Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Добро в наших руках»

ФИО: Жучкова Н.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3270
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Добро в наших руках»
Итоговая оценка: 1 место,  81 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 51 комбинированного вида»

Программа дополнительного образования

социально-педагогической направленности

«Добро в наших руках»

Срок реализации

образовательной программы

1 год

г. Гатчина

2023 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Направленность – социально-педагогическая

Объединение – «Добро в наших руках»

Ф. И.О. педагогов – Жучкова Н. И.

Вид программы – модифицированная

Тип программы – общеразвивающая

Целевая установка – познавательная

Уровень освоения – общекультурный

Образовательная область – речь, окружающий мир

Возрастной диапазон – 6–7 лет

Форма проведения занятий – аудиторная

Форма организации – групповая, фронтальная деятельности

Форма обучения – очная

Режим занятий – 1 раз в неделю 

Срок реализации – 1 год

По характеру – ознакомительная, репродуктивная.

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 “Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648–20  “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”;
  • Письмо от 01.04.2015 года № 19–1969/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности»
  • Письмо от 18.11.2015 г. № 09–3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
  • Устав МБДОУ «Детский сад № 24 комбинированного вида»
  • Положение о порядке разработки и требований к структуре, содержанию и оформлению дополнительной общеразвивающей программы (Приказ заведующего МБДОУ «Детский сад № 24 комбинированного вида» № 37 от 31.08.2020 г)
  • Программа является модифицированной, разработана на основе Парциальной программы духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р. Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).
  • Программа предназначена для реализации дошкольных образовательных организаций, где созданы условия для полноценных занятий по данному направлению.
  • Модульная дополнительная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность 
  • Уровень программы – стартовый.

Авторы:

Жучкова Наталия Игоревна, заместитель заведующего по учебно – воспитательской работе.

Потапова Зинаида Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории;

Соловьева Елизавета Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории;

Сметанникова Кристина Михайловна, воспитатель детей высшей квалификационной категории;

Патриотическое воспитание у дошкольников остаётся действительно сложной темой. Как и воспитание всякого другого чувства, существует риск, что чувство окажется для субъекта чуждым, навязанным извне. В отношении такого высокого чувства, как любви к Родине это недопустимо. Одним из мерил целостности, состоятельности личности является его привязанность и доверие к Родине, домашнему очагу и семье.

В программе затронуты такие важные темы, как биография выдающихся исторических личностей и героев современности, чья жизнь является примером для подражания.

Программа разработана для дошкольных образовательных учреждений. 

От авторf

«Хоть мне кажется, что души у меня нет,

но иногда она все – таки побаливает…»

М. Дымов. «Дети пишут Богу»

Я так люблю великую Россию,

И то, что по наследству перешло

Мы славимся не только русской силой,

Но и традицией народа своего…

Забавы русские, они и нынче в моде

Фольклор, частушки и конечно хоровод,

Пока живёт традиция в народе,

Тогда и Русь Великая живёт.

Надежда Лыкова.

Творите люди добрые дела,

Любовь в душе навечно сохраняя,

И если не нужна вам похвала,

Награда ждет сердца ваши другая.

Любите просто людям помогать,

Не ждя взамен ни славы, ни хваленья,

Здесь точно будет Божья благодать,

В награду будет вам благодаренье.

Андрей Сичинский

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Принципы построения программы.

Планируемые результаты.

Содержательный раздел.

Программа обучения.

Методические рекомендации.

Организационный раздел.

Примерный перечень материалов и оборудования.

Методические рекомендации 

Организационный раздел.

Перечень материалов и оборудования.

Приложения к программе.

Вступление

Для ребёнка внешний мир ограничен небольшим набором объектов — это его мама, в которой встречаются две базальные потребности в еде и любви, и отец, дающий защиту и воплощающий одновременно идеал и конкурента за любовь матери. Для дошкольника именно эти два объекта окажутся в первую очередь носителями семантики “Отечества” – как того, что заинтересовано в жизни и любви ребёнка. Именно они учат с малых лет принимать и отдавать любовь, именно они прописывают для психики ребенка, означающие любви, её собственный язык, символику и семиотику. 

На сцене детско-родительских отношений разворачивается сценарий, в котором психика ребёнка должна получить и отыграть свою роль – кто есть тот, по ту сторону зеркала и почему родители наделяют его любовью? 

Какое означающее организует то самое joinessance? В этом кроется туманное начало вопроса о патриотизме.

“Patros”-отец в переводе с латыни. И под патриотизмом следует понимать не столько настоящего отца для ребёнка, а как универсальный закон, дискурс другого, как свода интроецированных правил и запретов, которые не могут в речи субъекта быть прописаны напрямую как “я должен”. Патриотизм не может корениться в тезисе “я люблю свою Родину, потому что я должен любить свою Родину”. В конце концов, как пишет Ф. М. Достоевский “Не от чудес к вере, но от веры к чудесам”. Здесь “Patros” несёт в себе функцию инстанции, референта. Первые объекты, с которыми ребёнок будет учиться говорить на языке любви, будут его отец и мать, чьи фигуры в символическом регистре и будут прописаны как принадлежащие к “Patros”, к тому, что будет пониматься под “Отечеством”. И говорить ребёнок будет на том языке, на котором говорили к нему родители. В противном случае, ребёнку он останется чужд, не будет понят, и не будет занимать должного места в общем поле речи ребёнка, её логике и структуре.

В основу содержания программы положены «духовно – нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, воля, честь, достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед своим Отечеством (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р»Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»). 

Духовно-нравственное воспитание детей осуществляется в процессе освоения всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО.

Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Программа Добро в наших руках» разработана авторским коллективом педагогов МБДОУ «Детский сад № 51 комбинированного вида» и является составной частью образовательной программы дошкольного образования.

Нравственно – патриотическое воспитание связано с духовными ценностями, которые составляют главное в жизни и поведении каждого человека, но вот какими будут эти духовные ценности, зависит от очень многих причин. Духовность — это такой уровень развития личности, при котором основной целью жизни становятся вечные, неизменные человеческие ценности. Духовное развитие помогает ребёнку на подсознательном уровне сделать выбор между добром и злом в конкретной ситуации, выбор, который он совершит не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости.

Духовно-нравственные ценности — это внутренний регулятор поведения человека даже в том случае, если за ним никто не следит. Они возникают не на пустом месте. Основой духовно нравственных ценностей становятся традиции народа, окружающий мир, поведение близких и дорогих людей, их реакция на поступки и высказывания других. Поэтому так важно для ребёнка то, что он видит, чувствует, переживает в дошкольном возрасте — что и кто его окружает. Ведь процесс становления основы (стержня) личности человека происходит не только осознанно, но и неосознанно, и самое благоприятное для этого время — дошкольное детство. Именно данный период является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка. Именно в это время закладываются качества личности, образующие индивидуальность человека. Поэтому так важна правильная организация его духовно-нравственного воспитания с самого раннего детства.

Нравственно – патриотическое воспитание должно не только формировать у детей знания, умения и навыки, но и способствовать проявлению у ребёнка добрых чувств по отношению к другим людям, животным, природе — ко всему, что его окружает.

Методологическая основа

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

Методологической основой Программы служит реализации федерального государственного образовательного стандарта и духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. 

Иными словами, необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Возрастные особенности детей 6–7 лет.

Возрастные психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста представляют собой совокупность психологических характеристик – основных видов деятельности, внутренних психических состояний и поведения, которые оказывают существенное влияние на успешность обучения и развития ребенка. 

Можно выделить несколько составляющих этого понятия: интеллектуальное развитие, физическое развитие (в т.ч. состояние здоровья), духовно-нравственное развитие. Поскольку в качестве предмета исследования в настоящей работе выступает формирование нравственных качеств у детей 6-7 лет в процессе гражданского воспитания, то следует остановиться на тех психолого-педагогических особенностях, которые относятся к нравственному становлению личности в этот период.

Основным моментом в формировании личности в старшем дошкольном возрасте становится согласованность мотивов и желаний ребенка. Из этих мотивов и желаний выделяют значимые и за счет этого происходит переход от ситуативного поведения к поведению, опосредованному определенными образцами, правилами, нормами.

Одной из основных особенностей старшего дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Данный факт отмечают все ученые, изучавшие этот возрастной период.

Внимание у старшего дошкольника носит непроизвольный характер, но постепенно становится более устойчивым. Этот аспект отмечается в исследованиях, в которых детям предлагают слушать рассказ, рассматривать картинки, описывать предмет.

Дети впервые начинают сознательно управлять вниманием, направлять и удерживать его на определенных предметах, что является переломным моментом в развитии внимания. К шести годам возможности новой формы внимания достаточно велики, но все же старшим дошкольникам еще трудно сосредоточить внимание на чем-то однообразном, хотя в процессе игры их внимание достаточно устойчиво.

В процессе развития памяти тоже прослеживаются возрастные закономерности. Память старшего дошкольника носит непроизвольный характер: ребенок лучше запоминает то, что для него дает больше впечатлений и представляет наибольший интерес. То есть объем фиксируемого материала определяется эмоциональным отношением к данному явлению или предмету. Роль непроизвольного запоминания по сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом снижается, но прочность запоминания растет. Ребенок старшего дошкольного возраста в состоянии воспроизвести полученные однажды впечатления через достаточно длительный срок.

Дети старшего дошкольного возраста могут систематизировать полученную информацию, осуществлять логические операции, устанавливать причинно-следственные связи зависимости, определяться в пространстве и во времени. В этом возрасте развивается знаково-символическая функция, то есть умение использовать знаки для обозначения признаков, действий, для построения элементарных моделей.

Ребенок, познавая события, явления, объекты, учится не только анализировать и сравнивать, но и выявлять закономерности, обобщать и конкретизировать, делать выводы, классифицировать и упорядочивать понятия и представления. У ребенка старшего дошкольного возраста появляется потребность в созидании как в форме утверждения в окружающем мире.

В основе отношения старшего дошкольника к миру лежит забота, сострадание, доброта, гуманность. Ребенок испытывает ценностное отношение к окружающей среде, познавая мир постоянных вещей, овладевая использованием все большего числа предметов в соответствии с их функциональным назначением. Перед ним открывается постоянство вещей и удивляет его. Дошкольник становится ближе к человеческой культуре и замечает двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения предмета и относительность этого постоянства.

Серьезной базой для дальнейшего познавательного развития ребенка являются накопленные к шести годам сведения об окружающем мире. Понимание взаимосвязи происходящего является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостной картины путем сопоставления, рассуждения, обобщения, выстраивания гипотез, элементарных умозаключений, прогноза возможного развития событий. К шести годам у ребенка совершенствуется возможность оперировать представлениями на произвольном уровне.

Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития различных форм образного мышления, расширяются возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой благодаря развитию воображения. Воображение служит средством познания окружающей действительности, так же как и мышление.

Важное место при выполнении волевых действий продолжает занимать подражание, хотя оно и становится произвольно управляемым. Все большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, которая побуждает ребенка к определенным действиям, направляет и мотивирует его.

В это период происходят изменения высшей нервной деятельности. Головной мозг шестилетнего ребенка, по своим характеристикам, в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.

