Первые шаги в наставничестве (описание работы)

ФИО: Балабова О.Ю.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3257
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Первые шаги в наставничестве (описание работы)
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



О.Ю. Балабова,

воспитатель МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик», пгт. Тяжинский, Тяжинский МО, Кемеровская область 

Первые шаги в наставничестве (описание работы)

В статье обоснована актуальность работы с молодым педагогом, описываются этапы работы с молодым педагогом

 

      Педагог – наставник, каким он должен быть? Конечно же, компетентным и мобильным, способным оказать квалифицированную методическую помощь. Помочь знанием и умением, добрым словом, советом. Наставник, на мой взгляд, должен обладать такими человеческими качествами, которые помогут расположить к себе молодого педагога и раскрыться ему в профессии. Наставник, это педагог, способный помочь начинающим педагогам адаптироваться в коллективе, в профессиональном становлении и личностном развитии.

     Европейский философ 20 века Альберт Швейцер говорил: «В первую половину жизни человек вбирает в себя все: знания, умения, навыки и опыт, а вторую половину жизни он должен отдавать накопленное». Так и в моей профессиональной деятельности получилось: я копила потенциал, а теперь отдаю свои накопленные знания, умения и профессиональный опыт тем, кто в этом нуждается.

     Наставничество очень актуальная тема в наше время. Оно помогает многим молодым педагогам найти себя и не сбиться с пути. Наставник всегда «смотрит» с высоты своего опыта, а значит, может помочь своему подопечному избежать ошибок, которые делал сам. В тоже время наставник не должен решать проблемы подопечного и никогда не дает точные советы, как поступить. Задача наставника — оградить подопечного от критичных проблем, а далее только «направлять» и мотивировать его решать свои проблемы самостоятельно. 

    И я, как педагог-наставник, должна помочь молодому воспитателю, чтобы профессиональное становление прошло «безболезненно» и «без осложнений». Свою систему работы с молодым начинающим воспитателем я представлю в виде «пейзажа Города Детства».   

    Итак, первый шаг создания «пейзажа Города Детства». Прежде чем начала «строить» первый дом, я поближе познакомилась с молодым коллегой. И вот я, как художник, сделала эскиз будущего полотна. Мы говорим о том, что стало основанием для выбора профессии воспитателя. Какой она видит себя в будущем. Решаем, каким должен быть педагог, какими она видит своих родителей и конечно, что она ждет от детей. Вот теперь можно приступать к написанию полотна. Составляется персонализированная программа (приложение 1)

      Главные элементы любого здания – это фундамент, стены, окна и крыша. А для молодого воспитателя – это его профессиональные качества: понимание современных задач учреждения; умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; проявление заботы о поддержании индивидуальности каждого ребенка; умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умение осуществлять инновационную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность; способность к самообразованию.

     Передо мной задача-помочь молодому специалисту приобрести такие качества, чтобы они соответствовали стратегии развития отечественного дошкольного образования, обеспечивая сохранение само ценности, неповторимости дошкольного периода детства.

     Следующий шаг-применяем знания на практике или «закон перспективы». Чтобы выполнить эту задачу, необходимо изучить основную образовательную программу дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Золотой ключик» и возрастные особенности детей, узнать индивидуальные особенности детей группы, познакомиться с родителями. Вот теперь можно легкими мазками писать следующее здание совместного «художественного полотна».

      Второй этап–практический, включает в себя создание условий для профессионального роста начинающего педагога, координация действий в соответствии с задачами ДОУ, оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога. Начинается реализация плана работы по повышению уровня профессионального развития молодого педагога. 

       Итогом каждого этапа является осмысление полученных результатов.  Соблюдая законы перспективы при создании «пейзажа Города Детства», мы вместе отвечаем на принципиальные вопросы: Достигнута ли поставленная цель (если нет, то почему)? Все ли задачи решены? Какие задачи остались не решенными? Какие задачи в течение года были трансформированы? Какой профессиональный и личностный опыт мы приобрели? Как могут быть обнародованы, опубликованы результаты взаимодействия, первые шаги к опыту? Каковы перспективы дальнейшего сотрудничества? На данном этапе я даю еще советы, рекомендации, поправки в педагогические действия.

