Алекберова Татьяна Ивановна,
старший воспитатель,
МАДОУ детский сад №161 «Ёлочка»
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Проект «Колоколов серебряные звуки».
Наш детский сад является республиканской опорной стажировочной площадкой в целях приобщения детей дошкольного возраста к истории, культуре семейских Республики Бурятия. Реализуя программу по приобщению детей к истокам народной культуры, воспитанию духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста, ведется работа над проектом «Колоколов серебряные звуки». Исследования в рамках проекта позволит подойти к изучаемой теме в интеграции в познавательной, игровой деятельности, а также в музыкальном и эстетическом воспитании.
Ведь колокольчик – удивительный предмет, музыкальный инструмент, который является неотъемлемой частью народной культуры. Колокольчик – безусловно, предмет очень символичный и многогранный: это и колокольный звон – призывный и торжественный, радостный и грустный; это и красота русских полей, поросших синим колокольчиком, по которым мчится русская тройка, звеня поддужными колокольчиками; это и колокольчики, просто украшающие наш быт.
Актуальность проекта
Актуальность проекта заключается в проблеме формирования у детей дошкольного возраста чувства сопричастности к истории, укладу духовной жизни семейского народа, желания быть продолжателями народных традиций, воспитание семейных ценностей, тем более 2024 год объявлен годом семьи.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы «Колоколов серебряные звуки», так как колокольный звон является символом русской духовности и имеет огромное значение для культурного наследия. Колокольный звон, идущий из глубин веков, имеет великую силу и помогает ощутить себя частью Отечества.
Для детей дошкольного возраста очень часто обычные вещи приобретают необыкновенный интерес и способствуют развитию познавательного интереса и активности.
Новизна.
Создание интерактивной карты Республики Бурятия с указанием местоположения и кратких сведений о старообрядческих храмах г. Улан-Удэ и РБ с помощью QR-кодов, как продукта проекта. Это позволит систематизировать знания о храмах в городе Улан-Удэ и Республике Бурятия и даст возможность владеть краткой информацией об их истории, названии и особенностях.
Реализация проекта
Началось все с валдайских колокольчиков, которые мы приобрели для оркестра народных инструментов на занятиях по музыкальному воспитанию. Дети с удовольствием послушали легенду…
…В 1478 году по приказу царя Ивана III вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми колоколами и не проповедовал больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице нижегородской по всему свету…
В процессе работы над проектом мы находили ответы на вопросы:
Какие виды колокольчиков бывают? В какие игры можно играть с колокольчиком? А еще для чего колокольчик в жизни необходим? Каких размеров бывают колокольчики? Что такое колокол? Как их отливают? И строение у них как у человека. И имена у некоторых колоколов есть, даже очень смешные. Узнали, чем колокольчик отличается от бубенчика. Что такое «звонница», где она устанавливается? Рассматривание колоколов на православных храмах и в древлеправославных храмах.
Тип проекта: исследовательски-познавательный, творческий.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальные руководители, родители.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей нравственных ценностей через приобщение к духовной культуре русского и семейского народа.
Задачи проекта:
– сформировать знания о видах колоколов и колокольных звонах; о православных и старообрядческих храмах.
– познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания;
– обогащать и расширять словарный запас детей;
– учить музицировать на колокольчиках в рамках оркестра народных инструментов;
– воспитывать у детей чувство патриотизма, духовности, любви к своей малой Родине;
– развивать творческий потенциал.
Ожидаемые результаты:
- В рамках реализации проекта дети имеют представление о различных видах колоколов, их создании, строении и особенностях звучания.
- Познакомились с историческим прошлым и настоящим колоколов и колокольчиков;
- Расширили знания детей о народных подвижных, музыкальных, хороводных играх с колокольчиками и научились в них играть;
- Сформировали эмоциональную отзывчивость на звуки колокольного звона;
- Обогатили и расширили словарный запас детей;
- Способствовали развитию у детей интереса к продуктивной, творческой деятельности, народному фольклору, традициям и обычаям семейского народа;
- У детей сформируются нравственные ценности на основе знакомства с духовной культурой.
Продукты проектной деятельности:
- Создание мини-музея колокольчиков
- Презентация «Колоколов серебряные звуки» на празднике Новолетия по семейскому календарю.
- Картотека игр с колокольчиками.
- Конспект НОД «Такие разные колокольчики». Создание буклета – назначение колокольчиков.
- Знакомство с профессией звонаря.
- Творческие работы детей и родителей: рисунки, поделки.
- Работа в гончарной мастерской – изготовление глиняных колокольчиков.
- Музыкальные занятия с колокольчиками, музицирование.
- Экскурсии в православный храм, в старообрядческий храм.
- Аудиозаписи различных колокольных звонов, звуков колокольчиков.
- Создание ансамбля «Колокольчики» – игра детей на диатонических колокольчиках.
Перспективы развития проекта:
- Создание методического пособия – «Храмы Бурятии».
- Создание макета старообрядческого храма «Никольская церковь».
- Создание интерактивной карты Республики Бурятия с указанием местоположения и кратких сведений о старообрядческих храмах г. Улан-Удэ и РБ с помощью QR-кодов.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап.
Цель:
– формулировка проблемы, цели и темы проекта;
– сбор информации;
– анализ литературы;
– создание перспективного плана работы проекта «Колоколов серебряные звуки»;
– определение продукта проекта;
– опрос родителей.
- Практический этап.
Цель:
– реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.
- Обобщающий этап.
Цель:
– подведение итогов;
-организация презентации проекта.
Риски проекта
Отсутствие интереса у детей темой проекта. Малая активность детей и родителей в участии в совместных мероприятиях в ходе реализации проекта. Недостаточное количество наглядно- демонстрационного материала, экспонатов для мини – музея.
Пути преодоления рисков:
– Заинтересованность детей через НОД, беседы, дидактические, подвижные, музыкальные игры, мастер-классы, виртуальные экскурсии в краеведческие музеи.
– Создать дидактические, наглядно-демонстрационный материал силами педагогов и родителей, используя ресурсы интернета.
– Только во взаимодействии «родители + педагоги + дети» мы сможем получить положительный результат бережного отношения детей к наследию духовной культуры русского и семейского народов.
– Для ознакомления с колоколами и колокольным звоном разработали тематический план совместной деятельности.