КВАРТИРНИК
у Павла Петровича Бажова
(сценарий мероприятия, посвященного 145-летию со дня рождения
Павла Петровича Бажова)
Дата проведения: 9 февраля 2024 года
Место проведения: актовый зал
Форма проведения: квартирник
Участники: по 3 воспитанника от каждой «семьи»
В актовом зале расставлены 7 диванчиков, для воспитанников (по 3 человека от каждой семьи), а также столики для членов жюри и гостей.
Звучит музыка «Уральские напевы».
На экране демонстрируется портрет П.П. Бажова.
На сцену выходит Ведущая.
Ведущая (библиотекарь): Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем творчеству великого русского писателя – Павла Петровича Бажова, которому в этом году исполнилось 145 лет со дня рождения.
Наша встреча необычная. Мы назовем ее «квартирник». Ведь и расположились вы по диванчикам, как по квартирам. Накануне в каждой семье вы познакомились с одним из произведений уральского сказителя, а также создали буктрейлер по прочитанному сказу.
Сегодня мы еще раз вспомним самые яркие произведения Павла Петровича Бажова и подведем итоги конкурса. А сейчас, внимание на экран!
(звучит музыка «Уральские напевы»)
На экране изображение УРАЛ, уральские горы
Ведущая (библиотекарь): Если мы посмотрим на карту России, то увидим, что по самой ее середине расположена горная страна под названием Урал. Она словно делит Россию пополам – на Европу и Азию. Само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс».
Есть легенда о том, что когда-то Древний Бог стянул землю своим самоцветным поясом, который превратился в горы, наполненные драгоценностями, как богатая шкатулка. Богатства Уральских гор неисчерпаемы: здесь и уголь, и медь, и золото, и драгоценные камни: малахит, аметист, яшма, изумруд, топаз, берилл, аквамарин.
Уральские умельцы всегда славились своим мастерством. Да и как можно было не создавать красивые вещи, если ты живёшь среди красоты? Всюду величественные леса, зеркальная гладь озёр и синие горы.
Вот здесь-то, на Урале, в конце XIX века, и родился будущий сказочник Павел Петрович Бажов. Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. В детстве у писателя и прозвище было – Колдунков. Ещё мальчишкой от дедушки он услышал интересную историю о тайнах Медной горы. Прошли годы, стал Павел Петрович учителем, а в летнюю пору путешествовал по родному краю, что видел, что слышал – записывал. Когда стал писателем, рассказал об этом в своих сказах. Ведь героями его историй были обычные люди. А каких героев сказов Бажова вы знаете?
Ответы детей: Козлик Серебряное копытце, бабка Синюшка, Огневушка – поскакушка, кошка Муренка, Голубая змейка, Хозяйка Медной горы.
Ведущая (библиотекарь): Ребята, кто такая Хозяйка Медной горы?
Ответы детей
Ведущая (библиотекарь): Правильно, молодцы! Она не только хранительница и хозяйка всех горных богатств, она знает секреты мастерства. Есть у неё чудесный сад, только растения в нём каменные. А ещё под землей у неё комнаты есть, стены в них разные, то всё зеленые, то жёлтые с золотыми крапинками. Изукрашено так, что и сказать нельзя.
Из-за занавеса выходит «Хозяйка медной горы»
Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, люди добрые! Кто меня вспоминал?
Ведущая (библиотекарь): Здравствуй, Хозяйка Медной горы! Зачем ты к нам пожаловала?
Хозяйка Медной горы: Услышала, что речь обо мне идет, о моих богатствах и решила вам их показать. Но прежде, чем их показать, вам нужно загадки мои отгадывать и задания разные выполнять. Согласны?
Ответы детей.
Хозяйка Медной горы подходит к «семье» из 1 квартиры. В руках у нее шкатулка.
Хозяйка Медной горы: Вижу, ребята, что читали вы про меня историю. Тогда скажите, как еще называли меня в народе… (Малахитница)
Кем для меня стали ящерки? (Это войско)
Что я подарила невесте Степана? (шкатулку с драгоценными камнями)
Ваша задача разложить эти камни по цветам.