      Третий аналитический этап, «линия горизонта». Вместе анализируя результаты работы с молодым педагогом, мы определяем перспективы дальнейшего движения вперед.

         Опираясь на свой педагогический опыт, знания психологии, я определила, что профессиональное становление молодого педагога проходит в несколько периодов:

I период – самый сложный, и задача наставника предупредить разочарование и поддержать эмоционально, укрепив веру молодого педагога в себя.

II период – педагог накапливает опыт работы, вырабатывает свой стиль работы, находится в поиске лучших методов работы с детьми (2-4-й год работы)

III период – в этот период происходит освоение новых методик, технологий, обобщение своего опыта работы (5-й год работы)

      Адаптацию в профессии можно считают успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере: освоена педагогическая деятельность, способствующая развитию познавательного интереса детей; осуществляется творческий подход к организации образовательной деятельности, профессиональное мастерство оценивается коллегами, родителями воспитанников на высоком уровне, сам педагог выражает удовлетворенность своей профессиональной деятельностью и ощущает себя успешным человеком

     Кроме того, результатом организации работы наставника будет высокий уровень включенности молодого воспитателя в педагогическую работу, жизнь МАДОУ, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов.

    Моя молодая коллега уже перешла на вторую ступень. Я надеюсь…, нет, я уверена, что она напишет «пейзаж Города Детства».

Приложение 1

 

Персонализированная программа наставничества

(2022-2023г, 2023-2024г)

 

Название персонализированных программ наставничества:

2022-2023г – персонализированная программа наставничества «На пути к успеху, или первые шаги в профессию»

2023-2024г.. – персонализированная программа наставничества «Повышение ИКТ-компетентности педагога через изучение темы «Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста»

 

2022-2023г – персонализированная программа наставничества

«На пути к успеху, или первые шаги в профессию»

Наставник Балабова О.Ю. (Основание: Приказ № 58 от 16.09.2022г.) 

Молодой педагог Баутинова В.В., образование- ГПОУ «Мариинский педагогический колледж имени императрицы Марии Александровны», в настоящее время получает высшее образование – КГУ Институт образования 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование»

         Начало работы молодого специалиста 21 ноября 2022 г.

   Индивидуальная работа наставника по адаптации и формированию профессиональных компетенций у молодого педагога Баутиновой В.В. включала три этапа: 

I этап – «Адаптационный»  

 II этап – «Проектировочный»

III этап – «Рефлексивный»

       I этап – «Адаптационный» (адаптационно-диагностический этап) –осуществление диагностики профессиональных затруднений молодого педагога, составление плана работы наставника с молодым специалистом, разработка методических рекомендаций для организации работы, осуществление мониторинга периода профессиональной адаптации педагога.  

     Первое с чего я начала работу, это с проведения диагностики.

 Диагностика Виктории Владимировны была проведена путем собеседования и анкетирования по трем направлениям: планирование работы; организация деятельности воспитателя; контроль деятельности самого воспитателя и воспитанников (проводился, в том числе, и во время посещения занятий Виктории Владимировны).

   Проанализировав анкету, побеседовав с начинающим педагогом мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:недостаток практических навыков в воспитательно -образовательной деятельности; сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

  Была и еще одна серьезная проблема: не рациональное использование времени, так как большая часть времени начинающего педагога уходила на подготовку к занятиям и параллельно Виктория Владимировна получает высшее образование, и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость.

 На основе анализа проведенной диагностики был разработан план работы с молодым педагогом (индивидуальный маршрут) Баутиновой В.В

План работы

      1 этап Адаптационный (адаптационно – диагностический этап)
План работы  Формы работы Результат
Диагностика уровня профессиональных затруднений молодого специалиста

      ноябрь-декабрь 2022

Практическое занятие: Анкета изучения трудностей в работе педагога.

Собеседование с целью выявления уровня готовности педагога к деятельности

Собеседование с педагогом

«Давайте познакомимся»

Результаты диагностических материалов представлены

(Приложение 1)

Ознакомление с регламентом работы и с правилами внутреннего распорядка 

      ноябрь-декабрь 2022

Экскурсия по учреждению, ознакомление с сайтом ДОУ и сайтами педагогов. Традиции, внешний вид педагога..

