Муниципальное образование «Майкопский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского и юношеского творчества
Методические рекомендации по организации образовательного и воспитательного процесса детей с ОВЗ, раскрывающие содержание, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования в представляемой образовательной организации
Метод «Глинотерапия в сочетании с сказкотерипией» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ совместно с другими обучающимися в группе
Разработчик:
Платонова Светлана Сергеевна
методист МБОУ ДО ЦДЮТ
п. Тульский, 2023г.
Оглавление
– Пояснительная записка.
– Актуальность.
– Цель, задачи.
– Особенности использования различных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми.
– Структура занятий (сведения о практической реализации данной разработки).
– Заключение.
– Список литературы.
Приложение 1. Игры и упражнения на плоскости «Глиняное поле».
Приложение 2. Игры и упражнения с кусочком глины.
Приложение № 3. Фольклорное мероприятие «Посиделки» для обучающихся детей с ОВЗ.
Фольклорный праздник для обучающихся детей с ОВЗ «Масленицу встречаем, зиму провожаем!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические рекомендации разработаны для педагогов сферы дополнительного образования детей.
В настоящее время особенно остро стоит вопрос развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р) одним из принципов государственной политики в сфере дополнительного образования детей является «инклюзивность, обеспечивающая возможность для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья обучаться по дополнительным общеобразовательным программам по любой направленности, в том числе совместно с другими обучающимися» и до 2024 года необходимо «создать условия для социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширить возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительных общеобразовательных программ путем создания специальных условий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы».
Для этого разработаны методические рекомендации организации образовательного и воспитательного процесса детей с ОВЗ (с ЗПР, с умеренной умственной отсталостью, слабослышащих, слабовидящих) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Народная игрушка».
Программа реализуется для детей с ОВЗ совместно с другими обучающимися.
Включение детей с ОВЗ в систему дополнительного образования (при условии сотрудничества) создает условия для эффективного решения проблемы социальной адаптации и реабилитации каждого ребенка через процесс творческой деятельности.
На сегодняшний день современное общество признает целесообразность и необходимость создания для детей с ограниченными возможностями здоровья такой среды, которая поможет им успешно социализироваться в обществе, развить самостоятельность, расширить жизненные и социальные знания. Таким образом среда, в которой воспитываются дети, представляет собой набор элементов различных культур и традиций.
Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
В творческом объединении «Народная игрушка» дети изучают различные виды прикладного направления: работу с природным материалом, изобразительная деятельность, лепка, папье-маше, народные орнаменты, расписывают глиняные игрушки, знакомятся с народной культурой. Любая творческая деятельность требует умственной работы. Приобщение детей к восприятию красоты и к процессу создания своими руками полезного и красивого, имеет большую воспитательную ценность, нравственно-эстетическое значение. Одной из форм работы в знании и сохранении истории, культуры народных промыслов, является глиняная игрушка. Одна из самых древнейших форм творчества.
В кабинете оформлен прекрасный уголок «Крестьянская изба», где есть посуда, одежда, старинная мебель, орудия труда, отображающие жизнь и быт человека земли и труда. «Бытовые предметы» чрезвычайно эффективны для ознакомления детей с народными промыслами. Дети могут не только увидеть эти предметы, но и потрогать и поиграть с ними, познакомиться с их назначением в быту.
Актуальность – данной методической разработки состоит в том, что на занятиях творческого объединения применяется метод «Глинотерапии» в сочетании с методом «Сказкотерапия», которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья успешнее адаптироваться в социальной среде.
«Глинотерапия» это вид арт-терапии, где глина ценится как естественный, неструктурированный, пластичный материал, использование которого предполагает работу непосредственно руками, без подручных инструментов, требует определенных физических усилий и затрат времени. Является уникальным методом психологической коррекции детей с ОВЗ, средством невербального выражения мыслей и чувств, методом развития творческого потенциала, переработки негативного психологического опыта и пережитых травм и, конечно, методом релаксации. Изделие из глины органично вошло в современный быт, и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции, целостности.
Сказка будет рождаться на кончиках пальцев. Когда дети лепят, то они активно двигают пальцами, в результате чего начинает развиваться мелкая моторика, активизируются нервные окончания.
Таким образом, находясь в творческом пространстве, глина удовлетворяет очень важную потребность в самовыражении, так как часто конструктивно эту потребность дети нигде выразить не могут.