Воспитанники 5 класса подходят к столику и сортируют камни из шкатулки на 3 кучки по цветам.
Хозяйка Медной горы: Спасибо, ребята, уважили… Загляну я в свою шкатулку… (достает из шкатулки голубой платочек) В каком сказе встречается этот предмет? (Сказ «Огневушка-поскакушка»)
Хозяйка Медной горы подходит к «семье» из 5 квартиры
Хозяйка Медной горы: Ребята, а как выглядела Огневушка-поскакушка?
Где появлялась Огневушка-Поскакушка? (на угольках на месте костра)
Что происходит зимой в природе там, где Поскакушка пляшет? (Там снег тает, трава лезет, листва распускается.)
А теперь, музыкальное задание. Представьте, что вы Огневушки-поскакушки и станцуйте под русскую народную мелодию!
1-3 классы (5-я квартира) танцуют под русскую народную музыку
Хозяйка Медной горы: А теперь назовите сказ по иллюстрации.
(на экране иллюстрация к сказу «Горный мастер»)
Хозяйка медной горы подходит к «семье» из 2 квартиры
Хозяйка Медной горы: Почему Катя решила заняться мужским ремеслом? («Рукодельем женским не прокормиться, а другого ремесла не знаю».)
Какой выбор предложила Хозяйка Медной горы Даниле, и что он решил?
(«С Катей пойдешь — все мое забудешь, здесь останешься — ее и людей забыть надо». Данила ответил: «Не могу людей забыть, а Катю каждую минуту помню.»)
Сколько прошло лет после исчезновения Данилы?
(5 лет)
Главная мысль сказа «Горный мастер» такова: настоящей любви без верности не бывает.
Конечно, каждый человек мечтает испытать это чувство. И даже пользуется разными гаданиями. Вот и сейчас мы погадаем.
Подносит баночку с предсказаниями,
воспитанники по очереди берут предсказание и зачитывают его.
Каждый день и каждый час кто-то думает о вас.
Тебя в конце недели ждут праздник и веселье.
Появится вдруг у тебя новый друг.
Хозяйка Медной горы: Что еще интересного в моей шкатулочке? (достает карточку с описанием героя) Узнайте героя сказа по описанию… (читает)
Из водяного окошка старушонка вышла. Ростом она была не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове тоже синий, да и сама вся синёхонька, да такая немощная, что подует ветерок, – и разнесёт старушку. А глаза девичьи, и голос как у молоденькой девушки. Как её зовут?
(Это бабка Синюшка из сказа «Синюшкин колодец»
Хозяйка медной горы подходит к «семье» из 4 квартиры
Хозяйка Медной горы: Скажите-ка, ребята, что Синюшка Илье на золотом да серебряном подносах подавала, а что на решете поднесла? (На золотом да серебряном подносах — золото да драгоценности, а на решете — ягоды да три перышка.)
Что произошло при первой встрече Ильи с Синюшкой?
(Синюшка едва не затянула его в колодец — перышки выручили.)
Почему Илья из колодца так и не испил воды из колодца?
(Илья воды в ковш зачерпнул, да не донес: разлил, тяжело было.)
Многие из колодца бабки Синюшки водицы испить хотели да нелегко это сделать, потому что непростой это колодец. В нашем колодце камни драгоценные, которые вам добыть надобно.
Выходите на середину. Прыгайте с кочки на кочку. А как на последнюю кочку прыгнете, ковшиком-то и зачерпните из колодца камушек.
Игра «Камни из колодца»
Хозяйка Медной горы: Ребята, я вам загадку приготовила. Послушайте-ка внимательно:
«След Копытца серебрится
Вьётся змейкою в ночи.
А в избушке кошка Мурка
И Дарёнка на печи».
Как называется этот сказ?
Хозяйка медной горы подходит к «семье» из 7 квартиры
Хозяйка Медной горы: Ваша очередь настала на вопросы мои отвечать. Кого вместе с сироткой Даренкой взял в свою избу Кокованя?
