Праздник “Спасибо, Азбука!”

ФИО: Шагалова Л.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3267
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Праздник "Спасибо, Азбука!"
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



Спасибо, Азбука!

Цель: проведение праздника  прощание с букварем в игровой форме по окончании учебного курса.

 

Задачи:

  1. Обобщить знания учащихся о буквах русского алфавита в занимательной форме.
  2. Развивать мышление, творческие, коммуникативные способности первоклассников.
  3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес и бережное отношение к книгам, морально-нравственные нормы поведения.
  4. Создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми

 

Оборудование: проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация, атрибуты для героев, воздушные шары с буквами.

ХОД ПРАЗДНИКА

  1. Мы собрали пап и мам,                    
    Но не для потехи.
    Мы сегодня рапортуем
    О своих успехах.
  1. Мы в нарядах нынче новых,               
    И у всех счастливый вид –
    Ведь сегодня мы досрочно
    Изучили алфавит.
  1. Разбудите меня ночью,                        
    В самой серединочке –
    Расскажу вам алфавит
    Без одной запиночки!
  1. Буквы гласные мы любим,                  
    И все больше с каждым днем
    Мы не просто их читаем –
    Эти буквы мы поем!
  1. А согласные, согласны 
    Шелестеть, шептать, свистеть
    Даже фыркать и скрипеть,
    Но не хочется им петь.

 

ВСЕ ВМЕСТЕ.
С-с-с… змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш… шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж… шмели в саду жужжат,
Р-р-р… моторы торохтят.

 

  1. Дружат гласная с согласной,
    Составляя вместе слог.
    МА и ША (запомни: МАША!)
    К нам явились на урок.

 

  1. Если слоги встанут рядом,
    Получаются слова.
    ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
    СО и ВА, читай: СОВА.

 

  1. Мила мыла руки мылом,
    Маша кашу варит нам,
    Чтоб скорей и легче было,
    Все читайте по слогам!

 

  1. Соединили мы два слова —
    И предложение готово:
    Дождь идет.
    Гремит гроза.
    Улетела стрекоза.

 

ОДНА ГРУППА. Мы знаем буквы, знаем слоги.

ВСЕ ВМЕСТЕ. Умеем говорить, считать.

ВТОРАЯ ГРУППА. И постепенно, понемногу

ВСЕ ВМЕСТЕ. Мы научились все читать.

  1.  Тыщу слов в минуту нынче,          Ковалев         
    Как машина, я строчу.
    Я любую вашу книжку
    Одним махом «проглочу»!
  1.  Нас научила азбука читать,                  Алексанян
    Слова на слоги разделять,
    Открыла тайны книги,
    К ней мы все привыкли.
  1.  Мы простимся с Азбукой,                      Душаева
    И рукой помашем,
    И спасибо десять раз
    Дружно хором скажем!

Дети. Спа-си-бо!

Входит Азбука.

Азбука.

Вот и я, мои друзья!
Я вам рада очень!
Слышать добрые слова
Кто же не захочет!

Ведущий. Уважаемая Азбука! Принимай парад войск от А до Я.

Азбука.

Есть принимать парад!
А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Гласные?
(Шаг вперед, хором: «Здесь!»)
Согласные?
(Шаг вперед, хором:  «Здесь!»)
Буквы, которые не обозначают звуков?
(Шаг вперед, хором: «Здесь!»)

  1. И зачем было идти?                             Корчагина
    Я читаю лет с пяти.
    Нужен этот первый класс!
    Ухожу домой сейчас.
    Попрошу купить компьютер,
    Буду целый день играть,
    В Интернете пропадать.

Азбука.

Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотою не владеешь –
Подключаться толку нет,
Насмешишь ты целый свет!

  1. Как же так? Ведь я читаю,
    Цифры знаю, буквы знаю!

Азбука (показывает на букву р). Эту тоже?

  1. Ну а как же!
    Скажет каждый во дворе –
    Перед нами буква «рэ»!
  1. Буква Р.

Я не «рэ», не «рэ», не «рэ»,                       
Хоть пишусь я во дворе!
Ты меня найдешь в горах,
Тундре, речке, берегах.
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом –
Вот тигриным, например.
Мое имя – буква «эр»!

  1. Извините, я не знал,
    Но я правильно читал!

Ведущий. Уважаемая Азбука! А давайте проверим, знают ли дети названия букв – имена твоих подданных.

  1. Алфавит всем знать нам нужно.                     

