Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста”Если доброта живёт на свете-радуются взрослые и дети”

ФИО: Зубанова Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3272
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Если доброта живёт на свете-радуются взрослые и дети"
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



 

КОНКУРСНОЕ ЗАНЯТИЕ: 

Тема: «Если доброта живёт на свете, радуются взрослые и дети»

                                                                                 Зубанова Елена Валерьевна

          Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6»

Цель непрерывной образовательной деятельности (НОД):    

  • Расширение представлений детей о понятиях «добро» и «зло».      

Задачи приоритетной образовательной деятельности: 

Социально-коммуникативное развитие:

  • Способствовать развитию морально-нравственных представлений, умения ориентироваться в 

              нравственных категориях «добра» и «зла»; развивать умение аргументировать оценку 

              плохим и хорошим поступкам; понимать важность добра в жизни.

Задачи в интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие:

  • Способствовать развитию познавательного интереса, стремления узнавать новое о предметах и явлениях социальной действительности.
  • Расширять представления о плохих и хороших поступках и их последствиях.

Речевое развитие:

  • Развивать диалогическую форму речи. Закрепить умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Художественно-эстетическое развитие: 

  • Развивать эстетические чувства: умение видеть красоту природы и окружающих предметов, различать музыку по характеру звучания во время просмотра сказки.

Физическое развитие:

  • Развивать координацию движений и умение выполнять движения под определённый рифмованный текст, повторяя за взрослым; развивать мелкую моторику пальцев.

Цель применения ИКТ:

  • Поддержание мотивационной линии на протяжении всего занятия.
  • Создание условий для решения задач с опорой на наглядность.
  • Активизация образного мышления.
  • Планируемые результаты НОД: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает категории «добра» и «зла»; оценивает плохие и хорошие поступки, аргументирует оценку; владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей и для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок может следовать правилам в разных видах деятельности.

Предпосылки учебной деятельности: коммуникативные-умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, участвовать в совместной деятельности; познавательные- умение работать по заданному алгоритму, понимать пространственные отношения; регулятивные- умения осуществлять действия по заданным правилам, умение слушать взрослого и следовать его инструкциям.

Оборудование и материалы для детей: конверты с частями разрезной картинки-6 шт., разноцветные конверты-6 шт., магнитные картинки сказочных героев-14 шт., магнитные картинки для рефлексии-4 шт., магнитные сердечки -30 шт., камни Марблс, чаши -2 шт., магнитная доска, графин с водой, одноразовые стаканчики-12 шт., презентация, ноутбук, интерактивная доска, флешка.

 

Конспект НОД

Деятельность педагога Деятельность детей
Этап занятия 1. Вводная часть. Приветствие (3 минуты).
Цель: создание положительного настроя детей, атмосферы группового доверия и принятия. Цель: Включение в образовательную деятельность, осуществление деятельности в соответствии с инструкциями педагога, положительный и доброжелательный настрой
– «Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня у меня очень хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами. Давайте мы с вами встанем в круг и возьмёмся за руки.

Упражнение «Искра» (музыка, на экране 1 слайд) Давайте возьмемся за руки и передадим искорку добра и хорошего настроения друг другу! Искра такая яркая стала, она поможет нам зажечь волшебную свечу, с помощью которой мы очутимся в сказке.

Дети встают в круг, держатся за руки и обмениваются лёгкими рукопожатиями.
                                          Этап занятия 2. Ритуал вхождения в сказку (1 минута).
Цель: активизация внимания и мышления. Цель: выполнить задание педагога 
Психолог: Давайте скажем волшебные слова:

 «Свечка, зажигайся, сказка начинайся!

 (На экране 2 слайд, музыка вхождения в сказку.)

Дети повторяют слова за педагогом.
                            Этап занятия 3. Основная часть: познавательно-мотивационная, эмоционально-оценочная, деятельностная (17 минут).
Цель: просмотр сказки.

-Садитесь поудобнее, будем смотреть сказку. 

Цель: ознакомление со сказкой.

Дети смотрят сказку (5 минут).

Цель: оценка плохих и хороших поступков героев, привлечение внимания к важности добра в жизни.