У старших дошкольников в значительной степени выступает этап предварительной ориентировки. Игра стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения, поскольку требует заранее выработать определенную линию своих действий.

В старшем дошкольном возрасте появляется личностная форма поведения, которая связана не только с выделением собственного «я», но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру.

Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление соответствовать его потребностям новой социальной роли. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что такое хорошо и что плохо.

Детей интересуют связи, которые существуют между явлениями и предметами. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

В художественном творчестве старших дошкольников преобладает тематика, связанная с изображением человека, что говорит о преобладающей ориентации его на социальное окружение. Тем самым именно в старшем дошкольном возрасте создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых нравственных качеств ценностей.

Большое значение для детей 6-7 лет приобретает общение друг с другом, их избирательные отношения становятся устойчивыми. Именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь привлечь внимание других к себе, проявить себя. В этом возрасте дети владеют обобщёнными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских качеств (причёска, одежда, правила поведения, эмоциональные реакции, проявление собственного достоинства).

К 6–7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, элементарными навыками личной гигиены, обладает полезными привычками.

Носителем правил и норм ребенок считает взрослого, но при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. Его активность при этом в отношении соблюдения принятых правил и норм повышается.

Отношение к сверстникам к старшему дошкольному возрасту снова существенно меняется. К шести годам значительно возрастает количество социальных действий, и усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстников, сопереживание другим становится более адекватным и выраженным. Существенно возрастает активность детей, направленная на сверстников (утешение, помощь, уступки и т. п.). Появляется стремление не только отозваться на переживания сверстников, но и понять их.

К семи годам снижается острота и напряженность конфликтов дошкольников. Многие факты говорят о том, что социальные действия старшего дошкольника совершаются не только из стремления выполнить моральную норму, и что эти действия направлены в основном не на поддержание собственной положительной оценки (или оценки взрослого), а непосредственно на другого ребенка.

Непосредственное и бескорыстное желание помочь ровеснику, уступить или подарить ему что-то, безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия доказывают то, что сверстник стал не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью, а его желания и настроение становятся целью действий ребенка. Такое восприятие ровесника является основой для формирования нравственных качеств.

Дети в старшем дошкольном возрасте начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. В связи с этим В. Н. Петрова определяет следующие задачи по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в образовательном учреждении:

– воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, заниматься, трудиться, сообща, стремление радовать окружающих хорошими поступками;

– формирование умения отстаивать свои поступки и поступки других людей;

– воспитание уважительного отношения к окружающим;

– научиться защищать тех, кто слабее, заботиться о младших, помогать им, формировать такие качества как отзывчивость и сочувствие;

– продолжение обогащения словаря формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, извинения, просьбы);

– развитие стремления детей выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

У старшего дошкольника появляется пороговый уровень самосознания и волевой регуляции поведения, который характеризуется оформлением у ребенка его внутренней позиции – довольно устойчивой системы отношений к окружающему миру, к людям, к себе.

Внутренняя позиция ребенка старшего дошкольного возраста в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности, волевых, качеств личности, в которых проявляются его настойчивость, независимость, самостоятельность и целеустремленность.

В данном возрасте появляются возможности для формирования элементов самоконтроля, ответственности за свое поведение, предварительного планирования действий, организованности.

Итак, в старшем дошкольном возрасте:

 происходит формирование устойчивой структуры мотивов;

 возникает потребность поступать в соответствии с установленными этическими нормами и правилами);

 появляются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого), желание быть «взрослым», выполнять важные для других, «взрослые» дела;

 зарождается потребность в признании сверстников; у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим;

 появляется новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных правил и норм поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

Цель программы — формирование начал патриотизма и гражданственности. Гуманного отношения к людям и окружающей природе, духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, понимание традиционных ценностей российского народа; воспитание уважительного отношения к труду.

Основные задачи программы:

Обучающие задачи:

– способствовать развитию представлений и понятий о мироустроении и миропорядке; обществе, о российском народе и его культуре;

– познакомить детей с правилами этикета, правилами доброй, совестливой нравственной жизни с людьми и миром.

– знакомство с формами традиционного семейного уклада.

Воспитательные задачи:

– формировать и воспитывать духовно-нравственные качества (добродетели) и чувства, навыки доброжелательного и добродетельного поведения; любовь к семье, к родной природе и к Родине, уважительное отношение к труду.

Развивающие задачи:

– содействовать развитию творческой личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно-нравственную жизнь. 

Задачи программы в воспитании духовно – нравственной личности:

-Формировать нравственные представления о выдающихся личностях (исторических личностях и героях современности);

-Формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами. Формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма); о его нравственном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками);

-Формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам;

-Формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т. д.).

Особенность данной программы в том, что она содержит оригинальный опыт ознакомления дошкольников с выдающимися земляками (историческими личностями и героями современности), и на их примере педагоги содействуют формированию представлений о добродетелях и потребности у детей в следовании хорошим нравственным примерам. Реализация данной программы в полной мере отвечает требованиям современных социокультурных условий воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Принципы построения программы.

Основные принципы программы

1.Научной обоснованности и практической применимости.

2.Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

3.Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.

4.Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.

5.Наглядность.

6.Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.

7.Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.

8.Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.

  • Принципы духовно-нравственного воспитания.

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

  1. Принципы отбора содержания образования.

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).

Учет требований типовых программ.

Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации непосредственно – образовательной деятельности.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Основные характеристики деятельности.

1.Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкально-эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие, трудовое воспитание.

2.Доступность предлагаемого материала.

3.Подбор соответствующей наглядности, звуковое оформление подбирается с учетом возможностей детей.

