МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Одним из условий развития экономики является подготовка высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров. Для реализации этих условий рассматривается актуальность внедрения на производстве системы наставничества.
Системой, позволяющей не только аккумулировать и передавать профессиональный опыт и знания молодым специалистам на рабочем месте, но и повышать уровень профессионального мастерства работников предприятий и учреждений, является система наставничества.
Система наставничества на производстве должна решать следующие задачи:
1) адаптация (социальная, профессиональная) и доведение до совершенства молодых специалистов;
2) развитие профессионального потенциала сотрудников;
3) формирование и развитие корпоративных знаний;
4) сохранение уже накопленных корпоративных знаний.
На сегодняшний день эти задачи могут быть решены только благодаря сотрудничеству предприятий/организаций и профессиональных образовательных организаций.
Актуальность внедрения такой системы неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента России В. В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях».
Основные модели наставничества.
Модель наставничества | Определение | Преимущества |
Традиционное наставничество | Взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим сотрудником в течение определенного периода времени | – Передача опыта, практических навыков и технических знаний, правил и традиций организации, даёт рекомендации, как достичь более высоких результатов;
– Оценка возможностей подопечного к дальнейшему профессиональному развитию. |
Скоростное наставничество | Однократные встречи сотрудников с наставником более высокого уровня с целью построения взаимоотношений с другими людьми, объединенными общими интересами. | – Развитие отношений наставничества, предоставляя площадку для знакомства нескольких сотрудников;
-Подход к организации сети профессионалов и построению отношений, который помогает участникам быстро определить людей с общими целями и интересами. |
Партнерское наставничество | Наставником является сотрудник, равный по уровню подопечному, но с опытом работы в предметной области, которым партнер не обладает. | – Помощь партнеру в улучшении выполнения работы, выстраивании рабочих отношений и повышении личной удовлетворенности работой;
– Сбор информации, обеспечение честной и конструктивной обратной связи, создание видения перемен и мотивация партнера к действиям; – Помощь партнеру в отслеживании прогресса в достижении конкретных карьерных целей. |
Групповое наставничество | Один наставник работает с группой из 2-4-6 подопечных одновременно | – Передача опыта, практических навыков и технических знаний, правил и традиций организации, даёт рекомендации, как достичь более высоких результатов;
– Оценка возможностей подопечных к дальнейшему профессиональному развитию. |
Ситуационное наставничество | Предоставление наставником необходимой помощи всякий раз, когда подопечный нуждается в советах и рекомендациях. | – Реагирование наставника на ту или иную проблему, значимую для его подопечного. |
Реверсивное наставничество | Профессионал младшего возраста становится наставником, более старшего себя по возрасту, сотрудника по вопросам инновации. | – Взаимопонимание между разными поколениями сотрудников;
– Толерантное восприятие социальных, возрастных и коммуникативных особенности друг друга. |
Флэш – наставничество | Наставничество через одноразовые встречи или обсуждения | – Предоставление ценных знаний и опыта работы, но в ограниченном временном интервале;
-Обсуждение карьерных целей, конкретных советов, выделения дополнительных ресурсов или привлечения отдельных специалистов в качестве экспертов. |
Виртуальное наставничество | Советы и рекомендации наставником предоставляются в режиме онлайн | – Сотрудник самостоятельно обращается к наставнику за советом или ресурсами, когда это требуется;
– Этот вид наставничества может включать в себя несколько наставников, находящихся за пределами подразделения и внешних сетей; – виртуальное наставничество обеспечивает поддержку производительности. |