Консультация и практическое занятие «Создание странички педагога и правила работы с контентом»

  Соблюдение режима работы и внутреннего распорядка ДОУ

   Создание собственной странички в образовательной социальной сети nsportal.ru (Приложение 2)

24.11.2022

Организация помощи в работе с документацией педагога ДОУ:

планы, конспекты занятий, ведение документации

 декабрь 2022

Консультации и ответы на интересующие вопросы «Работа с документацией» «Правила написания плана работы» Консультирование и практическое занятие «Конспект занятия: пишем, анализируем»

Собеседование «Изучение литературных источников

  использование в работе)»

Оказание помощи в работе с документацией (практическое занятие)

Ведение документации в соответствии с требованиями

Планирует свою работу в соответствии с требованиями и инструкциями

Подобрана информация в помощь педагогу: написание ежедневного плана, беседы с родителями и с 

детьми

II этап – Проектировочный (основной).

          Процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей.  Дает первые открытые занятия, активно привлекается к проведению детских праздников и развлечений.

Участие в методической деятельности ДОУ     В течении всего периода  Педсоветы, семинары практикумы (по плану работы ДОУ) Участие в педсоветах, семинарах практикумах
Изучение методики проведения ОД по всем образовательным областям, совместная разработка конспектов ОД, эффективное использование дидактического материала в работе.

      В течении всего периода

Посещение наставником ОД молодого специалиста

Консультации, практические занятия и индивидуальные беседы по интересующим вопросам, анализ и самоанализ деятельности 

Приложение 3

Молодому педагогу были даны рекомендации по избеганию речевых 

ошибок в процессе взаимодействия с воспитанниками и родителями, по 

оснащению образовательного процесса (подбор дидактического материала, его расположению при проведении занятий и игровой деятельности), по использованию методической литературы при подготовке к образовательному 

процессу

Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей.

  В течение периода работы

Планирование работы с родителями, Консультация «Оформление наглядной информации для родителей.»

Практическое занятие «Родительское собрание. «Играем пальчиками» (декабрь)

Уважительно общается с родителями воспитанников, оформляет наглядную информацию в соответствии с планом

Создание ролика в программе InShot Приложение 4

Использование ИКТ в работе с детьми и родителями Консультация и практические занятия «Обзор программ для создания мультимедийных продуктов, практическая работа по их созданию»  Приложение 4
Выбор темы самообразования, составление плана; 

общие вопросы ведения портфолио

Обсуждение и консультирование молодого педагога по теме самообразования, рефлексия, Практическое занятие «Ознакомление с правилами написания темы» Приложение 5
Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.

    В течение всего года

Консультация наставника «Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей», наблюдение за работой молодого специалиста (в совместной игровой деятельности). 

Обсуждение и консультирование «Роль игры в развитии дошкольников». 

Все наблюдения за работой молодого педагога проходили как планово, так и спонтанно во второй половине дня

Совместная деятельность педагога и наставника на объединенной разновозрастной группе (от 1,6 до 3 лет) кол. детей 19 человек. Виктория Владимировна внимательна к детям, дети к ней тянутся; организовала игры детей (учитывая возраст) вместе с детьми принимала участие в играх предложенных наставником

Подготовка к летне-оздоровительному периоду: особенности работы в летний период

конец мая

Консультация «Подготовка к летнему оздоровительному периоду: особенности работы в летний период»

     Продолжить работу по ознакомлению с работой в летний период ориентируясь на план ДОО (работа на эко тропе)

                III этап –рефлексивный (профессиональное развитие).

      На данном этапе складывается система работы, имеются собственные разработки, участие молодого педагога на МО различного уровня, конкурсах профессионального мастерства. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходит совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, желания повышать своё образование 

Помощь в подготовке для участия в МИП и областных мероприятиях  Консультации и  совместная работа(практическое занятие), мозговой штурм, выезд на семинар Посетила-  Семинар «Школа методиста «Лучшие практики сопровождения молодых педагогов: реализация идей тьюторства, менторства и наставничества в работе с молодыми руководящими и педагогическими работниками»» 14.12.2022.