4.Организация практической деятельности детей проводится как до и после образовательной деятельности.

5.Систематичность.

6.Организация разных видов деятельности детей по теме театрального занятия (ИЗО, ручной труд, конструирование, художественно-речевая деятельность, игры, музыкальные занятия, походы, экскурсии, наблюдения и т. д.)

Для реализации программы предлагаем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется вовремя:

Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсий в картинную галерею; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.); оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми.

1.Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

2.Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

3.Проведение совместных праздников.

4.Просмотр слайд-фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

5.Экскурсии, целевые прогулки (Краеведческий музей, парк Победы, Аллея героев, по историческим местам поселка).

6.Детская благотворительность.

7.Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

8.Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

9.Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.

10.Творческие вечера.

11.Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы:

1.Духовно-образовательное (НОД, беседы, устные поучения).

2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).

3.Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).

4.Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам). Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями:

1.Родительские собрания на духовно-нравственные темы;

2.Вечера вопросов и ответов; проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские – семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары);

3.Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

4.Индивидуальные консультации специалистов;

5.Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

6.Совместные экскурсии;

7.Визиты домой;

8.Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

9.Индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

10.Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

11.Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Предполагаемый результат

Программа духовно-нравственного воспитания «Добро в наших руках» ставит своей целью достичь следующих результатов:

1.Сформировать гармоничную духовно-здоровую личность и здорового дошкольника.

2.Сформировать навыки межличностного общения детей со сверстниками с позиции уважения, взаимопонимания.

3.Воспитать средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла, потребности в служении людям.

4.Сформировать потребность и готовность проявлять сострадание и совместную радость.

5.Приобщить детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.

6.Создать субъективное психо – эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Содержательный раздел.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения по 36 часов в год.

Формы и режим занятий.

Форма организации занятия – групповая, подгрупповая;

Формы проведения занятий:

Беседы Прогулки Игры Праздники Досуги Экскурсии Выставки Чтение художественной литературы Встречи с интересными людьми.

Программа предполагает работу с детьми 6 – 7 лет с письменного согласия родителей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. 

Длительность занятия с детьми подготовительной группы – 30 мин.

Тематическое планирование образовательной деятельности.

п/п Проекты Кол-во занятий в неделю Нагрузка
Часть 1. Добро и зло.
1 Добро и зло. 1 30 мин
2 Хорошо ли быть злым? 

От чего зависит наше настроение?

1 30 мин
3 Какие бывают поступки. 

Учимся справляться с гневом.

1 30 мин
4 Добрые дела и хорошие поступки. 1 30 мин
5 Милосердие и сочувствие.  1 30 мин
6 Совесть и бесстыдство. 1 30 мин
7 Жадность и щедрость. 1 30 мин
8 Прощение и обидчивость. 1 30 мин
9 Упрямство и уступчивость.  1 30 мин
10 Скромность и гордость. 1 30 мин
11 Храбрость и трусость. 1 30 мин
12 Зависть и доброжелательность. 1 30 мин
13 1 30 мин
14 Справедливость. 1 30 мин
15 Хвастовство. 1 30 мин
16 Гордость. 1 30 мин
17 Послушание. Чувства других людей. 1 30 мин
18 Вера и верность. 1 30 мин
Часть 2. Русь наша великая.
19 Великая матушка Русь. 

История возникновения Руси.

1 30 мин
20 Становление многонациональной Руси. 1 30 мин
21 Становление многонациональной Руси 1 30 мин
22 Былинные богатыри – первые защитники русской земли. 1 30 мин
23 Былинные богатыри – первые защитники русской земли. 1 30 мин
24 Былинные герои 1 30 мин
25 Древнерусские суда 1 30 мин
26 Великие битвы». 1 30 мин
27 Великие князья Руси. 1 30 мин
28 Петр Великий. 1 30 мин
29 Полководцы и герои. 1 30 мин
30 Народные традиции и промыслы 1 30 мин
31 Быт и уклад наших предков 1 30 мин
32 Профессии давно минувших лет. 1 30 мин
Итог 32 16часов

Содержание образовательной деятельности

Раздел 1. Добро и зло.

Р а з д е л 2. ДОБРО И ЗЛО (22 ч)

  1. Добро и зло. Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.
  2. Хорошо ли быть злым? Продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» — «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.
  3. Наше настроение. Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей.
  4. Учимся справляться с гневом. Продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.
  5. Какие бывают поступки. Раскрыть понятие «поступок».

Создать опыт таких нравственных понятий, как «доброта», «вежливость», «отзывчивость». Систематизировать знания детей о правилах культуры поведения и культуры общения. Развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих, умение оценивать положительные и отрицательные поступки. Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

  1. Добрые дела и поступки. Добрые слова. Учить понимать

значение добрых дел и добрых слов в жизни человека; учить понимать, что не следует совершать плохие поступки. Учить видеть добрые поступки героев сказок и рассказов.

  1. Милосердие и сочувствие. Учить детей проявлять со-

чувствие к нужде и беде другого, помогать нуждающимся. Формировать у старших дошкольников представление о содержании такой нравственной категории, как милосердие. Побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно и искренне. Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков; воспитывать в детях умение обоснованно делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести; развивать стремление проявлять добро и милосердие.

  1. Совесть. Формировать у старших дошкольников основные понятия нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость). Рассказать детям о том, что совесть — это советчик, помогающий ощутить свою вину. Формировать способность понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос. Формировать у детей умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки, стремление поступать в соответствии с внутренним голосом. Жить по совести — умение строго и требовательно думать о себе. Воспитывать желание радовать других.