Все поделки отражают мысли и настроение детей и позволяют диагностировать психологические отклонения в развитии (неврозы, стрессовые состояния, нарушения в развитии моторных навыков).
Практическая значимость использования нетрадиционной технологии глинотерапии в детских учреждениях изучена и подтверждена исследованиями многих известных ученых.
«Сказкотерапия» это «лечение сказкой», здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще лечит и развивает.
Плюс сказок в том, что они понятны детям с ОВЗ любого возраста, поэтому такой метод психологической коррекции (а именно, сказкотерапия) оказывается крайне эффективным уже в раннем возрасте: где бессильны убеждения и уговоры, приходит на помощь сказка и справляется с этим!
Методы «глинотерапия» и «сказкотерапия» включают в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, рассказывать, рисовать, лепить, драматизировать.
Цель: создание условий, способствующих адаптации детей с ОВЗ в социуме через приобщение к истокам народной культуры средствами глинотерапии в сочетании со сказкотерапией.
Задачи:
Обучающие:
– научить взаимопониманию и сотворчеству через совместную творческую деятельность;
– сформировать практические умения и навыки изготовления изделий из глины в технике ручной лепки.
Развивающие:
– развивать психические процессы, творческое воображение, фантазию;
– развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения.
Воспитательные:
– оказать коррекционную помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью, аутичным детям;
– вовлечение родителей в совместный творческий процесс «Ребенок-родитель-педагог».
Задачи педагога помочь детям с ОВЗ в усвоении предметного материала, раскрыть смысл слов, рассказать доступным языком о назначении прикладного искусства. Очень важно создать определенную атмосферу для самовыражения обучающихся на занятиях, необходим яркий демонстрационный материал, наглядные пособия, таблички. В процессе занятий особое внимание уделяется работе над произношением, развитием речи, развитие мелкой моторики, развитие ориентировки в пространстве, развитие мышления, развитие умения пользоваться инструментами.
Особенности использования различных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Игрушечный промысел – изготовление игрушек по мотивам народного творчества (филимоновская, дымковская, каргопольская, удмуртская игрушка и др.), сказочных персонажей и многое другое. Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от её пластичности, объемности от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины, знакомится с объёмной формой, строением и пропорцией предметов у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности, развивается воображение. Создавая изделие и украшая его, ребенок включает наглядно-образное мышление, воображение и фантазию.
Метод «Глиняное поле» («Тонфельд-терапия») разработан Немецким профессором Хайнц Дойзер, многие психологи применяют его в своей практической работе. В нашей стране специалисты, признавая терапевтические свойства глины, пока ещё используют глину редко. Глиняное поле – это плоская прямоугольная деревянная коробка, в которую помещается глина. Чем больше эта коробка по размеру, тем она более эффективная. Техника подходит для работы с детьми и взрослыми, в том числе с людьми с ограниченными возможностями. Может применяться при работе с переживаниями, эмоциональными трудностями (страхами, тревожностью, застенчивостью, агрессией и не только), психосоматическими расстройствами. В зависимости от целей, глиняное поле способствует релаксации, снятию напряжения, выражению тяжелых эмоций и чувств, наполнению энергией, раскрытию собственных ресурсов. Обычно считается, что глина — это материал для декоративно-прикладного творчества и из нее нужно делать поделки, сувениры и украшения. Но глина — это еще и прекрасный материал для детских игр. Пока она влажная и пластичная, с ней можно обращаться, как с песком в песочнице, строя из нее все необходимое для игры, не боясь сломать, или испортить.
Способствует быстрой и безболезненной адаптации, активизации речевого развития, коррекции негативных и проблемных сторон личности, укреплению положительных нравственных качеств, социализации детей с ОВЗ.
Содержание и направления работы по формированию социального поведения у детей с ОВЗ с использованием глинотерапии в сочетании со сказкотерапией, заключаются в следующем:
– знакомство с устным народным творчеством (на примере русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок»);
– знакомство с приёмами визуализации сказки (иллюстрации, просмотр мультфильмов и т. д.);
– знакомство с рабочими материалами и их свойствами, инструментами, приёмами их использования;
– знакомство с народными промыслами и их характерными особенностями (величина, используемые цветовые оттенки, практическое назначение).