Мы его расскажем дружно.

Стихи читают цепочкой. У каждого ученика эмблема той буквы, о которой он читает:

Азбука: За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему –
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нем? 

Дети. Тридцать три! (Читают алфавит в стихотворной форме.)


А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – знайте место вы свое,

Ж, З, И, Й, К, Л, М – вспоминайте, кто за кем,

Н, О, П, Р, С, Т, У – стойте дружно на посту,

Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – собирайтесь не спеша,

Ъ, Ы, Ь – стойте рядышком, вот так!

Торопитесь: Э, Ю, Я – вот и в сборе букв семья.

 

(Далее каждый ребенок читает одну строчку стихотворения, начальная буква строки соответствует букве на шарике.)

 

Буква А.
Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.

 

Буква Б.
Буква Б – смешной Барашек
Спрятался среди ромашек.
Он за буквой А стоит,
Из кудряшек состоит.

 

Буква В.
Буква В есть в слове «вол»,
Я ее легко нашел!

 

Буква Г.
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принес нам гном.

 

Буква Д.
Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.

 

Буква Е.
Буква Е есть в слове «ель»,
Заметает ель метель.

 

Буква Ё.
Буква Ё есть в слове «ёж»,
Ты легко ее найдешь!

 

Буква Ж.
Узнаешь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.

 

Буква З.
З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.

 

Буква И.
И – игрушки,
И – игра.
Любит игры детвора!

 

Буква Й.

Йогурт из малины
Самый наш любимый!

 

Буква К.
Буква К, как куколка,
Славненькая буковка!

 

Буква Л.
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!

 

Буква М.
Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове «мама».

 

Буква Н.
Карандаш возьмём в ладошки,
С Н напишем «Нос» и «Ножки».
Ночь настала, надо спать –
Буква Н нужна опять.

 

Буква О.
Буква О как огурец.
Где начало? Где конец?

 

Буква П.
П – прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.

 

Буква Р.
Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!

 

Буква С.
С – свистит, словно свисток:
Удирайте со всех ног!

 

Буква Т.
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.

 

Буква У.
Замычит буренка: «Му-у!»
Узнаете букву У?

 

Буква Ф.
Я в лесу нашла фиалку –
Только рвать фиалку жалко!

 

Буква Х.
Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

 

Буква Ц.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.

Буква Ч.
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!

 

Буква Ш.
Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и «машина»,

Буква Щ.
Буква Щ есть в слове «щит».
От удара он трещит!

 

Твердый знак.
Знак я очень твердый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!

 

Буква Ы.
Буква Ы есть в слове «бык»,
Травку бык щипать привык!

 

Мягкий знак.
Я – мягкий знак.
Меня найдешь
И в слове «льет», и
В слове «дождь».

 

Буква Э.
Этот дом похож на наш –
У него один этаж.

 

Буква Ю.
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!

 

Буква Я.
Ты твердишь все: «Я да я!
Всех умнее я, друзья!»
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!

Азбука.

Это русский алфавит,
Буква к букве – в ряд стоит.

Ведущий: Спасибо, ребята. Знаете алфавит. А вот знают ли его ваши мамы и папы. 

Что случилось? Что случилось?

С полки азбука свалилась!

(Ведущий, читая стихотворение, показывает родителям  буквы для того, чтобы они их называли.)

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М.

Г ударилась немножко,

Ж рассыпалась совсем.

Потеряла буква Ю

Перекладинку свою.

Очутившись на полу,

Поломала хвостик У.

Ф, бедняжку, так раздуло,

Не прочесть ее никак,

Букву Р перевернуло,

Получился мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась,

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого!

Что случилось? Что случилось?

С полки азбука свалилась!

 

Ведущий: Ай да родители, все буквы назвали правильно! А теперь предлагаю исполнить песню «От улыбки»

Буквы.

Тридцать три!
Ты на буквы посмотри.
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Родные такие!
Без них нельзя постичь науки!
Вы догадались? Это… звуки!

Ведущий. Сколько звуков в нашей речи? Чего больше – звуков или букв?

Дети. Гласных звуков 6, согласных звуков 36. Всего 42 звука. Их больше, чем букв.

Ведущий. Сколько букв в алфавите между А и Я?

Дети. 31 буква.

Ведущий. Каких букв больше в русском языке: гласных или согласных?

Дети. Гласных – 10, согласных – 21.

Ведущий. Какими буквами можно обозначить мягкость согласных звуков при письме?