жадность и щедрость. Познакомить детей с понятиями «щедрость» и «жадность». Формировать опыт принятия решения в соответствии с внутренним голосом и общепринятыми нормами морали и этики. Прививать детям стремление совершать добрые поступки, быть отзывчивыми и щедрыми. Развивать понимание переносного значения пословиц и поговорок о жадности — щедрости.

  1. Прощение. Раскрыть содержание понятия «прощение».

Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоува жения; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга. Воспитывать в детях умение проявлять сочувствие, сострадание к другим. Воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.

  1. Упрямство. Учить детей анализировать своё эмоциональное

состояние; знакомить с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

  1. Скромность. Формировать у детей понятие «скромность».

Учить понимать, почему так важно для человека быть скромным. Учить детей мыслить, рассуждать, делать выводы по этому поводу.

  1. Благодарность. Раскрыть детям происхождение слова

«спасибо», воспитывать признательность и благодарность к окружающим людям.

  1. Храбрость и трусость. Формировать у детей понятия «мужество», «храбрость», знакомить с такими нравственными качествами, как стойкость, терпение. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей. Воспитывать любовь к Родине, желание встать на её защиту.
  2. зависть. Познакомить с понятием «зависть». Рассказать

детям о зависти как о сожалении о чужой удаче, счастье, успехе. Обсудить с детьми случаи различного проявления зависти в повседневной жизни. Учить детей стремиться не завидовать другим, а радоваться их успехам. Формировать опыт принятия решения в соответствии с общепринятыми нормами морали и этики. Развивать понимание дошкольниками переносного значения пословиц и поговорок (по теме «Зависть»).

  1. Доброжелательность. Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать своё эмоциональное состояние; развивать положительную самооценку.

Справедливость. Познакомить с понятиями «правда» и «ложь». Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы. Воспитывать такие качества, как честность и справедливость.

  1. Хвастовство и скромность. Формировать у детей понятие

«скромность», учить понимать, почему так важно для человека быть скромным. Познакомить детей с понятием «хвастовство». Подвести к заключению, что хвастаться нехорошо. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы.

  1. гордость. Познакомить детей с понятием «гордость». Совершенствовать навыки культуры общения через коллективное творческое дело. Воспитывать такие качества, как гордость за свои поступки, за успехи друзей.
  2. Послушание. Формировать представление о послушании

и непослушании. Показать, что послушание — это возможность избежать многих неприятностей и несчастий. Развивать умение сравнивать, анализировать поступки литературных героев.

  1. чувства других людей. Закреплять понятия «физическая

боль» и «эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.

  1. Вера и верность. Уточнить понятие «вера» и «верность».

Вызывать желание помогать людям, быть добрым и отзывчивым. Создавать положительный опыт в развитии нравственного поведения личности.

Р а з д е л 3. МАЛАЯ РОДИНА (4 ч)

    1. Мой родной край. Дать детям первоначальные знания о возникновении родного края, развивать интерес к его истории. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.
    2. Место, в котором я живу. Познакомить детей с историей возникновения своей малой родины. Формировать уважительное отношение к месту, где ты родился. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.
  • Достопримечательности родного края (города, рай-

она, села). Обогатить знания детей о достопримечательностях родного края. Показать взаимосвязь культурных ценностей с 

историей родного города, района, села. Воспитывать патриотические чувства детей.

  1. Мой любимый детский сад. От истоков к современности. Дать детям знания об истории возникновения детского сада и ближайшем его территориальном окружении. Учить детей устанавливать взаимосвязь между прошлым и настоящим на примере изменений, произошедших в период развития дошкольной организации с момента строительства до наших дней.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Вводное занятие «Кто такой герой?» Познакомить детей с понятием «герой», подвести к пониманию того, что героем может стать каждый человек, который совершает добрые дела и поступки на благо окружающих людей. Формировать чувство уважения к людям, совершающим хорошие поступки, воспитывать желание быть похожими на них. Р а з д е л 1. РУСЬ — ВЕЛИКАЯ, МНОГОЛИКАЯ (10 ч)
  2. Становление многонациональной Руси (часть 1). Дать детям первоначальные представления об истории возникновения многонациональной Русской земли, России. Сформулировать вместе с детьми понятие «многонациональная Русь», формировать основы исторического сознания посредством знакомства с жизнью и подвигами народа. Развивать интерес к истории своей страны, с которой начинается любовь к Отечеству. Воспитывать чувство гордости за свою родную землю.
  3. Становление многонациональной Руси (часть 2).
  4. У истоков родного города, района, села (на примере ве- ликого князя георгия Всеволодовича — основателя Нижнего Новгорода). Дать представление об истории возникновения родного города, района, села. Познакомить с именем его основа теля. Воспитывать интерес к истории родного края.
  5. герои древних времён (Александр Невский). Жизнь и служение Отечеству. Князь Александр Невский — великий полководец, защитник земли Русской и веры православной. Знакомство детей с житием князя, на примере его жизнеописания показать жизнь, исполненную любовью к Родине, русскому на роду.
  6. герои древних времён (Юрий Долгорукий). Пополнить

знания детей о людях, оставивших след в памяти народа. Воспитывать интерес к познанию истории родного города. Развивать патриотические чувства детей — чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине.

  1. герои древних времён (Дмитрий Пожарский). Познакомить с понятием «Смутное время», с историей жизни Дмитрия Пожарского. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям.
  2. герои древних времён (Кузьма Минин). Познакомить

с историей жизни Кузьмы Минина, с подвигом великих предков. Раскрыть детям значение сплочённости в жизни человека и це лого народа. Воспитывать любовь и уважение к русским нацио нальным героям.

