«Раскрыть потенциал: зачем школьнику нужен наставник или Роль наставника в учебный жизни подростка».

ФИО: Чичко О.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3299
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: «Раскрыть потенциал: зачем школьнику нужен наставник или Роль наставника в учебный жизни подростка».
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)



Слайд 1. 

Тема: «Раскрыть потенциал: зачем школьнику нужен наставник или Роль наставника в учебный жизни подростка». 

Кто может им стать и в каких случаях наставник будет полезен для школьника.
В последние пару лет наставничество становится популярным в школе и некоторые специалисты занимаются исключительно поддержкой и мотивацией подростков.

Слайд 2. Что конкретно делает наставник и в каких ситуациях он нужен.
Кто может быть наставником для подростка.


Слайд 3. Нужно значит понятия «наставник». 

Наставник — человек, обладающий опытом и готовый делиться им на равных. Чтобы быть наставником, достаточно находить общий язык с подопечными и раскрывать их сильные стороны.

Наставник — это своего рода стратег, который помогает школьникам в учебе и выборе будущей профессии. Поэтому чаще всего ими становятся педагоги или психологи, которые хотят делиться опытом и помогать подросткам найти себя.

Можно сказать, что любой школьный психолог или учитель отчасти занимается наставничеством: отвечает на вопросы, дает индивидуальные задания, направляет ученика, предлагает разные методы обучения, следит за успеваемостью. Только профессиональный наставник делает это прицельно и регулярно.

Слайд 4. Идеальный наставник – это человек, который:
обладает отличными коммуникативными навыками;
умеет управлять собственными эмоциями;
понимает эмоции других;
ответственно подходит к выполнению любой задачи и решению проблем;
обладает позитивным мышлением;
является примером для учеников;
помогает им в достижении целей, в выявлении сильных сторон и самоопределении.

Слайд 5. Все школьники разные: – одни хорошо учатся, но не задумываются о будущей профессии,                     – вторые с трудом выполняют домашние задания, зато увлекаются творчеством,     – третьи испытывают выгорание и страх перед грядущей самостоятельной жизнью. 

Поэтому наставниками в школе обычно являются: классные руководители, соц. педагога или психолог.

Слайд 6. Наставник – кл. руководитель: сопровождает учебный процесс и поддерживают мотивацию.
Наставник – соц. педагог: помогают выбрать профессию.
Наставник – психолог: помогает бороться со страхами и стрессом.


Контроль учебного процесса — ежедневная функция наставника – кл. руководителя. Он следит за выполнением домашних заданий, успеваемостью и мотивацией. Если школьник выбивается из расписания, отстает по каким-то предметам или ленится, наставник общается с ним и его родителями, выявляет причины затруднений и подсказывает пути решения.

Наставник – соц. педагог рекомендует опираться на сильные стороны конкретного ученика. Один хорош в гуманитарных предметах, другой — в естественнонаучных, третий любит математику. Чтобы определить программу, школьнику сначала предлагается пройти тесты по профориетиру, намечаем ключевые точки для профессиональных проб, посещения сузов и вузов, подготовки к поступлению на определенные специальности и проработки индивидуальных особенностей. Например, если подросток часто испытывает волнение, мы работаем над стрессоустойчивостью перед важными событиями. Главное правило в такой работе — равномерно распределять силы и ресурсы».

При выборе профессии с учеником, наставник – соц. педагог делится собственным опытом, указывает на неочевидные возможности, организует пробные занятия по разным специальностям — по-другому их называют профпробами. При этом специалист работает только с теми, кому интересно понять себя и окружающий мир. Когда мотивация у школьника отсутствует, ему не навязывают дополнительные занятия, но предлагает поискать ресурсы в себе, сформировать самооценку и обратить внимание на происходящее вокруг. Если подросток следует этим советам, то заинтересованность постепенно вырабатывается.