На занятиях творческого объединения обучающиеся осваивают не только тайны мастерства ремесла, но новые, оригинальные соединения традиций с современных пластических решением образа, отвечающим эстетике наших детей. Благодаря этому у детей формируется представление о древней русской и адыгской культурах. На занятиях дети знакомятся с идеями народного искусства, с традиционным праздниками, играми, потешками, сказками, загадками, стихами.
Структура занятий
– Знакомство со сказкой. Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи. Беседа о сказках (Сказка – это всегда интересный сюжет, в котором даже глиняные (пластилиновые) герои как-то связаны друг с другом: дед с бабкой, мышка с золотым яичком, герои сказок Репка, Теремок и т.д.)
– Обсуждение. Педагог задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить ребенка. Сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом. Сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, цикл занятий со сказками построен по типу «от простого к сложному»;
– Арт-терапевтическая работа. Рисование героев или самого интересного момента сказки. У каждого ребенка имеются тетради «мой творческий рост». В которых ребенок выполняет задания по теме, рисует, сочиняет сказки, ведется запись стихов по художественным и глиняным промыслам с заучиванием наизусть.
–Лепка выбранного героя сказки. Этот этап направлен на выражение и проработку личного опыта, переоценку ситуации и ревизию личностных позиций на основе активизации творческих познавательных способностей. Дети скатывают шар из глины, чтобы шар был гладким, без трещин и похожим на мяч. Данное упражнение помогает ребенку сконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс. Из шара начинается лепка фигуры, включая творческое воображение. Обязательно спросить детей: «Нравится ли тебе то, что ты сейчас делаешь с глиной? Что ты чувствуешь в этот момент? Как еще хочется поиграть с глиной?»
– Подведение итогов (рефлксия).
Важной и плодотворной формой работы в коллективе является фольклорный праздник. Традиционно проводятся праздники «Рождество Христово», и «Масленица», «Русские посиделки» и т.д. Формы проведения праздника разнообразны. Участие детей в различных конкурсах в различных уровнях проведения. Практические занятия – дети разучивают песни, работают над техникой исполнения. Занятие-постановка, репетиция – отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
В процессе проведения занятий у детей формируется художественный вкус. Умение пользоваться инструментами и приспособлениями используемых в глинотерапии. Как результат — повышение интереса к занятиям ручным трудом и такими видами прикладного искусства как роспись в различных техниках, раскрашивание готовых форм и придумывание своих вариантов росписи. Постоянные занятия с глиной способствует укреплению мышц и как правило коррекции мелкой моторики рук. Занятия в группах приводят к общению обучающихся между собой установление взаимопонимания на доступном уровне, а со временем вносится элемент соревновательности, что приводит к формированию критичного отношения к результатам своего труда.
Заключение.
Участие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в работе вместе со здоровыми детьми поможет самоутвердиться, поверить в свои возможности. В здоровых детях совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.
Таким образом, навыки, полученные детьми в процессе занятий лепкой основанных на методе глинотерапия, сказкотерапия очень позитивно влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания.
На занятиях у обучающихся и детей с ОВЗ формируется мотивация к истокам народной культуры в процессе коррекционно-развивающих мероприятий. Немаловажную роль в этом играют окружающие предметы, оформление интерьера, национальная одежда. Строго отобранный наглядно-иллюстративный материал отображает подлинное народное художественно-прикладное искусство.
Метод «Глинотерапии» в сочетании с «сказкотерипией» помогает нам щадящим образом повлиять на внутренний мир обучающегося с ОВЗ, показать ситуацию под другим углом, приобрести жизненный опыт и дать понять, что ребенок не единственный, у него есть какие либо проблемы, но благодаря погружению в сказку, он раскрывается достигает эффективной приспосабливаемости к меняющимся условиям общественной жизни. Кроме того, несмотря на то, что ребенок уже в состоянии отличать реальное от сказочного, эти границы еще размыты, и слушая сказку и, лепя персонажей, ребенок по настоящему переживает ее события вместе с героями.
Учитывая психологические и физические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог каждое занятие планирует таким образом, чтобы в конце ребенок видел положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога, родителя или самостоятельно преодолевает страх перед новой деятельностью, становится уверенным в себе и своих способностях и получает результат своего труда. В конце занятия дети могут продемонстрировать свои работы сверстникам, поделится впечатлениями о творческом процессе и увидеть другие работы.
