Коррекционно- развивающая программа по формированию социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Учимся дружить»
Коррекционно- развивающая программа по формированию социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Цель формирование социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи программы:
— предупреждение и преодоление недостатков в эмоционально-личностной, волевой и поведенческой сферах;
— развитие коммуникативной сферы;
— развитие навыков конструктивного межличностного общения;
— коррекция недостатков и развитие произвольной регуляции;
— развитие игровой деятельности;
— развитие навыков эмоциональной саморегуляции;
— оптимизация социализации;
— осознание своей позиции в ситуациях межличностного взаимодействия.
Предмет коррекции: социальные компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Форма коррекции: групповая.
Условия организации занятий: программа рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение трех месяцев, 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.
Структура занятий:
1.Приветствие,
2.Игра/упражнение на развитие коммуникативной сферы;
- игра/ упражнение на развитие навыков сотрудничества;
4.Игра/упражнение на развитие эмоционально-волевой сферы, личности в целом;
7.Рефлексия. Прощание.
Тематический план занятий по коррекционно-развивающей программе по формированию социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
№ | Название занятия | Цели занятия | Методики |
1 | Знакомство | Установление контакта между детьми и педагогом.
Формирование навыков общения и взаимодействия с окружающими. |
Приветствие
Игра «Шумная почта» Игра «Магазин» Игра «Собери картинку» Рефлексия. Прощание |
2 | Чувства и эмоции | Развитие эмоциональной сферы детей.
Формирование умения распознавать и выражать свои эмоции. Развитие навыков социальной адаптации |
Приветствие
Упражнение «Лицом к лицу» Упражнение «Маски эмоций» Игра «Зеркало» Рефлексия. Прощание |
3 | Уважение к другим | Развитие навыков уважения и толерантноси.
Формирование навыков эмпатии |
Приветствие
Упражнение «Автопортрет» Упражнение «Тренировка эмпатии». Коммуникативная игра «Сапожок» Рефлексия. Прощание |
4 | Развитие воображения и творческих способностей | Развитие воображения и фантазии. Развитие творческих способностей. Овладение речевыми навыками | Приветствие
Игра «Что увидит детеныш?» Арт- терапевтическое упражнение «Рисуем сказки» Упражнение «История в картинках» Рефлексия. Прощание |
5 | Развитие эмоционального интеллекта через игры и творческую деятельность | Развитие эмоционального интеллекта.
Развитие социальной адаптации. Овладение речевыми навыками |
Приветствие
Игра «Угадай эмоцию» Упражнение «Сказочный мир Игра «Какое настроение у тебя сегодня?» Рефлексия. Прощание |
6 | Развитие социальной адаптации и навыков общения | Развитие социальной адаптации.
Развитие коммуникативных навыков. |
Приветствие
«Больница» «Дайте название» «Поиск пар» Рефлексия. Прощание |
7 | Развитие навыков конструктивного конфликтного разрешения | Формирование у детей навыков конструктивного разрешения конфликтов
Развитие социальной адаптации |
Приветствие
«Остров конфликтов» Коммуникативная игра «Эхо» Игра «Собери эмоцию». Рефлексия. Прощание |
8 | Навыки сотрудничества | Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия в группе | Приветствие
«Сбор пазла». «Строим башню» «Общая история» Рефлексия. Прощание |
9 | Самоконтроль и саморегуляция | Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции поведения | Приветствие
Игра «Красный свет/Зеленый свет» Игра «Симон говорит» Игра «Найди отличия» Рефлексия. Прощание |
10 | Развитие эмпатии и сочувствия к другим людям | Развитие эмпатии и сочувствия к другим людям | Игра «Собери эмоцию».
Игра «Говорящие руки» Упражнение «Коммуникативные этюды» Рефлексия. Прощание |
11 | Сотрудничество и взаимопомощь в группе | Развитие креативного мышления и фантазии через игры и творческие задания. Снятие агрессии. | Приветствие
«Строительство башни»: «Раскраска». Игра «Кляксы» Рефлексия. Прощание |
12 | Развитие коммуникативных навыков через ролевые игры | Развитие коммуникативных навыков у детей
Улучшение способности детей к выражению своих мыслей и чувств |
Приветствие
«Магазин». «Ветеринар». Игра «Путешествие в космос Рефлексия. Прощание |
13 | Развитие саморегуляции и управления поведением | Развитие у детей навыков управления эмоциями | Приветствие
«Чувство-человек «Стоп и подумай «Эмоциональный мешок» Рефлексия. Прощание |
14 | Развитие коммуникативных навыков через ролевые игры | Развитие коммуникативных навыков у детей
Развитие навыков социального взаимодействия |
Приветствие
«Кухня» «Киностудия» Рефлексия. Прощание |
15 | Эмоции и чувства | Научиться понимать эмоции себя и других, выражать собственные эмоции и чувства, повышать уверенность в себе | Приветствие
Игра «Собери пазл» Игра «Зайки и Слоники» Упражнение «Общая история». Рефлексия. Прощание |
16 | Учимся сотрудничать | Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. | Приветствие
Коммуникативная игра «Ладонь в ладонь» Подвижная игра «Порви круг» Игра «Кричалки — шепталки — молчанки» Рефлексия. Прощание |
17 | Учимся договариваться | Развитие умения согласовывать действия с партнером. | Приветствие
Коммуникативная игра «Ладонь на ладонь». Коммуникативная игра «Меняемся пуговицами». Коммуникативное рисование Рефлексия. Прощание |
18 | Что ты чувствуешь? | Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции. | Приветствие
Коммуникативная игра «Сиамские близнецы» Игра «Буратино». Игра «Конкурс хвастунов» Рефлексия. Прощание |
19 | Развитие эмоциональной сферы | Учить детей различать и называть эмоции | Приветствие
Игра «Школа улыбок» Упражнение «Лепестки желаний». Упражнение «Тренируем эмоции» Рефлексия. Прощание |
20 | Эмоциональные состояния | Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями; развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения; развивать у детей навыки самоконтроля | Приветствие
Игра «Лото настроений» Упражнение «Волшебная страна чувств» Игра «Разноцветная вода» Рефлексия. Прощание |
21 | Формирование навыков общения. | Способствовать формированию навыков общения. | Приветствие
Упражнение «Совместная лепка» Коммуникативная игра «Сделай подарок» Коммуникативная игра «Пожелание» Рефлексия. Прощание |
22 | Развитие эмоциональной сферы, обогащение эмоций. | Развитие эмоциональной сферы, обогащение эмоций. Отыгрывание отрицательных эмоций, самовыражение и способам воплощения. | Приветствие
Упражнение «Как ты себя сегодня чувствуешь?» Упражнение «Рисуем настроение» Рефлексия. Прощание |
23 | Эмпатия | Обучение понимать чужие эмоции и выражать свои собственные эмоции, а также учиться находить пути решения конфликтов | Приветствие
Чтение детской книги о дружбе и эмпатии, обсуждение прочинанного Упражнение «Что я думаю?». Игра «Я-лев» Рефлексия. Прощание |
24 | Заключительное занятие | Рефлексия и оценка своих успехов в программе | Дети и психолог (педагог) обсуждают, что они изучили и чему научились в рамках программы. Они также делятся своими эмоциями и мыслями о том, как они могут применять свои новые навыки в повседневной жизни. |