“Сундучок педагогического опыта”

ФИО: Павленко Ю.Ю.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3273
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: "Сундучок педагогического опыта"
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)



СУНДУЧОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

 

Павленко Юлия Юрьевна, учитель-логопед (наставник),

Щербина Ксения Олеговна, воспитатель (наставляемый),

МАДОУ №34 «Золотой ключик»

город Северодвинск

 

Щербина Ксения Олеговна работает воспитателем группы компенсирующей направленности для детей с ТНР в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка – «Детский сад № 34 «Золотой ключик» города Северодвинска. Стаж ее педагогической работы – 5 лет. Это не так много. Но за этот небольшой период деятельности она успела скопить свой, пусть и небольшой, сундучок педагогического опыта. Что же в нем? 

Для своей работы с детьми Ксения Олеговна отбирает только те технологии, которые будут направлены на благо каждого ребенка. Сегодня в тренде могут быть даже самые простые идеи. Главное – чтоб они находили отклик у детской аудитории. 

Её приоритет – развитие ключевых компетенций воспитанников, 4К-компетенций. Для неё важно, чтобы они могли осваивать новые знания по собственной инициативе, анализировать новые ситуации, применяя уже имеющиеся знания, умения и навыки.

Первая компетенция – коммуникация.

Работая воспитателем важно стараться сделать каждую минуту ребенка в детском саду познавательной, полезной, увлекательной и значимой. И в этом, конечно же, помогает игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Будучи увлекательным занятием, игра является важнейшим средством воспитания и развития ребенка, она не только закрепляет имеющиеся знания и представления у дошкольников, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности. 

Существенное значение имеет выбор игры, благодаря которой педагог имеет возможность изучить каждого дошкольника. Именно через игру и игровую деятельность у детей развиваются такие качества, как смелость, честность, инициатива, выдержка. От того, в каких условиях будет протекать детство, во многом зависит будущее ребенка.

Вторая компетенция – коллаборация (со-трудничество).

Каждый день в детском саду несет в себе что-то новое. Общаясь с детьми, не перестаешь удивляться, на сколько они все разные. Каждый ребенок – это индивидуальность, личность, со своими чувствами и переживаниями. И важно не только дать ему знания, но и понять настроение, вместе радоваться победам, вместе преодолевать трудности. Нужно научить дошкольников общаться друг с другом, договариваться, проявлять заботу и внимание. 

Но в любом общении неизбежно возникают конфликты и спорные ситуации. Здесь на помощь приходит технология проблемного обучения и социо-игровая технология. Через поисковую деятельность можно создавать специальные ситуации, где для решения проблемы не хватает какого-то ресурса. Чтобы найти ответ на вопрос – нужно объединиться друг с другом. Через такое взаимодействие дошкольники и учатся сотрудничать, договариваться, уступать, проявлять внимание и уважение к сверстнику.

Такие виды деятельности как опыты и экспериментирование так же прививают детям навыки общения, организованности, взаимодействия друг с другом. Главная задача воспитателя – услышать детей, направить, подсказать, чтобы они сами смогли постигать вершины. Чтобы вместе разделять победы, трудности, мечты, и в пути познавать секреты творчества.

Третья компетенция – креативное мышление.

Работа воспитателя всегда вдохновляет, ведь каждый день его окружает мир почемучек. Дошкольный период детства играет большую роль в развитии потенциала воспитанников. Когда видишь их удивление – важно искать ответы на вопросы вместе с ними, чтобы от нетерпения горели их глаза, чтобы они радовались полученному результату.

Работа в формате исследовательской деятельности, с одной стороны, раскрывает каждого ребенка, а с другой, требует поиска новых идей. Это заставляет постоянно самосовершенствоваться, учиться. Но, когда рядом с тобой в коллективе работают профессионалы, увлеченные творческие педагоги, меняться и открывать для себя что-то новое в профессии – не страшно.

 Четвертая компетенция – критическое мышление.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Воспитание у ребенка интереса к познанию делает его жизнь насыщенной и увлеченной». Для воспитателя важно, чтобы используемые методы работы обеспечивали развитие самостоятельной познавательной активности ребенка. А значит, нужно использовать технологии развития критического мышления, позволяющие ребенку активно открывать картину мира. 

Такие технологии способствуют реализации стандарта дошкольного образования: в процессе их реализации субъектом выступает ребенок, деятельность которого направлена на развитие самостоятельности, саморефлексии, социального и эмоционального интеллекта, а педагог создает условия для творческой игры и организует социальное партнерство. При использовании приемов развития критического мышления у ребенка другая роль – не «запоминателя» изученного материала, а «решателя» новых задач, творческого поиска, активного исследователя. 

Воспитатель – один из немногих, кто каждый день не только наблюдает раскрытие детских способностей, но и помогает этому чуду состояться. Это чувство ответственности придает силы, дает возможность быть нужной!

Свой сундучок педагогического опыта Щербина Ксения Олеговна собирает уже 5 лет. Он полон. Но если внимательно присмотреться, – место еще есть! Ведь профессия воспитателя заставляет всегда двигаться вперед, искать и находить что-то новое.