В каких ситуациях нужен наставник: успешные кейсы
Во время учебы случаются разные ситуации: кто-то меняет школу в середине года, кто-то теряет мотивацию, кто-то не может определиться с будущей профессией. В каждом случае наставник подбирает решение проблемы и помогает справиться с трудностями.

Кейс №1

Ситуация: Андрей перешёл из обычной общеобразовательной школы в гимназию, где ему постоянно напоминали, что, как и когда нужно делать. В первые месяцы он растерялся, не смог самостоятельно отслеживать учебную нагрузку и накопил много «хвостов».

Задача: догнать программу.

Решение: родители подключили персональное сопровождение наставника-кл.руководителя. Он помог составить таблицу с задолженностями и график их устранения, помог выстроить учебный процесс по-новому.

Кейс №2

Ситуация: Вика всегда любила животных и с удовольствием за ними ухаживала, кормила бездомных собак и кошек, старалась найти им новый дом. Ёе мечта была стать ветеринаром, а ее родители мечтали о юридической карьере для дочери.

Задача: осознанно выбрать профессию.

Решение: наставник- соц.педагог организовала профессиональные пробы: нашла ветеринаров, готовых поделиться опытом, и помогла Лизе встретиться с ними, чтобы она могла задать все интересующие вопросы и составить реалистичное представление о профессии. В результате Лиза поняла, что работа ветеринара ей не подходит, зато она может объединить свою любовь к животным и желание родителей и стать юристом по правам животных.

Кейс №3

Ситуация: Маша систематически пропускала уроки без уважительной причины, сбегала из дому, не могла найти общий язык с родителями, конфликтовала с учениками в классе, сложилось негативное отношения к педагогам, категорически отказывалась ходить в школу и тем самым стояла под угрозой недопуска до выпускных экзаменов в 9 классе.

Задача: улучшить оценки, повысить учебную мотивацию и урегулировать конфликт.

Решение: Кате помог формат домашнего обучения и плотная работа с наставником-куратором. Она смогла наладить режим, полюбила некоторые предметы и стала активно общаться с другими учениками. В результате ученица вытянула на пятерки практически все оценки, начала изучать немецкий язык и готовиться к поступлению в зарубежный вуз.

Вывод: В широком смысле наставник нужен каждому школьнику, поскольку он помогает перейти из детского состояния во взрослое. Это связано не только с выбором профессии, но и с более осознанным взглядом на окружающий мир и самого себя. Наставник играет в этом осмыслении ключевую роль, ведь именно он прямо или косвенно демонстрирует большое количество возможностей, которые открываются во взрослой жизни. И здесь главное — не вести подростков за собой, а помочь им увидеть собственный путь.

Как однажды сказал Стивен Спилберг: «Тонкий баланс наставничества заключается не в том, чтобы взращивать людей по собственному образу, а в том, чтобы дать им возможность найти самих себя».

 

Кейс №1

Ситуация: Андрей перешёл из обычной общеобразовательной школы в гимназию, где ему постоянно напоминали, что, как и когда нужно делать. В первые месяцы он растерялся, не смог самостоятельно отслеживать учебную нагрузку и накопил много «хвостов».

Задача: догнать программу.

 

Кейс №2

Ситуация: Вика всегда любила животных и с удовольствием за ними ухаживала, кормила бездомных собак и кошек, старалась найти им новый дом. Ёе мечта была стать ветеринаром, а ее родители мечтали о юридической карьере для дочери.

Задача: осознанно выбрать профессию.

 

Кейс №3

Ситуация: Маша систематически пропускала уроки без уважительной причины, сбегала из дому, не могла найти общий язык с родителями, конфликтовала с учениками в классе, сложилось негативное отношения к педагогам, категорически отказывалась ходить в школу и тем самым стояла под угрозой недопуска до выпускных экзаменов в 9 классе.

Задача: улучшить оценки, повысить учебную мотивацию и урегулировать конфликт.