Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе по теме
«Как богатыри Русь спасали
Обучающие:
- обеспечить закрепление знаний детей о героическом прошлом русского народа, о былинных богатырях, о доспехах, оружии богатырей.
- Закрепить правила эстафетных игр, следить за четким выполнением двигательных заданий.
- Прививать любовь и чувство гордости к Отечеству, уважение к героическим воинским традициям.
- закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава); женского костюма (сарафан, рубашка, кокошник).
Развивающие:
- обеcпечить развитие связной речи у детей, их гендерных представлений
- способствовать развитию двигательных качеств: ловкости, силы, быстроты, прыгучести, меткости.
- развивать чувство ритма, коммуникативные способности детей (умение общаться, отвечать на вопросы, отгадывать загадки).
Воспитательные:
- вызвать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми защитниками Родины, у девочек — уважение к мальчикам, как к будущим защитникам;
- пробудить чувство патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.
- воспитывать морально-волевые качества.
Активизация словаря:
Богатырь, кольчуга, доспехи, снаряжение, былина, меч, шлем, лук, стрелы, щит, плетка, кувадка, палица, могучий, мудрый, русичи, Россичи, подвиги, орнамент, рукоятка, всадник, гонец, былина, упряжь, благие, славяне, сказание, сражении, изба.
Предварительная работа:
Ознакомление с жизнью и бытом древних славян.
Чтение былин: «Святогор», «Вольга Всеславьевич», «Микула Селянинович», «Добрыня Никитич», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Как Илья от Святогора меч получил», «Алеша», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,
«На заставе богатырской», «Про Василису Микулишну», «Три поездки Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин царь».
Просмотр мультипликационных фильмов «Детство Ратибора», «Илья Муромец» (пролог);
Лепка на темы: «Богатырский конь», лепка рельефная «Русские богатыри»
Аппликация на тему: «Меч и кокошник».
Конструирование на тему: «Куколка-Кувадка».
Рисование на тему: «Древняя Русь», «Оружие богатырей», «Мастера и мастерицы», «Одежда славян».
Рассматривание картин М. В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений Н. Римского –Корсакова, А. Бородина, М. Глинки;
Толкование пословиц и поговорок о богатырях, о мастерах и мастерстве;
Совместная художественная деятельность «Русские богатыри».
Оборудование: обручи, мячи, мечи, щиты, кегли, шлемы, воздушные шары.
Ход мероприятия
Д.Н.: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Я, Добрыня Никитич -богатырь русский (кланяется), родом из Рязани. Пришёл я к вам с бедой бедовою. Налетел на Русь – матушку Змей – Горыныч, грозится сжечь, испепелить её. Хотел бы я сразиться с ним, да вот силушка богатырская поубавилась. Помогите защитить землю русскую от нечисти. Мои сотоварищи Илья Муромец и Алёша Попович отправились на границу с царством Ханским, уж больно там Соловей Разбойник озорничать начал.
Воспитатель: Не кручинься Добрыня Никитич, думаю, что в этом деле тебе наши красны девицы и добры молодцы будут готовы помочь.
Д.Н.: Велика и необъятна наша Родина. Но доныне не нашел я себе помощников. Видно перевелись богатыри на земле Русской…
Воспитатель: Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ!
Далеко гляди вперёд.
Воспитатель: Сейчас, ребята, тебе покажут свою удаль молодецкую, силу богатырскую. (Воспитатель обращается к детям)
Докажем, что не перевелись еще богатыри на земле русской!?
Д.Н.: Прежде, чем силой меряться, проведем разминку богатырскую.
Становитесь, за мной! Повторяйте мои движения!
Разминка под песню «Богатырская сила»
Под проигрыш дети и Д.Н.: маршируют по кругу друг за другом.
Д.Н.: Хорошо мы с вами размялись, можно и в путь отправляться. Дорога нас ждет дальняя. Разделимся на две дружины «Добры молодцы» и «Богатыри». Какая дружина справится с испытаниями тяжкими, преодолевая дорогу дальнюю, та и поможет мне одолеть Змея Горыныча.
