Методические рекомендации по составлению Индивидуального плана профессионального роста для лиц с ОВЗ и инвалидностью
Исполнитель: Тарасенко Анастасия Евгеньевна
Организация: ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса»
Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск
Руководитель Базового центра инклюзивного образования: Домра Юлия Михайловна
Аннотация
Данные методические рекомендации разработаны для работников образовательной организации осуществляющих профессиональную подготовку лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Для создания более эффективного получения и освоения профессиональных компетенций профессиональной подготовки необходимость индивидуального плана профессионального роста неоспорима. Апробирована в ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса» и приносит положительные динамичные результаты.
Заполнение индивидуального плана профессионального роста позволяет выявлять профессиональные интересы, расширяя перечень осваиваемых компетенций. При заполнении плана необходимо следовать поэтапным рекомендациям.
Введение
Методические рекомендации по составлению Индивидуального плана профессионального роста, обучающегося из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью (далее – ИПР) – это сборник пошаговых инструкций, рекомендаций и наглядных примеров, которые помогут при составлении Индивидуального плана профессионального роста, отвечающего целям и задачам по освоению профессии и дальнейшему увеличению, и углублению компетенции обучающегося.
Возможности для профессионального роста лиц с ОВЗ и инвалидностью:
- Детально проанализировать сильные стороны обучающегося и области развития.
- Сформировать пошаговый план развития обучающегося.
- Перевести общие идеи по саморазвитию на уровень конкретных целей и действий.
- Оптимально использовать имеющиеся ресурсы для развития компетенций.
- Оценивать прогресс в развитии выбранных компетенций у обучающегося.
Предполагаемые способности обучающихся при индивидуальной траектории развития:
- Мотивация и желание развиваться.
- Знание своих сильных сторон и областей развития, понимание своих целей.
- Четко поставленные цели развития и план их реализации.
- Готовность анализировать и систематизировать полученный опыт.
- Понимание ответственности за собственное развитие.
Место индивидуального плана профессионального роста в системе профессионального обучения
Целями программ профессионального обучения являются обобщение теоретических знаний; формирование умений выполнять различные работы и сопоставлять образцы материалов с мысленным эталоном; воспитывать аккуратность и точность при выполнении работ.
Цель индивидуального плана профессионального роста выявление профессиональных качеств наиболее доступных для обучающегося в соответствии с нозологией; мониторинг личностного роста для повышения самооценки; формирование разностороннего развития обучающегося.
Профессиональное обучение в ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса» по программам профессиональной подготовки осуществляется по трем профессиям:
- Маляр строительный
- Швея
- Цветовод
Основная нозология у вышеперечисленных профессий — это интеллектуальные нарушения у обучающихся, окончивших коррекционную школу или специальный коррекционный класс восьмого вида. Содержание планов индивидуального профессионального роста определяется конкретными показателями в развитии каждого из обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ. Формирование показателей осуществляется на следующих этапах: анализ документации при поступлении; анкетирование и беседы педагога-психолога; педагогическое сопровождение педагога-тьютора; результаты проведения воспитательной работы кураторов; результаты адаптационных мероприятий; выявление творческого потенциала у обучающихся мастером производственного обучения.
Индивидуальный план профессионального роста является инструментом, помогающим планомерно и целенаправленно развивать у обучающегося необходимые компетенции для последующего трудоустройства и формирования положительного взгляда на развитие и расширение профессиональных компетенций. Индивидуальный план профессионального роста представляет собой документ, описывающий цели развития и конкретные действия, позволяющие достичь поставленных целей. Индивидуальный план профессионального роста составляется на определённый временной промежуток (обычно от 1 года до 1 года 10 мес. – на полный срок обучения).
Индивидуальный план профессионального роста является инструментом персонального развития, в рамках которого обучающийся получает возможность приобретать новые знания, развивать и совершенствовать навыки, позволяющие достигать намеченных результатов, необходимых для качественного и полноценного завершения обучения.
Индивидуальный план профессионального роста позволяет добиться успешности обучающегося как будущего выпускника в следующих направлениях:
- повышение эффективности в области освоения профессии;
- возможность профессионального роста для последующего трудоустройства.
В каждом из выбранных направлений необходимо сформулировать цели развития, подобрать методы исследования, составить реальный план мероприятий.
Индивидуальный план профессионального роста составляется мастером производственного обучения самостоятельно или с привлечением других специалистов: учителя-дефектолога, педагога-психолога, педагога-тьютора, представителя работодателя, что позволяет конкретно развивать те компетенции, которые необходимы для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности будущего выпускника.
