“КВАРТИРНИК”, посвященный 145-летию со дня рождения Павла Петровича Бажова

ФИО: Адыякова О.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3288
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: "КВАРТИРНИК", посвященный 145-летию со дня рождения Павла Петровича Бажова
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



КВАРТИРНИК 

у Павла Петровича Бажова

(сценарий мероприятия, посвященного 145-летию со дня рождения

Павла Петровича Бажова)

Дата проведения: 9 февраля 2024 года

Место проведения: актовый зал

Форма проведения: квартирник

Участники: по 3 воспитанника от каждой «семьи»

В актовом зале расставлены 7 диванчиков, для воспитанников (по 3 человека от каждой семьи), а также столики для членов жюри и гостей.  

Звучит музыка «Уральские напевы». 

На экране демонстрируется портрет П.П. Бажова. 

На сцену выходит Ведущая.

Ведущая (библиотекарь): Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем творчеству великого русского писателя – Павла Петровича Бажова, которому в этом году исполнилось 145 лет со дня рождения. 

Наша встреча необычная. Мы назовем ее «квартирник». Ведь и расположились вы по диванчикам, как по квартирам. Накануне в каждой семье вы познакомились с одним из произведений уральского сказителя, а также создали буктрейлер по прочитанному сказу. 

        Сегодня мы еще раз вспомним самые яркие произведения Павла Петровича Бажова и подведем итоги конкурса. А сейчас, внимание на экран!

(звучит музыка «Уральские напевы»)

На экране изображение УРАЛ, уральские горы

Ведущая (библиотекарь): Если мы посмотрим на карту  России, то увидим, что по самой ее середине расположена горная страна под названием Урал. Она словно делит Россию пополам – на Европу и Азию. Само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс».

Есть легенда о том, что когда-то Древний Бог стянул землю своим самоцветным поясом, который превратился в горы, наполненные драгоценностями, как богатая шкатулка. Богатства Уральских гор неисчерпаемы: здесь и уголь, и медь, и золото, и драгоценные камни:  малахит, аметист, яшма, изумруд, топаз, берилл, аквамарин.   

      Уральские умельцы всегда славились своим мастерством. Да и как можно было не создавать красивые вещи, если ты живёшь среди красоты? Всюду величественные леса, зеркальная гладь озёр и синие горы. 

       Вот здесь-то, на Урале,  в конце XIX века, и родился будущий сказочник Павел Петрович Бажов. Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. В детстве у писателя и прозвище было – Колдунков. Ещё мальчишкой от дедушки он услышал интересную историю о тайнах Медной горы.  Прошли годы, стал Павел Петрович учителем, а в летнюю пору путешествовал по родному краю, что видел, что слышал – записывал. Когда стал писателем, рассказал об этом в своих сказах. Ведь героями его историй были обычные люди. А каких героев сказов Бажова вы знаете? 

Ответы детей: Козлик Серебряное копытце, бабка Синюшка, Огневушка – поскакушка, кошка Муренка, Голубая змейка, Хозяйка Медной горы.

Ведущая (библиотекарь): Ребята, кто такая Хозяйка Медной горы?


Ответы детей

 

Ведущая (библиотекарь): Правильно, молодцы! Она не только хранительница и хозяйка всех горных богатств, она знает секреты мастерства. Есть у неё чудесный сад, только растения в нём каменные. А ещё под землей у неё комнаты есть, стены в них разные, то всё зеленые, то жёлтые с золотыми крапинками. Изукрашено так, что и сказать нельзя.

Из-за занавеса выходит «Хозяйка медной горы»

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, люди добрые! Кто меня вспоминал?

Ведущая (библиотекарь): Здравствуй, Хозяйка Медной горы! Зачем ты к нам пожаловала?

Хозяйка Медной горы: Услышала, что речь обо мне идет, о моих богатствах и решила вам их показать. Но прежде, чем их показать, вам нужно загадки мои отгадывать и задания разные выполнять. Согласны?

Ответы детей.

Хозяйка Медной горы подходит к «семье» из 1 квартиры. В руках у нее шкатулка.


