МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ФИО: Текеева М.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3235
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Одним из условий развития экономики является подготовка высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров. Для реализации этих условий рассматривается актуальность внедрения на производстве системы наставничества. 

Системой, позволяющей не только аккумулировать и передавать профессиональный опыт и знания молодым специалистам на рабочем месте, но и повышать уровень профессионального мастерства работников предприятий и учреждений, является система наставничества.

Система наставничества на производстве должна решать следующие задачи: 

1) адаптация (социальная, профессиональная) и доведение до совершенства молодых специалистов;

2) развитие профессионального потенциала сотрудников; 

3) формирование и развитие корпоративных знаний; 

4) сохранение уже накопленных корпоративных знаний.

На сегодняшний день эти задачи могут быть решены только благодаря сотрудничеству предприятий/организаций и профессиональных образовательных организаций.

Актуальность внедрения такой системы неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента России В. В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях».

Основные модели наставничества.

Модель наставничества Определение Преимущества
Традиционное наставничество Взаимодействие  между более опытным специалистом и начинающим сотрудником в течение определенного периода времени – Передача опыта, практических навыков и технических знаний, правил и традиций организации, даёт рекомендации, как достичь более высоких результатов;

– Оценка возможностей подопечного к дальнейшему профессиональному развитию.

Скоростное наставничество Однократные встречи сотрудников с наставником более высокого уровня с целью построения взаимоотношений с другими людьми, объединенными общими интересами. – Развитие отношений наставничества, предоставляя площадку для знакомства нескольких сотрудников;

-Подход к организации сети профессионалов и построению отношений, который помогает участникам быстро определить людей с общими целями и интересами.

Партнерское наставничество Наставником является сотрудник, равный по уровню подопечному, но с опытом работы в предметной области, которым партнер не обладает. – Помощь партнеру в улучшении выполнения работы, выстраивании рабочих отношений и повышении личной удовлетворенности работой;

– Сбор информации, обеспечение честной и конструктивной обратной связи, создание видения перемен и мотивация партнера к действиям;

– Помощь партнеру в отслеживании прогресса в достижении конкретных карьерных целей.

Групповое наставничество  Один наставник работает с группой из 2-4-6 подопечных одновременно – Передача опыта, практических навыков и технических знаний, правил и традиций организации, даёт рекомендации, как достичь более высоких результатов;

– Оценка возможностей подопечных к дальнейшему профессиональному развитию.

Ситуационное  наставничество Предоставление  наставником необходимой помощи всякий раз, когда подопечный нуждается в советах и рекомендациях. – Реагирование наставника на ту или иную проблему, значимую для его подопечного.
Реверсивное наставничество  Профессионал младшего возраста становится наставником, более старшего себя по возрасту, сотрудника по вопросам инновации. – Взаимопонимание между разными поколениями сотрудников;

– Толерантное восприятие социальных, возрастных и коммуникативных особенности друг друга.

Флэш – наставничество  Наставничество через одноразовые встречи или обсуждения – Предоставление ценных знаний и опыта работы, но в ограниченном временном интервале;

-Обсуждение карьерных целей, конкретных советов, выделения дополнительных ресурсов или привлечения отдельных специалистов в качестве экспертов.

Виртуальное наставничество  Советы и рекомендации наставником предоставляются в режиме онлайн – Сотрудник самостоятельно обращается к наставнику за советом или ресурсами, когда это требуется; 

– Этот вид наставничества может включать в себя несколько наставников, находящихся за пределами

подразделения и внешних сетей;

–  виртуальное наставничество обеспечивает поддержку производительности.