Коррекционно- развивающая программа «Учимся дружить»

ФИО: Семчук Ю.Ф.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3234
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Коррекционно- развивающая программа «Учимся дружить»
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)



Коррекционно- развивающая программа по формированию социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Учимся дружить»

 

Коррекционно- развивающая программа по формированию социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Цель формирование социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи программы: 

— предупреждение и преодоление недостатков в эмоционально-личностной, волевой и поведенческой сферах;

— развитие коммуникативной сферы;

— развитие навыков конструктивного межличностного общения;

— коррекция недостатков и развитие произвольной регуляции;

— развитие игровой деятельности;

— развитие навыков эмоциональной саморегуляции;

— оптимизация социализации;

— осознание своей позиции в ситуациях межличностного взаимодействия.

Предмет коррекции: социальные компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Форма коррекции: групповая.

Условия организации занятий: программа рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение трех месяцев, 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут. 

Структура занятий:  

1.Приветствие, 

2.Игра/упражнение на развитие коммуникативной сферы;

  1. игра/ упражнение на развитие навыков сотрудничества;

4.Игра/упражнение на развитие эмоционально-волевой сферы, личности в целом;

7.Рефлексия. Прощание.

Тематический план занятий по коррекционно-развивающей программе по формированию социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

 

Название занятия Цели занятия Методики
1 Знакомство Установление контакта между детьми и педагогом.

Формирование навыков общения и взаимодействия с окружающими.

Приветствие

Игра «Шумная почта»

Игра «Магазин»

Игра «Собери картинку»

Рефлексия. Прощание

2 Чувства и эмоции Развитие эмоциональной сферы детей.

Формирование умения распознавать и выражать свои эмоции.

Развитие навыков социальной адаптации

Приветствие

Упражнение «Лицом к лицу» 

Упражнение «Маски эмоций» 

Игра «Зеркало» 

Рефлексия. Прощание

3 Уважение к другим Развитие навыков уважения и толерантноси.

Формирование навыков эмпатии

Приветствие

Упражнение «Автопортрет»

Упражнение «Тренировка эмпатии».

Коммуникативная игра «Сапожок»

Рефлексия. Прощание

4 Развитие воображения и творческих способностей Развитие воображения и фантазии. Развитие творческих способностей. Овладение речевыми навыками Приветствие

Игра «Что увидит детеныш?» 

Арт- терапевтическое упражнение «Рисуем сказки» 

Упражнение «История в картинках» 

Рефлексия. Прощание

5 Развитие эмоционального интеллекта через игры и творческую деятельность Развитие эмоционального интеллекта.

Развитие социальной адаптации.

Овладение речевыми навыками

Приветствие

Игра «Угадай эмоцию»

Упражнение «Сказочный мир

Игра «Какое настроение у тебя сегодня?»

Рефлексия. Прощание

6 Развитие социальной адаптации и навыков общения Развитие социальной адаптации.

Развитие коммуникативных навыков.

Приветствие

«Больница» 

«Дайте название» 

«Поиск пар»

Рефлексия. Прощание

7 Развитие навыков конструктивного конфликтного разрешения Формирование у детей навыков конструктивного разрешения конфликтов

Развитие социальной адаптации

Приветствие

«Остров конфликтов» 

Коммуникативная игра «Эхо»

Игра «Собери эмоцию».

Рефлексия. Прощание

8 Навыки сотрудничества Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия в группе Приветствие

«Сбор пазла». 

«Строим башню»

«Общая история»

Рефлексия. Прощание

9 Самоконтроль и саморегуляция Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции поведения Приветствие

Игра «Красный свет/Зеленый свет» 

Игра «Симон говорит» 

Игра «Найди отличия»

Рефлексия. Прощание

10 Развитие эмпатии и сочувствия к другим людям Развитие эмпатии и сочувствия к другим людям Игра «Собери эмоцию».

Игра «Говорящие руки»

Упражнение «Коммуникативные этюды»

Рефлексия. Прощание

11 Сотрудничество и взаимопомощь в группе Развитие креативного мышления и фантазии через игры и творческие задания. Снятие агрессии. Приветствие

«Строительство башни»: 

«Раскраска». 

Игра «Кляксы»

Рефлексия. Прощание

12 Развитие коммуникативных навыков через ролевые игры Развитие коммуникативных навыков у детей

Улучшение способности детей к выражению своих мыслей и чувств

Приветствие

«Магазин». 

«Ветеринар». 

Игра «Путешествие в космос

Рефлексия. Прощание

13 Развитие саморегуляции и управления поведением Развитие у детей навыков управления эмоциями  Приветствие

«Чувство-человек

 «Стоп и подумай

 «Эмоциональный мешок»

Рефлексия. Прощание

14 Развитие коммуникативных навыков через ролевые игры Развитие коммуникативных навыков у детей

Развитие навыков социального взаимодействия

Приветствие

«Кухня»

«Киностудия»

Рефлексия. Прощание

15 Эмоции и чувства Научиться понимать эмоции себя и других, выражать собственные эмоции и чувства, повышать уверенность в себе Приветствие

Игра «Собери пазл» 

Игра «Зайки и Слоники»

Упражнение «Общая история».

Рефлексия. Прощание

16 Учимся сотрудничать Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Приветствие

Коммуникативная игра «Ладонь в ладонь» 

Подвижная игра «Порви круг»

Игра «Кричалки — шепталки — молчанки»

Рефлексия. Прощание

17 Учимся договариваться Развитие умения согласовывать действия с партнером. Приветствие

Коммуникативная игра «Ладонь на ладонь».

Коммуникативная игра «Меняемся пуговицами». 

Коммуникативное рисование

Рефлексия. Прощание

18 Что ты чувствуешь? Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции. Приветствие

Коммуникативная игра «Сиамские близнецы» 

Игра «Буратино».

Игра «Конкурс хвастунов» 

Рефлексия. Прощание

19 Развитие эмоциональной сферы Учить детей различать и называть эмоции Приветствие

Игра «Школа улыбок»

Упражнение «Лепестки желаний».

Упражнение «Тренируем эмоции»

Рефлексия. Прощание

20 Эмоциональные состояния Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями;  развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения; развивать у детей навыки самоконтроля Приветствие

Игра «Лото настроений»

Упражнение «Волшебная страна чувств»

Игра «Разноцветная вода»

Рефлексия. Прощание

21 Формирование навыков общения. Способствовать формированию навыков общения. Приветствие

Упражнение «Совместная лепка»

Коммуникативная игра «Сделай подарок»

Коммуникативная игра «Пожелание»

Рефлексия. Прощание

22 Развитие эмоциональной сферы, обогащение эмоций. Развитие эмоциональной сферы, обогащение эмоций. Отыгрывание отрицательных эмоций, самовыражение и способам воплощения. Приветствие

Упражнение «Как ты себя сегодня чувствуешь?»

Упражнение «Рисуем настроение»

Рефлексия. Прощание

23 Эмпатия Обучение понимать чужие эмоции и выражать свои собственные эмоции, а также учиться находить пути решения конфликтов Приветствие

Чтение детской книги о дружбе и эмпатии, обсуждение прочинанного

Упражнение «Что я думаю?». 

Игра «Я-лев»

Рефлексия. Прощание

24 Заключительное занятие Рефлексия и оценка своих успехов в программе Дети и психолог (педагог) обсуждают, что они изучили и чему научились в рамках программы. Они также делятся своими эмоциями и мыслями о том, как они могут применять свои новые навыки в повседневной жизни.