Д.Н.: У каждого богатыря есть верный помощник – могучий и выносливый конь. Сможете ли вы юные богатыри быстро проскакать на коне?
- Эстафета «Богатырские скачки»
Воспитатель: Вот преграды на пути!
Их не просто обойти!
Надо лихо проскакать,
Но барьеры не сбивать!
Одержит победу в этом испытании та дружина, которая первой выполнит задание.
Д.Н.: Не ошибся я в вас – хорошо вы держитесь в седле!
Но вот только налетела вьюга да метель, выпал снег глубокий. Кони дальше не пройдут. Но это не беда, есть у меня лыжи, которые помогут нам преодолеть этот путь.
- Эстафета «Переправа»
Одержит победу в этом испытании та дружина, которая первой выполнит задание.
Д.Н.: Вижу я, что ловкие вы и быстрые. Пригодятся эти умения богатырские для ратных подвигов наших! Но не закончились испытания на нашем пути. Вся дорога засыпана камнями. Не пройти нам, не проехать. Придётся и здесь нам показать ловкость и силушку богатырскую.
- Эстафета «Очисти дорогу»
Одержит победу в этом испытании та дружина, которая палками больше докатит камней-мячей до своего обруча.
Д.Н.: «Крепка рука у наших богатырей» очистили дорогу. Ох, и далёкий путь мы преодолели. Надо и сил набраться. Устроим привал. А чтобы силушку то не растерять, надо подкрепиться.
- Эстафета «Трапеза»
Д.Н.: Надо в ложке перенести не уронив всю картошку в чугунок. Одержит победу в этом испытании та дружина, которая первой выполнит задание.
Д.Н.: Подкрепились, отдохнули. А между своими подвигами ратными любят богатыри и разные забавы богатырские. Предлагаю вам принять участие в старинной забаве – «Петушиный бой» – богатыри любят её с малых лет.
- Эстафета «Петушиный бой»
В круг выходят два богатыря. По сигналу они становятся на одну ногу, руки убирают за спину, и каждый игрок, упираясь плечом старается вытолкнуть противника за линию границы. Побеждает тот, кто первый вытолкнет соперника за линию.
Д.Н.: Все преграды мы прошли,
Дальше в путь пустились мы.
Но, увы, не тут – то было,
Вихрем всё вдруг закружило.
Змей Горыныч трёхголовый
Повстречался на пути.
Тут спасенья не ищи!
Д.Н.: Вы все показали свою богатырскую силу, молодецкую удаль, ловкость, да смелость. Сегодня нет выигравших и проигравших, в наших состязаниях. Только все вместе мы сможем одолеть ирода проклятого! «За правое дело стой смело».
- Эстафета «Срази Змея Горыныча»
Воспитатель: Удивите – ка нас рукою твердою да глазом зорким!
Каждому игроку нужно взять мешочек и попасть в цель – голову чудища «Змея Горыныча», передать эстафету следующему участнику команды и так по очереди, пока все головы не будут «сражены».
Д.Н.: Вот и подошли к концу наши состязания. Показали вы мне свою силушку богатырскую, свою удаль молодецкую и в память о наших состязаниях «Богатырская сила» мы награждаем вас медалями.
Не перевелись еще богатыри на земле Русской! Русь-матушка до той поры будет сильна, пока вырастают в русских городах и сёлах новые богатыри, которые в случае опасности готовы встать на нашу защиту.
Воспитатель: Погодите прощаться, Добрыня Никитич, а как же игра, ведь
богатыри не только воевали, но и умели веселиться, мы с ребятами приглашаем тебя поиграть.
Русская народная игра с ленточкой
Д.Н.: Хорошо мы поиграли, но мне пора с вами прощаться, в путь дорогу собираться. Меня ждут богатыри-товарищи. Поеду. Расскажу им, что растут у вас в детском саду настоящие богатыри, защитники отечества русского! Порадую их. Всего доброго. Мой вам поклон.