Конспект занятия “Дружная семья” (подготовительная к школе группа)
Познавательное развитие.
Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (семья – родные люди которые живут вместе и заботятся друг о друге).
Задачи: Образовательные: расширять представления о семье; продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком. Развивать умение рассуждать, продолжать совершенствовать монологическую и дилогическую речь. Формировать умение рассказывать связно о членах своей семьи (их характере, привычках, учитывая их характерные особенности). Развивать понимание логико-грамматических конструкций; закреплять знания о родственных связях слов. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям; продолжать формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
Предварительная работа. Чтение художественной литературы. Создание выставки «Дела семейные». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем» и др. Рисование на тему «Моя семья». Дидактическая игра «Опиши маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку».
Ход занятия:
Воспитатель: (дети в кругу, выполняют движения по тексту) Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарила.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
(дети садятся)
Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, угадайте, о чем мы будем с вами говорить…
Мы друг друга очень любим,
Вместе мы родные люди.
Друг без друга нам нельзя
Потому, что мы…
Дети – это семья
Воспитатель: правильно. Давайте, сегодня поговорим о семье. Ребята послушайте внимательно, какое слово слышится в слове семья?
Дети ; семь и я
Воспитатель: правильно ребята. Семь и я. Давайте, я прочитаю стихотворение, а посчитайте всех кого я назову..
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, ребенок.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!( Дети считают)
Воспитатель; Давайте проверим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.
Воспитатель: Семьи бывают разные: большие и маленькие. Большие – где живут вместе и бабушка с дедушкой, папа, мама и дети. Маленькие – например, мама и ребенок, папа и ребенок и т. д.
Воспитатель: Ребята, а может человек обойтись без семьи? Дети ;Нет не может, каждому человеку нужна семья.
Воспитатель: Как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
Дети: в семье должны уважать и любить друг друга, защищать, ухаживать, , заботиться друг о друге.
Воспитатель: В семье родители и дети чем-то радуют друг друга. Дети ; ДА, радуют
Воспитатель; Как вы думаете, чем дети радуют родителей?
Дети; Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.
Воспитатель; А чем родители радуют детей?
Дети; Тем, что заботятся о них, любят,помогают, защищают и т. д.
Воспитатель: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры , те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. В семье всегда уютно, тепло и спокойно.
Воспитатель: Люди родные друг другу называются родственниками. Это: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы, тети, дяди.
Дидактическая игра «Родственники».
Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Воспитатель: Ребята а, как вы думаете, чем семьи отличаются друг от друга?
Дети определяют характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии своих семей.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна.
Динамическая пауза «Назови свое отчество».(Игра с мячом в кругу)
Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.
После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру, кто из этих людей не является родственником?
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Воспитатель: Люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа) где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Давайте, посмотрим генеалогическое дерево, которое вы сделали с родителями.
(рассматривание совместных работ с родителями . рассказы детей о своих родственниках)
Дидактическая игра “Подбери признаки”
– А какие же они, родные и дорогие нам люди? Расскажите о своих родственниках, какие они?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа – строгий, умный, сильный:
Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка – старый, мудрый, седой:
Сестра – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
Итог занятия:
Воспитатель: итак, ребята, о чем мы сегодня говорили?
Дети; Говорили о семье. Семья – это самые близкие люди: мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь!
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Спасибо ребята за хорошую работу! Занятие окончено.