“Домашние птицы”

ФИО: Чилбак-оол Л.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3294
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: "Домашние птицы"
Итоговая оценка: 2 место,  72 баллов(-а)



Тема: «Веселый двор» «Домашние птицы».

Цель: формировать устной речи детей и навыков речевого общения с окружающими.

Задачи:

Образовательные: формирование обобщающего понятия “домашние птицы”, счёт в пределах 5.

  • Совершенствование грамматическогостроя речи (образование притяжательных прилагательных, закрепление грамматических форм родительного и винительного падежей, закрепление форм прошедшего и будущего времени глаголов).
  • Правильное согласование порядковых и количественных числительных с именами существительными, правильное употребление предлогов.
  • Совершенствование и закрепление знаний о составе числа 5
  • Уточнение  и расширение словаря по теме.

Развивающие: развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания. Развивать умение удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредотачиваться на нём.

Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа: психогимнастика, беседа на тему «отличительные особенности домашних птиц от диких», описание птиц.

Словарная работа: существительные: гусь, утка, индюк, курица , цыпленок. Глаголы: кудахчет ,гогочет ,кукарекует ,крякает. Прилагательные: большой, маленький, пушистый.

Методы:

– объяснительно – репродуктивный;

– метод творческих заданий;

– наглядный метод;

– вербальный (словесный).

Приёмы:

– Создание проблемно – игровой ситуации, голосовая и эмоциональная модуляция, художественное слово.

Оборудование:

  • предметные картинки (гусь, селезень, индюк, петух);
  • картинки из серии  «Птицы», птичий двор (курица и цыплёнок; утка и утенок, индюшка и индюшонок; гусыня и гусёнок; самцы этих домашних птиц).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. 

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, двигательная, игровая.

Ход НОД:

Организационный момент.

В: Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие – игру со светлой, доброжелательной улыбки, такой же как звучащая музыка. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам.

Мы сначала будем хлопать

Хлоп – хлоп-хлоп-хлоп

А затем мы будем топать

Топ-топ-топ-топ

А сейчас мы повернемся 

И все вместе улыбнемся

Вводная  часть:

Психологическая гимнастика.

– Покажите корову, у которой болит горло.

– Теперь свинью, которая нюхает цветы.

– А какая хитрая мордашка у козы, которая хочет съесть хозяйскую капусту?

– Изобразите довольного кота, который нежится на солнышке.

Повторение.

– Перечислите всех животных, которых вы сейчас показывали.

(Корова, свинья, коза, кот.)

– Какие эти животные? (Домашние.)

– Кого ещё, кроме животных называют домашними? (Птиц.)

– Почему их называют домашними? (Они живут с людьми, их специально разводят, о них заботятся.)

Основная часть:

В: А сейчас ребята мы отправимся на птичий двор, и посмотрим ,какие птицы там живут.

Наши уточки с утра-

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда-

 Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно-

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

 А как Петя –Петушок

Рано-рано поутру 

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

В: Утка, гусь, петух, курица, индюк- это домашние птицы. За ними ухаживает человек, потому что они приносят ему пользу. 

В: Давайте посмотрим, как можно их назвать одним словом?

Д: Птицы.

В: Какие птицы?

Д: Домашние.

В: А где они живут?

Д: Птичьем дворе.

В: Кто за ними ухаживает?

Д: Хозяйка-птичница.

В: Что птицы, как и люди, они тоже живут семьями. Давайте знакомимся с птичьими семьями.

– петух , курица, цыпленок (цыплята) – куриная семья;
– гусак, гусыня, гусенок (гусята) – гусиная семья;
– селезень, утка, утенок (утята) – утиная семья;
– индюк, индюшка, индюшонок (индюшата) – индюшиная семья.

В: Птицы тоже между собой общаются, давайте вспомним,  кто как разговаривает? Кто знает ребята? Как петух кукарекует?

Д: Ку-ка-ре-ку!

Дидактическая игра.

«Кто как разговаривает?».

Петух –   кукарекает, курица – квохчет (кудахчет), цыпленок – пищит, утки – крякают, гуси – гогочут, индюки – болбочут.

В: Молодцы ребята! А теперь я вам прочитаю стихотворение, а вы будете правильно отвечать на мои вопросы.

Игра “Раз, два – сосчитай!”

(Раздаются индивидуальные картинки.)

Посмотри, какой отряд – 
Пять жёлтеньких цыплят
На линейку встали в ряд.
Первый  цыплёнок  – самый главный,
Второй цыплёнок – самый храбрый,
Третий – самый грязный,
Четвёртый – самый шумный,
А пятый – умный.

– Какой по счёту цыплёнок самый умный? (5й)

– Какой самый главный? (1й)

– Какой по счёту цыплёнок самый храбрый? (2й)

– Какой самый шумный? (4й)

– Какой самый грязный? (3й)

В: А сейчас я вам прочитаю рассказ «Петушок с семьей» (К. Д. Ушинский).

     Ходит по двору петушок на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:              -Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! черненькие – беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!

     Курочки с цыплятками собрались, раскудахталися; зернышком не поделились, передрались. 

     Петя-петушок беспорядков не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!».

В: Вам понравился петушок из рассказа? Чем он вам понравился? Давайте вместе  похвалим его:  на голове красный…(гребешок), под носом красная…(бородка), нос у петушка… (долотцом), хвост у Пети…(колесом), на хвосте…(узоры),  на ногах …(шпоры). (При затруднении помочь детям вспомнить выражения из рассказа).

Физкультминутка

Дома курица  сидит
И цыплятам говорит
Ко-ко-ко!
Ко-ко-ко!

Не ходите далеко.
Раз, два, три, четыре, пять.
Кошка может вас поймать.

В: Наша курочка заскучала, давайте сделаем для нее веселых и озорных цыплят, чтобы ей стало весело. (Дети садятся за столы, на каждого ребенка капсула от киндера, перышки и пластилин.)

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки
Желтые цыплятки!

В: Ребята давайте вспомним, что есть у цыпленка на голове?

Д: Гребешок, клювик, глазки. 

В: Отрываем маленькие кусочки пластилина, раскатываем между ладошками и прикрепляем на капсулу. Для гребешка и клювика нам понадобится пластилин красного цвета, а для глаз белый, зеленый или синий.

В: А что есть, у птиц и нет у зверей?

Д: крылья. 

В: Правильно, молодцы.

В: Лепим крылья из кусочков побольше пластилина желтого цвета, к пластилину прикрепляем перышки, нашему цыпленку нужны лапки, а они желтого цвета. Из пластилина желтого цвета раскатываем шарик на доске, затем на шарик ставим нашу капсулу и слегка прижимаем донышко капсулы к пластилину – наш цыпленок готов.

Заключительная часть:

В: Сколько цыплят у нашей курочки! 

Д: Восемь.

В: Какого цвета цыплят мы сделали?

Д: Желтого.

В: Она очень рада и благодарит вас за замечательных цыплят. Давайте посадим наших цыплят к курочке в гнездо.

Рефлекция: