Проект по духовно-нравственному воспитанию детей “Колоколов серебряные звуки”

ФИО: Алекберова Т.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3287
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Проект по духовно-нравственному воспитанию детей "Колоколов серебряные звуки"
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



Алекберова Татьяна Ивановна,

старший воспитатель,

МАДОУ детский сад  №161 «Ёлочка»

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

 

 Проект «Колоколов серебряные звуки».

Наш детский сад является республиканской опорной стажировочной площадкой в целях приобщения детей дошкольного возраста к истории, культуре семейских Республики Бурятия. Реализуя программу по приобщению детей к истокам народной культуры, воспитанию духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста, ведется работа над проектом «Колоколов серебряные звуки». Исследования в рамках проекта позволит подойти к изучаемой теме в интеграции в познавательной, игровой деятельности, а также в музыкальном и эстетическом воспитании.  

Ведь колокольчик – удивительный предмет, музыкальный инструмент, который является неотъемлемой частью народной культуры. Колокольчик – безусловно, предмет очень символичный и многогранный: это и колокольный звон – призывный и торжественный, радостный и грустный; это и красота русских полей, поросших синим колокольчиком, по которым мчится русская тройка, звеня поддужными колокольчиками; это и колокольчики, просто украшающие наш быт.

Актуальность проекта

Актуальность проекта заключается в проблеме формирования у детей дошкольного возраста чувства сопричастности к истории, укладу духовной жизни семейского народа, желания быть продолжателями народных традиций, воспитание семейных ценностей, тем более 2024 год объявлен годом семьи.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы «Колоколов серебряные звуки», так как колокольный звон является символом русской духовности и имеет огромное значение для культурного наследия. Колокольный звон, идущий из глубин веков, имеет великую силу и помогает ощутить себя частью Отечества.

Для детей дошкольного возраста очень часто обычные вещи приобретают необыкновенный интерес и способствуют развитию познавательного интереса и активности.

Новизна. 

Создание интерактивной карты Республики Бурятия с указанием местоположения и кратких сведений о старообрядческих храмах г. Улан-Удэ и РБ с помощью QR-кодов, как продукта проекта. Это позволит систематизировать знания о храмах в городе Улан-Удэ и Республике Бурятия и даст возможность владеть краткой информацией об их истории, названии и особенностях.

Реализация проекта

Началось все с валдайских колокольчиков, которые мы приобрели для оркестра народных инструментов на занятиях по музыкальному воспитанию. Дети с удовольствием послушали легенду…

…В 1478 году по приказу царя Ивана III вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми колоколами и не проповедовал больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице нижегородской по всему свету…

В процессе работы над  проектом мы находили ответы на вопросы: 

Какие виды колокольчиков бывают? В какие игры можно играть с колокольчиком? А еще для чего колокольчик в жизни необходим? Каких размеров бывают колокольчики? Что такое колокол? Как  их отливают? И строение у них как у человека. И имена у некоторых колоколов есть,  даже очень смешные. Узнали, чем колокольчик отличается от бубенчика. Что такое «звонница», где она устанавливается? Рассматривание колоколов на православных храмах и в древлеправославных храмах.

Тип проекта: исследовательски-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальные руководители, родители.

Цель проекта: создание условий для формирования у детей нравственных ценностей через приобщение к духовной культуре русского и семейского народа.

Задачи проекта: 

– сформировать знания о видах колоколов и колокольных звонах; о православных и старообрядческих храмах.

– познакомить с устройством колокола  и особенностями его звучания;

– обогащать и расширять словарный запас детей;

– учить музицировать на колокольчиках в рамках оркестра народных инструментов;

– воспитывать у детей чувство патриотизма, духовности, любви к своей малой Родине;

– развивать творческий потенциал.

Ожидаемые результаты:

  1. В рамках реализации проекта дети имеют представление о различных видах колоколов, их создании, строении и особенностях звучания.
  2. Познакомились с историческим прошлым и настоящим колоколов и колокольчиков;
  3. Расширили знания детей о народных подвижных, музыкальных, хороводных играх с колокольчиками и научились в них играть;
  4. Сформировали эмоциональную отзывчивость на звуки колокольного звона;
  5. Обогатили и расширили словарный запас детей;
  6. Способствовали развитию у детей интереса к продуктивной, творческой деятельности, народному фольклору, традициям и обычаям семейского народа;
  7. У детей сформируются нравственные ценности на основе знакомства с духовной культурой.

Продукты проектной деятельности:

  1. Создание мини-музея колокольчиков
  2. Презентация «Колоколов серебряные звуки» на празднике Новолетия по семейскому календарю.
  3. Картотека игр с колокольчиками.
  4. Конспект НОД «Такие разные колокольчики». Создание буклета – назначение колокольчиков.
  5. Знакомство с профессией звонаря.
  6. Творческие работы детей и родителей: рисунки, поделки.
  7. Работа в гончарной мастерской – изготовление глиняных колокольчиков.
  8. Музыкальные занятия с колокольчиками, музицирование.
  9. Экскурсии в православный храм, в старообрядческий храм.
  10. Аудиозаписи различных колокольных звонов, звуков колокольчиков.
  11. Создание ансамбля «Колокольчики» – игра детей на диатонических колокольчиках.

Перспективы развития проекта:

  1. Создание методического пособия – «Храмы Бурятии».
  2. Создание макета старообрядческого храма «Никольская церковь».
  3. Создание интерактивной карты Республики Бурятия с указанием местоположения и кратких сведений о старообрядческих храмах г. Улан-Удэ и РБ с помощью QR-кодов.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.

Цель:

– формулировка проблемы, цели и темы проекта;

– сбор информации;

– анализ литературы;

– создание перспективного плана работы проекта «Колоколов серебряные звуки»;

– определение продукта проекта;

– опрос родителей.

  1. Практический этап.

Цель:

– реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.

  1. Обобщающий этап.

Цель:

– подведение итогов;

-организация презентации проекта.

Риски проекта

Отсутствие интереса у детей темой проекта. Малая активность детей и родителей в участии в совместных мероприятиях в ходе реализации проекта. Недостаточное количество наглядно- демонстрационного материала, экспонатов для мини – музея.

Пути преодоления рисков:

– Заинтересованность детей через НОД, беседы, дидактические, подвижные, музыкальные игры, мастер-классы, виртуальные экскурсии в краеведческие музеи.

– Создать дидактические, наглядно-демонстрационный материал силами педагогов и родителей, используя ресурсы интернета.

– Только во взаимодействии «родители + педагоги + дети» мы сможем получить положительный результат бережного отношения детей к наследию духовной культуры русского и семейского народов.

– Для ознакомления с колоколами и колокольным звоном разработали тематический план совместной деятельности.