(Кошку Муренку)
Про какого особенного козла рассказывал Кокованя? (О лесном козле, у которого на правом переднем копытце — серебро; где он им топнет, появится дорогой камень, а рога у него на пять веток, а шерсть летом буренькая, а зимой серенькая.)
За что серебряное копытце одарил Даренку и Кокованю?
(Даренке и Коковане жилось бедно, а наградой им за то, что они не ропщут на судьбу, а всегда усердно и упорно продолжают трудиться, и при любой возможности готовы поделиться куском хлеба с окружающими обездоленными людьми.)
Хозяйка Медной горы: Ребята, вы знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Я буду говорить начало, а вы – концовку.
Труд кормит, а лень портит.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Терпенье и труд все перетрут.
Игра «Продолжи пословицу о труде»
Хозяйка Медной горы: А сейчас, внимательно посмотрите на экран и назовите лишнее изображение.
Дети находят «змейку»
Хозяйка Медной горы: Что общего у Павла Бажова со змеями?
Дети отвечают, что у П.П. Бажова есть сказ «Голубая змейка»
Хозяйка медной горы подходит к «семье» из 3 квартиры.
Хозяйка Медной горы:
Какие прозвища были у друзей-мальчишек Ланко и Лейко?
(Ланко Пужанко и Лейко Шапочка)
Как Голубая змейка испытывала ребят?
(На жадность, на верность дружбе)
За что Голубая змейка ребят наградила?
(За то, что «дрались не из корысти, а друг дружку охраняли», а также за доброе пожелание Марьюшке.)
Хозяйка Медной горы: Выходите на середину, люди добрые! Сейчас играть будем. Игра называется «Змейка». Сейчас мы пойдем под музыку. Как музыка остановится, каждый из вас выбирает себе напарника из зала и мы все вместе снова изображаем змейку. Затем, каждый из шестерых снова выбирает напарника и игра продолжается до тех пор, пока все семьи не окажутся в змейке.
Игра «Змейка»
Хозяйка Медной горы: В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет», «Как живется, так и поется».
Песня – душа народа. Русская народная песня – душа России. Давайте послушаем русскую народную песню.
Песня «Цветики-цветочки»
Хозяйка медной горы подходит к «семье» из 6 квартиры.
Хозяйка Медной горы: Догадались, почему к вам подошла? (ответы детей)
Какое у Данилы в детстве было прозвище?
(Недокормыш)
0 каких необычных цветах говорила Даниле бабушка Вихориха?
(Вихориха —говорила о «неоткрытых» цветах. «Папора, что цветет на Иванов день. Тот цветок колдовской. Клады им открывают. Для человека он вредный. На разрыв цветок — бегущий огонек. Поймал его — и все тебе затворы открыты. А то еще каменный цветок есть, на Малахитовой горе растет…»).
Чем поразил Данилка Прокопьича с первой встречи?
(«Верным глазом»: он сразу на поделке и узор определил и место, где кромку бить, увидел.)
Какому ремеслу учил Данилу Прокопьич?
(Резать по камню, в основном по малахиту, украшения, шкатулки, подсвечники, вазы.)
Второе задание посложнее будет. Объясните, пожалуйста, значения этих слов:
- “Различка”.
- “Зряшный”.
- “Помытарить”.
- “Кажи”.
- “Вдругорядь”.
- “Папора (папор)”
- “Плетешок”.
(“разница”, “напрасный”, “помучить”, “показывай”, “в другой раз”, “папоротник”, “петелька или узелок” ).
Игра «Расшифруй слова»
Хозяйка Медной горы: Обещала наградить вас за старания. Сдержу слово свое. Вот вам и награда от меня.
Хозяйка медной горы подходит к каждой семье со шкатулкой и угощает детей драгоценностями (цветная карамель)
Хозяйка Медной горы: Пришла пора нам с вами попрощаться. И на последок хочу пожелать вам: читайте книги! В них самые настоящие драгоценности – знания. До свидания!!!
Хозяйка медной горы уходит за занавес.
На сцену выходит Ведущая-библиотекарь,
представляет жюри,
предоставляет им слово для подведения итогов конкурса буктрейлеров.