  1. Николай Александрович Добролюбов. Познакомить детей с поэтом, публицистом, русским литературным критиком Н. А. Добролюбовым, вызвать интерес к его жизни.

Максим горький. Познакомить с жизнью и творчеством М. Горького, обратить внимание на сложную судьбу писателя.

  1. Люди, оставившие след в истории родного края. Продолжить знакомить детей с историческим прошлым своего края, знаменитыми земляками, их жизнью и деятельностью. Воспитывать гордость за своих земляков.

Р а з д е л 2. НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО (9 ч)

  1. На фронтах Великой Отечественной. Дать детям общие представления о Великой Отечественной войне. Раскрыть понятие «Великая Отечественная». Дать представление о том, что война была освободительной, велась во имя мир. Воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.
  2. Валерий Павлович Чкалов. Познакомить детей с В. Чкаловым — лётчиком-испытателем самолётов, с фигурами его высшего пилотажа, рассказать о его беспосадочных перелётах; воспитывать чувство гордости, желание быть похожими на него, побуждать к высказываниям, рассуждениям о его героических полётах.
  3. Аркадий Петрович гайдар. Знакомить детей с жизнью

и творчеством писателя. Формировать представления о писателе-воине, журналисте, друге детей. Воспитывать на примерах его книг доброту, мужество, а также чувство гордости за своего со- отечественника.

  1. Подвиг земляков (на примере Нижегородского края):

Василий Иванович Казаков (герой Советского Союза, маршал артиллерии). Расширить сведения о днях воинской славы и героях нижегородцах. Способствовать формированию активной гражданской позиции, чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества. Воспитывать детей на примерах мужества.

  1. Подвиг земляков: Пётр Николаевич Нестеров (русский

военный лётчик). Познакомить с подвигом П. Н. Нестерова. На его примере развивать в детях смелость, умение быть собранными. Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к воинам — защитникам нашей Родины, желание быть похожими на них: храбрыми, находчивыми.

  • Подвиг земляков: Борис Владимирович Панин. Познакомить с подвигом лётчика Б. В. Панина. Воспитывать патриотические чувства на его примере. Побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время Великой Отечественной войны.
    1. Подвиг земляков: Георгий Гаврилович Масляков. Рассказать о Герое Советского Союза пулемётчике Г. В. Маслякове, о том, как в годы ВОВ храбро сражались и защищали Родину наши солдаты. Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своих земляков, любовь к малой родине, а также уважительное отношение и чувство благодарности к ветеранам войны. Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне.
    2. Подвиг тыла. Рассказать детям, какой ценой была достигнута Победа, насколько трудными стали шаги к ней. Познакомить с понятием «труженики тыла». Знакомить детей с тем, как жители родного города, района, села трудились в тылу, приближая Победу. Рассказать о жизни детей в годы войны. Воспитывать уважение к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотизм и высокие моральные качества у дошкольников, желание защищать свою Родину и беречь мир.
  • герои моей семьи в Великой Отечественной войне.

Развивать личность гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы и интересы своей Родины; закреплять и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и её героях. Развивать чувство уважения к участникам Великой Отечественной войны; побуждать детей расширять доступные им знания о Великой Отечественной войне, о жизни советского народа в те годы.

Методические рекомендации.

Диагностика динамики формирования знаний и навыков по духовно-нравственному воспитанию

Цель и задачи диагностики

Цель: определение степени реализации парциальной программы духовно-нравственного воспитания детей 6–7 лет «Добро в наших руках.

Задачи:
  • определить степень реализации программных задач по формированию у детей эмоциональной отзывчивости на переживания окружающих, поступки людей разных времён и поколений;
  • выявить динамику духовно-нравственного воспитания ребёнка для выстраивания дальнейшей работы с детьми.

Организация проведения педагогической диагностики (мониторинга).

  • Диагностика носит индивидуальный характер и проводится в подготовительных группах.
  • Диагностика проводится педагогами групп ДОУ. В случае необходимости к диагностике могут быть привлечены педагог дополнительного образования, педагог-психолог, зам. зав. по УВР и другие специалисты детского сада.
  • Рекомендуемое время проведения — 2 раза в год (октябрь, май).
  • Октябрь – промежуточная диагностика сформированности основ духовно-нравственного воспитания.
  • Май – итоговая диагностика развития ребёнка.

Мониторинг проводится в два этапа.

Первый этап — диагностический.

  • На этом этапе проводится сбор информации и заполнение необходимой документации. Педагогическая диагностика формирования основ духовно-нравственного воспитания дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:
  • беседы с детьми на темы нравственного содержания;
  • решение проблемных ситуаций;
  • наблюдение за поведением ребёнка в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками.

На основе диагностических методик и других методов диагностики педагогами заполняется аналитическая справка о сформированности первичных основ духовно-нравственного воспитания детей на начало и конец учебного года.

Второй этап — аналитико-обобщающий.

  • Этот этап мониторинга позволяет оценить динамику достижений детей в духовно-нравственном воспитании и эффективность реализации программы «С чистым сердцем».

Полученная информация обрабатывается, проводится качественный анализ результатов формирования основ духовно-нравственного развития каждого ребёнка и определяются пути его дальнейшего развития (преемственность со школой).

Планируемые результаты освоения программы «Добро в наших руках»

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения,
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

2.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей оцениваются в рамках мониторинга, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, педагогов детского сада); анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тесты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей, наблюдения за детьми педагогом. Оценка и развитие этих и других личностных результатов образовательной деятельности детей осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. В ходе реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников можно прогнозировать повышение уровня воспитательной подготовки воспитанников, обеспечивающей развитие нравственных качеств личности.

  • Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.
  • Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края.
  • Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны, патриотом.
  • Проявление у детей основных добродетелей: сострадания,

послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.

  • Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.)
  • Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений.
  • Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.
  • Активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т. д.

Методический инструментарий педагогической диагностики (мониторинга)

Определение результативности реализации программы «Добро в наших руках» осуществляется по следующим критериям.

Отклик на эмоции близких людей и друзей:

  • Высокий. Адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, сопереживает и стремится содействовать, пытается понять причины эмоциональных состояний, стремится радовать других, быть полезным.
  • Средний. Адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, кратко отражает состояния в речи, не замечает нюансы переживаний; сопереживает и стремится содействовать, но нередко без учета интересов другого и реальной ситуации; не пытается самостоятельно понять причины эмоциональных состояний других людей.
  • Низкий. Реагирует на эмоциональные состояния других людей, но недостаточно четко дифференцирует эти состояния, затрудняется в их точном речевом отражении; как правило, выделяет базовые эмоции: радость, страх, гнев; сопереживание поверхностное, «бездеятельное», оказывает содействие по побуждению взрослого, чаще действуя формально, не понимает причин эмоциональных переживаний других людей. Не понимает эмоциональных состояний других людей, отзывается лишь на те из них, которые актуальны в данный момент для самого ребенка, не стремится содействовать и может отказываться от данного действия, побуждаемого взрослым.

Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов:

  • Высокий. Адекватно реагирует на события, описанные в тексте; испытывает яркие переживания, разнообразные по содержанию; развернуто выражает чувство юмора при слушании юмористических текстов; развернуто выражает в речи сочувствие героям произведений; дает эмоциональную оценку персонажам и мотивирует ее, исходя из логики их поступков; самостоятельно предлагает варианты содействия персонажам; различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей, понимает внутренний смысл произведения, выражает интерес к душевным переживаниям героев, демонстрирует сопричастность к этому состоянию, находит аналогии в реальной жизни, улавливает эмоциональный подтекст произведения, проникает в авторский замысел, осознает свое собственное эмоциональное отношение к героям, обращает внимание на язык произведения, авторские приемы изображения образов, развернуто объясняет мотивы поступков героев и их последствия, выраженные в сюжетной линии или предполагаемые с использованием эпитетов, сравнений, образных выражений из произведений, уместно их употребляет в своей речи.
  • Средний. Адекватно реагирует на события, описанные в тексте; эмоционально откликается на перипетии сюжета; эмоционально реагирует на комические ситуации; кратко выражает в речи сочувствие героям произведений, дает эмоциональную оценку персонажам, но мотивирует неразвернуто или не мотивирует; с помощью взрослого предлагает варианты содействия персонажам, недостаточно четко различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; кратко объясняет отдельные мотивы поступков героев и их некоторые последствия.
  • Низкий. Эмоционально откликается на отдельные эпизоды сюжета, может проявлять эмоции, неадекватные ситуации, например смеется, когда персонаж попадает в трудную ситуацию; затрудняется дать эмоциональную оценку персонажей, а если с помощью взрослого дает ее, то не мотивирует; не различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей. Эмоционально не откликается на содержание текста или откликается ситуативно, формально; не понимает эмоций персонажей, не может дать персонажам эмоциональную оценку.

Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения:

  • Высокий. Знает и использует критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, подробно анализирует произведения, высказывает свои эмоционально-эстетические суждения и аргументирует их; адекватно, ярко, глубоко реагирует на произведения; выразительно отражает образы этих произведений, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывает о своих эмоциональных переживаниях; понимает средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций.
  • Средний. С помощью взрослого анализирует произведения, кратко высказывает свои эмоционально-эстетические суждения; адекватно реагирует на произведения; достаточно выразительно отражает образы этих произведений в речи и движениях, но уровень творчества в данном процессе невысокий, преобладают стереотипы; использует в передаче образов произведений ограниченный набор речевых и неречевых средств, понимает некоторые средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций.
  • Низкий. Откликается на эмоции, отраженные в произведениях, но эмоциональное реагирование не глубокое; в речи и движениях отражает наиболее яркие образы произведений, но творчества при этом не проявляет, не понимает средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций; если и называет некоторые из них, то по вопросам взрослого. Явно не откликается на эмоции, отраженные в произведениях, если и возникают в процессе их восприятия эмоции, то прямо не связанные с особенностями образов произведений; затрудняется передать выразительные образы, как в речи, так и в и движениях; не понимает средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций.

Представления об эмоциональных состояниях:

  • Высокий. Имеет четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах (радость, страх, гнев, интерес, удивление, сомнение, грусть, стыд, красота), замечает и называет эмоциональные состояния людей: огорчение, обида, сочувствие, восхищение, отмечает нюансы, их переживания и выражения, отражает в развернутой речи; понимает и объясняет причины их возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на свой опыт, опыт литературных персонажей, мнение и рассказы взрослого; самостоятельно различает эмоциональные особенности и состояния людей по фотографии, описанию в тексте, наблюдению.
  • Средний. Имеет общие представления об эмоциях и чувствах (радость, страх, гнев, интерес, удивление, сомнение, грусть, стыд, красота); затрудняется в самостоятельном объяснении причин их возникновения и приемов преодоления отрицательных переживаний; отвечая на вопросы взрослого, приводит в качестве объяснения отдельные, не всегда существенные, или утилитарные факты; с помощью взрослого различает эмоциональные особенности и состояния людей по фотографии, описанию в тексте, наблюдению.
  • Низкий. Имеет общие представления об основных эмоциях (радость, страх, гнев); не может объяснить причины их возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний или объясняет неверно; затрудняется в различении эмоциональных особенностей и состояний людей по фотографии, описанию в тексте, наблюдению. Не имеет осознанных представлений об эмоциях или называет отдельные эмоции, часто неправильно интерпретирует их проявления.

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении:

  • Высокий. Заботливо относится ко взрослым и сверстникам, в том числе к малышам, пожилым людям, самостоятельно предлагает и оказывает помощь, в деятельности и общении учитывает эмоции других людей, понимает важность эмпатии, инициирует их поддержку, помощь.
  • Средний. Под руководством взрослого проявляет заботу ко взрослым и сверстникам, в том числе к малышам, пожилым людям; может учитывать в деятельности и общении эмоции других людей, инициировать их поддержку, помощь, если такие действия не противоречат его собственным интересам.
  • Низкий. Под руководством взрослого ситуативно проявляет заботу ко взрослым и сверстникам; редко учитывает в деятельности и общении эмоции других людей, не инициирует их поддержку, помощь, но может оказывать по предложению или вместе со взрослым. Не ориентируется в деятельности и общении на эмоции других людей, на предложения взрослого оказать содействие, помощь чаще отказывается или действует формально.

Организационный раздел.

Дидактические игры и оборудование.

«Настроение». Детям раздаётся набор шаблонов. Они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме. Затем предлагается второй набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой, и детям нужно правильно их сложить.

«Наши эмоции». Детям даётся картинка с изображённой на ней ситуацией. Необходимо подобрать одну или несколько картинок с изображением эмоций. · 

«Подарки для бабушки, мамы, дочки». Игра по принципу лото. Три больших полотна с изображением бабушки, мамы и дочки и небольшие разрезные предметные картинки. Ребёнку предлагается поиграть в лото, заполнить поля разрезными картинками, подходящими для его поля, и объяснить свой выбор. · 

«Подарки для дедушки, папы, сына». Игра по принципу лото. Три больших полотна с изображением дедушки, папы и сына и небольшие разрезные предметные картинки. Ребёнку предлагается поиграть в лото, заполнить поля разрезными картинками, подходящими для его поля, и объяснить свой выбор. · 

«Правильно-неправильно». Дети раскладывают картинки: слева — с изображением правильного поведения мальчиков и девочек в семье, справа – с изображением неправильного поведения. · 

«Раньше и теперь». Воспитатель показывает картинки с изображением детского сада в прошлом, а дети — картинки с изображением современной жизни. · 

«Уроки вежливости». Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, послушать стихи, обсудить сюжет, составить свой рассказ по картинке, придумать собственную ситуацию. · 

«Уроки этикета». Знакомство детей с речевыми правилами, т. е. со словами и выражениями, необходимыми при общении: прощании, приветствии, просьбе, при извинении, благодарности, при разговоре по телефону, при выражении сочувствия. · 

«Хорошо или плохо». Ситуации из жизни, которые знакомы детям и доступны для их понимания. Подбор этих ситуаций продиктован ещё и тем, что ребёнку будет легко давать положительную или отрицательную оценку ситуациям. · 

«Что лишнее нарисовал художник»? Детям предлагаются сюжетные картинки, на которых изображена жизнь людей в разные временные эпохи. На каждой картинке необходимо найти изображение, несоответствующее данному времени. 

«Что хорошо, что плохо». Детям раздаются поровну карточки. Первый по жребию игрок делает ход: кладёт лицевой стороной вверх картинку с изображением «плохого» действия. Он должен объяснить, почему нельзя так поступать, к чему может привести такое поведение и т. д. Следующий игрок должен «отбить» эту плохую карточку «хорошей»: положить картинку с изображением «хорошего» действия. Если у кого-то нет нужной карточки, он пропускает ход. Выигрывает тот, у кого закончатся все карточки. · 

«Этикет для малышей». Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, послушать стихи, обсудить сюжет, составить свой рассказ по картинке, придумать собственную ситуацию. · «Вспомни пословицы о маме». Игра с мячом. · 

«Добрые слова». Воспитатель говорит сидящему рядом ребёнку доброе слово и даёт ему в руки цветок. Тот передаёт его следующему, произнося другое хорошее слово

«Кто больше назовёт добрых дел». Дети по кругу передают мягкий пушистый мячик, называя при этом добрые дела и поступки. «Объясни пословицу». Пары карточек с изображением начала и конца пословицы. Надо собрать как можно больше пар карточек и объяснить свой выбор. Карточки перемешиваются и раскладываются рисунком вниз. Для усложнения игры карточки раскладываются в беспорядке. Первый игрок открывает две любые карточки. Если на них картинки, изображающие одну и ту же пословицу, то игрок забирает карточки и открывает следующую пару карт. Если изображения не сошлись – игрок кладёт их на место рисунком вниз. Следующий снова открывает две карточки. Игра заканчивается, когда разобраны все пары. Выигрывает тот, кто больше собрал пар. · 

«Помоги богатырю отыскать дорогу». Лабиринт. · 

Альбомы для раскрашивания

  • «Красивая салфетка для мамы».
  • «Угощение для семьи».
  • «Мужские и женские профессии».
  • «Разные лица».
  • «Пирамидки малышам».
  • «Дети на празднике в детском саду».
  • «Красивый участок».
  • «Герб и флаг родного города». 
  • «Любимые места в городе».
  • «Былинные герои».
  • «Древнерусские суда».
  • «Великие битвы».
  • «Одень воина».
  • «Военная техника».

Условия реализации программы.

Программа «Добро в наших руках» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6–7  лет. 

Продолжительность реализации программы – 1 год. В течение обучения дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.