Список литературы:
- Есенин, С. А. Стихотворения. Поэмы. Статьи. – М.: Олимп, 1998. – 704 с. – (Школа классики). 8. Киселева, Г. Г. Дымковская игрушка на рубеже столетий / Киселева Г. Г. – Киров: Форекс, 2007. – 152 с. 9. Лунина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М.: ЦГЛ, 2005. – 128 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия./ под ред. Б.Д. Караваевского. – СПб.: Издательство «Питер». 2000.
- Практическая психологмя в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.-400с.
- Тарасова, Л. Ю. Глинотерапия как средство реабилитации детей-инвалидов с ментальными нарушениями / Л. Ю. Тарасова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58717/ (дата обращения: 27.11.2023).
Интернет источники
- Приобщение детей с ограниченными возможностями
https://www.elib.tomsk.ru/elib/data/2015/2015-1599/2015-1599.pdf
- Сборник: сказкотерапия для детей с ОВЗ
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/378059-sbornik-skazkoterapija-dlja-detej-s-ovz
Приложение 1
Игры и упражнения на плоскости «Глиняное поле»
- «Почувствовать глину» – положить ладони на глиняное поле. Вопросы: какая глина? Влажная или сухая? Мягкая или твердая? На что она похожа? Чем глина пахнет? Нравится ли вам глина? Почему?
- «Скользить по поверхности» – как змейка, речка, лыжи, санки, машина и др.
- «Пройтись ладошками» – как зайки, медведи, медвежата, паучки, человек.
- «Дождь» – постукивать по поверхности (тихий дождик, средний и сильный, ливень)
- «Оставить отпечаток» – пальца, ладони, разных предметов (пуговицы, трубочки, крышечки, боковая сторона крышки – проехать, как колесом, колпачки от фломастеров, зубочистки и др.)
- «Нарисовать узор» – с помощью отпечатков различных предметов составить орнамент на поверхности
- «Выложить узор» – разложить на глине в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы, стекляшки др.
- «Кто – то спрятался» – «зарыть» в глину камешек, горошинку и др.
- «Горы, равнины и ямки» – моделировать на поле горку, растирая глину, ямки, канавы, пещеры и др.
- «Маленькие жители» – имитировать деятельность на глиняном поле с помощью миниатюрных игрушек (машинка едет, мышка спряталась в норке, кораблик плывет по речке и др.)
- «Чей это след?» – игра в паре. Один ребенок закрывает глаза, а другой пытается отгадать- чей это отпечаток.
- «Пальчиковые походы» – игра в паре. Один ребенок закрывает глаза, а другой между тем кладет на глиняное поле горошинку. Ребенок с закрытыми глазами «шагает» двумя пальцами по поверхности в поиске горошинки.
- «Рисовать жидкой глиной» – увлажнить руками поверхность глиняного поля, чтобы она стала липкой и делать отпечатки пальцев и ладоней на бумаге (заготовки: сидят воробушки на веточке, перья совы, чешуя рыбы, мышки и сыр, гусеница и др.
Приложение 2.
Игры и упражнения с кусочком глины.
Педагог предлагает поиграть с глиной:
- Сформировать шар и похлопывать со словами:
«Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп,
Я пеку большой пирог»
- «Шарики». Слепить глиняные шарики, разложить на столе и «наступать» пальцами:
«Раз – кружок, два – кружок,
Раз – шажок, два – шажок
Наши пальчики шагают
На кружочки наступают»
- Экспериментировать: вытягивать, разрывать, протыкать пальцем и др.
- Сжать в правой руке, в левой руке – сформировать валики, затем их нужно свернуть в кольцо, улитку, клубочек (все делать одной рукой)
- «Шлепать» кусочком глины по бумаге, чтобы оставались отпечатки
- Закрыть глаза и отщипывать от общего кусочка глины множество маленьких. Потом все соединить также с закрытыми глазами.
Приложение 3.
Фольклорное мероприятие «Посиделки»
для обучающихся детей с ОВЗ
Цель: знакомство с традициями русской народной культуры.
Задачи:
-формировать уважение к традициям на Руси;
-развивать музыкально-игровое творчество;
-воспитывать уважительное отношение к русской культуре.
Предварительная работа:
1. Разучивание русских народных песен, хороводов, игр.
- Разучивание загадок, скороговорок; беседа о традициях русского гостеприимства.
Материалы и оборудование:Русская изба, прялка, печка, столы с русской народной утварью, корзинами с фруктами и овощами, пирогами, самовар, русские народные костюмы для всех участников.