Хозяйка Медной горы: Вижу, ребята, что читали вы про меня историю. Тогда скажите, как еще называли меня в народе… (Малахитница)

Кем для меня стали ящерки? (Это войско)

Что я подарила невесте Степана? (шкатулку с драгоценными камнями)

Ваша задача разложить эти камни по цветам.

Воспитанники 5 класса подходят к столику и сортируют камни из шкатулки на 3 кучки по цветам.


Хозяйка Медной горы: Спасибо, ребята, уважили… Загляну я в свою шкатулку… (достает из шкатулки голубой платочек) В каком сказе встречается этот предмет? (Сказ «Огневушка-поскакушка»)

Хозяйка Медной горы подходит к «семье» из 5 квартиры

Хозяйка Медной горы: Ребята, а как выглядела Огневушка-поскакушка?

Где появлялась Огневушка-Поскакушка?  (на угольках на месте костра)

Что происходит зимой в природе там, где Поскакушка пляшет? (Там снег тает, трава лезет, листва распускается.)

А теперь, музыкальное задание. Представьте, что вы Огневушки-поскакушки и станцуйте под русскую народную мелодию!

1-3 классы (5-я квартира) танцуют под русскую народную музыку

Хозяйка Медной горы: А теперь назовите сказ по иллюстрации.

(на экране иллюстрация к сказу «Горный мастер»)

Хозяйка медной горы подходит к «семье» из 2 квартиры

Хозяйка Медной горы:  Почему Катя решила заняться мужским ремеслом? («Рукодельем женским не прокормиться, а другого ремесла не знаю».) 

Какой выбор предложила Хозяйка Медной горы Даниле, и что он решил? 

(«С Катей пойдешь — все мое забудешь, здесь останешься — ее и людей забыть надо». Данила ответил: «Не могу людей забыть, а Катю каждую минуту помню.»)

Сколько прошло лет после исчезновения Данилы?

(5 лет)

Главная мысль сказа «Горный мастер» такова: настоящей любви без верности не бывает. 

Конечно, каждый человек мечтает испытать это чувство. И даже пользуется разными гаданиями. Вот и сейчас мы погадаем. 

Подносит баночку с предсказаниями, 

воспитанники по очереди берут предсказание и зачитывают его.

 
Каждый день и каждый час кто-то думает о вас.

Тебя в конце недели ждут праздник и веселье.
Появится вдруг у тебя новый друг.

Хозяйка Медной горы:  Что еще интересного в моей шкатулочке? (достает карточку с описанием героя) Узнайте героя сказа по описанию… (читает)

Из водяного окошка старушонка вышла. Ростом она была не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове тоже синий, да и сама вся синёхонька, да такая немощная, что подует ветерок, – и разнесёт старушку. А глаза девичьи, и голос как у молоденькой девушки. Как её зовут?

(Это бабка Синюшка из сказа «Синюшкин колодец» 

Хозяйка медной горы подходит к «семье» из 4 квартиры

Хозяйка Медной горы:  Скажите-ка, ребята, что Синюшка Илье на золотом да серебряном подносах подавала, а что на решете поднесла? (На золотом да серебряном подносах — золото да драгоценности, а на решете — ягоды да три перышка.)

Что произошло при первой встрече Ильи с Синюшкой?

(Синюшка едва не затянула его в колодец — перышки выручили.)

Почему Илья из колодца так и не испил воды из колодца?

 (Илья воды в ковш зачерпнул, да не донес: разлил, тяжело было.)

Многие из колодца бабки Синюшки водицы испить хотели да нелегко это сделать, потому что непростой это колодец. В нашем колодце камни драгоценные, которые вам добыть надобно.

Выходите на середину. Прыгайте с кочки на кочку. А как на последнюю кочку прыгнете, ковшиком-то и зачерпните из колодца камушек.

Игра «Камни из колодца»

Хозяйка Медной горы:  Ребята, я вам загадку приготовила. Послушайте-ка внимательно:

«След Копытца серебрится

Вьётся змейкою в ночи.

А в избушке кошка Мурка

И Дарёнка на печи».

Как называется этот сказ?

Хозяйка медной горы подходит к «семье» из 7 квартиры

Хозяйка Медной горы:  Ваша очередь настала на вопросы мои отвечать. Кого вместе с сироткой Даренкой взял в свою избу Кокованя? 

