НОД “Чудеса в решете”

ФИО: Каретникова Г.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3231
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: НОД "Чудеса в решете"
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 24 «Полянка» 

Кстовского муниципального округа Нижегородской области

 Конспект  НОД  

по нравственно-патриотическому воспитанию

для детей подготовительной к школе группе

«Чудеса в решете»

    

    Подготовила воспитатель

Каретникова Галина Владимировна

г. Кстово

2024г.

Тема: «Чудеса в решете!»

Цель: Развитие у детей чувство патриотизма и любовь к своей Родине.

Задачи:

        Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о России, как о государстве, в котором мы живем; Закрепить знание детей о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ. Закрепить знания детей о том, что Россия — страна многонациональная, уточнить представления  о народах, проживающих в России. Закреплять умение детей узнавать национальный костюм народов России.  Закрепить название народных промыслов.

         Развивающие: Развивать внимание, память, речь, развивать умение поддерживать непринужденную беседу. 

         Воспитательные: воспитывать патриотические чувства по отношению к  своей стране и к родному краю, уважительное отношение к государственным символам России.


Ход:
Утренний круг
В круг широкий вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем налево, а потом пойдем направо, в центре круга соберемся, и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем и заниматься мы начнем.
Всем здравствуйте!


Вы хотите поиграть, много нового узнать?
Ребята, у меня есть решето, всяких тайн оно полно, его можно покатать, с чудесами поиграть!

-А как вы думаете, что такое решето?

У вас дома есть такой предмет? А для чего мама его использует?
Решето используют для того чтобы просеивать муку и обогащать ее воздухом, очищать от сора,  для просеивания зерен, семян.  А еще наши бабушки использовали его для лечения от разных болезней. Вы знаете, очень давно, наши предки гадали в решете. Насыпали туда фасоль, затем танцевали, произносили волшебные заклинания… Иногда люди собирались на ярмарках, они там развлекались и показывали разные чудеса с помощью решета.

Мы сегодня тоже будем показывать чудеса ваших знаний и умений, а для этого у меня и есть волшебное решето!

 Решето сейчас примерю, что вы знаете, проверю.

-Послушайте загадку:


Шар земной передо мной

Не такой он уж большой.

Я его верчу рукой.

Сразу край нашла лесной.

Рядом с ниточкой рекой.

Точка – город мой родной.

Дети: Это глобус.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это глобус. Скажите, а что такое глобус? 

Дети: Модель планеты Земля.

Игра: «Кто в какой стране живет?»

Наша страна Россия, а мы живущие в России – россияне.

В Италии-

В Испании –

В Америке –

Во Франции –

В Германии –

В Китае –

В Грузии –

Молодцы, как много стран и жителей мы назвали.

– Решето опять хлопочет, познакомить с чем-то хочет.
Ответьте на такой вопрос. Какие три отличительные символа есть у любой страны, в том числе у Россия?

Дети: Гимн, герб, флаг.

Воспитатель: Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?

Дети: Из белого, синего и красного.

 Воспитатель: Что означает каждый цвет?

Дети: Белый – он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий – это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верит ей. Красный – цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.

Игра «Узнай флаг своей страны».

Воспитатель: Посмотрите, а что это за символ?

Герб – это эмблема государства. А где можно увидеть герб? Он изображается на всех печатях, на денежных знаках и на бумажных, и на металлических, на паспорте, на других документах.

– На гербе изображён воин на белом коне и страшный дракон которого воин поражает своим копьем, что  символизирует победу добра над злом, а этого воина зовут Георгий Победоносец.

А кто ещё изображён на гербе? (двуглавый орёл)

Воспитатель: Кто из вас помнит легенду, почему на гербе изображен двуглавый орел?

(Однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!»

Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе. Двуглавый орел – является символом единства и независимости государства.)

Чтение стихотворения В. Степанова.

У России величавой. На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток. Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный. 

Игра «Собери герб» 

Дети делятся на две команды. Кто быстрее соберет пазл – герб России.

Воспитатель: Третий государственный символ – государственный гимн.

