Конспект интегрированного занятия на прогулке«Экскурсия на групповом участке» для подготовительной группы

ФИО: Никандрова К.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3151
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Конспект интегрированного занятия на прогулке «Экскурсия на групповом участке» для подготовительной группы
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Никандрова Ксения Геннадьевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №203 «Непоседы» 

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект интегрированного занятия на прогулке

«Жизнь деревьев и кустарников зимой» для подготовительной группы 

Цель: Формировать представления детей о жизни деревьев и кустарников зимой.

Задачи: Формировать конкретные представления о сезонных изменениях в природе; о состоянии деревьев, кустарников зимой, об их приспособленности к изменению условий зимней погоды; о пользе снега для растений; закреплять знание названий деревьев и кустарников, произрастающих на территории детского сада; упражнять в узнавании деревьев и кустарников по коре, веткам.
    Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитывать эстетическое восприятие зимней природы, любовь к родному краю, доброе, бережное отношение к природе. Развивать интерес к изучению удивительного мира растений.

Материал: 

Деревянная рейка с делениями для измерения глубины снега; лопатка для раскапывания снега; корм для птиц (семечки подсолнечника, ягоды рябины, белый хлеб), кормушка.

Словарная работа: зима, деревья(сирень,) , снег, птицы.

Интеграция областей: Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  1. Составление безопасного маршрута от детского сада до парка.
  2. Разучивание с детьми стихотворений и загадок о природе.
  3. Продумывание и изучение маршрута движения, осмотр поляны.
  4. Перед прогулкой проверить одежду и обувь детей.
  5. Приготовить воду для питья и мытья рук, аптечку, спортивное оборудование.

ХОД

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я хочу пригласить вас, отправится на прогулку- экскурсию по территории детского сада. Какие признаки зимы мы видим ?

Дети перечисляют: солнышко не греет, небо серое, холодно, деревья стоят голые, без листьев, не слышно пения птиц.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Вы сказали, что деревья стоят голые, на них нет листьев. Давайте уточним, так ли это. Я предлагаю вам подойти к кусту сирени, рассмотреть веточки и сказать, что вы заметили?

Ответы детей: веточка покрыта серо-коричневой корой, гладкая и на ней имеются бугорки-почки.

Воспитатель: Посмотрите на  почку у деревьев, рассмотрите внимательно. Постарайтесь разобраться самостоятельно, что она собой представляет.

Дети рассматривают строение почки.

Воспитатель: Что же такое почка? (ответы детей). Правильно. Почка это туго свернутый маленький листочек.

Воспитатель: Какие почки по цвету, форме, размеру? Как они расположены на веточке? (Ответы детей). Да, ребята, почки светло-коричневые, блестящие, тугие, толстые, округлые, островершинные, расположены на веточке попарно.

Воспитатель: А как вы думаете, почему почка сверху покрыта коричневыми скорлупками-чешуйками? (Ответы детей)

Конечно, они спасают почки от холода и снега. Их можно сравнить с шубкой, которую человек надевает зимой.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Разведчики леса» Я вам буду показывать веточку дерева или кустарника, а вы должны определить и показать с какого дерева или куста они взяты. (Детям предлагаются поочередно рассмотреть ветки с различных деревьев и кустов, произрастающих на территории детского сада: береза, конский каштан, вишня, елка, туя, сосна, сирень, снежноягодник. Ребята рассматривают веточку и находят нужное растение на территории детского сада).

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошие из вас получились разведчики!  

А теперь послушайте, стихотворение:

Намело,

Навьюжило.

Все деревья

В кружеве:

Снег на соснах,

На кустах,

В белых шубках ели.

И запутались в ветвях

Буйные метели. (Н. Гончаров)

Как вы думаете, помогает или вредит снег деревьям и кустам? (Дети отвечают)  Зимой снег спасает корни от вымерзания, укрывает их, а весной: если его много, будет много воды и почки распустятся быстрее.

Воспитатель: Ребята, вы очень наблюдательные и внимательные!

Давайте еще раз полюбуемся красотой нашего участка. Посмотрите на деревья, кустарники. Можно увидеть каждую веточку, как они прогнуты, переплетаются между собой. Посмотрите, как красиво зима укрывает деревья и кустарники. Как все блестит, искрится на солнце. Как красиво вокруг! Эту красоту нужно беречь. Зимой все ветки становятся хрупкими, с ними надо обращаться аккуратно, их нельзя ломать, а весной и летом они будут радовать нас!

Воспитатель с детьми идут дальше.

Воспитатель: Вот и деревце с красными плодами. Висят гроздья сочных ягод. Что это за деревце? (Рябина). Кому же рябина приготовила свое угощение? (Птицам). 

Воспитатель:  Какие птицы остались зимовать и не улетели в теплые края? (Воробьи, вороны. синички). Что изменилось в поведении птиц зимой, как они себя ведут, что делают? (Им не хватает пищи, они ищут зернышки под снегом).

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами повесим кормушку и угостим птиц, понаблюдаем какие птички прилетят к кормушке и что они будут делать. (Дети вместе с воспитателем вешают кормушку. Наблюдают за птицами) Ребята, для чего нужны кормушки? (Чтобы подкармливать птиц зимой). Легко ли живется птицам зимой? (Нет). Почему? (Зимой нет корма, его трудно найти).

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем!

Игра «К названному дереву беги»

Воспитатель называет дерево, а дети внимательно слушают и по сигналу « раз, два, три к названному дереву беги» перебегают к названному дереву.

Игра «Снежинки»

Дети слушают стихотворение А. Барто «Снег» и показывают движения, как снег летит и кружится.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок.

Завертелись, как снежок.

Воспитатель: Вот и пришла пора возвращаться в группу. А пока будем идти в группу послушайте как под ногам хрустит снег!

По возвращении с экскурсии, дети рассказывают о том , что видели и какие эмоции они получили.