Составление Индивидуального плана профессионального роста*
Этап 1. Подготовка Индивидуального плана профессионального роста
В процессе составления Индивидуального плана профессионального роста следует провести ряд мероприятий:
– изучение входящих документов при поступлении обучающегося, выявление положительных оценок по предметам; изучение портфолио обучающегося, анализ имеющихся достижений, наград, почетных грамот;
-изучение документов, определяющих степень заболевания и рекомендации по обучению (Индивидуальная программа реабилитации инвалида; заключение Психолого-медико-педагогической комиссии);
– изучение характеристики с последнего места обучения, которая позволит определить сильные и слабые стороны характера, обучающегося; навыки к труду, способность к развитию дополнительных компетенций;
– анкетирование позволяет выявить индивидуальные способности в различных направлениях развития (спортивные, творческие, дополнительные компетенции);
– индивидуальные тренинги с педагогом-психологом, работа в сенсорной комнате.
Этап 2. Целеполагание Индивидуального плана профессионального роста
На данном этапе происходит процесс формирования целей Индивидуального плана профессионального роста. Приняв участие в организационных мероприятиях, у обучающихся формируется общее видение потенциальных возможностей для развития профессиональных компетенций, которые могут быть реализованы в процессе обучения. На основе полученных данных обучающийся совместно с мастером производственного обучения формулирует цели личностного роста, видение будущего профессионального успеха и возможности будущего трудоустройства.
Таблица 1
Цели профессионального роста
№
п/п |
Направление работы с обучающимся | Поставленные цели | Наименование мероприятий | Сроки
исполнения |
1 | Обучение с наставником | – изучение теоретического материала по использованию инструментов и правил охраны труда;
– получение практического опыта по выполнению трудовых функций |
||
2 | Самообучение
и саморазвитие |
Исследование новых технологии, применяемые в строительстве |
Составление Индивидуального плана профессионального роста проводится обучающимся совместно с наставником/мастером производственного обучения после участия в мероприятиях с целью координации динамики личностного профессионального роста.
Методы, используемые при достижении целей, при составлении Индивидуального плана профессионального роста:
-
- Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) — выполнение практических заданий, используя теоретические знания, которые способствуют развитию выбранной профессиональной компетенцией.
- SWOT – анализ — выявление сильных, слабых сторон процесс возможностей и угроз.
- Метод наблюдение — наблюдение за обучающимися старшего курса или выпускников, у которых данная компетенция развита; совместное обсуждение опыта с наставником/мастером производственного обучения.
- Анализ учебной, учебно-методической литературы — анализ прошлого опыта, самостоятельный поиск более эффективных форм работы, чтение специальной литературы.
- Учебные тренинги и обучающие семинары — краткосрочное интенсивное обучение по выбранной компетенции.
- Проектная работа — участие в подготовке и реализации проекта.
Ключевые разделы Индивидуального плана профессионального роста
- Общая информация об обучающемся
- Профессиональные компетенции (основные/дополнительные)
- Цели профессионального роста обучающегося
- Перечень мероприятий, в которых обучающийся планирует принимать участие
- Планируемые результаты обучающегося (по окончанию обучения)
*Рекомендуется утвердить ИПР не позднее окончания 1семестра обучения, так как индивидуальный план профессионального роста является необходимым инструментом для изучения индивидуальных особенностей лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью.
Этап 3. Реализация Индивидуального плана профессионального роста.
Реализация индивидуального плана профессионального роста — это значительная часть работы, направленная на развитие, продолжительностью от 0,5 до 1 года 10 месяцев.
Индивидуального плана профессионального роста был разработан в соответствии с формой (Приложение 1). Учитывая профессиональные компетенции будущего выпускника, план профессионального роста выстраивается на основе использования знаний, умений и навыков, а также дополнительных профессиональных компетенций (Приложение 2,3)
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Базового центра инклюзивного образования _____________ Ю.М.Домра «___»____________ 20__ г. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ДЛЯ ЛИЦ
С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ
г. Южно-Сахалинск
2023
- Персональные данные*
Фамилия Имя Отчество | Иванов Иван Иванович |
Дата рождения | 02.02.2002 |
Нозологическая группа | Интеллектуальные нарушения |
Группа инвалидности | II группа (бессрочно) |
Программа обучения/группа | Адаптированная образовательная программа по профессиональной подготовке 13450 «Маляр строительный» |
Адрес электронной почты | ivan@mail.ru |
Номер телефона | 89000657837 |
Мастер производственного обучения | Иванова Ольга Ивановна |
Наставник | Петрова Светлана Ивановна |
Период выполнения ИПР | с «01» сентября 2020 года по «30» июня 2022 года |
Основная компетенция | «Малярное дело» |
*Заполнение персональных данных проводится при поступлении обучающегося в образовательное учреждение, особое внимание стоит уделить нозологической группе. Все необходимые сведения можно найти в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
- Персональные данные
Фамилия Имя Отчество | |
Дата рождения | |
Нозологическая группа | |
Группа инвалидности | |
Программа обучения/группа | |
Адрес электронной почты | |
Номер телефона | |
Мастер производственного обучения | |
Наставник | |
Период выполнения ИПР | |
Основная компетенция |
- Цели профессионального роста
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Реализация Индивидуального плана профессионального роста
Наименование цели | Мероприятие | Сроки исполнения | Лицо ответственное за выполнение | Отметка о выполнении |
- Отчет о выполнении Индивидуального плана профессионального роста
№ п/п | Наименование компетенции | Результат освоения компетенции | Уровень потенциала (от 1 до 10 баллов) |
Приложение 2
Перечень реализуемых профессиональных компетенций *
ВПД | Профессиональные
компетенции |
Практический опыт | Умения | Знания |
ВПД 1.