Место проведения мероприятия: кабинет творческого объединения «Крестьянская изба».
Ход мероприятия:
Звучат русские народные песни. Дети входят в зал и садятся в два ряда напротив друг друга.
1 Хозяюшка: На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод
2 Хозяюшка: Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
1 Хозяюшка: Жили-были в одной деревне Веселинке две дружные семейки. Семейка Ивановых (показывает на одну сторону) и семейка Петровых (показывает на другую сторону). Вот однажды, когда на полях закончился сбор урожая овощей и пшеницы, решили они устроить праздник – пир на весь мир, повеселиться после уборки урожая.
1.Родитель: Гости в избу, красному гостю – красное место.
2.Родитель: Чайку покушать и гармошку послушать милости просим.
2 Хозяюшка: Славный нынче вырос урожай. А когда стол ломится от яств, так и петь хочется. Эх, Россия! Края дорогие, здесь люди живут, задушевные песни поют.
Исполняется песня «Как у наших у ворот».
1 Хозяюшка: Хорошая песня и сердце лечит! А не потешиться ли вам, не позабавить -ся? Свое умение показать – по очереди загадки загадать. Мы поиграем в игру «Весёлый бубен». Я буду рассказывать считалку, а вы должны передавать друг другу бубен. Ребенок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, другая семейка отгадывает. Передает бубен дальше.
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот загадку скажет нам.
Семья Ивановых с детьми загадывает загадки семье Петровых.
Загадки Ивановых:
1. Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит. /Самовар/
- В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт. /Печь/
3 Черный конь
Скачет в огонь. (Кочерга.)
1 Хозяюшка: Молодцы, а теперь очередь семейки Петровых.
Загадки Петровых:
- Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет. (Ухват.)
- То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит (Утюг)
- В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер. (Лапоть.)
2 Хозяюшка:
Ох, я знала наперёд
Что вы смекалистый народ
Тары-бары растобары
Есть хорошие товары
Отбивают ритм такой
Сразу в пляс пойдёт любой
Исполняется хоровод «На горе-то калина».
2 Хозяюшка: Захотелось нам играть, свою ловкость показать.
Игры:
1. «Дударь»
Выбирают «Дударя», ходят по кругу, взявшись за руки, и поют:
Дударь, дударь, дударище.
Старый, старый старичище
Его под колоду, его под гнилую,
Его под сырую.
Пропев песню, спрашивают:
-Дударь, Дударь, что болит?
-Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.)
Все находящиеся в хороводе берутся за «больное» место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров. Вас ловлю!» Кого поймает, тот становится на его место.
- У дядюшки Трифона
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей:
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
Вот и кончилась игра.
Затем идут в другую сторону.
1 Хозяюшка: А сейчас семейки потешат нас своим умением говорить скороговорки. А ну-ка, девчонки и мальчишки, выходите да потешьте себя и наших дорогих гостей.
Проводится конкурс скороговорок.
2 Хозяюшка: Вот какие весёлые семейки живут в деревне Веселинка. Мастера поплясать, поиграть, свою ловкость показать. Наш праздник подошёл к концу. По старинному русскому обычаю нужно обменяться поклонами .Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет. А мы вас в гости будем ждать.
Фольклорный праздник для обучающихся детей с ОВЗ «Масленицу встречаем, зиму провожаем!»
Цели: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение полученных знаний, умений и навыков, в практической деятельности, воспитание самостоятельности, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Задачи:
– развитие и совершенствование двигательных навыков, зрительно-пространственной координации, свободы и выразительности движений;
– коррекция устной речи: работа над чёткой дикцией и интонационной выразительностью;
– развитие эмоциональной сферы и умение выражать положительные эмоции в различных видах исполнительской и творческой деятельности.
Действующие лица: Скоморохи, Зима, Петруша, Медведь, Баба Яга, Весна и обучающиеся творческого объединения.
Материалы и оборудование: участники в народных костюмах, у девочек на плечах Павловские платки. Костюмы для действующих лиц. Русские народные мелодии в записи, чучело Масленицы, канат, метла, мешок (без дна), блины.
ХОД ПРАЗДНИКА:
Кабинет украшен в русском народном стиле.
Под весёлую русскую народную музыку в зал входят дети (зрители), занимают свои места, их встречают скоморохи.
Скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречаем, зиму провожаем! Весну закликаем!
Скоморох: Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!
Скоморох: Сам не займёшь – соседу достанется!