Приняла участие:

1.МИП «Формирование единого информационно-коммуникационного 

пространства ДОУ, обеспечивающего повышения качества 

образования» 07.02.2023

2.  IV Всероссийский форум «Дошкольное образование: инновационные проекты и эффективные практики» 16–17 марта 2023 года

Познакомить с критериями аттестации педагогических работников на квалификационную категорию Консультация «Подготовка портфолио педагога» Педагог успешно работает над пополнением своего портфолио

        Анализируя работу с молодым специалистом, можно сделать вывод, что вся методическая деятельность способствовала успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающего педагога, помогла

преодолеть возникающие трудности, повысить уровень профессионализма.

 

            План работы педагога-наставника

 на 2023-2024учебный год по планированию, организации и содержанию деятельности и индивидуальной работы с наставляемым педагогом

 

Тема наставничества: «Повышение ИКТ-компетентности педагога через изучение темы «Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста»

Цель: создание условий для оказания наставником эффективной индивидуальной методической помощи наставляемому, ликвидации профессиональных (компетентностных) дефицитов, профессиональному становлению, повышению уровня профессионального мастерства позволяющий реализовывать актуальные педагогические задачи. 

 Задачи: 

  1. Обеспечить условия для повышения уровня профессионального мастерства наставляемого, в формате непрерывного образования; 
  2. Создать условия для оказания актуальной и своевременной индивидуальной методической помощи наставником в профессиональном становлении молодого педагога, в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей; 
  3. Способствовать раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала педагогического работника, реализации индивидуальной образовательной траектории; 
  4. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности, самостоятельно преодолевать профессиональные трудности, возникающие при выполнении служебных обязанностей; 
  5. Создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач.

развитие профессиональных умений и навыков педагога по формированию сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности  

Ожидаемый результат 

совершенствование методического мастерства (повышение профессиональной компетентности); повышение качества образования и результативности участия в конкурсах, мероприятиях; преодоление компетентностных дефицитов, проблем, затруднений; освоение новых методик, форм, технологий.

Этапы работы:  

  1. этап. Подготовительный. 
  2. этап. Основной (Практический). 
  3. этап. Заключительный 
Форма проведения  Содержание работы  Сроки 
Диагностика «Возможные проблемы в работе по самообразованию»  Выявление знаний и затруднений у наставляемого педагога в работе по самообразованию.  сентябрь 
Консультация 

«Пути решения проблем в работе по самообразованию 

Оказание помощи в организации работы с документацией, регламентирующую деятельность по самообразованию: выбор темы, определение целей и задач, составление плана работы, 

подбор видов деятельности для работы над темой, подбор источников, 

анализ результатов 

сентябрь 

 

Методические рекомендации  в освоении теории и практике  по   теме самообразования  Изучение специализированной литературы, нормативных документов, научных публикаций, методических рекомендаций,  методик и опыта работы других педагогов  октябрь 
Обогащение РППС группы дидактическим материалом в соответствии с ФОП в рамках темы самообразования Обогащение РППС группы дидактическим материалом в соответствии с ФОП в рамках темы самообразования ноябрь- май
Консультация и помощь в разработке проекта по теме самообразования 

«Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста»  

Разработка проекта (изучение материала по теме, составление плана проекта, направлений проекта)

Акцент на работу с родителями

 

 

 

ноябрь
Реализация проекта «Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста» Реализация проекта в соответствии с планом мероприятий, подготовка документации проекта  Ноябрь

май

Консультация «Аттестация молодого педагога, особенности прохождения» Подготовка документов к аттестации молодого педагога, рефлексия Декабрь -февраль
Самообучение в пространстве  интернет сети, консультация, обмен опыта коллег «Использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе»   

Создание ЭОР

Изучить возможности образовательной платформы LearningApps.org: создаем онлайн-квест (создание онлайн- квеста  «Здоровый образ жизни- мой выбор») 

Создание мультимедийных презентаций  

Декабрь

май 

Оказание консультационной, методической помощи в подготовке к открытым занятиям  Посещение наставляемым занятий наставника, организация наставником посещения занятий коллег. Открытые занятия наставника, педагогов, их 

анализ. Помощь в подготовке к открытому занятию, определение структуры и наполнения каждого этапа занятия 

  май
Самоанализ работы наставляемого педагога и ее результатов  Выступление на педагогическом совете  май