Окрашивание наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений, оклеивание стен и потолков зданий обоями |
ПК 1. Очистка
поверхностей и предохранение от набрызгов краски |
|
шпателями, скребками, щетками для очистки поверхностей
|
|
ПК 2.
Протравливание и обработка поверхностей |
|
|
|
|
ПК 3. Шпатлевание
поверхностей вручную |
|
засмолов
|
|
|
шпатлевочных составов
|
||||
ПК 4. Грунтование и
шлифование поверхностей |
кистями, валиками, краскопультами с ручным приводом
прошпатлеванных поверхностей |
|
|
|
ПК 5. Подготовка
стен и материалов к оклеиванию обоями |
|
консистенции
|
|
|
ПК 6. Шпатлевание
и грунтование поверхностей механизированным инструментом |
|
|
|
ПК 7. Окрашивание поверхностей |
|
|
|
|
ПК 8. Оклеивание поверхностей обоями простыми или средней плотности и тканями |
|
|
|
*Заполняется в соответствии с рабочей программой модуля по профессии «Маляр»
Приложение 3
Дополнительные профессиональные компетенции *
№ п/п | Название компетенции | Содержание компетенции |
1 | Сухое строительство и штукатурные работы | Компетенция «Сухое строительство и штукатурные работы» относится к сфере
стройиндустрии и жилищно – коммунального хозяйства. Специалисты, обладающие данной компетенцией, трудоустраиваются в строительные компании, реставрационные мастерские, а также в ремонтно-строительные и жилищно-коммунальные хозяйства. Описание профессиональной компетенции для людей с инвалидностью: – выполнение подготовительных работ при производстве штукатурных работ; – выполнение штукатурных работ различных видов с предварительной заделкой стыков и установкой маячковых профилей; – ремонт оштукатуренных поверхностей. |
2 | Кирпичная кладка | Компетенция «Кирпичная кладка» относится к профессии каменщик.
Каменщик работает на коммерческих или жилищных объектах. Каменщик работает внутри и снаружи помещений, в том числе в домах клиентов или на строительных площадках, в любых погодных условиях на больших и малых объектах. Он занимается толкованием чертежей, разметкой и измерениями, осуществляет сооружение и отделку кладки по высоким стандартам. Описание профессиональной компетенции для людей с инвалидностью: – Кладка стен средней сложности из кирпича и мелких блоков под штукатурку или с расшивкой швов по ходу кладки. – Устройство перегородок из кирпича и гипсошлаковых плит, – Расшивка швов ранее выложенной кладки. – Кладка забутки кирпичных стен, рубка и теска кирпича |
3 | Изобразительное искусство | Изобразительное искусство – одно из самых сильных средств, оказывающих на человека формирующее влияние, помогает растущему человеку постигать мир, дает пищу для ума, учит мыслить широко и нестандартно, приобщает к духовной культуре народа, воспитывает чувство патриотизма.
Описание профессиональной компетенции для людей с инвалидностью: Выполнять графические, живописные, объемнопластические работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках. Выполнять работы по декоративноприкладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах, художественно-творческие композиции. |
*Заполняются после подготовительного этапа, дополнительные профессиональные компетенции являются сопутствующими, входят в укрупненную группу профессии, могут отличаться в зависимости от профессиональных навыков обучающегося. В процессе реализации Индивидуального плана профессионального роста дополнительные компетенции могут изменяться на любом этапе обучения.
Заключение
Реализация индивидуального плана профессионального развития предоставлена в форме поэтапного перечня мероприятий. Самым главным определяющим фактором является взаимопонимание наставника и обучающегося, так как ментальные нарушения не позволяют выражать свои мысли и общаться в полной мере с социумом.
Предлагаемое методическое пособие апробировано в «Сахалинском техникуме сервиса» и принесло положительные результаты именно в индивидуальной работе с обучающимся.
Таким образом, составление ведение индивидуального плана профессионального роста позволяет лица с ОВЗ и инвалидам почувствовать себя полноценными людьми, возрастает мотивация в получении профессии и последующего трудоустройства.
Список использованной литературы и интернет – источников
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 239 с.
- Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигрофенопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2014. – 199 с.
- Nsportal.ru