Дети. Буквами еёюяиь.

Ведущий. Какие буквы в алфавите не обозначают звуков? Зачем они нужны? В чем их работа? В чем разница между словами азбука и алфавит? Есть ли разница между значениями этих слов?

Дети отвечают.

– А знаете ли вы, когда был на Руси напечатан первый букварь?

В 1574 году была составлена и напечатана «Азбука» – первый на Руси печатный букварь. В этом году «Азбуке» исполняется 434 года. Название книга получила от названий двух первых букв: «аз» и «буки». Отсюда и пословица: «Аз да буки, а там и науки».

Буквы (хором).

Будем знать мы алфавит –
Всё вокруг заговорит!

  1. Хоть непросто это – пусть!                
    Все заучим наизусть!
    К букве – буква,
    К слову – слово –
    Родилась родная речь!
  1.  Станем книжки мы читать,                  
    Мир огромный узнавать.
    Алфавитная семья
    Вам представлена, друзья!
  1.  Кто захочет сам читать,                 
    Станет буквы изучать.
    А от этого порога
    К знаниям ведет дорога.

21.

Поняла  много я сейчас
И пойду учиться в класс.
Многое узнаю,
Книги прочитаю.

Машет рукой, уходит.

  1.  Жить без книг теперь не сможем,         
    Дорог нам их вечный свет.
    Увлекательнее чтенья
    Ничего на свете нет!

 

  1.  Ты представь себе на миг,
    Как бы жили мы без книг?
    Что бы делал ученик,
    Если не было бы книг,
    Если б всё исчезло разом,
    Что писалось для детей:
    От волшебных добрых сказок
    До весёлых повестей?

Азбука. Буквы, встали!

Дети-буквы. 

Вы приказали –
Буквы встали,
Но мы уже чуть-чуть устали.
Немножко можно поиграть?

Азбука.

Ну что ж, немножко можно.
Согласна даже вам помочь:
Я поиграть сама не прочь…

Игровая программа

Загадки

а) Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж)

б) В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла –
Укатиться бы могла. (О)

в) С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу. (Ф)

г) На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3. (З)

Испытание «Живые буквы»

Ведущий. У каждого из вас в руках есть буква. Азбука называет слово, а нужные буковки выбегают и образуют его. (Слова: эхо, снег, зима, лед, азбука.)

Испытание «Тир»

Ведущий. У нас необычный тир. Мы стреляем по очереди словами. Слово начинается на букву Ц.

Последний назвавший слово на указанную букву выигрывает.

– Теперь называем слова на букву Т. (Дети отвечают.) А знаете ли вы, что почти четвертая часть всех русских слов начинается со звучных согласных МНР?

Испытание «Сценка»

Ведущий. Ну-ка, выходите, буквы: АЯОВСНК. Попробуйте сложить слово.

Ученик 13. A y меня дома овсянка!

Ученик 14. Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!

Ученик 13. Как я люблю овсянку!

Ученик 14. И я люблю!

Ученик 13. Она желтая, красивая такая!

Ученик 14. И вкусная. Особенно с молоком!

Ученик 13. Как это – вкусная? Как это – с молоком?

Ученик 14. Да так! А еще хороша с маслом или сахарным песком!

Ученик 13. Да ты про что говоришь?

Ученик 14. Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?

Ученик 13. И я про овсянку!

Ученик 14. Ты про какую овсянку?

Ученик 13. Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Ученик 14. Каша песни пела?

Ученик 13 (сердито). Какая каша? Не каша, а птица.

Ученик 14. Птица ов-сян-ка, что ли? Не слыхала такую?

Ученик 13 (более добродушно). Айда ко мне – мою овсянку слушать.

Ученик 14. Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать.

Ведущий. Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими еще многозначными совами вы встречались?

Испытание «Прочитай-ка»

Ведущий. Вы умеете читать? Сейчас проверим.

– А теперь угадайте, какие сказки прочитали ученики.

  1. Желтая кепочка.

(Красная Шапочка.)

  1. Илья-Царевич и Серый волк

(Иван-Царевич.)

  1. Приключения Знайки и его друзей.

(Незнайки.)

  1. Гадкий цыпленок.

(Утенок.)

  1. Стойкий железный солдатик.

(Оловянный.)

  1. Сказка о рыбаке и рыбачке.

(Рыбке.)

  1. Луковый мальчик.

(Чиполлино.)

  1. Конь-Горбун.