Скоморох: Приходите без стеснения!
Билетов не надо –
Предъявите хорошее настроение!
Скоморох: Слушайте и не говорите, что не слышали!
Скоморох: Мы объявляем праздник не простой,
А такой, в котором зиму провожаем,
Весну красную встречаем!
Скоморох: Праздник такой, во время которого все едят, пьют, друзей в гости ждут!
Все вместе: МАСЛЕНИЦА!
Под музыку выходят остальные участники фольклорной группы, становятся в одну шеренгу, лицом к зрителям.
Девочка: Ой, как много здесь гостей!
Ждёт вас множество затей!
Девочка: Ждут вас игры, забавы и шутки,
Скучать не дадим ни минутки!
Девочка: Масленицу широкую открываем – веселье начинаем!
Обучающиеся исполняют
песню «Эх, Масленица»:
- Мы весну-красну встречаем,
В гости солнышко зовём.
Славный праздник отмечаем
И блины с утра печём!
Припев: Эх, Масленица, да ты красавица,
Зазвенели бубенцы,
Все танцоры молодцы! (Повторяется 2 раза)
- Будем с горки мы кататься,
Будем весело плясать!
Можно петь, шутить, смеяться,
Можно весело играть!
Припев: повторяется.
- Гости, пойте вместе с нами,
Выйдет солнышко скорей.
Да потопайте ногами,
Будет праздник веселей!
Припев: повторяется.
Мальчик: Ну, что, давайте играть – плетень заплетать!
Проводится игра «Плетень» со всеми зрителями.
После игры все дети остаются в кругу.
Мальчик: Молодцы! Какие вы ловкие! А теперь отгадайте загадку:
Раз взмахнула покрывалом –
Сразу холоднее стало,
И окутала она
Белым снегом все дома.
Вы, ребята, догадались? Это…
Дети: Зимушка-зима!
Под музыку появляется девочка-Зима.
Зима: Здравствуйте, девочки-хохотушки,
Здравствуйте, мальчики-вертушки!
Спасибо, что пришли попрощаться со мной –
Снежной, холодной, вьюжной зимой.
Уж любила я вас, развлекала я вас –
Щёки, и уши, и нос ущипнула не раз!
В круг скорее становитесь,
Крепче за руки беритесь!
Хоровод заведём,
Песню громко запоём!
Общий хоровод: русская народная песня «Вот уж зимушка проходит».
Девочка: Мы станцуем при народе «Во саду ли в огороде».
Общий хоровод «Во саду ли в огороде»:
На первую часть музыки (запев) дети идут по кругу, останавливаются, поворачиваясь лицом в круг. На вторую часть музыки (припев) делают два шага вперёд, в круг, и говорят «О-хо-хо!», потом два шага назад и говорят «А-ха-ха!». Движения припева повторяются 2 раза.
Затем на запев выполняют движение «тарелочки». Припев тот же, повторяется 2 раза.
На запев кружатся на дробном шаге. Припев тот же, повторяется 2 раза.
На запев – размахивают руками над головой. Припев тот же.
На запев – хлопают в ладоши – по коленям. Припев тот же.
На запев – шаг с притопом на месте. Припев тот же.
После хоровода зрители занимают свои места на стульчиках
Зима: Молодцы! Хорошо повеселились! За то, что любите меня, помните, провожаете с песнями и плясками, дарю вам Масленицу!
Под весёлую музыку Скоморохи выносят Масленицу.
Скоморох: Эй, народ, гляди! Масленица на пути!
Скоморох: Зиму провожаем,
Масленицу встречаем.
Масленица – кривошейка,
Встретим тебя хорошенько!
Зима: Вы её повеселите, весну красную зовите. Ну, а мне в Снежное царство пора!
Зима уходит.
Девочка: Ой, ребята, та-ра-ра!
В гости Масленка пришла!
Девочка: Здравствуй, Масленица, дорогая
Наша гостьюшка годовая!
Девочка: Будем мы её хвалить да величать,
А вы не зевайте – нам песню подпевайте!
Обучающиеся исполняют
песню «На гуляньи были мы»:
На гульньи были мы, на гуляньи были мы
Были мы, были мы, были мы, были мы.
Масленицу видели, масленицу видели.
Видели, видели, видели, видели.
Масленка, масленка, широкая масленка,
Масленка, масленка, масленка, масленка.
По горам катается, в блины запекается,
Масленка, масленка, масленка, масленка.