(Кошку Муренку)

Про какого особенного козла рассказывал Кокованя? (О лесном козле, у которого на правом переднем копытце — серебро; где он им топнет, появится дорогой камень, а рога у него на пять веток, а шерсть летом буренькая, а зимой серенькая.)

За что серебряное копытце одарил Даренку и Кокованю?

(Даренке и Коковане жилось бедно, а наградой им за то, что они не ропщут на судьбу, а всегда усердно и упорно продолжают трудиться, и при любой возможности готовы поделиться куском хлеба с окружающими обездоленными людьми.)

Хозяйка Медной горы: Ребята, вы знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Я буду говорить начало, а вы – концовку.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Терпенье и труд все перетрут.

Игра «Продолжи пословицу о труде»

Хозяйка Медной горы:  А сейчас, внимательно посмотрите на экран и назовите лишнее изображение.

Дети находят «змейку»

Хозяйка Медной горы:  Что общего у Павла Бажова со змеями?

Дети отвечают, что у П.П. Бажова есть сказ «Голубая змейка»

Хозяйка медной горы подходит к «семье» из 3 квартиры.

Хозяйка Медной горы:  

 Какие прозвища были у друзей-мальчишек Ланко и Лейко? 

(Ланко Пужанко и Лейко Шапочка)

Как Голубая змейка испытывала ребят?

 (На жадность, на верность дружбе)

За что Голубая змейка ребят наградила?

(За то, что «дрались не из корысти, а друг дружку охраняли», а также за доброе пожелание Марьюшке.)

Хозяйка Медной горы:  Выходите на середину, люди добрые! Сейчас играть будем. Игра называется «Змейка». Сейчас мы пойдем под музыку. Как музыка остановится, каждый из вас выбирает себе напарника из зала и мы все вместе снова изображаем змейку. Затем, каждый из шестерых снова выбирает напарника и игра продолжается до тех пор, пока все семьи не окажутся в змейке.

Игра «Змейка»

Хозяйка Медной горы:  В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет», «Как живется, так и поется».

Песня – душа народа. Русская народная песня – душа России. Давайте послушаем русскую народную песню.

Песня «Цветики-цветочки»

Хозяйка медной горы подходит к «семье» из 6 квартиры.

Хозяйка Медной горы:   Догадались, почему к вам подошла? (ответы детей)

Какое у Данилы в детстве было прозвище? 

(Недокормыш)

0 каких необычных цветах говорила Даниле бабушка Вихориха?

 (Вихориха —говорила о «неоткрытых» цветах. «Папора, что цветет на Иванов день. Тот цветок колдовской. Клады им открывают. Для человека он вредный. На разрыв цветок — бегущий огонек. Поймал его — и все тебе затворы открыты. А то еще каменный цветок есть, на Малахитовой горе растет…»).

Чем поразил Данилка Прокопьича с первой встречи?

 («Верным глазом»: он сразу на поделке и узор определил и место, где кромку бить, увидел.)

Какому ремеслу учил Данилу Прокопьич? 

(Резать по камню, в основном по малахиту, украшения, шкатулки, подсвечники, вазы.)

Второе задание посложнее будет. Объясните, пожалуйста, значения этих слов:

  • “Различка”. 
  •  “Зряшный”. 
  •  “Помытарить”. 
  •  “Кажи”. 
  •  “Вдругорядь”. 
  • “Папора (папор)”
  •  “Плетешок”. 

(“разница”, “напрасный”,  “помучить”, “показывай”,  “в другой раз”, “папоротник”,  “петелька или узелок” ).

Игра «Расшифруй слова»

Хозяйка Медной горы:  Обещала наградить вас за старания. Сдержу слово свое. Вот вам и награда от меня. 

Хозяйка медной горы подходит к каждой семье со шкатулкой и угощает детей драгоценностями (цветная карамель)

Хозяйка Медной горы:  Пришла пора нам с вами попрощаться. И на последок хочу пожелать вам: читайте книги! В них самые настоящие драгоценности – знания. До свидания!!!

Хозяйка медной горы  уходит за занавес. 

На сцену выходит Ведущая-библиотекарь, 

представляет жюри, 

предоставляет  им слово для подведения итогов конкурса буктрейлеров.