(Конек-Горбунок.)

– Сказка – ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок.
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.

Испытание «Стихотворное»

Азбука. Отгадайте слова, которые мы для вас зашифровали. Прочитайте их.

На плакате:

пры
бе
ска
кать
гать
рас
гром
пес
пе
ню
ко
вать

Ведущий. Что получилось?

Дети. Прыгать, бегать, скакать, громко песню распевать.

Ведущий. А теперь все вместе прочитаем эти слова без остановки.

Дети (хором).

Прыгать, бегать и скакать!
Громко песню распевать!

Азбука. Что у вас получилось?

Дети. Стихотворение.

Азбука. Это мой веселый приказ. Читаем все!

Азбука. Мне немного грустно расставаться с вами, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже готовы читать другие книжки.
Ведущий Мы не только готовы читать другие книжки, но мы уже прочитали много книг. Ребята подготовили выставку рисунков по прочитанным книжкам. А сейчас викторина по сказкам.

 

Викторина по сказкам

Слайды

1.Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её?

 

  1. С букварём шагает в школу
    Деревянный мальчуган.
    Попадает вместо школы
    В полотняный балаган.
    Как зовётся эта книжка?
    Как зовётся сам мальчишка?

 

  1. Удивляется народ:
    едет печка, дым идёт,
    А Емеля на печи
    ест большие калачи!
    Чай сам наливается по его хотению,
    А сказка называется…

 

  1. Подарит новое корыто, и новый дом,
    и слуг в придачу.
    Но если уж она сердита,
    с ней вместе уплывёт удача!
    Исчезнет всё,
    и в море зыбком растает…

 

  1. Их приглашают с другом Геной
    На день рожденья непременно.
    И любит каждую букашку
    Забавный добрый …

 

Ведущий Молодцы, ребята.

Азбука: А впереди простирается море,
Там, на широком и вольном просторе,
Там, в море Знаний, где волны и ветер,
Милую Азбуку  помните, дети!

 

  1.  Но страницы прошуршали,
    Буквы 33 узнали.
    И теперь любую книжку
    Мы прочтем без передышки.
  1.  Буквы, слоги и загадки
    В доброй Азбуке живут,
    По ступенькам постепенно
    В царство сказок нас ведут.
  1. Мы теперь читаем сами,
    Знаем слоги и слова.
    Скажем Азбуке спасибо –
    Расставаться нам пора!
  1. Нам она свои страницы открывала,
    Обучая, развлекая, веселя.
    Нужных знаний нам дала немало!
    И теперь мы лучшие друзья.
  1. Мы хотим сказать тебе спасибо,
    Мы тебя за все благодарим!
    Говорим тебе мы – до свиданья!
    Здравствуй! – новой книге говорим.
  1. Праздники кончаются
    И наступают будни
    И труд наш ученический,
    Порой довольно трудный.

 

  1. И маме с папой не понять
    Как трудно было прочитать
    Нам в первый раз “Ау”, “Уа”
    Такие сложные слова.

 

  1. Очень трудно, очень трудно,
    Потому что в первый раз
    Очень трудно, очень трудно
    Потому что первый класс.

 

Видеоролик «Первый класс»

 

Учитель: Слышим, радио включая:
Лодырь двойку получает.
И подводит первый класс.

Все: Только это не про нас.
Учитель: Про другого говорится
Любит дернуть он подчас
За косицу ученицу.

Мальчики: Это тоже не про нас.
Учитель: Но когда идет хороший
Про отличников рассказ,
Имена хоть не похожи …

Все: Мы считаем, что про нас.

 

  1.  Из года в год, из века в век
    Работал много человек,
    Писались сказки, их не счесть
    И я их все смогу прочесть.

 

  1. Теперь я сам смогу прочесть
    Какие реки в мире есть,
    Какие в мире чудеса,
    Что неизведанно пока.

 

  1. Из книги я узнать смогу,
    Как жили люди в старину,
    Кто и когда указ издал,
    И город наш обосновал.

 

  1. А хочешь ты узнать о бегемотах,
    Слонах, ужах и о болотах,
    И о синичке, и о пчёлке.
    Возьми об этом книгу с полки.

  2. Смех и слезы, радость и печаль
    Довелось нам испытать.
    Но стараний наших нам не жаль:
    Книги нам легко теперь читать!

Азбука. В добрый путь по дороге знаний! Подружитесь с новой книгой, читайте, растите умными детьми!

Дети получают книги для чтения.