Девочка: Как на Масленой неделе
Пироги на стол летели,
А из печки – блины.
Люди ждут приход весны!
Ведущая: Какая Масленица без забав весёлых да развлечений? Первое развлечение – всем на удивление.
Кто знает, почему на Масленицу было принято обязательно печь блины?
(Ответ: блин по своей форме круглый, похожий на солнце. Считалось, что люди, выпекая блины, таким образом помогают солнцу горячей припекать, чтобы поскорее пришла весна).
Ведущая: Раньше на Масленицу не только блины было принято печь, а ещё и вокруг села на санях три раза объезжать – тоже круг рисовать, солнышку помогать. Вот и мы сейчас устроим соревнование по санному катанию.
Игра «Катание на санках»:
Участники масленичного представления и все зрители становятся вкруг, разбиваются на пары, образуя «санки» (первый ребёнок в паре отводит руки назад, а за них цепляется второй в паре). Дети двигаются по кругу, реагируя на изменение темпа музыки.
Девочка (показывает платочек):
Вот платочек не простой,
Он весёлый, озорной!
В руки кто его возьмёт,
С ним тот час плясать пойдёт!
Проводится игра «С платочком»:
Под звучание весёлой музыки дети передают друг другу платочек, у кого платочек остался в руках после окончания звучания музыки, выходит в круг и весело танцует, все остальные хлопают в ладоши.
После игры все занимают свои места.
Раздаётся «рычание» медведя.
Ведущий: Слышу я, к нам ещё один гость идёт!
Участники фольклорной группы: Гость? А какой?
Ведущая: А вот какой!
Он – хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Все дети: Так это же медведь!
На сцену под музыку, неуклюже покачиваясь, вываливается Медведь-ряженый. Вслед за ним выбегает Петрушка, приплясывает.
Медведь (выйдя на середину зала, кричит): Ой, сколько здесь ребятишек-шалунишек, да и разных тут гостей – все из дальних волостей! (Обращается к Петрушке): Петруша, а Петруша, это что, праздник?
Петруша: Ты что, Михайло Потапыч, только проснулся, что ли?
Медведь: Да ведь и то верно, только что проснулся от шума да веселья! Я – то подумал, что лето пришло. А тут – зима в самом разгаре!
Петруша: Нет, Миша, зиму-то уже провожают! Масленица пришла, и Весна вот-вот появится!
Медведь: Вот обрадовал ты меня, Петруша! Ведь Масленица – самый весёлый праздник у людей! Пошли скорей блинами с мёдом угощаться, да пивом запивать!
Петруша: Эх, какой ты скорый! Смотри, какие здесь ребята удалые да весёлые. Так просто не отпустят, сплясать заставят, а уж потом угощать поведут!
Песня и танец Медведя и Петрушки «Барыня»:
Ну-ка, Мишка, попляши, твои ножки хороши!
Барыня, барыня, барыня – сударыня!
Барыня, барыня, барыня – сударыня!
(Медведь пляшет в присядку с разлётом рук в разные стороны, обе ноги выставляет одновременно на пятки).
Ай, да люшки, да люлюшки, выходи плясать, Петрушка!
Барыня, барыня, барыня – сударыня!
Барыня, барыня, барыня – сударыня!
(Петруша выполняет «хлопушки»: сначала по груди, затем поочерёдно по коленям).
Ну-ка, Мишка, попляши, твои ножки хороши!
Барыня, барыня, барыня – сударыня!
Барыня, барыня, барыня – сударыня!
(Медведь выбрасывает ноги поочерёдно вперёд, руками опершись на пол).
Ай, да люшки, да люлюшки, выходи плясать, Петрушка!
Барыня, барыня, барыня – сударыня!
Барыня, барыня, барыня – сударыня!
(Петрушка выполняет «распашонку»).
Ты играй, играй, гармонь, играй веселей,
Попляши, Петруша с Мишкой, своих пяток не жалей!
Барыня, барыня, барыня – сударыня!
Барыня, барыня, барыня – сударыня!
(Кружатся друг с другом, «руки под крендель»).
Медведь падает от усталости, Петруша его поднимает.
Девочка: Эй, подружки-хохотушки! Развесёлые болтушки!
Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы!
Выходите поплясать, свою ловкость показать!
Гостей приглашайте, в круг с ними вставайте!
Обучающиеся берут себе в пару детей из числа зрителей,
исполняют польку «Бабочку»
После танца все занимают свои места.