Воспитатель: А что такое гимн? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, гимн – это торжественная песня. Гимн является официальным символом государства. Когда исполняется гимн?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, гимн исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный. Давайте вспомним, как надо слушать гимн.

Дети: Стоя, не разговаривать.

Воспитатель: Правильно, таким образом, гражданин страны проявляет уважение к гимну своей страны. Давайте послушаем отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные торжественные слова о России.

Решето опять хлопочет, узнать у вас чего-то хочет.
Наша Россия славится ещё и мастерами декоративно – прикладного искусства.

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

– Я предлагаю вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. 

Отгадайте загадки.

  • Посуда не простая 

А точно золотая!

С яркими завиточками, 

Ягодками и листочками.

           Называется она…? (ХОХЛОМА)

  • Чудо с  синими цветами, 

Голубыми лепестками,

          Синими цветочками, 

          Нежными виточками.

          На белом фарфоре,

          Как на заснеженном поле,

          Из-под белого снежочка  

          Растут синие цветочки  (ГЖЕЛЬ)

  • Веселая белая глина, 

         Кружочки, полоски на ней,

         Козлы и барашки смешные,

         Табун разноцветных коней.

         Кормилицы и водоноски, 

         И всадники, и ребятня,

         Собаки, гусары и рыбки,

         А ну, отгадайте, кто я?  (ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА)

  • Ростом разные подружки,

          Но похожи друг на дружку.

          Все они сидят друг в дружке,

          А всего одна игрушка. (МАТРЕШКА)


– – Решету на месте не сидится, хочет с вами порезвиться!

Воспитатель: Я предлагаю вам провести разминку,

которая называется «Российская семья»

Живут в России разные народы (Руки соединить в «замок»)

И с давних пор

Одним — тайга по нраву, (Руки вверх)

Другим — родной простор. (Руки в стороны)

У каждого народа язык свой и наряд (Руки вперед, пальцы соединить)

Один черкеску носит, (Руки над головой)

Другой надел халат. (Имитация одевания халата)

Одни — рыбак с рожденья, (Ладони имитируют плаванье рыбки)

Другой — оленевод (Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой)

Одни кумыс готовит, (Круговое поглаживание живота рукой)

Другой готовит мед. (Тыльной стороной ладони вытирают рот)

Одним милее осень (Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями)

Другим — милей весна (Приседают, поглаживают «траву»)

А Родина — Россия («Домик»)

У нас у всех одна. (Берутся за руки)



Воспитатель опять берет решето. Решето опять хлопочет и приглашает дальше поиграть.

Воспитатель: ребята, наша страна великая, сильная и красивая. Но страна — это не только леса, поля, реки и города. Страна — это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

А у нас в стране живут

 Русский, коми и якут,

 И нанаец, и мордвин, 

И калмык, и осетин, 

И тувинец, и бурят

 — Все они дружить хотят! 

Кабардинец и чуваш, 

В хоровод вставайте наш! 

Адыгеец и хакас, 

Вместе пустимся мы в пляс! 

И татарин, и башкир 

— Все за счастье, все за мир!

Дидактическая игра «Народы России» Разложить национальности на карте России)
Рефлексия:
Ну, что, ребята, помните мы с вами сегодня назвали наши игры «Чудеса в решете»? Вам понравилось играть?

Д/и «Кубик» (вспомним, чем сегодня занимались. Воспитатель кидает детям кубик. На гранях кубика картинки-вопросы.)

Воспитатель: обратите внимание, на столе лежат два подноса: со смайликами: веселый и задумчивый… Если вы считаете, что вы занимались хорошо, что у вас все получилось, что вы удовлетворены своей работой на нашем занятии, то возьмите себе веселого смайлика, а если вы считаете, что вам не все удавалось и нужно ещё над чем-то поработать, то возьмите себе задумчивого смайлика…

Воспитатель: ребята, в завершении нашего занятия, я хочу вам сказать вот что, в России с давних времен есть важная традиция, угощать гостей караваем, с хлебом-солью, выражая тем самым любовь и уважение к гостям, и желая им достатка в семье. Разрешите и вас, милые ребята, и вас, уважаемые гости, угостить караваем.

Все кушают каравай.