователи–это люди, которые:

Задают вопросы и ищут ответы на эти вопросы;

наблюдают, проводят опыты, проверяют свои догадки

Физкультминутка 2 Очень всем нужна вода

Делай – раз, делай – два.

Звери у ручья напились

Вправо-влево наклонились.

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дружно хлопнули в ладоши

До чего же день хороший.

Дождик вдруг полил с утра.

За работу нам пора!

Дети выполняют движения за учителем
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации 5 Опыт 1. Вода – прозрачная.

Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?

Зачитаем план опыта.

Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.

Посмотрим на свет.

Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.

Давайте сравним воду и молоко. В каком стакане видна ложка, а каком – нет. Почему?

Опыт 2. Текучесть

Перед вами 2 стакана с водой. 1 стакан переверните. Ребята, посмотрите на два стакана. В одном стакане есть вода, в другом нет. Почему? Второй стакан перевёрнут, и вода из него вытекла.

А теперь возьмите воду в руки, трудно взять воду в ладони?   Почему? (текучая, жидкая)

Вывод: Вода – прозрачная, а молоко – нет. 

Вывод: вода текучая, потому что она жидкая

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 5 Опыт 3. Вода не имеет запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах.

Определите, какой стакан не имеет запаха (вода, сок).

– Понюхайте воду. Чем она пахнет?

– Имеет ли вода запах

– А теперь, понюхайте второй стакан – сок. Чем пахнет?

Опыт 4. Вода может быть холодной, теплой, горячей.

– Перед вами две банки с водой. Давайте определим, чем же они отличаются?

– Ребята, а вы знаете, что люди по-разному могут ощущать тепло и холод. Кому-то вода покажется теплой, а кому-то прохладной или горячей. Что же делать? Как людям понять друг друга? Что бы вы могли предложить? 

А люди придумали вот еще что: специальный прибор – термометр. Термометр измеряет температуру, то есть он показывает, насколько предмет холодный или горячий.

Вывод: вода не имеет запаха

Обучающиеся опускают руки в банки

Одна теплая, а другая холодная

Записывают вывод:

Вода бывает холодной, горячей, теплой

Подведение итога урока 4 Ребята, вам понравилось работать в паре?

Старались ли вы придерживаться правил поведения на уроке? 

О каких свойствах воды узнали?

Достигли ли мы цели урока?

Ответы детей
Рефлексия 4 Ребята, пока мы с вами говорили о воде, у нас на доске тучка и сейчас пойдёт дождик. Если вам на уроке было интересно, понятно, то возьмите весёлую капельку и прикрепите на доску, тогда дождик будет весёлый. Если же у вас возникли трудности или вы что-то не поняли. то грустную, тогда и дождик будет грустный. (на тучке написана тема урока и она вывешена на доску с самого начала).

-Что больше всего понравилось на уроке?

Дети на доску вывешивают смайлики и рассказывают, что больше всего понравилось на уроке.