Обсуждение.

 Ребята, понравилась вам сказка? Кто в ней главный герой?

Какой он?

 Почему он добрый? 

 Кто хотел погубить родничка? 

Почему он хотел погубить родничка?

 Ему удалось это сделать?  

Почему?

Кто помогал в этой сказке родничку?

А сам, без помощи друзей, он справился бы со своей бедой? 

А чему научила нас эта сказка?

Дети отвечают на вопросы педагога, дают оценку действий героев, говорят о важности добра в жизни.
Сюрпризный момент «Ворона».
Цель: активизация внимания детей, мотивация к деятельности.

(На экране 3 слайд, голос вороны)

Ворона:

-Каррр, карр!Каррраул! Злой дух хочет навррредить ррродному брратцу рродничка.Он устрроил бурррелом влесу, терррь к нему не прройти. Выррручайте!

Педагог:

Ребята, поможем братцу родничка, освободим путь к нему?

Цель: внимательно слушать и смотреть, что происходит на экране, проявить желание помочь сказочному герою.

Дети слушают.

Дети соглашаются отправиться на помощь родничку.

Логоритмическое упражнение «В лес волшебный мы спешим».
Цель: снять психофизическое напряжение. Развить координацию и произвольность движений, внимательно слушать текст и повторять движения в соответствии с ним.

Педагог:

-В лес волшебный мы спешим, (ходьба на месте)

Родничка освободим. (движение волны рукой)

Нам поможет дружба(замок), знания (указательные пальцы к вискам), старания (кулак-ладонь)

Делать добрые дела (разводят руки в стороны) сильное желание (ладони лодочкой прижимают к груди!

Цель: движения в соответствии со словами и движениями педагога.

Дети повторяют за педагогом слова и движения.

Цель: объяснение дальнейших действий, как помочь освободить путь к родничку, мотивация к действию.

(На экране 4 слайд)

Педагог:

Ребята, на экране вы видите брёвна- препятствия на пути к братцу родничка. И убрать их можно только выполнив определённые задания.

Вы готовы?

Цель: активизация деятельности детей.

Дети слушают педагога, активизируются для выполнения заданий.

Дети отвечают.

Игровое упражнение «Собери картинку».
Цель: прохождение первого испытания, развитие целостного восприятия.

Педагог: 

-Злой дух решил испортить фото братца родничка, чтоб мы не знали, как он выглядит. Он разрезал фото на части и разложил эти части в конверты. Давайте вы сейчас возьмёте по одному конверту. На каждом конверте цифра. У кого один, тот первый выложит часть картинки на доске. (выкладывают части картинки на доске, получается картинка родничка).

– Ну, что, ребята, как думаете справились вы с заданием? Проверим (подходят к интерактивной доске). Нажимаем на бревно. Оно исчезло! Первое препятствие мы убрали. Двигаемся дальше.

Цель: прохождение первого испытание, собирание картинки из частей. Самооценка выполненного задания.

Дети собирают картинку и оценивают качество выполненного задания.

Игровое упражнение «Чаши добра и зла».
Цель: осмысление плохих и хороших поступков.

Педагог: Смотрите, здесь что-то спрятано? Ребята, злой дух специально спрятал от нас чаши добра и зла, но раз мы их нашли, то наполним их этими красивыми камушками. Каждый камушек помнит какой-то поступок добрый или злой. Светлые прозрачные камушки, как вы думаете, помнят плохие или хорошие поступки?  А тёмные камушки? Наша с вами задача будет разложить эти камушки по своим чашам. (называют поступки и раскладывают по чашам) Какая чаша тяжелее? Значит добро побеждает зло. Теперь, попробуем убрать бревно.  (подходят к интерактивной доске).

 Исчезло, значит верно выполнили задание.

Цель: осмысление плохих и хороших поступков, самооценка своей деятельности, высказывание собственных суждений.

Дети внимательно слушают задание и выполняют его, аргументируют свои ответы.

                                  Игровое упражнение «Злой-добрый герой».
Цель: закрепить знания о добрых и злых сказочных героях, умение аргументировать свой ответ, создать атмосферу успеха при завершении последнего испытания, подчеркнуть значение добра, применяя народный опыт на примере пословиц.

Ведущая: Смотрите, здесь фото злого духа и родничка и разноцветные конверты. Выберите себе по одному. Нам нужно разбиться на пары. Ребята, у кого одинакового цвета конверты будут парами. Первая пара подойдите к доске. Вам нужно по очереди вынуть из своих конвертов героев знакомых сказок, вспомните, кто из них добрый, а кто злой и почему, выложите рядом с родничком … героев, а со злым духом –…  (выполняют задания попарно)

Так, пробуем убрать бревно. Исчезло! 

(На экране 5 слайд)

Смотрите, даже солнышко вышло, обрадовалось, что мы победили злого духа. Потому что доброта живёт внутри каждого из нас…просто нужно проявлять её чаще, чтобы мир стал добрее, ведь именно от нас зависит наше будущее. 

А вы знаете, что доброго, отзывчивого, вежливого человека можно сравнить с родничком.

Не зря, с давних времён существует такая поговорка:

С добрым человеком поговорить – словно из родника воды напиться.

Цель: узнавание добрых и злых сказочных героев, умение аргументировать свой ответ, умение радоваться своим достижениям, понимать смысл пословицы, понимать значение добра в жизни людей.

Дети проходят последнее испытание. Радуются победе.

                                          Сюрпризный момент «Родничок».
Цель: создание радостной атмосферы, мотивация к добрым поступкам.

Педагог:

(На экране 6 слайд) А вот и родничок нас встречает, журчит своей прозрачной водой и щедро делится ей с нами. (появляется кувшин с водой, педагог наливает воду)

Играет песня про родничка.

– Ребята, а как вы думаете правильно будет напиться воды сначала самим или предложить её гостям?

Цель: радостное настроение, желание делиться добром с другими людьми.

Ответы детей.

Дети угощают водой присутствующих гостей, затем сами пьют воду.

                                                Этап занятия 4. Ритуал выхода из сказки (1 минута).
Цель: снятие эмоционального напряжения, подготовка к подведению итогов.

Выход из сказки: Ребята, поблагодарим родничка за его чудесную воду и будем возвращаться из сказки. 

(На экране 7 слайд)

«Сказке скажем до свиданья и спасибо на прощанье!»

Цель: выполнение инструкций педагога.
                                                      Этап занятия 5. Рефлексия (3 минуты).
Цель: подведение итогов, поддержание позитивного настроя от совместной деятельности, побуждение детей к анализу и осмыслению происходившего на занятии.

Рефлексия: ребята, вам понравилось наше путешествие в сказку?  Давайте мы с вами вспомним все моменты нашего сказочного путешествия: здесь мы слушали сказку про родничка, здесь мы собирали фото его братца, здесь мы наполняли чаши добра и зла, здесь мы вспоминали добрых и злых героев из других сказок. Оставьте свои сердечки там, где вам понравилось и было интересно.

И в завершении ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: Вы чему-то сегодня научились? Вам понравилось помогать сказочному герою? А вы будете помогать своим друзьям, родным и близким людям?

Замечательно. Я уверена, что вы будете такими же добрыми и отзывчивыми как герои сказки.

И на прощание я хочу вам вручить подарки: альбомы и карандаши, там вы будете рисовать, а может, кто-то из вас вспомнит наше сегодняшнее путешествие в сказку и нарисует запомнившиеся ему моменты.

Цель: самооценка своей деятельности, высказывание собственных суждений, анализ деятельности и чему научились, какой урок для себя вынесли.

 Дети делятся впечатлениями, прикрепляют сердечки рядом с понравившимися этапами занятия.

 

Информационные ресурсы:

 

      1.«Сказка о Добром родничке и волшебной флейте».- автор Зубанова Е.В.

  1. «Психотерапевтические сказки и игры» – Черняева С. А.  
  2. «Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия» 

    Екатерина Владимировна Свистунова, Елена Владимировна Горбунова, Елена Александровна Мильке,

        Елена Викторовна Нестерова, Светлана Вячеславовна Шумилова.

-.