Скоморох: Если в руки взять канат,
Потянуть вперёд-назад –
Я уж знаю лучше всех:
Победит, наверно, смех!
Соревнование: перетягивание каната.
Выходят скоморохи:
Скоморох 1: Я блинов бы съел с вершок!
Показывает пальцами толщину стопки блинов.
Скоморох 2: Глянь, в углу стоит мешок!
Скоморох 1: А мешок не простой –
В нём в честь праздника
Угощение разное.
Пряники, конфеты, бублики
Для нашей почтенной публики!
(Мешок шевелится).
Скоморох 2: Что за чудо? Скок да скок!
Глянь-ка, тронулся мешок!
Скоморох 1: Эй, хватай его, лови!
Поскорей его держи!
Звучит весёлая музыка, Скоморохи ловят мешок.
Скоморох 2: Давай-ка, развяжем мешок и угостим весь честной народ. Глядишь, и нам по кренделю достанется!
Развязывают мешок, в мешке сидит Баба Яга, переодетая Масленицей, доедает пряник.
Баба Яга: Здорово, люди добрые! Пора мне обязанности свои справлять! Я ведь Масленичка.
Скоморох 1: Постой-ка, тут что-то не так. Эй, Масленица, у тебя паспорт есть?
Яга: Это у меня-то? Да! Во, глядите! (показывает и читает): «Назначается долгожданной Масленицей на этот год». И печать есть, и подпись заковыристая внизу.
Скоморох 2: А что за подпись?
Яга: Кощей Бессмертный.
Скоморох 1: Уходи, Баба Яга, мы тебя Масленицей принять не можем!
Яга: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала!
Скоморох 2: Вот так Масленица! А где блины да оладушки? Сама съела?
Скоморох 1: Уходи прочь, не мешай нам зиму провожать, весну – красну зазывать!
Яга: Так и быть, мешать не буду. Только вы со мной поиграйте, да ловкость свою покажите.
Скоморох 2: Хорошо, твоя взяла! Говори, во что играть будем?
Яга: Есть у меня метёлки реактивные, спортивные.
В две колонки становитесь,
Да по очереди на метёлочки садитесь.
Нужно вокруг кегли оббежать,
И другу метёлочку передать.
Чья команда быстрей выполнит задание, та и победит!
Соревнование «Катание на мётлах».
Яга: Молодцы-удальцы! Повеселили Бабу Ягу!
У меня для вас ещё припасена игра.
В круг скорее становитесь, да смотрите
Мне на метёлочку не попадитесь.
Я буду метёлочкой вертеть,
А вы – подпрыгивать.
Игра-аттракцион «Не попадись».
Яга: Ой! Бабушку Ягу утомили. Я думала, что вы больные да хилые, а вы здоровые да сильные. Не хочу больше с вами играть. Хочу в свою избушку, на печи лежать! Всё, улетаю!
Садится не метлу и «улетает».
Скоморох: Продолжаем мы веселье!
Все бегом на карусели!
Игра «Карусель»:
Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы бежим, бежим, бежим
Мы на месте не стоим.
Всё быстрей, быстрей, бегом.
Карусель кругом, кругом.
Тише, тише не бегите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра!
После игры дети занимают свои места.
Ведущая: Мы играли и плясали,
Зиму снежную провожали.
Пришло время прощаться с Масленицей!
Скоморохи берут в руки Чучело Масленицы.
Девочка: Погостила ты у нас,
До свиданья, в добрый час!
Все дети: Масленица, прощай,
Праздник наш не забывай!
Скоморохи уносят чучело Масленицы.
Звучит русская хороводная мелодия, в зал входит Весна.
Весна: Вы меня, Весну – красну, звали – зазывали,
Знаю, как я вам мила, как меня вы ждали!
Снег да холод прогоню, тепло с юга принесу,
Побегут кругом ручьи, брызнут солнышка лучи.
Девочка: Мы и пели, и плясали, и хороводы водили, и на карусели покатались!
Весна: А блины давно вы ели? Вы блиночков захотели?
Дети: Да!
Весна: Раз, два, три – несите нам блины! Что-то не слышат мои помощники! А ну-ка, давайте скажем все вместе: раз, два, три – несите нам блины!
Все дети: Раз, два, три – несите нам блины!
Звучит песня «Мы давно блинов не ели», угощение детей блинами.